Методические указания по выполнению письменной экзаменационной работы
методическая разработка на тему

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве специалиста широкого профиля.

В системе среднего профессионального образования главное значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных, всесторонне развитых рабочих и служащих, обладающих широким кругозором, глубокими техническими знаниями, прочными практичными умениями и навыками, способных к творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_ukazaniya_per_prodavtsy.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования

Чебоксарский химико-механический техникум

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению письменной экзаменационной работы

Профессия

100701.01 Продавец, контролер-кассир

Новочебоксарск 2014

ОДОБРЕН  

предметно-цикловой комиссией

мастеров производственного обучения протокол № ____

от «____»_____________ 2014 г.

Председатель   ________Е.Г. Владимирова

Составлен в соответствии с ФГОС по профессии НПО

Зам. директора по НО, УР и К  _______________ Кузьмина Т.Н.

Автор:

Львова Л.Н.          

- мастер производственного обучения БОУ СПО "Чебоксарский химико-механический техникум"

© БОУ СПО Чебоксарский химико-механический техникум, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СПО по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир, (утвержденным приказом Минобразования и науки РФ от 02.08.2013 г, № 723), постановлением Правительства РФ от 18.08 2013г № 43 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования», приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования», приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г.№ 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», приказом Минобразования РФ от 01 ноября 1995 г. «Положение об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования»  итоговая аттестация выпускников государственных, муниципальных учреждений начального профессионального образования является обязательной.

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве специалиста широкого профиля.

В системе среднего профессионального образования главное значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных, всесторонне развитых рабочих и служащих, обладающих широким кругозором, глубокими техническими знаниями, прочными практичными умениями и навыками, способных к творческой деятельности.

Аттестационная комиссия государственной (итоговой) аттестации формируется из педагогических работников и мастеров производственного обучения аттестуемой группы выпускников, а также специалистов объединений и предприятий.

Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются:

  • комплексная оценка уровня подготовки выпускника и его соответствие требованиям   ФГОС СПО;
  • решение вопроса о присвоении уровня квалификации по результатам выпускной  квалификационной работы и письменной экзаменационной работы.
  • внесение предложений и рекомендаций по совершенствованию содержания, обеспечению и технологии реализации образовательных программ, осуществляемых в техникуме, на основе анализа результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Государственная итоговая аттестация выпускников состоит из нескольких аттестационных испытаний:

  • оценка уровня освоения МДК;
  • оценка освоения профессиональных и общих компетенций обучающихся.

Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций при изучении ими теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, отзывы-характеристики с мест прохождения производственной практики. Приложение 1.

Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа предусматривает сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяется образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 68, часть 6 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г, № 273 ФЗ.

По результатам государственной итоговой аттестации выпускникам присваивается квалификация по рабочей профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), и выдается соответствующий документ об уровне образования и квалификации.

Протоколы государственной итоговой аттестации выпускников и сводные ведомости хранятся 75 лет в архиве образовательного учреждения.

  1. Цели и задачи письменной экзаменационной работы

При выполнении письменной экзаменационной работы перед обучающимися ставятся следующие цели:

  •        систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний и применение этих знаний при решении конкретных экономических и производственных задач;
  •        развитие навыков самостоятельной работы, анализа при решении разрабатываемых в письменной экзаменационной работе проблем и вопросов;
  •        творческий подход к решению практических задач, стоящих перед торговлей в условиях рыночных отношений, прогресса науки, техники и культуры.

Тематика письменных экзаменационных работ утверждается предметно-цикловой комиссией. Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития рынка.

В связи с поставленными целями в письменной экзаменационной работе решаются следующие задачи:

  •        анализируется и систематизируется теоретический материал в соответствии с выбранной темой;
  •        приводится характеристика этапов выполнения работы, источников получения информации;
  •        оценивается уровень разработки темы применительно к конкретной торговой организации;
  •        анализируются материалы по конкретному предприятию, ассортимент реализуемой продукции, потребительские свойства товаров.

