Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"
рабочая программа на тему

Мирзаянова Венера Васильевна

Рабочая программа по дисцилине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" по специальности "Технология продукции общественного питания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Мамадышский профессиональный колледж №87»

(ГАОУ СПО «Мамадышский ПК №87»)

                                                                                          «Утверждаю»

Директор «Мамадышский ПК №87»

______________Егоров Н.Н.

«______»  _______________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

по специальности

260807 Технология продукции общественного питания

2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины  Основы экономики, менеджмента и маркетинга:

ГАОУ СПО «Мамадышский ПК №87», 2013г.        

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 110809 Механизация сельского хозяйства,

Организация-разработчик:  Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мамадышский профессиональный колледж №87»

Рассмотрена и одобрена на заседании  предметной (цикловой) комиссии общепрофессиональных дисциплин  ГАОУ СПО «Мамадышский ПК №87»

протокол №  ______

от « ____»  ____________ 2013г

 

Председатель П(Ц)К_____________   _____________________

                                                   Подпись                                                 Ф.И.О.

Зам. директора по УПР___________ Сорокин Г.Н.

«____»_________________ 2013г.

Разработчик: Мирзаянова В.В. преподаватель ГАОУ СПО «Мамадышский ПК №87»

Рецензенты:      1. _______________________________________________

                                           Ф.И.О., должность, учреждение

                           2. _______________________________________________

                                                              Ф.И.О., должность, учреждение


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

1.1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО  260807 «Технология продукции общественного питания», по направлению подготовки 260800 «Технология продукции и организации общественного питания».

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке для группы профессий направления подготовки 260800 «Технология продукции и организации общественного питания».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, в общепрофессиональные  дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
  • анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения экономической теории;
  • принципы рыночной экономики;
  • современное состояние и перспективы развития отрасли;
  • роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
  • механизмы формирования заработной платы;
  • формы оплаты труда;
  • стили управления, виды коммуникаций;
  • принципы делового общения в коллективе;
  • управленческий цикл;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • сущность, цели и основные функции маркетинга, его связь с менеджментом;
  • формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:

     практические занятия

10

курсовая работа

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:

Реферат, доклад, презентации, сообщение

28

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Основы экономики

Тема 1.1 Принципы рыночной экономики

Содержание учебного материала

2

2

1. Принципы рыночной экономики

2. Основные понятия: экономика, рынок, рыночные отношения. Рыночная система хозяйствования: понятие, сущность, функции и виды рынков.

Самостоятельная работа студентов:

Продовольственный рынок в России - доклад

4

Тема 1.2  Основные положения экономической теории

Содержание учебного материала

2

3

1. Потребности – исходная предпосылка формирования потребительского рынка

2. Экономическая природа и содержание потребительского спроса. Предложения на рынке потребительских товаров. Определение емкости рынка.

Тема 1.3 Современное состояние и перспективы развития отрасли

Содержание учебного материала

1

3

1. Отрасль в условиях рынка

2. Отрасль: понятие, роль и значение в системе рыночной экономики. Современное состояние и перспективы развития. Отраслевой рынок труда, характерные черты и особенности. Основные экономические показатели развития отрасли.

Самостоятельная работа студентов:

Тенденции развития отрасли - реферат

4

Тема 1.4 Организация, как хозяйствующий субъект рыночной экономики

Содержание учебного материала

1

3

1. Предприятие, как основной субъект хозяйствования

  1. Предприятие: понятие, основные признаки, цели, функции. Классификация по различным признакам. Организационно-правовые формы. Предприятия малого бизнеса в общественном питании.

Самостоятельная работа студентов:

Малый бизнес в общественном питании – презентация

2

Тема 1.5  Основные технико-экономические показатели деятельности организации

Содержание учебного материала

2

3

1. Производство продукции и товарооборот

2. Товарооборот и производственная программа предприятий общественного питания.

3. Методы прогнозирования товарооборота. Товарные запасы и показатели эффективности их использования. Основные фонды: понятие, классификация, показатели эффективности использования. Оборотные средства: сущность, состав и структура. Издержки производства и обращения: сущность, классификация, факторы влияющие на уровень издержек. Показатели, используемые при анализе и планировании издержек.

Практическое занятие 

2

«Расчет плана товарооборота»

«Обоснование производственной программы»

«Расчет мощности кухни»

«Расчет пропускной способности торгового зала»

«Рас чет показателей эффективности использования основных фондов»

«Расчет показателей эффективности использования оборотных средств»

«Расчет издержек производства и обращения»

Тема 1.6  Механизмы ценообразования на продукцию

Содержание учебного материала

1

3

1. Цены и ценообразование

2. Особенности ценообразования в общественном питании. Структура розничной и продажной цены. Калькуляция цен на продукцию предприятий питания.

3. Себестоимость. Валовой доход: сущность, источники образования. Прибыль: экономическая природа, ее виды. Рентабельность, методика ее определения

Практическое занятие 

1

«Расчет розничной и продажных цен, их отдельных элементов»

«Расчет и анализ себестоимости продукции и валового дохода по сумме и по уровню»

«Расчет величины размера валового дохода за счет изменения основных факторов»

«Расчет валового дохода и прибыли»

Тема 1.7 Механизмы формирования заработной платы

Содержание учебного материала

1

3

1. Оплата труда работников предприятий питания

2. Механизм стимулирования труда и его совершенствования. Тарифная система. Формы и системы оплаты труда Состав фонда заработной платы, источники его образования.

Практическое занятие

1

«Расчет заработной платы различной категории работников»

Самостоятельная работа:

Организация оплаты труда на различных предприятиях общественного питания – реферат, сообщение

2

Раздел 2 Основы менеджмента

Тема 2.1.  Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

2

3

1. Сущность и характерные черты современного менеджмента

2. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Основные школы и подходы менеджмента. Национальные особенности менеджмента. Организация и ее среда

Самостоятельная работа: 

Американская и японская модель менеджмента

Использование мирового опыта менеджмента в условиях России - рефераты

4

Тема 2.2  Управленческий цикл

Содержание учебного материала

2

3

1. Функции менеджмента

2. Сущность управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Характеристика функций цикла.

3. Функции управления: общие, частные и специальные. Методы управления

Самостоятельная работа:

Современные теории мотивации – доклад, реферат

4

Тема 2.3  Принципы делового общения

Содержание учебного материала

2

3

1. Деловое и управленческое общение.

2. Деловое и управленческое общение: понятие, назначение, формы общения. Деловые беседы и совещания: виды, особенности проведения. Трансакты. Коммуникации в организации: понятие, виды и уровни. Процесс коммуникации.

Практическое занятие

2

«Владение приемами делового общения»,

«Использование приемов аттракции в заданных ситуациях, при работе с подчиненными»

Самостоятельная работа: 

Рассмотрение технологии убеждения партнера во время деловой беседы – доклад

4

Тема 2.4 Стили управления

Содержание учебного материала

2

3

1. Руководство: власть и партнерство.

2. Власть и влияние: понятие и виды власти. Лидерство и власть. Понятие и характеристика стилей управления. Управленческая решетка ГРИД.

Практическое занятие:

2

«Определение стиля управления по решетке ГРИД»

«Определение качеств руководителя»

Раздел 3  Маркетинг

2

3

Тема 3.1 Понятие маркетинга: принципы, функции, цели

Содержание учебного материала

1. Методологические основы маркетинга

2. Сущность, основные цели, принципы и функции маркетинга. Межпредметные связи с другими дисциплинами Структурно-логическая схема маркетинга. Основные понятия маркетинга. Этапы маркетинговой деятельности. Классификация маркетинга.

Самостоятельная работа:

концепции маркетинга - реферат

4

Тема 3.2 Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации

Содержание учебного материала

6

3

1. Маркетинговые исследования

2. Цели, задачи, объекты и схема проведения маркетингового исследования. Способы сбора информации

  1. Основные понятия, назначение и признаки сегментирования. Целевой маркетинг: варианты охвата рынка. «Рыночная ниша» позиционирование товара

  1. Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товаров. Бостонская матрица. Критерии оценки конкурентоспособности предприятия.

  1. Классификация средств маркетинга, их характеристика. Жизненный цикл товара и рыночная жизнь товара их этапы. Товарная политика предприятия

  1. Виды и стратегия сбыта, уровни, функции каналов распределения. Критерии выбора, виды и типы торговых посредников

Практическое занятие 

2

«Определение емкости товарного рынка с помощью различных методов сбора информации»

«Определение формы распределения различных видов продукции»

Курсовая работа

20

Всего:

84


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие столы и стулья для студентов;

- рабочий стол и стул для преподавателя;

- классная доска;

- наглядные пособия;

- комплект учебно-методической литературы.

Технические средства обучения: компьютеры, проектор, интерактивная доска, справочно-поисковые системы, экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Барышев А.Ф. Маркетинг. 7-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  2. Гомала А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  4. Пястолов С.М. Экономическая теория - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  5. Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  6. Соколова С.В. Основы экономики. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Дополнительные источники:

  1. Васильева, И.Н., Желнинский Г.С. Организация делопроизводства и персональный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. / И.Н. Васильева, Г.С. Желнинский. – М.: Вузовский учебник, 2005.
  2. Грибов, В.Д. Экономика предприятия.. -  М. : Финансы и статистика, 2006.
  3.  Ломакин, А.Л. Управленческие решения: Учебное пособие. - М : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005.
  4.  Менеджмент: Учебник/ под ред. Проф. В.И. Королева. – М.: Экономистъ, 2005г.
  5.  Чечевицына, Л.Н.  Экономика предприятия. - Ростов-на –Дону : Феникс, 2005.

Средства массовой информации.

Интернет-ресурсы:

http://www.ecsocman.edu.ru/

http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp

http://allmedia.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕТЬ:

  • Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

практическая работа, зачет

  • Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

Практическая работа, зачет

  • Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

практическая работа, зачет

ЗНАТЬ:

  • Основные положения экономической теории;

Зачет в виде тестирования

  • Принципы рыночной экономики;

Зачет в виде тестирования

  • Современное состояние и перспективы развития отрасли;

Письменный опрос

  • Роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

Зачет в виде тестирования

  • Механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

Демонстрация знаний при решении задач

  • Механизмы формирования заработной платы;

Зачет в виде тестирования

  • Формы оплаты труда;

Письменный опрос

  • Стили управления, виды коммуникаций;

Зачет в виде тестирования, составление схемы процесса коммуникаций

  • Принципы делового общения в коллективе;

Письменный опрос

  • Управленческий цикл;

Тестирование, опрос индивидуальный или письменный

  • Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Письменный опрос

  • Сущность, цели и основные функции маркетинга, его связь с менеджментом;

Опрос

  • Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

Опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...

Рабочая программа учебной дисциплины " Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности среднего профессионального образования  по специальности ...

Рабочая программ учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 456 &ldqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N...

Рабочая программа Основы экономики, менеджмента и маркетинга

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;- применять в профессиональной деятельности приемы д...