Методическая разработка урока учебной практики на тему: Организация рабочего места для ручных работ. Инструменты и приспособления для ручных работ.
план-конспект урока

Павлюшина Алевтина Петровна

В конспекте урока урока представлены основные принципы организации рабочего места для ручных работи учебно-производственные работы по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka_organizatsiya_rab_mesta.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

План урока производственного обучения № 5

ФКОУ НПО Профессиональное училище № 324

Мастер  п/о  Павлюшина Алевтина  Петровна

Профессия: Швея, 19601

Группа № 123

Тема программы № 4: «Обучение приемам ручных работ». – 18 часов.

Тема урока:  «Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для ручных работ».

Материально – техническое оснащение: Набор ножниц, лекало,  ножницы                      

                          портновские, иглы ручные, нитки швейные, наперстки,  

                          манекен, натуральные образцы ручных стежков и строчек,  

                          стенд «Инструменты и приспособления для ручных работ»,

                          образцы тканей (2 шт – 25 х 22 см), мел, линейка, рабочий –

                          стол, инструкционная карта «Технические  условия

                          на завязывание узла», стенд «сегодня к уроку»,                            

                          презентация: «Организация рабочего места. Инструменты и  

                          приспособления для ручных работ», Инструкция по ОТ.

                         

Цели урока:  Образовательная: Сформировать у обучающихся умение  

                       правильно  выбирать и организовывать рабочее место,

                       ознакомить с рабочим местом, инструментом и

                       приспособлениями, умения правильно выполнять подготовку

                       материалов и рабочих инструментов их использование с

                       соблюдением правил  по ОТ.

                       Развивающая: Развить  техническое мышление при организации  

                       рабочего места и подбора материала, и  инструмента,  

                       сформировать профессиональный интерес  к работе ручным    

                       инструментом, активизировать память.

                       Воспитательная: Формирование положительных качеств

                       личности: «чувство локтя», коллективизма – товарищества;

                       аккуратности, вежливости, ответственности за порученную

                       работу.

Тип урока: Урок формирования первоначальных умений и навыков.

Учебно-производственные работы:

     1.  Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

2.  Подборка и подготовка материала и инструмента.

3.  Разметка линий, вдевание нитки в иглу, завязывание узла.

4.  Выполнение упражнений нанесения меловых линий, работа с ножницами.

Ход урока.

        

I. Организационная часть (3 мин)

  • Приветствие обучающихся
  • Проверка присутствующих (отметка отсутствующих по журналу).
  • Проверка внешнего вида.
  • Проверка готовности к занятию.

II. Вводный инструктаж   (1 час 20 мин)

Актуализация опорных знаний и мотивация

учебно-производственной деятельности.

  1. Сообщение темы  и цели урока.

презентация: «Организация рабочего места. Инструменты и  

                          приспособления для ручных работ».    

 Инструктаж по охране труда (Инструкция по охране труда для швей ручных профессий).

  1. Проверка знаний учащихся.
  • Работа обучающихся по тестам.
  • Устный опрос (фронтальный):

              3. Инструктирование учащихся по материалу урока:

план беседы: (с показом приёмов, плоскостных

и наглядных пособий, презентации)

        1.  Организация рабочего места  (презентация: «Организация рабочего  

              места. Инструменты и  приспособления для ручных работ».)

        2. Подборка и подготовка инструмента и материала. 

     Основной инструмент швеи ножницы, распарыватель (различной длины, конфигурации и углом заточки), ножницы – перекусы, иглы (ручные и вышивальные, машинные) прямые и фигурные - длиной 3 – 10  см, наперстки с донышком и без него, лекала, портновский метр, колышек, сантиметровая лента, портновские булавки, игольница, колодка для утюжки, утюг массой от 2,5 – 6 кг, распарыватель, манекен, швейные машины. Остальной инструмент, который потребуется для освоения приемов работы, выдается в период прохождения темы. Если не хватает инструмента на каждого учащегося, группа разбивается на бригады по 3—5 человек в зависимости от наличия инструмента, и в процессе урока учащиеся осваивают приемы работы по графику, чередуясь (о чем я вас предварительно буду уведомлять).

Инструмент личного пользования  выдается (под роспись – в журнале выдачи инструмента) по мере прохождения темы или операции, а затем остается  у обучащихся.

Хочу акцентировать ваше внимание на том, что абсолютно необходимым условием выполнения любой работы и тем более работы на швейных машинках является хорошее знание и точное выполнение безопасных способов работы. Необходимо строго выполнять правила безопасности труда — основное условие предотвращения несчастных случаев и поломки инструмента и оборудования.

Случаи травматизма, как правило возникают из-за плохой организации рабочего места. Особую опасность представляют  универсальные и специальные швейные машины. Поэтому до специального изучения правил безопасности при работе на этих швейных машинах и без разрешения мастера работать на них категорически запрещается.

Хочу обратить ваше внимание на текстильные материалы, которые обладают рядом особенностей, о которых необходимо помнить при их обработке. Так, например различное сопротивление тканей резанию в зависимости от того, в какой плоскости и под каким углом к волокнам оно производится, или  неоднородное неправильное строение, наличие пороков могут стать причиной травматизма, если их не учитывать. Неправильное строение волокон и утолщение ткани на отдельных участках, особенно при стачивании, часто вызывают перегрев иглы, ее поломку и изгиб, а иногда и разрыв нити.

Так же хочу сказать о том, что на безопасность работы влияет и
ваша утомляемость. Утомляемость может быть вызвана продолжительной и однообразной работой, неправильной рабочей позой, неверной хваткой инструмента, поэтому необходимо делать небольшие перерывы во время работы, а также правильно организовывать свое рабочее пространство.

Показ приемов вдевания иглы в нитку и завязывания узла  (использование  инструкционной и инструкционно-технологической карт).

3.  Копирование линий чертежа на кальку и материал.

        Показ приемов нанесения линий при помощи лекал (стенд «сегодня к    

   уроку», использование  инструкционной карты № 1).

4.  Выполнение разметки и резания согласно заданию.

                  Показ приемов разметки и выполнения кроя (квадрат  20 х 20 см)

               4. Закрепление материала вводного инструктажа.

                          Вопросы к учащимся: (презентация)

     III. Упражнения учащихся и текущий инструктаж   (4 часа 20 мин)

  1. Выполнение  учащимися упражнения по организации рабочего места с соблюдением правил ОТ.
  2. Подбор и подготовка материала и инструмента, вдевание нитки в иглу и завязывание узла (с использованием  инструкционной и инструкционно-технологической карт).
  3. Самостоятельное выполнение разметки (с использованием информации на стенде «сегодня к уроку»).
  4. Обход рабочих мест:
  • Первый целевой обход: для индивидуального инструктирования учащихся по отдельным видам работ.
  • Второй целевой обход: для выявления наиболее распространенных ошибок при выполнении упражнений.
  • Третий целевой обход: для отметки лучших работ с объяснением учащимися процесса выполнения своей работы.
  • Четвертый целевой обход: В случае выявления характерных, повторяющихся ошибок остановка рабочего процесса для проведения повторного текущего инструктажа с показом основных приёмов разметки и резания .

    IV. Заключительный  инструктаж.        (16 мин)

               Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся, разбор основных ошибок при выполнении рабочего задания.

      V. Домашнее задание  (1мин):

           Повторение темы «Организация рабочего места. Ручные работы».

                                Мастер п/о                                            А.П.Павлюшина

Приложение 1

Инструменты и приспособления для ручных работ

Инструкционная карта № 1

Технические условия на выполнение ручных

работ

  • Наметка вспомогательных линий производится по подсобным лекалам   или   линейкам.   Толщина  меловых   линий   не  должна
    превышать 0,1см.
  • При проверке кроя по лекалам внутренняя сторона меловой
    линии совпадает с контурами лекала.
  • Концы надсечек и линий разрезов детали не доходят до линии
    строчек на 0,1...0,15 см.
  • При переводе меловых линий резцом колесико резца должно
    проходить посередине намеленных линий.
  • При подготовке изделия к примерке и выполнении других
    строчек       временного       назначения        следует       применять
    хлопчатобумажную крученую пряжу, а так же нитки цветные или
    более соответствующих номеров.
  • Все сметочные работы выполняют на расстоянии 0,1...0,15см
    от намеченной линии в сторону среза детали так чтобы сметочные
    строчки при дальнейшей обработке не попадали под машинные
    строчки.
  • Концы   сметочных   строчек   закрепляют   1...2   обратными
    стежками.
  • Для удаления ниток сметывания необходимо разрезать их
    ножницами через каждые 10.. .15см, а затем вытянуть из ткани.
  • При выполнении ручных    строчек постоянного назначения
    применяют  нити,   совпадающие  по  цвету  с  материалом.   При
    изготовлении изделий из шерстяных и хлопчатобумажных тканей
    используются хлопчатобумажные нити № 50...80, для изделий из
    шелковых тканей - шелковые нитки № 65...75, для изделия из
    искусственных   синтетических  тканей  хлопчатобумажные   нити
    №60... 80.
  • Номера   игл   должны   соответствовать   толщине   ткани   и
    характеру выполняемых операций.
  • Длина стежков должна соответствовать размерам.
  • Концы внутренних строчек закрепляют 2-3 стежками.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ФКОУ НПО

Профессиональное училище № 324

_____________________В.В.Слащёв

«_____»__________________20___г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА № ____

ДЛЯ ШВЕЙ  РУЧНЫХ  ПРОФЕССИЙ

1.ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ

1.1.    К работе  швеями ручных профессий допускаются лица, прошедшие вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, Повторный инструктаж через каждые 3 мес.

1.2.   Рабочий обязан:

              - соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленного на предприятии;

              - соблюдать требования настоящей инструкции.

1.3.    Рабочий должен:

             - уметь оказать первую доврачебную помощь пострадавшему на производстве;

             - доложить о происшедшем несчастном случае на производстве бригадиру;

             - выполнять только порученную работу, не передавать её другим, быть внимательным и осмотрительным, не  

              отвлекаться самому и не отвлекать других.

              1.4.    Основные опасные производственные факторы: игла, ножницы, колышек.

1.5.    За невыполнение требований данной инструкции работник привлекается к ответственности согласно трудовому законодательству.

2. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕРЕД  НАЧАЛОМ  РАБОТЫ

              2.1.    Убедиться в исправности рабочей одежды.

              2.2.    Проверить рабочее место, убедиться, что оно достаточно освещено и не   загромождено.

3.ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ВО  ВРЕМЯ  РАБОТЫ.

              3.1.    Внимательно относиться к выполняемой работе.

3.2.    Пользоваться только исправными и удобными инструментами.

3.3.    Не выполнять ручные работы у вращающихся механизмов.

3.4.    Не держать ножницы, иглу, колышек остриём вверх.

3.5.    Соблюдать норму подъёма и переносы тяжести одним человеком: для женщин – не более 20 кг, для мужчин – не более 50 кг.

3.6.     Иголки, булавки и другие мелкие колющие предметы, должны размещаться в специально отведенном для них месте.

3.7.     Ножницы должны быть исправны, остро отточены и закрыты в нерабочем состоянии. Запрещается передавать ножницы через работающие механизмы. Передавать ножницы можно только кольцами  вперёд с сомкнутыми лезвиями.

3.8.    Хранить рабочий инструмент только в отведённом для этого месте..

           

              4. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  В  АВАРИЙНЫХ  СИТУАЦИЯХ.

4.1.    Если при прикосновении к металлической части машины будет ощущаться хотя бы лёгкое пощипывание, немедленно отключить машину и вызвать электрика.

               4.2.    В случае прокола пальца иглой или другой травмы, обратиться в медчасть.

           

               5. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПО  ОКОНЧАНИИ  РАБОТЫ.

 5.1.     Убрать инструменты в отведённое место

 5.2.    Привести в порядок рабочее место. О замеченных недостатках сообщить мастеру или   бригадиру.

 

  Инструкцию разработал:

  Мастер производственного обучения  __________________/Павлюшина А.П./

 Согласовано:

 ответственный за охрану труда ______________________________ /Т.В.Рой /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока учебной практики по теме «Отделка по трафарету»

данный урок содержит: пояснительную записку; план урока учебной практики; инструкционную карту; приложения...

Методическая разработка урока учебной практики по теме "Приготовление щей", профессия "Повар, кондитер"

Данная методическая разработка содержит основную часть, пояснительную записку, оценочный лист, тест, последовательность выполнения задания, схему приготовления, карточку задания - определение качества...

Методическая разработка урока учебной практики по теме "Приготовление вареников"

Урок учебной практики "Приготовление вареников" предполагает следующие цели:1. Усвоить, закрепить технологические знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению трудовых приемов и оп...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ на тему: «Выполнение работ по борьбе с сорной растительностью» Профессия 35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы»

Представляется урок учебной практики по профессиональному модулюПМ.02 Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбеРаздел 1. Возделывание сельскохозяйственных культ...

Методическая разработка урока учебной практики по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Методическая разработка урока учебной практики по профессии 15.01.05 "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))" разработчик мастер производственного обучения Барышев В....