Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания
рабочая программа на тему

Волина Галина Николаевна

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.

 

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации программ повышения квалификации и переподготовки работников пищевого производства и общественного питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma_osnovy_ekonomiki_menedzhmenta_i_marketinga.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Учебной дисциплины

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

для специальности

260807 Технология продукции общественного питания

базовая подготовка

Владикавказ, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации программ повышения квалификации и переподготовки работников пищевого производства и общественного питания.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина относится к профессиональному циклу, разделу ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-основные положения экономической теории;

-принципы рыночной экономики;

-современное состояние и перспективы развития отрасли;

-роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

-механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

-механизмы формирования заработной платы;

-формы оплаты труда;

-стили управления, виды коммуникации;

-принципы делового общения в коллективе;

-управленческий цикл;

-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 150часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  100 часов;

- самостоятельной работы обучающегося  50 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта                       


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объ-

ем

часов

Уро-вень освое-ния

1

2

3

4

Раздел 1. 

Основы маркетинга

63

Тема 1.1. 

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга

Содержание учебного материала

8

1

1.Маркетинг и его роль в развитии общественного питания.

2. Принципы и функции маркетинга.

3. Структура маркетинговой деятельности. Особенности комплекса маркетинга предприятий общественного питания.

4. Объекты маркетинговой деятельности. Классификация потребностей.

Окружающая среда маркетинга.

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ комплекса маркетинга предприятия общественного питания.

6

3

Тема 1.2.

Современное состояние и перспективы развития отрасли

Содержание учебного материала

10

1

1. Состояние и прогнозы развития потребительского рынка России и региона.

2. Концепции развития рыночных отношений.

3. Классификация маркетинга. Основные виды маркетинга.

4. Анализ конкурентной среды. Конкурентоспособность предприятий, продукции и услуг. Антимонопольное законодательство по защите конкуренции и конкурентной среды.

5. Сегментирование рынка. Признаки и критерии сегментирования потребительского рынка. Потребители услуг общественного питания. Модель покупательского поведения.

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ особенностей поведения потребителей услуг общественного питания.

6

3

Тема 1.3.

Ценообразование на продукцию (услуги)

Содержание учебного материала

4

1

1. Цена, ценовая политика. Классификация цен. Формирование цен в предприятиях общественного питания.

2. Процесс ценообразования. Стратегии ценообразования.

Практические занятия

 Определение цены на продукцию собственного производства в предприятии общественного питания ( по заданию преподавателя).

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ особенностей стратегий ценообразования предприятий общественного питания.

6

3

Тема 1.4.

Адаптация производства и сбыта к рыночной ситуации

Содержание учебного материала

6

1

1. Товар как средство удовлетворения потребностей. Элементы товарной политики: упаковка, ассортимент, товарный знак, сервис и т.д., их характеристика.

2. Методы формирования спроса и стимулирования сбыта в предприятиях общественного питания. Правовые основы рекламы.

3. Маркетинговые исследования рынка.

Практические занятия

Анализ ситуаций на рынке товаров и услуг.

Определение жизненного цикла продукции и услуг общественного питания и разработка маркетинговых мероприятий.

8

2

Самостоятельная работа обучающихся

Разработка рекламных текстов для предприятия общественного питания.

5

3

Раздел 2

Основы менеджмента 

39

Тема 2.1.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

6

1. Основные понятия и категории менеджмента .  

2. Особенности менеджмента предприятий общественного питания, цели и задачи.

3. Особенности менеджмента в России. Принципы управления, особенности применения принципов управления в предприятиях общественного питания.

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ систем управления в предприятиях общественного питания.

2

3

Тема 2.2.

Функции менеджмента

Содержание учебного материала

6

1

1. Функция планирования. Процесс стратегического планирования.

2. Функция организации. Организационные структуры управления. Делегирование полномочий, пределы полномочий.

3. Функция мотивации.  Мотивационные теории. Функция контроля. Виды, этапы, правила контроля.

Самостоятельная работа обучающихся

1. Определение типа и вида организационной структуры управления предприятия общественного питания (базы практики), анализ ее сильных и слабых сторон.

2. Подготовка письменного сообщения о проведении предварительного, текущего и заключительного контроля в предприятии общественного питания.

4

3

Тема 2.3.

Стили управления

Содержание учебного материала

4

1. Авторитарный стиль управления. Демократический стиль управления. Либеральный стиль управления. Их характеристика.

2. «Решетка менеджмента». Теория лидерства, подходы к лидерству, типы лидерства.

Самостоятельная работа обучающихся

1. Решение производственных ситуационных задач на определение стилей управления.

2

3

Тема 2.4.

Коммуникации в управлении

Содержание учебного материала

4

1

1. Коммуникации: понятие, виды. Процесс коммуникаций. Особенности процесса коммуникаций в предприятиях общественного питания.

2. Барьеры в процессе коммуникаций. Рекомендации по совершенствованию процесса коммуникаций.

Самостоятельная работа обучающихся

1. Исследование процесса коммуникаций в предприятиях общественного питания.

3

3

Тема 2.5.

Деловое общение

Содержание учебного материала

4

1,2

1. Деловое и управленческое общение: понятие, назначение. Роль общения для современного специалиста.

2. Правила ведения деловых бесед, совещаний. Техника ведения телефонных переговоров.

