Методическая разработка урока учебной практики по теме "Приготовление вареников"
план-конспект урока на тему

Фомина Наталья Леонидовна

Урок учебной практики "Приготовление вареников" предполагает следующие цели:

1. Усвоить, закрепить технологические знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению трудовых приемов и операций при приготовлении вареников.

2. Развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы, умения рационально организовывать труд; находить пути совершенствования своего труда повышение его эффективности; оперативно мыслить и анализировать выполненные работы.

3. Закрепить ранее полученные навыки путем творческого мышления и анализа профессиональной деятельности, интегрирование своих знаний по теоретическим предметам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Приготовление вареников"41.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по профессии "Повар-кондитер"

«Приготовление вареников»

Мастер производственного обучения Фомина Наталья Леонидовна


План урока

УП. 02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога и теста.

Группа №  профессия «Повар, кондитер»

Мастер производственного обучения Фомина Наталья Леонидовна                                      Тема: «Приготовление вареников с творогом и картофельным фаршем»             Технология проведения

- модульная технология приготовления вареников                                                                                   - элементы здоровье сберегающей технологии                                                                                        

Форма организации –работа в малых группах и самостоятельно                                     Тип урока –комбинированный                                                                                                        Решается несколько дидактических задач:

1.Отработка приготовления вареников

2.Формирование умений и навыков работы

3. Применение на практике междисциплинарных связей

Междисциплинарные связи:                                                                                                              *Технология приготовления блюд                                                                                                                                                   *Основы микробиологии, санитарии, гигиены в пищевой промышленности                      *Техническое оснащение и организация рабочего места                                                                                                Цели урока:                                                                                                                                                Учебная производственная отработка модуля по теме:                                                               *Приготовление вареников *                                                                                                  Частной целью урока ставится соотношение с технологией модульного обучения.

Обучающая: Усвоить, закрепить технологические знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению трудовых приемов и операций при приготовлении вареников.

Развивающая:

*Развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы, умения рационально организовывать труд; находить пути совершенствования своего труда повышение его эффективности; оперативно мыслить и анализировать выполненные работы.

*Закрепить ранее полученные навыки путем творческого мышления и анализа профессиональной деятельности, интегрирование своих знаний по теоретическим предметам.

*Умение применять информационные средства в практической деятельности, владеть профессиональной лексикой

*Воспитывающая готовность принимать решения и брать ответственность на себя.

*Способность работать в малых группах и самостоятельно.

*Воспитывать чувства взаимопомощи и коллективизма

*Воспитывать творческий подход к работе и интерес к выбранной профессии

*Проявлять мобильность в работе, воспитывать в себе аккуратность, собранность и организованность.

Задачи:

  1. Отработать и закрепить действия и приемы при приготовлении, и отпуске мучных блюд с учетом тепловой обработки.
  2. Соблюдать культуру труда, проявлять уверенность при выполнении задания
  3. Рационально использовать инвентарь и оборудование в процессе работы

Формируемые компетенции: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.  Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны уметь: 

проверять органолептическим способом качество муки, яиц, жиров и сахара;

выбирать производственный инвентарь и оборудование для подготовки сырья и приготовления блюд;

готовить, формовать и оформлять вареники с творогом и картофелем

Методы обучения: объяснение, показ трудовых приемов и операций


Материально – техническое оснащение:

Оборудование, плита электрическая, холодильная камера, производственные столы.

Посуда, инвентарь, инструменты: Весы, сито, кастрюля, шумовка, скалка, ложка столовая, разделочные доски.

Сырье: Картофель, лук репчатый, масло растительное, творог, сахар, яйца, мука, соль.

Раздаточный материал: Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, инструкционно-технологические карты.

Проверка знаний по пройденному материалу – тестовый контроль, творческое домашнее задание.                                                                                                                                       Изложение нового материала ( использование модульной технологии)                            **Выдача инструкционно-технологических карт                                                                      **Инструктирование по материалу урока                                                                                    **Подбор оборудования инвентаря инструментов                                                                    **Способы овладения профессиональными умениями повара


Ход урока

Элементы внешней структуры

Элементы дидактической структуры

Содержание

I. Организаци-

онный

момент

(3-4 минуты)

1Построение обучающихся, проверка присутствующих на уроке деление на

малые группы назначение бригадиров Наличие дневников

Инструктаж по охране труда Санитария и личная гигиена обучающихся

II. Вводный инструктаж (35-40 минут)

Мотивационный

момент

1.Теоретическая часть:  Сообщить тему и цель урока: «Приготовление вареников с картофельным фаршем и творогом» Мастер производственного обучения кротко повторяет технологию  приготовления блюд: напоминает правила первичной обработки овощей и творога минимизация % отходов. Объяснить обучающимся понятие процесса тепловой обработки. Напомнить правила жарки овощей основным способом .Соотношение продукта и жира.Охрану труда и технику безопасности при пассеровании овощей и варке вареников Как подготовить творог для фарша. Обратить внимание обучающихся на прием закрывания вареников.

2. Поставить перед обучающимися технологические задачи

Приготовить и оформить для подачи следующие блюда:

  1. Вареники с картофельным фаршем 3 порции
  2. Вареники с творогом 3 порции
  3. Дать оценку качества приготовленному блюду

 

Инструктирование по вопросам предстоящей практической работы

1. Объяснение последовательности выполнения работ, показ формовки изделий.

1) Подготовка продуктов.

2) Замес теста 3) Приготовление фарша 4) Формование вареников

(практический показ мастера с пояснением, защипывание вареников косичкой и шишечкой)

5) Показать элементы оформления блюд 

2. Выдать задания по приготовлению блюд.

1) Выбор рецептуры блюда

2) Раздать инструкционно - технологические карты  3) После расчета технологических карт, обучающиеся сдают на проверку производственные задания

4) Ответить на вопросы обучающихся.

5)  Предостеречь от брака в работе, рассказать о видах брака и типичных ошибках

  • Время варки вареников – 5..8 минут;
  • Недопустимые дефекты: Горький привкус, затхлый запах, жидкая консистенция, ярко - выраженная кислотность

 6) Закрепление правил организации работы и техники безопасности при  эксплуатации оборудования при приготовлении мучных блюд. Какие приемы безопасности следует соблюдать при приготовлении  заданных блюд?

Эталон ответа:

  • Техника безопасности и правила эксплуатации электроплиты.
  • Правила безопасного труда при выполнении кулинарных работ.
  • Техника безопасности при работе с наплитной посудой и горячими жидкостями
  • Соблюдение санитарно-гигиенических требований

7) Сообщить нормы времени (при выполнении работ) (1 час 40 мин)

8) Сообщить обучающимся критерии оценок  

Подведение итогов вводного инструктажа

Объяснить, как должна быть представлена работа напомнить, что в конце урока учащиеся должны привести в порядок рабочие места.

Разрешить приступить к работе.

III. Текущий мин.210   инструктаж                                        

Целевые обходы

 рабочих мест 

Деятельность учащихся

Деятельность мастера

1. Организация рабочего места каждой бригады, подбор посуды и приспособлений.

1. Обход с целью проверки правильности организации рабочего места, каждой бригады.

2. Взвешивание продуктов согласно  рецептуре.

2. Наблюдение за деятельностью

учащихся.

3. Приготовление полуфабрикатов

3.1 Замес теста

3.2 Приготовление картофельного и творожного фарша

3.3 Формовка вареников

3.4 Охлаждение полуфабрикатов

3. Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности приготовления полуфабрикатов

4.Тепловая обработка

4.1 Закладывание полуфабрикатов в подсоленную воду

4.2Доведение вареников до готовности

4. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций

 При необходимости индивидуальное

инструктирование и показ.

.

5. Доведение до готовности блюда, оформление.

5.1 Оформление блюда

5.2 Подача, бракераж

5. Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности

Приготовления блюд ,  техники безопасности, охраны труда. Работа с учебными элементами

При необходимости индивидуальное

инструктирование и показ.

IV. Заключительный инструктаж (количество

10 -15  минут)

Подведение итогов

1. Проверка достижения целей с помощью тестовых заданий учебного элемента. Обсуждение   результатов выполнения учащимися производственной работы , самооценка работы .Анализ выполнения заданий бригадирами групп, Подведение итогов урока мастером производственного обучения: отметить обучающимся итоги выполнения работы, обратить внимание на ошибки их причины и способы устранения  .—выполнения работы в соответствии с нормами времени    ---анализ соблюдения правил техники безопасности.

2. Мастер комментирует итоговые отметки. Ответить на вопросы обучающихся;

3. Отметить, кто из обучающихся добился отличного качества работы;

4. Выдача домашнего задания, сообщить тему следующего урока: составить технологическую схему приготовления блинов;

5. Уборка рабочих мест.


Приложение 1

Фронтальный опрос

 

1) В чем заключается пищевое значение изделий из теста?

ответ – изделия из теста обладают привлекательным внешним видом, хорошим вкусом, ароматом и легко усваиваются организмом. Изделия из теста высококалорийны благодаря содержанию углеводов (крахмал и сахар), жиров, белков, минеральных веществ, витаминов группы В, РР, А

2) Назовите классификацию изделий из теста

        ответ -

  • Мучные блюда:   вареники,  пельмени,
    блины, оладьи, блинчики.
  • Мучные кулинарные изделия: пирожки,
    расстегаи, кулебяки, ватрушки, пироги.
  • Мучные   гарниры:   лапша   домашняя,
    клецки, профитроли, корзиночки.

3) Дайте характеристику блюду «Вареники»

ответ - полукруглые пирожки с фаршем внутри, край вареников защипан косичкой, массой 12 или 25 грамм.

4) С какими фаршами приготавливают вареники?

ответ - вареники приготавливают с картофелем, капустой, фасолью, вишнями, яблоками, и творогом.

5) Из каких последующих операций состоит технологический процесс приготовления вареников?

Ответ –

  • Приготовление теста
  • Подготовки фарша
  • Формовки вареников
  • Охлаждение полуфабрикатов
  • Варка

6)  Перечислите правила варки вареников.

Ответ - вареники варят в широкой низкой посуде, закладывая

их в кипящую подсоленную воду (на 1 кг вареников 4 л воды)

небольшими порциями. Продолжительность варки с момента

закипания воды после опускания вареников 5...8 мин; варят при

слабом кипении. Всплывшие вареники вынимают шумовкой,

кладут в посуду с растопленным сливочным маслом и слегка

встряхивают.


Приложение 2

Расчет количества сырья (брутто и нетто) для приготовления 3-х порций  по бригадам.

  1. Приготовьте три порции вареников с овощным фаршем.

  2. Заполните технологическую карту.

Технологическая карта

  Наименование блюда: «Вареники с картофельным фаршем»

  Сборник рецептур 2005г.    Раскладка № 1040 

№ п/п

Сырье

Масса

 на 1 порцию в г.

Масса

 на 3 порции в г.

брутто

нетто

брутто

нетто

Тесто для вареников № 1039:

1

Мука пшеничная

57

57

171

171

2

Яйца

4

4

12

12

3

Молоко

20

20

60

60

4

Соль

1

1

3

3

 

Выход

-

82

-

246

Фарш № 1085:

5

Картофель

128

91¹

384

273¹

6

Лук репчатый

32

13¹

96

40¹

7

Масло растительное

4

4

12

12

8

Соль

1

1

3

3

Масса сырых вареников

-

185

-

555

 

Масса вареных вареников

-

200

-

600

9

Сметана

20

20

60

60

Выход

-

225

-

675

  1 – масса овощей указана после тепловой обработки.

Инструкционно-технологическая карта

Приготовление теста. В муку добавляют нагретое до 30-35°С молоко или воду. Затем вводят яйца, соль и замешивают тесто, до тех пор пока оно не приобретет однородную консистенцию. Перед формовкой тесто выдерживают 30-40 минут. Вареники формуют так же как пельмени, но более крупных размеров (на 10-11г теста 12-13г фарша на 1шт.). Вареники опускают в подсоленную кипящую воду и варят при слабом кипении 5-7 минут.

Приготовление фарша. Очищенный картофель варят, отвар полностью сливают, подсушивают, затем картофель в горячем виде протирают, смешивают с пасерованным луком.

 

При отпуске вареники (7-8шт. на порцию) поливают маслом или сметаной, или маслом и сметаной.

 Требования к качеству: форма полукруглых пирожков с хорошо заделанными краями, не слипшимися, недеформированными, имеют однородную консистенцию, мягкую и нежную. Цвет – белый с кремовым оттенком.  Поверхность вареников блестящая от масла. Вкус в меру соленый, без кислоты, без посторонних запахов и привкусов. Масса одного вареника 12 или 25 грамм.

Производственное задание

  1. Приготовьте три порции вареников с овощным фаршем.

  2. Заполните технологическую карту.

Технологическая карта

  Наименование блюда: «Вареники с творогом»

  Сборник рецептур 2005г.    Раскладка № 1040 

№ п/п

Сырье

Масса

 на 1 порцию в г.

Масса

 на 3 порции в г.

брутто

нетто

брутто

нетто

Тесто для вареников № 1039:

1

Мука пшеничная

57

57

171

171

2

Яйца

4

4

12

12

3

Молоко

20

20

60

60

4

Соль

1

1

3

3

 

Выход

-

82

-

246

Фарш № 1086:

5

Творог

      86

80

258

240

6

Сахар

10

10

       30

         30

7

Яйца

1\10

       0.4

1\30

0.12

11

Соль

1

1

3

3

Выход

-

225

-

675

                                   


Инструкционно -технологическая карта

Блюда - Вареники с творогом

Приготовление теста. В муку добавляют нагретое до 30-35°С молоко или воду. Затем вводят яйца, соль и замешивают тесто, до тех пор пока оно не приобретет однородную консистенцию. Перед формовкой тесто выдерживают 30-40 минут. Вареники формуют так же как пельмени, но более крупных размеров (на 10-11г теста 12-13г фарша на 1шт.).

Приготовление фарша.  Творог протирают, добавляют сырые яйца, сахар, соль и хорошо перемешивают Фарш разделывают в виде небольших шариков. Тесто раскатывают толщиной 1,5-2 мм. в виде полоски ширеной 40-50мм. смазывают сырыми яйцами или льезоном. Отступив 3-4 мм от края, на тесто кладут шарики фарша с расстоянием 4см друг от друга. Приподняв край смазанной полосы теста накрывают им фарш к нижнему и вырезают вареники металлической выемкой. Обрезки теста соединяют и вторично раскатывают. Раскатанное тесто можно нарезать небольшими кусочками и из них с помощью круглой выемки сразу нарезать кружочки  на них кладут фарш, закрывают и защипывают края. Приготовленные полуфабрикаты хранят в холодильнике. Вареники варят в широкой и низкой посуде, закладывая их в кипящую воду (на 1кг 4л воды) небольшими порциями. Время варки с момента закипания воды после опускания вареников 5-8 мин, Варят при слабом кипении. Готовые всплывшие наверх вареники вынимают шумовкой, кладут в посуду с растопленным сливочным маслом и слегка встряхивают. Отпускают вареники по 7-8шт на порцию, в подогретой посуде, поливают растопленным сливочным маслом. Сметану можно подать отдельно.

Требования к качеству: форма полукруглых пирожков с хорошо заделанными краями, не слипшимися, недеформированными, имеют однородную консистенцию, мягкую и нежную. Цвет – белый с кремовым оттенком.  Поверхность вареников блестящая от масла. Вкус в меру соленый, без кислоты, без посторонних запахов и привкусов. Масса одного вареника 12 или 25 грамм.


Приложение 3

Критерии оценок

Каждый пункт при приготовлении блюда оценивается по баллам, если есть недочеты минус 1 балл.

Наименование

Кол-во

 баллов

Набранное

Кол-во

баллов

Организация рабочего места, чистота на рабочих местах -  1

Взвешивание продуктов согласно рецептуре – 1

Первичная обработка продуктов – 1

Соблюдение технологии приготовления – 1

Варка изделий - 1

   5

Подача блюда – 1

Соблюдение температурного режима – 1

Бракераж приготовленного блюда – 1

   3

Санитарное состояние

  5

Оформление блюда

  5

Устные ответы

  4-5

Поведение

   5

Всего

           

            Итого 100-90%  «5»  28 - 26 балла

            90-80% «4»    25 - 23 балл

            80-70% «3»   22 - 20 баллов

            Менее 20 баллов -  «2»


     

                   

                         


   Приложение 4

Бракераж блюда: (заполняют учащиеся самостоятельно)

Наименование

блюда

Внешний вид

 Цвет на разрезе

 Вкус, консистенция

оценка

 

Вареники

Литература, используемая при подготовке занятия

1. Н.А. Анфимова Кулинария; О.М. Соловьева, Г.К. Миронова, А.П. Елепин  Кулинария Теоретические основы профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока учебной практики

     Разработка урока учебной практики по теме «Введение в профессию «Станочник (металлообработка)» с использованием игровых технологий и интерактивных методов обучения поз...

Методическая разработка урока учебной практики. Профессия "Мастер общестроительных работ"

Открытый урок. Тема: "Однорядная система перевязки швов". Тема  урока: " Кладка стен средней сложности (ограничения) толщ. 1,5 кирпича с расшивкой швов"...

Методическая разработка урока учебной практики 01.04 по ПМ.01 по профессии"Мастер жилищно- коммунального хозяйства"

Обобщающий урок учебной практики 01.04 по ПМ.01"Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жили...

Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельностного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов Тема №5 Приготовление борщей

Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов, тема №5 Приготовление б...

методическая разработка урока учебной практики по теме «Отделка по трафарету»

данный урок содержит: пояснительную записку; план урока учебной практики; инструкционную карту; приложения...

Методическая разработка урока учебной практики

Данный урок проводился с обучающимися по пррофесии "Продавец, контролер-кассир"...