Рабочая программа учебной дисциплины " Основы экономики,менеджмента и маркетинга"
рабочая программа на тему

Ханяфиева Нурсина Салихзяновна

 

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности среднего профессионального образования  по специальности  110809 Механизация  сельского хозяйства           базовая подготовка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_ekonomika_423_gr.docx48.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное   образовательное учреждение

 «Нурлатский аграрный техникум»

Согласовано

Заместитель  директора по НМР

____________ И.Р.Зайцева

«____»__________20___г.

Утверждаю

 Заместитель  директора по УР

______________ С.В Исаева

«____»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

по специальности  110809 Механизация  сельского хозяйства                                                                                                        

Рассмотрена на заседании                                                                                                                      предметно-цикловой комиссии

общепрофессиональных дисциплин

                                                                                           

Протокол № __                

От  «___» ___________ 20__ г.

Председатель ПЦК __________


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности  110809 Механизация  сельского хозяйства                                                                                                          базовая подготовка.

Организация-разработчик: 

Государственное автономное  образовательное учреждение  среднего

 профессионального образования  «Нурлатский аграрный техникум»

Разработчик: Ханяфиева Нурсина Салихзяновна

преподаватель специальных  дисциплин

                                       


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

1.1. Область применения программы

 Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 110810  Электрификация и автоматизация сельского хозяйства (базовой подготовки)

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и  переподготовки) и профессиональной подготовке специалистов в области  электрификации сельского хозяйства.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в  профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; 
  • Расчёт заработной платы отдельных категорий работников.
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
  • анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения экономической теории;
  • принципы рыночной экономики;
  • современное состояние и перспективы развития отрасли;
  • роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
  • формы оплаты труда  и системы  оплаты  труда;
  • порядок исчисления и уплаты налогов. Виды налогов 
  • Принципы и методы планирования. Стратегические  и тактические планы.
  • стили управления, виды коммуникации;
  • принципы делового общения в коллективе; 
  • Издержки производства и себестоимость сельскохозяйственных культур.
  • управленческий цикл;
  • особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
  • сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
  •  Комплекс  маркетинговых  коммуникаций.
  • Процесс принятия решения о покупке.  
  • формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;

самостоятельной работы обучающегося 32 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

составление конспекта

подготовка сообщения

подготовка  реферата

14

14

4

Итоговая аттестация в форме диф.зачета                              


                                                         2.2 Тематический  план и содержание  учебной  дисциплины  Основы  экономики, менеджмента, маркетинга.

Наименование разделов

           и тем.

Содержание  учебного  материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная  работа обучающихся.

Объем  часов.

Уровень  освоения.

1

2

3

         4

Раздел 1. Отрасль

в условиях рынка

28

Тема 1.1. Особенности и перспективы развития отрасли

Содержание учебного материала

4

1

Сельское хозяйство - основное звено агропромышленного промышленного комплекса. Состав и структура   агропромышленного комплекса. Экономические взаимоотношения между предприятиями агропромышленного

 комплекса

2

2

2

Сельское хозяйство - основное звено агропромышленного промышленного комплекса. Состав и структура  

агропромышленного комплекса. Экономические взаимоотношения между предприятиями агропромышленного

 комплекса

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по теме «Экономические инновации в агрокомплексе РФ»

2

Тема 1.2. Природные и экономические ресурсы сельского хозяйства

Содержание учебного материала

14

1

Значение и особенности использования земли  сельском хозяйстве. Состав, структура и состояние земельных ресурсов. Факторы, определяющие структуру сельскохозяйственных угодий. Государственный земельный кадастр и мониторинг. Сущность земельного кадастра и его составные части. Бонитировка и экономическая оценка земли. Мониторинг земли: понятие, задачи и содержание

2

2

2

Понятие о трудовых ресурсах и экономически активном населении (рабочей силе), их состав. Занятость и безработица, ее виды и уровень. в отрасли. Обеспеченность отрасли трудовыми ресурсами. Показатели использования трудовых ресурсов в отрасли. Понятие  о производительности  труда. Производительность труда и пути ее повышения.

2

2

3

Экономическая сущность основных средств. Классификация основных средств, их оценка. Износ и амортизация основных средств. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Нормирование оборотных средств и особенности их формирования в отрасли

2

2

4

Формы организации труда. Нормирование труда. Виды норм. Методы нормирования труда. Фотография и хронометраж рабочего времени. Сущность заработной платы и ее виды. Тарифная система оплаты труда ее основные элементы. Формы и системы оплаты труда

2

2

Практические занятия

6

1.

Структура сельскохозяйственных угодий.

2.

Нормирование труда.

3.

Расчёт заработной платы отдельных категорий работников.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата по теме: Земельные отношения. Плата за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Составление конспекта по теме: Рыночная цена земли и методика ее определения. Земельная рента (дифференциальная и абсолютная).

Подготовка доклада о современном уровне эффективности использования земли в организациях (предприятиях) различных форм хозяйствования.

Подготовка сообщения по теме: Мероприятия по повышению плодородия почвы и экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий. Бюджетное финансирование: дотации, компенсации, субсидии и т.д.

