Игровая технология как средство обучения
методическая разработка

Павликова Татьяна Александровна

Методическая разработка, в которой рассказывается и методах обучения  в виде игровых технологий на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии как средство обучения

Подготовил преподаватель

ГБПОУ ПСХТ

Павликова Т.А

2016 г.

Актуализация темы. В основу обобщенного опыта работы положено исследование возможностей использования игровых уроков по изучению спецдисциплин и междисциплинарных курсов по специальности « Технология продукции общественного питания» . Для повышения теоретического уровня преподавания необходимо усиление познавательной активности обучающихся. Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса по предмету является проведение уроков в игровой форме. Проведение нестандартных уроков позволяет разнообразить процесс обучения, сделать процесс обучения менее утомительным , разнообразным и интересным для учащихся. Время ,в котором мы живем , выдвинуло перед начальным профессиональным образованием задачу обучения свободной, творческой, образованной, культурной личности, которая формируется не только спецдисциплинами, но и производственным обучением. Вопреки устоявшемуся мнению , что обучающиеся приходят на занятия технологии, чтобы поработать руками, результаты их опроса свидетельствуют, более 60% из них хотят получить и достаточные теоретические знания. Я часто использую на своих уроках игровые технологии, особенно на 1 курсе обучения, поскольку предмет является новым для первокурсников ,начиная знакомство с предметом ,на обучающихся обрушивается поток новой терминологии, незнакомых понятий, которые трудно сразу усвоить. Большинство преподавателей и мастеров производственного обучения с удовлетворением отмечают , что использование дидактических игр на различных этапах урока заметно стимулируют учебный процесс. Игровые формы проведения уроков я подбираю по окончанию темы изучаемого модуля. Такие уроки значимы для личностной деятельности. Деятельность превращается в общественно значимую, что имеет большую ценность для становления и развития активности, самостоятельности, инициативы. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетентности обучающихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний. На моих занятиях все обучающиеся имеют равные права и возможности принять самое активное участие , проявить собственную инициативу. Применяю активную форму обучения. Для создания на уроке ситуации успеха и формирования положительной мотивации применяю различные методы стимулирования обучающихся. Для учащихся такие уроки как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве . Проведение таких занятий дает возможность развивать личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Такие занятия помогают лучше узнать и понять обучающихся, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.

Нестандартные уроки

Нестандартный урок- импровизированное учебное занятие, имеющее неустановленную структуру, содержание формы, которые вызывают прежде всего интерес обучающихся, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей. Классификация нестандартных уроков: Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками. * Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить материал нескольких предметов; * Театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы;

* Уроки с различным составом обучающихся (деление на подгруппы). Виды нестандартных уроков: * Урок-деловая игра; * Пресс-конференция * Лекция; * Бинарный урок; * Уроки-экскурсии; * Театрализованные уроки; * Уроки типа КВН; * Уроки с групповыми формами работы. Почему же нестандартные уроки получили такое распространение? Учитель постоянно ищет пути усовершенствования своих уроков. Такие поиски направлены на решение цели обучающихся и воспитывающих заданий. Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор

не хватает совершенных учебников. Еще одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнения обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Из опыта работы.

Основная задача моей педагогической деятельности- подготовка конкурентоспособных, всесторонние развитых, квалифицированных рабочих и служащих в системе. Исходя из этих задач основными целями считаю:

-формирование, закрепление, совершенствование знаний, умений и практических навыков обучающихся по освоению выбранной профессии;

-развитие познавательных способностей и творческого мышления;

-воспитание профессиональной самостоятельности;

-выработка активной жизненной позиции;

-активация деятельности учащихся путём постановки проблемных ситуаций на занятиях;

