"Организация учебно-производственной деятельности в системе СПО"
методическая разработка

Постоногов Дмитрий Владимирович

Современные ФГОС требуют широкого внедрения иформационных и сетевых технологий, которые тесно переплетаются с современными образовательными технологиями и становятся не просто веянием времени, а жизненной необходимостью, чем и вызвана их актуальность...

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организация учебно-производственной работы в системе СПО с применением современных образовательных технологий.

Современные ФГОС требуют  широкого внедрения информационных и сетевых технологий, которые тесно переплетаются с современными образовательными технологиями и становятся не просто веянием времени, а жизненной необходимостью, чем и вызвана их актуальность. Ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера – это дает преподавателю новые возможности, позволяя вместе с  обучающимися получать удовольствие от увлекательного процесса познания с помощью новейших технологий, разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента..

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. В соответствии с ФГОС третьего поколения оценка результатов освоения образовательной программы носит комплексный характер и выражается степенью сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. Образовательная технология — системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса.

При приёме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, включающие подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда. В профессии «Мастер столярного и мебельного производства», которую я имею честь представлять, как и во многих других сферах деятельности, большое значение приобретают социальная ответственность и оперативность в принятии решений, мобильное реагирование на нестандартные ситуации. Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения. Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения на основе использования информационных технологий. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет мне отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

В современных условиях развития промышленности выпускник среднего профессионального учреждения должен:

‒ гибко и нестандартно мыслить;

‒ применять новое в своей деятельности, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому;

‒ для ускорения решения разделить сложную проблему на составные части;

‒ профессионально мыслить, принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме, проявлять оперативность в принятии оптимального решения в рискованных ситуациях.

Педагог, преподаватель не только реализует образовательную программу в учебном процессе, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Важная роль преподавателя состоит в формировании будущего специалиста как конкурентоспособного работника, и как личности, способной к саморазвитию. Использование на занятиях мультимедийного проектора, дает мне возможность создать качественно новую информационно-образовательную основу для подробной  отработки профессиональных навыков при работе с ручным, электрифицированным столярным инструментом и на деревообрабатывающих станках с точным соблюдением всех требований охраны труда и техники безопасности студентами при выполнении практических заданий. Использовать эффективные, последовательные действия, требующие меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения  поставленных перед обучающимися целей.

Достичь поставленных целей могут помочь современные образовательные технологии, такие как: технология уровневой дифференциации обучения; групповые технологии; технологии компьютерного обучения; игровые технологии; технология проблемного и исследовательского обучения; технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; педагогика сотрудничества. Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально — комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения. На современном этапе в педагогической практике активно используется понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения, также существует множество определений, данных различными учеными, такими как, Б. Т. Лихачев, В. П. Беспалько, И. П. Волков, В. М. Монахов и др.

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов. По мнению Г. К. Селевко понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

  • научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  • процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Наиболее удачной образовательной технологией, на мой взгляд, является личностно-ориентированная модель, в которой студенты становятся полноправными участниками образовательного процесса. Личностно-ориентированное обучение подразумевает индивидуальный подход к каждому студенту с учетом как уровня его способностей и интеллекта, так и подготовки по междисциплинарным курсам и профессиональным модулям. Любая учебная группа является неоднородной, поскольку обучающиеся в ней студенты различаются по многим параметрам: уровню подготовки, способности к овладению учебным материалом и умению общаться, интеллектуальным способностям, мотивации к изучению предмета. Но даже студенты, не проявляющие особенного интереса к изучению профессиональных модулей, с относительно низкой успеваемостью, при использовании на занятии личностно-ориентированной технологии повышают свои личные показатели.

Для учебного процесса каждую новую тему я оформляю в виде презентации, где наглядно, но кратко (часто в виде тестов, кроссвордов и других игровых форм) представлены все основные понятия  из теоретического курса спец.дисциплин, последовательно, согласно технологическому процессу представлены все этапы выполнения работы, правильное положение рук, заготовок, инструмента, а в конце урока оформлены разнообразные методы рефлексии.

Очень помогает в работе ИНТЕРНЕТ, где на педагогических порталах коллеги делятся своим опытом и наработками. Например, когда в нашем ОУ стали набирать группы обучающихся с ограниченными возможностями VIII вида, очень помог опыт коллег в этом направлении (вибинары, методические разработки, санитарно-медицинские и требования).

 Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс умственной деятельности каждого студента, автоматизировать его труд, так как сегодняшние студенты очень мало читают печатные издания, а общаются между собой непрерывно посредством сотовой связи, а современный мобильный телефон это миникомпьютер. 

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Активно применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы с помощью программ MyTest, Айрен, что позволяет мне за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех студентов и своевременно его скорректировать.

В настоящее время актуально выглядит обучение студентов профессиональным умениям методом курсового проектирования. Курсовой проект по профессиональному модулю является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов. Технологию работы над  курсовым проектом стараюсь с каждым годом совершенствовать. Курсовое проектирование – это основной вид познавательной деятельности студентов, оно способствует развитию у студентов самостоятельных решений, стремление находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, умению работать со справочной и технической литературой.

Работа над курсовым проектом дает возможность студентам проявить учебно-позновательные, информационные, социально-трудовые знания и навыки, коммуникативную способность, которые определяют в дальнейшем успешность функционирования специалиста в условиях профессиональной жизнедеятельности. Студент, видя, что его проект максимально приближен к настоящему, воспринимает свою работу как нужную и востребованную, достигнутые результаты помогают осознать, что знания необходимое средство, обеспечивающее способность человека принимать решения, адаптироваться в социуме, формируют уверенность в себе как в специалисте.

Важным этапом дипломного проектирования является защита проекта. Для многих наших студентов это первое в жизни публичное выступление, когда нужно не просто грамотно рассказать заученный текст, а отвечать на вопросы оппонентов, правильно их обосновывать, отстаивать свои решения. Экзамен по профессиональному модулю проводится в виде защиты выполненного дипломного задания.  Это первый опыт в подготовке к итоговой государственной аттестации. Мне как мастеру производственного обучения дипломное проектирование дает возможность иметь объективную картину уровня знаний студентов по профессиональному модулю и междисциплинарным курсам входящим в него, оценить реально сложившуюся ситуацию, внести необходимые коррективы. Обучающиеся готовят презентацию своей работы, что облегчает их выступление на защите и наглядность этапного выполнения изделия.

На своих занятиях использую игровую технологию при подведении итогов по темам междисциплинарных курсов. Благодаря данной технологии каждый студент работает увлеченно, новые знания студенты получают свободно. То, что на уроке студентам казалось трудным, даже недостижимым, во время урока-игры  легко усваивается.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль педагогов как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. За собой я оставляю роль консультанта, советчика, воспитателя.  Я считаю, что сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самой.

Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в инновационном образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным, интересным, насыщенным.

Особенностью учебно-воспитательного процесса в системе СПО с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится студент – полноценный участник образовательного процесса. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Интенсивное развитие производственной сферы экономики отражается и в требованиях к качественным и количественным параметрам подготовки кадров, которые в свою очередь, предусматривают развитие и совершенствование профессиональных качеств, соответствующих как производственным требованиям системы образования, так и новым условиям развития экономики страны. В условиях постепенной активизации промышленного сектора экономики в последние годы сформировалась устойчивая тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля. Повышение технического уровня производства, обусловленное процессами технологизации и информатизации, требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, сочетающих интеллектуальную и практическую деятельность, обладающих достаточным объемом фундаментальных знаний и многофункциональными умениями. Современное общество развивается по пути внедрения новых технологий. Существует множество прикладных программ, используемых на производстве. Таким образом, изменились требования к уровню знаний и умений выпускника среднего специального учебного заведения. За время обучения студент должен овладеть знаниями по общим гуманитарным, социально-экономическим, математическим, общим естественнонаучным, общепрофессиональным и социальным дисциплинам, а также практическими навыками. Итак, возникает необходимость внедрения в учебный процесс не только дисциплины информатики, где изучают автоматизированную обработку информации, основные понятия, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных средств, размещение, хранение и поиск информации и дисциплины, обучающую работе с новыми технологиями и оборудованием, требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. Таким образом, для достижения высокого профессионального уровня и качества выпускника среднего специального учебного заведения активно внедряются инновации на разных этапах подготовки специалистов, в содержании образования, технологии, организации, системе управления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ЦВЕТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»

В данной статье описывается как организовать внеурочную деятельность для детей с ОВЗ на примере кружка "Цветочная фантазия" на базе ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий"...

РП учебной, производственной практики по специальности 230115 Программирование компьютерных системы

Рабочая программа по учебной, производственной практике (практике по профилю специальности) и производственной практики (преддипломной) разработана на основе Федерального государственного ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЧАСТИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА ПМ 01. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Написание дипломного проекта является завершающим этапом  подготовки высококвалифицированных специалистов по специальности.Цель части дипломного проекта  по  организации учебно-производ...

Организация учебно-производственной работы в системе СПО с применением современных образовательных технологий

Современная постоянно меняющаяся экономика предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке кадров в системе СПО. Однако обеспечение производства рабочими кадрами с творческими возможностя...

организация учебно-производственной работы в системе спо в формате WorldSkills

Современные ФГОС требуют широкого внедрения информационных и сетевых технологий, которые тесно переплетаются с современными образовательными технологиями и становятся не просто веянием времени, а жизн...