«Проблемы и новые подходы к организации трудового обучения в коррекционной школе VIII вида с целью дальнейшего получения профессионального образования с последующим трудоустройством в производственную сферу». Выступление на педагогическом свете-09.01.2014
материал по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

В выступлении раскрываются проблемы и новые подходы к организации трудового обучения в коррекционной школе VIII вида с целью дальнейшего получения профессионального образования с последующим трудоустройством в производственную сферу (из опыта работы учителя трудового обучения в специально(коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.Раскрывается нормативно - правовая база проблемы. Освещена роль трудового обучения в подготовке учащихся коррекционной школы к самостоятельной жизни. Раскрыты психофизиологические аспекты профессионально - трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта. Отмечены современные условия российской экономики и факторы, затрудняющие трудоустройство выпускников. Показана организаяция профессионально - трудовго обучения в специальной (коррекционной) школе - интернате VIII вида № 29 города Москвы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №29

«Проблемы и новые подходы к организации трудового обучения в коррекционной школе VIII вида с целью дальнейшего получения профессионального образования с последующим трудоустройством в производственную сферу».

Доклад на педсовете

Учитель Юрченко Е.Ф.

Москва, 2013-2014 учебный год

Тема: «Проблемы и новые подходы к организации трудового обучения в коррекционной школе VIII вида с целью дальнейшего получения профессионального образования с последующим трудоустройством в производственную сферу».

План выступления:

1.Введение. Нормативно – правовая база проблемы.

2.Роль трудового обучения в подготовке учащихся коррекционной школы к самостоятельной жизни.

3.Психофизиологические аспекты профессионально – трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта.

4.Современные условия российской экономики и факторы, затрудняющие трудоустройство выпускников.

5.Организация профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернате VIII вида № 29.

6. Итоговая аттестация.

7.Профориентационная работа в школе – интернате № 29.

8. Из опыта работы школ в регионах.

  1. Введение. Нормативно – правовая база проблемы.

В Федеральном Законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"ст. 5 п.5«Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» говорится:«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: …создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц…»

  1. Роль трудового обучения в подготовке учащихся коррекционной школы к самостоятельной жизни.

Общая задача коррекционной школы VIII вида состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду, т.е. социальной адаптации.Поэтому именно трудовое обучение,как важный и социально значимый предмет, является одним из главных условий выполнения этой задачи (подготовки учащихся к самостоятельной жизни)и занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве. На развитие трудовых возможностей учащихся коррекционной школы влияет вся система учебно – воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на уроках труда в учебных мастерских.

В процессе обучения труду учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с отклонениями в психофизическом развитии, в трудовой и познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются прежде всего  тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя.

Все учебные предметы в коррекционной школе VIII вида решают задачу всестороннего развития учащихся. Они вносят существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако трудовое обучение не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу учащихся неизмеримо больше. Задачей трудового обучения в коррекционной школе VIII вида являетсяначальное трудовое образование, т.е. вооружение доступными техническими и технологическими знаниями, навыками и умениями, которые впоследствиидолжны быть необходимы при выборе профессии и трудоустройстве. Выпускникам коррекционных школ VIII вида доступны лишь специальности, не предъявляющие к работникам высоких интеллектуальных требований. Поэтому трудовое обучение в коррекционной школе строится с учётом умственных и физических возможностей учащихся. Его конечная цель - подготовить школьников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного производства.

Эта цель, по мнению одного из корифеев по методике профессионально - трудового обучения Мирского С.Л., достигается решением целого ряда задач:

  1. Исправление недостатков в трудовой деятельности учащихся (то есть коррекционная направленность обучения) и повышение на этой основе общего уровня её развития.

Необходимость решения этой задачи диктуется высокими темпами технологического прогресса, и как следствие, неуклонным сокращением количества простейших видов работ в промышленном производстве и в сфере обслуживания.

  1. Нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся.

Эта задача предполагает устойчивое положительное отношение к труду и интереса к выбранной профессии, ответственности за результаты своего труда.

  1. Формирование доступных технических и технологических знаний.

В настоящее время невозможно подготовить квалифицированного рабочего, не вооружив его системой знаний по выбранной специальности. Основное условиеуспешного формирования знаний заключается в непосредственной связи изучаемых теоретических сведений  с практической работой учеников.

  1. Обучение приёмам труда по выбранной специальности и формирование профессиональных навыков.

Это, возможно, наиболее трудная задача, хотя и все вышеперечисленные также далеко непросты. И вот почему. Подготовленность человека к труду характеризуется количеством профессиональных приёмов, которые он может применять в своей работе. В современных условиях оказывается совершенно недостаточным овладеть только набором каких-то определённых приёмов. Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях. Вот поэтому задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. А это, как понятно каждому из нас, есть самое трудное для учеников коррекционной школы, так как в основе таких умений лежатпроцессы осознанной саморегуляции деятельности.Именно поэтому уроки труда, с одной стороны, должны повышать общий уровень интеллекта обучающихся и, с другой, создавать основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.

  1. Психофизиологические аспекты профессионально – трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида очень неоднородны по причинам и формам дефекта. В каждой трудовой группе есть дети с различной степенью интеллектуальной недостаточности. У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате которых они не способны проявить усилия там, где это требуется. У подавляющего большинства из них могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленнее, чем у умственно полноценных школьников, и наблюдается существенное отставание в развитии способности к переносу навыков.

Проблема профессионально – трудовой подготовки школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии тесным образом связана с их психофозиологической готовностью к овладению профессионально – трудовой деятельностью. Исследования отечественных и зарубежных учёных, дефектологов, клиницистов и психологов (Певзнер М.С., Пинского Б.И., Сухаревой Г.Е., Шиф Ж.И. и др) позволили установить следующее: помимо физиологических недостатков (силы, темпа, мелкой и крупной моторики, ритма целенаправленных движений) прослеживается пассивность и инертность когнитивных процессов, которые приводят к подражательному исполнению трудовых операций без осмысления целенаправленности и следовательно, результативности и их исполнения.

Что из этого следует?

  1. Трудовые действия учащихся в большинстве своём сформированы на сенсомоторном уровне без должной опоры на соответствующие знания.
  2. Развитие трудовых навыков у большинства учащихся не находится в фазе автоматизации. Наблюдается низкая точность и слитность движений.
  3. Практические действия неосознанны, нарушены регуляция и самоконтроль, что при увеличении сложности задания часто приводят к невозможности выполнения поставленной задачи.
  4. Темп работы достаточно низкий, и большинство учащихся находятся на очень далёком от требуемого в производственных условиях уровне трудовой подготовленности. Поступив на работу, выпускники школы в большинстве случаев не преодолевают трудности, связанные с установленной производительностью труда, и увольняются с работы.

  1. Современные условия российской экономики и факторы, затрудняющие трудоустройство выпускников.

Изучением современных условий российской экономики,которой свойственен дефицит рабочих мест, вопросы трудоустройства и социальной адаптации выпускников коррекционных учебных заведений VIII вида были глубоко изучены такими дефектологами как Ю.Н. Щербакова, И.М. Бгажнокова. По данным Ю.Н. Щербаковой (1997) даже в годы стабильные и в экономическом и социальном плане выпускники специальных общеобразовательных школ VIII вида не обеспечивались работой по специальности, которую они приобретали в стенах учебного заведения, а могли найти только тяжёлую, неквалифицированную работу. Нормы выработки в таких видах профессиональной деятельности часто оказывались непосильными для данного контингента работников, что являлось причиной производственных конфликтов и смены места работы. Названные факторы ограничивают приобретение выпускниками коррекционных школ нормального опыта общения, затрудняют их адаптацию в обществе, что неизбежно ведёт к их социальной изоляции. В результате, по данным И.М. Бгажноковой (1997 г.), каждый пятый выпускник коррекционной школы становится правонарушителем, каждый третий — лицом без определённого места жительства, каждый десятый - в течение года после выпуска кончает жизнь самоубийством.

Социально – экономическая ситуация в России, а именно:социальное расслоение, рост безработицы, увеличение количества детей с проблемами в развитии, высокие требования к квалификации рабочих на рынке труда, выявляют новые острые проблемы и соответственно ставят новые задачи перед обществом, семьёй и школой, при чём в современных условиях первое место в реализации возникших задач отводится не столько семье, сколько школе.


  1. Организация профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе  - интернате VIII вида № 29.

Трудовое обучение в школе – интернате решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приёмов работы, развития профессиональных навыков и профориентации учащихся. Число учебных часов, отведённых на трудовую подготовку в рамках пятидневной недели: 4 класс – 4 часа, 5 класс – 6 часов, 6 класс – 7 часов, 7 класс – 8 часов, 8 класс – 9 часов, 9 класс – 11 часов, 10 класс – 18 часов.

Основные этапы трудовой подготовки:

  1. Ручной труд 1-4 классы – это формирование первоначального трудового опыта – этап выявления творческих способностей, профессиональных интересов.

На первом, подготовительном, этапе (начальные классы) начинается развитие интересов и способностей, формирование навыков саморегуляции, коррекция эмоциональных и психологических нарушений. В профориентационном направлении детей знакомят с наиболее распространенными профессиями, профессиями их родственников и близких знакомых с акцентом на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.

2. Профориентационный – 5 класс – это общетехническое трудовое обучение на базе профессиональных мастерских.Этот этап можно было бы по праву назвать ориентировочным, так как на этом этапе основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий.

3. Начально профессиональное обучение – 6-9 классы – это профессиональное обучение в школьных мастерских.На этом этапе продолжается ориентация, она носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, идёт общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости психических функций. В профориентационном плане продолжается проффессиональная информация и профориентация, ориентация на доступные виды трудовой деятельности, формирование реальных проффессиональный планов, установок на общественно-полезную деятельность. На этом этапе уже хорошо видны склонности и способности детей и потенциальные возможности. Этот этап соответствует адаптационному этапу реабилитации и включает коррекцию эмоциональных и психологических нарушений. В процессе трудового обучения продолжается восстановление и компенсация нарушенных функций с опорой на сохранные функции.

В 8-9 классах осуществляется уже профильная ориентировка на доступные виды труда, формирование профессиональных трудовых интересов, ориентировки на доступные виды трудовой деятельности; изучение основ производства, формирование навыков социального взаимодействия. В этот период уже достаточно точно возможно определение трудового прогноза, выдача профессиональных рекомендаций попроффессиональномуобучению, начинается формирование планов и осуществляется их коррекция. На этом этапе очень важно взаимодействие с родителями, вовлечение их в процесс трудовой ориентации ребёнка. В семье должно идти активное привлечение к ведению домашнего хозяйства, развитие интересов и способностей, ориентировка на самостоятельное существование.

Проблемой в организации трудового обучения является определение организационных и психолого-педагогических условий на каждом из рассмотренных этапов.Поэтому должна быть реализована оценка возможностей ребенка, то есть обязательно должна проводиться комплексная диагностика,должны разрабатыватьсяиндивидуальные программы, корректируемые по ходу учебного процесса, должна быть создана система оценки эффективности реализации программ по завершению этапа и перехода на следующий этап.

Учебный процесс осуществляется на базе 4 мастерских. Это столярная мастерская (преподаватель Зайцев В.Н.), мастерская картонажно – переплётного дела (преподаватель Завьялова Р.И.) и 2 швейных мастерских (Двоюхина Л.Н., Юрченко Е.Ф.)

На уроках картонажно – переплётного дела учащиеся работают с картоном, ножницами, измерительными инструментами. В столярной мастерской работают со столярными инструментами, учатся размечать детали, изготавливают модели техники из древесины. На уроках швейного дела дети шьют, вышивают, учатся обрабатывать изделия. Во всех мастерских организуется индивидуальная работа.

Организована внеурочная деятельность. Учащиеся школы принимали участие в городском конкурсе, посвященном 200-летию Бородинского сражения (учитель Завьялова Р.И., Зайцев В.Н.), проводятся мастер-классы по изготовлению поделок из солёного теста (учитель Зайцев В.Н.), был проведён мастер – класс по изготовлению куклы – травницы (учитель Двоюхина Л.Н.), неделя технологии (учителя Завьялова Р.И., Юрченко Е.Ф., Зайцев В.Н., Двоюхила Л.Н.).

Чтобы дети почувствовали свою значимость, ощутили себя настоящими мастерами своего дела, наша школа традиционно принимает участие в Московском городском конкурсе «Лучший по профессии» в номинации «Лучшая швея». Стремясь показать свое мастерство, в  этом конкурсе принимали участие девочки 9 класса: Хадбихуджи Екатерина (2008 г.), Алексеева Алёна (2009 г.)-преподаватель Двоюхина Л.Н.;Боцоева Анастасия (2011 год), Рудый Антонина (2012 год) – учитель Юрченко Е.Ф. Этот конкурс помогает формированию навыков по пошиву изделий; развитию творческих способностей, самостоятельности; воспитанию эстетического вкуса, объективности в самооценке, умению держаться на публике, формирование культуры речи, поведения. В 2011 году Пекунов Юрий и Панкратова Надежда принимали участие в окружном конкурсе «Юный умелец»(учитель Двоюхина Л.Н.)

Наша школа традиционно принимает участие в фестивале «Надежда», который проводится в целях стимулирования развития художественного творчества детей с ограниченными возможностями как средство их реабилитации и социальной адаптации.Основная задача фестиваля - выявление талантливых детей с ограниченными возможностями и оказание им помощи в занятиях художественным творчеством.

А теперь о наших проблемах.

При работе с детьми во всех мастерских: и в швейной, и в столярной, и в картонажной по сути дела одни и те же проблемы:

  1. Отсутствие самостоятельности при выполнении заданий.
  2. Нарушение крупной и мелкой моторики.
  3. Неумение переносить ранее полученных знаний в новую ситуацию.
  4. Неумение пользоваться инструкционными и пооперационными картами.
  5. Слабые измерительные, счётные, письменные и графические навыки учащихся.
  6. Сниженная ручная умелость у определённых учащихся (Детков, Тихонов, Сураегин, Пистун, Петров, Бакеева, Леонов, Кузовкова)
  7. По столярному и картонажно – переплётному делу отсутствие новых учебников, рабочих тетрадей с 5 до 9 класс.

Швейное дело: хочется сказать о 6 классе. Это дети – инвалиды, среди которых самые слабые Леонов Саша и Бакеева Настя.

Швейные навыки сформированы очень слабо. Работают только с помощью учителя. Если в прошлом году эти дети выполняли только ручные стежки, то в этом году есть хорошая положительная динамика: оба ребёнка стали шить на машине, пусть это прямая строчка, под контролем учителя, но все же и долей самостоятельности, они понимают, как запустить машину, для чего нужен электропривод и педаль, стачиваю детали по линии. Заправляют верхнюю и нижнюю нить в машину. В этом году к группе присоединился Сергиенко Владик и очень органично влился в коллектив группы. Сразу понял, что нужно выполнять. Владик сейчас очень неплохо и быстрее всех работает на швейной машине, выполняя не только прямую строчку, но и использует машину при выполнении более сложных операций, таких, например, как обработка двойной косой обтачкой закруглённого среза горловины или проймы.

Пути решения проблем:

  1. Разработка рабочих программ индивидуальных учебных программ.
  2. Деление детей на подгруппы (звенья сильный + слабый)
  3. Усовершенствование станков и оборудования для безопасной работы (столярная мастерская)
  4. Применение новых технологий при обучении детей в соответствии с уровнем восприятия материала каждым конкретным ребёнком.

  1. Итоговая аттестация.

Ежегодно проводится итоговая аттестация выпускников, где ученики 9-х классов демонстрируют устные ответы и показывают знания, умения и навыки в изготовлении практической работы. На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умений их применять в практической деятельности. Экзамен по трудовому обучению выпускников 9 класса проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам. Устные часть экзамена предполагают определённые знания по конкретным вопросам изученного материала, а также собеседование, которое проводится на основе выполненной практической работы. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, станков, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы.

Оценка качества знаний и степени обученности учеников 9 класса в ходе итоговой аттестации по трудовому обучениюза последние 3 года: Из представленной таблицы видно, что средняя обученность по швейному делу составляет 64%, качество знаний 70%. В классе со сложным дефектом, который сдавал экзамен в 2012-2013 учебном году –обученность 54%, качество знаний 40%.

Картонажно – переплётное дело (экзамен последние 2 года): средняя степень обченноксти- 63,5 %, качество знаний- 69%.

Предмет

2012-2013

2011-2012

2010-2011

Качество

знаний

Степень обученности

Качество

знаний

Степень обученности

Качество

знаний

Степень обученности

Швейное дело

100%

73%

67%

61%

43%

58%

Швейное дело(класс со сложным дефектом)

40%

54%

Столярное дело

60%

67%

Картонажно-переплетное дело

67%

61%

71%

66%


  1. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ № 29.

Специальная (коррекционная) школа не может ставить своей задачей подготовку рабочих-универсалов. Цель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе – овладение основами доступной профессии. Поэтому необходимо обеспечить включение ребенка во все доступные виды трудовой деятельности:

– уроки труда;

– самообслуживание(дежурство по спальне, классу, школе);

– различные формы общественно-полезного и производительного труда в процессе внеклассной работы(уборка спален, классных помещений, закрепленных территорий, работа на школьном участке);

– занятия по отдельным разделам по СБО;

– трудовое воспитание на уроках по общеобразовательным предметам;

– кружковая деятельность;

– различные тематические внеклассные мероприятия (выставки, конкурсы, беседы, занятия, проводимые совместно с психологом, родителями.);

– организация профориентационной работы.

Профориентационная работа в коррекционной  школе VIII вида главным образом должна быть нацелена на профессиональное самоопределение учащихся соответствующего психофизическим особенностям конкретного ребёнка путём специально организованной работы по получению информации о мире профессий и возможности и желания приобрести ту или иную специальность.

Прежде всего мы знакомим детей с тем, в где они могут продолжить обучение после окончания школы с теми специальностями, по которым идёт подготовка в колледжах, с которыми сотрудничает школа – интернат.

Список ГОУ (колледжей) начальногопрофтехобразования, с которыми сотрудничает специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 29

Список колледжей

Специальность

Колледж № 12

Швея по пошиву меховых изделий

Столяр Штукатур

Колледж  №17 архитектуры и менеджмента в строительстве

Сварщик    Монтажник санитарно-технических

вентиляционных систем и оборудования Автослесарь Столяр строительный        

Колледж № 18

Столяр строительный Садовник

Колледж № 19

Слесарь механосборочных работ

Колледж № 21

Слесарь по ремонту автомобилей       Швея

Колледж № 22

Повар Кондитер

Колледж № 23

Машинист клинингового оборудования Рабочий зеленого хозяйства     Горничная         Швея

Колледж № 24

Слесарь по ремонту швейного оборудования (юноши) Швея

Колледж № 26

Столяр Отделочник

Автомеханик Сварщик

Колледж № 32

Повар

Колледж № 40

Повар

Колледж № 56

Переплетчик  Пошивщик кожгалантерейных изделий

ГОУ «ЦСТА»

Повар Кондитер Цветовод

Школа-интернат VIII вида №102

Переплетчик  Рабочий зеленого хозяйства

Пошивщик кожгалантерейных изделий           Швея

Профориентация и продолжение обучения учащихся

Колледжи

2012-2013 (15)

2011-2012 (6)

2010-2011 (16)

2009-2010 (4)

Колледж № 17

5

2

1

Колледж № 18

1

2

1

Колледж № 19

1

2

2

Колледж № 21

2

4

Колледж № 23

1

2

Колледж № 24

2

3

1

Колледж № 105

(г. Ногинск)

1

Колледж № 26

1

Колледж № 114

1

Колледж № 38

1

СКОШИ №102

(продолжение обучения)

1

Учреждение РУСЗН

1

Подмосковный индустриальный техникум

1

Центр социально-трудовой ориентации

2

Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве № 17 – в течение 2-х лет группа учащихся школы – интерната № 29 посещала занятия в слесарной мастерской колледжа, в 2012—2013 году 5 учащихся поступили в этот колледж для продолжения обучения по специальности «сварщик» (Василенков Д., Воробьёв С., Выростков В., Дьячков В., Малахов Д.). Учащиеся Василенков Д., Воробьёв С., Выростков В., Дьячков В. в школе занимались в картонажной  мастерской, Малахов Д. – в швейной.

Школа – интернат стала площадкой для подготовки детейшвейному делу и продолжения их обучения в колледжах № 24, 21, 105 (г.Ногинск) по специальности «швея»:

2008 г.- Кудрина Ольга – колледж № 21 (швея) – преподаватель Двоюхина Л.Н.

2011 год – колледж № 24 –Боцоева Настя, колледж №21 – Гнилкина Мария, колледж № 23 – Опенько Оксана.

2012 г. - колледж №24 –Рудый Антонина, колледж № 24 – Панкратова Надежда, колледж № 24 – Потапова Татьяна.

2013 г. – Щулёва Ольга, Куренкова Ирина – колледж №21, Иванейчик Наталья – колледж № 24, Куликова Мария- колледж № 24, Кострюкова Надежда – колледж № 105 (г.Ногинск).

Боцоева А., Гнилкина М., Опенько О., Рудый А., Панкратова Н., Потапова Т., Щулёва О., Куренкова И., Иванейчик Н., Куликова М., Кострюкова Н. (11 человек)– выпускницы преподавателя Юрченко Е.Ф.

В рамках многолетнего сотрудничества с базовыми колледжами профессионального образования города Москвы и реализации просветительского проекта «Профессиональная среда» 10 октября 2013 года под руководством учителей Зайцева В.Н. и Юрченко Е.Ф. состоялась встреча обучающихся 5-9 классов школы-интерната №29 с преподавателями и студентами Технологического колледжа № 21. Для ребят была организована увлекательная экскурсия по колледжу, вместе с преподавателями они посетили мастерские, где осуществляется профессиональная подготовка по специальностям: «Слесарь по ремонту автомобилей», «Швея», «Роспись ткани». Отдельно для наших воспитанников была организована экскурсия в музей колледжа. Большое спасибо администрации колледжа за разрешение посетить колледж, преподавателям за интересную информацию и тёплый приём.

27 ноября группа обучающихсяпод руководством учителя столярного дела Зайцева В.Н. посетила с экскурсией Технологический колледж №21. В ходе экскурсии обучающиеся школы-интерната №29 познакомились с производственными мастерскими и другими помещениями и корпусами колледжа. Экскурсию организовала и провела заместитель директора колледжа Кузьминская Наталья Михайловна.

В столярной мастерской колледжа мастер производственного обучения Кузяев Алексей Юрьевич провел мастер-класс по изготовлению декоративных изделий из древесных стружек. В автомастерских мастер по автоделу Кобзарь Сергей Андреевич предоставил возможность обучающемуся 7а класса Воробьеву Ивану самостоятельно запустить и отрегулировать двигатель автомобиля. Мастер производственного обучения по сварочному делу Аксенов Виктор Николаевич провел с ребятами практикум по дуговой электросварке. Кроме этого ребята посмотрели современный бассейн, присутствовали на тренировке студентов в спортзале, ознакомились с экспонатами музея, провели презентацию своих поделок в актовом зале колледжа.

В колледж №21 за последние годы поступили (плюс к указанным выше) учащиеся Громашёв Николай, Тутынин Тимофей, Симонов Максим (выпуск 2011 года)-специальность автослесарь. Эти учащиеся занимались в столярной мастерской.

Выпускники школы поступают также вколледжи №18 (Турусина Д., Артемьева С. – цветовод – озеленитель, ландшафтный дизайнер), №19( Пашков В.-фрезеровщик), № 23(Карасёв М.-озеленитель, Татарников А - сварщик), №26(Лавейкин П.-штукатур).

Данные о трудоустройстве выпускников за последние 3 года

(2010 – 2013 г.г.)

2010-11 г.г. – РУСЗН Калинчев Е.

2011-12 г.г. – работа Селивёрстов Т.

2012 -13 г.г. –

В системе коррекционного обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью четко выявились противоречиямежду:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими овладение профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ, школ-интернатов VIII вида.

Именно поэтому проблемой для выпускников становится не столько поступление в колледж, здесь для тех, кто хочет учиться практически всегда «зелёный свет», сколько их дальнейшая интеграция в производственную среду, т.е. трудоустройство по специальности.

По сведениям, собранным социальной службой школы в 2013 году в отношении выпускников 2008 года, т.е. окончивших школу 5 лет назад, соответственно, уже закончивших обучение в колледжах, можно проследить нить«школа – колледж – производство». И тут как раз и видны острые проблемы, озвученные выше:

Из 17 выпускников 2008 года по специальности, полученной в колледже (а в колледжи поступило 12 человек), работают 5: Шишкин Павел- закончил колледж № 18 по специальности «штукатур-маляр»- работает в СУ № 132 штукатуром-маляром, Сиразов Марат –закончил колледж № 18 по специальности «цветовод» - работает в ГУП «Мосзеленхоз» цветоводом, Хабибудже Екатерина – закончила колледж № 40 по специальности «повар»-работает помощником повара, Мирошниченко Иван – закончил колледж № 32 по специальности «повар» - работает помощником повара, Пунина Галина – закончила колледж № 40  - работает помощником повара. Все остальные 10 человек (за исключением тех, кто по состоянию здоровья сразу после школы оказались в РУСЗН, а это2 человека –Сысоева Зоя и Газарян Карен), окончив колледж работают не по специальности. К примеру, Кузнецов Святослав, получивший в колледже № 40 профессию «повар» работает водителем, Кистанов Андрей, поступавший в колледж № 17 и учившийся по профессии «сварщик», колледж не закончил и работает грузчиком в магазине, ТаланцевСергей также учившийся в колледже № 17 (продолжает обучение), работает грузчиком в магазине, Акулинин Александр, учившийся в колледже № 18 – работает в службе доставки.

Приобщение к профессии – дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия напрасными. От педагогов зависит, каким будет результат трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.

  1. Из опыта работы школ в регионах.

Трудовое обучение в многих школах регионов осуществляется, исходя из региональных, местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения обучения в профессиональных училищах.

Дивеевская школа – интернат (Нижегородская область)

Школа выбрала направление углублённой трудовой подготовки. Открыт 10 класс с углублённой трудовой подготовкой.

Изменения в социально-экономической жизни страны, обострение новых проблем в обществе поставили специальные (коррекционные) образовательные учреждения перед решением задач, связанных с поиском новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности в быстро меняющейся жизни в социуме. Степень интеграции учащегося в общество зависит от уровня его профессионально-трудовой подготовки. Выпускник должен быть:

  • мобильным, умеющим приспособиться к быстроменяющимся экономическим условиям,
  • могущим реализовать себя в различных областях трудовой деятельности.

Это требует совершенствования практики профессионально трудовой подготовки выпускников специальных (коррекционных) школ, формирования у них таких способностей, которые позволили бы самостоятельно и эффективно выстраивать свой жизненный путь в современном обществе. Решению этой задачи способствует реализация модели углубленной трудовой подготовки учащихся.

Проводится отбор обучающихся, воспитанников в 10 класс с углубленной трудовой подготовкой производился с учётом:

  • индивидуальных возможностей, интересов обучающихся, воспитанников;
  • уровня сформированности профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся, воспитанников.
  • определены профили трудового обучения, создана необходимая материально-техническая база. Выбор профилей трудового обучения во многом обусловлен анализом данных центра занятости Дивеевского районав потребности людей рабочих профессий.

Для учеников 10 класса выбран профиль трудовой подготовки «Подготовка младшего обслуживающегоперсонала». Виды трудовой подготовки:

  • машинист по стирке белья
  • уборщик служебных помещений
  • рабочий по кухне
  • младшая медицинская сестра

Для проведения практических работ по первым трём видам трудовой подготовки в школе имеется своя материально-техническая база, помещения, оборудованные всем необходимым для прохождения программного материала:

  • прачечная
  • помещения учебного и спального корпусов
  • столовая

Школа VIII вида№ 2 г.Сочи

Школа имеет свою долгосрочную концепцию развития по проблеме «Социально-трудовая адаптация детей и подростков с проблемами развития в период новых экономических отношений». Выбор данного эксперимента продиктован следующими факторами:

- резким сокращением рабочих мест и производств в городе в период рыночных отношений;
- низкой конкурентоспособностью выпускников вследствие их психофизических и интеллектуальных особенностей;
- слабой социально-трудовой и бытовой адаптацией школьников, незнанием экономических и социальных законов рынка. Учитывая чрезвычайно важное значение трудового обучения в коррекционной педагогике, в этой  школе налажено такое хозяйство, которое позволяет детям овладеть основами животноводства, птицеводства, декоративного цветоводства, плодоводства, овощеводства, выращивания цитрусовых.
Школа ориентируется на тот спектр специальностей, которые не только востребованы в регионе сегодня, но и окажутся перспективными завтра.

.

http://internatn2.narod.ru/images/trud2.gif

Сейчас 8 направлений трудового обучения.

Новое трудовое направление «Приусадебное хозяйство» (выращивание цитрусовых, декоративное цветоводство). Есть птицеводческая и кролиководческая база. Дается возможность ребятам овладевать двумя смежными специальностями. Для того, кто выбрал пчеловодство, предлагается обучение по столярному оборудованию пасек проводятся занятия по вязальному делу, которые являются отличным дополнением к швейному. А сельскохозяйственное дело не обойдется без знаний основ птицеводства или выращивания цитрусовых культур.

! Но было бы наивно думать, что после этого наших выпускников всюду встретят с распростертыми объятиями. Мы не рассчитываем на чудо и поэтому ориентируем их на индивидуальную трудовую деятельность или частное предпринимательство, чтобы неудачная попытка устроиться на производство не сломала их, а стала стимулом для начала трудовой деятельности и раскрутки собственного дела. Педагоги и администрация школы пытаются сделать все, чтобы ребенок не только овладел выбранной специальностью, но и учился зарабатывать самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению. 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

Игра-развлечение "Поле Чудес" для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Игра-развлечение "Поле Чудес". Тема: "Ее Величество Буква"....

Социальное партнерство как способ повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в Специальной (коррекционной) школе VIII вида

Дано понятие "Социальное партнерство", цель социального партнерства, виды социального партнерства, специфика социального партнерства с учетом новых федеральных государственных стандартов для специальн...

Развитие познавательной сферы учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках швейного дела

В статье отражены методы, материалы, используемые на уроках швейного дела, служащие для коррекции недостатков мышления, речи, памяти учащихся; развитию их коммуникативных способностей для успешной соц...

О профессиональной подготовке обучающихся 9-х классов коррекционной школы VIII вида

Представления о проффессии у подроствков не адекватны  реальности в следствие ограниченности их взглядов на современную ситуацию в сфере социально-экономических отношений. Профориентационная рабо...

Деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума в условиях коррекционной школы VIII вида

Деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума в условиях коррекционной школы VIII вида...