Рабочая программ учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга
рабочая программа на тему

Лунев Николай Алексеевич

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 638, Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2010 г.N 17991) по специальности среднего профессионального образования 260107 «Технология бродильных производств и виноделие».

Рабочая  программа учебной дисциплины может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области агрономии при наличии среднего (полного) общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12._rp_ud_op.07._osnovy_ekonomiki_menedzh._i_mark.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

 

Министерство образования, науки  и молодежной политики

Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение  Краснодарского края

«Анапский сельскохозяйственный техникум»

Краснодарского края

(ГБОУ СПО АСТ КК)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

для специальности СПО

260107 «Технология бродильных производств и виноделие»

 (базовая подготовка)

входящей в состав укрупненной группы специальностей

260000 «Технология продовольственных продуктов и потребительских

товаров»

2016 г.

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

 на заседании предметно-цикловой комиссии общепрофессиональных и специальных      дисциплин специальностей «Агрономия» и «ТБПиВ»

 

Протокол № ________  

от «____» ________ 20___г.

Председатель   ПЦК ________ Кулиш А.С.

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 110401 «Агрономия» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 110000 «Рыбное и сельское хозяйство»

УТВЕРЖДЕНА

Зам. директора по учебной работе

___________________C.В. Малютина

«____»___________________20___ г.

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 638, Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2010 г.N 17991) по специальности среднего профессионального образования 260107 «Технология бродильных производств и виноделие».

Разработчики:

  1. Матвеева Т.В. – председатель предметно-цикловой комиссии общепрофессиональных и специальных      дисциплин специальностей «Агрономия» и «ТБПиВ»

____________

     подпись

  1. Лунев Н.А. – преподаватель ГБОУ СПО АСТ КК

____________

     подпись

Рецензенты:

  1. Мазова Е.А. – кандидат экономических наук, старший преподаватель АФ КубГАУ, профессор Российской академии естествознания

____________

     подпись

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

1.1. Область применения программы:

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 638, Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2010 г.N 17991) по специальности среднего профессионального образования 260107 «Технология бродильных производств и виноделие».

Рабочая  программа учебной дисциплины может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области агрономии при наличии среднего (полного) общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
  • анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения экономической теории;
  • принципы рыночной экономики;
  • современное состояние и перспективы развития отрасли;
  • роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
  • формы оплаты труда;
  • стили управления, виды коммуникации;
  • принципы делового общения в коллективе;
  • управленческий цикл;
  • особенности менеджмента в области агрономии;
  • сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
  • формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося –  16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная, аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

Примерная тематика самостоятельной работы:

сообщения, кроссворды, опорные конспекты, решение  практических задач

16

Итоговая аттестация в форме   дифференцированного зачёта


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности

1

Раздел 1.

Экономика и ее роль в жизни общества

8

Тема 1.1. Собственность и ее виды

Содержание учебного материала

2

1

Собственность как основа социально-экономических отношений между людьми. Права собственников и их закрепление в законодательстве страны

2

2

Охрана государством прав собственников.

Основные типы собственности: частная, общая долевая и общая совместная. Сравнительные достоинства и недостатки разных видов собственности. Государственный сектор национальной экономики и его социально – экономическая роль. Структура отношений собственности в России в начале 21 века

2

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение по вопросу: «Коренное преобразование государственной собственности в 1990-х годах в России».

2

Тема 1.2. Организация хозяйственной деятельности

Содержание учебного материала

2

1

Типы организации хозяйства: натуральное и товарное производство. Их роль в решении хозяйственных задач: какие блага, как и для кого производить.

Сравнительный анализ натурального и товарного производства. Преимущества товарного производства. Управление экономикой. Место управления в организации хозяйственной деятельностью

2

Самостоятельная работа

Подготовить презентацию: «Разделение труда и его связь с научно- техническим прогрессом. Эффективность разделения труда. Формы современного общественного разделения  труда»

2

Раздел 2.

