МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ МДК. 03.01. Технология приготовления супов и соусов
методическая разработка

Рычкова Оксана Сергеевна

Настоящий методический комплект обеспечения  внеаудиторной самостоятельной работы  предназначен в качестве методического пособия при проведении внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по программе дисциплины МДК. 03.01.  Технология приготовления супов и соусов

По профессии: 19.01.17 «ПОВАР, КОНДИТЕР»

Методическое  пособие содержит 3 самостоятельных внеаудиторных работ, время выполнения определяется учебным планом. В пособии предусмотрены задания по формированию практических умений и навыков при освоении тем программы дисциплины. Представлены методические рекомендации к выполнению учебных заданий, критерии оценки и рекомендуемые источники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsr_mdk_03.01.docx76.95 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЯРОВСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Согласовано

Зам.директора по УПР

_________И.В.Беляева

«_____» ___________2016 г 

Утверждено

 приказом  директора  

№ _______  от   «___»_______2016 г.  

                                                       

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ

 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МДК. 03.01.  Технология приготовления супов и соусов 

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РВБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ 

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРОФЕССИИ

19.01.17 «ПОВАР, КОНДИТЕР»

Рассмотрено на заседании

                                                                   методической комиссии

                                                                                    Протокол  от «___»________2016г.

                                                       №_____________

Яровое 2016

Содержание

Пояснительная записка        3

1. Перечень видов самостоятельной работы обучающихся        4

2. Методические указания по выполнению заданий внеаудиторной работы обучающихся        4

4. Задания для внеаудиторной работы обучающихся        4

Разработчик:

Рычкова О.С.., преподаватель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Настоящий методический комплект обеспечения  внеаудиторной самостоятельной работы  предназначен в качестве методического пособия при проведении внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по программе дисциплины МДК. 03.01.  Технология приготовления супов и соусов 

По профессии: 19.01.17 «ПОВАР, КОНДИТЕР».  

Методическое  пособие содержит 3 самостоятельных внеаудиторных работ, время выполнения определяется учебным планом. В пособии предусмотрены задания по формированию практических умений и навыков при освоении тем программы дисциплины. Представлены методические рекомендации к выполнению учебных заданий, критерии оценки и рекомендуемые источники.

Самостоятельная внеаудиторная работа является обязательной, для каждого обучающегося. Самостоятельная работа осуществляется индивидуально каждым обучающимся. Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.

Цель самостоятельной работы студентов:

•        обеспечение профессиональной подготовки выпускника в соответствии с ФГОС СПО;

•        формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО;

•        формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.

 Задачи, реализуемые  в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы:

•        систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

•        овладение практическими навыками работы со справочной литературой;

•        развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой  инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

•        формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

•        овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

•        развитие исследовательских умений.

Виды  самостоятельной работы обучающихся:

- самостоятельная работа по образцу;

- написание рефератов;

- составление схем, таблиц, докладов, составление алгоритмов;

- подготовка практически работам, их оформление.

Формы контроля.

  •  просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем;
  •  самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе;
  • обсуждение результатов выполненной работы на занятии;
  • тестирование;
  • опрос (устный или письменный);
  • собеседование (индивидуальное или с группой);
  • отчет о проделанной работе;
  • защита рефератов.

Наименование темы

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Информационное обеспечение

Формы контроля

Приготовление бульонов, отваров супов в соответствии с технологическим процессом

         12

Заполнение таблицы, реферат, вопросы для самоконтроля, решение кроссворда, электронные тестовые задания, заполнение бракеражной таблицы, составление калькуляционной карты

Раздаточный материал, интернет – ресурсы, презентации

Оценивание выпоненных

заданий

Приготовление соусов холодных и горячих в соответствии  с технологическим процессом

          8

Заполнение таблиц, решение задач, контрольные вопросы, вопросы для самоконтроля, составление технологической карты, электронные тестовые задания

Раздаточный материал, интернет – ресурсы, презентации

   Оценивание выпоненных заданий                                     

                                                                                                                             

                                                             

2. Методические указания по выполнению заданий внеаудиторной работыобучающихся

(по видам)

Внеаудиторная самостоятельная  работаобучающихся ориентирует на поиск новых и оптимизацию существующих видов и форм самостоятельной работы, способствует высокой активности обучающихся.

Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности  «Технология продукции общественного питания», данной дисциплины, индивидуальные особенности обучающихся.

Перед  выполнением обучающимися  внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает в себя :

цель, содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

В процессе инструктажа,  преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках , встречающихся при выполнении задания.

п/п.

Формат выполнения

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.

ПОДГОТОВКА СООБЩЕНИЙ

Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.

Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендуемым источникам.

Составьте план сообщения, запишите его.

Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.

Составить список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.

Составьте окончательный текст сообщения.

 Оформите материал сообщения.

Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источника.Перескажите сообщение еще раз.

Проводите анализ и самоконтроль работы над сообщением.

2.

РЕФЕРАТ

Реферат студента должен представлять собой с точки зрения жанра именно реферат в строгом, научном смысле слова, а именно: «вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объёмом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста».

Реферат отличается от конспекта тем, что не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки.

Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию. Так, реферату, в отличие от конспекта, должны быть присущи следующие категории:

- целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),

- связность (логическая и формально-языковая),

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и

заключения, их оптимальное соотношение),

- завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).

Для реферата отбирается информация, объективно-ценная для всех

читающих, а не только для одного автора.

Автор реферата не может пользоваться только ему понятными значками, пометами, сокращениями, что допускается делать в конспекте.

Что касается вопроса об обязательности или необязательности в реферате исследовательской части, следует отметить, что исходя из требований жанра и научного определения реферата, он не должен включать в себя самостоятельных исследований студента. Конечно, если сам реферируемый первоисточник содержит в себе описание научного эксперимента или исследования, проведённого каким-либо ученым, то студент должен достаточно подробно его раскрыть. Требование же преподавателей обязательно включать в реферат самостоятельное мини-исследование, осуществляемое на материале или художественных текстов по литературе, или проведения исследования, навыков оформления научного труда и т. д. Такое задание, как показывает практика, непосильно большинству студентов. И преподавателям, зачастую не владеющим, в достаточной степени технологией исследования, трудно подготовить студентов к данному виду работы. В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов: монографические (написанные на основе одного источника) и обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования). В колледже могут использоваться оба эти вида, однако в качестве экзаменационной формы лучше предложить обзорные рефераты, основанные на более сложных интеллектуальных и коммуникативно-речевых навыках. Причем следует отметить, что количество первоисточников, лежащее в основе написания реферата у студентов 1 курса и 3 курса, должно быть различное. Так, если студенту 1 курса достаточно проанализировать как минимум 3 первоисточника, то выпускнику, на наш взгляд, нужно проштудировать не менее 5 научных работ.

Реферат как жанр научной литературы обладает следующими признаками:

1) смысловая адекватность первоисточнику;

2) максимальная полнота и точность изложения содержания при небольшом объеме полученного вторичного текста;

3) объективность в передаче содержания первоисточника. Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки освещаемой им информации;

4) авторизованность в передаче информации. Студент раскрывает содержание первоисточников со своей точки зрения на последовательность действий автора (авторов). Например:

- Автор обращает внимание на …

- Автор отмечает тот факт ..

- Наконец, автор приходит к выводу …

Постоянная, устойчивая структура любого реферата требует выделения трёх частей: введение, основной части и заключения.

Во введении, как правило, называется тема, которой посвящен реферируемый источник (источники), дается краткая характеристика первоисточников (что они собой представляют – исследование, монографию, учебник, критический обзор); раскрываются цель и задачи автора (авторов) реферируемого текста; выделяется проблема или круг проблем, рассматриваемых авторами.

В основной части кратко, но полно передается содержание исходных текстов. Материал излагается по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Указываются пути и методы ее решения, а также достигнутые результаты (успехи). Обязательно отмечается наличие разных точек зрения на проблему.

Материал основной части структурируется в смысловые блоки (главы, параграфы, абзацы). Каждый крупный блок должен быть озаглавлен.

