РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
рабочая программа

Сингур Марина Вячеславовна

Программа общепрофессионального учебного цикла П.03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление», утвержденного приказом Министерства образования и наук Российской Федерации от 02.08.2013г. №723 (в ред. 09.04.2015г. № 389) и зарегистрированного Министерством юстиции России, регистрационный номер 29470 от 20.08.2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpd_op.03_ryabinina_2019_var_20_chasov.docx75.54 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Славянский сельскохозяйственный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

для профессии

38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Славянск-на-Кубани

2019


РАССМОТРЕНА

Учебно-методическим объединением    специальных бухгалтерских и экономических  дисциплин и рекомендована к утверждению.

Протокол № __ от________ 201_ г.

Председатель УМО

_____________  М.В. Рябинина

УТВЕРЖДЕНА

Директор
ГБПОУ КК ССХТ

_____________Е.В. Дмитриев

«____» ____________ 201_г.

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета протокол № _______ от «___»        201__г

Программа общепрофессионального учебного цикла  – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление», утвержденного приказом Министерства образования и наук Российской Федерации от 02.08.2013г. №723 (в ред. 09.04.2015г. № 389) и зарегистрированного Министерством юстиции России, регистрационный номер 29470 от 20.08.2013 г.

Организация-разработчик Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Славянский сельскохозяйственный техникум»

Разработчик: Рябинина Марина Вячеславовна  мастер производственного обучения первой категории ГБПОУ КК ССХТ.

Рецензенты:

  1. Ольга Викторовна Гетьман,  главный бухгалтер ПО «Заготконтора».
  2. Марина Анатольевна Мосейко, коммерческий директор ООО «Кора-Славянск».

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЦИКЛА 03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

1.1. Область применения рабочей  программы

Программа общепрофессионального учебного цикла  – является частью программы подготовки специалистов в соответствии с ФГОС по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление», утвержденного приказом Министерства образования и наук Российской Федерации 02.08.2013г. №723 (в ред. 09.04.2015г. № 389) и зарегистрированного Министерством юстиции России, регистрационный номер 29470 от 20.08.2013 г.

 Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации) работников в области экономики и управления.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Данная дисциплина относится к профессиональному циклу как общепрофессиональная дисциплина в структуре основной профессиональной образовательной программы для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир. Данный курс предполагает изучение основных аспектов организации и технологии розничной торговли.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения общепрофессионального цикла  должен:

иметь практический опыт:

  • обслуживания покупателей, продажи продовольственных и непродовольственных  групп товаров;

уметь:

  • устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам;
  • определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса;
  • применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности.

знать:

  • услуги розничной торговли, их классификацию и качество;
  • виды розничной торговой сети и их характеристику;
  • типизацию и специализацию розничной торговой сети;
  • особенности технологических планировок организаций торговли;
  • основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле;
  • основы товароснабжения в торговле;
  • основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота;
  • технологию приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки;
  • правила торгового обслуживания и торговли товарами;
  • требования к обслуживающему персоналу;
  • нормативную документацию по защите прав потребителей.
  1. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы общепрофессионального цикла:

        максимальной учебной нагрузки обучающегося – 82 часа, включая:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 56 часов;

        самостоятельной работы обучающегося – 26 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

82

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

28

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

Выполнение презентаций по темам «Типизация и специализация торговой сети», «Размещения торговой сети в городах».

4

Подготовить доклад по теме «Сущность маркетинга. Маркетинговое понятие товара»

  2

Составить кроссворд  «Тара. Тарные операции».

2

Изучить нормативные документы по темам «Прием товаров по количеству и качеству». «Хранение товаров».

«Законодательство о защите прав потребителей». «Правила продажи продовольственных товаров». «Правила продажи не продовольственных товаров».

10

 Решение ситуационных задач по теме «Законодательство о защите прав потребителей»

2

Составить тест по теме «Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина».

2

Разработать памятку «Памятка продавца розничного магазина» по теме  «Правила работы магазина»

2

Сделать своими руками книгу отзывов  

2

Итоговая аттестация в форме         дифференцированного зачета     

  в этой строке часы не указываются

Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 03 Организация и технология розничной торговли

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и  практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов  

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Розничная торговля

2

Тема 1.1 Формы торговли. Формы продажи. Формы обслуживания покупателей

Содержание учебного материала

2

1.Классификация форм розничной торговли.

2.Формы продажи товаров: самообслуживание, через прилавок обслуживания, по образцам и т.д.

3. Обслуживание покупателей в розничном торговом предприятии.

2

1

Раздел 2. Розничная торговая сеть

10

Тема 2.1 Типизация и специализация торговой сети

 

Содержание учебного материала

4

1.Понятие типизации в торговой сети

2. Специализация в розничной торговой сети.

3. Характеристика основных типов магазинов

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Выполнение презентации по теме «Типизация и специализация торговой сети».

2

Тема 2.2 Размещения торговой сети в городах.

Содержание учебного материала

2

1.Принципы размещения торговой сети в городах.

2.Основные типы магазинов за рубежом

3.Основные требования к устройству магазина.

2

1

Практическое занятие

2

2,3

Разделение торговой площади магазина на функциональные зоны.

Планировка торгового зала магазина с традиционным методом продажи товаров и самообслуживания

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2,3

Выполнение презентации по теме «Размещения торговой сети в городах».

2

Раздел. 3  Маркетинг в торговле

6

Тема 3.1 Сущность маркетинга. Маркетинговое понятие товара.

Содержание учебного материала

2

1.Сущность, содержание и основные цели маркетинговой деятельности в торговле

2. Маркетинговое понятие товара, критерии конкурентоспособности товара.

3. Упаковка и дизайн товаров, их задачи, функции.

4. Цена как элемент комплекса маркетинга.

2

1

Практическое занятие

2

2

Изучение и изготовление рекламных средств, оформление ценников.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Подготовить доклад по теме «Сущность маркетинга. Маркетинговое понятие товара»

1. Понятие, сущность и принципы маркетинга.
2. Этапы развития маркетинга.

3. Маркетинговое понятие товара.

4.Маркетинговое понимание товара.

2

Раздел 4. Менеджмент в торговле

4

Тема 4.1 Сущность торгового менеджмента. Организационные основы торгового менеджмента

Содержание учебного материала

2

1.Сущность, цель и задачи торгового менеджмента.

2.Стратегия торгового менеджмента, ее содержание и последовательность разработки.

3.Управление организацией.

4. Выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования торгового предприятия и его структурных единиц.

2

1

Практическое занятие

2

2,3

Управление процессом обслуживания покупателей. Понятие уровня обслуживания покупателей. Культура обслуживания.

2

Раздел 5. Технология снабжения и завоза товаров на розничные торговые предприятия

4

Тема 5.1 Технология снабжения розничных торговых предприятий. Организация закупки товаров.

Содержание учебного материала

2

1.Завоз товаров в розничные торговые предприятия. Порядок составления заявок на завоз товаров, методы завоза.

2.Правила и техника укладки и погрузки товаров при транспортировке.

Техника безопасности при укладке и разгрузке товаров.

3.Организация закупки товаров. Основные нормативные документы, регламентирующие поставку товаров.

2

1

Практическое занятие

2

2

Разработка графика завоза товаров. Составление заявки на завоз товаров.

Раздел. 6 Тара и тарные операции в магазине.

6

Тема 6.1 Тара. Тарные операции

Содержание учебного материала

2

1.Основные виды тары и тароматериалов, требования к ним. Маркировка различных видов тары.

2.Порядок приемки, вскрытия, хранения и возврата тары. Имущественная ответственность за нарушение сроков возврата тары.

3.Понятие о сопроводительных документах.

2

Практическое занятие

2

2

Оформление приходной накладной на поступивший товар и тару от поставщиков. Составление товарно-денежного отчета по таре.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Составить кроссворд  «Тара. Тарные операции».

2

Раздел 7. Технология приемки товара

6

Тема 7.1 Прием товаров по количеству и качеству.

Содержание учебного материала

2

1.Особенности приемки товаров, поступивших в закрытой, открытой таре, без тары по количеству.

2.Сроки приемки товаров по количеству и качеству.

3.Особенности приемки товаров по качеству.

2

1

Практическое занятие

2

2

Документальное оформление приемки товаров. Оформление установленных расхождений в количестве и качестве при приемке товара.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Изучить нормативные документы по теме «Прием товаров по количеству и качеству».

2

Раздел 8. Технология хранения и подготовки товаров к продаже

8

Тема 8.1 Хранение товаров.

Содержание учебного материала

2

1.Размещение товаров на хранение. Укладка товаров.

2.Правила техники безопасности при размещении и укладки товаров на хранение.

3.Значение предварительной подготовки товаров к продаже.

2

1

Практическое занятие

4

2

Подготовка товаров к продаже

Заполнение товарной книги. Документальное оформление товарных потерь

2

Подготовка к продаже непродовольственных и  продовольственных товаров

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2,3

Изучить нормативные документы по теме «Хранение товаров»

2

Раздел 9. Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина.

8

Тема 9.1 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина

Содержание учебного материала

2

1.Требования к размещению товаров в торговом зале.

2.Техника выкладки товаров. Виды и способы информации в торговом зале и узле расчета.

2

1

Практическое занятие

        2

2

Особенности размещения и выкладки продовольственных  и непродовольственных

товаров.

2

Тема 9.2 Организация рабочего места контролера-кассира.

Содержание учебного материала

2

1.Требования к организации рабочего места контролера-кассира.

2.Обязанности контролера-кассира по организации рабочего места, инвентаря, кассовой машины, ознакомление с товаром и проверка цен.  

3.Значение правильной организации рабочего места контролера-кассира.

2

1

Раздел 10. Торговое обслуживание

18

Тема10.1 Правила работы магазина.

Содержание учебного материала

2

1.Основные правила работы магазина. Их значение.

2.Обязанности продавцов и администрации при обслуживании покупателей.

3.Правила продажи товаров организациям, учреждениям, предприятиям.

4.Режим работы розничных торговых предприятий.

2

1

Практическое занятие

4

2,3

Правила продажи продовольственных товаров

2

Правила продажи непродовольственных товаров

2

Тема 10.2 Требования к обслуживающему персоналу предприятий розничной торговли

Содержание учебного материала

2

1.Общие требования к персоналу

2.Требования к конкретным должностям и профессиям обслуживающего персонала.

3. характеристика работ и знаний продавца непродовольственных и  продовольственных товаров по ЕТКС.

4.Должностная инструкция.

2

1

Практическое занятие

                2

1,2

Требования к обслуживающему персоналу

1.Книга отзывов и предложений, ее содержание, место хранения

2. Порядок реагирования на заявления покупателей.

3. Торговое обслуживание.

Раздел 11 Закон «О защите прав потребителей»

10

Тема 11.1 Законодательство о защите прав потребителей

Содержание учебного материала

2

1.Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов.

2.Структура законодательства о защите прав потребителей.

3.Действие законодательства о защите прав потребителей

2

1

Практическое занятие

4

2

Разбор ситуаций, возникающих при продаже товаров потребителям. Использование Закона «О защите прав потребителей.

2

Разрешение конфликтных ситуаций в соответствии с требованиями Закона

«О защите прав потребителей» и Правил торговли.

2

Самостоятельная работа обучающихся

                4

2,3

Изучить нормативные документы по теме «Законодательство о защите прав потребителей»

Решение ситуационных задач по теме «Законодательство о защите прав потребителей»

2

2

Итого:

82

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

  2. 3.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Товароведение», а так же инструкционных карт для выполнения практических работ.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

  • комплект учебно-методической документации;
  • сборники задач, ситуаций, тестовых заданий;
  • наличие контрольно-кассового оборудования.

 

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
  1. Организация и технология розничной торговли: учебник для учреждений нач.проф.образования / Н.Э. Абоимова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256 с.
  2. Продавец: учеб. пособие для учащихся колледжей и средних профессионально-технических училищ / В.А Барановский. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013.-  403 с.
  3. Организация и технология торговли; курс лекций. / С.Н. Дроздова. – Бобруйск, 2014. – 92 с.
  4. Технология розничной торговли: Учебник / О.В Памбухчиянц.- 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 288 с.
  5. Маркетинг торговли: учеб.пособие / Брижашева.- Ульяновск: УлГТУ, 2014.- 170 с.
  6. Организация и технология розничной торговли: учебник для учреждений нач. проф. образования / Н. Э. Абоимова.-М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 295 с.

Дополнительные источники:

  1. ГОСТ Р 51305-99. Розничная торговля. Требования к обслуживающем персоналу. Введ.11.08.99.-М.:Издательство стандартов,2000.- 244с.
  2. Журнал «Современная торговля» 8/2015
  3. Информационно-правовой портал  «Практика торговли» [эл. ресурс]
  4. Режим доступа: www.retailnagazine.ru
  5. Информационно-правовой портал  « Консультант плюс» [эл. ресурс] –      Режим доступа: http://www.consultant.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам;
  • критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса;
  • правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности.

Устный опрос, самостоятельная работа

  • услуги розничной торговли, их классификацию и качество;
  • виды розничной торговой сети и их характеристику;
  • типизация и специализация розничной торговой сети;
  • особенности технологических планировок организаций торговли;
  • основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле;
  • основы товароснабжения в торговле;
  • основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота;
  • технология приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки;
  • правила торгового обслуживания и торговли товарами;
  • требования к обслуживающему персоналу;
  • нормативная документация по защите прав потребителей.

Письменный и устный опрос, тестирование, решение тестовых заданий. Заполнение бланков по форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК ПМ.02 Продажа продовольственных товаров 100701.01 Продавец, контролер-кассир

Рабочая программа учебной и производственной практик ПМ.02 Продажа продовольственных товаров составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО с учетом рекомендаций и ОПОП СПО по профессии 100701.01 П...

Рабочая программа по ОП.03. Организация и технология розничной торговли по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Рабочая программа по ОП.03. Организация и технология розничной торговли  по профессии  38.01.02  Продавец, контролер-кассир на 84 часа обязательной аудиторной нагрузки....

КТП "Организация и технология розничной торговли" для профессии 38.01.02 Продавец-контролер-кассир.

Календарно-тематический план по дисциплине ОП 03 "Организация и технология розничной торговли" для профессии 38.01.02 Продавец-контролер-кассир, обучающихся 2-го курса финансово-технологического...

КТП "Розничная торговля непродовольственными товарами" для профессии 38.01.02 Продавец-контролер-кассир.

Календарно-тематическое планирование по дисциплине МДК 0101 "Розничная торговля непродовольственными товарами" для профессии 38.01.02 Продавец-контролер-кассир, обучающихся 2 курса финансово-технологи...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...

ПРОГРАММА ОП.04 Организация и технология розничной торговли по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Программа  ОП.04 Организация и технология розничной торговли разработана на основе Федерального образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 38.01.02  Прода...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОПД. 6 «Безопасность жизнедеятельности» по профессии 38.01.02. «Продавец, контролёр-кассир» (2г.10мес)

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.07 Безопасность жизнедеятельности 1.1. Область применения программы:      Программа учебной дисциплины является частью основной профес...