"Основные пути формирования профессиональных интересов обучающихся в учебной и воспитательной работе"
методическая разработка

Татьяна Олеговна Вульф

В настоящее время исследование профессиональных интересов играет очень важную роль, т.к. появляется множество разнообразных профессий, да и требования к существующим кардинально изменились. Учащимся старших классов становится труднее определить свою будущую профессию. Многие старшеклассники не знают куда им поступать, где им будет комфортнее и престижнее получать профессию и работать.Зачастую, уже поступив в профессиональное учебное заведение, обучающиеся о будущей профессии имеют весьма туманные и поверхностные представления. Профессиональный интерес занимает значительное место в профессиональном становлении будущего специалиста, поэтому необходима активная и систематическаяработа по развитию профессиональных интересов обучающихся, которая должна строиться  с учетом современных экономических условий, нового социальног опыта, складывающейся общественной атмосферы, представлений, установок, ценностных ориентаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время исследование профессиональных интересов играет очень важную роль, так как появляется множество разнообразных профессий и учащимся старших классов становится труднее определить свою будущую профессию. Многие старшеклассники не знают, куда им поступать, где им будет комфортнее и престижнее работать. Зачастую, уже поступив в профессиональное учебное заведение, обучающиеся о будущей профессии имеют весьма туманные и поверхностные представления.

Также стоит отметить и материальную сторону в выборе профессии. Большинство учащихся стремятся выбрать престижное и перспективное место работы, отталкиваясь от этого, старшеклассники выбирают себе круг интересов подходящих под эту профессию.  К сожалению, сейчас мало тех, кто желал бы «работать руками», считая рабочие профессии не престижными. Учащиеся старших классов ориентируются на название профессии, не знают, что творческое начало и удовлетворенность может присутствовать в любой, даже самой монотонной работе, совершаемой осмысленно и целенаправленно. Профессиональный интерес занимает значительное место в профессиональном становлении будущего специалиста, поэтому необходима активная и систематическая работа по развитию профессиональных интересов учащихся, которая должна строиться с учетом современных экономических условий, нового социального опыта, складывающейся общественной атмосферы, представлений, установок, ценностных ориентации.

Система управления процессом формирования профессионального интереса включает в себя цель, содержание, задачи, формы и методы управления. Педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:  исходный уровень интереса к выбранной профессии;

  мотивы выбора своей профессии;

  индивидуальные особенности студентов и студенческой группы;

  психолого-педагогические условия формирования профессионального интереса;

 индивидуальные особенности педагога.

К психолого-педагогическим условиям формирования профессионального интереса относятся следующие:

- готовность участников образовательного процесса к совместной деятельности;

- уровень материально-технической базы СУЗа;

- наличие диалогового общения в системе «педагог – студент»;

- создание условий для установления обратной связи через систему «студент – педагог» и корректировку деятельности педагога по формированию профессионального интереса.

Цель профессионального образования – научить человека профессии. Профессия это не только возможность занятости, но и творческая, всесторонняя реализация личности. Отсюда вытекает, что цель профессионального образования – помочь человеку правильно выбрать профессию в соответствие с его склонностями и возможностями, воспитать профессионала, способного приносить пользу обществу. Цель профессионального образования последовательно достигается на всех этапах получения профессионального образования. И начальные навыки профессионального образования, постановка цели, происходит в школе.

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Изменилась общая логика развития производственной деятельности и это касается всех видов труда - от самого простого физического до сложного умственного: и традиционно привилегированного труда технического интеллигента, и труда квалифицированного рабочего.

Важнейшая задача при обучении в системе СПО – сформировать человека, который не может жить без серьёзного дела, ищет его, находит своё счастье в профессиональном творческом труде. Этой задаче должны быть подчинены постановка и подготовки учащихся по профессии, и организация работы в мастерских, и проведение производственной практики. На это должна быть нацелена вся воспитательная работа в группе.

Под профессиональным интересом понимаются устойчивая социально-психологическая ориентация личности на определенный вид трудовой деятельности, которая проявляется в осознанном, эмоционально - волевом, положительном отношении к избранной профессии. А такое отношение личности к профессии выступает в диалектическом единстве и является важнейшим стимулом трудовой деятельности. Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, возбуждает и аккумулирует энергию работника, делает трудовую деятельность привлекательной и внутренне необходимой для личности. Осознанный профессиональный интерес является гарантией добросовестного труда, в котором сливаются мотивы и цели трудовой деятельности. В конечном счете, он способствует формированию добросовестного отношения к труду. Поэтому формирование у учащихся устойчивого интереса к избранной профессии, готовности работать после окончания училища по избранной профессии одно из важных направлений педагогического процесса. Профессиональный интерес выступает как один из глубоких внутренних мотивов трудовой деятельности. Он непосредственно влияет на успешность овладения специальностью. Несомненно, и то, что в закреплении молодых рабочих в селе, в их профессиональной устойчивости наряду с созданием хороших условий труда и быта важную стабилизирующую роль играет интерес к избранной профессии.

История Санкт-Петербургского Колледжа отраслевых технологий "Краснодеревец"  началась в 1946 году. В трудные послевоенные годы страна испытывала острую нехватку квалифицированных специалистов в мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Тогда школа фабрично-заводского обучения (ФЗО) № 21 при одном из Ленинградских мебельных предприятий была преобразована в ремесленное училище № 10. Первый набор в училище насчитывал 150 человек. Это были подростки, потерявшие родителей в Великой Отечественной войне, для которых училище стало вторым домом. В 1948 году состоялся первый выпуск, и 12 предприятий деревообрабатывающей промышленности получили хорошо обученных специалистов-столяров. Со временем специальность усложнялась, увеличился срок обучения, в учебные планы вводились новые предметы специально-художественного цикла: основы композиции, рисунок, мозаика, техническая акварель, резьба по дереву, конструирование мебели и др. В результате мастерство учащихся совершенствовалось, и они начали создавать настоящие произведения искусства, которые были отмечены дипломами и медалями на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом. Для самых достойных работ был создан «Музей мебели». Он существует в Колледже до сих пор и ежегодно пополняется новыми работами выпускников-краснодеревщиков. В 1976 году Профессиональное училище № 111 переехало в здание на ул. Ушинского, д.16, где и находится по настоящее время. В 1997 году оно получило звание Профессионального лицея «Краснодеревец» Санкт-Петербурга, которое успешно подтвердило в 2005-2006 и 2010-2011 учебных годах. С 1 января 2010 года к Профессиональному Лицею "Краснодеревец" присоединены два заведения из системы начального профессионального образования: бывшие ГОУ НПО Профессиональное училище № 29 и ГОУ НПО Профессиональное училище № 8. Обучение осуществлялось на трёх площадках, расширился спектр образовательных услуг, выросло предложение предлагаемых профессий и квалификаций. В 2013 году учебному заведению был присвоен статус колледжа. Сейчас срок полного обучения  составляет, в основном, 2 года 5 месяцев (на базе 9 классов) или 10 месяцев (на базе 11 классов), и по окончании выпускники получают 3-ий или 4-ый (повышенный) разряд. В настоящее время Санкт-Петербургский "Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец" один из немногих в городе готовит квалифицированных специалистов для мебельной промышленности. Многие из мастеров производственного обучения - наши выпускники, большинство педагогических работников лицея имеет высшую квалификационную категорию. Выпускники Колледжа высоко востребованы на предприятиях мебельной и деревообрабатывающей промышленности Санкт-Петербурга. Обучающиеся проходят производственную практику и трудоустраиваются после выпуска на таких современных предприятиях Санкт-Петербурга как «Севзапмебель», «Первая мебельная фабрика», «Балтмедмебель» и др. Способные выпускники организуют собственные мебельные и строительные предприятия. Некоторые из них продолжают обучение в высших учебных заведениях города: Лесотехнической академии, Педагогическом университете им. Герцена, Торговом институте, Северо-Западном Заочном Техническом университете и др. Но главное - они имеют в руках профессию, которая во все времена сможет их прокормить, т.к. человеку всегда свойственно заботиться о своем жилище и заниматься его благоустройством.