Все термины, употребленные в реферате, обязательно разъясняются в специальных сносках или в самом тексте.

В заключении учащийся делает собственные выводы об актуальности поднятой проблемы, научной ценности данного произведения (произведений), о перспективах развития исследования, своем согласии или несогласии с позицией автора работы. Возможны указания на форму и стиль изложения материала, язык произведения, а также на то, кому могут быть интересны эти книги или статьи. Заключение должно быть чётким, кратким, вытекающим из содержания основной части.

Реферат имеет следующую структуру: титульный лист, план работы (оглавление), введение, основную часть, заключение и список реферируемой литературы.

Объём реферата жёстко не регламентируется, поскольку он зависит как от содержания анализируемых книг, так и от их количества. Однако, он не должен быть более 20 машинописных листов. По рекомендациям Министерства образования РФ, объем реферата “ не должен превышать объёма обычной ученической тетради в 12 листов”.

Реферат должен быть выдержан в научном стиле, ведущими чертами которого являются точность, логичность, доказательность, беспристрастное изложение материала, минимум образно-экспрессивных средств, а также особые клише, то есть лексико-синтаксические конструкции, регулярно встречающиеся в научных текстах.

Требования к оформлению реферата

Работа выполняется на компьютере (гарнитура TimesNewRoman, шрифт 14) через 1,5 интервала с полями: верхнее, нижнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Отступ первой строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные (шрифт 12), их нумерация должна быть сквозной по всему тексту реферата.

Нумерация страниц должна быть сквозной (номер не ставится на титульном листе, но в общем количестве страниц учитывается).

Таблицы и рисунки встраиваются в текст работы, их нумерация должна быть сквозной по всему реферату. Они все должны иметь название и в самом тексте реферата на них должна быть ссылка. (Например:Как следует из таблицы 1 общая численность безработных в первое десятиление XXI века в разрезе ряда европейских стран резко увеличивалась).

После названия таблицы и рисунка точка не ставится.

Реферат - оформляется письменно.

Регламент времени на озвучивание сообщения – 7-10 минут.

3.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Подготовка мультимедийных презентаций:

При создании мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:

  • Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы).
  • При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации вашими слушателями. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.
  • Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.
  • В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще.
  • Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте при размещении графики и создании спецэффектов.
  • Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться "затолкать" в один слайд слишком много информации.
  • Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечения  внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.

Мультимедийная презентация должна обладать следующими качествами:

  • Удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации.
  • Использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и  Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.).
  • Каждый слайд презентации должен иметь заголовок.
  • Ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.
  • Доступность - быстрая загрузка, без усложнения эффектами.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера.

Шрифты рекомендуется использовать стандартные - Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт TimesNewRoman, заголовок слайда – Arial.

Целесообразно применение различных маркеров   и др.) для выделения элементов текста (маркированные списки). Например:

  • Текст1
  • Текст2
  • Текст3
  • Текст4

Рекомендуется использование цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.

Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.

Образец оформления презентации:

  • Организация полностью (шрифт 14pt, TimesNewRoman, курсив, без переносов, выравнивание по центру)
  • НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ (ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ, ШРИФТ 14pt, TimesNewRoman, ПОЛУЖИРНЫЙ, БЕЗ ПЕРЕНОСОВ, ВЫРАВНИВАНИЕ ПО ЦЕНТРУ)
  • И.О. Фамилия (шрифт 14pt, TimesNewRoman, курсив, полужирный, без переносов, выравнивание по левому краю)
  • Номер группы (шрифт 14pt, TimesNewRoman, курсив, полужирный, без переносов, выравнивание по левому краю)

  • Работа выполняется в MS PowerPoint.

  • Объем презентации не менее 10-ти слайдов.

  • Требования к оформлению текста:

шрифт Times New Roman, высота 14pt;

межстрочное расстояние - одинарное;

выравнивание по ширине

  • Требования к рисункам:

толщина линий на рисунках и таблицах не менее 1pt;

рисунки черно-белые и цветные;

размер текста на рисунках не менее 11pt;

рисунки, набранные средствами Word, нужно сгруппировать.