Микроэкономика

12

Тема 2.1.Рынок

Содержание учебного материала

2

1

Современный рынок как единая совокупность особых отраслей торговой деятельности.

Свободное развитие рынка и его регулирование. Зарождение рыночного обмена товаров и возникновение денег. История развития денег (товарные деньги, золотой стандарт, современные денежные средства, электронные деньги).

Механизм рыночного ценообразования. Рыночная цена и ее воздействие на индивидуальный спрос покупателя и индивидуальное предложения продавца. Законы  спроса и предложения

2

Практическое занятие

2

1

Построение кривых спроса и предложения товара

Тема 2.2. Конкуренция и монополия

Содержание учебного материала

2

1

Конкуренция: ее сущность и формы. Индивидуальная конкуренция, ее условия и результаты рыночной игры. Сущность и последствия национальной конкуренции. Зависимость рыночной цены от массового спроса и массового предложения. Причины образования и виды монополий. Абсолютная монополия и коренное изменение механизма образования рыночных цен. Антимонополистическое регулирование

2

Самостоятельная работа

Используя различные источники информации, подготовить конспект: «Новое во взаимосвязи конкуренции и монополии во второй половине ХХ века».

2

Тема 2.3. Экономические основы бизнеса

Содержание учебного материала

2

1

Коммерческое предпринимательство. Коммерческий расчет. Процесс создания (новой) добавленной стоимости, экономические и правовые условия производственного бизнеса. Простое и расширенное воспроизводство капитала фирмы.

Основной и оборотный капитал. Амортизация и обновление основного капитала

2

Самостоятельная работа

Дать анализ социальным проблемам накопления капитала: источники и структура. Подготовить устное сообщение на тему: «Повышение эффективности накопления в условиях научно- технического прогресса»

2

Раздел 3.

Распределение доходов

в обществе

8

Тема3.1. Распределение доходов в микроэкономике

Содержание учебного материала

2

1

Заработная плата работников. Формы оплаты труда.

Факторы увеличения оплаты труда. Роль форм вознаграждения за труд в стимулировании деятельности рабочих и специалистов. Номинальная и реальная заработная плата. Образование и распределение прибыли фирмы. Норма прибыли и ее экономическая роль. Рентабельность торгового бизнеса.

Кредит, виды кредита. Процент по обслуживанию кредита. Прибыльность банковского капитала

2

Практическое занятие

2

1

Расчет заработной платы различным категориям работников.

Самостоятельная работа

Подбор производственных ситуаций на тему: «Доходы от ценных бумаг. Рынок ценных бумаг и курс акций. Земельная рента и цена земли»

2

Тема3.2. Налоговая система

Содержание учебного материала

2

1

Налоги, значение. Виды налогообложения физических и юридических лиц. Ставки налога. Кривая Лафера. Влияние ставки налога на предложение труда, капитала и сбережения. Налоговая реформа

2

Раздел 4.

Макроэкономика

10

Тема 4.1. Макроэкономическая нестабильность

Содержание учебного материала

2

1

Циклическое развитие национального хозяйства. Особенности экономических кризисов  в России  в конце 20 и начале 21 века и пути выхода из них.

2

Безработица и занятость населения. Причины и виды безработицы. Государственная политика занятости населения. Инфляция и устойчивость денежного обращения. Уровень инфляции. Пути снижения уровня инфляции

Практическое занятие

2

1

Определения уровня безработицы и уровня инфляции.

Самостоятельная работа

Подготовить презентации: Особенности типа собственности, кооперации и разделения труда, форм организации труда и управления в государственном секторе страны.

Основные направления экономической политики государства. Угрозы экономической безопасности страны и меры по их преодолению. Новые показатели макроэкономики

2

Тема 4.2. Финансы и денежно – кредитная система

Содержание учебного материала

2

1

 Финансы и их роль в регулировании экономики. Государственный бюджет: его доходы и расходы. Бюджетный дефицит и  профицит. Российский бюджет.

