Разработка урока теоретического обучения по ПМ 03 «Приготовление супов и соусов»
учебно-методический материал на тему

Голобокова Екатерина Петровна

Разработка урока теоретического обучения по ПМ 3 "Приготовление супов и соусов" для учащихся 2 курса по профессии "Повар, кондитер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok2015.doc62.5 КБ
Office presentation icon sousy_na_urok.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок


                   Предмет:    ПМ 03 «Приготовление супов и соусов»


                   Тема:       «СОУСЫ»

                
     
     
       Преподаватель:                   Группа:                                 Курс:                                   
        Голобокова Е.П.                    ПК-13                                       2



Разработка урока теоретического обучения


Предмет: ПМ 03 «Приготовление супов и соусов»
Профессия: Повар, кондитер, группа ПК-13, 2 курс
Тема урока: Соусы
Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: урок – дидактическая игра
Форма урока: кулинарное путешествие на поезде знаний
Цели урока, его обучающие и развивающие задачи:
     1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся, полученные при изучении данной темы: классификацию соусов, приготовление мучных пассеровок и бульонов для соусов, технологию приготовления  горячих и холодных соусов, условия и сроки хранения.
     2. Содействовать развитию интеллектуального, логического, технологического видов мышления, уметь составлять алгоритмы ответов, сравнивать, делать выводы.
     3. Уметь работать самостоятельно и в коллективе – по командам, способствовать формированию устойчивых профессиональных интересов.
  
Методическое обеспечение урока:
   1. Персональный компьютер, видеопроектор, слайды с изображением этапов урока; слайды с заданиями.
   2. карточки-задания.
   3. соусы и масляные смеси, приготовленные обучающимися.

Ход урока


1. Организационный момент.
     1.1. Активизирующее начало урока, сообщение темы и целей, девиза урока.
     1.2. Ознакомление с ходом, правилами урока-игры.
     1.3. Представление команд, ассистентов.
     
2. Проведение урока-игры «Кулинарное путешествие».
    2.1. Первый этап
«Посадка на поезд».

Преподаватель задает вопросы каждому участнику команды согласно приобретенным билетам, на знание классификации соусов, технологии приготовления мучных пассеровок и бульонов для соусов. (Приложение №1).
    2.2. Второй этап 
Станция «Теоретическая» 

(Дидактическая игра «Домино»). Каждая команда выбирает набор карточек-домино, состоящих из двух клеток с вопросами и ответами, и даёт ответы на вопросы, составив цепочку из карточек-домино. (Приложение №2).
    2.3. Третий этап
Станция «Технологическая» 

(Дидактическая игра «Шпаргалка» - письменная работа на знание технологии приготовления соусов красного основного и белого основного). (Приложение №3)
    2.4. Четвёртый этап
Станция «Историческая» 

Рассказывают, что когда Талейрана – известного французского дипломата – спросили, в чем он видит основную разницу между национальным характером своих соотечественников и жителей туманного Альбиона, тот немного подумав, ответил: «В Англии имеется триста религий и три соуса, а во Франции три религии и триста соусов!». Конечно, это только шутка. Однако в ней есть доля истины – соусы – показатель поварского мастерства. Недаром в ресторанных кухнях со времен Средневековья существует должность повара-соусника.

(Дидактическая игра «Снежный ком»).

Задание для команды 1 – история изобретения соуса майонез.

Задание для команды 2 – история происхождения кетчупа.

Начинает первый обучающийся с сообщения известных ему фактов, второй продолжает, не повторяя того, что уже было сказано. Итак, по цепочке обучающиеся излагают истории появления соусов. Ассистенты рассказывают технологию приготовления соуса майонез и кетчупа.
    2.5. Пятый этап
Станция «Сообразительная» 

(Дидактическая игра «Третий лишний»). Обучающиеся выбирают карточки с названиями трёх соусов. Задание – определить что лишнее, обосновать ответ. (Приложение №4)
    2.6. Шестой этап
Станция «Практическая».