  • Требования к подрисуночным надписям:

Образец:

Рис. 1. Схема архитектуры ПК
(шрифт 12pt, TimesNewRoman, курсив, выравнивание по центру, без переносов и красной строки)

  • Требования к списку литературы:

Список литературы приводится на последнем слайде, каждое из наименований оформляется под номером и с новой строки.

Образец:

Список литературы (шрифт 14pt, выравнивание по центру)

1. Иванов И. И. Наука и производство. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2007. – 204 с.
2. Матвиенко В. Д. Экономические институты и динамика российской экономики [Электронный ресурс] // URL: http://www.journal. leontief.net/rus/2006/Matv.html (дата обращения: 10.01.2008).

  • Варианты сдачи презентации:
  1. Электронный вариант на магнитном носителе.
  2. Электронный вариант на электронную почту руководителя.

4.

ДОКЛАД

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА

Доклад – это официальное сообщение, посвященное заданной теме, которое может содержать описание состояния дел в какой-либо сфере деятельности или ситуации; взгляд автора на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути решения проблемы. Доклад может быть как письменным, так и устным.

Доклад по теме реферата должен сразу планироваться как устное выступление и соответствовать некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст обязан быть правильно построен и оформлен, грамотно написан и удовлетворительно раскрывать тему содержания, то для устного сообщения этого мало. Устное выступление должно хорошо восприниматься на слух, то есть быть интересно поданным для аудитории. Для представления устного доклада полезно составить тезисы – опорные пункты выступления докладчика (обоснование актуальности, описание сути работы, выводы), ключевые слова, которые помогают логически стройному изложению темы, схемы, таблицы и т.п. Во время выступления можно опираться на пояснительные материалы, представленные в виде слайдов, таблиц и пр., которые относятся к рассматриваемой теме. Это поможет не только вам ярко и четко изложить материал, но и слушателям наглядно представить и понять проблему, о которой идет речь в докладе.

Как правило, структура доклада выглядит следующим образом:

1. Введение:

– указывается тема и цель доклада;

– обозначается проблемное поле и вводятся основные термины доклада, а также тематические разделы содержания доклада;

– намечаются методы решения представленной в докладе проблемы и предполагаемые результаты.

2. Основное содержание доклада:

– последовательно раскрываются тематические разделы доклада.

3. Заключение:

– приводятся основные результаты и суждения автора по поводу путей возможного решения рассмотренной проблемы, которые могут быть оформлены в виде рекомендаций.

Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления: не более 7 минут.

К оформлению письменных работ

Для написания самостоятельной работы лучше использовать листы писчей бумаги стандартного формата А-4. Текст следует писать на одной стороне листа, который должен иметь поля: 3 см с левой стороны, 1 см с правой стороны, а верхнее и нижнее поля по 2 см (это придает работе аккуратный вид и удобно при сшивании листов). Текст работы может быть написан от руки или отпечатан. Все фотографии, рисунки, схемы, карты (если они необходимы и дополняют текст) выполняет сам автор.

Не следует использовать при оформлении работы иллюстрации, вырезанные из книг, журналов, открытки, марки и др. Не должно быть украшательств. Это считается признаком «дурного тона» и не допускается в научных работах любого уровня. Работа должна быть сброшюрована или переплетена. Возможно выделение текста более жирным шрифтом. Нумерация идет с цифры 2.

В начале работы должно быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.

В конце работы обязательно следует привести список информационных ресурсов.

Требования к оформлению докладов, сообщений:

· (MicrosoftWord) не более 5-ти страниц (для доклада) и 3-х страниц машинописного текста (для сообщений) на листах формата А4, через 1,5 интервал; красная строка – 1,0; страницы нумеруются по центру снизу.