Глава 1. Основные компоненты теории профориентации.

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивная, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большой, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентации молодежи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально- технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и современное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социального - экономического прогноза.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Понятие профориентация – это не только ориентация школьников на те или иные профессии, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в момент профессионального самоопределения. 

Таким образом, профориентационную деятельность следует определять как деятельность по одготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно собщественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.

Основными задачами работы являются:

1. Изучение теории профориентации, включающее в себя рассмотрение объектов и принципов профориентации.

2. Изучение методологии, используемой в профориентационной работе.

3. Рассмотрение способов планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся.

4. Оценка деятельности по решению проблем, связанных с социально-профессиональной адаптацией молодежи. 

Методология профориентации

Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профориентационного самоопределение и совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии

  • Диагностическая концепция основана на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Здесь широко использовались тесты.
  • Дифференцированный подход к проведению профориентационной работы с учащимися предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а, следовательно, и более эффективно.
  • Социально-профессиональной ориентации объясняет обусловленность выбора профессии не только ориентацией на ту или иную профессию, но и направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью, избираемой для этого профессии. Таким образом, если профессиональная ориентация определяется как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, то социально-профессиональную ориентацию можно также кратко определить как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию;

2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;

3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов;

4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности;

5. Социально-профессиональная адаптация;

6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы - это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д. В нашем колледже профориентационная работа ведется по следующим направлениям:

- ежегодное посещение СОШ для проведения уроков профориентации в 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классах, с демонстрацией презентации, видеороликов о колледже; бесед с родителями старшеклассников, решивших поступать в профессиональное образовательное учреждение; раздача рекламных ознакомительных буклетов о колледже с указанием дат проведения дней открытых дверей, перечня профессий, которые можно получить на базе ОУ.

Основные направления работы с родителями школьников следующие:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации молодежи — родительские собрания, лекции, лектории, беседы, конференции;
  • активное привлечение родителей к организации и проведению в школе мероприятий по профориентации учащихся (бесед, встреч с передовиками производства, профинформационных экскурсий, диспутов);
  • индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации школьников.

Одной из самых распространенных форм профориентационной работы с родителями является беседа. По содержанию все беседы этой тематики можно разделить на три цикла.

Первый цикл - включает общие вопросы профориентации,

второй — проблемы, связанные с изучением личности ребенка,

третий — вопросы по трудоустройству и профессиональной адаптации молодого рабочего.

- ежегодное проведение дней открытых дверей в колледже с организацией экскурсий по ОУ, мастер-классов в учебно-производственных мастерских, консультаций преподавателей, мастеров производственного обучения, психолога и сотрудников приемной комиссии.

- систематическое участие в проведении городских и районных ярмарок профессий с демонстрацией работ обучающихся колледжа и проведением мастер-классов по различным специальностям.

- организация рекламы о предстоящем наборе абитуриентов в метро и СМИ.

Для успешного достижения целей профориентационной работы необходимо разъяснять старшеклассникам такие понятия, как:

Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в научно - техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

Условия работы и требования профессии к человеку: Санитарно - гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия; влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия; организация труда, система оплаты, отпуск.

Система подготовки к профессии: Пути получении профессии, связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.

Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной работе с молодежью, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.

Глава 2. Формирование профессионального интереса в процессе обучения.

При рассмотрении наиболее эффективных методов и средств формирования интереса к профессии у учащихся в процессе производственного и теоретического обучения целесообразно исходить в следующих положений:

- При педагогически правильной организации учебного процесса интерес учащихся к избранной профессии, вызывает у них удовлетворение выбором. Что в свою очередь непосредственно отражается на успешном овладении профессией.

Расширение профессионального кругозора формирует специфическое чувство «профессиональное потребности», удовлетворения которого способствует самоутверждению, укреплению уверенности в том, что избранная профессия имеет большое социальное значение.

Теоретическое обучение должно вызывать у учащихся потребность в практической реализации приобретаемых знаний, что связано с выработкой новых динамических стереотипов, развития новых критериев по отношению к учебе, к окружающим сверстникам и взрослым.

Побуждая интерес к знаниям мастер, преподаватель дают тем самым психологический импульс для укрепления профессионального интереса.

Известно, что формирование профессионального интереса протекает эффективно, если совершенная методика обучения сочетается с продуманной системой воспитания на основе комплексного подхода. Нельзя привить человеку устойчивый интерес к профессии, если не воспитывать его сознание, чувства, волю так, чтобы он ощутил себя связанным с профессией всем своим существом. Урок производственного обучения предоставляет широкие, и благоприятные возможности. Во - первых, при обучении профессии используется действующая техника, машины, оборудование; во - вторых, занятия в значительной степени индивидуализированы; в третьих - занятие состоит из нескольких уроков и поэтому не ограничено только учебным временем. Процесс формирования у учащихся профессионального интереса в ходе практического обучения включает в себя: воспитание любви к технике, бережного отношения к ней, развитие способности чувствовать технику, пони мать ее конструктивные особенности; раскрывать значимости и красоты труда; укрепление веры учащихся в свои силы и возможности; воспитание у них чувства профессиональной гордости и рабочей чести.

Характерной особенностью уроков производственного обучения, проводимых мастером, является целенаправленная учебно-производственная деятельность учащихся на протяжении всего занятия. Для этого мастер до мельчайших подробностей продумывает весь ход урока, разрабатывает план урока, готовит необходимые приспособления, проверяет комплектность и исправность технического оборудования для проведения занятия, определяет и конкретизирует деятельность обучающихся и свою на каждом этапе урока.

Понятное и доступное объяснение мастера производственного обучения, четкий показ приемов выполнения рабочих операций, посильность задания - все это позволяет обучающимся успешно овладеть специальными навыками и умениями, приобрести уверенность в собственных силах и возможностях. Это имеет важное значение для хорошего психологического и эмоционального состояния воспитанника.

Весьма ответственный этап в формировании профессионального интереса - переход учащихся от теоретического обучения к результативному труду, когда ему доверяют  самостоятельную работу на станках. Такой педагогический подход помогает мастеру, воспитывать интерес к профессии, опираясь на полученные учащимся знания и его возможности.

