Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"
рабочая программа

Аванесян Мери Борисовна

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОГБПОУ  «Жердевский колледж  сахарной  промышленности»

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора

____________________Л.В.Иноземцева

«______»_______________2020г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09.Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Жердевка 2020г.

        

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  19.02.04 «Технология сахаристых продуктов».

Организация – разработчик:  ТОГБПОУ  «Жердевский колледж  сахарной  промышленности».

Разработчик:

Аванесян М.Б., преподаватель, ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Рецензенты:

 Молчанова В.В., преподаватель, ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Меняйлова Г.И. , Казначей региона  ООО РУСАГРО-Тамбов филиал «Жердевский»

      Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией   экономических дисциплин

Протокол                    г.

Председатель цикловой комиссии ____________ В.В.Молчанова

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора __________________________Л.В.Иноземцева

СОГЛАСОВАНО

Зав.отделением ___________________________О.В.Байтицкая

Содержание

      стр.

  1. Паспорт рабочей  программы  учебной

дисциплины………………………………………………….……………...4

  1. Структура  и    содержание  учебной

дисциплины………………….……………………………………………...5

  1. Условия  реализации учебной  дисциплины……………….….......14
  2. Контроль  и  оценка  результатов  освоения  учебной

дисциплины……………………….……………………………………….16


  1. Паспорт  рабочей  программы  учебной  дисциплины

ОП.09.Основы экономики, менеджмента и маркетинга

1.1. Область применения  рабочей  программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности  19.02.04 «Технология сахаристых продуктов».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения учебной  дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения экономической теории;

  • принципы рыночной экономики;
  • современное состояние и перспективы развития отрасли;
  • роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
  • механизмы формирования заработной платы;
  • формы оплаты труда;
  • стили управления, виды коммуникации;
  • принципы делового общения в коллективе;
  • управленческий цикл;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
  • формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

   Выполнение части практических занятий может включать как обязательный компонент использование персонального компьютера, посредственные сетевые формы реализации, что предполагает деление группы на подгруппы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  147  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  98 часов;

самостоятельной работы обучающегося 49 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной  дисциплины  и  виды учебной  работы

Виды  учебной  работы

Объём  часов

Максимальная  учебная  нагрузка  (всего)  

147

Обязательная  аудиторная учебная  нагрузка  (всего)  

98

Практическая работа обучающегося      

40

Самостоятельная  работа  обучающегося (всего)

49

в том числе:

Работа с основной и дополнительной литературой.

Составление сканвордов и кроссвордов.

Составление докладов.

20

5

24

Итоговая  аттестация  в форме  Экзамен

2.2 Тематический  план  и  содержание  учебной  дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

6

1

2

3

Понятие об экономике и экономической деятельности людей.

Основные положения экономической теории.

Методы и функции экономической теории.

 Составная часть экономики: микро- и макроэкономика.

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «История развития науки экономики».

4

Раздел 1.

Основы экономики.

Тема 1.1.

Натуральное и товарное производство.

Содержание учебного материала

4

1

2

Сущность натурального хозяйства.

 Сущность и черты товарного производства.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад на тему: «Особенности и черты натурального хозяйства».

2

Тема 1.2.

Собственность.

Содержание учебного материала

4

1

2

3

Понятие собственности и ее составляющие.

Субъекты собственности.

Виды и формы собственности.

 «2

Лабораторные работы

Практические занятия

-

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «История развития собственности в России».

2

Тема 1.3.Производство и экономика:

значение процесса производства и его место в экономике страны.

Содержание учебного материала

8

1

2

3

Факторы производства.

Издержки производства.

 Ограниченность ресурсов. Виды ресурсов.

Стадии развития производства.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: составление сканворда

2

Тема 1.4.Сущность рынка.

Содержание учебного материала

10

1

2

3

4

Понятие рынка, условия его возникновения.

Виды рынков. Основные функции рынка.

Рыночная цена. Сущность рыночного ценообразования.

Законы спроса и предложения. Кривая спроса и предложения.

 

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с конспектом.

4

Тема 1.5.Деньги и денежное обращение.

Содержание учебного материала

8

1

2

3

Сущность денег.

 Основные функции денег. Виды денег.

Денежное обращение.

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад по теме: «История появления денег».

4

Тема 1.6.

Инфляция и безработица.

Содержание учебного материала

6

1

2

3

4

5

Сущность инфляции.

Причины инфляции.

Виды инфляции.

Последствия инфляции.