Практические занятия

1 Отработка навыков делового общения (проведение деловой беседы, телефонных переговоров.

2.Решение конфликтных ситуаций.

4

2

Раздел 3

Основы экономики

66

Тема 3.1.

Основные положения экономической теории

Содержание учебного материала

8

1

1. Проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов. Альтернативная стоимость.

2. Понятие производства, обмена, распределения и потребления.

3. Свойства товара и функции денег. Закон денежного обращения.

4. Модель круговых потоков.

Практические занятия

1. Спрос на деньги и предложение денег.

2

2

Тема 3.2.

Предприятие как основной хозяйствующий субъект

Содержание учебного материала

4

1

1. Разделение труда и кооперация на предприятии.

2. Организационно-правовые формы предприятия. Понятие о производственной и экономической эффективности предприятия.

Практические занятия

1. Типы хозяйственных товариществ.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ организационно-правовых форм предприятий общественного питания, их преимуществ и недостатков.

4

3

Тема 3.3.

Принципы рыночной экономики

Содержание учебного материала

6

1

1. Понятие рынка. Рынки факторов производства. Специфика рынков товаров и услуг.

2. Основные рыночные структуры: монополия, и конкуренция.

3. Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие и причины его нарушения.

4. Цена покупателя и цена продавца – условия формирования

Практические занятия

1. Определение рыночных структур.

2. Расчет эластичности спроса и предложений.

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Механизм спроса и предложения  в условиях совершенной конкуренции.

2.Механизм равновесия рынка при монопольных ценах.

6

3

Тема 3.4.

Доходы и расходы предприятия

Содержание учебного материала

8

1

1. Понятие дохода и прибыли. Издержки и прибыль.

2. Понятие издержек Виды издержек и их значение для анализа положения  предприятия на рынке.

3. Понятие о равновесии предприятия и максимизации прибыли.

Практические занятия

1. Расчет затрат и прибыли предприятия.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Производительность  мера измерения эффективности функционирования фирмы.

6

3

Тема 3.5.

Механизм формирования заработной платы

Содержание учебного материала

4

1

1. Экономический смысл заработной платы.

2. Рынок труда и цена труда.

3. Формы оплаты труда.

Практические занятия

1. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ применения форм и систем оплаты труда разных категорий персонала предприятий общественного питания.

6

3

Дифференцированный зачет

2

3

Всего:

150

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета маркетинга, менеджмента, экономики.

Оборудование и оснащение учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- оборудованное рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации по программе учебной дисциплины;

- наглядные пособия.

Технические средства обучения:

аудиовизуальные, компьютерные (мультимедиа проектор, компьютеры, принтер, сканер) и телекоммуникационные (Интернет-ресурсы) и др.  

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие.- М.: Инфра-М, 2008.
  2. Вершигора Е. Е.  Менеджмент: учеб. Пособие. -2-е изд., перераб.  и доп. – М.: инфа-м, 2009.
  3. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник.2-е изд. перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, Юнити, 2008.
  4. Драчева Е.Л. “Менеджмент”. учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, М.: Издательский центр «Академия»,2008.
  5. Котлер Филип. Основы маркетинга. -  М.: Издательский дом «Вильямс», 2008.
  6. Кнышова Е.Н. Маркетинг. Учебное пособие  - М.: Форум: Инфра- М, 2008.
  7. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: -М.:Юнити-Дана, 2010.
  8. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие, изд.-Мн.: Новое знание,2001, 2008.
  10. Лукашевич В.В., Астахова Н.И. Менеджмент –М.; ЮНИТИ – ДАНА, 2009.
  11. Лукашевич В. В. Управление персоналом (предприятий торговли и общественного питания). Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. -  М.: Издательский дом «Деловая литература» - Издательство: «Гелан»; 2008.
  12. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. Москва – Санкт-Петербург – Н. Новгород – Воронеж – Ростов на Дону – Екатеринбург- Киев - Харьков - Минск  «Питер», 2008.
  13. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  14. Николаева И.П. Экономическая теория в вопросах и ответах Учебное пособие. - М.: ООО «Т.К. Велба»,  2009.
  15. Носова С.С. Основы экономики: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2008.
  16. Ходеев Ф.П. Менеджмент / серия «Учебники и учебные пособия. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2008.

Дополнительные источники:

1. Ресурсы Интернет сайтов: www.Infomanagement.ru, www.Alleng/ru, www. cfin.ru,  www. management.aaanet.ru,  www.marketing.spb.ru,  www.4p.ru,

www. marketing.web-3.ru, www. marketingpro.ru

2. Периодические издания:

журналы: «Торговое оборудование», «Рестораны и гостиницы», «Деловой квартал», «Товарный рынок», «Ресторатор».

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации.

Демонстрация умений в процессе выполнения практического задания,

моделирование практической ситуации, внеаудиторная самостоятельная работа.

Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения.

Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

Знания

Основные положения экономической теории.

Опрос, тестирование,

экспертная оценка на практическом занятии,

внеаудиторная самостоятельная работа.

Принципы рыночной экономики.

Современное состояние и перспективы развития отрасли.

Роль и организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

Механизмы ценообразования на продукцию (услуги).

Механизмы формирования заработной платы.

Формы оплаты труда.

Стили управления, виды коммуникации.

Принципы делового общения в коллективе.

Управленческий цикл.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом.

Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.