Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

    Голубева Мария Васильевна

    Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями. Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир; Учебного плана по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир; Рекомендаций БПОУ «Седельниковское училище №65» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОССПО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mdk_03.01_10_mes.docx76.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Омской области

     «Седельниковское училище №65»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

    ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

    название профессионального модуля

    подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии

    38.01.01. Продавец, контролёр-кассир

    Квалификация: Продавец непродовольственных товаров 4 разряда.

    Продавец продовольственных товаров 3-4 разряда.

    Кассир торгового зала 2-3 разряда.

    Форма обучения: очно.

    Нормативный срок обучения: 10 месяцев.

    На базе среднего общего образования.

    Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический.

    2014 г.

    Рабочая программа профессионального модуля

    ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.

    Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир; Учебного плана по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир; Рекомендаций БПОУ «Седельниковское училище №65» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОССПО.

    2014 г.

    Организация-разработчик:

    БПОУ «Седельниковское училище №65»

    Разработчик:

    Морозова М.В., мастер производственного обучения БПОУ «Седельниковское училище №65»

    Рекомендована ___________________________________________________________

    Заключение № ___________ от «____» _______________20___ г.

                    номер

    Согласовано: на заседании

    методической комиссии

    протокол №____

    от «___» ___________20___г.

    Рассмотрено, утверждено на заседании

    педагогического совета

    протокол №____

    от «___» ___________20___г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ……….....
    2. РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………
    3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…..
    4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………………………………………………………………………..
    5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)………………………………………………………………….

    стр.

    4

    6

    7

    17

    19


    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

    Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями

    1.1. Область применения программы

    Программа профессионального модуля – является частью  основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02 Продавец, контролер-кассир в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Эксплуатация контрольно- кассовой техники и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

    1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
    2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
    3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
    4. Оформлять документы по кассовым операциям.
    5. Осуществлять контроль сохранности    товарно-материальных ценностей.

    Программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области сферы обслуживания при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работыне требуется.

    1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:

    С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

    иметь практический опыт:

    • эксплуатацииконтрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей;

    уметь:

    • осуществлять подготовку ККТ различных видов;
    • работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;
    • устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
    • распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;
    • осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
    • оформлять документы по кассовым операциям;
    • соблюдать правила техники безопасности;

    знать:

    • документы, регламентирующие применение ККТ;
    • правила расчетов и обслуживания покупателей;
    • типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;
    • классификацию устройства ККТ;
    • основные режимы ККТ;
    • особенности технического обслуживания ККТ;
    • признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;
    • правила оформления документов по кассовым операциям

    1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

            Всего –276  ч., в том числе:

    максимальной учебной нагрузки обучающегося –144часов, включая:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –96 часов;

    самостоятельной работы обучающегося – 48часов.

            Учебной и производственной практики – 180 часов (из них учебная       практика- 108 часа, ПП-72 часа).

    ЛПЗ по модулю –58 часов.


    2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

       Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

    Код

    Наименование результата обучения

    ПК 3.1. 

    Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

    ПК 3.2. 

    Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

    ПК 3.3. 

    Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

    ПК 3.4. 

    Оформлять документы по кассовым операциям.

    ПК 3.5. 

    Осуществлять контроль сохранности    товарно-материальных ценностей.

    ОК 1. 

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. 

    Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

    ОК 3. 

    Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

    ОК 4. 

    Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

    ОК 5. 

    Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 6. 

    Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

    ОК 7. 

    Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

    ОК 8. 

    Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


    3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

    3.1. Тематический план профессионального модуля: ПМ 03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями

    Код

    профессиональных компетенций

    Наименования разделов профессионального модуля[1]*

    Всего часов

    Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

    Практика

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

    Самостоятельная работа обучающегося

    Учебная,

    часов

    Производственная

    (по профилю специальности),**

    часов

    Всего,

    часов

    в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

    часов

    в т.ч., курсовая работа (проект),

    часов

    Всего,

    часов

    в т.ч.,  работа (индив. проект),

    часов

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    ПК 3.1 -  3.5

    МДК. 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники.

    276

    96

    58

    -

    48

    -

    108

    72

    1. Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ).

    140

    50

    34

    -

    8

    -

    72

    18

    2. Платежеспособность денежных знаков.

    20

    14

    8

    -

    8

    -

    -

    6

    3. Способы расчета с покупателями.

    34

    10

    8

    -

    8

    -

    12

    12

    4. Кассовые операции.