Безработица, ее виды и причины.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с книгой.

2

Тема 1.7.

Сущность оплаты труда.

Содержание учебного материала

6

1

Сущность заработной платы: виды и формы оплаты труда.

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом.

2

Тема 1.8.Имущество и капитал.

Содержание учебного материала

8

1

2

Имущество и капитал: понятие и виды.

Капитал, источники формирования капитала.

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад на тему: « Основной и оборотный капитал».

2

Тема 1.9.

Сущность макроэкономики.

Содержание учебного материала

8

1

2

3

Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики.

Номинальный и реальный ВНП.

 Экономический рост в обществе. Пути и факторы экономического роста.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

составление сканворда.

2

Раздел 2. Основы менеджмента.

Тема 2.1.Сущность современного менеджмента.

Содержание учебного материала

10

1

2

3

4

Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента.

Принципы управления. Объекты и субъекты управления. Менеджер- как субъект управления.

История развития менеджмента. Школы менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям).

Организация как форма существования людей. Организация как открытая система.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся.

-

Тема 2.2.Цикл менеджмента.

Содержание учебного материала

10

1

Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта.

 Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: доклад по теме: «Взаимосвязь функций управленческого цикла».

4

Тема 2.3.Методы управления.

Содержание учебного материала

6

1

2

3

Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие.

Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства.

Социально-психологические отношения.

2

Лабораторные  работы

-

Практические  работы

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом.

2

Тема 2.4. Управленческое общение и коммуникации.

Содержание учебного материала

6

1

Значение управленческой информации и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад на тему: «Барьеры в коммуникациях».

2

Тема 2.5.Деловое общение.

Содержание учебного материала

8

1

2

Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения.

 Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с конспектом.

2

Тема 2.6. Руководство: власть и партнерство.

Содержание учебного материала

10

1

2

3

Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние.

Управление неформальной организацией.

Неформальный лидер и работа с ним.

Управление конфликтами и стрессами.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад на тему: «Причины конфликтов в организации».

4

Тема 2.7. Процесс принятия управленческих решений.

Содержание учебного материала

8

1

2

Сущность управленческого решения и классификация управленческих решений.

Подходы и методы принятия управленческих решений. Этапы принятия управленческого решения.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-

Раздел 3. Основы маркетинга.

Тема 3.1.Сущность маркетинга.

Содержание учебного материала

10

1

2

3

4

     5

Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом.

Управление и комплекс маркетинга.

Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям).

 Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектом.

5

Тема 3.2.Основные стратегии маркетинга.

Содержание учебного материала

11

1

2

3

Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе.

Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции.

Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад на тему: «Стратегический анализ фирмы».

2

Итого:

147

        

3. Условия  реализации  учебной  дисциплины.

3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «ОП.09.Основы экономики, менеджмента и маркетинга».

Оборудование учебного кабинета: доска, рабочее место студентов и преподавателя, ПК преподавателя, проектор.

Технические средства обучения: персональный компьютер, электронные версии лекций (презентации).

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. - 3-е изд., стер. - КноРус, 2016.
  2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2016.
  3. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2016.
  4. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Дело и сервис, 2017.
  5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2017.
  6. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2017.
  7. Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2018.

Дополнительные источники:

  1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) - М., 2017.
  2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. - М., 2017.
  3. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - М.: КолосС, 2016.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2017.
  5. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2017.
  6. Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2016.
  7. . «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.
  8. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
  9. Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».
  1. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-

management.info/

  1. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: http://www.marketolog.ru/-маркетолог
  2. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, выступлений и исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной

 дисциплины обучающийся

умеет:

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

знает:

- основные положения экономической теории;

  • принципы рыночной экономики;
  • современное состояние и перспективы развития отрасли;
  • роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
  • механизмы формирования заработной платы;
  • формы оплаты труда;
  • стили управления, виды коммуникации;
  • принципы делового общения в коллективе;
  • управленческий цикл;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
  • формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

практическая  работа

практическая работа

практическая работа

домашняя работа

тестирование, индивидуальное задание

домашняя работа

тестирование

тестирование

тестирование и практическая работа

тестирование

индивидуальное задание

индивидуальное задание

тестирование

тестирование

тестирование и

индивидуальное задание

Экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа по дисцилине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" по специальности "Технология продукции общественного питания"...

Рабочая программа учебной дисциплины " Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности среднего профессионального образования  по специальности ...

Рабочая программ учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 456 &ldqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N...