Денежно – кредитная система России. Роль банков в этой системе. Регулирование количество денег в обращении

2

Самостоятельная работа

Подготовить доклад на тему: «Мировая валютная система. Валютный курс. Внешнеэкономическая политика России»

2

Раздел 5.

Основы менеджмента

6

Тема 5.1. Стили управления

Содержание учебного материала

2

1

Понятие «стиль управления». Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный. Характеристика каждого стиля управления. Преимущества и недостатки различных стилей управления. Стили управления и факторы их формирования

2

Ссамостоятельная работа

Подготовить реферат на тему: «Особенности менеджмента в области агрономии»

 Подготовить схему: «Методы управления: административно-организационные, экономические и социально- психологические»

Подготовить сообщения: Авторитет, псевдоавторитет. Власть, типы  власти

2

Тема 5.2. Коммуникативность и общение

Содержание учебного материала

2

1

Понятие общения и коммуникации. Информация, ее виды: функциональная, координационная, оценочная.

Деловое общение, его характеристика. Принципы делового общения. Этапы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование,  опровержение доводов собеседника, принятие решения

2

Раздел 6.

Основы маркетинга

2

Тема 6.1. Основы маркетинга 

Содержание учебного материала

2

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом. Задачи и направленность маркетинговых исследований. Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации. Реклама, виды рекламы. Функции рекламы

Всего

48


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к  материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- аудиторная мебель;

- тематические стенды;

- справочная литература;

- учебно-методические материалы: инструкционные карты для проведения практических занятий, комплект индивидуальных заданий для обучающихся; комплекты контрольных вопросов и заданий для тестирования.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Слагода В.П. Основы экономики. М.: Форум, - 2008.
  2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник для СПО. – М.: Феникс, 2011.
  3. Кудина М.В. Основы экономики. – М.: ИД «Форум», ИНФРА-М, 2008.
  4. Прошкина Т.П. Маркетинг. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
  5. Борисов Е.Ф. Основы экономики. – М.: Дрофа,2008.

Дополнительные источники:

  1. Экономика сельского хозяйства и менеджмент. Практикум. / Под ред. Г.А. Петраневой. – М.: Академия, 2005.
  2. Макаров В.М.,  Попова Г.В. Менеджмент: Для бакалавров. Стандарт третьего поколения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011.
  3. Экономическая теория. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 2000.
  4. Рябчиков А.К. Азбука экономики. Учебное пособие к курсу «Основы экономики». – М., 2001.
  5. Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев. (Под. общей редакцией акад.Журавлевой). – М.,1997.

Интернет-ресурс

www.agroekonomika.ru 

www.nlr.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения  индивидуальных заданий, решения практических задач.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  практических работ

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения

- устный (письменный) опрос

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг

- анализ и оценка сообщений

Знания:

основные положения экономической теории

- тестирование

принципы рыночной экономики

- контрольная работа

современное состояние и перспективы развития отрасли

- устный (письменный) опрос;

роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

- оценка выполнения самостоятельной работы

механизмы ценообразования на продукцию (услуги)

-анализ проблемных задач

формы оплаты труда

- экспертное наблюдение и оценка выполнения  практических работ

стили управления, виды коммуникации

-устный (письменный) опрос

принципы делового общения в коллективе

- устный (письменный) опрос

управленческий цикл

- анализ  и оценка сообщений

особенности менеджмента в области виноделия

- устный (письменный) опрос

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом

- тестирование

формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации

- анализ производственных ситуаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...

Варианты контрольной работы учебной дисциплины "Основы экономики, менеджмента и маркетинга", заочная форма обучения, специальность "Механизация сельского хозяйства"

варианты контрольной работы учебной дисциплины "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" для студентов заочного отделения, специальность "механизация сельского хозяйства" содержат вопросы по вариан...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по дисцилине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" по специальности "Технология продукции общественного питания"...

Рабочая программа учебной дисциплины " Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности среднего профессионального образования  по специальности ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 456 &ldqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"...