Постоянно из года в год совершенствую свой накопленный опыт. Реализацию требований Государственного образовательного стандарта осуществляю через использование на уроках теоретического обучения элементов новых педагогических технологий. Это информационные, игровые технологии; активные формы обучения. При обучении учащихся на первом курсе применяю объяснительно-иллюстративный, репродуктивные методы обучения. На втором и третьих курсах обучения наиболее распространёнными являются исследовательский, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Акцентирую внимание в своей педагогической деятельности на деловых играх, которые создают неформальную обстановку на уроке и способствует самореализации учащихся. Основой этого является система проблемно-творческих ситуаций на уроке, задач и заданий. В результате чего происходит творческое овладение профессиональными навыками, аналитическими умениями и развитие мыслительных способностей обучающихся.Игра эффективна для всех групп обучаемых, находит отражение при проведении предметных недель, конкурсов профессионального мастерства. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Дидактические игры как средство активизации учебного процесса». К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к обучению учащихся. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках. Игровые технологии я использую на первых-третьих курсах обучения. Это связанно с тем, что возраст таких обучающихся 15-17 лет – переходный этап в жизни учащихся: во-первых – формируется личность, а во-вторых, дети попадают в новую среду. Задача преподавателя в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугало, не разочаровало, а, наоборот, способствовало возникновению интереса к обучению. Мне как преподавателю спецдисциплин приходится решать такую задачу каждый день. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, преподаватель увлекает обучающихся и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Я убедилась, что на таких уроках обучающиеся работают более активно. Особенно радует, что те обучающиеся, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого ребёнка возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности педагогических игр
  2. Оказать возможную методику организации урока с использованием игровых технологий
  3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе

Технология опыта.

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. В современном бучении игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-как элементы более обширной технологии;

-в качестве занятия или его части;

-как технологии внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Педагогические игры имеют следующую классификацию: По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса: 1.Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2.Познавательные, воспитательные, развивающие; 3.Репродуктивные, продуктивные,творческие; 4.Коммуникативнве,диагностические;

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результаты игры. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Существуют определённые требования к организации дидактических игр.

  1. Игра – это форма деятельности обучающихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
  2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры
  3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры

Выделяю следующие виды дидактических игр:

  1. Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины)
  2. Игры-путешествия (рассказы, дискуссии, творческие задания)
  3. Игры-соревнования (участники делятся на команды)

ВЫВОДЫ

Такой подход открывает перспективы профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования выпускников. В ходе своей педагогической деятельности с целью определения эффективности учебного процесса, я анализирую результаты обучения. Для этого использую контрольные, самостоятельные работы, разноуровневые тесты, диктанты, кроссворды. В результате общая успеваемость по спецпредметам составляет 100%, качество обученности 73%, средний балл 3,5-4.

В целях выявления результативности применения нетрадиционных уроков и методов в учебном процессе разработано и проведено исследование в качестве «резюме». В резюме предлагалось ответить на вопросы, отражающие их отношение к учебному процессу . Исследования проходили в конце 2012-2013 учебного года.

Игры, творческие задания – 94%; Пресс-конференции – 90%; Работа в мини группах – 92%; Лекция – 70%

Итак, эффективность учебного процесса во м6ного зависит от умения правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нестандартные формы проведения занятий дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний. Однако, хочу отметить, что слишком частое обращение к подобным формам занятий нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, а это, в конечном счёте, приведёт к падению у обучающихся интереса к предмету.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности, М. 2004 г.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  3. Москвичев В.В. Возможности развития ролевой игры//«Мастера». 1997. №1.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1997.
  5. Ондрошек Д. Воспитание в духе прав человека. Братислава, 1994.
  6. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
  7. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры//Избранные труды. М., 1995.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода в группах СПО (Среднего профессионального образования) и в 10 классе.

Цель: подведение итогов работы по теме : «Творчество Н.В.Гоголя». Задачи: Обучающие: 1) ознакомление с особенностями личности писателя;2) формирование умения анализировать эпическое произве...

Доклад на тему: "Игровая технология как средство формирования общих коммуникативных компетенций".

Цель и задачи игровой технологии. Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций. Этапы реализации игровой технологии на уроках по "Технологии отделочных строительных работ"....

Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...

Доклад Игровая деятельность как средство обучения

Данная технология способствует повышению интереса и мотивации к различным видам учебной деятельности и познавательной активности, поэтому игры рассматриваются как вид деятельности, как форма орг...

Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...

Игровая технология как средство обучения

Методическая разработка содержит разнообразный информационный материал для проведения урока...

Игровая технология как средство обучения

Методическая разработка содержит разнообразный информационный материал для проведения урока...