Статья
консультация на тему

гайдукова татьяна станиславовна

Социализация личности учащегося во взаимодействии семьи и техникума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация личности учащегося во взаимодействии семьи и техникума

Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращение его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных студенческих представлений.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов.

- Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.

- Окружающая среда также может воздействовать на личность студента.

- Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

- Важным элементом формирования личности является культура.

Стереотипы поведения формируются через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (в семье, этносе).

Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, в детском саду, техникуме, дружеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.

Одним из основных институтов социализации личности является семья, от согласованности их педагогической деятельности зависит качество подготовки молодых граждан нашего общества к будущей самостоятельной жизни.

По определению Н.Я.Соловьёва, семья – это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Важными функциям семьи являются:

- воспитательная – удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьёй, обеспечивает социализацию подрастающего поколения

- хозяйственная – удовлетворение материальных потребностей семьи. Семья обеспечивает восстановление затраченных в труде физических сил.

- эмоциональная – удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической помощи. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

- духовная – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.

- социального контроля – выполнение социальных норм членами семьи (дети, старики, инвалиды) социально-эротическая.

Под воздействуем социально-экономической ситуации в стране произошли изменения в иерархии и содержании функций семьи: хозяйственная функция семьи вышла на первый план, опередив функцию воспитания.

Это в одинаковой мере относится ко всем семьям независимо от доходов. Дети уже перестают играть в жизни семьи главную роль. Для родителей улучшение материального положения становится самоцелью, даже во вред воспитанию детей.

Конечно, педагоги  техникума не могут искоренить все причины, которые обуславливают уклонение родителей от воспитания обучающихся. Но надо попробовать переубедить их в том, что они нужны своим детям, что дети хотят видеть в своих родителях, прежде всего старшего товарища, которые способны понять и поддержать в тяжелую минуту.

Роль педагогов заключается в том, чтобы показать негативные последствия отчуждения детей и родителей, убедить, что любые воспитательные действия обречены на неудачу, если родителей и детей не связывают общие хлопоты, если детей не слышат и не понимают, не уважают и не любят.

Главное направление работы с родителями - формирование у них новой этики взаимоотношений с детьми - этики партнерства и сотрудничества. Родительские запреты практически неконтролируемы в течении дня и успех воспитания зависит только от глубины контакта родителей и детей. Роль родителей сводится к формированию у детей способности к самоконтролю. Внутренней дисциплины, ответственности за свои эмоции и поступки.

Главное в работе с родителями - воспитывать у них потребность в педагогической информации, для этого необходимо сформировать у родителей наиболее полный образ своего ребенка.

Современные родители слабо информированы об особенностях их жизнедеятельности своих детей в техникуме, о требованиях, которые предъявляются к ребенку, как к студенту. Они хотели бы ознакомиться с учебными программами. Критериями оценки знаний студентов по всем предметам. Значит, на родительских собраниях, конференциях, семинарах и других занятиях предметом обсуждения должны стать проблемы организации учебно-воспитательного процесса.

 

Оптимизация процесса взаимодействия семьи и техникума

•равноправное сотрудничество взрослых и детей, направленное на их совместное личностное развитие;

•гуманизация и демократизация отношений всех субъектов педагогического взаимодействия педагогов, студентов, родителей.

•преобладание индивидуальных форм работы с каждой конкретной семьей, а именно оказание адекватной поддержки и помощи родителям в их усилиях справиться с педагогическими проблемами, которые у них возникают;

•преодоление центризма техникума в воспитании обучающихся через включение студентов и их родителей в организацию учебной и внеучебной деятельности техникума;

•расширение сферы сотрудничества семьи и техникума в направлении создания условий для активного участия самих детей в развитии собственных способностей и возможностей.