Методическая разработка урока учебной практики на тему: Организация рабочего места для ручных работ. Инструменты и приспособления для ручных работ.
план-конспект урока
В конспекте урока урока представлены основные принципы организации рабочего места для ручных работи учебно-производственные работы по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_organizatsiya_rab_mesta.doc | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока производственного обучения № 5
ФКОУ НПО Профессиональное училище № 324
Мастер п/о Павлюшина Алевтина Петровна
Профессия: Швея, 19601
Группа № 123
Тема программы № 4: «Обучение приемам ручных работ». – 18 часов.
Тема урока: «Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для ручных работ».
Материально – техническое оснащение: Набор ножниц, лекало, ножницы
портновские, иглы ручные, нитки швейные, наперстки,
манекен, натуральные образцы ручных стежков и строчек,
стенд «Инструменты и приспособления для ручных работ»,
образцы тканей (2 шт – 25 х 22 см), мел, линейка, рабочий –
стол, инструкционная карта «Технические условия
на завязывание узла», стенд «сегодня к уроку»,
презентация: «Организация рабочего места. Инструменты и
приспособления для ручных работ», Инструкция по ОТ.
Цели урока: Образовательная: Сформировать у обучающихся умение
правильно выбирать и организовывать рабочее место,
ознакомить с рабочим местом, инструментом и
приспособлениями, умения правильно выполнять подготовку
материалов и рабочих инструментов их использование с
соблюдением правил по ОТ.
Развивающая: Развить техническое мышление при организации
рабочего места и подбора материала, и инструмента,
сформировать профессиональный интерес к работе ручным
инструментом, активизировать память.
Воспитательная: Формирование положительных качеств
личности: «чувство локтя», коллективизма – товарищества;
аккуратности, вежливости, ответственности за порученную
работу.
Тип урока: Урок формирования первоначальных умений и навыков.
Учебно-производственные работы:
1. Организация рабочего места для выполнения ручных работ.
2. Подборка и подготовка материала и инструмента.
3. Разметка линий, вдевание нитки в иглу, завязывание узла.
4. Выполнение упражнений нанесения меловых линий, работа с ножницами.
Ход урока.
I. Организационная часть (3 мин)
- Приветствие обучающихся
- Проверка присутствующих (отметка отсутствующих по журналу).
- Проверка внешнего вида.
- Проверка готовности к занятию.
II. Вводный инструктаж (1 час 20 мин)
Актуализация опорных знаний и мотивация
учебно-производственной деятельности.
- Сообщение темы и цели урока.
презентация: «Организация рабочего места. Инструменты и
приспособления для ручных работ».
Инструктаж по охране труда (Инструкция по охране труда для швей ручных профессий).
- Проверка знаний учащихся.
- Работа обучающихся по тестам.
- Устный опрос (фронтальный):
3. Инструктирование учащихся по материалу урока:
план беседы: (с показом приёмов, плоскостных
и наглядных пособий, презентации)
1. Организация рабочего места (презентация: «Организация рабочего
места. Инструменты и приспособления для ручных работ».)
2. Подборка и подготовка инструмента и материала.
Основной инструмент швеи ножницы, распарыватель (различной длины, конфигурации и углом заточки), ножницы – перекусы, иглы (ручные и вышивальные, машинные) прямые и фигурные - длиной 3 – 10 см, наперстки с донышком и без него, лекала, портновский метр, колышек, сантиметровая лента, портновские булавки, игольница, колодка для утюжки, утюг массой от 2,5 – 6 кг, распарыватель, манекен, швейные машины. Остальной инструмент, который потребуется для освоения приемов работы, выдается в период прохождения темы. Если не хватает инструмента на каждого учащегося, группа разбивается на бригады по 3—5 человек в зависимости от наличия инструмента, и в процессе урока учащиеся осваивают приемы работы по графику, чередуясь (о чем я вас предварительно буду уведомлять).
Инструмент личного пользования выдается (под роспись – в журнале выдачи инструмента) по мере прохождения темы или операции, а затем остается у обучащихся.
Хочу акцентировать ваше внимание на том, что абсолютно необходимым условием выполнения любой работы и тем более работы на швейных машинках является хорошее знание и точное выполнение безопасных способов работы. Необходимо строго выполнять правила безопасности труда — основное условие предотвращения несчастных случаев и поломки инструмента и оборудования.
Случаи травматизма, как правило возникают из-за плохой организации рабочего места. Особую опасность представляют универсальные и специальные швейные машины. Поэтому до специального изучения правил безопасности при работе на этих швейных машинах и без разрешения мастера работать на них категорически запрещается.
Хочу обратить ваше внимание на текстильные материалы, которые обладают рядом особенностей, о которых необходимо помнить при их обработке. Так, например различное сопротивление тканей резанию в зависимости от того, в какой плоскости и под каким углом к волокнам оно производится, или неоднородное неправильное строение, наличие пороков могут стать причиной травматизма, если их не учитывать. Неправильное строение волокон и утолщение ткани на отдельных участках, особенно при стачивании, часто вызывают перегрев иглы, ее поломку и изгиб, а иногда и разрыв нити.
Так же хочу сказать о том, что на безопасность работы влияет и
ваша утомляемость. Утомляемость может быть вызвана продолжительной и однообразной работой, неправильной рабочей позой, неверной хваткой инструмента, поэтому необходимо делать небольшие перерывы во время работы, а также правильно организовывать свое рабочее пространство.
Показ приемов вдевания иглы в нитку и завязывания узла (использование инструкционной и инструкционно-технологической карт).
3. Копирование линий чертежа на кальку и материал.
Показ приемов нанесения линий при помощи лекал (стенд «сегодня к
уроку», использование инструкционной карты № 1).
4. Выполнение разметки и резания согласно заданию.
Показ приемов разметки и выполнения кроя (квадрат 20 х 20 см)
4. Закрепление материала вводного инструктажа.
Вопросы к учащимся: (презентация)
III. Упражнения учащихся и текущий инструктаж (4 часа 20 мин)
- Выполнение учащимися упражнения по организации рабочего места с соблюдением правил ОТ.
- Подбор и подготовка материала и инструмента, вдевание нитки в иглу и завязывание узла (с использованием инструкционной и инструкционно-технологической карт).
- Самостоятельное выполнение разметки (с использованием информации на стенде «сегодня к уроку»).
- Обход рабочих мест:
- Первый целевой обход: для индивидуального инструктирования учащихся по отдельным видам работ.
- Второй целевой обход: для выявления наиболее распространенных ошибок при выполнении упражнений.
- Третий целевой обход: для отметки лучших работ с объяснением учащимися процесса выполнения своей работы.
- Четвертый целевой обход: В случае выявления характерных, повторяющихся ошибок остановка рабочего процесса для проведения повторного текущего инструктажа с показом основных приёмов разметки и резания .
IV. Заключительный инструктаж. (16 мин)
Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся, разбор основных ошибок при выполнении рабочего задания.
V. Домашнее задание (1мин):
Повторение темы «Организация рабочего места. Ручные работы».
Мастер п/о А.П.Павлюшина
Приложение 1
Инструменты и приспособления для ручных работ
Инструкционная карта № 1
Технические условия на выполнение ручных
работ
- Наметка вспомогательных линий производится по подсобным лекалам или линейкам. Толщина меловых линий не должна
превышать 0,1см. - При проверке кроя по лекалам внутренняя сторона меловой
линии совпадает с контурами лекала. - Концы надсечек и линий разрезов детали не доходят до линии
строчек на 0,1...0,15 см.
- При переводе меловых линий резцом колесико резца должно
проходить посередине намеленных линий. - При подготовке изделия к примерке и выполнении других
строчек временного назначения следует применять
хлопчатобумажную крученую пряжу, а так же нитки цветные или
более соответствующих номеров.
- Все сметочные работы выполняют на расстоянии 0,1...0,15см
от намеченной линии в сторону среза детали так чтобы сметочные
строчки при дальнейшей обработке не попадали под машинные
строчки. - Концы сметочных строчек закрепляют 1...2 обратными
стежками.