Дать сравнительную  эффективность использования оборотных средств. Материалоемкость продукции и ресурсосбережение. Пути повышения эффективности использования оборотных средств.

6

Тема 1.3. Организация сельского хозяйства как хозяйствующего субъекта

Содержание учебного материала

2

2

1

Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект и как имущественный комплекс. Классификация организаций (предприятий). Организационно-правовые формы организации (предприятия), их сущность и особенности. Хозяйственные товарищества: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное). Хозяйственные общества: общество с      ограниченной      ответственностью,      общество      с      дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое и закрытое). Сельскохозяйственные кооперативы (производственный и потребительский).

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения об  унитарном предприятии (на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления) и  объединениях организаций (предприятий): финансово-промышленные группы, ассоциации, холдинги, комбинаты, агрофирмы и др.

2

Тема 1.4. Имущество, капитал, специализация и размер организации

Содержание учебного материала

4

2

1

Понятие об имуществе организации (предприятия). Материально-вещественные и нематериальные элементы имущества. Движимое и недвижимое имущество.

Понятие о капитале. Реальный и денежный капитал. Собственный и заемный капитал. Уставной (складочный) капитал. Основной и оборотный капитал.

2

Специализация организации (предприятия), ее виды и показатели. Диверсификация производства и ее экономическое значение. Производственная структура организации (предприятия). Характеристика основного, вспомогательного и подсобного производства. Типы производства, их характеристика.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка учебной и специальной литературы по теме «Организационные формы предприятия».

2

Тема 1.5. Планирование и организация сельскохозяйственного производства

Содержание учебного материала

4

2

1

Сущность, задачи и система планирования в организации (предприятии). Принципы и методы планирования. Виды планов. Стратегическое  и тактическое  планирование Производственная программа и производственная мощность. Методика расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации (предприятия). Понятие и составные части производственных   процессов  в сельскохозяйственных  организациях  (предприятиях)

2

Бизнес - план, его назначение. Характеристика разделов бизнес-плана. Методика расчета основных   технико-экономических показателей деятельности организации (предприятия). Понятие и составные части   производственных   процессов  в сельскохозяйственных  организациях  (предприятиях)

2

Практические занятия

Расчет основных технико-экономических показателей деятельности организации

4

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения о принципах рациональной организации производственных процессов в сельскохозяйственных организациях (предприятиях), их эффективности с использованием периодической печати, Интернета. Проработка   конспектов  учебных    занятий.

6

Раздел 2.

Менеджмент

18

Тема 2.1. Основы менеджмента

Содержание учебного материала

4

1

Отношения государственного управления и менеджмента.   Менеджмент: сущность, понятие, концепции. Цели и задачи менеджмента. Характерные черты и стадии менеджмента 

2

2

Практическая работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

 Анализ  производственной  ситуации по  индивидуальному  заданию

2

Тема 2.2. Управление отраслью

Содержание учебного материала

4

1

Понятие, принципы и функции управления.

Структура управления и основные принципы ее формирования. Типы
структур управления на сельскохозяйственных предприятиях: двух-, трех-, четырехступенчатые; по организационному строению производства -бригадная, отделенческая (территориально-производственная), цеховая (отраслевая), комбинированная. Их характеристика, условия применения. Сущность линейной, функциональной, линейно-функциональной структур управления.

Методы управления: экономические, административные (организационно-распорядительные), социально-психологические.

2

2

Организация управленческого труда. Классификация управленческого персонала по выполняемым функциям. Содержание работы с управленческим персоналом: подготовка кадров, подбор, расстановка, использование, повышение квалификации, воспитание. Управленческие решения, их виды. Разработка и принятие решений. Организация выполнения решений. Формулирование и доведение решений до  исполнителей.

2

Практическая работа:

1.Определение стилей руководства  коллективом.

2.Анализ управленческих решений

4

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения о международных фирмах и их юридической принадлежности

Проработка   конспектов  учебных    занятий на тему: Система контроля  за выполнением решений.

2

Тема 2.3. Управление конфликтами и стрессами

Содержание учебного материала

2

1

Природа конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Природа и причина стресса.

2

Практическое занятие

Разбор конфликтных ситуаций при помощи деловых игр

2

Самостоятельная работа обучающихся

 Подготовка реферата по теме: Управление конфликтами в организации.

 Проработка   конспектов  учебных    занятий  на тему: Управление  стрессами.

2

Раздел 3. Маркетинг

16

Тема 3.1. Социальные основы маркетинга

Содержание учебного материала

2

1

Маркетинг, маркетинговая деятельность. Концепции управления маркетингом. Цели системы маркетинга. Практическая деятельность маркетинга. Виды спросов. Основные понятия в области управления маркетингом. Анализ рыночных возможностей. Отбор целевых рынков. Разработка комплекса маркетинга. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта Анализ рыночных возможностей применительно к конкретному виду товара.