    46

    10

    6

    -

    8

    -

    18

    18

    5. Организация торгово-технологичекого процесса на торговых предприятиях.

    10

    4

    -

    -

    8

    -

    -

    6

    6. Контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

    24

    6

    2

    -

    8

    -

    6

    12

    Дифференцированный зачет

    2


    3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

    Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями

    Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

    Объем часов

    Уровень освоения

    1

    2

    3

    4

    МДК.03.01.Эксплуатация контрольно-кассовой техники.

    96

    Раздел 1. Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ).

    50

    Тема 1.1. Обязанности кассира.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Правовые аспекты ККТ. Подготовка ККМ к работе. Работа кассира в течение смены. Ведение кассовых операций. Действия кассира в случае отключения электроэнергии. Оформление возврата чеков в кассу, возврата товара в магазин. Устранение мелких неисправностей при работе на ККТ. Окончание работы на ККМ. Требования, предъявляемые к контролеру-кассиру.

    Практическая работа №1. Работа кассира в течении смены.

    2

    Инструктаж по ТБ при работе на ККТ. Работа на ККТ и обслуживание покупателей.

    Практическая работа №2. Работа по устранению простейших неисправностей на ККТ.

    2

    Работа по устранению простейших неисправностей на ККТ различных типов. Межремонтное обслуживание ККМ.

    Тема 1.2. Подготовка контрольно-кассовых машин к работе.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Назначение, классификация, принцип устройства ККМ и правила эксплуатации. Техника безопасности и техническое обслуживание ККМ.

    Практическая работа №3. Заключительные операции при работе на ККТ.

    2

    Заключительные операции при работе на ККТ. Снятие показаний, определение выручки за день.

    Практическая работа №4. Принципы устройства ККТ.

    2

    Изучение блока ввода информации, печатающего устройства, ознакомление с расположением кассовой ленты в устройстве. Изучение счетно-запоминающего устройства.

    Практическая работа № 5. Подготовка ККТ к работе.

    2

    Составление алгоритма подготовки ККТ к работе.

    Тема 1.3. Эксплуатация ККМ «ЭКР 3102Ф» и «ЭКР 2102Ф».

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Устройство и работа, методы устранения возможных неисправностей.

    Практическая работа № 6. Подготовка ККМ «ЭКР 2102Ф» к работе, заправка лент.

    2

    Составление алгоритма подготовки к/м «ЭКР 3102Ф» и «ЭКР 2102Ф» к работе.

    Практическая работа № 7. Отработка режимов работы на к/м «ЭКР 2102Ф».

    2

    Отработка режимов работы на к/м «ЭКР 2102Ф». Реквизиты чеков, отчетных ведомостей.

    Тема 1.4. Эксплуатация ККМ «Касби – 02Ф» и «Аркус-Касби 01».

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Устройство и работа, методы устранения возможных неисправностей.

    Практическая работа № 8. Подготовкам  к/м  «Касби – 02Ф» и «Аркус-Касби 01» к работе, заправка лент.

    2

    Составление алгоритма подготовки к/м «Касби – 02Ф» и «Аркус-Касби 01» к работе.

    Практическая работа № 9. Отработка режимов работы на к/м «Касби – 02Ф» и «Аркус-Касби 01».

    2

    Отработка режимов работы на к/м «Касби – 02Ф» и «Аркус-Касби 01». Реквизиты чеков, отчетных ведомостей.

    Тема 1.5. Эксплуатация ККМ «Астра-100Ф» и «АМС-100Ф».

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Устройство и работа, методы устранения возможных неисправностей.

    Практическая работа № 10. Подготовка к/м «АСТРА 100Ф» к работе, заправка лент.

    2

    Составление алгоритма подготовки к/м  «Астра – 100Ф» к работе.

    Практическая работа № 11. Отработка режимов работы на к/м «АСТРА 100Ф».

    2

    Отработка режимов работы на к/м «АСТРА 100Ф». Реквизиты чеков, отчетных ведомостей.

    Практическая работа № 12. Подготовка к/м «АМС 100Ф» к работе, заправка лент.

    2

    Составление алгоритма подготовки к/м «АМС 100Ф» к работе.

    Практическая работа № 13. Отработка режимов работы на к/м «АМС 100Ф».

    2

    Отработка режимов работы на к/м «АМС 100Ф». Реквизиты чеков, отчетных ведомостей.

    Тема 1.6. Эксплуатация ККМ «Меркурий 115Ф»

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Устройство и работа, методы устранения возможных неисправностей.

