Практикум организация предпринимательской деятельности
методическая разработка на тему

Шкатова Г.А.

Практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опд784 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Грязинский технический колледж»

ПРАКТИКУМ

по дисциплине: ОП.16 Организация предпринимательской деятельности.

по специальности 38.02.02 Страховое дело (имущественное)

Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии

общепрофессиональных

дисциплин

Протокол №

от «____» __________ 2016 г.

Председатель цикловой комиссии __________________С.Н. Петрова

Грязи, 2016

Практикум рекомендован для использования в учебном процессе, предназначен для студентов, обучающихся по специальности 38.02.03 Страховое дело (имущественное). Также практикум может быть использованы преподавателем для подготовки к занятиям по вопросам изучения специфики страховой деятельности.

Составитель: Г.А. Шкатова – преподаватель спецдисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

I. Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр, практических задач………………………………………………………..5

II. Практические задания……………………………………………………........9 Практическое задание № 1…………………………………………………...…..9 Практическое задание № 2………………………………………………….…..18 Практическое задание № 3……………………………………………….……..22 Практическое задание № 4………………………………………………..…….23 Практическое задание № 5………………………………………...………………26

Задания для проведения кейс-стадии………………..……………...…………….30

Деловая игра «Стратегическое и текущее планирование предпринимательской деятельности»….…………………………………………………………………...32

III. Приложения……………………………………………………….………………………44


Введение

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

При этом динамично развивающийся рынок постоянно ставит перед руководителями предприятий необходимость решения задач развития бизнеса, поддержания предпринимательской активности, решения большого количества практических ситуаций предпринимательской деятельности.

Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от способностей, личных качеств и уровня профессионализма руководителей предприятий, предпринимателей, бизнесменов. Однако практика показывает, что далеко не всегда предприниматели обладают практическими навыками решения текущих задач предпринимательской деятельности, принятия оптимальных управленческих решений.

Данное учебное пособие «Организация предпринимательской деятельности (практикум)» рассматривает некоторые практические аспекты выбора сферы деятельности, принятия решений наиболее эффективной организации хозяйственной деятельности, особенности налогообложения малого бизнеса и др. Решение этих задач позволяет повысить уровень имеющихся теоретических знаний в области предпринимательства.

Наряду с классическими заданиями (практическими задачами) в процессе преподавания данной дисциплины студентам будут использоваться следующие инновационные технологии:

1. Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных про-изводственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диало-говом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения.

3


  1. Дискуссия  форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике.

  1. Метод кейс-стади  обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновывать его.

  1. «Круглый стол»  один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога.

Цель практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр, а также практических задач заключается в том, чтобы по завершении курса студенты имели необходимые знания, с помощью которых они могли бы принимать решения, проводить необходимые расчеты и обосновывать выбор наиболее эффективных вариантов реализации инвестиционных проектов.

4


I. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ И ДЕЛОВЫХ ИГР,

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Тема 1. Содержание предпринимательской деятельности. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства

(тренинг – 2 ч.)

Вопросы к теме:

  1. Основные понятия предпринимательства.

  1. Признаки предпринимательской деятельности.

  1. Личность предпринимателя.

  1. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности.

  1. Цели предпринимательства.

  1. Условия, необходимые для предпринимательства.

  1. Внешняя среда (макросреда) предпринимательства

Выполнить практическое задание № 1 .

Выбор  вариантов  для  написания  реферата на  тему 

«Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта». 

Тема 2. Предпринимательская идея и еѐ выбор

(круглый стол – 2 ч.)

Вопросы к теме:

  1. Бизнес-идея как инновационный замысел.

  1. Методы выработки идей.

  1. Виды предпринимательства.

  1. Предприятие - основное звено предпринимательской деятельности.

  1. Классификация предприятий.

Подготовка к круглому столу «Женщина предприниматель: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации на современном этапе».

Тема 3. Принятие предпринимательского решения

(практическое занятие – 2 ч.)

Вопросы к теме:

  1. Сфера принятия управленческих решений.

  1. Технология принятия предпринимательских решений.

  1. Экономические методы принятия предпринимательских решений.

Выполнить практическое задание № 2.


Тема 4. Внутрифирменное предпринимательство

(семинарское занятие – 1 ч.)

Вопросы к теме:

  1. Сущность внутрифирменного предпринимательства

  1. Понятие интрапренерства.

  1. Цели внутрифирменного предпринимательства

  1. Элементы внутрифирменного предпринимательства

  1. Этапы взаимодействия интрапренера и организации предпринимательского типа. Требования к качествам интрапренера.

Проработка учебного материала (по конспектам лекций) и научной литера-туры, работа с нормативными документами и законодательной базой, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подго-товка к участию в дискуссии по заданной теме.

Тема 5. Правовые основы предпринимательской деятельности в России

(практическое занятие – 2 ч.)

Вопросы к теме:

  1. Основные документы, регламентирующие функционирование предпринимательской деятельности

  1. Регистрация предпринимательской деятельности.

  1. Последовательность оформления ИП.

  1. Уставный капитал предприятия.

  1. Лицензирование предпринимательской деятельности.

  1. Виды организационно-правовых форм предприятий.

  1. Основные характеристики различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.

  1. Прекращение деятельности предприятия.

Выполнить практическое задание № 3.

Тема 6. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности

(деловая игра – 2 ч.)

Вопросы к теме:

  1. Бизнес-план как программа действий предпринимателя.

  1. Краткое содержание разделов бизнес-плана.

  1. Выбор месторасположения организации.

Выполнить деловую игру № 1.

Тема 7. Основы построения оптимальной структуры предпринимательской деятельности

(практическое занятие – 2 ч.)

Вопросы к теме:

  1. Разработка стратегии и тактики нового предприятия.

  1. Организация управления предприятием.

  1. Преимущества и недостатки структур управления.

  1. Организация планирования деятельности предприятия.

  1. Механизм функционирования предприятия.

Выполнить практическое задание № 4.

Тема 8. Культура предпринимательства

(практическое занятие – 1 ч.)

Вопросы к теме:

  1. Сущность культуры предпринимательства.

  1. Культура предпринимательских организаций.

  1. Предпринимательская этика и этикет.

Выполнить практическое задание № 5.

Тема 9. Особенности налогообложения малого бизнеса

(практическое занятие – 1 ч.)

Вопросы к теме:

  1. Особенности налогообложения малого бизнеса.

  1. Общая система налогообложения

  1. Упрощенная система налогообложения

  1. Упрощенная система налогообложения на основе патента

10. Налогообложение в виде единого налога на вмененный доход

11. Ответственность за совершение налоговых правонарушений

Выполнить практическое задание № 6.

Тема 10. Предпринимательский риск и оценка эффективности предпринимательской деятельности

(метод кейс-стади – 2 ч.)

Вопросы к теме:

  1. Сущность предпринимательского риска
  2. Классификация предпринимательских рисков

  1. Основные способы снижения риска

  1. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности

Подготовка к дискуссии, выполнению кейс-стади. Задание №7.



II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Практическое задание 1 Тренинг

«ПРОФИЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

Кто и почему становится предпринимателем? Каков его социаль-ный и психологический портрет? Некоторые психологические тесты позволяют выделить личностные характеристики человека, влияющие на предпринимательские способности. Как правило, психологический портрет успешного предпринимателя описывает человека с ярко выраженными лидерскими качествами, настроенного на постоянную работу, постоянный мониторинг, постоянное самообучение и развитие и готового к риску. Осознание в себе всех этих качеств является основной предпосылкой к началу предпринимательской деятельности.

Постановка задачи практического занятия

Студентам предлагается пройти тестирование, результаты которого позволяют выявить наличие и степень выраженности предпринимательских качеств.

Начать работу рекомендуется с подготовки таблицы сводных результатов тестирования (см. табл. 2.1). Пройдя тестирование и заполнив таблицу, следует проанализировать полученные результаты.

Таблица 2.1 Сводная таблица результатов тестирования

Название теста

Исследуемые качества

Ваш результат

Комментар

(баллы)

ий

1

Залог успеха

Предпринимательские

свойства, стремление к

успеху

2

Способность влиять на

Лидерские качества

коллектив

Сила духа

Решительность, готовность к

неудачам

4

Степень коммуни-

Профориентация по видам

кабельности

деятельности

5

Умение объективно

Интуиция, способность

оценивать людей

осуществлять кадровый

отбор

6

Психологический тип

Профориентация по видам

деятельности

7

Держи карман шире

Щедрость, установка на

богатство

8

Эффективное

Возможность быть ру-

руководство

ководителем.

9


Тест № 1 ЗАЛОГ УСПЕХА

1. Как вы считаете: в чем залог вашего возможного успеха?

A) я не глупее тех, кто уже успел разбогатеть;

Б) я способен справляться с большими нагрузками и не отступать перед  

трудностями;

B)  мне вообще везет во всем, за что бы я ни брался.

2. Планируя свою карьеру, кого бы вы назвали примером для подража-

ния?

         А) некоего инвестора, удачно вложившего свои средства;

Б) кого-то из своих родных или знакомых, кто успешно ведет дела;

B) миллиардера вроде Рокфеллера или Гейтса.

3.Соперничество для вас  это:    

А) испытание;

Б) возможность проявить себя;

В) стремление превзойти других любой ценой.

         4.Какое суждение о деньгах вы находите наиболее удачным?

А) лучше всего помещены те деньги, которые у нас украдены, ведь за

них мы приобрели благоразумие;

Б) деньги составляют средства для людей умных, цель – для глупцов; В) из всех видов оружия, которые были изобретены для борьбы за

существование, деньги являются самым эффективным.

5. Как вы ведете себя при столкновении с серьезными препятствиями?

A) предпочитаю выждать: вдруг все решится само собой или  

придет неожиданная помощь;

Б)сосредоточиваю всю волю и внимание, чтобы справиться с проблемой; B) препятствие только будит во мне азарт.

6. От чего, по-вашему, зависит успех в бизнесе?

А) от осмотрительности и трезвого расчета;

Б) от целеустремленности и творческой инициативы; В) от везения.

         7.Как вы ведете себя, потерпев поражение или понеся ущерб?

  1. расстраиваюсь, жалуюсь друзьям и близким, ищу возможность

отвлечься;

Б) пытаюсь далее в таком положении найти преимущество;

В) не придаю этому значения — ведь это досадная случайность.

  1. Верите  ли  вы,  что  сумеете  занять высокое  положение  в  мире

бизнеса?

А) это маловероятно;

Б) не исключено;

B)  наверняка.

         9.Есть ли у вас конкретные деловые проекты?

A) пока я об этом не задумывался;

Б) да, есть пара интересных идей;

10


B) у меня их множество.

10.Ради чего, по-вашему, стоит заниматься бизнесом?

  1. чтобы повысить свой уровень благосостояния; Б) чтобы обрести независимость;

  1. чтобы вырваться в лидеры.

Подсчет и интерпретация результатов тестирования

Ответ А - 1 балл, ответ Б - 2 балла, ответ В - 3 балла.

Менее 15 баллов. Вы не лишены способностей, которые пригодились бы для успешной реализации на ниве предпринимательства. Однако, не имея пока возможности проявить эти способности на практике, вы себя несколько недооцениваете. Вы рассудительны и осторожны, у вас умеренный уровень притязаний. Это страхует вас от безоглядного риска, однако иной раз может воспрепятствовать оригинальным начинаниям. Вам необходимо действовать энергичнее и проявлять больше инициативы.

15-25 баллов. Как правило, люди, набравшие такую сумму баллов, отличаются оптимальным сочетанием деловых качеств. И вы вправе ожидать неплохих результатов от своей работы, поскольку готовы приложить к этому максимум усилий. Только не позволяйте успехам вскружить вам голову.

Свыше 25 баллов. Вам свойственна очень высокая, а скорее всего, даже чрезмерная уверенность в своих силах. Пока обстоятельства к вам благосклонны, вы умеете обращать их в свою пользу. Но никто не застрахован от неудач, а вы перед ними весьма уязвимы. Прежде чем заняться предпринимательством, вам необходимо научиться более объективно себя оценивать, может быть, даже несколько смирить свои амбиции, и тогда у вас появятся неплохие шансы добиться успеха.

Тест № 2

СПОСОБНОСТЬ ВЛИЯТЬ НА КОЛЛЕКТИВ

Проверьте свои лидерские качества, узнайте, насколько вам подходит карьера управленца, менеджера.

  1. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему    

личных отношений?

  1. Обращаете ли вы внимание на людей, ведущих себя неадекватно?

  1. Портится ли у вас настроение, если вас расстроило начальство?
  2. Стремитесь ли вы к тому, чтобы дружба между вашими коллегами

          крепла?

  1. Любите ли вы доказывать своему начальнику, коллегам какую-то  

точку зрения до потери пульса?

  1. Можете ли вы пробовать новые методы, способы решения сложных

          задач?

  1. Реагируете ли вы быстро на конфликтные ситуации, происходящие в  

коллективе?

  1. Можете ли вы выполнять сложные поручения начальства?
  2. Способны ли вы избегать конфликтных ситуаций с начальством,

       с коллективом?

  1. Любите ли вы проводить совещания и быть лидером?

Подсчет и интерпретация результатов тестирования (тест 2)

Да - 2 балла, нет - 1 балл.

15 и более баллов. Вам присуще учить, управлять коллективом. Быть лидером на работе. Вы — настоящий менеджер, управленец.

14 и менее баллов. Вам сложно быть лидером, предпринимателем. Но у вас все впереди, главное - стремление!


Тест № 3 СИЛА ДУХА

Насколько вы решительны? Боитесь ли вы трудностей? Умеете ли отстаивать свои интересы? От ответов на эти вопросы зачастую многое зависит в карьере. Этот тест позволит определить, насколько вы устойчивы к жизненным невзгодам.

  1. Могли бы вы оставить постоянную, но малооплачиваемую работу  

ради краткосрочного, но выгодного контракта?

А) да;

Б) зависит от суммы контракта; В) нет.

  1. Как вы ведете себя, когда дорогу вам перебегает черная кошка?  

А) иду вперед, потому что не верю в приметы;

Б) сплюну через левое плечо и продолжу путь; В) сверну с дороги.

  1. Как вы реагируете на оскорбления?

  1. замыкаюсь в себе;

Б) вступаю в конфликт;

  1. делюсь своей обидой с человеком, который готов мне  

посочувствовать.

  1. Что для вас означает праздничный вечер в кругу семьи?

А) терпимое времяпрепровождение, если нет лучшего варианта; Б) возможность отдохнуть;

В) отличное время для общения с близкими.

  1. Какие ощущения вызывают у вас фильмы ужасов?

А) они приятно щекочут нервы; Б) никаких;

В) отвращение и страх.

  1. Как вы относитесь к начальству?

A) спокойно;

Б) неприязненно;

B) очень уважительно.

7. Воспоминания о первой любви:

А) согревают мне душу;

Б) не вызывают особых чувств;

  1. пробуждают сожаление.

Подсчет и интерпретация результатов тестирования

Вопрос

1

2

3

4

5

б

7

А

1

1

3

3

1

2

2

Б

2

2

1

2

2

1

1

В

3

3

2

1

3

3

3

От 7 до 10 баллов. Вы вполне решительный, уверенный в себе и значительный в глазах окружающих человек. Вы не боитесь трудностей и умеете отстаивать свои права. Если вы руководитель, то, скорее всего, авторитарного типа. У вас можно поучиться тому, как добиваться своего. В отношениях с деловыми партнерами, коллегами, друзьями для вас главное - справедливость. Правда, кое-кто считает вас толстокожим и временами чересчур прямолинейным. Может быть, вы действительно даете для этого повод?

От 11 до 15 баллов. Вы спокойный и адекватный человек, вы умеете дать объективную оценку себе и другим. Неприятности не выбивают вас из колеи, вы способны трезво анализировать. Скорее всего, вы заранее просчитываете шансы и действуете разумно.

От 16 до 21 балла. Вы, скорее всего, склонны остро переживать неприятности и неудачи. Известия о непредвиденных событиях могут вогнать вас в длительную депрессию. В таких ситуациях вы предпочитаете все пускать на самотек


Тест № 4

 СТЕПЕНЬ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ

Одни люди предпочитают иметь дело с бумагами, файлами, техникой, другие – могут легко взаимодействовать с людьми (коллегами и клиентами).

  • какой из этих групп относитесь вы?

  1. Я предпочел бы иметь дачу: A) в оживленном поселке;

Б) в маленькой деревне;

B) в лесу подальше от чужих глаз.

  1. На работе мне интереснее всего иметь дело:

A)  с бумагами, техникой;

Б) чередовать работу с людьми и работу с бумагами; B) с людьми.

3.Как часто вас выдвигали на общественные должности?

А) никогда;

Б) редко;

В) неоднократно.

  1. Чья работа, по вашему мнению, интереснее: химика-исследователя или директора гостиницы?

A) химика;

Б) не знаю;

B) директора.

  1. Любите ли вы делать подарки?

A) люблю;

Б) не уверен;

B)  не люблю.

  1. Вы сделали полезное изобретение. Что вы предпочтете делать с ним дальше?

A) буду совершенствовать;

 Б) затрудняюсь ответить;

В) позабочусь о его практическом применении.

  1. Что,  на  ваш  взгляд,  интереснее  в  профессии  менеджера  по

продажам?

А) общение с заказчиками, клиентами; Б) затрудняюсь ответить;

B)  ведение счетов и документации.

  1. Если бы адвокаты и летчики получали одинаковую зарплату, кем бы вам хотелось стать?

А) адвокатом;

Б) трудно выбрать; В) летчиком.

  1. Кем интереснее быть: художником или политиком?

A)

художником;

Б) затрудняюсь сказать;

B)

политиком.

10.   Лучше всего вы чувствуете себя в музеях...

А) в одиночестве;

Б) с близкими людьми;

В) при большом скоплении публики.

Подсчет и интерпретация результатов тестирования

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

2

0

0

0

2

0

2

2

0

2

Б

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

В

0

2

2

2

0

2

0

0

2

0

0–7 баллов. Вы более склонны к одиночеству, чем к общению с сослуживцами. В тишине зреет интеллект – это поговорка про вас. Вы

стремитесь к четкости и ясности, к проникновению в суть вещей, событий, процессов, к четкой классификации окружающих вас людей, явлений, событий. Вам трудно разобраться в тонкостях отношений между людьми, зато вы легко справляетесь со сложными трудоемкими задачами. Вполне возможно, что окружающие воспринимают вас как холодного человека. Если вы не умеете достигать компромиссов, не гибки в оценках, то негативное впечатление окружающих только усиливается.

Скорее всего, у вас ровные отношения с людьми и многие это ценят, но нет глубоких привязанностей. Друзей и близких могут обижать ваше безразличное отношение к ним, отсутствие теплоты и привязанности, а вы, скорее всего, обвиняете их в непонимании и излишней капризности. Попробуйте иногда как-то выражать свое отношение к тем, кто вам дорог или симпатичен.

8-13 баллов. Вы одинаково хорошо можете работать с документами и взаимодействовать с коллегами. Вам интересны и сосредоточенная работа с техникой, и контакты с людьми. Вас сложно назвать замкнутым человеком, хотя иногда вам хочется побыть одному. Вы плохо работаете в одном случае: когда в вашей комнате нет совсем никого. Вам скучно без общения, в котором вас больше увлекает не цель, а сам процесс. Вам стоит развивать свою способность находить общий язык с людьми.

14-20 баллов. Вы созданы для работы с людьми. Вам свойственны открытость и доброжелательность, вы отзывчивы и непринужденны, с вами легко общаться. Постоянная готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, уживчивость привлекают к вам окружающих. У вас много друзей, еще больше — знакомых. Вы не боитесь критики, не смущаетесь, легко запоминаете лица и имена, окружающие воспринимают все это как проявление вашего расположения к ним. Однако вам следует больше внимания уделять самым близким людям, чтобы легкость в общении не превратилась в поверхностность.



Тест № 5

 УМЕНИЕ ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ ЛЮДЕЙ

Каждому из нас приходится оценивать других. Быть при этом объ-ективным удается не всем. Предлагаемый тест выявит, насколько вы разбираетесь в психологии, умеете ли реально оценивать людей или можете заблуждаться.

  1. Те, кто всегда придерживаются правил хорошего тона: A) вежливы, приятны в общении;

Б) хорошо воспитаны;

B) скрывают свой истинный характер.

  1. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. По-

вашему, они...

А) счастливы вместе;

Б) равнодушны друг к другу; В) доверяют друг другу.

  1. Вы впервые видите человека, и он сразу начинает рассказывать вам

анекдоты. Вы решите, что он:

А) остряк;

Б) чувствует себя неуверенно и таким образом пытается это скрыть;

В) хочет произвести на вас приятное впечатление.

  1. Если в беседе с вами ваш собеседник бурно жестикулирует, то вам  

кажется, что он:

А) волнуется;

Б) неискренен.

  1. Чтобы лучше узнать кого-то, надо:

А) пригласить его в компанию;

Б) понаблюдать за ним со стороны.

  1. Кто-то в ресторане дает большие чаевые. Вы убеждены, что он:
  1. пытается произвести впечатление на других;

Б) делает это по незнанию;

B) делает это от щедрости души.

  1. Если человек никогда не начинает разговор первым, то он: А) скрытничает;

Б) слишком робок;

В) боится быть непонятым.

  1. По вашему мнению, низкий лоб человека означает:

  1. низкий интеллект; Б) упрямство;

  1. ничего не означает.

  1. Что вы думает о человеке, который не смотрит другим в глаза? А) у него комплекс неполноценности;

Б) он неискренен;

В) он слишком рассеян.

  1. Высокообеспеченный человек все время покупает дешевые вещи. Вы думаете, что он:

А) бережлив; Б) скромен;

B) скуп.

Подсчет и интерпретация результатов

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

2

2

1

4

1

4

2

1

1

4

Б

4

1

2

1

2

1

4

2

4

2

В

1

4

4

1

1

4

2

1

35-40 баллов. Вам довольно легко составить свое мнение о человеке. Вы считаете, что достаточно присмотреться к любому незнакомцу и вы уже знаете о нем почти все. Более того, вы можете сразу же сообщить ему свое мнение, так как абсолютно уверены в своей правоте.Вполне возможно, что вы судите слишком стереотипно. То, что вам нравится в людях в первую секунду (внешняя красота или модная одежда), не обязательно свидетельствует о положительных качествах самого человека. Ваши поспешные негативные оценки могут быть обусловлены тем, что у психологов называется «эффектом переноса»: вы не приемлете в других то, что вам не нравится в себе самом.Рекомендуем вам не особо полагаться на первое впечатление, а узнать человека лучше. Даже если вы уверены в том, что распознали его, следует ли так прямолинейно выражать свое мнение?

26-34 балла. Вы умеете объективно оценивать окружающих. Скорее всего, вы обладаете определенным психологическим чутьем, которое дает вам возможность «угадывать» черты характера людей, с которыми приходится общаться. У вас развита интуиция, вы обладаете способностью экспресс-анализа. После фундаментальной подготовки из вас вышел бы хороший психолог.Вы не позволяете себе попадать под чужое влияние и никогда не принимаете на веру чужое мнение. Вы умеете устанавливать межличностный контакт и «считывать» информацию с собеседника. Но наряду с этим вам присуще и чувство такта: вы сначала думаете, а уже потом высказываете свое мнение о людях – это очень ценно. Вы предпочитаете сами оценивать человека, нежели полагаться на чужие оценки. Еще одна важная черта: если вы поймете, что ошиблись в оценке человека, то не побоитесь признать это и изменить свое мнение.

16-25 баллов. Вы, как правило, не уверены в своем мнении и довольно легко соглашаетесь с чужой точкой зрения. Возможно, это связано с заниженной самооценкой – вы боитесь повторить негативный опыт и ошибиться снова. Это может быть связано и с тем, что вы еще не полностью изучили свои способности к разгадыванию характера другого человека. Таким образом, ваша наблюдательность работает не на полную мощность. Старайтесь быть более контактным и доверять себе, и у вас все обязательно получится.

10-15 баллов. Вы часто готовы поверить первому встречному. О людях предпочитаете судить преимущественно по внешним признакам. Когда же впоследствии оказывается, что ваша оценка далека от истины, вы недоумеваете и переживаете.

Ваше первое впечатление об окружающих довольно часто бывает поверхностным и неточным. Вам следует внимательнее присматриваться к людям, быть спокойнее и не торопиться с оценками.




Практическое задание

2 ВЫБОР СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Решая проблему создания нового предприятия, предприниматель должен избрать сферу деятельности. От этого выбора в значительной мере зависит успех предпринимательства. Отправная точка, с которой начинается каждое новое предприятие – это бизнес-идея, закладываемая в его основу. Однако не всякая бизнес-идея является потенциально прибыльной и имеет перспективный рынок. Как правило, фильтрация идей при выборе сферы деятельности осуществляется по ряду характеристик, таких как спрос, законность, потенциальная прибыльность, уровень конкуренции и т. п.

Постановка цели и задач практического занятия

Задание предполагает изучение методов обоснованного выбора сферы деятельности с учетом анализа и оценки факторов внешней среды, а также личных предпочтений предпринимателей. Работа осуществляется командами по 5 человек.

Исходные данные

Пять потенциальных учредителей предприятия осуществляют выбор сферы предпринимательской деятельности. Каждый из них вносит определенную долю уставного капитала и имеет опыт и навыки деятельности

  • одной из выбираемых сфер.

  • качестве видов деятельности выбираются:

 - автосервис;

- хлебопекарня;

- парикмахерская;

- грузоперевозки;

-  разработка интернет-сайтов (см. табл. 1.1).

Общая сумма уставного капитала составляет 100 тыс.руб.

Таблица 1.1 – Исходные данные

Учредитель

Вид деятельности

Стаж работы,

Доля уставного

лет

капитала, %

№ 1

Автосервис

2

15

№2

Хлебопекарня

3

20

№3

Парикмахерская

2

25

№4

Грузоперевозки

2

15

№5

Разработка интернет-

1

25

сайтов

1 шаг. Ранжирование учредителей (табл.1.2)

Ранжирование мнений потенциальных учредителей осуществляется с учетом следующих факторов:

  • за участие в уставном капитале начислять по одному баллу за каждые 5 тысяч рублей;

  • для оценки опыта предпринимательства каждый год стажа оценивается в 1 балл.


