Повышение качества обучающихся на учебной практике
статья на тему

Бабурина Светлана Николаевна

Переход страны к рыночной экономике ставит на одно из важнейших мест конкурентноспособности кадровых ресурсов.

Молодой рабочий выступает активным субъектом на рынке труда, он может свободно распоряжаться своим главным капиталом – квалификацией. Все это ставит перед системой начального профессионального образования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения и, прежде всего производственного обучения, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Переход страны к рыночной экономике ставит на одно из важнейших мест конкурентноспособности кадровых ресурсов.

Молодой рабочий выступает активным субъектом на рынке труда, он может свободно распоряжаться своим главным капиталом – квалификацией. Все это ставит перед системой начального профессионального образования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения и, прежде всего производственного обучения, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки студентов.

В процессе обучения довольно часто приходится сталкиваться с противоречиями:

1) между низкой образовательной потребностью студента – требованиями, установленными государственным стандартом;

2) между соответствием компитенции – качеством и производительностью труда;

3) объективностью оценки в дневнике – показателем выполнения установленных норм или выработок.

А между тем производство нуждается не просто в рабочих кадрах, а компетентных специалистах, которые соответствуют главным требованиям:

- высокое качество выпускаемой продукции;

- соблюдение производственных и технологических требований;

- творческое мышление;

- бережное отношение к оборудованию, сырью, инструментам;

- готовность применять профессиональный опыт других людей;

Данные противоречия можно решить через:

-систематизацию и объективность контроля качества п/о;

- последовательную работу по развитию и применению разноуровневого подхода при организации контроля качества п/о.

Отсюда вытекает проблема:

как повысить качество производственного обучения обучающихся по профессии «повар, кондитер»?

Решение этой проблемы я вижу в разработке зачетной системы с разноуровневым подходом.

Это меня и подтолкнуло к созданию проекта по теме: «Разноуровневый подход при организации контроля производственного обучения».

Актуальность проекта заключается в необходимости уделять внимание всем темам производственного обучения:      

- к которым учащийся имеет более выраженные способности;

- и к тем, которые даются ему с большим трудом.

Новизна проекта заключается в создании зачетной системы с разноуровневым подходом по производственному обучению по профессии «Повар, кондитер».

Целью проекта является применение зачетной системы на уроках производственного обучения с разноуровневым подходом.

Теоретические основы.

 Разноуровневое обучение представлено такими теоретиками и деятелями педагогических наук как Е.С. Полат, Г.И. Крутикова, М.И. Скаткина.

В своих трудах показали личностно-ориентировочный подход к обучению в разных проявлениях. Рассказам о своем понимании разноуровневого обучения и как оно связано с дифференциацией, познакомили с возможностью рефлексии, самооценки, что представляется чрезвычайно важным для формирования интеллектуальных и нравственных качеств личности, познакомили с основными принципами, положениями разноуровневого обучения, рассмотрели условия подготовки учебных заведений.

Задачи проекта:

- изучить и проанализировать литературу по исследуемой проблеме;

- изучить методы контроля качества умений учащихся на разных этапах п/о;

- изучить технологию и условия организации разноуровневого обучения;

- познакомиться с применением разноуровневого подхода на учебной практике;

- разработать зачеты на основе разноуровневого подхода;

- апробировать разноуровневый подход при проведении зачетов на учебной практике- проанализировать полученные результаты;

Можно предположить, что:

Гипотеза:

повышение качества производственного обучения будет возможно при использовании зачетной системы с разноуровневым подходом на учебной практике.

Проект рассчитан на один учебный год.

Предусмотрены риски и пути выхода из них.

Риски:

- инерция студентов

- недоброжелательный психологический настрой

- отсутствие организационных способностей у обучающихся

- большое количество подготовки

          Пути выхода:

- активность студентов можно повысить через развитие   профессиональных качеств; соблюдение производственной и технологической дисциплин;

- улучшению психологического настроя у обучающихся способствует самооценка своих достижений и эффективная обратная связь (рефлекс);

- организационные способности развиваются через постановку и достижение цели и рациональное использование свободного времени;

-подготовка возможна при самоорганизованности и дисциплинированности.

Составлен план мероприятий по реализации проекта.