    Практическая работа № 14. Подготовка к/м «МЕРКУРИЙ 115Ф» к работе, заправка лент.

    2

    Составление алгоритма подготовки к/м «МЕРКУРИЙ 115Ф»  к работе.

    Практическая работа № 15. Отработка режимов работы на к/м «МЕРКУРИЙ 115Ф».

    2

    Отработка режимов работы на к/м «МЕРКУРИЙ 115Ф». Реквизиты чеков, отчетных ведомостей.

    Тема 1.7. POS – системы. POS – терминалы.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Устройство и работа. Кодирование и продажа товаров. Техника безопасности при эксплуатации.

    Практическая работа № 16. Подготовка POS терминала к работе, заправка лент.

    2

    Составление алгоритма подготовки POS терминала  к работе.

    Практическая работа №17. Отработка режимов работы на к/м «POS терминала».

    2

    Отработка режимов работы на к/м «POS терминала». Реквизиты чеков, отчетных ведомостей.

    Тема 1.8. Фискальный регистратор. Сканеры штрихкода. Принтеры этикеток.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Назначение, устройство, эксплуатация. Назначение кассовой системы. Работа с кассовой системой.

    Самостоятельная работа при изучении раздела 1.

    Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

    Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

    1. Изучение Закона РФ «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением».
    2. Самостоятельное изучение  Типовых правил эксплуатации ККМ при  осуществлении денежных расчетов с населением.
    3. Классификация ККМ (схема).
    4. Реквизиты кассового чека и контрольной ленты.
    5. Подготовить сообщение по одной из тем: «Правила эксплуатации ККМ», «Рабочее место кассира в магазине», «Современные расчетно-кассовые POS терминалы», «Порядок расчета на POS терминале», «История создания ККМ», Федеральный закон о применении ККТ, от 22.05.03г. №54 – ФЗ».
    6. Подготовить реферат по одной из тем: «Работа кассира в течении смены», «Типы сканирующего оборудования и их принцип работы»

    8

    Раздел 2. Платежеспособность денежных знаков.

    14

    Тема 2.1. Государственные денежные знаки.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Отличительные особенности банкнот Банка России. Монеты и их особенности. Порядок получения, хранения и выдачи денежных средств.

    Практическая работа №18. Идентификация денежных знаков по отличительным особенностям.

    2

    Распознавания защиты и подлинности денежных знаков Банка России.

    Практическая работа №19. Идентификация монет по отличительным особенностям.

    2

    Распознавания защиты и подлинности монет Банка России.

    Тема 2.2.Работа кассира с банкнотами.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Определение платежеспособности  и элементов защиты банкнот и монет Банка России. Аппараты для проверки подлинности банкнот, счета, фасовки купюр и монет.

    Практическая работа №20. Определение признаков платежеспособности и элементов защиты государственных денежных знаков.

    2

    Приемы распознавания элементов защиты и платежеспособности банкнот.

    Тема 2.3. Понятие о цене в торговле.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Виды цен. Образование цен. Торговая наценка, скидка.

    Практическая работа №21. Расчет розничной цены.

    2

    Произведение расчетов розничной цены. Решение профессиональных задач.

    Самостоятельная работа при изучении раздела 2.

    Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

    Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

    1. Изучение элементов защиты банкнот.
    2. Подготовить сообщение или презентацию по одной из тем: «Признаки платежеспособности банкнот Банка России и монет», «История денег на Руси».

    8

    Раздел 3. Способы расчета с покупателями.

    10

    Тема 3.1. Особенности наличного и безналичного расчета с покупателями.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Наличные способы расчета с покупателями. Торговые вычисления. Сокращенные приемы вычислений. Расчет посредством расчетных чеков учреждения Сбербанка. Расчет посредством чековых книжек, кредитных карточек.

    Практическая работа №22. Сокращенные  приемы вычислений и процентные вычисления.

    2

    Освоение сокращенных приемов вычислений и процентных вычислений.

    Практическая работа №23. Приемы устного подсчета стоимости покупок.

    2

    Освоение приемов устного подсчета стоимости покупок.

    Практическая работа №24. Правила расчета с покупателями.

    2

    Отработка правил расчета с покупателями.

    Практическая работа №25. Торговые расчеты на микрокалькуляторах.

    2

    Отработка торговых расчетов на микрокалькуляторах.

    Самостоятельная работа при изучении раздела 3.

    Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

    Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

    Подготовить сообщение по 2 из тем: «Расчет покупателей пластиковой картой», «Способы расчета на предприятиях торговли», «Электронные деньги», «Пластиковые карты Visa, MasterCard».