Развитие профессиональных навыков и умений на действующей технике, делает процесс овладения профессией притягательным для подавляющего большинства обучающихся. Элемент соревнования, при выполнении обучающимся упражнений или учебно-производственных заданий, педагогически разумно используемый мастером, вносит в практическую деятельность творческую радость, укрепляет и углубляет интерес к профессии. Обучающиеся с большим энтузиазмом выполняют все поручения и задания по техническому обслуживанию. Эффективно способствуют развитию интереса к профессии проведение смотров - конкурсов на звание «Лучший по профессии», состязания на лучшее проведение различных операций. Составной частью производственного обучения является производственная практика учащихся. В период производственной практики обучающиеся овладевают навыками овладения техникой, оборудованием, несут ответственность за результаты своего труда. Именно этот период является решающим этапом в формировании профессионального интереса у обучающихся.

Формирование у обучающихся устойчивого профессионального интереса представляется важным с нескольких сторон:

  • с воспитательной - интерес к профессии служит основной трудового воспитания,
  • с дидактической - интерес к профессии есть один из наиболее сильных мотивов учения;
  • с психологической - интерес к профессии вызывает моральное и эмоциональное удовлетворение учебно-производственной деятельностью;
  • социально - экономической - глубокий стабильный интерес к профессии повышает профессиональную устойчивость молодых рабочих - выпускников профессиональных ОУ.

2.1  Работа с новым контингентом учащихся.

Процесс профессионального самоопределения в ранней юности противоречив, сложен и динамичен. Вместе с тем ранний юношеский возраст - это пора активной деятельности. Для этого возраста характерна обостренная чувствительность на отношение к окружающим. В то же время подросток во многом строит свое поведение на основе самооценки и критического отношения к поступкам сверстников и взрослых. Стремление к самоутверждению себя как личности ради товарищей и взрослых - явление положительное и закономерное. 

Первые впечатления обучающегося - первокурсника имеют важное значение для дальнейшей его профессиональной ориентации, определяют самочувствие и позицию в новом коллективе, непосредственно сказываются на процессе формирования у него нового динамического стереотипа, взамен строго созданного на основе прошлого опыта. Начальный период адаптации связан с определенными трудностями: большая нагрузка, оказавшихся в незнакомой среде сверстников и взрослых, незнакомый технический язык первых занятий, неуверенность в себя, боязнь оказаться неспособным к избранной профессии, строгая регламентация жизненного уклада. Все это проявляется в своеобразном психическом состоянии, которое выражается в критическом отношении к новой обстановке, тоске по дому, тяге к уединению.

Беседы с обучающимися, письменные опрос большой группы первокурсников в течение ряда лет позволяет утверждать, что такое психическое состояние переживает подавляющая часть новичков.

Хорошие знания мастером индивидуальных особенностей своих воспитанников, их отношения к будущей профессии во многом определяет систему педагогической работы, направленную на быстрейшую адаптацию обучающихся к новым условиям жизни и учебы. Суть этой работы заключается в следующем:

  • с первых дней пребывания в колледже мастер и преподаватели выясняют жизненные устремления первокурсников;
  • каждый обучающийся слышит от мастера, преподавателя слова одобрения, поддержки, благодаря чему у него формируется уверенность в том, что он успешно справится со своими новыми обязанностями;
  • постоянное общение педагогов с обучающимися используется как важное средство создания здорового психологического климата в среде новичков;
  • вся система учебно-воспитательной работы направлена на создание социальной значимости избранной профессии, раскрытие профессиональной перспективы, воспитание у них чувства гордости за выбранное учебное заведение;
  • усилия мастера группы и классного руководителя концентрируется на формировании и сплочения коллектива, на создании в группе благоприятного микроклимата.

Первая индивидуальная беседа мастера с новичком - это начало становления личных взаимоотношений между ними. От его доброжелательности и искренности во многом зависит, как сложатся в дальнейшем эти отношения. Установившиеся связь воспитатель - воспитанник в ходе общения получает свое последующие развитие. Характер этой связи становиться важнейшим условием успехов или неудач мастера в работе с группой. В беседу включают, как правило, такие вопросы: каков состав семьи, где работают родители, что привлекает в профессии, чем любит заниматься в свободное от учёбы время, думает ли в будущем продолжать обучение, какие есть просьбы, и т.д. Очень значимым мероприятием  для поддержки обучающегося по выбранной профессии является  посещение предприятий города, где работают наши выпускники и проходят производственную практику обучающиеся 3 курса. Первокурсники могут побеседовать с руководителями и сотрудниками предприятия, узнать мнение старших товарищей о работе по данной профессии. После таких экскурсий обучающиеся, как правило, пишут восторженные отзывы и о мероприятии и о выбранной профессии.

 В первые месяцы учебы особое внимание должно быть уделено выработке у обучающихся навыков правильной организации учебно-производственного труда. Учитывать своеобразие этого периода значит, прежде всего, помогать обучающимся полнее раскрыть свои способности и творческие силы, проявить активность, самостоятельность, инициативу, стимулируя тем самым их идейно-нравственный и профессиональный рост.

Основу такого педагогического стимулирования составляют:

-уважение к личности обучающихся;

-доброжелательность, справедливость и тактичность;

-взаимопонимание и сотрудничество.

-педагогический оптимизм;

Разнообразие мотивов поступления в училище и выбора профессии требует от педагогов дифференцированного подхода к воспитанникам, особенно в начальном периоде обучения. Я всегда говорю о том, что ребята переходят на другой уровень взаимоотношений в колледже, который отличается от школьного. Здесь отношения строятся на уровне «старший товарищ – молодой специалист», где ответственность за поведение, получение образования во многом должно быть осознано самим обучающимся. Старшие товарищи обязуются дать качественные знания, а полностью получить их во многом зависит от самосознания и желания каждого конкретного обучающегося. Это не значит, что контроль за исполнением требований педагогического коллектива перекладывается на первокурсника, он, наверное, в колледже более глубокий. Но сознание собственной ответственности за пребывание в ОУ и обучение в нем у  большинства первокурсников значительно возрастает.

Квалифицированный анализ сделанной учащимся работы служит для него показателем его профессионального роста. Поэтому в воспитательных целях весьма важно, чтобы анализ был педагогически целенаправленным и доброжелательным. Деловой и тактичный разбор мастером работы учащегося вызывает у последнего реакцию на критические замечания в свой адрес, не озлобляет, а побуждает к настойчивому овладению производственными навыками и умениями. Проведение индивидуальных занятий, как известно, эффективно, когда мастер работает с двумя учащимися. Опытные мастера стараются так подбирать учащихся. Чтобы один из них, более сильный, активно интересовался профессией. При выполнении задания слабоуспевающий, как правило, ориентируется на сильного. Испытывая затруднения при выполнении рабочих приемов и операций, такие учащиеся стараются равняться по своему более сильному напарнику, прибегают в первую очередь к его помощи, чтобы не обнаружить своего неумения перед мастером. Таким образом, более слабые и менее интересующиеся делом учащиеся в ходе занятий подвергаются двойному влиянию: мастера и своего товарища.

Важным способом углубления профессионально - образовательных мотивов обучения в профессионально учебном заведении, имеющих положительную мотивацию обучающихся к учебной деятельности при поступлении в училище, так и не имеющих ее, является:

- развитие внутренней мотивации к профессии;

- формирование их трудовых навыков;

- оказание реальной помощи в профессиональном становлении.

При тестировании, в индивидуальных беседах с обучающимися определяются группы:

Обучаться профессии осознанно пришли ~ 56% обучающихся.

случайно* ~ 17%,

затрудняются с ответом* ~ 27%.

Сильное желание учиться испытывают только 13,7%;

отсутствует желание учиться* у 6,8% учащихся

не могут ответить на этот вопрос* 79.5%.

* указанные обучающиеся – основной контингент работы мастера производственного обучения при формировании профессиональных интересов обучающихся. У большинства подростков, выбравших данную профессию, в значительной мере деформированы смысловые основания профессионального выбора, а значит, отсутствуют или выражены крайне слабо показатели сформированности жизненных и профессиональных планов и, следовательно, уровень внутренней мотивации получить профессию. 

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности, когда обучающийся получает удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата. Характер учебной деятельности определятся внутренним мотивом, когда познавательная потребность встречается с предметом деятельности. Учащиеся НПО существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, а также разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Как-то один из учащихся на моем уроке сказал: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, учащемуся должно быть на уроке интересно. Надо иметь в виду, что «интерес» – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки «хочу – могу – выполняю с интересом – личностно значим каждому», то мы опять увидим, что в центре обучения стоит интерес. Сформировать интерес можно через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока и т. п. Интересно делать то, что требует напряжения, хотя в то же время и трудности должны быть посильными. Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию. Я всегда интересуюсь, почему молодой человек выбрал наше учебное заведение и данную профессию, ведь многим любовь к специальности приходит уже во время освоения навыков профессии, после знакомства с педагогическим коллективом, правилами и традициями колледжа. Понятия интерес и любовь к профессии имеет сложную структуру, которая складывается из мотивов выбора профессии (стойкий, глубокий интерес к ней), степени удовлетворенности профессией и показателей учебной и трудовой деятельности, отражающих желание получить глубокие знания по избранной специальности. Для воспитания у обучающихся интереса к профессии важно знать мотивы, влияющие на ее выбор, источники знакомства с профессией и связанные с ней планы на будущее. Что позволяет, по моему мнению, судить об отношении обучающихся к избранной профессии в момент поступления в колледж и активно воздействовать на профессиональные интересы будущих специалистов. Успех в воспитании у обучающегося интереса к профессии в значительной степени определяется тем, какой смысл приобретает учение для учащегося, какое место займут новые знания в его жизни, ибо для того, чтобы знания воспитывали, должно быть воспитано положительное отношение к самим знаниям. Другими словами, чтобы заинтересоваться каким-либо предметом или делом, надо понять, представить или хотя бы почувствовать значение этого дела для себя лично. Человек никогда не заинтересуется тем, что ему безразлично и не имеет к нему никакого отношения. Когда в процессе обучения обучающийся поднимается от уровня «надо сделать» до «хочу сделать», т. е. от понимания необходимости труда к желанию выполнять, создаются его наиболее благоприятные условия для успешного обучения и воспитания. Напротив, если у обучающегося нет жажды знания, то знаний и не будет. Фактор сознания значимости выбранной специальности и заключается в формировании у обучающегося убежденности в том, что овладение профессией является необходимым шагом на пути к достижению намеченной им личной общественно полезной цели. Наличие у обучающегося твердой убежденности в правильности сделанного выбора (избрал ту профессию, которая нужна) – основа возникновения устойчивого интереса к профессии. Интерес к профессии возрастает, когда мне как мастеру производственного обучения удается раскрыть перспективные пути, которые пролегают через овладение профессией, в результате чего обучающийся начинает воспринимать учебу в училище как шаг на пути к желанной цели.

При проведении мероприятий по раскрытию профессиональных перспектив я использую следующие методы:

1. Переход с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности обучающихся.

2. Мотивация познавательной деятельности (в итоге – либо интерес, либо устойчивое положительное отношение к профессии).

3. Организация творческих и самостоятельных работ.

4. Использование коллективных способов обучения.

5. Организация работы обучающихся с методической технической документацией (рабочими чертежами, описанием технологического процесса, техническим заданием, инструкциями и т.д.)

6. Организация помощи в деятельности обучающегося, проявление внимания к его деятельности.

7. Создание ситуации успеха.

8. Создание обстановки, вызывающей положительные эмоции.

9. Организация положительных эмоций в общении «мастер – учащийся – мастер».

10. Организация самоанализа собственной деятельности (рефлексия).

На моих уроках обучающиеся работают совместно с мастером, под руководством мастера и самостоятельно. Часть времени уделяю управлению процессом самостоятельной работы, которое осуществляется в процессе текущего инструктажа, когда каждому обучающемуся отводится примерно одинаковое время. В процессе этого инструктажа стараюсь подойти к каждому, помогаю, даю советы, если нужно – похвалю, подбодрю. Обойдя всех и убедившись, что все работают, перехожу к индивидуальной помощи, в ходе которой определяю степень самостоятельности обучающихся. Постепенно надобность в регулярном управлении отпадает, так как после указания мастера производственного обучения обучающиеся включаются в самостоятельную работу.

Среднее профессиональное образование является основным на этапе выхода России из кризиса. Темпы развития экономики уже сейчас определяют дефицит квалифицированных рабочих, имеющих профессиональное образование. Сама жизнь ставит перед системой образования различные задачи профессионального образования.

Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие:

- дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального образования;

- создание центров практик на предприятии;

- привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования;

- формирование так называемого заказа на специалиста профессионального образования.

Принципы ПО - это главные правила, которыми должны руководствоваться мастера ПО при определении содержания, форм и методов обучения и воспитания студентов. Принципы находят свое выражение и применение на всех этапах ПО в учебных мастерских и на базовых предприятиях. Основными принципами являются:

1) Гуманизация и демократизация. Эти принципы за последние годы получают большое развитие в условиях обновления нашего общества на идеях приоритета общечеловеческих ценностей. Мастера производственного обучения и обучающиеся коренным образом изменяют свои взаимоотношения, взаимопонимание, взаимную требовательность с обязательной совместной постановкой учебно-воспитательных задач и целей, совместным анализом процесса их решения и достигнутых результатов.

2) Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций. Эти три взаимосвязанные функции учебного процесса характерны для производственного образования. Они реализуются мастерами в формах, методах и средствах обучения. Образовательная функция проявляется в формировании у обучающихся знаний и умений для  выполнения трудового процесса, который включает операции, приемы, действия; конечной целью является формирование у обучающихся профессионального мастерства. Воспитательная функция проявляется в формировании у студентов коллективизма, нравственности, морали - это процесс формирования личности. Развивающая функция заключается в развитии у обучающихся познавательных способностей, формировании рациональных приемов мышления, интересов, самостоятельности, выносливости.

3) Обучение в процессе производительного труда. Этот принцип является одним из основных требований в учебно-воспитательной работе. Производительный труд создает благоприятные условия для воспитания у обучающихся личностных качеств для всестороннего развития. На основе выпуска сложной продукции, товаров народного потребления, изучения новой техники и современной технологии у обучающихся формируются самостоятельность, производственная инициатива и экономический эффект.