· рисунки и таблицы располагаются в тексте произвольным образом;

· поля страницы: левое – 2,0 см, правое – 1.5 см, нижнее – 1,5 см, верхнее – 1.5 см;

· название организации - шрифт TimesNewRoman, 14, обычный, по центру;

· название дисциплины - шрифт TimesNewRoman, 14, обычный, по центру;

· название доклада (сообщения) - шрифт TimesNewRoman, 14, жирный, по центру на отдельной странице с указанием учебного заведения;

· авторы - шрифт TimesNewRoman, 14 обычный, по правому краю;

· руководитель - шрифт TimesNewRoman, 14, обычный, по правому краю;

· текст доклада (сообщения) - шрифт TimesNewRoman, 12- 14, по ширине;

· подзаголовки - TimesNewRoman, 14, жирный, по центру.

5.

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОРАБОТКА КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ, УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алгоритмы выполнения :

1.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы

 и источников.

2.Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, формулы.

3.Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендуемой литературе.

4.Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов.

5.Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.

6.Проведите самоконтроль.

6.

ПОДГОТОВКА

 К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Алгоритмы выполнения :

1.Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.

Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе практического занятия. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.

Изучите рекомендации к практической работе.

Прочитайте лекционный материал по теме занятия в конспекте.

Прочитайте материал  по теме практического занятия в рекомендованных источниках.

Ответьте на контрольные вопросы.

Выпишите формулы, необходимую информацию в справочной литературе.

Сделайте заготовку отчета.

 Повторите правила организации и охраны труда при выполнении данной практической работы.

7.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

В ИНТЕРНЕТЕ

Внимательно изучите тему и формулировку задания. Выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти.

Правильно будет дать запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой.

Откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными машинами (Яндекс и др.).

Введите запрос  и проверьте орфографию запроса.

Выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку.

Изучите несколько документов, соответствующие запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию.

Заполните форму отчета.

Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы дать ссылку на авторство в своем отчете.

3. Задания и критерии оценки для внеаудиторной работы обучающихся

Задания для внеаудиторной работы обучающихся (варианты, образцы выполнения).

(по видам)

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ №1

Раздел 1 Приготовление бульонов, отваров, супов в соответствии с технологическим процессом

Тема 1.1. Организация технологического процесса для приготовления первых блюд

     

Цель задания: Закрепление знаний  по классификации, развитие мыслительной деятельности, способностей сравнивания, развитие креативности мышления.

   

 Задание1. Заполните  таблицу классификации супов.

Задание 2. Написание реферата по заданной тематике.

Задание 3.Вопросы для самоконтроля.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Используя учебную литературу и электронные ресурсы, заполните таблицу:

Наименование супов

Температура подачи

Способ приготовления

Жидкая основа

Заправочные

Прозрачные

Пюреобразные

Молочные

Сладкие  

Холодные

Критерии и показатели, используемые при оценивании данного задания

Критерии

Показатели

1. Степень заполнения таблицы и правильность ответов на поставленные вопросы                 

Макс. - 10 баллов


- полнота  раскрытия вопросов;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

2. Оригинальность и целостность выполнения  задания     Макс. - 10 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по вопросам;
- привлечение новейших работ по дизайну и оформлению  творческого задания (журнальные публикации, интернет-ресурсов и т.д.).

3. Соблюдение требований к оформлению    таблицы           Макс. - 5 баллов

- правильное оформление;
- грамотность и культура изложения;                                     7
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы

4. Грамотность 

Макс. - 5 баллов

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

 

Конвертация полученных баллов в оценку

• 27 -- 30  баллов – «отлично»;

• 26 – 22 баллов – «хорошо»;

• 21 – 17 баллов – «удовлетворительно»;

• менее 17 балла – «неудовлетворительно»

2. Написание реферата

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая учащимися. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм слева и 15 мм справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

 Структура реферата:

Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение)

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из  параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части.

Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература.

 Оценивание реферата

Знания и умения на уровне требований стандарта  дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

                                                                                                                        8

Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. - 10 баллов


- новизна и самостоятельность в рассмотрении темы, 
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 20 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий, определений;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 5 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. -5 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность 

Макс. - 5 баллов

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;

Оценивание реферата

Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

• 42 – 45 баллов – «отлично»;

• 41– 37 баллов – «хорошо»;

• 36– 30 баллов – «удовлетворительно;

• мене 30 балла – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

Темы рефератов

История происхождения  супов.