Обучающиеся рассказывают о приёмах декорирования блюд соусами, представляют приготовленные ими соусы и масляные смеси.
3. Объявление итогов игры.
Ассистенты объявляют победителей, награждаются команда-победительница и  лучшие игроки из обеих команд.

4. Заключительное слово преподавателя.
4.1.  Выставление и комментирование оценок.
5. Выдача домашнего задания. Составить технологическую схему приготовления голландского.


Приложение 1

«Посадка на поезд».

1.    Как в русской кухне назывался соус? (взвар)
2.    Как подразделяются соусы по температуре подачи? (горячие и холодные)
3.    Как подразделяются соусы по цвету? (красные и белые)
4.    Соусы, какой консистенции используются для поливки и тушения блюд? (жидкие)
5.    Каково использование густых соусов? (для фарширования, добавления в блюда в качестве связующей основы)
6.    Что нужно ввести в соус для придания густой консистенции? (мучную пассеровку)
7.    Какая мучная пассеровка приготавливается при температуре 150ºС (красная)
8.    При какой температуре приготавливают белую мучную пассеровку? (120 ºС)
9.    Как подразделяют мучную пассеровку по способу приготовления (сухая и жировая)
10.    Какой запах имеет красная сухая пассеровка? (запах каленого ореха)
11.    Как называется пассеровка, которую готовят без нагревания (холодная)
12.    Сколько времени может храниться охлажденная сухая пассеровка? (24 часа)
13.    Какой бульон приготавливают из пищевых костей обычным способом? (белый)
14.    Как обрабатывают пищевые кости для приготовления коричневого бульона? (обжаривают в жарочном шкафу)
15.    Какой водой заливают подготовленные кости для варки бульонов (холодной)
16.    Что необходимо произвести, для получения из готового коричневого бульона концентрированного бульона     (фюме)? (выпарить до 1/5-1/10 его объема)
17.    Как получить коричневый бульон из концентрата (фюме)?
(развести в 5-10-кратном количестве горячей воды)
18.    Верно ли, что соус – дополнительный компонент блюда? (верно)


Приложение 2


Игра "Домино"

Производные красного основного соуса:

Соус луковый
Соус луковый с горчицей

Соусы белые на мясном бульоне:

Соус паровой
Соус белый с яйцом
Соус томатный

Соусы белые на рыбном бульоне:

Соус паровой
Соус белый с рассолом
Соус томатный

Жидкий молочный соус используется:

для поливки овощных, крупяных и других блюд

Молочный соус средней густоты используется:

для запекания блюд из мяса, овощей, рыбы

Густой молочный соус используется:

для фарширования котлет из птицы, изделий из рубленого мяса

Яично-масляные соусы:

Масло сливочное,
яйца,
зелень петрушки (укропа),
лимонная кислота

Масляные смеси:

Масло зеленое
Масло селедочное
Паста желтковая

Компоненты розового масла:

Масло сливочное
Томатное пюре

Компоненты зеленого масла:

Сливочное масло,
зелень петрушки,
лимонная кислота

Компоненты заправки для салатов:

Уксус, сахар,
соль, перец молотый, растительное масло

Компоненты маринада овощного:

Морковь, лук репчатый, томатное пюре, масло растительное, уксус,
сахар,
бульон рыбный

Компоненты соуса майонез:

Масло растительное,
яйца (желтки),
горчица столовая,
сахар,
уксус

Соусы промышленного производства:

Соус "Южный"
Соус "Кубанский"
Соус "Ткемали"

Соус "Южный" используют:

При приготовлении соусов, тушения капусты, в салаты и винегреты

Требования к качеству яично-масляных соусов:

Слегка кисловатый вкус, аромат сливочного масла

Требования к качеству маринадов:

Кисловато-пряный вкус, аромат уксуса, овощей, пряностей

Каковы условия хранения сметанных соусов?

При температуре 75 ºС не более 2 ч с момента приготовления

Каковы условия хранения основных горячих соусов?

На водяной бане при температуре 80 ºС 3-4 часа

Приложение 3

Игра «Шпаргалка»


Соус красный основной
Из _________ костей варят__________ бульон и процеживают его. Морковь, ________, петрушку мелко нарезают и ___________ на жире 5-10 мин, затем вводят ____________ и пассеруют вместе 10-15 мин.
Приготавливают ___________ сухую пассеровку, охлаждают её до ___________ ºС и, помешивая, соединяют с частью бульона.
Бульон доводят до кипения, вливают в него разведенную пассеровку, закладывают пасерованные с томатным пюре овощи и варят соус в течение ________ при ___________ кипении. За _________ мин до конца варки в соус добавляют соль, _________, _________, молотый перец. Соус _________ через сито и ___________ разваренные овощи, вновь доводят до кипения. Чтобы при хранении соуса не образовалась _________, на его поверхность кладут небольшие кусочки __________ (защипывают).



Соус белый  основной
Варят _________ бульон. Коренья и лук нарезают __________. В посуде с толстым дном пассеруют __________ на маргарине до ____________ цвета.  _____________ белую пассеровку разводят в несколько приемов ____________ мясным бульоном, размешивают до образования однородной массы. В разведенную пассеровку закладывают подготовленные овощи и варят __________, во время варки с поверхности снимают _________. В готовый соус добавляют соль, ________________, затем _____________, _____________ разварившиеся овощи и вновь доводят до кипения. Готовый соус заправляют _____________, защипывают поверхность, чтобы не образовалась ___________, и хранят на ___________. Если белый основной соус применяют для приготовления производных соусов, супов, то его не заправляют ____________ и ____________.



Приложение 4


Игра "Третий лишний"

Соус яблочный
Соус абрикосовый
Соус красный кисло-сладкий

Соус хрен
Соус хрен со сметаной
Соус сметанный с хреном

Заправка горчичная
Заправка горчичная с желтками
Масло с горчицей

Соус польский
Соус голландский
Соус белый с яйцом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГБОУ НПО Профессиональное училище № 9 Открытый урок теоретического обучения по теме «Соусы» ПМ 03 «Приготовление супов и соусов» Преподаватель: Голобокова Е.П. Группа: ПК-13 Черемхово, 2015

Слайд 2

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания обучающихся, полученные при изучении данной темы: классификацию соусов, приготовление мучных пассеровок и бульонов для соусов, технологию приготовления горячих и холодных соусов, условия и сроки хранения. Содействовать развитию интеллектуального, логического, технологического видов мышления, уметь составлять алгоритмы ответов, сравнивать, делать выводы. Уметь работать самостоятельно и в коллективе – по командам, способствовать формированию устойчивых профессиональных интересов.

Слайд 3

Первый этап «Посадка в поезд» Преподаватель задает вопросы каждому участнику команды согласно приобретенным билетам, на знание классификации соусов, технологии приготовления мучных пассеровок и бульонов для соусов.

Слайд 4

Второй этап Станция «Теоретическая» Каждая команда выбирает набор карточек -домино, состоящих из двух клеток с вопросами и ответами, и даёт ответы на вопросы, составив цепочку из карточек-домино.

Слайд 5

Третий этап Станция «Технологическая» Дидактическая игра «Шпаргалка» - письменная работа на знание технологии приготовления соусов красного основного и белого основного

Слайд 6

Ответы на дидактическую игру «Шпаргалка» Соус красный основной. Из обжаренных костей варят коричневый бульон и процеживают его. Морковь, лук , петрушку мелко нарезают и пассеруют на жире 5-10 минут, затем вводят томат-пюре и пассеруют вместе 10-15 минут. Приготавливают красную сухую пассеровку, охлаждают ее до 70-80 ° С и, помешивая, соединяют с частью бульона. Бульон доводят до кипения, вливают в него разведенную пассеровку, закладывают пассерованные с томатным пюре овощи и варят соус в течение 1 часа при слабом кипении. За 10-15 минут до конца варки в соус добавляют соль, сахар , лавровый лист , молотый перец. Соус процеживают через сито и протирают разваренные овощи, вновь доводят до кипения. Чтобы при хранении соуса не образовалась пленка , на его поверхность кладут небольшие кусочки сливочного масла (защипывают). Соус белый основной . Варят мясной бульон. Коренья и лук нарезают соломкой . В посуде с толстым дном пассеруют муку на маргарине до кремового цвета. Горячую белую пассеровку разводят в несколько приемов горячим мясным бульоном, размешивают до образования однородной массы. В разведенную пассеровку закладывают подготовленные овощи и варят 30 минут , во время варки с поверхности снимают пену . В готовый соус добавляют соль, лимонную кислоту , затем процеживают , протирают разварившиеся овощи и вновь доводят до кипения. Готовый соус заправляют маринадом , защипывают поверхность, чтобы не образовалась пленка и хранят на мармите . Если белый основной соус применяют для приготовления производных соусов, супов, то его не заправляют лимонной кислотой и маргарином .

Слайд 7

Четвертый этап Станция «Историческая» Дидактическая игра «Снежный ком». Задание для команды 1 – история изобретения соуса майонез. Задание для команды 2 – история происхождения кетчупа. Начинает первый обучающийся с сообщения известных ему фактов, второй продолжает, не повторяя того, что уже было сказано. Итак, по цепочке обучающиеся излагают истории появления соусов. Ассистенты рассказывают технологию приготовления соуса майонез и кетчупа.

Слайд 8

Пятый этап Станция «Сообразительная» Дидактическая игра «Третий лишний». Обучающиеся выбирают карточки с названиями трёх соусов. Задание – определить что лишнее, обосновать ответ.

Слайд 9

Ответы на дидактическую игру «Третий лишний» Соус яблочный Соус абрикосовый Соус красный кисло-сладкий Соус хрен Соус хрен со сметаной Соус сметанный с хреном Заправка горчичная Заправка горчичная с желтками Масло с горчицей Соус польский Соус голландский Соус белый с яйцом

Слайд 10

Шестой этап Станция «Практическая» Презентация командами приготовленных масляных смесей.

Слайд 11

Шестой этап Станция «Практическая» (продолжение) Способы декорирования тарелки соусом

Слайд 14

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока теоретического обучения "Организация обслуживания в организациях общественного питания"

Контрольно-проверочный урок проводится в виде конкурса, в котором обучающиеся, распределенные на малые группы, выполняют роли директоров, администраторов, старших официантов, официантов ресторана. Обу...

Методическая разработка урока теоретического обучения "Тестомесильная машина"

Данная методическая разработка с предложенным планом урока рекомендуется для преподавателей спецдисциплин работающих по направлению 260.807.01 Повар;Кондитер...

"Судебные и несудебные способы защиты прав и свобод граждан". Методическая разработка урока теоретического обучения по учебной дисциплине «Обществознание».

Данный урок относится к разделу: «Право». Содержание урока направлено на освоение обучающимися знаний о внутригосударственных способах и средствах защиты конституционных прав и свобод граждан, овладен...

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии 15.01.25 Станочник (металлообработка) по теме «Фрезерные станки»

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии «15.01.25 Станочник (металлообработка)» по теме «Фрезерные станки». Тема урока изучается в учебной дисциплине ОП 05. Общие основы тех...

Разработка урока теоретического обучения. Тема урока - "Охрана труда при проведении ремонтных работ"

Урок разработан в соответствии с программой МДК.01.01 Технология монтажа осветительных электропроводок и оборудования по профессии  «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям&raqu...

Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт

Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...