    8

    Раздел 4. Кассовые операции.

    10

    Тема 4.1.  Учет кассовых операций.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Требования к заполнению кассовых документов. Заполнение кассовой книги. Ведение Журнала кассира-операциониста. Заполнение акта по форме КМ-3 о возврате денежных средств покупателям.

    Практическая работа №26. Заполнение кассовой книги.

    2

    Оформление кассовой книги.

    Практическая работа №27. Заполнение журнала кассира-операциониста.

    2

    Оформление журнала кассира-операциониста. Вычисление выручки по книге кассира-операциониста.

    Практическая работа №28.Оформление приходного и расходного кассового ордера.

    2

    Оформление приходного ордера по сданной выручке. Оформление расходного ордера для выплаты денег поставщику за реализованный товар. Оформление расходного ордера для покупки инвентаря.

    Тема 4.2. Порядок сдачи денег в банк.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Сдача дневной выручки старшему кассиру. Упаковка денег в пачки. Подготовка денег и сопроводительных документов к сдачи в банк.

    Самостоятельная работа при изучении раздела 4.

    Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

    Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

    1. Подготовить реферат по теме: «Автоматизация расчетно-кассовых операций».
    2. Подготовить сообщение по одной из тем: «В чем сущность отчетности кассира», «Что такое лимит кассы».

    8

    Раздел 5. Организация торгово-технологичекого процесса на торговых предприятиях.

    4

    Тема 5.1. Правила работы розничных торговых предприятий.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Организация торговли. Организация рабочего места кассира в магазине. Действия кассиров перед началом и в конце смены. Защита прав потребителей. Правила торговли.

    Тема 5.2. Проверка количества и качества продаваемых товаров и тары.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Классификация, ассортимент и качество товаров. Информация о товаре.

    Самостоятельная работа при изучении раздела 5.

    Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

    Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

    1. Подготовить сообщение или компьютерную презентацию по теме: Правила работы розничных торговых предприятий.

    8

    Раздел 6. Контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

    6

    Тема 6.1. Материальная ответственность.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Виды и формы материальной ответственности. Договор материальной ответственности.

    Тема 6.2. Ревизия кассы.

    Содержание учебного материала.

    2

    2

    Порядок проведения ревизии денежных средств, ценных бумаг и бланков строгой отчетности. Оформление результатов проверки.

    Практическая работа №29. Проведение ревизии. Заполнение акта инвентаризации наличных денежных средств.

    2

    Проведение и заполнение ревизии кассы. Усвоение правил проведения инвентаризации наличных денежных средств. Оформление  акта инвентаризации наличных денежных средств. 

    Самостоятельная работа при изучении раздела 6.

    Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

    Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

    Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

    1. Подготовить сообщение или компьютерную презентацию по теме: «Материальная ответственность в торговле».

    8

      Итоговая аттестация: дифференцированный зачет.

    2


    4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

    4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Торговли и общественного питания» и лаборатории «Учебный магазин».

    Оборудование учебного кабинета «Торговли и общественного питания»:

    - посадочные места по количеству обучающихся;

    - рабочее место преподавателя;

    - комплект учебно-методической документации;

    - наглядные пособия;

    - комплект бланков документов учета кассовых операций.

    Оборудование лаборатории и  рабочих мест лаборатории:

    1. «Учебный магазин»

    посадочные места по количеству обучающихся;

    - рабочее место преподавателя;

    - наглядные пособия;

    - весы и весоизмерительное оборудование;

    - контрольно-кассовая техника;

    - торговый инвентарь;

    - торговая мебель: стеллажи, витрины, пристенная горка;

    - счетный инвентарь: счеты конторские, микрокалькуляторы.

    Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, в конце изучения профессионального модуля.

    4.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основные источники:

    Учебники

    1. Парфентьева Т.Р. и др., Оборудование торговых предприятий, - М.:ИРПО; «Академия», 2000.

    Справочники:

    1. Правила торговли, составитель М.Н. Сафонов. – М. : ИНФРА- М, 1997.

    Учебные пособия:

    1. Голубкина Т.С., Торговые вычисления: учеб. Пособия для нач. проф. Образования.- М.: ПрофОбрИздат, 2002.
    2. Никитченко Л.И., Контрольно-кассовые машины:учеб. Пособие для нач. проф. Образования.-М.:Издательский центр «Академия», 2002
    3. Яковенко Н.В. , Кассир торгового зала – М.: «Академия», 2009.