Организованная таким образом индивидуальная работа осуществляется в спокойной обстановке. Замечания, произносимые мастером вполголоса, слышат все обучающиеся; здесь же дается объяснение допущенных ошибок, и указываются пути их исправления.

В ходе урока не забываю о том, что при самостоятельной работе все обучающиеся работают в разном темпе и требуют помощи разной степени. Скорость выполнения задания зависит не только от степени подготовленности обучающихся, но и от их индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. Поэтому оправданно давать им задания разной степени сложности. Объем и сложность заданий при этом постепенно, от урока к уроку, возрастают. Степень сложности задания определяется индивидуальными достижениями обучающихся. Для меня, во время индивидуальной работы с обучающимися на уроке главным становится изучение их индивидуальных особенностей, умений и навыков. Понимая, что «дотянуть» всех до одинакового уровня невозможно, я стараюсь дать возможность каждому в меру его сил и способностей идти от одного уровня развития к другому. В итоге к концу первого курса все обучающиеся осваивают профессиональные компетенции, согласно рабочей программы, на «хорошо» и «отлично». Качество знаний  учебной практик в конце года на 1-м курсе  составляет 86-100%. 

4) Наглядность обучении. Принцип наглядности применяется при изучении учебного материала на основе живого и непосредственного восприятия обучающегося процессов, способов действия, их изображений. Необходимо демонстрировать обучающимся образцы изделий, материалов, заготовок, инструментов, приспособлений, механизмов, машин, моделей, макетов. Включать различные виды восприятий: слуховые, зрительные, осязательные. Наглядность повышает интерес, внимание, содействует глубокому пониманию и осмыслению изучаемого материала.

5) Доступность и посильность. Этот принцип предусматривает строгое соблюдение норм, нагрузки, правильного сочетания труда и отдыха, учет индивидуальных особенностей обучающихся, их умственного и физического развития. Как говорил К.Д. Ушинский «преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы». Однако доступность не означает устранение всех затруднений. Излишне легкая работа не вызывает интереса, порождает поверхностное отношение к делу, не воспитывает настойчивости.

Следующие принципы производственного обучения применяются в полной мере на 2-3 курсе обучения:

6) Самостоятельность. Сознательность и активность. Эти принципы производственного обучения взаимосвязаны. Профессиональная самостоятельность проявляется в привычке обучающихся самостоятельно разбираться в работе, планировании трудового процесса, пользоваться технической документацией, литературой; в умении самостоятельно устранять неполадки, контролировать результаты и ход труда, а также брать на себя ответственность. Самостоятельность не приходит сама по себе, она не образуется стихийно путем проб и ошибок, ее нужно формировать и воспитывать в течение всего процесса обучения. Сознательность и активность исключает у обучающихся механическое воспроизведение показанных мастером приемов работы.

7) Систематичность и последовательность в формировании умений и навыков. Этот принцип требует такой организации обучения, при которой учебный материал усваивается обучающимися в строгом логическом порядке, с опорой на ранее усвоенные знания и умения

Важнейшим требованием этого принципа является тесная взаимосвязь теории и практики обучения. Необходимо соблюдать четкую последовательность этапов производственного обучения, переход от овладения первоначальными знаниями, умениями и навыками к их совершенствованию и углублению, а затем к выполнению учебно-производственных работ по профессии.

8) Прочность усвоения обучающимися знаний, формирование умений и навыков. Профессиональное обучение должно производиться так, чтобы обучающиеся не утрачивали усвоенных ими знаний, умений и навыков, а прочно удерживали их в памяти, могли уверенно, безошибочно, с достаточной полнотой и скоростью воспроизвести их в профессиональной деятельности. Без этого обучающиеся не смогут успешно выполнять последующие задания и применять полученные умения и навыки в работе. В программе производственного обучения на каждую операцию и вид работы отводится время, необходимое для проведения упражнений.

2.2 Участие в профессиональных мероприятиях национального значения.

В результате выполнения, творческой переработке и дополнения этих принципов обучающиеся нашего колледжа достойно участвуют в проектах не только городского, регионального уровней, но и принимают участие в международных проектах. Упомяну лишь два из них.

I. «КРИТИЧЕСКАЯ  МАССА» Последний деревянный дом в Купчино. Санкт-Петербург, 2013.

Background:

Гарет Кеннеди, ирландский художник работающий в первую очередь с народными промыслами и создающий т.н. «folk fictions», фильмы рассказывающие о них. Эти работы опираются на социальную, культурную и экономическую историю народа и той местности где они создаются, что  является ключевым в формировании этих историй.

Метод художника предполагает работу с такими разнообразными специалистами как археологи, антропологи, видео-архивисты, руководители музеев, фольклористы, а также среди прочих в последние годы, с организаторами фестивалей, ремесленниками, рыбаками и смотрителями парков. Он видит в современном искусстве мощный инструмент, способный генерировать новые конструктивные объединения с целью получения новых знаний.

Гарет более восьми лет выставляет свои работы на международном уровне, в том числе, его работа представляла Ирландию на 53-й Венецианской биенале. Траектория исследований Кеннеди находилась в области создания публичного художественного произведения в Купчинском районе Санкт-Петербурга. Выявляя глубокие исторические отношения русского народа с лесом и культурой связанной с деревом он хочет исследовать эту связь обратившись в традиционным народным промыслам. Инициировав публичное празднование посвященное истории последнего деревянного дома, который был снесен здесь в конце 1970-х годов, художник хотел пробудить «общественный интерес» жителей Купчино  

к культурным корням и истории своей земли. Проект исследовал историю жилых построек в Купчино, от оригинальных исконных шведских и финских деревень до Купчино   наших дней. Центром исследования истории последнего деревянного дома стала праздничная процессия в честь этого дома отмечающая культурную преемственность и связь поколений живущих в Купчино людей.

II. Участие в международных, национальных, региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» по стандартам «Ворлдскиллс Россия» (WorldSkills Russia) с 2015 года.

WORLDSKILLS – ЭТО МЕЖДУНАРОДНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ И   РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ ГАРМОНИЗАЦИИ ЛУЧШИХ ПРАКТИК И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВО ВСЕМ МИРЕ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И  ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА, КАК В КАЖДОЙ ОТДЕЛЬНОЙ СТРАНЕ, ТАК И ВО ВСЕМ МИРЕ В ЦЕЛОМ. WORLDSKILLS – центр совершенствования и развития навыков мастерства. Благодаря международному сотрудничеству и  развитию связей между производствами, правительствами, организациями и институтами, WS показываеn преимущества и необходимость в квалифицированных специалистах через проведение соревнований, организацию совместных проектов и обмена опытом. WS подчеркивает важность профессиональной подготовки и   обучения для молодежи, промышленности и общества, помогает молодым специалистам стать лучшими в выбранной ими профессии. Основанная в 1950 году WorldSkills – международная организация, продвигающая профессиональное, техническое и  ориентированное на сферу услуг образование и обучение. WS повышает стандарты профессиональной подготовки в   75 странах-членах WorldSkills, работая с молодежью, педагогами, правительствами и производствами, создавая трудовые ресурсы и рабочие таланты сегодня, чтобы помочь в трудоустройстве в будущем. WorldSkills объединяет молодежь, производства и педагогов, чтобы научить молодых людей профессиональному мастерству и показать им, как стать лучшими в выбранной ими специальности. От традиционных ремесел до многопрофильных профессий в  области промышленности и сферы услуг, при поддержке партнеров, производств, правительства, волонтеров и  учебных заведений, WorldSkills оказывает прямое влияние на рост профессионального мастерства во всем мире. На сегодняшний день это известное во всем мире и крупнейшее соревнование, в котором принимают участие молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей в возрасте до 22 лет в   качестве участников, и   известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и  наставники  – в  качестве экспертов, оценивающих выполнение задания. ЧЕМПИОНАТ – это многогранное событие, где встречаются руководители государственных органов и   образовательных учреждений, представители промышленности и общественных организаций, место, где обсуждаются самые важные и актуальные вопросы, связанные с  профессиональным мастерством. Чемпионаты WorldSkills проходят раз в два года в различных странах и являются важнейшим событием в области повышения профессиональной подготовки и совершенствования мастерства, всесторонне отражающим все направления от промышленности до сферы услуг. Конкурсантами являются победители национальных чемпионатов профессионального мастерства стран-членов WorldSkills. Они демонстрируют как уровень своей технической подготовки, так и индивидуальные и коллективные качества, решая поставленные перед ними задачи, которые они изучают и/или выполняют на своем рабочем месте. Их успех или провал говорит не только об их личных профессиональных качествах, но и об уровне профессиональной подготовки в той стране, которую они представляют, и общем уровне качества услуг на родине участников. «WorldSkills» – один из важнейших инструментов повышения престижа рабочих профессий, и мы относимся к  этому с  большим уважением и  с  большим вниманием». В.В.Путин

«Важно, что WorldSkills способствует повышению престижа рабочих профессий, мотивирует молодежь на достижение профессиональных успехов. На площадке конкурса молодые специалисты демонстрируют свои навыки и творческие способности в   самых разных компетенциях – от плотницкого и столярного дела до прикладной эстетики, медицинской оптики и флористики. А их наставники, эксперты, руководители профтехучилищ и колледжей активно обсуждают актуальные вопросы, связанные с ситуацией на рынке труда, возрождением профессиональной ориентации в школах, внедрением современных образовательных технологий в подготовке квалифицированных рабочих кадров. Все это имеет большое значение для дальнейшего развития экономики, прежде всего – высокотехнологичных отраслей промышленности».

Д.Медведев

Целью участия в соревнованиях Европейского уровня является повышение интернационализации профессионального образования и обучения, а также повышение активности студентов и преподавателей в рамках Европейского Союза.

Такие престижные мероприятия заинтересовывают обучающихся чрезвычайно, а, главное, что в подготовке к этим мероприятиям участвуют все обучающиеся при отборе и тренировке участников, наладке оборудования, инструмента, заготовок и т.д.

2.3 Роль производственной практики в профессиональном становлении обучающихся.

В настоящее время в России происходит модернизация среднего профессионального образования, в рамках которой большое распространение получило понятие «компетентностный подход». Компетентностный подход предполагает усвоение обучающимся не отдельных друг от друга знаний, а овладение ими в комплексе, что позволяет адаптировать образовательный процесс к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизации, интеллектуализации и социализации труда будущих специалистов. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования молодые специалисты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в различных ситуациях, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Таким образом, новые образовательные стандарты позволяют обучающемуся непросто освоить уровень знаний определенный основной профессиональной образовательной программой для работы в избранной области, но и научиться при необходимости самостоятельно получать недостающие знания. Вместе с тем наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи, поэтому особую значимость приобретает практико-ориентированная подготовка студентов, позволяющая погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.

Следующим этапом ознакомления с профессиональной деятельностью является производственная практика обучающихся, которая включает в себя практику по профилю специальности и преддипломную практику. Целями производственной практики являются закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин на основе деятельности конкретного предприятия, а также подготовка к самостоятельной трудовой деятельности. Для прохождения производственной практики обучающиеся направляются на предприятия на основании заключенных с ними договоров, где выполняют работу в соответствии с индивидуальными заданиями и производственным планом на штатных рабочих должностях. Не стоит забывать, что производственная практика – сложная форма учебного процесса, как в организационном, так и в методологическом плане, т.к. для ее осуществления необходимо соединить интересы производства и образовательного учреждения и приспособить процесс обучения к практическим задачам предприятий. Поэтому для выявления роли производственной практики в формировании профессиональной компетентности обучающихся, улучшения качества практической подготовки и повышения конкурентоспособности выпускников мастером производственного обучения, отвечающем за прохождение практики, производственный план предприятия согласовывается с тематическим планом производственной практики ОУ, руководители предприятий заранее акцентируют внимание мастера на углубленную подготовку практикантов по конкретным операциям и выполняемым видам работ. По данным, опубликованным ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева» 81% опрошенных студентов утверждает, что в процессе обучения лучше усваивает учебный материал в действии, т.е. при выполнении лабораторных и практических работ, а также при прохождении практики, и только 19% отдают предпочтение лекционным занятиям. Это подтверждает и тот факт, что в процессе практического обучения студенты показали более высокое качество знаний и навыков, о чем свидетельствует сравнительный анализ результатов зачетно-экзаменационных сессий и практик. Выпускники также отметили, что в результате прохождения производственных практик 24% смогли улучшить теоретическую подготовку, 30% усовершенствовать практические навыки, 20% научились самостоятельно получать недостающие знания, 12% освоили исследовательские навыки, а 62% получили практический опыт разрешения профессиональных ситуаций и принятия верных решений. В нашем колледже обучающиеся 3 курса по результатам производственной практики и отзывам с предприятий города имеют показатели выше указанных ~ 90-98%.

Анализ информации, полученной по результатам бесед, показал что большинство руководителей практик были удовлетворены работой практикантов, при этом средний балл оценки работы обучающихся на местах прохождения практики составил 4,8. Для сравнения средний балл оценки студентов по результатам зачетно-экзаменационных сессий составил 4,1 балла. Руководители мебельных предприятий города с удовольствием продолжают сотрудничать с колледжем на основе долговременных договоров, предоставляют выпускникам колледжа рабочие места.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки:

  1. обучающую – студенты лучше усваивают знания и успешнее учатся применять их в решении конкретных ситуационных задач;
  2. развивающую – погружение студентов в обстановку профессиональной деятельности помогает раскрыть их потенциал, развивать активность, мышление и коммуникационные навыки;
  3. воспитывающую – в процессе прохождения практики формируется социально активная личность будущего специалиста, заинтересованного в своей профессии;
  4. диагностическую – студент с помощью руководителя и коллег определяет степень своей профессиональной пригодности и уровень профессиональной направленности.

Все это позволяет отметить, что грамотно организованная практика и общение с квалифицированными наставниками и специалистами позволяет обучающимся оценить уровень своей теоретической и практической подготовки, степень готовности к профессиональной деятельности и дает возможность убедиться в правильности выбора профессии.

По отзывам независимой квалификационной комиссии, уровень профессиональной подготовки обучающихся высокие. Все они показали хорошие знания и умения. В городе о выпускниках, обучившихся в стенах нашего учебного заведения сложилось хорошее мнение. Это подтверждается 100% востребованностью выпускников. По характеристикам с предприятий, где обучающиеся проходили производственную практику, можно сделать вывод: обучающиеся хорошо владеют профессиональными знаниями, умениями и навыками по рабочим профессиям. Результаты государственной итоговой аттестации по профессии за последние 3 выпуска приведены в таблице. 

Год выпуска

Выпущено учащихся с установленным разрядом

Получили «4» и «5»

Присвоенные разряды

С красным дипломом

2015

26

15

4-3

6

2016

27

14

4-3

8

2017

26

12

4-3

6

Таким образом, система работы в направлении развития интереса к выбранной профессии у учащихся, к овладению профессией «Мастер столярных и мебельных работ» на уроках производственного обучения действительно привел к серьезному качественным изменениям в личностях учащихся, в их профессиональном самоопределении, что подтверждает актуальность этой работы, ее значимость и требует продолжения.

2.4  Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций учащихся.

В последнее время падение престижа некоторых профессий осложнило решение проблемы формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов. В связи с этим в учебных заведениях СПО было принято решение по пересмотру и поиску новых способов сохранения и развития профессиональных намерений. Известно, что формирование профессионального интереса протекает эффективно, если совершенная методика обучения сочетается с продуманной системой воспитания на основе комплексного подхода. Нельзя привить человеку устойчивый интерес к профессии, если не воспитывать его сознание, чувства, волю так, чтобы он ощутил себя связанным с профессией всем своим существом. Сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Заинтересованность в своем труде – это важное условие для развития профессиональных способностей.

Развитие профессионального интереса студентов профессиональной образовательной организации может и должно формироваться не только в учебной, но и внеучебной деятельности. В связи с этим система воспитательных мероприятий рассматривается как основа развития профессионального интереса обучающихся учреждений среднего профессионального образования. Процесс формирования профессионального интереса студентов находится под постоянным вниманием преподавателей СПО. Поэтому проблема управления этим процессом является значимой в средней профессиональной школе. Под ним понимается целенаправленное, поэтапное воздействие педагога на эмоции, чувства, потребности и мотивы личности, их поэтапный анализ и корректировку результатов. Педагогический подход к решению вопроса активизации профессионального интереса должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у обучающихся состояние активного интереса к научным, моральным и этическим ценностям, целенаправленно формировать профессиональный интерес как цельное свойство личности.

Соответственно, в литературе по психологии и педагогике профессиональный интерес рассматривается как сложный комплекс психических свойств и состояний, включающий избирательную познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность. Существуют различные подходы в определении структуры профессионального интереса. Ряд авторов (В. Ф. Афанасьев, Т. Л. Бухарина, В. В. Кревневич) выделяют два компонента, входящих в структуру профессионального интереса: эмоциональный и познавательный. Однако выделение лишь двух компонентов, на мой взгляд, недостаточно полно раскрывает природу профессионального интереса, не учитывает волевую устремленность личности. Без усилий в преодолении трудностей невозможно овладеть будущей профессией. Стремление к определенной деятельности характеризуется волевой установкой личности, поэтому волевой и потребностно-деятельностный компоненты являются не менее важными составляющими профессионального интереса. Структура профессионального интереса (по В. В. Арнаутову)
                                     

Для формирования системы педагогического воздействия необходимо составлять план воспитательной деятельности (входящей в рамки функционала для кураторов, классных воспитателей, мастеров п/о), включающий:

1. Организацию эффективной деятельности самоуправления в группе, через:

  • контроль посещаемости, дежурства
  • организация и участие в спортивных мероприятиях колледжа
  • организация подготовки внеклассных мероприятий
  • организация подготовка плакатов к знаменательным датам
  • организация участия в волонтерстве.: 

2. Организация и проведение значимых воспитательных мероприятий в группе (тематических праздников, встреч, экскурсий, конкурсов, участие в акциях и др.)

Очень важно ежедневно следовать алгоритму (циклограмме) учебно-воспитательной деятельности в группе когда каждое утро куратор проводит воспитательное мероприятие до начала занятий, где осуществляется оперативный контроль, инструктажи по плану, планирование деятельности группы. На таких занятиях организуются классные часы, с использованием интерактивных форм работы. По окончании учебных занятий, ежедневное подведение итогов учебного дня (анализ рапортичек; уборка закрепленной территории и прочее.  

Согласно плану работы колледжа направления деятельности воспитательной работы включают в себя: гражданско-патриотическая деятельность (см. фото конкурс песни военных лет),  

нравственно-правовая деятельность,

профилактическая работа (все обучающиеся, состоящие на учете в ОДН и внутреннем контроле колледжа занимаются в кружках и студиях образовательного учреждения),

культурно-эстетическая деятельность (см. фото о работе творческой студии «ТОНУС» и театральной группы «Королевство кривых»),

 

трудовая деятельность и физкультурно-оздоровительная деятельность (в колледже работает прекрасный тренажерный зал, в котором обучающиеся с удовольствием занимаются во внеурочное время бесплатно). Со студентами своей группы мы участвует во всех мероприятиях колледжа, и результатом такой активной работы является нормальная посещаемость, 80-96% «хорошистов» по предметам общепрофессионального цикла, 100% успеваемость и огромное количество наград. Проблемы во всех группах, когда необходимо решать вопросы прогулов, психологических кризисов, понижения успеваемости, то я не только индивидуально с подростками и родителями работаю, но при необходимости подключаю руководство по воспитательной работе, а также провожу внеплановые родительские собрания.

В системе педагогической работы с новичками по формированию интереса к профессии, наряду с деятельностью мастеров производственного обучения в учебно-производственных мастерских немаловажное значение имеют тематические воспитательные  мероприятия. Большой интерес вызывает учащихся проведение диспутов, конкурсов и т.д. Профессиональная направленность делает эти формы воспитания весьма действенными в формировании интереса к профессии. В них органически сочетаются элементы интеллектуального, эмоционального и эстетического воздействия на учащихся. В колледже систематически проводятся КВНы, викторины и конкурсы профессиональной направленности между группами разных курсов и разных специальностей.

Зрительные воспитательные возможности заложены в средствах наглядности. Среди разнообразных средств наглядности необходимо отметить фотомонтажи, презентации, оформление стенных газет и плакатов, проведение экскурсий в художественные музеи, заповедники города, выставки достижений производственников, возможностей современного оборудования и т.д. с последующим составлением отчетов о посещении мероприятий.

Вовлечение учащихся в творческую деятельность строится на вовлечении обучающихся в  кружки технического творчества. Педагогически продуманная система работы и взаимодействие кружков позволяет их руководителям определить линии связи технического творчества учащихся с теоретическим и производственным обучением. Практическая направленность технического творчества побуждает обучающихся усваивать и углублять теоретические знания, необходимые для понимания технические закономерностей и особенностей создаваемого объекта. В процессе практической деятельности участники кружков технического творчества основательно знакомиться с конструктивными особенностями современной техники, оборудования, изучают принципы ее работы. Заслуживает внимание и такой педагогический подход, как координация работы нескольких кружков технического творчества в процессе создания сложных моделей. Обучающиеся колледжа уже не один год участвуют в проекте «Птичий домик», под патронатом комитета по молодежной политике Фрунзенского района, где кружковцы «Юный Столяр» изготавливают скворечники различных форм и конструктивных особенностей. В День птиц скворечники устанавливаются на подготовленные заранее деревья в городе.

Также в нашем колледже активно работает, в рамках проекта «Твори добро», волонтерское движение по поддержке специализированного психоневрологического Дома малютки № 3. Обучающиеся-кружковцы «Юный столяр» и творческой студии «ТОНУС» проводят новогодние поздравлния с вручением подарков, изготовленных своими руками (матрешки, кубики, стульчики), праздники «День  встречи весны» с презентациями и играми.

Одним из важных условий овладения профессией является наряду с коллективными формами работы индивидуальное выполнение учащимися учебно-производственных заданий.

Таким образом, проанализировав вышесказанное, можно сформулировать основные условия формирования профессионального интереса студентов среднего профессионального учебного заведения:

а) реализация личностно ориентированного подхода в обучении, обеспечивающая возможность каждому учащемуся проявить себя в познании и учебной деятельности с учетом способностей, склонностей и интересов.

б) осознание перспектив будущей деятельности, повышающее личностную значимость получаемого профессионального образования.

в) усиление профориентационной направленности учебных предметов, позволяющее более полно учитывать профессиональные интересы, склонности и способности учащихся, их намерения в отношении продолжения образования.

г) совершенствование форм и методов обучения, содействующего трансформации собственно учебной деятельности в учебно - профессиональную.

д) организация педагогического взаимодействия, особенности которой заключаются в субъект-субъектной системе отношений и совместной деятельности со студентами.

е) интеграция теоретической и практической подготовки, усиливающая прикладной характер подготовки специалистов, необходимость его отражения в содержании образования и в изменении социальной позиции обучающихся.

ж) развитие познавательной активности и самостоятельности студентов, рассматриваемых как личностные и профессиональные показатели, проявляющиеся в способности квалифицированно выполнять порученную работу.

Акция «Я – доброволец», 2016 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. На современном этапе быстрое развитие экономики, совершенствование самого человека требует нового подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения, усиления работы по укреплению дисциплины.

Воспитать человека – важная и сложная задача, решение которой во многом зависит от дисциплинированности, строго порядка и организованности ученического коллектива.

Мастеру производственного обучения отводиться ведущая роль в системе начального профессионального образования, поэтому от профессионального уровня мастера, его подготовки зависит эффективность учебно-воспитательного процесса. Таким образом, личность педагога играет одну из ведущих ролей в развитии интереса студентов СПО к профессиональной деятельности. Индивидуальные особенности педагога имеют существенное значение. От умения увлечь своей личностью студентов, способности интересно и увлекательно, эмоционально изложить материал, построить общение таким образом, что педагог и студент будут участниками диалога, зависит эффективность управления формированием профессионального интереса у будущих специалистов. Таким образом, личность педагога играет одну из ведущих ролей в развитии интереса студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности.

Без специальных знаний, умений и навыков мастер производственного обучения просто не состоится.

Наставник должен сочетать в себе качества рабочего высокой квалификации, педагога и тонкого психолога, окруженного непростыми, но отзывчивыми на доброту ребятами. Из собственной практики и теоретических основ я выделила элементы системы педагогического воздействия на студента:

  • Педагогический оптимизм;
  • Профессионализм в своем деле;
  • Заинтересованность в судьбе воспитанника;
  • Желание уважать студента как личность;
  • Понимание душевного состояния студента;
  • Умение радоваться успехам, переживать за неудачи;
  • Умение справедливо анализировать ситуации;
  • Умение применять метод «кнута и пряника»;
  • Доверие к студентам (особенно при поручении сложных дел «трудным подросткам»);
  • Умение убеждать и держать свое слово.

Без специальных знаний, умений и навыков мастер производственного обучения просто не состоится.

Наставник должен сочетать в себе качества рабочего высокой квалификации, педагога и тонкого психолога, окруженного непростыми, но отзывчивыми на доброту ребятами.

Я считаю, что обучить учащихся профессии и не воспитать в них потребности к творческому труду, к поиску нового, чувства неудовлетворенности достигнутым – значит плохо обучить.

Творчество – это состояние души и любви к тому, что ты делаешь с особым энтузиазмом.

Успех часто зависит от единственного слова – успеть! Успеть творить добро, чудо обучать так, чтобы даже самый ленивый, пассивный стал живее, активнее, способнее к учению.

Основными традиционными видами педагогического воздействия являются убеждение, внушение и собственный пример. Зная характерные особенности ребенка метод убеждения, дает возможность добиться того, чтобы подросток следовал указаниям, а внушение направляет на внутреннюю установку, которая преодолевает лень, безразличность, пассивность студентов. Обязательный элемент – похвала. Умение радоваться успехам подростки очень чувствуют, достаточно поблагодарить, одобрить, оценить ребенка и он готов к дальнейшим достижениям.

ВЫВОД: Практическая значимость системы педагогического воздействия при работе куратора не может эффективной, если Воспитатель не использует все элементы педагогического воздействия и не выполняется свои функциональные обязанности со стопроцентной отдачей.

Выпускники Колледжа высоко востребованы на предприятиях мебельной и деревообрабатывающей промышленности Санкт-Петербурга. Обучающиеся проходят производственную практику и трудоустраиваются после выпуска на таких современных предприятиях Санкт-Петербурга как «Севзапмебель», «Первая мебельная фабрика», «Балтмедмебель» и др. Способные выпускники организуют собственные мебельные и строительные предприятия. Некоторые из них продолжают обучение в высших учебных заведениях города: Лесотехнической академии, Педагогическом университете им. Герцена, Торговом институте, Северо-Западном Заочном Техническом университете и др. Но главное - они имеют в руках профессию, которая во все времена сможет их прокормить, т.к. человеку всегда свойственно заботиться о своем жилище и заниматься его благоустройством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»...

Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения

Основные методы и приемы формирования познавательных интересов....

Пути формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»

Целью данной работы является рассмотрение механизмов, обеспечивающих подготовку специалистов в соответствии с потребностями экономики страны. В этом вопросе важным звеном выступает профессиональная ко...

Презентация "Формирование профессионального интереса к профессии в процессе производственного обучения"

Воспитать у молодого человека любовь к профессии – значит привить ему любовь к труду, сознательную трудовую дисциплину, с тем, чтобы труд для него стал осознанной необходимостью, общественным и ...

Формирование профессионального интереса у учащихся по профессии "Сварщик"

Один из важнейших путей развития интереса к избранной профессии на уроках спецтехнологии - активизация мыслительной деятельности в процессе усвоения ими знаний, а одно из основных средств активизации ...

«Формирование профессиональных компетенций обучающихся через учебную практику»

Задача Лицея - подготовка востребованного рынком труда специалиста, обладающего необходимой суммой знаний для успешной трудовой деятельности.Однако очень часто реальная жизнь оказывается более серьезн...

Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования

Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования...