Доклад Игровая деятельность как средство обучения
статья на тему

Павликова Татьяна Александровна

 Данная технология способствует повышению интереса и мотивации к различным видам учебной деятельности и познавательной активности, поэтому игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы и метод обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

«Игра-это возможность отыскать себя в обществе,

себя в человечестве, себя во Вселенной»

Я.Корчак

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Поэтому на уроках использую разные формы обучения: урок-лекция, урок- экскурсия, урок- игра, урок- выставка, уроки с использованием компьютерных технологий.  В начале изучения курса кулинарии обязательно провожу урок- экскурсию, где обучающиеся знакомятся с типами предприятий общественного питания, ассортиментом, формами работы и сбыта продукции. Необходимо добиться, чтобы обучающийся стал активным участником учебного процесса, а педагог, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности обучающегося. Здесь на помощь приходят игровые технологии обучения. Это такая организация учебного процесса, при которой обучение осуществляется в процессе включения обучающихся в учебные игры. В своей работе я применяю игровые технологии.

      

Реализация игровых приемов происходит по основным направлениям.  Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал используется в качестве ее средства.  В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического материала связывается с игровым результатом.

Педагогические игры классифицируются:

по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

игры для изучения нового материала;

игры для закрепления;

игры для проверки знаний;

обобщающие игры;

релаксационные игры-паузы.

  • по виду деятельности -  физические, интеллектуальные, психологические, социальные;
  • по характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие, творческие, коммуникативные;
  • по игровой среде – игры с предметами, без предметов, настольные, компьютерные, телекоммуникационные и др.;
  • по форме – деловая игра, праздники, эстафеты, конкурсы, обряды и т. д.
  • по игровой методике – предметные, деловые, ролевые, сюжетные, имитационные, тренинговые;
  • по содержанию – предметные, спортивные, технические, музыкальные и др.

Игры расширяют кругозор, познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности. Игры воспитывают самостоятельность, волю, формируют определенные подходы и нравственные позиции. Игры развивают внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. С их помощью вырабатываются  умения находить оптимальные решения, с их помощью создается ситуация успеха, которая необходима в преподавании любого предмета. В игры можно играть индивидуально или в небольшой группе: кроссворды, сканворды, загадки, ребусы. Можно организовать коллективные игры, которые требуют от участников умения совместно искать решение и работать в команде.

 Данная технология способствует повышению интереса и мотивации к различным видам учебной деятельности и познавательной активности, поэтому игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы и метод обучения.

Таким образом, игра - вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему- либо, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль, помогает достичь прочного усвоения знаний и разряжает обстановку. Традиционно принято выделять несколько видов (типов) игр:

1. Деловые игры - имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они могут решать в ежедневной профессиональной деятельности. Деловая игра состоит из двух компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает базу для игры, которая предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели, соединяя теорию и практику, способствуя выработке опыта, практических умений и навыков.

2. Проблемно-деловые игры (организационно-деятельностные) - это форма активного обучения разрешению проблемных ситуаций посредством моделирования когнитивной исследовательской и организации социально-производственной деятельности. Целью проблемно-деловой игры является решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации. В ситуации отражаются как проблемы, так и задачи. Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и процессов мыследеятельности участников такой игры означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, и какие они должны выработать и применить способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии, то есть находятся в условиях максимальной неопределенности. Примерами таких ситуаций является трудоустройство молодых специалистов в условиях кризиса и общего спада экономики, продвижение разного рода научных проектов, изменение своего семейного положения и т.п.

3. Инновационные игры - метод коллективного решения сложных проблем. По своей организации и сути напоминает «мозговой штурм». Преследуют две цели: преодоление  негативных установок в отношении действий по реорганизации деятельности организации и внесение конструктивных изменений в сам проект реорганизации. Вторая цель роднит инновационные игры с проблемно-деловыми играми, поскольку любая реорганизация вытекает из затруднительной или проблемной ситуации, в которой оказались сотрудники и руководство какой-либо организации. Первая же цель выделяет их в особую разновидность. Исследования показали, что человек или группа, внесший свой вклад в разработку плана и принятие управленческого решения, перестает рассматривать их как нечто внешнее, навязанное им со стороны и с большей уверенностью и энтузиазмом берется за их реализации. На этом факте и базируются инновационные игры. Их участников включают в процессы анализа возникших проблемных ситуаций, разработки планов (проектов) выхода из кризиса, учета интересов разных групп, на чьей судьбе они так или иначе могут отразиться.

4. Ролевые игры (разыгрывание ролей или сюжетно-ролевая игра) представляет собой особую группу игровых методов, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Основная цель ролевых игр - обучение межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности или рамках реально существующих социальных ситуаций взаимодействия. Ролевая игра позволяет сформировать у обучающихся рефлексивное отношение к собственным способам действий.