Письменные экзаменационные работы связаны с деятельностью торгового предприятия - места практики, где обучающиеся знакомятся с ассортиментом товаров, осуществляют приемку товаров и контроль качества, подготовку к продаже и размещение товаров на оборудовании, обслуживание покупателей и контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

  1. Порядок проведения выпускной квалификационной работы

        Выпускные квалификационные работы являются завершающим этапом учебной работы и проводятся с целью определения уровня квалификации (разряда) и подготовленности выпускников к самостоятельной работе по избранной профессии.  

Образовательное учреждение не позднее, чем за полгода до начала государственной итоговой аттестации доводит до сведения обучающихся конкретный перечень выпускных практических квалификационных и письменных экзаменационных работ.

2.1. Организация выпускной квалификационной работы обучающихся

Производственная практика обучающихся проводится на рабочих местах непосредственно на предприятиях на основе прямых договоров, во время которой обучающиеся самостоятельно выполняют работы, характерные для соответствующей профессии и уровня квалификации, а также выполнения выпускной практической квалификационной работы по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих и тарифных разрядов (ОК 016-94). Приложение 3.

Обучающимся сообщается порядок и условия выполнения выпускной квалификационной работы, выдается необходимая техническая документация, а также наряд с указанием содержания и разряда работы, нормы времени, рабочего места. При оценке квалификационной работы учитывается конечный результат выполнения задания (качество, выполнение норм времени и другие показатели), а также умения и навыки обучающихся правильно выполнять приемы работ, применять передовые методы труда, пользоваться оборудованием, инвентарем, соблюдать правила техники безопасности, планировать свою работу и организовывать рабочее место, экономить материалы и электроэнергию.

2.2. Письменные экзаменационные работы

Темы письменных экзаменационных работ должны соответствовать содержанию производственной практики обучающихся, объему знаний, умений и навыков, предусмотренному учебными программами и квалификационной характеристикой.

Письменные экзаменационные работы по профессии 1011701.01 Продавец, контролер-кассир должны отражать квалификационные требования по всем видам деятельности:

  •        продажа непродовольственных товаров;
  •        продажа продовольственных товаров;
  •        работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.

Определение тематики письменной экзаменационной работы.

Тематика письменных экзаменационных  работ разрабатывается преподавателем МДК или руководителем письменной экзаменационной работы совместно с мастером производственного обучения, рассматривается соответствующей предметно-цикловой комиссией, утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе БОУ Чувашской республики СПО «ЧХМТ» Минобразования Чувашии.  

 Перечень тем письменной экзаменационной работы приказом руководителя образовательного учреждения закрепляется за обучающимися с указанием руководителя и мастера производственного обучения.

Решение аттестационной комиссии о присвоении выпускникам уровня квалификации с указанием оценки, полученной на защите выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа), записывается в протоколе, подписываемом председателем и всеми членами комиссии, и заносится в диплом. Итоги защиты выпускной квалификационной работы объявляются приказом по техникуму.

В диплом наименование профессии записывается в строгом соответствии с Перечнем профессий, по которому осуществляется подготовка квалифицированных рабочих в профессиональном образовании и присвоенный уровень квалификации (разряд).

Обучающимся, не допущенным к защите выпускной квалификационной работы или не защитившим ее, вместо диплома выдается справка по установленной форме.

Обучающимся, не сдавшим выпускную квалификационную работу, предоставляется право на повторную сдачу экзаменов.

Допуск к защите ВКР разрешается директором техникума на основании письменного заявления и положительной характеристики с производства.