Ознакомиться с системами маркетинга в зарубежных странах

2

Тема 3.2. Факторы микро- и макросреды функционирования фирмы

Содержание учебного материала

6

1

Факторы микросреды функционирования фирмы: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники, контактные  аудитории. Виды рынков: потребительский рынок производителей, промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок. Типы конкурентов. Разновидности контактных аудиторий. Факторы макросреды   функционирования фирмы

2

3

Издержки производства и себестоимость сельскохозяйственных культур.

4

  Ценовая  политика  в условиях  рынка. Ценообразование на предприятии.  Факторы  и процессы  ценообразования.

Практическая работа

Расчет себестоимости сельскохозяйственных культур

4

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта по теме:

Основные законы и документы, регулирующие деятельность предпринимателей в сфере маркетинга.

Анализ влияния социального окружения на покупательские привычки людей.

2

Тема3.3.Маркетинговые исследования  и маркетинговая        информация.

Содержание учебного материала

2

1

Процессы  и методы   маркетинговых исследований. Понятие  маркетинговой  информации: система  маркетинговых  исследований: отбор источников  информации. Опрос.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка   конспектов  учебных    занятий на тему: Маркетинговая        информация.

2

Тема3.4.Маркетинговые  коммуникации.

Содержание учебного материала

2

1

Комплекс  маркетинговых  коммуникаций.   реклама, стимулирование  сбыта, пропаганда,  метод  прямых  продаж. Специфические приемы маркетинговой  коммуникации.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка   конспектов  учебных    занятий на тему: Маркетинговые  коммуникации..

2

Всего:

96


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий, справочники.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Герчикава И.Н. Менеджмент – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Е.М. Пеньковой. – М.: Про

    гресс, 2008.

4. Сарафанов Е.В. Основы маркетинга: Учебник. – М.: «Феникс», 2009.

5. Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие. – М.: «Феникс»,

    2010.

Дополнительные источники:

1.Загородников С.В.Краткий курс по менеджменту: учебн.пособие –Москва: Издательство «Окей-книга», 2009.

2.Казначеевская Г.Б. Менеджмент: учебник – Ростов н/Д: Феникс,2008.

3.Назаров Ю.А.  Основы менеджмента: Учебное пособие . –М:Глобус; Волгоград: Альянс, 2008.

4. Маркетинг / Под ред. Проф. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и изда

   телей «ТАНДЕМ».

5 Попова А.А. Менеджмент: практикум: учебн.пособие – Ростов н/Д:Феникс 2008..

6. Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник –М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

7. Шевчук Д.А. Экономика организации: Учебн. пособие. – М.: «Феникс»,

    2007.

Интернет-ресурс: «Экономический портал». Форма доступа: http://institutiones.com/strategies/1464-zadachi-i-testy-po-finansovoj-matematike.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации

оценка результатов выполнения  практических работ№ 4,5

рассчитывать заработную  плату отдельным категориям работников.

оценка результатов выполнения  практических работ№3

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения

наблюдение за деятельностью обучающихся во время выполнения практических работ;

оценка результатов выполнения  практических работ№6

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

оценка результатов выполнения  практических работ№10

Знать:

основные положения экономической теории

оценка результатов устного (письменного) опроса;

оценка результатов тестирования

принципы рыночной экономики

оценка результатов устного (письменного) опроса;

оценка результатов тестирования

современное состояние и перспективы развития отрасли

оценка результатов устного (письменного) опроса;

оценка результатов тестирования

роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

оценка результатов устного (письменного) опроса;

оценка решения задач

механизмы ценообразования на продукцию (услуги)

оценка результатов тестирования; оценка решения задач

формы  и системы оплаты труда

оценка результатов тестирования; оценка решения задач

порядок исчисления и уплаты налогов. Виды налогов

оценка результатов тестирования; оценка решения задач

стили управления, виды коммуникации;

оценка результатов устного (письменного) опроса;

оценка решения задач;

оценка выполнения и защиты рефератов

Принципы и методы планирования. Стратегические  и тактические планы.

оценка результатов устного (письменного) опроса;

принципы делового общения в коллективе

оценка результатов устного (письменного) опроса;

оценка решения задач

Издержки производства и себестоимость сельскохозяйственных культур.

оценка результатов тестирования; оценка решения задач;

управленческий цикл

оценка результатов устного (письменного) опроса;

оценка решения задач

особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства

оценка результатов устного (письменного) опроса;

оценка результатов тестирования; оценка решения задач;

оценка выполнения и защиты рефератов

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом

оценка результатов устного (письменного) опроса;

оценка результатов тестирования; оценка решения задач

формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации

оценка результатов устного (письменного) опроса;

оценка результатов тестирования

Комплекс  маркетинговых  коммуникаций.

оценка результатов тестирования;

Процесс принятия решения о покупке.  

оценка результатов тестирования; оценка решения задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...

Варианты контрольной работы учебной дисциплины "Основы экономики, менеджмента и маркетинга", заочная форма обучения, специальность "Механизация сельского хозяйства"

варианты контрольной работы учебной дисциплины "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" для студентов заочного отделения, специальность "механизация сельского хозяйства" содержат вопросы по вариан...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по дисцилине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" по специальности "Технология продукции общественного питания"...

Рабочая программ учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 456 &ldqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"...