Супы – восхитительный аромат, насыщенный вкус и изумительный цвет.

История происхождения  борщей.

Русские щи.                                                                                                    9

             История происхождения  солянок.

          История происхождения  бульонов.

             Что подать «на первое».

             Бульон глазами химика.

        

Примерное содержание реферата

Введение

 Значение холодных блюд и закусок в питании

1 – 2 страницы

Характеристика темы

 История происхождения блюд или историческая справка о рецептах и меню того времени

3 – 4 страницы

Правила приготовления супов

Основные принципы и правила приготовления супов.  Новые тенденции в оформлении супов.

2 страницы

Рецептуры

Составление технологических карт с указанием технологии приготовления и требований к качеству

2 – 3 страницы

Современные рецепты данных видов супов

Что изменилось в технологии приготовления.

2 страницы

Пищевая ценность блюда

 Какие основные питательные вещества содержатся и их значение для организма человека

3 страницы

Заключение

главные выводы, и итоги из текста основной части.

1 страница

Библиография

В соответствии с алфавитом

1 страница

Приложение

Фотографии, схемы блюд

Данное задание выполняется при  изучении учебной литературы, нормативной, используя записи в конспекте, электронное учебное пособие, ресурсы сети Интернет.

         

Вопросы для самоконтроля:

        1.Каково значение супов в питание?

        2. Какова пищевая ценность первых блюд?

2.Из каких двух частей состоят супы?

3.По каким признакам определяется степень готовности и качество супов?

4. Назовите правила санитарии и гигиены, техники безопасности при работе в горячем цехе?

Критерии оценивания задания

п/п

Ф.И. обучающегося

Вопросы для самоконтроля

Итого

1-5б.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Перевод баллов в оценку:

14 – 15 баллов – «отлично»

12 – 13 баллов – «хорошо»

9 – 11 баллов – «удовлетворительно)

Рекомендуемая литература:

  1. Анфимова, Н.А. Кулинария: учебник / Н.А. Анфимова,  Л.Л.Татарская. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
  2. Домарецкий, В.А. Технология продуктов общественного питания: учебное пособие / В.А. Домарецкий. – М. : ФОРУМ, 2008. – 400 с.
  3. Елхина, В.Д. Механическое оборудование предприятий общественного питания: учебное пособие: справочник / В.Д. Елхина. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
  4. Зобов, А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятия общественного питания / А.И. Зобов, В.А. Циганко. – М. : «И. К. Ц.», «ЛАДА», «Арий», 2006. – 680 с.
  5. Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник / З.П. Матюхина, Э.П. Королькова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

      7.Харченко, Н. Э. Технология приготовления пищи.  Практикум:   учебное пособие / Н.  Э. Харченко. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 296 с.

Интернет-ресурсы:

  1.  Сайт журнала «Гастроном»  http://www.gastronom.ru
  2. Стандарты из классификатора государственных стандартов из разделов для пищевой промышленностиhttp://www.dbfood.ru/

Форма отчетности: таблица оформляется в рабочих тетрадях

ЗАДАНИЕ

 ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ№2

Раздел 1.Приготовление бульонов, отваров, супов в соответствии с технологическим процессом.

 Тема 1.2. Бульоны, отвары

Цель задания: Ознакомление с историей происхождения бульонов, отваров,  изучение рецептур, особенностей приготовления и отпуска  бульонов, отваров. Активизация мыслительной деятельности, развитие у обучающихся коммуникативных качеств, развития навыков в сети Интернет.

          Задание 1. Заполните таблицу:  разновидности бульонов, сырье, продолжительность варки.

Задание 2. Ответить на вопросы электронного тестового задания по теме «Бульоны,    отвары»  

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Составление схем технологического процесса приготовления бульонов, отваров.

Задание выполняется в соответствии с учебной литературой (смотреть приложения)

Заполните таблицу:  разновидности бульонов, используемое сырье, продолжительность варки.

   

Используя учебную литературу и электронные ресурсы, заполните таблицу:

Вид бульона

Сырьё

Продолжительность варки

Костный

Мясо - костный

Бульон из птицы

Рыбный

Грибной отвар

 

Ответить на вопросы электронного тестового задания по теме «Бульоны, отвары»  

Данное  задание можно выполнить двумя способами:

  1. Электронный ТЕСТ можно пройти, используя предложенное  преподавателем Электронное  учебное пособие «Молочные супы». В разделе «тесты» выбрать соответствующую тему, зарегистрироваться. Пройти тест.                       12
  2. При наличии у Вас выхода в Интернет  можно пройти ТЕСТ на сайте преподавателя. В этом  случае тест можно пройти в двух режимах: подготовка (самоконтроль) и экзамен (результаты вашего теста получит преподаватель по электронной почте).

Какие вопросы вызывают наибольшее затруднение?

При необходимости запишите в тетрадь непонятные  вопросы для консультации с преподавателем.

Критерии оценивания задания

п/п

Ф.И. обучающегося

Заполнение таблицы

Итого

1-5б

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Перевод баллов в оценку:

14 – 15 баллов – «отлично»

12 – 13 баллов – «хорошо»

9 – 11 баллов – «удовлетворительно) 

Рекомендуемая литература

1 Анфимова, Н.А. Кулинария: учебник / Н.А. Анфимова,  Л.Л.Татарская. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

 2.Домарецкий, В.А. Технология продуктов общественного питания: учебное пособие / В.А. Домарецкий. – М. : ФОРУМ, 2008. – 400 с.

 3.Елхина, В.Д. Механическое оборудование предприятий общественного питания: учебное пособие: справочник / В.Д. Елхина. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

 4.Зобов, А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятия общественного питания / А.И. Зобов, В.А. Циганко. – М. : «И. К. Ц.», «ЛАДА», «Арий», 2006. – 680 с.

  1. Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник / З.П.                 13
  2. Матюхина, Э.П.13
  3. Королькова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

      6.Харченко, Н. Э. Технология приготовления пищи.  Практикум:   учебное пособие / Н.  Э. Харченко. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 296 с.

Интернет-ресурсы:

      7. Сайт журнала «Гастроном»  http://www.gastronom.ru

      8.Стандарты из классификатора государственных стандартов из разделов для пищевой промышленностиhttp://www.dbfood.ru/

Форма отчетности: технологическая схема составляется в рабочих тетрадях, устно анализ работы с тестовым заданием по теме «Бульоны, отвары»

                                                                         

ЗАДАНИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ№3

Раздел 1.  Приготовление бульонов, отваров, супов в соответствии с технологическим процессом.

     

Тема 1.3. Заправочные супы

Цель задания: Изучение расчета сырья,  умение рассчитывать сырье для заданного количества порций, с учетом сезонности, совместимости, взаимозаменяемости продуктов при приготовления заправочных супов.

Задание 1.Составление технологической схемы.

Задание 2. Произвести  количество продуктов для приготовления супов.

Рассчитать количество сырья, необходимое для приготовления  110 порций рассольника ленинградского в октябре.

Задание 3. Вопросы для самоконтроля.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Составление  технологических схем на приготовление заправочных супов: щей по –уральски, рассольника ленинградского, борща московского (пример технологической схемы в приложении).

Решение  задач по теме «Расчет количества продуктов для приготовления супов»

Рассчитать количество сырья, необходимое для приготовления 50 порций борща украинского в январе.

Образец решения задачи на расчет массы брутто

Находим нужную рецептуру (№ 116) и заполняем таблицу по указанной методике

№ п/п

Наименование продуктов

Масса брутто на 2 порции, г

Масса нетто на 2 порции, г

Масса нетто на 50 порций, кг

% отходов (январь)

Масса брутто на 50 порций, кг

1

Свекла

120

3

25

4               14

2

 Капуста свежая

100

2,5

3

Картофель

160

4

35

6,15

4

 Морковь

 

40

1

25

1,33

5

Петрушка корень

21

0,53

6

Лук репчатый

36

0,9

7

Чеснок

4

0,1

8

Томатное пюре

30

0,75

9

Мука пшеничная

6

0,15

10

Шпик

10,4

0,26

11

Кулинарный жир

20

0,5

12

Сахар

10

0,25

13

Уксус 3%

10

0,25

14

Перец сладкий

27

0,68

Пояснения:

количество отходов свеклы составляет  в январе 25%;

количество картофеля составляет  в январе 35%;

 количество моркови  в январе 25%.