  1. Этапы выполнения выпускной квалификационной работы

3.1 Основные этапы выполнения письменной экзаменационной работы:

  •  Выбор темы письменной экзаменационной работы. Закрепление тем письменных экзаменационных работ производится заблаговременно с учетом пожеланий обучающихся. На этом этапе составляется план  письменной экзаменационной работы. Письменная экзаменационная работа выполняется во время прохождения производственной  практики на розничных торговых предприятиях, что позволяет обучающемуся воспользоваться материалами реальной торговой деятельности и наиболее полно рассмотреть изучаемые разделы с практической точки зрения.
  •  Сбор и обработка литературных данных предусматривают систематизацию и
    отбор из рекомендованных источников.
  •  Выполнение письменной экзаменационной работы и обобщение результатов деятельности предприятия – наиболее ответственный этап выполнения работы. При обобщении результатов работы необходимо четко формулировать основные положения и выводы.
  •  После проверки  письменная экзаменационная работа выносится на защиту. Процедура защиты: доклад по материалам  письменной экзаменационной работы, в котором  дается краткая характеристика полученных результатов, и приводятся выводы.
  •  Критериями оценки, выставляемой обучающемуся, является уровень квалификации по результатам квалификационных экзаменов по профессиональным модулям, хорошее владение материалом, точность ответов на вопросы при защите, оформление и содержание представленной  письменной экзаменационной работы.
  1. Структура письменной экзаменационной работы

Письменная экзаменационная работа должна быть выполнена на материалах торгового предприятия любой формы собственности. В современных условиях, когда заметно выросла роль малого бизнеса, письменную экзаменационную работу можно выполнить на базе малого предприятия, а также предприятия без образования юридического лица.

Письменная экзаменационная работа должна включать в себя следующее:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание - последовательное изложение разделов, глав и т.д. Задание к письменной экзаменационной работе приведено в Приложении 4.
  3. Введение, обосновывающее актуальность темы, включающее указание на значение, цель и задачи письменной экзаменационной работы.
  4.  Организационная часть письменной экзаменационной работы - наиболее существенный раздел. Этот раздел должен содержать состав и классификацию товаров, характеристику основных видов, правила продажи данных товаров, потребительские свойства и требования к  качеству, правила маркировки, способы упаковки и условия хранения. Выводы, соответствующие материалу, изложенному в работе, следует приводить в виде тезисов, т.е. кратко оформленных отдельных положений, вытекающих из курсовой работы.
  5. Технологическая часть – основной раздел письменной экзаменационной работы. Этот раздел предусматривает сведения о торговом предприятии, технологию организации работы предприятия, способы изучения покупательского спроса на товары.
  6. В третьем разделе должны присутствовать правила ТБ и пожарной безопасности на предприятии, санитарные правила  и нормы и экологическая безопасность, которая так важна в наше время.
  7. В заключении даются выводы, соответствующие материалу, изложенному в работе. На основании выводов могут быть отдельно сформулированы предложения (рекомендации) по дальнейшей работе предприятия.
  8. Список литературы (перечень использованных литературных источников), оформленный согласно требованиям стандартов.
  1. Оформление письменной экзаменационной работы

Пояснительная записка должна быть написана черными чернилами от руки на одной стороне листа или отпечатана. Пояснительная записка должна быть по возможности краткой в пределах 50-60 страниц рукописного или 40-50 страниц печатного текста.

К письменной экзаменационной работе предъявляются единые требования к оформлению текстовой части, таблиц, иллюстраций и списка использованной литературы в соответствии с нормативными документами:

  1. Общие требования
  1.  Работа должна быть отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полуторный межстрочный интервал. Объем составляет 40-50 листов печатного текста. Цвет шрифта - черный, высота букв, цифр и других знаков - не менее 2,5 мм (кегль шрифта не менее 14).
  2.  Текст работы следует набирать, соблюдая следующие размеры полей (мм): левое - 30, правое - 10, верхнее - 15, нижнее - 15. Абзац (красная строка) должна отступать от начала текста на 15-17 мм.
  3.  Первым листом является титульный лист (подшивается, но не нумеруется). После титульного листа располагается бланк с заданием на ПЭР (подшивается и не нумеруется). Затем отзыв руководителя (не подшивается и не нумеруется). Первый лист, который нумеруется, является лист «Содержание», слово записывается по центру листа с прописной буквы. Далее с абзаца приводят наименование разделов, подразделов и приложений и указывают номера листов, с которых они начинаются. Названия, включенные в содержание, пишут с прописной буквы.
  4.  Текст основной части работы необходимо разбить на разделы, подразделы и пункты. Каждый раздел и подраздел желательно начинать с новой страницы.
  5.  Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует набирать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце. Переносы и подчеркивания в заголовках не допускаются.
  6.  Расстояние между заголовками и текстом должно составлять 3…4 интервала - не более 15 мм. Расстояние между заголовком раздела и подраздела составляет 2 интервала.
  7.  В тексте не допускается:
  • применять обороты разговорной речи;
  • применять произвольные словообразования;
  • применять без числовых значений математические знаки (писать словом «больше», «меньше», «равно»), а также № (номер), % (процент).
  1. Нумерация страниц, разделов и т. д.
  1.  Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, например: «2.3» (третий подраздел второго раздела). После номера подраздела точка не ставится.
  2.   Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой, например: «1.3.2» (второй пункт третьего подраздела первого раздела).
  3.  Иллюстрации (кроме таблиц) обозначают словом «Рис.» и нумеруют в пределах каждого раздела последовательно арабскими цифрами. Далее под рисунком приводят его название.

3. Оформление иллюстрации

3.1 Рисунки должны быть выполнены черной тушью или черными чернилами на
белой бумаге. Фотографии размерами менее формата А4 следует наклеивать на листы
белой бумаги.

3.2 Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно
рассматривать и без поворота или с поворотом по часовой стрелке после первой ссылки на
них. Иллюстрации должны иметь наименование. При необходимости их снабжают
поясняющими данными (подрисуночный текст). Наименования иллюстраций и
поясняющие данные располагают под иллюстрацией.

4. Оформление таблиц

4.1        Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнений показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Справа в верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера (таблицы следует нумеровать арабскими цифрами).

  1.  Заголовки граф должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные.
  2.  Таблицу следует размещать после первого упоминания о ней в тексте или на следующей странице. Таблицу с большим количеством строк, не умещающихся на одной полной странице, допускается переносить на другой лист с нумерацией граф и надписью «Продолжение таблицы...». В таблицах должны быть правильно указаны единицы измерения величин. Физические величины следует приводить в Международной системе единиц СИ.
  3.  Если повторяющийся в графе таблице текст состоит из одного слова, его допускается заменить знаком повторения « - - »; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее знаком повторения. Не допускается ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков. Если цифровые или иные данные в какой-либо ячейке таблицы не приводится, то в ней ставят прочерк (тире).

Ниже приводится пример оформления таблицы.

       Таблица 1. Структура ассортимента игрушек, реализованных магазином    «Кроха» за 2012 г.

Группа игрушек по

материалу изготовления

Кол-во

шт.

Удельный вес,

%

Пластмассовые

1050

73.5

Металлические

210

-

Мягконабивные

140

10,5

Итого

1400

100

5. Оформление библиографического списка

5.1 Список литературы должен содержать перечень фактических источников,
используемых при выполнении письменной экзаменационной работы.

5.2 Сведения об используемых источниках, включенных в список необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документов.
Общие требования и правила составления».

5.3  Каждый литературный источник должен иметь следующие данные:

  • автор;
  • название;
  • место издания и название издательства;
  • год издания;
  • количество страниц.

Например: Книги, брошюры.

Пример оформления:

Книга одного автора

Николаева М.А. Товароведение плодов и овощей/ М.А. Николаева. - М. : Экономика, 2011.- 230 с.

Книга трех авторов

Баранова Л.А. Основы товароведения / Л.А. Баранова, Р.П. Петрова, А.С. Панкевич. – М. : Академия, 2013. – 351 с.

6.  Оформление приложений

6.1 Приложения оформляют как продолжение работы на последующих страницах или виде отдельной части, располагая их в порядке появления ссылок на них в тексте.

 6.2 Каждое приложение начинают с нового листа (страницы). Приложение должно иметь заголовок с указанием вверху справа страницы слова «Приложение». Приложение должно иметь содержательный заголовок.

 6.3.  В  работе одно приложение, его обозначают словом «Приложение». Если в работе более одного приложения, их обозначают, арабскими цифрами начиная с 1.

 Список рекомендованной литературы

  1. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. - Р- н/Д: Феникс, 2012.
  2. Новикова А.М., Голубкина Т.С., Никифорова Н.С., Прокофьева С.А. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. – Москва: ПрофОбрИздат, 2011
  3. Ильина М.Г. Товароведение непродовольственных товаров. Практикум. М. : Академия, 2013
  4. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами/Под ред. А.Н. Неверов и др. М. : Академия, 2009
  5. Никифорова Н.С. Товароведение продовольственных товаров. Практикум. М. : Академия, 2013
  6. Коник Н.В. Товароведение продовольственных товаров.-М:Альфа-М_Инфра-М, 2011
  7. Кащенко В.Ф., Кащенко Л.В. Торговое оборудование. – М:Альфа-М-ИНФРА0М, 2013
  8. Никитченко Л.И. Контрольно-кассовые машины. – М: Академия, 2013

4. Требования к оформлению письменной экзаменационной работы.

Согласно «Положению об итоговой аттестации выпускников учреждений НПО» (утвержденное приказом Минобразования РФ от 01.11.95 № 563) пояснительная записка  должна содержать: введение; практическую часть; требования производственной безопасности.

Структура пояснительной записки к письменной экзаменационной работе:

  • Титульный лист;
  • Задание на выполнение письменной экзаменационной работы;
  • Содержание;
  • Пояснительная записка (описание разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы и краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, а также параметров и режимов ведения процесса);
  • Список  литературы;
  • Приложение.

При выполнении письменных экзаменационных работ необходимо соблюдать единые грамматические, графические и другие нормативные требования,  стандарты, международную систему единиц измерения.

Преподаватели за месяц до начала экзаменов проверяют письменные экзаменационные работы и выставляют оценки с краткой мотивировкой. Срок хранения выполненных письменных экзаменационных работ и отчетов о производственной практике – 3 года.

Требования к руководителю и мастеру производственного обучения

  • Оказывать  помощь обучающимся в определении перечня вопросов и материалов, которые должны изучить во время производственной практики на рабочих местах и в подборе технической литературы.
  • Подготовить обучающихся к защите письменной экзаменационной работы. Оказать помощь в составлении плана защиты (уверенно связывать и логически  излагать   тему).
  • Еженедельно проводить консультации согласно утвержденному расписанию, проверять  и контролировать пояснительную записку к письменной экзаменационной работе.

Требования к выпускникам:

Выпускник получает задание на выпускную практическую квалификационную работу и на письменную экзаменационную работу одновременно, не позднее, чем за два месяца до собеседования с ним на заседании аттестационной комиссии.

Обучающимся, которые отлично успевают по производственному обучению и дисциплинам профессионально-технического цикла, может быть выдано задание на итоговую работу, которая требует более высокого уровня квалификации, чем уровень, предусмотренной учебной программой. В подобных случаях Положение предоставляет учебному заведению самостоятельно определять степень соответствия практической  и письменной работе.

К государственной итоговой аттестации допускаются выпускники, завершившие обучение в рамках основной профессиональной образовательной программы (ступени или курса обучения) и успешно прошедшие промежуточную аттестацию.

Государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.

По Положению выпускники, не сдавшие итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам или не выполнившие практических квалификационных и письменных экзаменационных работ, не допускаются к последующему этапу государственной итоговой аттестации.

Выпускники, не прошедшие всех аттестационных испытаний по неуказанным в положении причинам, отчисляются с выдачей им  справки установленного образца, в которой указывается период обучения, перечень изученных предметов и полученные по ним оценки.

  1. Подготовка документации к   государственной итоговой  аттестации выпускников

Мастер производственного обучения представляет перечень документов по итоговой аттестации обучающихся выпускников учреждений  по ППКРС (приложение 1).

На каждого выпускника в обязательном порядке мастером предоставляются:

  1. производственная характеристика (приложение 2);
  2. заключение выпускной   квалификационной  работы  (приложение 3)
  1. Проведение государственной итоговой  аттестации

Итоговая аттестация выпускников, обучавшихся по программам начального профессионального образования, состоит из нескольких аттестационных испытаний:

  • выполнение выпускной пробной  (квалификационной) работы;
  • защита письменной экзаменационной работы.

Порядок организации выпуска:

  • конкретный перечень экзаменов по учебным предметам, выпускных квалификационных и письменных экзаменационных работ в полном соответствии с государственным стандартом НПО на профессию;
  • создание аттестационной комиссии;
  • составление графика выполнения выпускных практических квалификационных пробных) работ;
  • составление графика защиты письменной экзаменационной работы.
  • список выпускников, допускаемых к итоговой аттестации.

Решение экзаменационной комиссии о присвоении обучающимся уровня квалификации с указанием оценки, полученной на выпускном квалификационном экзамене, записывается в протоколе, подписываемом председателем и всеми членами комиссии, и заносится в диплом. Итоги выпускных квалификационных экзаменов объявляются приказом по техникуму.

В диплом наименование профессии записывается в строгом соответствии с Перечнем профессий, по которому осуществляется подготовка квалифицированных рабочих в профессиональном образовании и присвоенный уровень квалификации (разряд).

Обучающимся, не допущенным к выпускным квалификационным экзаменам или не сдавшим их, вместо диплома выдается справка по установленной форме. (Приложение 4)

Допуск к экзаменам разрешается директором техникума на основании письменного заявления и положительной характеристики с производства.

Литература

  1. Г.И.Кругликов. Настольная книга мастера производственного обучения. Москва, 2006 - 272с.
  2. А.П. Ганенко, Ю.В. Милованова, М.И. Лапсарь. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных  работ. Москва, 1999 - 347.

Нормативные акты

Нормативные акты

  1. ФГОС СПО по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир от 02.08.2013г. № 723;
  2. Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12.2012г № 273.
  3. Постановление правительства РФ от 18 августа 2013 г № 43 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования»;
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  5. Приказ Минобразования РФ от 01 ноября 1995 г № 563 «Положение об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования»

Приложение 1

        Перечень

 документов Государственной  итоговой аттестации выпускников

  1. Список студентов (Ф.И.О., дата, год рождения).
  2. Выписка из приказа о зачислении студентов.
  3. Перечень письменных экзаменационных работ.
  4. Перечень выпускных практических квалификационных работ.
  5. Выписка из протокола  собрания студентов и родителей по  ознакомлению с  порядком проведения государственной итоговой аттестации ОПОП СПО           ( утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 года).
  6. Список студентов и  родителей по  ознакомлению с  порядком проведения государственной итоговой аттестации ОПОП СПО (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 года).
  7. Выписка из приказа о составе государственной экзаменационной комиссии.
  8. Расписание консультаций.
  9. График выполнения выпускных практических квалификационных работ.
  10. Расписание защиты письменных экзаменационных работ.
  11. Выписка из протокола экзаменов квалификационных профессиональных модулей.
  12. Заключение о выполнении выпускных практических  квалификационных работы.
  13. Выписка из протокола государственной  итоговой аттестации.
  14. Отчет председателя государственной экзаменационной комиссии.
  15. Выписка оценок успеваемости  студентов.
  16. Выписка из приказа о допуске студентов  к  государственной итоговой аттестации.
  17. Выписка из приказа о присвоении квалификации.
  18. Выписка из приказа об отчислении студентов.

                                                                                

                                         

             Приложение 2

ХАРАКТЕРИСТИКА

 (Заполняется руководителем практики от предприятия)

на  учащегося БОУ СПО «Чебоксарский химико-механический техникум»

ФИО  ________________________________________________________________________

100701.01 Продавец, контролер-кассир, проходившего производственную практику на   _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сформированность профессиональных компетенций

Оценка в баллах

обучающийся не справляется с решением/выполнением   типовых профессиональных задач, не проявляет ни один из навыков, входящих в компетенцию.

обучающийся не справляется с решением/выполнением   типовых профессиональных задач, проявляет отдельные навыки, входящие в компетенцию.

обучающийся решает/выполняет  типовые профессиональные задачи при консультационной поддержке преподавателя (наставника).

обучающийся самостоятельно выполняет/решает  типовые профессиональные задачи. Для решения нестандартных задач требуется консультационная помощь преподавателя (наставника).

все профессиональные (типовые и нестандартные) профессиональные задачи  обучающийся решает/выполняет самостоятельно.

Профессиональные компетенции, включающие в себя способность:

Оценка

компетенции  (балл)

Вид профессиональной  деятельности: продажа непродовольственных товаров

ПК 1.1

Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.

ПК 1.2

Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.

ПК 1.3

Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.

ПК 1.4

Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.

Вид профессиональной  деятельности:  продажа продовольственных товаров

ПК 2.1

Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

ПК 2.2

Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.

ПК 2.3

Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.

ПК 2.4

Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.

ПК 2.5

Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.

ПК 2.6

Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

ПК 2.7

Изучать спрос покупателей.

Вид профессиональной  деятельности: работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

ПК 3.1

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 3.2

Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 3.3

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4

Оформлять документы по кассовым операциям.

ПК 3.5

Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

Общие компетенции:

1 балл – отсутствие качества,  2 балла – с помощью наставника, 3 балла - самостоятельно

Компетенции, включающие в себя способность:

Оценка компетенции (балл)

Общие компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров

Основные виды работ во время прохождения производственной практики:

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Заключение об освоении профессионального модуля по виду профессиональной деятельности

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Рекомендуемый разряд _______________________________________________________________________

Руководитель практики____________________________________________________________________

(Организация, занимаемая должность )                                                                                                                                                                    (Ф.И.О.,  подпись)

Руководитель     ___________________________________________________________________________

     (Образовательная организация)                                                                                                                                                                         (Ф.И.О., подпись)

Приложение 3

                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                        Начальник цеха

                                                                        ______________(_____________)

                                                                        «_______»___________20___г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        На выпускную практическую квалификационную работу, выполненную______________

__________________________________________________________________________________

                                        (фамилия, имя и отчество)

Составлено «________»__________________20____г. в том, что обучающийся (щаяся)________

___________________________оканчивающий (щая) профессиональное обучение____________

__________________________________________________________________________________

(форма обучения: индивидуальная)

по профессии  100701.01 Продавец, контролер-кассир

выполнила (а) выпускную практическую  квалификационную работу______________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

                                (наименование работ и краткая ее характеристика)

По нормам времени на работу отведено________часов; фактически затрачено_________часов

Оценка за выпускную практическую квалификационную работу__________________________

                                                                        (по пятибалльной системе)

Выполненная работа соответствует уровню квалификации________________________________

Разряда (класса, категорий) по профессии______________________________________________

__________________________________________________________________________________

Мастер цеха, участка

Инструктор

                                                                                                                 Приложение        4                

Справка

Выдана_____________________________________________________(фамилия, имя, отчество)

___________года рождения, в том что он (а) в________________месяце 20___ принят(а) в __________________________________________________________________________________________

                                     (наименование образовательного учреждения)

__________________________________________________________________________________________

                               (города, области, края, Республики)

        

и обучался (ась) в нем до__________месяца 20____года по профессии_______________________________________________________________________________________

        

Изучал (а) следующие предметы  и получил(а) оценки:

Наименование предмета

Оценка прописью

Поведение__________________________

        

По решению экзаменационной комиссии ____________________________

                                                                (фамилия, имя, отчество)

рекомендуется использовать на производстве _________________________

___________________________________        ___________разряда (класса)

        (профессия, вид работы)

_____________________________направляется_______________________

           (фамилия, имя, отчество)

________________________________________________________________

                             (наименование предприятия)

М.П.

Директор техникума

Секретарь  

«_____»________20___г.

                                                                                                       Приложение 5                                                                                                                     Чебоксарский химико - механический техникум

Срок выполнения работы                                                УТВЕРЖДАЮ

«__»___________ 2014г.                                                Зам. директора по УПР

                                                                        _________ М. М .Карамова

                                                                        «____» _________ 2014 г.

Задание

для выполнения письменной экзаменационной работы

по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир

Обучающемуся  III курса   ______группы

Фамилия, имя, отчество: ___________________________________________________

Тема задания: _____________________________________________________________

Содержание письменной экзаменационной работы

Введение

1. Организационная часть

1.1 Общие сведения о товаре.

1.2 Классификация и ассортимент товаров.

1.3 Правила продажи.

1.4 Потребительские свойства и требования к качеству

1.5 Маркировка, способы упаковки и условия хранения

2. Технологическая часть

2.1 Сведения о торговом предприятии.

2.2 Оборудование торгового предприятия

2.3 Технология приемки товаров по количеству и качеству

2.4 Технология хранения товаров

2.5 Технология предварительной подготовки товаров к продаже

2.6 Изучение покупательского спроса на товары.      

3. Охрана труда

3.1 Техника безопасности

3.2 Пожарная безопасность на предприятии

3.3 Санитарные правила и нормы торговых предприятий

3.4 Экологическая безопасность и утилизация отходов

Заключение

Литература

Приложения 

Председатель цикловой комиссии_______                                Дата выдачи задания                

                                                   

Руководитель работы _________________        «____» ______20__г.

Мастер п/о_________________________

                                                                                                       Приложение 5

Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования

«Чебоксарский химико-механический техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Письменная экзаменационная работа

Тема: Цитрусы

ПЭР 100701.01 12ПН115.01.00 ПЗ

Выполнил

Иванова  А.В.

Руководитель

Львова Л.Н.

Новочебоксарск 2015    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы по профессии "Повар, кондитер"

В методических рекомендациях  отражены требования к оформлению письменных экзаменационных работ по профессии "Повар, кондитер" по специальности "Кондитер"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Выпускная письменная экзаменационная работа является завершающим этапом обучения учащихся в лицее. Его цель – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специально...

Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы по профессии «Парикмахер»

В методических рекомендациях излагаются сведения о структуре выпускной письменной квалификационной работы по профессии «Парикмахер», рассматривается содержание каждой составляющей части работы и кратк...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПМ 04. Организация и управление процессом изготовления рекламного продукта МДК 04.01 Менеджмент и экономические основы рекламной деятельности». для специал

Методические указания по написанию и оформлению экзаменационной работы по ПМ 04. Организация и управление процессом изготовления рекламного продукта МДК 04.01 Менеджмент и экономические основы рекламн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению письменной экзаменационной работы по профессии Станочник(металлообработка); станочник широкого профиля

1.     Тематика и объем письменной экзаменационной работыТемой выпускной письменной экзаменационной работы по специальности Станочник(металлообработка) является разработка технолог...

Методическая разработка Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы обучающимся по профессии НПО 100116.01 «Парикмахер»

1.Общие положенияВыполнение письменной экзаменационной работы является обязательным условием  итоговой аттестации обучающихся выпускных групп. Письменная экзаменационная работа выполняется ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению письменной экзаменационной работы по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению письменной экзаменационной работы по профессии  23.01.03 «Автомеханик»...