- изучение и анализ литературы по волнующей проблеме;

- изучение методики разноуровневого подхода;

- подбор зачетных тем;

- разработка плана проведения зачетов по темам;

- разработка и поурочное планирование тематических зачетов с использованием разноуровневого подхода;

- применение зачетной системы с разноуровневым подходом;

- рефлексия исследуемой проблемы.

Ресурсное обеспечение проекта:

- организационное;

- методическое;

- материально – техническое;

- мотивационное;

Организационное:

- учебные и нормативные акты, законодательные акты, учебная программа и стандарт по профессии;

- учебная литература по профессии;

- периодические издания СМИ.

Методическое:

- методическое сопровождение, координация методиста, специальная ЦМО;

- фонд и каталоги  методической литературы библиотеки;

- методические семинары по проектной деятельности «Введение в проектную деятельность», лекций «Педагогическое проектирование» и «Структура педагогического проекта»;

- курсовая подготовка по теме «Обновление содержания и методик обучения профессиональной и трудовой деятельности».

Материально-техническое:

- компьютер;

- бумага;

- мультимедийная аппаратура;

Мотивационное:

- накопление и обобщение педагогического опыта..

Разработаны этапы реализации проекта:

Подготовительный

Цели этапа:

- постановка целей и задач проектной деятельности;

- построение плана деятельности.

-изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме;

-формулировка проблемы и темы проекта;

-посещение учебной практики  с применением разноуровневого подхода;

-разработка программы мероприятий по реализации педагогического проекта;

-диагностика умений и навыков студентов;

-отбор тем для зачетов;

-разработка календарно-тематического плана проведения зачетов;

-разработка и поурочное планирование тематических зачетов с разноуровневым подходом;

Сентябрь

Октябрь

-анализ литературы по волнующей проблеме;

-систематизация материала;

-график мероприятий по реализации проекта;

-приобретение профессионального опыта;

-выполнение всех этапов подготовительного периода проектной деятельности.

 -анализ полученных данных;

-график проведения тематических зачетов;

-создание комплекта инструкционных карт;

Этапы реализации проекта:

Формирующий эксперимент

цели этапа: получение результата практической деятельности.

-использование зачетной системы с разноуровневым подходом;

-анализ практического этапа.

Ноябрь

Декабрь

Январь

апробированная зачетная система с разноуровневым подходом

Аналитический

Цели этапа: получение результата практической деятельности.

-сравнение достигнутого результата с планируемым;

-корректировка;

-представление и оценка содержания и результатов работы;

- критический анализ проектной деятельности.

Февраль

Март

-повышение качества учебной практики;

-повышение творческой активности учащихся.

Перспективы распространения результатов проекта:

- проведение зачетов при организации контроля качества;

- описание опыта работы;

- участие в конференциях, конкурсах педагогических проектов.

Вывод:

контроль над процессами учебной практики – это прежде всего возможность воздействовать на результат обучения.

Зная индивидуальные возможности каждого из своих студентов, мастер располагает действенными способами влиять на успешность их работы, может вовремя исправить положение дел, корректировать темп овладения специальностью.

Повысилось качество профессиональной подготовки до 97%.

Повысилось количество выпускников с желанием  продолжить обучение по выбранной профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Повышение качества профессиональных знаний обучающихся на уроках учебной практики"

Применение разработанной системы "Пять вопросов" на уроках учебной практики....

Методические рекомендации для обучающихся по учебной практике ПМ.02 «Организация деятельности коллектива исполнителей» для ОП подготовки специалистов среднего звена 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Результатом освоения программы учебной практики по профессиональному  модулю является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по организации деятельности коллектива исполнителе...

2. Результаты освоения обучающимися дисциплины "Учебная практика" по профессии Маляр строительный

Результаты освоения обучающимися дисциплины "Учебная практика" по профессии Маляр строительный...

«Формирование профессиональных компетенций обучающихся через учебную практику»

Задача Лицея - подготовка востребованного рынком труда специалиста, обладающего необходимой суммой знаний для успешной трудовой деятельности.Однако очень часто реальная жизнь оказывается более серьезн...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Использование ИКТ для повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса

Сегодня, когда Стандарты второго поколения заявили новые результаты образования, среди которых - формирование ИКТ-компетентности обучающихся, учитель не может оставаться в стороне. Одним из важны...