РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями
рабочая программа на тему

Голубева Мария Васильевна

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями. Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир; Учебного плана по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир; Рекомендаций БПОУ «Седельниковское училище №65» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОССПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdk_03.01_10_mes.docx76.81 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области

 «Седельниковское училище №65»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

название профессионального модуля

подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии

38.01.01. Продавец, контролёр-кассир

Квалификация: Продавец непродовольственных товаров 4 разряда.

Продавец продовольственных товаров 3-4 разряда.

Кассир торгового зала 2-3 разряда.

Форма обучения: очно.

Нормативный срок обучения: 10 месяцев.

На базе среднего общего образования.

Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический.

2014 г.

Рабочая программа профессионального модуля

ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир; Учебного плана по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир; Рекомендаций БПОУ «Седельниковское училище №65» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОССПО.

2014 г.

Организация-разработчик:

БПОУ «Седельниковское училище №65»

Разработчик:

Морозова М.В., мастер производственного обучения БПОУ «Седельниковское училище №65»

Рекомендована ___________________________________________________________

Заключение № ___________ от «____» _______________20___ г.

                номер

Согласовано: на заседании

методической комиссии

протокол №____

от «___» ___________20___г.

Рассмотрено, утверждено на заседании

педагогического совета

протокол №____

от «___» ___________20___г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ……….....
  2. РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………
  3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…..
  4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………………………………………………………………………..
  5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)………………………………………………………………….

стр.

4

6

7

17

19


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля – является частью  основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02 Продавец, контролер-кассир в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Эксплуатация контрольно- кассовой техники и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
  2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
  3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
  4. Оформлять документы по кассовым операциям.
  5. Осуществлять контроль сохранности    товарно-материальных ценностей.

Программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области сферы обслуживания при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работыне требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • эксплуатацииконтрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей;

уметь:

  • осуществлять подготовку ККТ различных видов;
  • работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;
  • устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
  • распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;
  • осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
  • оформлять документы по кассовым операциям;
  • соблюдать правила техники безопасности;

знать:

  • документы, регламентирующие применение ККТ;
  • правила расчетов и обслуживания покупателей;
  • типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;
  • классификацию устройства ККТ;
  • основные режимы ККТ;
  • особенности технического обслуживания ККТ;
  • признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;
  • правила оформления документов по кассовым операциям

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

        Всего –276  ч., в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –144часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –96 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 48часов.

        Учебной и производственной практики – 180 часов (из них учебная       практика- 108 часа, ПП-72 часа).

ЛПЗ по модулю –58 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

   Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1. 

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 3.2. 

Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 3.3. 

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4. 

Оформлять документы по кассовым операциям.

ПК 3.5. 

Осуществлять контроль сохранности    товарно-материальных ценностей.

ОК 1. 

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. 

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. 

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. 

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. 

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. 

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. 

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ОК 8. 

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля: ПМ 03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями

Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),**

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч.,  работа (индив. проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1 -  3.5

МДК. 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники.

276

96

58

-

48

-

108

72

1. Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ).

140

50

34

-

8

-

72

18

2. Платежеспособность денежных знаков.

20

14

8

-

8

-

-

6

3. Способы расчета с покупателями.

34

10

8

-

8

-

12

12

4. Кассовые операции.

46

10

6

-

8

-

18

18

5. Организация торгово-технологичекого процесса на торговых предприятиях.

10

4

-

-

8

-

-

6

6. Контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

24

6

2

-

8

-

6

12

Дифференцированный зачет

2


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК.03.01.Эксплуатация контрольно-кассовой техники.

96

Раздел 1. Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ).

50

Тема 1.1. Обязанности кассира.

Содержание учебного материала.

2

2

Правовые аспекты ККТ. Подготовка ККМ к работе. Работа кассира в течение смены. Ведение кассовых операций. Действия кассира в случае отключения электроэнергии. Оформление возврата чеков в кассу, возврата товара в магазин. Устранение мелких неисправностей при работе на ККТ. Окончание работы на ККМ. Требования, предъявляемые к контролеру-кассиру.

Практическая работа №1. Работа кассира в течении смены.