Таблица 1.2 – Ранг учредителей

Учредитель        Опыт     Размер взноса в УК   Сумма баллов   Ранг

№ 1

№2

№3

№4

№5

2 шаг. Расчет весового коэффициента выбора

На основании полученных результатов рассчитывают весовой коэффициент выбора по следующему принципу:

  1. максимальный стаж работы приравнивается к 100 % или одному баллу, стаж работы остальных учредителей оценивается соотношением фактического стажа работы к максимальному;

  1. общая сумма взносов в уставный капитал приравнивается к 100% или единице, доля каждого из учредителей отражает присваиваемый ему коэффициент;

  1. коэффициент весомости выбора учредителем получается умножением соответствующих составляющих.

Таблица 1.3 – Расчет коэффициента весомости

Учредитель

Коэффициент

Коэффициент

Интегральный

стажа

доли УК

коэффициент весомости

№ 1

№2

№3

№4

№5

3 шаг. Оценка приоритетности вида деятельности

Оценку приоритетности вида деятельности предлагается осуществлять по следующим группам факторов:

  • прибыльность;

  • степень конкуренции;
  • динамика развития рынка сбыта;
  • необходимость профессиональных знаний и навыков;
  • размеры входных барьеров в отрасль.

Ранжирование данных факторов осуществляется присвоением

высшего балла виду деятельности с наилучшим показателем по данному фактору (табл. 1.4). Наивысший ранг присваивается виду деятельности, имеющему максимальную сумму баллов.


Таблица 1.4 Ранжирование факторов внешней среды при выборе сферы

деятельности

Авто-

Хлебо-

Парикма-

Грузо-

Разработка

сервис

пекарня

херская

перевозк

инетрнет-

и

сайтов

Прибыльность (max

балл  max прибыли)

Степень

конкуренции (max

балл ≡ min

конкуренции)

Динамика развития

рынка сбыта (max

балл ≡ max

развитию)

Необходимость спе-

циальных знаний и

навыков

(max балл ≡ min

узких знаний)

Размеры входных

барьеров в отрасль

(max балл = min

входных барьеров)

Факт Σ баллов

Ранг

max Σ баллов

Коэффициент

весомости

Примечание. Ранжирование факторов, получивших одинаковую сумму баллов, осуществляется по наивысшим баллам более существенных внешних факторов.

4 шаг. Выбор сферы деятельности

На основании произведенных оценок осуществляется экспертная оценка по каждому виду деятельности с присвоением соответствующих весов.


Таблица 1.5 – Расчет интегрального коэффициента выбора сферы деятельности

Вид деятельности

Авто-

Хлебо-

Парикма-

Грузопере-

Сайт

сервис

пекарня

херская

возки

Коэффициент

весомости

вида

деятельности

Коэффициент

весомости

выбора

учредителя

Интегральный

коэффициент

Примечание. Выбор осуществляется на основании полученных расчетов по максимальному интегральному коэффициенту.


Практическое задание 3

АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЙ ОСНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Студенты получают задание подготовить доклад, отражающий основные характеристики заданных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности (ПД) по следующим параметрам:

  • перечень документов, необходимых для регистрации;
  • размер государственной пошлины за регистрацию;
  • порядок регистрации;
  • порядок ликвидации;

  • размер уставного капитала;
  • порядок внесения уставного капитала;
  • состав учредительных документов;
  • ответственность учредителей;

  • сравнительный анализ рассмотренных организационных форм между собой.

Доклад основных положений работы и их обсуждение проводятся на практическом занятии. К сравнению предлагаются следующие организационно-правовые формы ПД:

  • индивидуальное предпринимательство;
  • общество с ограниченной ответственностью;

  • открытое акционерное общество;
  • закрытое акционерное общество;

  • товарищество;
  • производственный кооператив;

  • унитарное предприятие.

В результате проведенного анализа автору рекомендуется также выделить преимущества и недостатки каждой из рассмотренных организационно-правовых форм предприятий.


Практическое задание 4

ОТДЕЛ КАДРОВ С НУЛЯ

Персонал является стратегически наиболее важным ресурсом предприятия. От его качества и профессиональных характеристик во многом зависит результат предпринимательской деятельности. Поэтому очень важна четкая кадровая политика, одним из элементов которой являются этап грамотного подбора персонала, его размещение и учет. Только индивидуальное предпринимательство представляет собой вид деятельности без привлечения наемного труда, все остальные виды предпринимательства сталкиваются с необходимостью осуществлять кадровый учет и вести кадровую документацию.

Данное практическое занятие позволяет рассмотреть основные ас-пекты кадрового учета, получить навык оформления кадровой доку-ментации, в игровой форме «открыть отдел кадров».

Теоретически последовательность действий в ситуации, когда предприниматель планирует нанимать работников, можно представить следующим образом.

1 этап

Составляется приказ, в свободной форме о вступлении в должность директора, например, «...вступаю в должность генерального директора...». Если не предполагается брать на работу бухгалтера, в приказ о вступлении в должность добавляют фразу «в связи с отсутствием в штатном расписании должности счетного работника, обязанности бухгалтера и кассира возлагаю на себя»; либо составляют отдельный приказ.

2 этап

  • Определяются с составом работников, должностями, заработной платой и составляют штатное расписание (форма № Т-3).

  • Прописываются наименования подразделений, наименования должностей, планируемое количество работников, суммы заработной платы.

3 этап

  • Составляются правила внутреннего трудового распорядка максимально приближенные к условиям предприятия, но не ухудшающие положение работника, по сравнению с трудовым кодексом (ТК) РФ, иначе они будут недействительны.

  • Аналогичным образом составляются другие локальные документы, с которыми необходимо ознакомить сотрудников при приеме на работу (положение о коммерческой тайне, положение о премировании, положение об аттестации и т. д.), если они необходимы.

4 этап

Заводятся следующие кадровые документы:

  1. книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним (в ней фиксируются данные о трудовых книжках работников);

  1. приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним (в ней нужно учитывать новые трудовые книжки и вкладыши, купленные организацией для работников).

Эти журналы покупаются, в них нумеруются страницы, прошнуровываются, скрепляются печатью и подписью директора.


Порядок оформления сотрудника на работу

  • Работника знакомят с локальными нормативными актами (правила внутреннего трудового распорядка, положение о коммерческой тайне, положение о премировании, должностные инструкции, коллективный договор) под роспись (до заключения трудового договора. Ст. 68 ТК РФ).

  • С работником заключается трудовой договор. При необходимости заключается договор о полной материальной ответственности и соблюдении коммерческой тайны.

  • Издается приказ о приеме на работу (форма № Т-1 или Т-1а); в течение трех дней со дня начала работы работник должен быть ознакомлен с ними под роспись (ст. 68 ТК РФ).

  • Заполняется в бумажном виде от руки (!) личная карточка (форма
  • Т-2) работника.

  • От работника берется заявление на стандартный вычет и заявление на вычет на детей (если они есть). Для этого получается справка 2-НДФЛ, для определения суммы заработка работника за предыдущие периоды. На основании этих данных определяется право работника на получение льготы по НДФЛ.

  • Формируется личное дело: складываются в папку для хранения все документы на работника (копии документов, трудовой договор, приказ, личная карточка и т. п.).

  • Принимается от работника трудовая книжка, осуществляется запись данных в книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, осуществляется в трудовой книжке запись на основании приказа о приеме на работу в течение пяти дней со дня начала работы (ст.66 ТК РФ), трудовая книжка хранится в сейфе до дня увольнения.

Таким образом, процедура приема сотрудника на работу представляет собой сбор и оформление следующих документов:

- копии документов работника;

- подпись работника на локальных нормативных актах организации;

- трудовой договор + подпись работника (договор о материальной ответ  

ственности с отдельными категориями работников);

- приказ о приеме на работу + подпись работника;

- заполнение личной карточки на бумаге + подпись работника;

- формирование личного дела;

- запись в книге учета движения трудовых книжек;

- заполнение трудовой книжки.

Задание для практического занятия

  1. Определить перечень вакансий для создаваемого предприятия (5-7 пунктов).

  1. Разработать должностную инструкцию на одну должность.
  2. Составить штатное расписание.

  1. Оформить кадровые документы на одного работника (трудовой договор, приказ о приеме на работу, личную карточку). Формы бланков кадровых документов студенты должны приготовить заранее (используя интернет-ресурсы).

  1. Составить график отпусков.



Практическое задание 5

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА. СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ

Вопросы налогообложения играют немаловажную роль в экономике малого предприятия, поскольку его налоговые затраты могут составлять существенную долю производственных издержек и, кроме того, в определенной степени строят его взаимоотношения с государственными контролирующими органами.

Данное практическое занятие позволяет студентам практически оз-накомиться со специальными режимами налогообложения и нюансами их применения малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД (ЕНВД)

Налогообложение в виде единого налога на вмененный доход является разновидностью упрощенной системы налогообложения. Применять такой режим налогообложения могут малые предприятия с численностью работающих не более 100 человек и занимающиеся определенным видом деятельности (бытовые услуги, реклама, торговля и т. п.).

Налоговой базой является вмененный доход - потенциально возможный доход налого1шательщйка единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговая ставка ЕНВД - 15 % вмененного дохода, налоговый период - квартал. Сумма вмененного дохода для каждого вида деятельности определяется следующим образом.

Вмененный доход = базовая доходность × физический показатель × К1

× К2,

где базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, ха-рактеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;

Kl, К2  корректирующие коэффициенты базовой доходности  коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:

К1  устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в 2009 г. К1 = 1,538; в 2010 г. К1 = 1,295; в 2011 г.

K1 = 1,372; в 2012 г. K1 = 1,4942),

К2  корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.

Значения К2 определяются правовыми актами муниципальных районов, городских округов, городов для всех категорий налогоплательщиков в пределах от 0,005 до 1 включительно.


Задание для практического занятия

Определить размер вмененного дохода для определенного вида деятельности по следующим исходным данным.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

варианта

К2

0,6

0,34

0,98

0,09

0,76

0,22

0,81

0,06

0,29

0,93

К1 (по со-

2009

2010

2011

2012

2011

2010

2009

2012

2010

2011

стоянию на

год)

№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

К2

0,15

0,27

0,33

0,41

0559

0,62

0,75

0,88

0,91

0,05

К1 (по со-

2009

2010

2011

2012

2011

2010

2009

2012

2010

2011

стоянию на

год)

№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вид деятель-

№3

№5

№7

№9

№ 1

№2

№4

№6

№8

№ 12

ности

Количество ра-

5

5

12

2

7

8

3

20

5

7

ботающих, чел.

Площадь

100

340

150

35

46

78

240

560

33

290

помещения, м2

№ варианта

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вид дея-

№ 11

№ 10

№ 18

№ 13

№ 17

№ 14

№ 16

№ 14

№15

№6

тельности

Количество

5

6

7

12

15

24

9

7

4

10

работаю-

щих, чел.

Площадь

56

150

450

1600

320

670

120

340

400

100

помещения,

Номер вида деятельности по вариантам выбирается согласно Приложению 6


УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

  • ВИДЕ ПАТЕНТА
  • Новосибирской области применение упрощенной системы нало-гообложения на основе патента разрешается индивидуальным пред-принимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и осуществляющим один из видов деятельности, перечисленных в Приложении 4.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая ставке 6% доля установленного по каждому виду деятельности потенциально возможного к получению годового дохода, размер которого устанавливается законами субъектов РФ.

Размер потенциального возможного к получению годового дохода для конкретных видов предпринимательской деятельности на территории Новосибирской области установлен Законом от 16.10.2003 № 142-03 «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» (см. Приложение 5).

Примеры расчета стоимости патента

Пример № 1. В Москве по виду деятельности «ремонт обуви» ус-тановлен потенциально возможный годовой доход 120 000 руб. Значит, годовая стоимость патента для ИП, занимающегося этим видом дея-тельности, составляет 7 200 рублей

Пример № 2. Предприниматель, оказывающий парикмахерские услуги на территории г. Новосибирска, планирует перейти на УСН на основе патента. Потенциально возможный к получению годовой доход от осуществления данного вида деятельности на территории г. Новосибирска установлен в размере 225 000 руб., следовательно, годовая стоимость патента составит 13 500 руб. (225 000 ×6 %). Если индивидуальный предприниматель изъявит желание получить патент, например на 6 месяцев, стоимость патента составит 6750 руб. (13 500 руб./ 12 мес. × 6 мес.).

Задание для практического занятия

Определить стоимость патента для определенного вида деятельности по следующим исходным данным.

№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вид деятель-

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

ности

Срок осуществ-

3

6

9

12

9

6

3

6

9

12

ления деятель-

ности, мес.

№ варианта

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вид деятель-

24

28

32

36

40

44

48

52

56

58

ности

Срок осуще-

3

6

9

12

3

6

9

12

3

9

ствления дея-

тельности, мес.


№ варианта

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Вид деятельно-

1

5

9

13

17

21

25

31

33

35

сти

Срок осуществ-

6

12

3

6

9

12

3

6

9

12

ления деятель-

ности, мес.

Вид деятельности по вариантам выбирается согласно Приложению 5.


Задание 6

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КЕЙС-СТАДИ

«Генерировать идеи - это просто, если думать об удовлетворении

потребности людей»

Дискуссия проводится по следующей схеме: 1.Напишите идею создания бизнеса.

2.Проанализируйте идею для бизнеса на основе следующих критериев:

3.При оценке предпринимательской идеи ответьте на следующие вопросы:

 Почему ваша продукция (услуги) могут привлечь ваших потребителей?

 Кто конкретно является вашим потребителем?

 Где вы будете искать ваших поставщиков?

 Как  ваши  потребители  узнают  о  вашей  продукции

(услугах)?

30


4.Проведите  исследование рынка  по  следующим  параметрам:  спрос,

расширение        рынка,   доступность   рынка,   конкуренция,   уровень   цен,

постоянство спроса (прогноз), потенциальные потребители для того, чтобы принять окончательное решение об открытии вашего бизнеса.

5.Если вы уже знакомы с вашим целевым рынком, то сможете ответить на следующие вопросы, которые сведены в таблицу 1.

Таблица 1.

«Портрет» потребителя

Какие блага

Где  ваши

получат ваши

Когда ваши

Кто ваши

Зачем  они делают

клиенты

клиенты,

клиенты делают эти

потребители?

покупки?

делают эти

приобретая ваши

покупки?

покупки?

товары и услуги?

Пол

Для удовлетворения

Надежность

Регулярно в течение

Где им удобнее

Возраст

текущих

Изящество

всего года

Они  готовы

Уровень доходов

потребностей

Цвет

Сезонно,

с

ехать

Семейное

В подарок к кому-то

Цена

подъемами

и

куда-то,

положение

Для себя в качестве

Качество

спадами

в

вашей

чтобы

Образ жизни

предмета роскоши

Удобство

реализации

сделать эту

Другие фирмы

В

связи

с

Сервис

По особым случаям,

покупку

экстренной

праздникам

и

У вас

ситуацией

юбилеям

У себя дома, т.е. с

Для досуга или как

В

определенное

доставкой

предмет увлечения

время дня

Чтобы

показать

Редко

-

однажды

свой

достаток

и

или раз в пять лет

вкус

Редко,

но

регулярно, раз в 2

года

Часто и регулярно

Часто,

но

не

регулярно

Итак, можно ли сказать, что вы знаете своего потребителя?


Деловая игра

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Планирование  один из методов управления предприятием, представляющий собой процесс проработки (расчетов) объекта планирования на заданный промежуток будущего времени с определенным набором ресурсов и желаемой эффективностью. Планирование завершается принятием директивного документа – плана, обязательного к исполнению.

Основные принципы планирования на предприятии:

  • директивность – обязательность выполнения установленных планом действий, ориентиров, целей и задач;

  • единство – системность во взаимосвязях подразделений, скоординированное их действие;

  • участие – каждый работающий на предприятии становится участником выполнения плановых задач;

  • непрерывность – разработанные планы должны непрерывно приходить на смену один другому в рамках общих стратегических задач;

  • гибкость – способность и возможность внесения корректив (изменений) в процессе выполнения;

  • точность – планы должны быть максимально конкретными для определенного промежутка времени.

Типы планов хозяйственной деятельности предприятия определяются признаками степени неопределенности, временной ориентации целей и временного горизонта планирования.

В з а в и с и м о с т и о т с т е п е н и н е о п р е д е л е н н о с т и (определенности) планы могут быть детерминированными, когда при определенной ситуации обязательно произойдет событие, будет достигнут результат, и стохастическими (вероятными), когда событие (результат) может наступить при определенной ситуации с вычисленной степенью вероятности.

Вариантами стохастических систем планирования являются: планирование по системе жестких обязательств (основой являются договоры, контракты), под личную ответственность (менеджер действует на свой страх

  • риск), приспособление к обстоятельствам (увеличивая предсказуемость результатов).


Реактивное планирование базируется на предшествующем опыте и осуществляется снизу вверх (от планов подразделений до сводного плана).

Инактивное планирование  это удовлетворенность существующим положением, принятие новых решений осуществляется в рамках создаваемых и существующих комиссий. Характерным является мнение, что все «само образуется» – самоорганизуется.

Преактивное планирование ориентировано на поиск оптимальных решений с применением научных методов планирования.

Интерактивное планирование базируется на упреждении, про- 

ектировании будущего. I

  • о в р е м е н н о м у г о р и з о н т у выделяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование. Планирование долгосрочное, как правило, охватывает временной горизонт свыше 5 лет, среднесрочное планирование – от 1 года до 3-5 лет. Краткосрочные планы – это планы в пределах 1 года (квартальные, месячные, декадные, недельные, суточные и сменные).

Кроме перечисленных типов планирование разделяют на стратегическое

  • тактическое.

Стратегия в планировании  это совокупность главных целей предприятия и основных способов их достижения.

Тактическое планирование  это определение видов и объемов ресурсов для решения задач стратегии. Для отечественной практики более известен термин «оперативно-календарное планирование», включающий межцеховое, цеховое планирование и разработку календарно-плановых нормативов подразделений предприятия и предприятия в целом (длительность цикла производства, размеры партий запуска-выпуска деталей (узлов), межоперационные заделы и т.д.).

Наряду с планами предприятия разрабатывают прогнозы, концепции, программы и бизнес-планы.

Прогноз  это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития предприятия.

Концепция  система научно обоснованных представлений о стратегических целях и приоритетах развития предприятия.

Программа  система целевых ориентиров, путей и средств достижения стратегических целей, приоритетных направлений развития предприятия, его подразделений, филиалов, представительств и т.д.

33


Особое место в общей системе планирования занимают бизнес-планы. Ранее они назывались ТЭО – технико-экономические обоснования решений. В сущности, они таковыми и остались, изменилось только содержание. Бизнес-план включает следующие основные разделы:

  1. резюме (краткое содержание предложений и эффективность бизнес-

плана);

  1. характеристика продукции (предложения);

  1. состояние дел в отрасли, рынок сбыта;

  1. технология и план производства;

  1. организационный план;

  1. расчет затрат и финансовый план;

  1. план маркетинга;

  1. оценка рисков и страхование;

  1. юридический план (организационно-правовая форма и т.д.);

10)приложения.

Основные разделы среднесрочных и текущих планов:

  1. производство и сбыт продукции;

  1. техническое развитие предприятия;

  1. нормы и нормативы;

  1. план маркетинга;

  1. материально-техническое обеспечение;

  1. труд и кадры;

  1. финансовый план;

  1. охрана окружающей среды;

  1. план внешнеэкономической деятельности; 10)план социального развития;

11)показатели экономической эффективности производства и проектов. Этапы формирования стратегического плана: 

•   выработка миссии предприятия;

•   определение его стратегического положения в отрасли и регионе;

•   анализ внешних и внутренних факторов успеха, сильных и слабых

сторон, опасностей и возможностей (SWOT-анализ);

  • разработка  альтернативных  стратегий  развития  предприятия,  их

оценка;

  • выбор окончательной стратегии, которая предусматривается в планах, регулярно уточняется в бизнес-планах и плане маркетинга.

Важнейшими показателями планов являются: объем выпуска, реализации; мощность; затраты на 1 рубль товарной продукции; прибыль;


рентабельность; емкость рынка; эластичность спроса, конкурентоспособность.

При разработке планов используются следующие методы: балансовый, расчетно-аналитический, графоаналитический, программно-целевой, индукции и дедукции, экспертных оценок.

Балансовый метод позволяет соизмерить потребности в ресурсах с их наличием (возможностью обеспечения), поэтому на предприятиях практикуются балансовые расчеты материальных, трудовых ресурсов, баланс рабочего времени, финансовый (бухгалтерский) баланс и др.

Расчетно-аналитический метод является преобразующим, поскольку всякое предвидение базируется на ретроспективных данных (за прошлый период). Анализируемые данные с помощью математических методов могут пролонгироваться, экстраполироваться и интерполироваться. Анализируются практически все показатели, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия, а отражаются в перспективе в основном результативные показатели – производительность труда, выручка, прибыль, рентабельность и др.

Графоаналитические методы используются в основном при планировании локальных решений (задач), хотя некоторые (система ПЕРТ – сетевые методы) могут определять критический путь решения с оптимальными параметрами. Графики, номограммы, схемы, картографические изображения дают возможность наглядно отобразить системную взаимосвязь факторов и результативных показателей.

Программно-целевые методы применяются при планировании комплексных задач, таких, как: повышение качества и конкурен-тоспособности продукции; план маркетинга, включающий иссле-довательскую часть, план «завоевания рынка» и постоянно действующую часть, содержащую описание мероприятий расширений рынка услуг и т.д.; план оптимизации действующих мощностей; план развития предприятия на основе капитальных затрат и т.д. Существенным в таких планах является определение главной цели, задач и программы для их решения.

Методы индукции и дедукции, кроме общих определений «от общего к частному» и наоборот – «от частного к общему», включают применение планирования морфологического, содержательного анализа и др.

Методы экспертных оценок сопровождают плановые процессы всегда. Они базируются на опыте и квалификации управленческих работников. Различают индивидуальные экспертные оценки и коллективные типа мозговой атаки, генерации идей, метода Дельфи и др.


Основой рационализации и экономического хозяйствования является

планирование на основе базовых норм, которые должны периодически пересматриваться. Нормативная база предприятия включает нормы расхода материальных ресурсов, нормативы использования средств труда, нормы (опытно-статистические и технически обоснованные) труда, финансовые нормативы и т.д.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Деловая игра включает следующие основные элементы:

  • введение;

  • методика деловой игры;

  • вопросники экспресс-анализа и фундаментального анализа хозяйственной деятельности предприятия;

  • примерный перечень проблемных вопросов, выносимых на обсуждение совещания директоров;

  • примерная форма протокола заседания директоров предприятий. Кроме того, в деловую игру включены методические рекомендации по

проведению анализа хозяйственной деятельности предприятия, где определяются:

  • содержание и задачи хозяйственной деятельности предприятия;

  • виды анализа хозяйственной деятельности предприятия;

  • информационная база анализа хозяйственной деятельности предприятия;

  • этапы и методы проведений анализа хозяйственной деятельности предприятия;

  • экспресс-анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия;

  • фундаментальный анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Введение

Деловая игра «Выбор стратегии развития предприятия на основе экспресс-анализа его хозяйственной деятельности» предназначена для использования в качестве средства активизации системы обучения профессиональным навыкам. При этом у обучающихся развиваются навыки проведения диагностики организации, т.е. умение видеть, систематизировать и оценивать проблемы, стоящие перед организацией, и находить

36


эффективные пути их решения, осуществляется попытка увидеть функции руководителей производством посредством обмена мнениями о путях решения стоящих перед предприятием проблем.

И еще одна цель данной игры – исследовательская. Игра построена так, чтобы инициировать получение информации о проблемах, стоящих перед предприятием, и возможных путях их решения на основе уже разработанных обучающимися бизнес-планов. Такая информация позволяет увидеть глазами специалистов, занимающихся проблемами бизнеса и предпринимательства, состояние дел на своем предприятии и на других и более обоснованно наметить пути решения выявленных проблем.

В процессе деловой игры:

  • изучают и дополняют перечень показателей, влияющих на эффективность деятельности предприятия;

  • изучают и дополняют перечень наиболее типичных мероприятий по организации деятельности предприятий;

  • оценивают по различным критериям организационные проблемы по отношению к своему предприятию;

  • выявляют причины, порождающие организационные проблемы в рыночных условиях;

  • оценивают влияние некоторых проблем на показатели эффективности деятельности предприятий и в ходе коллективного обсуждения предлагают рациональные пути их решения.

К началу деловой игры должны быть разработаны наглядные материалы, в качестве которых рекомендуются:

1) распределение времени и функций участников по этапам деловой игры;

2) методика анализа хозяйственной деятельности и вопросники экспресс-анализа и фундаментального анализа;

3) сводная таблица показателей результативности деятельности предприятия;

4) содержание характеристики проблем;

5) форма протокола заседания директоров;

6) анкета оценки деловой игры.

Методика деловой игры

Первый этап (2 ч)

Вводная часть. Вначале проводится вводная лекция  беседа, в которой ведущий в течение двух часов рассказывает обучающимся об основных

37


направлениях анализа хозяйственной деятельности предприятия (см. методические рекомендации по проведению анализа), о целях и задачах проблемно-ориентированного подхода к задачам предприятия, о важности для руководителя правильно видеть, понимать и оценивать проблемы, стоящие перед предприятием.

Работа с вопросником. Этой работе предшествует ознакомление с деталями игры. В течение 15-20 мин ведущий знакомит с целями и содержанием игры, используя при этом график распределения времени и функций участников по этапам деловой игры (рис. 10.1). Убедившись в том, что цель и содержание игры поняты, ведущий переходит к основной части первого этапа – к работе с вопросником на основе методики анализа хозяйственной деятельности предприятия (см. прил. 1).

Главная задача ведущего при работе с вопросником – добиться правильного понимания всеми обучающимися смысла вопросов и сущности оценок. Ведущий должен давать пояснения к каждому блоку вопросов.

Блоки вопросника должны быть пронумерованы римскими и арабскими цифрами. Участники игры, отвечая на вопрос или давая оценку, должны поставить номер того пункта вопросника, к которому дается ответ или оценка. Каждый работает самостоятельно, последовательно отвечая на вопросы и соответственно располагая пронумерованные ответы на листе или бланке. Тенденции изменения показателей динамики следует изображать графически.

Следует пояснить, что анализируемые данные нужны для того, чтобы в дальнейшем проследить факторную связь между характеристиками предприятия и совокупностью стоящих перед ним проблем.

Цель работы на этом этапе – получить оценку ориентации предприятия на определенные показатели эффективности.


I этап. Анализ бизнес-планов предприятий

II этап. Формирование решений по перспективе

и определение проблем

развития предприятий

Этапы

Вводная лекция

Анализ бизнес-

Анализ

Критический

Контрольная

работы

по анализу

планов и

проблем в

анализ

оценка

организационно-

формирование

командах и

решений в

проблем.

технического

списка проблем

формирование

группе

Разбор деловой

уровня

Перерыв

решений по

предприятий

игры

производства

стратегии

(отрасли)

(инструкция по

развития

анализу в

предприятия

деловой игре)

Продолжи-

2

2

1

2

1

тельность, ч

Функции

Читает лекцию

В соответствии

Анализирует

Создает из

Организует

Организует

ведущего

(по анализу в

с методикой

перечни

участников

выступления

оценку 4-6

деловой игре)

(вопросником)

выявленных

команды,

представителей

проблем,

дает

участниками

помогает им

команд и

производит

консультации

проблем,

выбрать

критический

разбор игры на

(пояснения)

формирует

актуальную

анализ их

еѐ реальность,

всем членам

список

проблему для

рекомендаций

конкретность и

группы

наиболее

разработки мер

эффективность

актуальных

по еѐ решению

Функции

Конспектируют

Индивидуально

В командах

Представитель

Индивидуально

слушателя

лекцию (по

анализируют

опре-деляются

каждой

оценивают 4-6


анализу в

бизнес-план.

харак-

команды

проблем и

деловой игре)

Формируют

теристики

обобщает

участвуют в

проблемы

Перерыв

проб-лем и

резуль-таты

дискуссии по

стратегии

формиру-ются

совещания.

разбору игры

развития

решения по

Группа

предприятия

стратегии

анализи-рует,

разви-тия

дополняет и

предприятий

оценивает

по отраслям -

эконо-

мическую

эффек-

тивность

списка

решений.


Формулировка проблем. По ходу анализа и в результате оценок у участников игры появляется множество проблемных вопросов. Ведущий анализирует их, предлагает четко сформулировать и представить проблемные вопросы каждому участнику индивидуально в виде перечня.

Составлением перечней проблемных вопросов, стоящих перед руководителем каждого предприятия, заканчивается первый этап данной игры (примерный перечень проблемных вопросов приведен в прил. 2).

Исходный материал для проведения первого этапа данной игры:

  • бизнес-план создания предприятия (курсовая работа студента);

  • методика анализа хозяйственной деятельности предприятия;

  • данные об организации (предприятии).

Второй этап (2 ч)

Этап начинается с того, что ведущий кратко напоминает участникам содержание первого этапа и информирует их о результатах обработки полученных перечней проблемных вопросов. Далее он представляет им цели и содержание второго этапа деловой игры. Затем вся группа участников разбивается на несколько малых групп (команд) по 3-5 человек.

Формирование команд может проводиться по разным признакам:

  • по отраслевой принадлежности предприятия (сфера услуг, сфера производства промышленных товаров, сфера производства продовольственных товаров, сфера строительства и ремонта зданий и сооружений, сфера торговли и т.д.);

  • по однородности возникших проблем (проблемы подготовки производства, управления, организации производства, материально-технического обеспечения производства, обслуживания производства, маркетинга и т.д.).

Работа в командах по формулировке проблем. Задача, стоящая перед командой, – охарактеризовать каждую специфическую для всех членов команды проблему так, чтобы можно было наметить и предложить типовые и совместные пути ее решения.

Характеристика проблемы должна включать следующие пункты:

  • краткая формулировка проблемы;

  • содержание проблемы (развернутое описание сути проблемы, желательны количественные оценки, характеризующие положение дел применительно к своему предприятию);

  • причины возникновения проблемы (как внутренние для предприятия, так и внешние, лежащие в корне рассматриваемой проблемы);


• последствия (описывается, как наличие рассматриваемой проблемы влияет на деятельность предприятия в целом и на показатели его эффективности).

Работа в командах по определению путей решения проблем. После того как характеристика проблем составлена и написана, команда приступает к обсуждению путей их решения. Поиск таких путей следует вести по двум направлениям:

  1. что можно сделать для решения проблемы силами самого предприятия?

  1. какие меры следует предпринять вне организации?

Через 20-30 мин после начала работы команды над решением проблемы ведущий должен напомнить, что мероприятия по решению проблемы могут предлагаться в различных сферах деятельности предприятия и в различных областях выполняемых функций по управлению. Такое напоминание может натолкнуть студентов на дополнительную генерацию идей.

Выработанные командой пути решения проблемы должны быть зафиксированы письменно в протоколе (см. прил. 3).

Обсуждение результатов работы команд. После того как работа над путями решения проблем в командах закончится, представитель от каждой команды сообщает студентам результаты проделанной работы, зачитывает протокольную характеристику проблем и предлагаемые пути их решения.

Сообщения обсуждаются руководителями (директорами) команды (отраслевой аспект). Каждый из них может внести поправки и дополнения, как в характеристику проблемы, так и в предлагаемые пути ее решения. Затем все руководители команд (директора предприятий) письменно оценивают поочередно все предложенные представителями команд пути решения межотраслевых проблем по 10-балльной шкале по трем показателям:

  1. реализуемость (т.е. насколько данный путь может быть реализован):

0 – данный путь не реален;

5 – путь может быть реализован частично;

10 – путь может быть полностью реализован;

  1. эффективность (т.е. в какой степени данный путь может способствовать решению проблемы):

0 – путь ничего не дает для решения проблемы; 10 – путь дает полное решение проблемы;

  1. затратность (с какими затратами усилий и средств данный путь 

связан):

42


0 – путь практически не связан с затратами средств и усилий; 5 – путь связан с умеренными затратами; 8 – путь связан с большими, но приемлемыми затратами;

10 – путь связан с неприемлемыми затратами.

Наиболее эффективные пути решения проблем могут быть отобраны и рекомендованы межотраслевому совещанию для выработки рекомендаций по координации действий и частичному финансированию со стороны правительственных органов.

Примерная схема межотраслевого совещания:

  1. выступления министров (руководителей) группы предприятий (отрасли);

  1. обсуждение межотраслевых проблем всеми участниками совещания;

  1. принятие списка межотраслевых проблем;

  1. формирование организационно-экономического механизма взаимодействия предприятий по межотраслевым проблемам;

  1. рекомендации правительству по утверждению выработанных межотраслевым совещанием направлений решения межотраслевых проблем

  • опубликованию организационно-распорядительного документа.

Разбор и оценка деловой игры. После заслушивания представителей всех команд, получения оценок и проведения межотраслевого совещания ведущий подводит итог проведенной игре, делает выводы и предлагает участникам высказать мнения об игре и полученных в ходе ее результатах. Кроме того, он предлагает студентам письменно ответить на три вопроса:

  1. Оцените полезность игры по 10-балльной шкале: от 0 (игра не дает никакой пользы) до 10 (игра очень полезна).

  1. Понятны ли Вам ее цели и содержание? (Если нет, то, что именно непонятно.)

  1. Что и как, по Вашему мнению, следует усовершенствовать в содержании и форме проведения данной игры?


Приложение 1

Вопросник экспресс-анализа хзяйственной деятельности предприятия

1. Анализ результативных показателей хозяйственной деятельности предприятия:

  1. Отдача ресурсов: рабочей силы, орудий труда, предметов труда.

  1. Емкость ресурсов: рабочей силы, орудий труда, предметов труда.

  1. Рентабельность ресурсов (рабочей силы, орудий труда, предметов труда) и рентабельность продуктов труда.

В процессе анализа необходимо заполнить таблицу-матрицу показателей (см. рис. 10.3) и изобразить графические зависимости, например, роста

объема производства ( В ) от увеличения стоимости орудий труда (Ф), роста численности ( Р ) или прибыли ( П ) от роста фондоотдачи (Ф0).

Ф        П

В        Фо

2. Анализ финансового состояния и точки безубыточности предприятия:

  1. Анализ структуры капитала предприятия.

  1. Анализ прибыльности.

  1. Финансовое состояние предприятия.

  1. Расчет точки безубыточности.

В процессе анализа заполните матрицы показателей (см. рис. 10.3) и постройте график безубыточности работы предприятия.

Вопросник фундаментального анализа хозяйственной деятельности предприятия

Фундаментальный, детальный анализ может быть представлен в виде блоков и их составляющих, как это показано на рис. 10.2.

44


Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Анализ технико-экономического уровня производства и качества выпускаемой продукции


Анализ прочих видов деятельности предприятия

1.

Анализ

2. Анализ производ-

3. Анализ результатив-

организационно-

ственной программы

ности и характеристик

технического уровня

качества выпускаемой

производства (финан-сов,

производства

продукции

маркетинга и др.)

1.1.    Анализ технического уровня производства

  1. Анализ нали-чия и состояния техники

  1. Анализ наличия и состояния произ-водственных запасов

  1. Анализ уровня технология производства

  1. Анализ трудо-вых ресурсов

  1. Анализ уровня использования материалов, техники и технологии производства и трудовых ресурсов

1.2. Анализ уровня

1.3. Анализ организации

организации

управления

производства

1.2.1.        1.3.1.

Анализ опережающей организации производства и управления

1.2.2.        1.3.2.

Анализ сопутствующей организации производства и управления

1.2.3.        1.3.3.

Анализ замыкающей организации производства и управления

Рис. 10.2

45


Приложение 2

Примерный перечень проблемных вопросов, выносимых на обсуждение совещания директоров (создателей бизнес-планов)

  • процессе обсуждения рассматривается предлагаемый перечень вопросов и по каждому из них дается описание:

•   краткой характеристики;

• содержания проблемы (развернутое описание сути проблемы, желательны количественные оценки, характеризующие положение дел применительно к самому предприятию);

• причин возникновения проблемы (перечисляются как внутренние для предприятия, так и внешние);

• последствий (описывается, как наличие рассматриваемой проблемы влияет на результаты деятельности предприятия, даются количественные и качественные оценки).

  • самом начале обсуждения опираются на данные эффективности производства предприятия, определенные в результате анализа хозяйственной деятельности. При этом анализ эффективности производства,

  • том числе экспресс-анализ, дает определенный разброс показателей фондоотдачи, материалоотдачи, выработки, рентабельности, оформленных в таблицах и изображенных на графиках.

Анализ баланса предприятия, включающий характеристики активов, пассивов, ликвидности имущества, долгов, должен подтвердить результаты экспресс-анализа эффективности производства.

Возможные проблемные вопросы, вытекающие из анализа:

1) в области производства: 

•   повышение фондовооруженности труда;

•   снижение материалоемкости продукции;

•   сокращение доли ручного труда;

•   повышение уровня квалификации рабочей силы;

• повышение качества продукции и обновление номенклатуры и ассортимента продукции;

•   возможности модернизации производства;

•   распространение новаторства в производстве;

2) в области подготовки производства: 

• определение стратегии развития производства, формирование программы и порога безубыточности;

46


  • совершенствование планирования материально-технического обеспечения;

  • совершенствование планирования обслуживания производства; разработка календарно-плановых нормативов и совершенствование диспетчирования;

  • развитие межцехового планирования и хозрасчета;

  • дальнейшая конструкторская разработка выпускаемого изделия;

  • технологическая подготовка производства;

  • возможности технического перевооружения и реконструкции;

  1. в области стимулирования труда:

  • наличие рыночного стимулирования у дирекции предприятия;

  • мотивация труда в каждом подразделении предприятия;

  • мотивация к производительному и качественному труду у основных и вспомогательных рабочих; 

  • уровень оплаты труда (основной и дополнительной зарплаты, доплат

  • надбавок в целом по предприятию и на одного рабочего);

  • средняя заработная плата руководителей, специалистов и рабочих;

  • критерии оценки труда руководителей, специалистов и рабочих;

  • эффективность материального и морального поощрения: за высокие достижения в труде, мастерство, стаж работы, итоги работы подразделения и всего предприятия;

  • возможность использования высококвалифицированных кадров;

  • стимулирование переподготовки и повышения квалификации кадров;

  1. в области организации труда и управления:

  • согласованность целей, интересов и действий подразделений и служб предприятия;

  • развитость системы внутреннего хозрасчета – центры ответ-ственности, центры рентабельности и т.д.;

  • наличие бригадных форм организации и оплаты труда;

  • наличие положений, должностных инструкций и методик ведения работ и их качество;

  • количество и качество деловых совещаний по подразделениям и на предприятии в целом;

  • согласованность системы (схемы) управления предприятием и типовых решений;

  • получение информации о передовом опыте работы. Финансовые проблемы предприятия:

1) рациональность финансовых потоков на предприятии – доходов и расходов;

47


  1. возможность использования денежных средств предприятия для воспроизводственного цикла, для обновления средств производства;

  1. кредитные возможности предприятия;

  1. оптимальность инвестиционного портфеля;

  1. своевременность поступления средств от потребителей продукции;

  1. наличие на предприятии стимулирующих фондов и свобода маневрирования ими.

Социально-бытовые и культурные проблемы:

  1. обеспеченность работников предприятия жильем, детскими уч-реждениями и т.д.;

  1. уровень условий труда и отдыха во время работы;

  1. уровень организации досуга работников предприятия.

Из перечня проблем, который может быть скорректирован и в меньшую сторону, и с добавлениями, необходимо выбрать ключевые проблемы, решение которых существенно для предприятия. Далее проблемы надо ранжировать и оценить по стоимости, а затем на совещании директоров предприятий следует обсудить пути оптимального и последовательного решения ранжированных проблем и возможные источники их финансирования.


Приложение 3

Примерная форма протокола заседания директоров предприятий.

Протокол № _______________ от _______________совещания директоров (авторов бизнес-планов)

Председатель:

Секретарь:

Присутствовали:

1. _____________________________ директор _____________________________

               Ф.И.О.                                                         наименование предприятия

2._____________________________ директор ____________________________

               Ф.И.О.                                                         наименование предприятия

3._____________________________ директор _____________________________

               Ф.И.О.                                                         наименование предприятия

Повестка дня:

1. Выборы руководителя группы предприятий (отрасли). Ответственный – представитель Правительства (ведущий, преподаватель).

2. Анализ и перспективы развития предприятий отрасли. Докладчики – директора предприятий.

3. Определение повестки дня межотраслевого совещания. Ответственный – представитель Правительства.

По первому вопросу:

Слушали: выступление представителя Правительства______________________

Выступили:__________________________________________________________

Постановили: утвердить руководителем (министром) группы предприятий

(отрасли) ____________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, звание)

По второму вопросу: Слушали: выступление руководителя предприятия _______________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Доклад прилагается.

Слушали: выступление руководителя предприятия ____________________

(Ф.И.О.)

Доклад прилагается.


Постановили: обобщить результаты анализа и перспектив развития предприятий в отчете о результатах деятельности отрасли и о проблемах ее развития.

По третьему вопросу слушали выступление представителя Правитества __________________________________________

Выступили: ____________________________________________

Постановили: рекомендовать повестку дня межотраслевого совещания следующего содержания:

  1. Сообщения министров о результатах хозяйственной деятельности предприятий отрасли и проблемах их развития.

  1. Выбор межотраслевых проблем развития производства и определение направлений их разрешения.

  1. Определение организационно-экономического механизма взаимодействия предприятий по межотраслевым вопросам.

Председатель ____________________________________ Ф.И.О.

Секретарь        ______________________________________Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебной дисциплины "Основы организации бизнеса и предпринимательской деятельности"

Программа учебной дисциплины "Основы организации бизнеса и предпринимательской деятельности" предназначена для формирования предпринимательских компетенций у студентов среднего профессионального образ...

методические указания к контрольной по МДК 02.02 Организация предпринимательской деятельности по специальности 23.02.03 ТОРАТ

Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ 02. Организация деятельности коллектива исполнителей МДК 02.02 Организация...

Лекция «Безубыточная деятельность» по дисциплине «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг» для специальности «Технология парикмахерского искусства»

Лекция «Безубыточная деятельность» по дисциплине «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг» для специальности «Технология парикмахерског...

Лекция «Государственный контроль деятельности салона красоты» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»

Лекция «Государственный контроль деятельности салона красоты» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»...

Лекция «Вопросы проверки деятельности предпринимателей» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»

Лекция «Вопросы проверки деятельности предпринимателей» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Олимпиада ОП. 06 «Экономика организации» ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности» ПМ.02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов». МДК 02.01.

Цели и задачи олимпиады по профессиональному модулю и  дисциплине ОП.06 «Экономика организации», ОП. 09 «Основы предпринимательской деятельности»,  ПМ. 02 «Выпо...

Лекция «Организация командной работы» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»

Лекция «Организация командной работы» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»...