Ниже приведены варианты заданий:

1) Рассчитать количество сырья, необходимое для приготовления  110 порций рассольника ленинградского в октябре.

2) Рассчитать количество сырья, необходимое для приготовления  150  порций щей по – уральски в ноябре.

Данное задание выполняется при  изучении учебной литературы, нормативной, используя записи в конспекте, электронное учебное пособие, ресурсы сети Интернет.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие супы называют заправочными?

2.Что является характерной особенностью заправочных супов?

3.Для чего томатное пюре пассеруют  с жиром?                                           15

4.Какие виды пассерования муки знаете вы?

  5. Как подготовить свеклу для приготовления борща украинского?

  6. В чем особенность приготовления борща украинского?

  7. С чем падают борщ украинский?

  8.Чем отличается борщ московский от борща сибирского?

   9.Какова температура подачи супов, оформление, сроки хранения, реализация?

   

 Критерии оценивания задания

п/п

Ф.И. обучающегося

Составление технологической схемы

Решение задач

Вопросы для самоконтроля

Итого

1-5б.

1-5б.

1-5б.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Перевод баллов в оценку:

14 – 15 баллов – «отлично»

12 – 13 баллов – «хорошо»

9 – 11 баллов – «удовлетворительно»

Рекомендуемая литература:

 1 Анфимова, Н.А. Кулинария: учебник / Н.А. Анфимова,  Л.Л.Татарская. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

 2.Домарецкий, В.А. Технология продуктов общественного питания: учебное пособие / В.А. Домарецкий. – М. : ФОРУМ, 2008. – 400 с.

 3.Елхина, В.Д. Механическое оборудование предприятий общественного питания: учебное пособие: справочник / В.Д. Елхина. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

 4.Зобов, А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятия общественного питания / А.И. Зобов, В.А. Циганко. – М. : «И. К. Ц.», «ЛАДА», «Арий», 2006. – 680 с.                                                                                                      16

  1. Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник / З.П. Матюхина, Э.П. Королькова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

      6.Харченко, Н. Э. Технология приготовления пищи.  Практикум:   учебное пособие / Н.  Э. Харченко. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 296 с.

Интернет-ресурсы:

      7. Сайт журнала «Гастроном»  http://www.gastronom.ru

      8.Стандарты из классификатора государственных стандартов из разделов для пищевой промышленностиhttp://www.dbfood.ru/

Форма отчетности: задача оформляется в рабочих тетрадях, устно опрос-анализ работы с тестовым заданием. Компьютерное тестирование, электронные системы самоконтроля, использование средств Интернет – коммуникаций (электронная почта)

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-игры по теме: "Обобщение по теме технология приготовления супов"

Урок предназначен для профессии СПО "повар, кондитер" по МДК.03.01. Технология приготовления супов и соусов ПМ.03.Приготовление супов и соусов. Составлен урок в форме деловой игры с применением электр...

Рабочая тетрадь по МДК 03.01. «Технология приготовления супов и соусов».

Рабочая тетрадь является дополнительной частью комплекта контрольно-оценочных средств  по изучению  теоретической  части МДК 03.01. «Технология приготовления супов и соусов».Рабочая тет...

Контрольная работа по МДК 03.01 Технология приготовления супов и соусов

Контрорльная работа по МДК 03.01. Технология приготовления супов и соусов для профессии "Повар, кондитер". Составлена для итоговой проверки знаний обучающихся....

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ МДК.03.01.Технология приготовления супов и соусов

Методические рекомендации для выполнения лабораторных работ разработаны для обучающихся по профессии 19.01.17 Повар, кондитер, а также в помощь преподавателям...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 3 Приготовление супов и соусов

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 3 "Приготовление супов и соусов" основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии  НПО...