2

Инструктаж по ТБ при работе на ККТ. Работа на ККТ и обслуживание покупателей.

Практическая работа №2. Работа по устранению простейших неисправностей на ККТ.

2

Работа по устранению простейших неисправностей на ККТ различных типов. Межремонтное обслуживание ККМ.

Тема 1.2. Подготовка контрольно-кассовых машин к работе.

Содержание учебного материала.

2

2

Назначение, классификация, принцип устройства ККМ и правила эксплуатации. Техника безопасности и техническое обслуживание ККМ.

Практическая работа №3. Заключительные операции при работе на ККТ.

2

Заключительные операции при работе на ККТ. Снятие показаний, определение выручки за день.

Практическая работа №4. Принципы устройства ККТ.

2

Изучение блока ввода информации, печатающего устройства, ознакомление с расположением кассовой ленты в устройстве. Изучение счетно-запоминающего устройства.

Практическая работа № 5. Подготовка ККТ к работе.

2

Составление алгоритма подготовки ККТ к работе.

Тема 1.3. Эксплуатация ККМ «ЭКР 3102Ф» и «ЭКР 2102Ф».

Содержание учебного материала.

2

2

Устройство и работа, методы устранения возможных неисправностей.

Практическая работа № 6. Подготовка ККМ «ЭКР 2102Ф» к работе, заправка лент.

2

Составление алгоритма подготовки к/м «ЭКР 3102Ф» и «ЭКР 2102Ф» к работе.

Практическая работа № 7. Отработка режимов работы на к/м «ЭКР 2102Ф».

2

Отработка режимов работы на к/м «ЭКР 2102Ф». Реквизиты чеков, отчетных ведомостей.

Тема 1.4. Эксплуатация ККМ «Касби – 02Ф» и «Аркус-Касби 01».

Содержание учебного материала.

2

2

Устройство и работа, методы устранения возможных неисправностей.

Практическая работа № 8. Подготовкам  к/м  «Касби – 02Ф» и «Аркус-Касби 01» к работе, заправка лент.

2

Составление алгоритма подготовки к/м «Касби – 02Ф» и «Аркус-Касби 01» к работе.

Практическая работа № 9. Отработка режимов работы на к/м «Касби – 02Ф» и «Аркус-Касби 01».

2

Отработка режимов работы на к/м «Касби – 02Ф» и «Аркус-Касби 01». Реквизиты чеков, отчетных ведомостей.

Тема 1.5. Эксплуатация ККМ «Астра-100Ф» и «АМС-100Ф».

Содержание учебного материала.

2

2

Устройство и работа, методы устранения возможных неисправностей.

Практическая работа № 10. Подготовка к/м «АСТРА 100Ф» к работе, заправка лент.

2

Составление алгоритма подготовки к/м  «Астра – 100Ф» к работе.

Практическая работа № 11. Отработка режимов работы на к/м «АСТРА 100Ф».

2

Отработка режимов работы на к/м «АСТРА 100Ф». Реквизиты чеков, отчетных ведомостей.

Практическая работа № 12. Подготовка к/м «АМС 100Ф» к работе, заправка лент.

2

Составление алгоритма подготовки к/м «АМС 100Ф» к работе.

Практическая работа № 13. Отработка режимов работы на к/м «АМС 100Ф».

2

Отработка режимов работы на к/м «АМС 100Ф». Реквизиты чеков, отчетных ведомостей.

Тема 1.6. Эксплуатация ККМ «Меркурий 115Ф»

Содержание учебного материала.

2

2

Устройство и работа, методы устранения возможных неисправностей.

Практическая работа № 14. Подготовка к/м «МЕРКУРИЙ 115Ф» к работе, заправка лент.

2

Составление алгоритма подготовки к/м «МЕРКУРИЙ 115Ф»  к работе.

Практическая работа № 15. Отработка режимов работы на к/м «МЕРКУРИЙ 115Ф».

2

Отработка режимов работы на к/м «МЕРКУРИЙ 115Ф». Реквизиты чеков, отчетных ведомостей.

Тема 1.7. POS – системы. POS – терминалы.

Содержание учебного материала.

2

2

Устройство и работа. Кодирование и продажа товаров. Техника безопасности при эксплуатации.

Практическая работа № 16. Подготовка POS терминала к работе, заправка лент.

2

Составление алгоритма подготовки POS терминала  к работе.

Практическая работа №17. Отработка режимов работы на к/м «POS терминала».

2

Отработка режимов работы на к/м «POS терминала». Реквизиты чеков, отчетных ведомостей.

Тема 1.8. Фискальный регистратор. Сканеры штрихкода. Принтеры этикеток.

Содержание учебного материала.

2

2

Назначение, устройство, эксплуатация. Назначение кассовой системы. Работа с кассовой системой.

Самостоятельная работа при изучении раздела 1.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Изучение Закона РФ «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением».
  2. Самостоятельное изучение  Типовых правил эксплуатации ККМ при  осуществлении денежных расчетов с населением.
  3. Классификация ККМ (схема).
  4. Реквизиты кассового чека и контрольной ленты.
  5. Подготовить сообщение по одной из тем: «Правила эксплуатации ККМ», «Рабочее место кассира в магазине», «Современные расчетно-кассовые POS терминалы», «Порядок расчета на POS терминале», «История создания ККМ», Федеральный закон о применении ККТ, от 22.05.03г. №54 – ФЗ».
  6. Подготовить реферат по одной из тем: «Работа кассира в течении смены», «Типы сканирующего оборудования и их принцип работы»

8

Раздел 2. Платежеспособность денежных знаков.

14

Тема 2.1. Государственные денежные знаки.

Содержание учебного материала.

2

2

Отличительные особенности банкнот Банка России. Монеты и их особенности. Порядок получения, хранения и выдачи денежных средств.

Практическая работа №18. Идентификация денежных знаков по отличительным особенностям.

2

Распознавания защиты и подлинности денежных знаков Банка России.

Практическая работа №19. Идентификация монет по отличительным особенностям.

2

Распознавания защиты и подлинности монет Банка России.

Тема 2.2.Работа кассира с банкнотами.

Содержание учебного материала.

2

2

Определение платежеспособности  и элементов защиты банкнот и монет Банка России. Аппараты для проверки подлинности банкнот, счета, фасовки купюр и монет.

Практическая работа №20. Определение признаков платежеспособности и элементов защиты государственных денежных знаков.

2

Приемы распознавания элементов защиты и платежеспособности банкнот.

Тема 2.3. Понятие о цене в торговле.

Содержание учебного материала.

2

2

Виды цен. Образование цен. Торговая наценка, скидка.

Практическая работа №21. Расчет розничной цены.

2

Произведение расчетов розничной цены. Решение профессиональных задач.

Самостоятельная работа при изучении раздела 2.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Изучение элементов защиты банкнот.
  2. Подготовить сообщение или презентацию по одной из тем: «Признаки платежеспособности банкнот Банка России и монет», «История денег на Руси».

8

Раздел 3. Способы расчета с покупателями.

10

Тема 3.1. Особенности наличного и безналичного расчета с покупателями.

Содержание учебного материала.

2

2

Наличные способы расчета с покупателями. Торговые вычисления. Сокращенные приемы вычислений. Расчет посредством расчетных чеков учреждения Сбербанка. Расчет посредством чековых книжек, кредитных карточек.

Практическая работа №22. Сокращенные  приемы вычислений и процентные вычисления.

2

Освоение сокращенных приемов вычислений и процентных вычислений.

Практическая работа №23. Приемы устного подсчета стоимости покупок.

2

Освоение приемов устного подсчета стоимости покупок.

Практическая работа №24. Правила расчета с покупателями.

2

Отработка правил расчета с покупателями.

Практическая работа №25. Торговые расчеты на микрокалькуляторах.

2

Отработка торговых расчетов на микрокалькуляторах.

Самостоятельная работа при изучении раздела 3.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по 2 из тем: «Расчет покупателей пластиковой картой», «Способы расчета на предприятиях торговли», «Электронные деньги», «Пластиковые карты Visa, MasterCard».

8

Раздел 4. Кассовые операции.

10

Тема 4.1.  Учет кассовых операций.

Содержание учебного материала.

2

2

Требования к заполнению кассовых документов. Заполнение кассовой книги. Ведение Журнала кассира-операциониста. Заполнение акта по форме КМ-3 о возврате денежных средств покупателям.

Практическая работа №26. Заполнение кассовой книги.

2

Оформление кассовой книги.

Практическая работа №27. Заполнение журнала кассира-операциониста.

2

Оформление журнала кассира-операциониста. Вычисление выручки по книге кассира-операциониста.

Практическая работа №28.Оформление приходного и расходного кассового ордера.

2

Оформление приходного ордера по сданной выручке. Оформление расходного ордера для выплаты денег поставщику за реализованный товар. Оформление расходного ордера для покупки инвентаря.

Тема 4.2. Порядок сдачи денег в банк.

Содержание учебного материала.

2

2

Сдача дневной выручки старшему кассиру. Упаковка денег в пачки. Подготовка денег и сопроводительных документов к сдачи в банк.

Самостоятельная работа при изучении раздела 4.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Подготовить реферат по теме: «Автоматизация расчетно-кассовых операций».
  2. Подготовить сообщение по одной из тем: «В чем сущность отчетности кассира», «Что такое лимит кассы».

8

Раздел 5. Организация торгово-технологичекого процесса на торговых предприятиях.

4

Тема 5.1. Правила работы розничных торговых предприятий.

Содержание учебного материала.

2

2

Организация торговли. Организация рабочего места кассира в магазине. Действия кассиров перед началом и в конце смены. Защита прав потребителей. Правила торговли.

Тема 5.2. Проверка количества и качества продаваемых товаров и тары.

Содержание учебного материала.

2

2

Классификация, ассортимент и качество товаров. Информация о товаре.

Самостоятельная работа при изучении раздела 5.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Подготовить сообщение или компьютерную презентацию по теме: Правила работы розничных торговых предприятий.

8

Раздел 6. Контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

6

Тема 6.1. Материальная ответственность.

Содержание учебного материала.

2

2

Виды и формы материальной ответственности. Договор материальной ответственности.

Тема 6.2. Ревизия кассы.

Содержание учебного материала.

2

2

Порядок проведения ревизии денежных средств, ценных бумаг и бланков строгой отчетности. Оформление результатов проверки.

Практическая работа №29. Проведение ревизии. Заполнение акта инвентаризации наличных денежных средств.

2

Проведение и заполнение ревизии кассы. Усвоение правил проведения инвентаризации наличных денежных средств. Оформление  акта инвентаризации наличных денежных средств. 

Самостоятельная работа при изучении раздела 6.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Подготовить сообщение или компьютерную презентацию по теме: «Материальная ответственность в торговле».

8

  Итоговая аттестация: дифференцированный зачет.

2


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Торговли и общественного питания» и лаборатории «Учебный магазин».

Оборудование учебного кабинета «Торговли и общественного питания»:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия;

- комплект бланков документов учета кассовых операций.

Оборудование лаборатории и  рабочих мест лаборатории:

1. «Учебный магазин»

посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные пособия;

- весы и весоизмерительное оборудование;

- контрольно-кассовая техника;

- торговый инвентарь;

- торговая мебель: стеллажи, витрины, пристенная горка;

- счетный инвентарь: счеты конторские, микрокалькуляторы.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, в конце изучения профессионального модуля.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники

  1. Парфентьева Т.Р. и др., Оборудование торговых предприятий, - М.:ИРПО; «Академия», 2000.

Справочники:

1. Правила торговли, составитель М.Н. Сафонов. – М. : ИНФРА- М, 1997.

Учебные пособия:

  1. Голубкина Т.С., Торговые вычисления: учеб. Пособия для нач. проф. Образования.- М.: ПрофОбрИздат, 2002.
  2. Никитченко Л.И., Контрольно-кассовые машины:учеб. Пособие для нач. проф. Образования.-М.:Издательский центр «Академия», 2002
  3. Яковенко Н.В. , Кассир торгового зала – М.: «Академия», 2009.

Отечественные журналы:

  1. Мастер продаж.
  2. Новости торговли.
  3. Рекламные технологии.
  4. Российская торговля.
  5. Современная торговля.
  6. Управление магазином.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике по профессии в рамках профессионального модуля Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями является освоение  учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями» и профессии « Продавец, контролер- кассир».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных  дисциплин: «Основы деловой культуры»;  «Основы бухгалтерского учета»; «Организация и технология розничной торговли»;  «Санитария и гигиена»; «Торговые вычисления»; «Творчество в профессии».

Мастера: наличие 3-4 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

  • Соблюдение техники безопасности
  • Организация рабочего места
  • Соблюдение порядка работы на ККТ
  • Соблюдение порядка расчета с покупателями

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий.

Экзамен по МДК 03.01 «Эксплуатация ККТ»

Зачет по УП. 03

Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

  • Распознавание платежеспособности государственных денежных знаков
  • Соблюдение порядка получения, хранения и выдачи денежных средств

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

  • Соблюдение правил обслуживания покупателей

Оформлять документы по кассовым операциям.

  • Соблюдение правил оформления документов по кассовым операциям

Осуществлять      контроль    сохранности    товарно-материальных ценностей.

  • Выполнение контроля сохранности ТМЦ

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированностьпрофессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • демонстрация интереса к будущей профессии
  • объяснение функции своей профессии
  •   участие в профессионально-значимых событиях

Наблюдение за

деятельностью

обучающегося в

процессе

освоения

образовательной

программы

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов изготовления деталей машин;
  • оценка эффективности и качества выполнения;

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области эксплуатации ККТ
  • определение ситуации
  • выполнение объяснение последствий действий;

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  • эффективный поиск необходимой информации;
  • использование различных источников, включая электронные;
  • выбор
  • структурирование
  • применение информации для решения профессиональных задач и личного

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • владение ПК на уровне пользователя
  • применение ИКТ в профессиональной деятельности

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
  • результативное взаимодействие с членами коллектива
  • установление взаимоотношений в соответствии с профессиональной этикой
  • выполнение действий в соответствии с ролью в команде, группе для достижения результата

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы
  • правильная организация рабочего места
  •  соблюдение требований ОТ и санитарно-гигиенических требований

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • использование  профессиональных знаний в ходе исполнения военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией  

Рецензия

на рабочую учебную программу

профессионального модуля  «Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями»

Разработчики:

преподаватель БОУ НПО ПУ№47  Берсенёва Н.В.

      методист БОУ НПО ПУ№47 Цыбизова Л.А.

мастер производственного обучения  БОУ НПО ПУ№47  Берсенёва Н.В.

товаровед  ИП «Липатов В.А.» Гоман И.В.

продавец ИП «Липатов В.А.» Тамбовцева Т.А.

     Данная учебная программа составлена  в соответствии с ФГОС по профессии НПО 100701.01 Продавец, контролер- кассир.

     Профессиональный модуль в объёме 186 часов   входит    в  профессиональный  цикл.

     Рабочая учебная программа профессионального модуля содержит титульный лист, паспорт, результаты освоения, структуру и содержание, условия реализации,  контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля (ВПД).

     Область применения рабочей  учебной программы, соответствует профессии НПО 100701.01 Продавец,  контролер- кассир

профессиям  рабочих:   17353 Продавец продовольственных товаров

                              17351 Продавец непродовольственных товаров

                              12721 Кассир торгового зала

Место профессионального модуля в структуре ОПОП, формулировка наименования вида профессиональной деятельности (ВПД),  перечень профессиональных компетенций (ПК)  соответствуют  ФГОС по данной профессии. Требования к практическому опыту, умениям и знаниям конкретизируют   требования ФГОС.   Количество часов  достаточно для освоения указанного содержания  программы.

    Результаты освоения профессионального модуля соответствуют виду профессиональной деятельности, в том числе  профессиональным и общим компетенциям.                                                          Структура программы профессионального модуля  соответствует принципу единства теоретического и практического обучения. Разделы и темы программы профессионального модуля выделены дидактически целесообразно. Соотношение учебной и производственной практики, выбор комбинированного проведения практики дидактически целесообразны.     Содержание практики соответствует требованиям  к практическому опыту. Содержание учебного материала соответствует требования  к знаниям и умениям.  Объем времени  достаточен для освоения указанного содержания учебного материала.  Объём и содержание лабораторных и практических работ определены дидактически целесообразно и соответствуют требованиям к знаниям и умениям. Тематика домашних заданий определена дидактически целесообразно. Содержание программы профессионального модуля обеспечивает формирование необходимых общих и профессиональных компетенций.

     Перечень учебных кабинетов (мастерских, лабораторий и др.), перечисленное оборудование обеспечивает проведение всех видов лабораторных и практических занятий, междисциплинарной подготовки, учебной практики, предусмотренных программой профессионального модуля. Перечень  основной   и дополнительной литературы включает общедоступные источники.  Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны. Перечисленные источники соответствуют структуре и содержанию программы модуля. Общие требования к организации образовательного процесса соответствуют модульно-компетентностному подходу.

              Основные показатели оценки результатов обучения позволяют однозначно диагностировать сформированность соответствующих ПК и ОК. Наименование форм и методов контроля и оценки ПК и ОК точно и однозначно описывает процедуру аттестации. Формы и методы контроля и оценки позволяют оценить сформированность ПК и ОК.

      Данную рабочую учебную  программу рекомендую к применению.

Методист

БОУ НПО ПУ№47                                                    Л.А. Цыбизова

Рецензия

на рабочую учебную программу

профессионального модуля

 «Работа на контрольно-кассовой технике

и расчёты с покупателями»

        Данная рабочая учебная программа предназначена для обучающихся по профессии НПО « Продавец, контролер- кассир».

Программа разработана в соответствии с квалификационной  характеристикой для  рабочей профессии:  кассир торгового зала (2 разряд) и с учетом требований, предъявляемых работодателем.

        Указанные в программе требования к практическому опыту, умениям и знаниям  обучающихся соответствуют профессиональным критериям рабочего по данной профессии.

        Содержание программы профессионального модуля и объём времени (186 часов) на теоретическую подготовку, лабораторные  и практические  занятия,  учебную и производственную практики,   позволяет подготовить выпускника, способного выполнять все виды работ соответствующего уровня квалификации при работе на контрольно-кассовой технике и расчётах с покупателями. Темы для самостоятельной  работы обучающихся (22 часа) разработаны с учётом современных правил эксплуатации контрольно-кассовой техники и выполнения расчётных операций с покупателями, способствуют глубокому изучению тем программы.  

Материально-техническое обеспечение учебного кабинета «Организация и технология розничной торговли»,  лаборатории «Учебный магазин» позволяют повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда. Учебники, учебные пособия и др. дополнительная литература, указанные в  программе актуальны и современны.

Формы и методы контроля результатов обучения позволят оценить уровень освоенных профессиональных компетенций при работе на контрольно-кассовой технике и расчётах с покупателями.

Рабочая учебная программа достаточно продумана,  обеспечивает приобретение выпускником комплекса специальных знаний, умений  и практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Рецензент.


[1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля "Работа контрольно-кассовой технике и расчеты покупателей"

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего образования (СПО)/ профессиям наПримерная программа ...

Рабочая программа по МДК.03.01 Эксплуатация контрольно-кассовой техники по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Рабочая программа по МДК.03.01 Эксплуатация контрольно-кассовой техники  по профессии 38.01.02  Продавец, контролер-кассир на 96 часов обязательной аудиторной нагрузки....

Рабочая программа профессионального модуля "Выполнение работ по рабочей профессии кассира"

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отрасл...

Аннотация к рабочей программе профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (для специальностей СПО)»

Аннотация к рабочей программе профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (для специальностей СПО)»...

Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 Организация службы пожаротушения и проведения работ по рушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. по специальности 20.02.03 Пожарная безопасность

Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 Организация службы пожаротушения и проведения работ по рушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. по специальности 20.02.03 Пожарна...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями по профессии СПО

Программа данного модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям р...

Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 13321"Лаборант химического анализа" по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

В рабочей программе профессионального модуля представлены тематический план и содержание ПМ для МДК 04.01. "Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования" на ...