    Отечественные журналы:

    1. Мастер продаж.
    2. Новости торговли.
    3. Рекламные технологии.
    4. Российская торговля.
    5. Современная торговля.
    6. Управление магазином.

    4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

    Обязательным условием допуска к производственной практике по профессии в рамках профессионального модуля Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями является освоение  учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля

    4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

    Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями» и профессии « Продавец, контролер- кассир».

    Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

    Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных  дисциплин: «Основы деловой культуры»;  «Основы бухгалтерского учета»; «Организация и технология розничной торговли»;  «Санитария и гигиена»; «Торговые вычисления»; «Творчество в профессии».

    Мастера: наличие 3-4 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

    5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

    Результаты

    (освоенные профессиональные компетенции)

    Основные показатели оценки результата

    Формы и методы контроля и оценки

    Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

    • Соблюдение техники безопасности
    • Организация рабочего места
    • Соблюдение порядка работы на ККТ
    • Соблюдение порядка расчета с покупателями

    Текущий контроль в форме:

    - защиты лабораторных и практических занятий.

    Экзамен по МДК 03.01 «Эксплуатация ККТ»

    Зачет по УП. 03

    Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

    • Распознавание платежеспособности государственных денежных знаков
    • Соблюдение порядка получения, хранения и выдачи денежных средств

    Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

    • Соблюдение правил обслуживания покупателей

    Оформлять документы по кассовым операциям.

    • Соблюдение правил оформления документов по кассовым операциям

    Осуществлять      контроль    сохранности    товарно-материальных ценностей.

    • Выполнение контроля сохранности ТМЦ

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированностьпрофессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

    Результаты

    (освоенные общие компетенции)

    Основные показатели оценки результата

    Формы и методы контроля и оценки

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

    • демонстрация интереса к будущей профессии
    • объяснение функции своей профессии
    •   участие в профессионально-значимых событиях

    Наблюдение за

    деятельностью

    обучающегося в

    процессе

    освоения

    образовательной

    программы

    Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

    • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов изготовления деталей машин;
    • оценка эффективности и качества выполнения;

    Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

    • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области эксплуатации ККТ
    • определение ситуации
    • выполнение объяснение последствий действий;

    Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

    • эффективный поиск необходимой информации;
    • использование различных источников, включая электронные;
    • выбор
    • структурирование
    • применение информации для решения профессиональных задач и личного

    Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    • владение ПК на уровне пользователя
    • применение ИКТ в профессиональной деятельности

    Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

    • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
    • результативное взаимодействие с членами коллектива
    • установление взаимоотношений в соответствии с профессиональной этикой
    • выполнение действий в соответствии с ролью в команде, группе для достижения результата

    Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

    • самоанализ и коррекция результатов собственной работы
    • правильная организация рабочего места
    •  соблюдение требований ОТ и санитарно-гигиенических требований

    Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

    • использование  профессиональных знаний в ходе исполнения военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией  

    Рецензия

    на рабочую учебную программу

    профессионального модуля  «Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями»

    Разработчики:

    преподаватель БОУ НПО ПУ№47  Берсенёва Н.В.

          методист БОУ НПО ПУ№47 Цыбизова Л.А.

    мастер производственного обучения  БОУ НПО ПУ№47  Берсенёва Н.В.

    товаровед  ИП «Липатов В.А.» Гоман И.В.

    продавец ИП «Липатов В.А.» Тамбовцева Т.А.

         Данная учебная программа составлена  в соответствии с ФГОС по профессии НПО 100701.01 Продавец, контролер- кассир.

         Профессиональный модуль в объёме 186 часов   входит    в  профессиональный  цикл.

         Рабочая учебная программа профессионального модуля содержит титульный лист, паспорт, результаты освоения, структуру и содержание, условия реализации,  контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля (ВПД).

         Область применения рабочей  учебной программы, соответствует профессии НПО 100701.01 Продавец,  контролер- кассир

    профессиям  рабочих:   17353 Продавец продовольственных товаров

                                  17351 Продавец непродовольственных товаров

                                  12721 Кассир торгового зала

    Место профессионального модуля в структуре ОПОП, формулировка наименования вида профессиональной деятельности (ВПД),  перечень профессиональных компетенций (ПК)  соответствуют  ФГОС по данной профессии. Требования к практическому опыту, умениям и знаниям конкретизируют   требования ФГОС.   Количество часов  достаточно для освоения указанного содержания  программы.