5. Ситуационные игры - такая разновидность игровых методов, при которой участники действуют в рамках заданной ситуации, руководствуясь ее объективными характеристиками (кругом задач ситуационного взаимодействия, типичностью или новизной ситуации для участников, конфликтностью и напряженностью отношений действующих персонажей, проблемностью принимаемых ими решений, пространственно-временной определенностью ситуации, предметностью или направленностью взаимодействия, заданностью сценария поведения определенных персонажей), а также своими субъективными представлениями, чувствами и переживаниями, исходящими из общей оценки ситуации, привлекательности приятой на себя роли, ролевых ожиданий в адрес других участников. Ситуационные игры используются в случае необходимости наработки участниками нового опыта действия и взаимодействия в неизвестных для них, непривычных, травмирующих, проблемных, т.е. в целом стрессогенных ситуациях (например, трудоустройство, знакомство, различные ситуации оценки другими личности и/или компетентности человека, публичная презентация продуктов своей деятельности, нарушение человеком принятых социальных норм и установлений и др.).

6. Учебные игры - вид игрового взаимодействия, содержанием которого выступают теоретические положения и конструкты, заимствованные из материалов того или иного учебного курса. По содержанию учебная игра аналогична направленной дискуссии, а по своей организации и подготовке, функциям и роли ведущего близка к проблемно-деловым играм.

Как и в любой технологии в игровой технологии есть и отрицательные стороны: сложность в оценивании, сложность остановить игру в строгом регламенте времени.  Но согласно выводам ученых, к примеру, усвоение материала при объяснительно-иллюстративном методе составляет 20%, а при использовании игровых технологий до 90%.

Таким образом, игра определяет формирование и развитие новых качеств личности. Именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Соответственно, игра вполне оправданно может являться инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что данная технология приближает к идеальной дидактике и идеальному управлению. «Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям, так что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах. Идеальное управление – когда управления нет, а функции его выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам» (Гин А.А.).

Немалую роль при реализации компетентностного подхода играет внеурочная работа обучающихся: участие в  играх, конкурсах, соревнованиях, на которых студенты могли бы применить теоретические знания, которые должны перестать быть «мёртвым багажом» и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Внеурочная работа может усилить интерес обучающихся к получаемой профессии, мотивировать к дальнейшей работе по формированию общих и профессиональных компетенций, ведь компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации.

Для реализации общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности, применяю различные формы и приемы внеурочной работы, способствующие развитию коммуникативных навыков, умений работать как самостоятельно, так и в команде:

  • Конкурсы профессионального мастерства  - обеспечивают развитие творческой активности, формирование профессиональной компетентности, способности применять полученные знания для решения практических, производственных задач.
  • игровая деятельность – проведение КВН, викторин, игр, соревнований во внеурочное время позволяет вводить игровые компоненты, объединяющие несколько профессиональных модулей. Состязательность, эмоциональный настрой и азартность студентов в большей мере позволяют развивать компетентность. В Марте, в период проведения декады предметной недели  была проведена неделя  «Калейдоскоп технолога». Соревновательные действия проходили между двумя командами в процессе пяти конкурсов: «Науки разные нужны, науки разные важны! О какой науке идет речь?», «Связь маркшейдерии с другими науками», «О, эти ученые люди…»,  «Закончи рассказ…», «Что стоит за словом…», между которыми прослеживались переходы от конкурса к конкурсу со вставками отрывков стихотворений, исторических сведений. В игре широко использовались межпредметные связи, проверялось умение использовать логичность, профессионализм, научность при формировании ответов на поставленные вопросы, рационально использовать время и критически оценивать свои знания, работать в группах. Например, в конкурсе «Науки разные нужны, науки разные важны! О какой науке идет речь?» каждой группе выдавалась карточка с определением шести разных наук, изучаемых студентами, нужно ответить, о каких науках говорится в ней. Во всех  науках используются различные понятия, термины, которые одинаково понятны специалистам, говорящим на разных языках, в процессе профессионального общения, поэтому конкурс «Что стоит за словом…» позволил проверить знания  по терминологии. В конкурсе «Закончи рассказ…» каждой группе, необходимо было написать продолжение рассказа «Никогда прежде географы, геологи, геодезисты, маркшейдеры и другие представители наук о Земле не имели дела с таким изобилием карт, аэро- и космических снимков, экранных изображений, на которых представлена наша планета - объект их исследований и забот. Сегодня новые карты и атласы не пахнут уже типографской краской, а подмигивают с экрана яркими огоньками значков и меняют окраску в зависимости от нашего желания и настроения. Возможно, недалеко то время, когда…». Также предлагалось вспомнить и народную мудрость, пословицы и поговорки об учебе и науке, объяснить их смысл.  

При этом происходит формирование познавательных навыков, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, воспитание научного мировоззрения, коммуникабельности, развитие рефлексии, творческих способностей, мотивации обучения.

