Методическая разработка урока на тему: "Технология получения тканей"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 9 г. ЧЕРЕМХОВО
Методическая разработка
урока по предмету Материаловедение
Тема: Технология получения тканей
Авторы разработки:
Зарубина Любовь Леонидовна
преподаватель,
ОГБОУ НПО ПУ№9
Черемхово, 2013
ПЛАН УРОКА
Предмет: Материаловедение.
Тема: Технология получения тканей.
Цель урока:
1. Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, полученных на уроках
материаловедения по теме «Технология получения тканей» и сформировать умения по
определению свойств тканей.
Задачи:
2. Способствовать развитию у учащихся логического мышления при ответах на вопросы,
внимания, образного представления.
3. Развивать познавательную активность; коррекция и развитие мыслительной
деятельности.
4. Воспитывать ответственное отношение к работе, стремление к творчеству,
коммуникативные умения, ответственность перед товарищами, чувство взаимопомощи
при работе в команде.
Тип урока: Урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.
Урок – игра.
Метод ведения урока: Учебное сотрудничество, работа в командах.
Межпредметные связи: технология изготовления швейных изделий, производственное
обучение.
Материальное обеспечение урока: Образцы материалов, опорные конспекты, тесты,
инструкционная карта к практической работе, оценочный лист, презентация, мультимедийная
система.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап:
1.1. Проверка наличия учащихся.
1.2. Проверка готовности к уроку.
1.3. Вступительное слово учителя.
1.4. Приветствие и представление участников.
2. Мотивационный:
Для изготовления швейных изделий используют разнообразные материалы: ткани, трикотажные полотна, нетканые материалы, мех, искусственная кожа и плёнки, швейные нитки, клеевые материалы. Специалисты швейной промышленности должны хорошо знать строение, свойства и ассортимент материалов. Не зная ассортимента материалов, вырабатываемых промышленностью, трудно изготовить швейное изделие, отвечающее современным требованиям.
3. Конкурсная программа:
1 задание. Вопрос - ответ
2 задание. «Чёрный ящик»
3 задание. Работа с тестами.
4 задание. Определите свойства и сырьевой состав тканей.
5 задание. Кроссворд: Тренажёр по теме «Технология получения тканей»
4. Подведение итогов:
Оценка работы учащихся на уроке.
5. Домашнее задание:
Повторить тему: «Технология получения тканей»
Преподаватель: Л.Л. Зарубина
ПЛАН КОНСПЕКТ
Группа: ОШО - 13
Предмет: Материаловедение
Тема: Технология получения тканей
Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, полученных на
уроках материаловедения по теме «Технология получения тканей»
Задачи:
- Способствовать развитию мышления и познавательной активности.
- Развивать познавательную активность; коррекция и развитие мыслительной деятельности.
- Воспитывать самостоятельность; умение работать в команде.
Форма проведения: урок-игра
Ход урока
1. Организационный этап:
1.Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. Знакомство обучающихся с целью и задачами урока.
2.Учитель:
Здравствуйте ребята, уважаемые учителя и наши дорогие гости. Сегодня у нас не простой урок материаловедения, а урок-конкурс. Мы с вами изучили тему «Технология получения тканей» и хочется подвести итог нашей работе, проверить и оценить полученные знания по теме.
За каждую удачную попытку ответить на вопросы, вы будете получать звёздочки. А в конце урока мы посмотрим, кто оказался самой сообразительной и самой внимательной ученицей, у кого наберётся больше всех отметок – звёздочек.
(2 команды по 6 человек)
2. Конкурсная программа:
1 задание. Вопрос - ответ
(Вопросы задаются поочерёдно, то первой, то второй команде, за каждый правильный ответ - 1 балл, если команда затрудняется ответить на вопрос, она отдаёт его соперникам).
1.1 Что такое шерсть? (Это волосяной покров животных)
1.2. Что такое натуральный шёлк? (Это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда).
1.3. Что такое капрон? (синтетическое волокно, полученное из продуктов переработки каменного угля и нефти)
1.4. Какое волокно получают из стеблей растения? (Лён)
1.5. Как называется волокно покрывающее семена однолетнего растения? (хлопок)
1.6. Как называется волокно сырьём для получения которого служат: древесина, отходы хлопка, стекло, металлы, нефть, газы и каменный уголь? (химическое)
2 задание. «Чёрный ящик»
В ящике лежит предмет, который вам нужно угадать, предварительно послушав о нём короткую историю, за правильный ответ команда получает 1 балл.
Шерсть
(Шерсть) была царицей большую часть месяцев в году. Производством занимались в разных странах, но первыми научились получать качественные (шерстяные) ткани в Англии, благодаря разведению тонкорунных овец. Экспорт ткани способствовал развитию и укреплению Англии, поэтому мешок с (шерстью) занимает почетное председательствующее место в палате лордов английского парламента. А самые ходовые ткани имеют английские названия. Эта ткань и сейчас на пике моды. Те, кто заботится о своем здоровье, давно уже открыли для себя и по достоинству оценили (натуральную шерсть). Эта ткань очень гигроскопична, зимой хорошо согревает и защищает тело от повышенной влажности, и организму не нужно затрачивать энергию на то, чтобы держать температуру тела постоянной. (Шерсть) прекрасно сохраняет тепло и может надежно защитить от замерзания даже при самых низких температурах. Одежда из (шерсти) практически не мнется и даже имеет свойство разглаживаться. Лучшие ткани появились сначала в Испании, а уж потом распространились по всей Европе. Даже самая тонкая ткань обладает уникальным свойством — она обладает температурно-регулирующими особенностями, сохраняет тепло.
Шёлк
Этот материал существует уже на протяжении многих веков. Впервые он был выращен в Древнем Китае, где он существовал за 3 тысячи лет до н.э. и именно ради него был создан торговый (Шелковый) Путь.
Сначала ткань использовалась только в обиходе китайских императоров, иногда императоры отправляли её в качестве подарка какому-нибудь другому властителю. Но постепенно слава (шёлка) распространилась по всей Азии, и купцы начали осуществлять полноценную торговлю тканью и одеждой из (шёлка).
Вскоре он (шелк) стал показателем социального статуса человека. Он получил распространение в Азии и превратился в товар, столь желаемый всеми.
(Шелк) считался престижным материалом с самого начала своего появления. Когда начала развиваться торговля между культурами и цивилизациями, (шелк) занимал ведущее место в торговле. (Натуральный шелк) прохладен летом и сохраняет тепло зимой, относительно легко мнется.
Хлопок
(Хлопок) – самый востребованный материал в швейной промышленности. Тысячелетиями из него изготавливают прочные и лёгкие ткани. В мексиканских пещерах археологи нашли (хлопковую) ткань, украшенную перьями и мехом. Был установлен её возраст – примерно 6 тыс. лет. Выращиванием (хлопка) с древних времён занимались жители Индии. С 16 века его завезли в Европу и стали выращивать практически во всех странах с тёплым климатом. Одежда из (хлопка) есть в гардеробе практически каждого человека, она приятная к телу, лёгкая, пропускает воздух и просто стирается.
Лён
(Льняная) ткань является одной из самых древнейших в мире, и в античные времена она стоила довольно дорого. Её возможный возраст более 5 тыс. лет. На стенах легендарного храма в Древнем Египте, археологи обнаружили рисунки изображающие возделывание (льна). Также иногда (льняное) полотно использовали в Древнем Египте как денежную единицу. (Лён) обладает большой гигроскопичностью, быстро впитывает влагу и так же быстро высыхает. Зимой вещи изо (льна) согревают, а летом помогают легче пережить жару.
3 задание. Работа с тестами.
Учащиеся отвечают на вопросы. За правильный ответ 1 балл
Вариант 1
Отметьте знаком «+» правильный ответ
1. Волокна растительного и животного происхождения относятся к волокнам
а) искусственным
б) синтетическим
в) натуральным
Ответ: в)
2.Природный цвет волокон шерсти бывает
а) белый
б) серый
в) оранжевый
г) коричневый
Ответ: а), б), г)
3. Хлопчатобумажная ткань на ощупь
а) жёсткая
б) тёплая
в) лёгкая
г) несминаемая
Ответ: б), в).
4. При испытании на растяжимость сильнее растягивается
а) основа
б) уток
Ответ: б)
5. Шёлк на ощупь
а) жёсткая
б) мягкая
в) гладкая
Ответ: б), в)
Вариант 2
Отметьте знаком «+» правильный ответ
1. Синтетические и искусственные волокна относятся к волокнам
а) химическим
б) неорганическим
в) натуральным
Ответ: а)
2. Суровые хлопчатобумажные ткани имеют оттенок
а) желтоватый
б) голубоватый
в) серый
Ответ: а)
3. Льняная ткань на ощупь
а) тёплая
б) лёгкая
в) жёсткая
г) несминаемая
Ответ: г)
4. Заметно растягивается по утку ткани
а) хлопчатобумажные
б) льняные
в) из натурального шёлка
Ответ: а)
5. Бязь на ощупь
а) жёсткая
б) тёплая
в) несминаемая
Ответ: а), б)
4 задание. Определите свойства и сырьевой состав тканей.
Командам выдаются образцы тканей из натуральных волокон растительного и животного происхождения. Учащимся нужно определить сырьевой состав ткани,
(Время выполнения 5 мин, за правильные ответы 1 балл)
При ответе учащиеся описывают свойства тканей, какая ткань на ощупь, степень осыпаемости и сминаемости. Заполняют таблицу.
Время вышло, команды готовы отвечать.
Обсуждение ответов, озвучивание результатов задания.
5 задание. Кроссворд: Тренажёр по теме «Технология получения тканей»
Поблагодарить самых активных.
6. Контроль и самоконтроль.
- А сейчас оцените свою работу на уроке. Посчитайте общее количество баллов. Заполните таблицу.
23 и более баллов – «5»,
17-22 баллов – «4»,
11-16 баллов – «3».
- У кого оценка «5» за урок, поднимите руки. А «4»? «3»?
- Окончательный результат вы узнаете на следующем уроке после проверки карточек с заданиями.
7. Подведение итогов.
Учитель подводит итог урока, анализирует ход мероприятия, озвучивает результаты, поздравляет победителей.
Заключительное слово учителя:
Хочется поблагодарить тех в командах и кто показал хорошие знания, наших дорогих гостей, за их интерес к нашему предмету.
- Моё настроение в конце этого урока - не просто хорошее, а замечательное! Надеюсь и вы остались довольны своей сегодняшней работой. Отметьте свои эмоции в нашем календаре! Возьмите смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас.
-А урок наш закончен, встретимся после перемены!
Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тестовые задания
ФИО __________________________________________________________________
Вариант 1
Отметьте знаком «+» правильный ответ
1. Волокна растительного и животного происхождения относятся к волокнам
а) искусственным
б) синтетическим
в) натуральным
2.Природный цвет волокон шерсти бывает
а) белый
б) серый
в) оранжевый
г) коричневый
3. Хлопчатобумажная ткань на ощупь
а) жёсткая
б) тёплая
в) лёгкая
г) несминаемая
4. При испытании на растяжимость сильнее растягивается
а) основа
б) уток
5. Шёлк на ощупь
а) жёсткая
б) мягкая
в) гладкая
Тестовые задания
ФИО __________________________________________________________________
Вариант 2
Отметьте знаком «+» правильный ответ
1. Синтетические и искусственные волокна относятся к волокнам
а) химическим
б) неорганическим
в) натуральным
2. Суровые хлопчатобумажные ткани имеют оттенок
а) желтоватый
б) голубоватый
в) серый
3. Льняная ткань на ощупь
а) тёплая
б) лёгкая
в) жёсткая
г) несминаемая
4. Заметно растягивается по утку ткани
а) хлопчатобумажные
б) льняные
в) из натурального шёлка
5. Бязь на ощупь
а) жёсткая
б) тёплая
в) несминаемая
Ключ к тесту
№ вопроса | А | Б | В | Г |
1 вариант | ||||
1 | + | |||
2 | + | + | + | |
3 | + | + | ||
4 | + | |||
5 | + | |||
2 вариант | ||||
1 | + | |||
2 | + | |||
3 | + | |||
4 | + | |||
5 | + | + |
Инструкционная карта к практической работе
Определите свойства и сырьевой состав тканей
(Время выполнения 5 мин, за правильные ответы 1 балл)
1. определить сырьевой состав ткани:
хлопок,
лён,
шёлк,
шерсть;
2. определить какая ткань на ощупь:
тонкая, толстая, лёгкая, мягкая, грубая, гладкая, нежная, приятная,
тёплая, прохладная, не тянется, прочная, непрочная,
3. определить степень осыпаемости:
осыпается, не осыпается;
4. определить степень сминаемости:
легко мнётся, сильно мнётся, почти не мнётся.
Образец ткани | Сырьевой состав | Свойства ткани на ощупь | Степень осыпаемости | Степень сминаемости |
Оценочный лист
№ п/п | Фамилия | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Итого | Оценка |
Ключ к оценочному листу урока
Оценка - | 5 | 4 | 3 | 2 |
1 задание | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 задание | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 задание | 5 | 4 | 3 | 2 |
4 задание | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 задание | 3 | 2 | 1 | 0 |
Итого | 23 | 17 | 11 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Ассортимент ткани»
«Ассортимент ткани»...
Методическая разработка урока-игры по теме: "Обобщение по теме технология приготовления супов"
Урок предназначен для профессии СПО "повар, кондитер" по МДК.03.01. Технология приготовления супов и соусов ПМ.03.Приготовление супов и соусов. Составлен урок в форме деловой игры с применением электр...
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"
Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...
методическая разработка открытого урока на тему «Технология обработки конической поверхности» Дисциплина МДК.04.02. «Технология металлообработки на токарных
В методической разработке раскрыты особенности подготовки и проведения учебных занятий в современных условиях, применение методических приемов и методов на разных этапах ...
Методическая разработка урока по теме "Технология приготовления блюд из запеченной рыбы"
Методическая разработка выполнена для проведения урока по междисциплинарному курсу 04.01 «Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы» профессионального модуля ПМ.04 «Приготовление блюд из...
Методическая разработка урока по химии на тему «Фенолы — номенклатура, получение, химические свойства»
Тема: «Фенолы — номенклатура, получение, химические свойства» Фенолы — органические вещества, молекулы которых содержат радикал фенил, связанный с одной или нескольки...
Методическая разработка урока по МДК 02.02.Технологии механизированных работ в растениеводстве Тема: «Технологии производства сельскохозяйственной продукции»
Тема урока: Технологии производства сельскохозяйственной продукцииЦель урока: систематизировать знания о технологиях агропромышленного производстваЗадачи урока:образовательные: ознакомить учащихся с п...