        Результаты освоения профессионального модуля соответствуют виду профессиональной деятельности, в том числе  профессиональным и общим компетенциям.                                                          Структура программы профессионального модуля  соответствует принципу единства теоретического и практического обучения. Разделы и темы программы профессионального модуля выделены дидактически целесообразно. Соотношение учебной и производственной практики, выбор комбинированного проведения практики дидактически целесообразны.     Содержание практики соответствует требованиям  к практическому опыту. Содержание учебного материала соответствует требования  к знаниям и умениям.  Объем времени  достаточен для освоения указанного содержания учебного материала.  Объём и содержание лабораторных и практических работ определены дидактически целесообразно и соответствуют требованиям к знаниям и умениям. Тематика домашних заданий определена дидактически целесообразно. Содержание программы профессионального модуля обеспечивает формирование необходимых общих и профессиональных компетенций.

         Перечень учебных кабинетов (мастерских, лабораторий и др.), перечисленное оборудование обеспечивает проведение всех видов лабораторных и практических занятий, междисциплинарной подготовки, учебной практики, предусмотренных программой профессионального модуля. Перечень  основной   и дополнительной литературы включает общедоступные источники.  Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны. Перечисленные источники соответствуют структуре и содержанию программы модуля. Общие требования к организации образовательного процесса соответствуют модульно-компетентностному подходу.

                  Основные показатели оценки результатов обучения позволяют однозначно диагностировать сформированность соответствующих ПК и ОК. Наименование форм и методов контроля и оценки ПК и ОК точно и однозначно описывает процедуру аттестации. Формы и методы контроля и оценки позволяют оценить сформированность ПК и ОК.

          Данную рабочую учебную  программу рекомендую к применению.

    Методист

    БОУ НПО ПУ№47                                                    Л.А. Цыбизова

    Рецензия

    на рабочую учебную программу

    профессионального модуля

     «Работа на контрольно-кассовой технике

    и расчёты с покупателями»

            Данная рабочая учебная программа предназначена для обучающихся по профессии НПО « Продавец, контролер- кассир».

    Программа разработана в соответствии с квалификационной  характеристикой для  рабочей профессии:  кассир торгового зала (2 разряд) и с учетом требований, предъявляемых работодателем.

            Указанные в программе требования к практическому опыту, умениям и знаниям  обучающихся соответствуют профессиональным критериям рабочего по данной профессии.

            Содержание программы профессионального модуля и объём времени (186 часов) на теоретическую подготовку, лабораторные  и практические  занятия,  учебную и производственную практики,   позволяет подготовить выпускника, способного выполнять все виды работ соответствующего уровня квалификации при работе на контрольно-кассовой технике и расчётах с покупателями. Темы для самостоятельной  работы обучающихся (22 часа) разработаны с учётом современных правил эксплуатации контрольно-кассовой техники и выполнения расчётных операций с покупателями, способствуют глубокому изучению тем программы.  

    Материально-техническое обеспечение учебного кабинета «Организация и технология розничной торговли»,  лаборатории «Учебный магазин» позволяют повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда. Учебники, учебные пособия и др. дополнительная литература, указанные в  программе актуальны и современны.

    Формы и методы контроля результатов обучения позволят оценить уровень освоенных профессиональных компетенций при работе на контрольно-кассовой технике и расчётах с покупателями.

    Рабочая учебная программа достаточно продумана,  обеспечивает приобретение выпускником комплекса специальных знаний, умений  и практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

    Рецензент.


    [1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

    ** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплект оценочных средств по ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями для профессии 100701.01

    Комплект оценочных средств по ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями для профессии 100701.01...

    Экзаменационные билеты по ПМ 03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.

    Экзаменационные билеты по ПМ 03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями....

    Контрольно-оценочные средства по ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями

    Методическая разработка для проведения экзамена и оценки знаний по работе на контрольно-кассовых машинах....

    Рабочая программа по МДК.03.01 Эксплуатация контрольно-кассовой техники по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

    Рабочая программа по МДК.03.01 Эксплуатация контрольно-кассовой техники  по профессии 38.01.02  Продавец, контролер-кассир на 96 часов обязательной аудиторной нагрузки....

    Рабочая программа профессионального модуля "Выполнение работ по рабочей профессии кассира"

    Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отрасл...

    Рабочая программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

      Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по п...

    Методическая разработка открытого урока по дисциплине МДК 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники по теме «Режимы работы на контрольно – кассовой технике. Правила расчетов с покупателем.»

    Изложена методика проведения современного урока получения новых знаний с использованием элементов интерактивных технологий обучения....