- Для удаления ниток сметывания необходимо разрезать их
ножницами через каждые 10.. .15см, а затем вытянуть из ткани. - При выполнении ручных строчек постоянного назначения
применяют нити, совпадающие по цвету с материалом. При
изготовлении изделий из шерстяных и хлопчатобумажных тканей
используются хлопчатобумажные нити № 50...80, для изделий из
шелковых тканей - шелковые нитки № 65...75, для изделия из
искусственных синтетических тканей хлопчатобумажные нити
№60... 80. - Номера игл должны соответствовать толщине ткани и
характеру выполняемых операций. - Длина стежков должна соответствовать размерам.
- Концы внутренних строчек закрепляют 2-3 стежками.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФКОУ НПО
Профессиональное училище № 324
_____________________В.В.Слащёв
«_____»__________________20___г.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА № ____
ДЛЯ ШВЕЙ РУЧНЫХ ПРОФЕССИЙ
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К работе швеями ручных профессий допускаются лица, прошедшие вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, Повторный инструктаж через каждые 3 мес.
1.2. Рабочий обязан:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленного на предприятии;
- соблюдать требования настоящей инструкции.
1.3. Рабочий должен:
- уметь оказать первую доврачебную помощь пострадавшему на производстве;
- доложить о происшедшем несчастном случае на производстве бригадиру;
- выполнять только порученную работу, не передавать её другим, быть внимательным и осмотрительным, не
отвлекаться самому и не отвлекать других.
1.4. Основные опасные производственные факторы: игла, ножницы, колышек.
1.5. За невыполнение требований данной инструкции работник привлекается к ответственности согласно трудовому законодательству.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Убедиться в исправности рабочей одежды.
2.2. Проверить рабочее место, убедиться, что оно достаточно освещено и не загромождено.
3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
3.1. Внимательно относиться к выполняемой работе.
3.2. Пользоваться только исправными и удобными инструментами.
3.3. Не выполнять ручные работы у вращающихся механизмов.
3.4. Не держать ножницы, иглу, колышек остриём вверх.
3.5. Соблюдать норму подъёма и переносы тяжести одним человеком: для женщин – не более 20 кг, для мужчин – не более 50 кг.
3.6. Иголки, булавки и другие мелкие колющие предметы, должны размещаться в специально отведенном для них месте.
3.7. Ножницы должны быть исправны, остро отточены и закрыты в нерабочем состоянии. Запрещается передавать ножницы через работающие механизмы. Передавать ножницы можно только кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
3.8. Хранить рабочий инструмент только в отведённом для этого месте..
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
4.1. Если при прикосновении к металлической части машины будет ощущаться хотя бы лёгкое пощипывание, немедленно отключить машину и вызвать электрика.
4.2. В случае прокола пальца иглой или другой травмы, обратиться в медчасть.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
5.1. Убрать инструменты в отведённое место
5.2. Привести в порядок рабочее место. О замеченных недостатках сообщить мастеру или бригадиру.
Инструкцию разработал:
Мастер производственного обучения __________________/Павлюшина А.П./
Согласовано:
ответственный за охрану труда ______________________________ /Т.В.Рой /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока учебной практики по теме "Венецианская штукатурка"
методическая разработка...
методическая разработка урока учебной практики по теме «Отделка по трафарету»
данный урок содержит: пояснительную записку; план урока учебной практики; инструкционную карту; приложения...
Методическая разработка урока учебной практики по теме "Приготовление щей", профессия "Повар, кондитер"
Данная методическая разработка содержит основную часть, пояснительную записку, оценочный лист, тест, последовательность выполнения задания, схему приготовления, карточку задания - определение качества...
Методическая разработка урока учебной практики по теме "Приготовление вареников"
Урок учебной практики "Приготовление вареников" предполагает следующие цели:1. Усвоить, закрепить технологические знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению трудовых приемов и оп...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ на тему: «Выполнение работ по борьбе с сорной растительностью» Профессия 35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы»
Представляется урок учебной практики по профессиональному модулюПМ.02 Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбеРаздел 1. Возделывание сельскохозяйственных культ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ разработка урока учебной практики на тему: «Монтажно-сборочные работы узлов водопровода» по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».
Разработанный урок учебной практики на тему "Монтажно-сборочные работы узлов водопровода"...
Методическая разработка урока учебной практики по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Методическая разработка урока учебной практики по профессии 15.01.05 "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))" разработчик мастер производственного обучения Барышев В....