  • выставка кулинарных изделий, которую провожу обычно ближе к завершению учебного процесса. Она даёт возможность увидеть и сравнить результаты своего труда- это своего рода “обмен опытом
  •  реферативная работа – способствует расширению и углублению знаний по изучаемому материалу. Рефераты пишутся с соблюдением определенных требований.  Каждый реферат должен состоять из введения, основной части, выводов и заключения. В Введении рассматривается актуальность темы с точки зрения современной науки. Формулируются цели и задачи работы. Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными задачами, раскрывается тема реферата, прослеживаются пути решения поставленной проблемы с помощью литературных источников.  Основная часть может представлять цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов. Для иллюстрации основного содержания можно использовать рисунки, схемы, графики, таблицы. Выводы завершают основную часть. В них кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам работы. В Выводах должно быть показано, что цель исследования достигнута. Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением этапов выполненной работы. Защита работ производится по подготовленным презентациям. При оценивании реферата используются следующие критерии: умение сформулировать цель работы; правильный подбор  информационных источников по теме; полнота и логичность раскрытия темы; самостоятельность мышления; грамотность изложения; корректность выводов; правильность оформления работы; качество презентации и защиты. Работа над рефератом формирует умение находить и извлекать необходимую информацию из различных источников (учебников, профессиональных периодических изданий, нормативной документации, Интернета), а также обобщать, структурировать найденную информацию.
  • Предметные недели - игровая деятельность – проведение КВН, викторин, игр, соревнований во внеурочное время позволяет вводить игровые компоненты, объединяющие несколько профессиональных модулей. Состязательность, эмоциональный настрой и азартность студентов в большей мере позволяют развивать компетентность. В Марте, в период проведения декады предметной недели  была проведена неделя  «Калейдоскоп технолога». Соревновательные действия проходили между двумя командами в процессе пяти конкурсов. В игре широко использовались межпредметные связи, проверялось умение использовать логичность, профессионализм, научность при формировании ответов на поставленные вопросы, рационально использовать время и критически оценивать свои знания, работать в группах.
  • Мастер класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой- либо области + class – занятие, урок) – форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Сегодня мастер-класс является одним из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства абсолютно в любой сфере: искусстве, бизнесе, косметологии, кулинарии и т.д. В качестве актуальных задач любого мастер-класса можно выделить: передачу Мастером своего опыта путем прямого показа последовательности действий, методов, приемов и форм деятельности; отработку методических подходов и приемов решения поставленных в программе мастер-класса проблем; рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования. Формы организации мастер-классов могут быть различные: практические занятия, лекции, интегрированные (лекционно-практические) занятия, семинары, тренинги и т.п. Мастер-класс может являтся формой презентации персональных достижений обучающихся. Что дает мастер-класс обучающемуся - организатору такого мероприятия? Во-первых, у него появляется авторитет не только среди обучающихся своей группы, но и других групп в рамках одной образовательной программы: к нему обращаются за помощью и консультацией по профессиональным вопросам. Это способствует повышению и его самооценки, что немаловажно для тех обучающихся, кто является не очень успешным по общеобразовательным предметам. Во-вторых, такой учащийся является первым помощником мастера производственного обучения, который ему может доверить как выполнение сложных ответственных заданий, так и консультирование. Участвуя в ходе мастер-класса в обсуждении полученных результатов, получая консультации по собственным проблемам, высказывая свои предложения или замечания по решению обсуждаемых проблем, каждый участник мастер-класса, таким образом повышает свою квалификацию. Результаты мастер-класса: - повышение мотивации всех участников к практической деятельности; - развитие целого комплекса профессиональных компетенций; - развитие способности к рефлексии «обучающихся» и Мастера в процессе собственной деятельности.При организации и планировании внеурочной работы следует      использовать различные методы и формы, стимулирующие общение обучающихся процессе внеурочной деятельности, строить работу с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Таким образом, внеурочная работа помогает сформировать у обучающихся профессиональные компетенции, а также понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности, М. 2004 г.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  3. Москвичев В.В. Возможности развития ролевой игры//«Мастера». 1997. №1.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1997.
  5. Ондрошек Д. Воспитание в духе прав человека. Братислава, 1994.
  6. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
  7. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры//Избранные труды. М., 1995.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

ГБПОУ « Починковский сельскохозяйственный техникум»

Доклад

На тему: Активные формы проведения занятий, как условие формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся».

Разработала: Преподаватель

Профессиональных дисциплин

Т.А.Павликова.

С. Починки

2016 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство мотивации младших школьников на уроках музыки

В данной статье рассматривается проблема мотивации младших школьниках на уроках музыки. Какие подходы, методы и приемы можно использовать на уроках музыки для мотивации младших школьниках к предмету. ...

Игровая технология как средство обучения

Методическая разработка, в которой рассказывается и методах обучения  в виде игровых технологий на уроках...

Игровая технология как средство обучения

Методическая разработка содержит разнообразный информационный материал для проведения урока...

Игровая технология как средство обучения

Методическая разработка содержит разнообразный информационный материал для проведения урока...

Инновационная/экспериментальная деятельность. Инновационные средства обучения.

        Инновационные средства обучения как составная часть материально-технического оснащения образовательного учреждения представляет собой совокупность предметов, которые...

Музыкально-игровая деятельность как средство коррекции поведения детей

Музыкально-игровая деятельность, безусловно, является незаменимым средством развития у детей эмоциональной отзывчивости, созданием комфортной психологической обстановки, общения со сверстниками. Особо...

Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство формирования доброжелательных взаимоотношений между дошкольниками" 16.02.2024 г.

Воспитание у детей дошкольного возраста гуманного  и доброжелательного отношения к сверстникам является на современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания....