Методическая разработка по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" для преподавателей СПО
методическая разработка

Тетачко Светлана Ивановна

Методическая разработка по теме "Методы исследования" в рамках дисциплины "Основы учебно-исследовательской деятельности для студентов СПО, обучающихся по специальностям в области моды и сферы обслуживания. Методическая разработка включает лекцию по теме, методические ркомендации по выполению практической работы, а также результаты практической работы студентов - анкету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_2._metodiy_issledovaniya.doc133 КБ
Microsoft Office document icon pr_no_2.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon anketa.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 2 Способы получения и переработки информации

Тема 2.1. «Методы исследования» (2 часа)

Тема 2.2. «Теоретические методы исследования» (2 часа)

Тема 2.3. «Эмпирические методы исследования» (2 часа)

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Методы исследования.

2. Классификация методов исследования: теоретические методы; эмпирические методы; математические и статистические методы обработки исследовательского материала.

2. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.

3. Эмпирические методы: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.), эксперимент.

1. Методы исследования и их  классификация.

           Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.

             Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта):

  • концептуальный компонент – представления об одной из возможных форм исследуемого объекта;
  • операционный компонент – предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта;
  • логический компонент – правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания.

             Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

            Научный метод – это система правил и предписаний, направляющих человеческую деятельность (производственную, политическую, культурную, научную, образовательную и т.д.) к достижению поставленной цели.

            Если методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), то метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем.

            Метод (гр. methodos) это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ и образ действий.

            Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

             Из определения метода вытекает, что существуют две большие группы методов: познания (исследования) и практического действия (преобразовательные методы. 

               Методы исследования — приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. С помощью этой группы методов получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя: его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования.
              Методы подразделяются на следующие:

• всеобщий, или философский, общенаучные и методы частных наук;

 • констатирующие и преобразующие;

• эмпирические и теоретические;

• качественные и количественные;

• содержательные и формальные;
• методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;

• описания, объяснения и прогноза;

• обработки результатов исследования.
            Следующую
классификацию методов научного исследования рассмотрим более подробно и выделим их виды:

- эмпирические,

- теоретические,

- количественные

- качественные.

Два уровня научного исследования: эмпирический и теоретический,

их основные методы

              В философии науки выделяются методы эмпирического и теоретического познания.

             Эмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом.  

              Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.

               В теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания используются следующие виды научных методов:

Теоретический научный метод

Эмпирический научный метод

теория (др.-греч. θεωρ?α «рассмотрение, исследование») —система непротиворечивых, логически взаимосвязанных утверждений, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления.

эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Одно из главных требований к эксперименту — его воспроизводимость.

гипотеза (др.-греч. ?π?θεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

научное исследование — процесс изучения, эксперимента и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Виды исследований: -фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применении;. - прикладное исследование.

закон — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом

наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение. Виды: - непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств; - опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств.

идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования

измерение — это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.

формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях

 

 

рефлексия – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания

индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знанию общего процесса

дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению

абстрагирование -отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.)

классификация —объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.)

            Методами, которые используются на обоих уровнях, являются:

  • анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;
  • синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;
  • аналогия - это заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
  • моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.

2. Теоретические методы исследования

              Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал  для успешного его изучения.

            1. Диалектика – общенаучный метод, представляющий логику содержательного творческого мышления.

В науке: Диалектика – всеобщий метод познания истины.

            2. Доказательство – метод, подразумевающий рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже установлена.

          В доказательстве различаются:

 - тезис – утверждение, которое нужно доказать,

- основание (или аргументы) - те утверждения, с помощью которых доказывается тезис.

            3. Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.

             4. Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.

           5. Сравнение – это нахождение сходства или различия между объектами.

          С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка.

           Сравнение – это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами.

           

             6. Конкретизация – процесс, нахождения целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного.  Исследователь первоначально образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного.

            7. Обобщение – это выделение и фиксация относительно устойчивых свойств объектов и их отношений.

Обобщение подразумевает отображение свойств и отношений объектов независимо от частных и случайных условий их наблюдения.

            8. Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.

          9. Идеализация – это мысленное представление объектов или явлений, не существующих в действительности, но имеющих в ней прообразы.

           10. Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.

            11. Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.

           12. Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.

           13. Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.

           14. Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.

           15. Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

           16. Мысленный эксперимент – представление идеальных объектов и их взаимодействий, которые могли бы иметь место в реальном эксперименте.

           При этом идеальные модели и объекты помогают выявить «в чистом виде» наиболее важные, существенные связи и отношения, мысленно проиграть возможные ситуации, отсеять ненужные варианты.

           Эрвин Шрёдингер описал мысленный эксперимент с котом в 1935 году. Оригинальная версия описания эксперимента представлена в Википедии (Кот Шредингера)

            Вот версия описания эксперимента Кот Шредингера простыми словами:

  • В закрытый стальной ящик поместили кота.
  • В «ящике Шредингера» есть устройство с радиоактивным ядром и ядовитым газом, помещённым в ёмкость.
  • Ядро может распасться в течение 1 часа или нет. Вероятность распада – 50%.
  • Если ядро распадётся, то счётчик Гейгера зафиксирует это. Сработает реле и молоточек разобьёт ёмкость с газом. Котик Шрёдингера умрёт.
  • Если – нет, то шредингеровский кот будет жив.

            Согласно закону «суперпозиции» квантовой механики в то время, когда мы не наблюдаем за системой, ядро атома (а следовательно, и кот) находится в 2-х состояниях одновременно. Ядро находится в состоянии распавшееся/нераспавшееся. А кот – в состоянии жив/мертв одновременно.

           Но мы точно знаем, если «ящик Шредингера» открыть, то кот может быть только в одном из состояний:

  • если ядро не распалось – наш кот жив
  • если ядро распалось – котик мёртв

           Парадокс эксперимента заключается в том, что согласно квантовой физике: до открытия коробки кот, и жив, и мёртв одновременно, но согласно законам физики нашего мира – это невозможно. Кот может быть в одном конкретном состоянии – быть живым или быть мёртвым. Нет смешанного состояния «кот жив/мёртв» одновременно.

            Теперь разгадка. Обратите внимание на особую загадку квантовой механики – парадокс наблюдателя. Объект микромира (в нашем случае, ядро) находится в нескольких состояниях одновременно только пока мы не наблюдаем за системой.

              Исходя из этого, современное копенгагенское пояснение (интерпретация) феномена «Кота Шредингера» звучит так: Пока никто не наблюдает за системой «кот-ядро», ядро находится в состоянии распавшееся/нераспавшееся одновременно. Но ошибочно утверждать, что и кот жив/мёртв одновременно. Почему? Да потому что в макросистемах квантовые явления не наблюдаются. Правильнее говорить не о системе «кот-ядро», а о системе «ядро-детектор (счётчик Гейгера)».

             Ядро выбирает одно из состояний (распавшееся/нераспавшееся) в момент наблюдения (или измерения). Но этот выбор происходит не в тот момент, когда экспериментатор открывает ящик (открытие ящика происходит в макромире, очень далёком от мира ядра). Ядро выбирает своё состояние в момент, когда оно попадает в детектор.

           Теорема о бесконечных обезьянах

           Исходя из этого эксперимента, абстрактная обезьяна, если будет в хаотичном порядке бить по клавишам печатного механизма в течение вечности, в один из моментов сможет напечатать любой текст, заданный изначально, например, «Гамлета» Шекспира.

           По воплощению этого эксперимента в жизнь даже были предприняты попытки: преподаватели и студенты Плимутского университета собрали две тысячи долларов, чтобы выдать шести макакам в зоопарке компьютер. Прошёл месяц, но «испытуемые» так и не достигли успеха – их литературные наследие содержит всего пять страниц, где преобладает буква «S». Компьютер же был практически полностью уничтожен. Но сами экспериментаторы сказали, что извлекли из своего проекта много полезного.

3. Эмпирические методы исследования

              Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

              Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

              1. Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в Интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.

              2. Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.

              3. Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы. 

             Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие объектов и явлений внешнего мира, связанное с решением определенной научной задачи.

             Наблюдение – наиболее информативный метод исследования.

             Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов.

             В зависимости от целей, которые преследуются в процессе наблюдения, последнее может быть научным и ненаучным.

             Научные наблюдения предполагают получение определенной информации для дальнейшего теоретического осмысления и истолкования, для утверждения или опровержения какой-либо гипотезы и пр.

              Научное наблюдение складывается из следующих процедур:

- определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?);

- выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?);

- выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?);

- выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

            По способу организации наблюдения оно может быть:

- открытым и скрытым, полевым и лабораторным,

            По способу получения информации наблюдения подразделяются на:

- непосредственные и инструментальные.

            По объему охвата изучаемых объектов различают:

- сплошные и выборочные наблюдения;

            По частоте:

– постоянные, периодические и однократные.

            Частным случаем наблюдения является самонаблюдение, достаточно широко используемое, например, в психологии.

           Однако наблюдение как метод познания обладает рядом существенных недостатков. Личные особенности исследователя, его интересы, наконец, его психологическое состояние могут значительно повлиять на результаты наблюдения.

            Еще в большей степени подвержены искажению объективные результаты наблюдения в тех случаях, когда исследователь ориентирован на получение определенного результата, на подтверждение существующей у него гипотезы.

           Недостаток наблюдения – субъективность.

           4. Измерение – это познавательный процесс, заключающийся в сравнении данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения. Используется в любой человеческой деятельности. Так, практически каждый человек в течение суток десятки раз проводит измерения, смотря на часы.

            5. Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.

           Опытная работа – нестрогая исследовательская процедура, в которой исследователь вносит изменения в объект, исходя из представления целесообразности

           Эксперимент – это совершенно строгая процедура, где исследователь должен строго следовать требованиям эксперимента.

           Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях.

           Основной принцип эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.

             6. Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

            Опрос – это процесс получения требующейся информации посредством ответов респондентов (опрашиваемых субъектов) на вопросы исследователя. Этот эмпирический метод применяется только в общественных и гуманитарных науках.

             Виды опроса:

- Устный опрос (беседа, интервью).

            Суть метода понятна из его названия. Во время опроса у спрашивающего налицо личный контакт с отвечающим, то есть он имеет возможность видеть, как отвечающий реагирует на тот или другой вопрос.

            Наблюдатель может в случае надобности задавать различные дополнительные вопросы и таким образом получать дополнительные данные по некоторым неосвещенным вопросам.

           Устные опросы дают конкретные результаты, и с их помощью можно получить исчерпывающие ответы на сложные вопросы, интересующие исследователя. Однако на вопросы «щекотливого» характера опрашиваемые отвечают письменно гораздо откровеннее и ответы при этом дают более подробные и основательные.

           На устный ответ отвечающий затрачивает меньше времени и энергии, чем на письменный. Однако такой метод имеет и свои отрицательные стороны. Все отвечающие находятся в неодинаковых условиях, некоторые из них могут получить через наводящие вопросы исследователя добавочную информацию; выражение лица или какой-либо жест исследователя оказывает некоторое воздействие на отвечающего.

           Вопросы, используемые для интервью, заблаговременно планируются и составляется вопросник, где должно быть оставлено место и для записи (протоколирования) ответа.

           Требования к проведению вопроса:

1) опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным;

2) более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные – позднее;

2) вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;

3) вопросы не должны противоречить этическим нормам.

4) во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине, без посторонних свидетелей;

5) каждый устный вопрос прочитывается с вопросного листа (вопросника) дословно, в неизменном виде;

6) точно придерживается порядок следования вопросов; отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующие за очередным вопросы;

7) интервью должно быть кратковременным – от 15 до 30 минут в зависимости от возраста и интеллектуального уровня опрашиваемых;

8) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.);

9) интервьюирующий может в случае надобности, если данный ответ неясен, задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например: «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее!»).

10) ответы записываются в вопросник только во время опроса.

          В дальнейшем ответы анализируются и интерпретируются.

- Письменный опрос – анкетирование.

           В его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета), а ответы респондентов (опрашиваемых) на все позиции вопросника составляют искомую эмпирическую информацию.

           Качество эмпирической информации, получаемой в результате анкетирования, зависит от таких факторов, как:

- формулировка вопросов анкеты, которые должны быть понятны опрашиваемому;

- квалификация,

- опыт,

- добросовестность,

- психологические особенности исследователей;

- ситуация опроса, его условия;

- эмоциональное состояние опрашиваемых;

- обычаи и традиции, представления, житейская ситуация;

а также – отношение к опросу.

           Поэтому, используя такую информацию, всегда необходимо делать поправку на неизбежность субъективных искажений вследствие специфического индивидуального «преломления» ее в сознании опрашиваемых. А там, где речь идет о принципиально важных вопросах, наряду с опросом обращаются и к другим методам – наблюдению, экспертным оценкам, анализу документов.

           Особое внимание уделяется разработке вопросника – анкеты, содержащей серию вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезой исследования.

            Анкета должна отвечать следующим требованиям:

- быть обоснованной относительно целей ее использования, то есть обеспечивать получение искомой информации;

- иметь устойчивые критерии и надежные шкалы оценок, адекватно отражающие изучаемую ситуацию;

- формулировка вопросов должна быть понятна опрашиваемому и непротиворечива;

- вопросы анкеты не должны вызывать отрицательных эмоций у респондента (отвечающего).

          Вопросы могут носить закрытую или открытую форму.

          Закрытым называется вопрос, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Опрашиваемый только отмечает тот вариант, который совпадает с его мнением.

          Такая форма анкеты значительно сокращает время заполнения и делает одновременно анкету пригодной для обработки на компьютере. Но иногда есть необходимость узнать непосредственно мнение опрашиваемого по вопросу, исключающему заранее подготовленные варианты ответов. В этом случае прибегают к открытым вопросам.

            Отвечая на открытый вопрос, отвечающий руководствуется только собственными представлениями. Следовательно, такой ответ более индивидуализирован.

            Повышению достоверности ответов способствует и соблюдение ряда других требований. Одно из них состоит в том, чтобы респонденту была обеспечена возможность уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение. Для этого шкала оценок должна предусматривать варианты ответов: «трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «бывает по-разному», «когда как», и т.п. Но преобладание в ответах таких вариантов является свидетельством либо некомпетентности респондента, либо непригодности формулировки вопроса для получения нужной информации.

           Для того чтобы получить достоверные сведения об исследуемом явлении, процессе, не обязательно опрашивать весь контингент, так как объект исследования может быть численно очень большим. В тех случаях, когда объект исследования превышает несколько сот человек, применяется выборочное анкетирование.

4. Количественные методы исследования

             Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

5. Качественные методы исследования

           Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

            Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы социологического исследования

            Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

         Эксперимент Джонса
        Эксперимент, который проводился учителем истории Роном Джонсом в апреле 1967 г. в Cubberley High School в Калифорнии.
         Размышления о том, как немецкий народ мог поддерживать нацизм, примерно в то же время обернулись экспериментом по созданию организации с тоталитарной идеологией. Учитель истории калифорнийской школы Рон Джонс решил на практике объяснить десятиклассникам, почему нацистская идеология была так популярна. Эти занятия длились всего неделю.

            Сначала учитель рассказал о силе дисциплины: он требовал сидеть за партами смирно, входить и выходить из класса бесшумно и по первому же распоряжению.  Школьники с удовольствием стали втягиваться в эту игру. Потом были уроки о силе общности: подростки скандировали лозунг «Сила в дисциплине, сила в общности», встречали друг друга специфическим приветствием, получили членские билеты и создали символику организации под названием «Третья волна».

              Наконец, дошло до «силы действия». На этом этапе в организацию вовлекали новых участников, а внутри появились ответственные за поиск «клеветников» и инакомыслящих. С каждым днём на эти занятия стало ходить всё больше людей.

Даже директор школы приветствовал ученого салютом «Третьей волны»

              В четверг учитель рассказал школьникам, будто они участвуют в общегосударственной программе и такие организации создаются в разных штатах. В будущем, согласно этой легенде, молодёжь должна была бы поддержать нового кандидата в президенты. Джон анонсировал телеобращение в полдень пятницы, когда якобы должны были объявить мобилизацию «Третьей волны». В час икс в аудитории перед телевизором собралось около 200 школьников. Естественно, никакого обращения не было. Учащимся объяснили, что это пример того, насколько нацизму легко было бы укорениться даже в демократической стране. Подростки расходились подавленными, некоторые — со слезами на глазах. Примечательно, что широкой общественности об эксперименте Джонса стало известно лишь спустя годы.

           При этом со стороны членов "Третьей волны" постепенно росла дискриминация по отношению к ученикам, не являющихся участниками движения (некоторые из них были избиты, не допускались в класс, подвергались слежке и т.д.)

           В конце концов, эксперимент вышел из-под контроля и был остановлен

           Стэнфордский тюремный эксперимент
          Эксперимент был проведён в 1971г. в США психологом
 Филиппом Зимбардо по заказу ВМФ США.
           Эксперимент представляет собой исследование реакции человека на лишение свободы. Группу добровольцев из 24 молодых мужчин с помощью жребия разделили на "заключённых" и "надзирателей". Были созданы специальные условия, чтобы "заключённые" чувствовали дискомфорт (неудобные халаты, отсутствие нижнего белья, ограничения в принятии душа и т.д.), а "охранники" напротив, были бы уверены в себе.
           Эксперимент вышел из-под контроля и был прерван досрочно. Во второй день эксперимента "заключённые" учинили бунт. Двое участников эксперимента оказались на грани нервного срыва и были вынуждены прервать своё участие. У большинства "арестантов" были замечены психологические проблемы. В то же время у каждого третьего "охранника" обнаружились садистские наклонности. Многие "надзиратели" добровольно выходили работать сверхурочно и сожалели о прекращении эксперимента.

            Студентам рекомендуется посмотреть:

            «Я и другие» - научно-популярный фильм 1971 года – психологические эксперименты о влиянии мнения окружающих на человека.



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 2

Разработка и обсуждение анкеты для выявления потребностей в услугах стилиста

Тема 2. Способы получения и переработки информации

Задание:

Составить анкету из 10 вопросов  

Цель задания:

Закрепление знаний о эмпирических методах исследования

Форма выполнения

Составление анкеты в тетради

Последовательность выполнения задания:

  1. Определить цель анкетирования
  2. Составить паспортичку анкеты
  3. Анкета должна содержать введение, основную часть из 10 до 15 вопросов и  демографическую часть
  4. Вопросы анкеты должны быть направлены на выявление потребностей среднего класса жителей  г. Санкт-Петербурга (удовлетворение эстетических потребностей, потребностей в модной одежде, прическе, модному образу, частота посещения стилиста, места для посещения, стоимость  услуг и др.)
  5. При составлении анкеты необходимо использовать разные виды вопросов.

Повторение теоретического материала

Анкетирование (анкетный опрос) на сегодняшний день является одним из наиболее популярных и оперативных способов сбора первичной социологической информации. Основными участниками анкетирования являются анкетер (от франц. enquete, буквально – расследование, т.е. человек, проводящий анкетный опрос) и респондент (от лат. Responsum – ответ, т.е. человек, служащий источником информации и заполняющий анкету).

Анкета – социологический инструментарий опроса, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, направленных на получение необходимой информации.

Структура анкеты.

 Анкета обычно состоит из введения, основной части и паспортички (демографического блока).

Во введении содержится обращение к респонденту, указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция заполнения анкеты.

Основная часть анкеты содержит вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы. Начинают анкету простые вопросы, вводящие респондента в контекст обсуждаемых проблем. Более сложные вопросы, требующие серьезных размышлений, обычно размещают в середине анкеты. Завершают анкету более легкие вопросы.

Демографическая часть (паспортичка) может содержать вопросы о статусе респондента, например, пол, возраст, образование, место жительства и др., если это необходимо для исследования.

Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Благодарим за участие в исследовании!», «Большое спасибо за Ваши ответы», «Благодарим за сотрудничество!» и т.п.

Виды вопросов

1. По форме обычно определяют следующие виды вопросов: закрытые (альтернативные не альтернативные), полузакрытые и открытые вопросы.

  • Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, респондент только обводит кружком код или порядковой номер того варианта, который совпадает с его мнением. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на компьютере.
  • Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные.

Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, всегда составляет 100%.

Например:

3. Участвовали ли Вы ранее в окружных конференциях проектных и исследовательских работ?

3.1. Да, участвовал

3.2. Нет, не участвовал.

Не альтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%.

Например:

5. В каких конференциях проектных и исследовательских работ Вы принимали участие? 5.1. В школьных.

5.2. В окружных.

5.3. В городских.

5.4. В федеральных.

5.5. В вузовских.

  • Полузакрытый вопрос предполагает, что респондент может помимо предлагаемых в анкете ответов предложить свой вариант.

Подобные вопросы анкетеры используют в тех случаях, когда не уверены, что знают все возможные варианты суждений.

Например:

7. Что Вы приобрели благодаря участию в конференциях проектных и исследовательских работ?

7.1. Стал лучше учиться.

7.2. Появился повышенный интерес к изучаемым учебным предметам.

7.3. Определился с выбором будущей профессии.

7.4. Приобрел опыт публичного выступления.

7.5. …

  • Открытый вопрос предполагает, что респондент сам высказывает свое мнение во всей полноте без подсказок со стороны анкетера. Конечно, при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию, чем при закрытых вопросах, но и обрабатывать, обобщать эту информацию значительно сложнее.

Например:

 4.Напишите затруднения, с которыми Вы столкнулись в период разработки проекта или осуществления учебного исследования.

4.1.

4.2.

4.3.

Вышеперечисленные вопросы могут быть прямыми и косвенными.

Прямой вопрос позволяет получить от респондента прямую информацию.

Например:

 2.Удовлетворены ли Вы публичной презентацией своего проекта?

2.1. Да, удовлетворен полностью.

2.2. Удовлетворен частично.

2.3. Нет, не удовлетворен полностью.

  • Косвенные вопросы преимущественно задаются в тех случаях, когда требуется от респондентов проявления критического от ношения к себе, оценки каких либо негативных явлений действительности. Косвенная форма позволяет сгладить личностную окраску вопроса.

Например:

3. Просим Вас закончить следующую фразу: «Когда говорят, что успех проекта зависит на 90% от научного руководителя, я думаю, что…»

2. По значимости и роли в анкете обычно определяют основные и не основные вопросы.

  • Основные вопросы направлены на сбор информации об исследуемом явлении.

Например:

9. Выпишите в строчку номера высказываний в порядке убывания их важности: «Я занимаюсь проектной и исследовательской деятельностью, потому что…»

  1. Хочу знать больше.
  2. Хочу получить хорошие отметки в семестре (аттестате).
  3. Содержание этой деятельности, возможно, связано с моей будущей профессией.
  4. Мне нравится научный руководитель.
  5. Работа над проектом, исследованием проходит интересно.
  6. В школе этот вид деятельности обязателен для всех.
  7. Чтобы не отставать от одноклассников, друзей.
  8. Это важно для родителей.
  9. Это позволяет мне творчески самореализоваться.

  • Не основные вопросы выполняют служебные функции: проверяют искренность респондента, помогают ему понять смысл основного вопроса и т.п. Вопросы- фильтры позволяют установить адресат основного вопроса.

Например:

3. Были ли Вы участником прошлогодней конференции проектных и исследовательских работ?

3.1. Да.

3.2. Нет.

4. Если Вы участвовали, то оцените по 5 – бальной шкале проведение данной конференции:  

1  2  3  4  5.  

3. По содержанию обычно выделяют вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента: 

  • Вопросы о фактах сознания направлены на выявления мнений, пожеланий, планов на будущее и т.п.

Например:

5.Если бы время повернуть вспять, стали бы Вы снова выполнять данный проект, исследование? Почему?

  • Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия и результаты деятельности людей.

Например:

2. Сколько времени у Вас заняла работа над проектом, исследованием? (Обведите кружком только один номер предполагаемого ответа.)

2.1. Один месяц и менее.

2.2. От одного до трех месяцев.

2.3. От трех до шести месяцев.

2.4. Более года.

  • Вопросы о личности респондента составляют социально демографический блок (паспортичку) анкеты и устанавливаю, если это необходимо для исследования, половозрастной или социальный статус респондента, например, пол, возраст, образование, место жительства и др.

Требования к анкете

1. Необходимо учитывать количество вопросов в анкете. Чрезмерное количество вопросов может вызвать у респондента не только чувство усталости, но и раздражения. Для глубокого исследования считается наиболее оптимальным заполнение анкеты в течение 15–30 минут, чему соответствует 15–25 вопросов. Однако при проведении, например, оперативных социологических исследований оптимальный объем опросника составляет 10 вопросов.

2. Вопросы должны включать понятные для респондента термины, быть не перегруженными лишними словами. Необходимо стремится сформулировать вопрос ясно, однозначно по смыслу и понятно для опрашиваемого.

Примером неоднозначной трактовки использованных в вопросе слов может быть следующий: «Какой тип проекта Вы предпочитаете разрабатывать?» Возможно, один респондент будет опираться на типологию проектов по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Второй респондент укажет тип проекта по комплексности и характеру контактов: межпредметный или предметный. Другой опрашиваемый укажет совершенно другие типы проекта, например, по содержанию, по количеству участников и т.д.

3. Соблюдайте принцип расположения вопросов от простых («контактных») в начале анкеты к сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты. 4. Не допускайте влияние предшествующих вопросов на последующие.

5. Не предлагайте излишнее количество однотипных вариантов возможных ответов на Ваш вопрос.

6. При необходимости снабжайте вопросы фильтры указателям и переходами для разных групп респондентов (Например: Внимание! На следующие два вопроса отвечают только те, кто уже принимали участие в нашей конференции проектных и исследовательских работ. Те, кто принимает участие впервые переходят к вопросу №…).

7. Стремитесь ясно объяснить технику ответов на вопросы, увязывая при необходимости, сколько вариантов ответов он может отметить.

8. При необходимости превращайте закрытые вопросы в полузакрытые, добавляя позицию «Ваш вариант ответа» иди «другие ответы» со свободными строчками для дополнительных высказываний респондента.

 9. Не допускайте опечаток в тексте анкеты.

Часто при проведении анкетных опросов создаются так называемые «Памятки анкетера». Они могут быть составлены в различных вариантах в зависимости от подготовки анкетера, от целей и объекта исследования. Предлагаем один из вариантов «Памятки анкетера».

Композиция анкеты строится следующим образом:

  1. Инструкция
  2. Легкие, интересные вопросы
  3. Сложные вопросы
  4. Легкие, интересные вопросы
  5. Выражение благодарности

Этапы подготовки к анкетированию

  1. Анализ темы анкетирования. Выделение в ней частных проблем
  2. Разработка анкеты с преобладанием отрытых вопросов.
  3. Пилотажное анкетирование. Анализ результатов.
  4. Уточнение вопросов
  5. Основное анкетирование
  6. Обработка и интерпретация результатов



Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

 

Группа 3-319 К проводит небольшое социологическое исследование в рамках изучения дисциплины

«Основы учебно-исследовательской деятельности»

Просим Вас ответить на вопросы анкеты (ответы подчеркните или запишите).

Ваши ответы для нас очень важны!

1) Вы работаете?

- Да, на постоянной основе, имею хороший постоянный доход

- Да, подрабатываю, имею небольшой, но постоянный доход

- Да, работаю от случая к случаю, имею небольшой, временный доход

- Не работаю, только учусь, помогают родители

2) Часто ли Вы покупаете одежду для себя?

- раз в год

- раз в сезон

- раз в месяц

- больше одного раза в месяц

3) Часто ли Вы пользуетесь услугами специалистов индустрии красоты?

- парикмахера посещаю раз в месяц

- парикмахер посещаю от случая к случаю

- не пользуюсь услугами парикмахеров, я сама  себе парикмахер

- маникюр у специалиста делаю раз в месяц

- маникюр у специалиста делаю от случая к случаю

- не пользуюсь услугами маникюрши, я сама  себе делаю маникюр

- мэй-кап  у визажиста делаю раз в месяц

- мэй-кап  у визажиста делаю от случая к случаю

- не пользуюсь услугами визажиста, я сама  себе визажист

4) Стараетесь ли Вы следовать моде и модным трендам?

- Да, и у меня это всегда получается

- Да, но получается не всегда, не хватает знаний и опыта

- Да, но получается не всегда, недостаточно финансов

- Нет, меня это не интересует, всегда следовать моде глупо

5) Как Вы думаете, в чем заключается работа стилиста? Какие услуги оказывает такой специалист? Перечислите.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

6) Пользовались ли Вы когда-нибудь услугами стилиста? Если да, то как Вы оцениваете его работу?

- Нет, никогда не пользовалась, и не собираюсь, я сама себе стилист

- Нет, никогда не пользовалась, но хотелось бы

- Да, пользовалась, но его работа меня не впечатлила, таким стилистом и я могла бы работать

- Да, пользовалась, стилист мне очень помог, это настоящий профессионал

7) Вы считаете, Вам нужен стилист, чтобы быть модной и всегда оставаться в тренде?

- Нет, не нужен, я и так всегда в тренде, ухожена  и модно  выгляжу

- Да, нужен, хотелось бы усовершенствовать свой стиль и быть в тренде

8) В каких случаях Вы бы обязательно воспользовались услугами стилиста?

- Свадьба

- Семейное торжество в ресторане

- Встреча с друзьями в клубе, ресторане, кафе

- Романтическая встреча

- Другое ______________________________________________________________________________________________

9) Сколько Вы готовы заплатить за разовую услугу стилиста?

- от 1 до 3 тысяч

- от 3 до 5 тысяч

- от 5 до 10 тысяч

- более 10 тысяч

10) Если бы у Вас появилась такая возможность, Вы бы воспользовалась услугами стилиста чтобы:

- подобрать свой собственный индивидуальный стиль в одежде

- разобрать уже имеющийся гардероб, и вместе со специалистом подобрать новый

- получить консультацию специалиста при покупке новой одежды

- получить консультацию специалиста по прическе, мэй-капу, уходу за лицом и телом

- все вышеперечисленное

Благодарим Вас за потраченное время!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урака экономики "Экономические основы деятельности предприятия"

Разработка выполнена в режиме презентации. В работе отражены основные экономические показатели деятельности предприятия, их экономическое содержание, порядок расчета. После теоретического материала да...

Методическая разработка практического занятия по фармацевтической химии для преподавателя Тема: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы» Специальность 33.01.02«Фармация» II курс

Методическая разработка практического занятия по теме: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы. Концентрированный раствор натрия ги...

Учебно-методическое пособие по Основам учебно-исследовательской деятельности

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессиям 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 23.01.03 Автомеханик, 19.01.17 Повар, кондитер содержит ре...

Методические рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ

В данной методичке описаны основные этапы написания исследовательской работы студентами, возможные варианты. Также даны пояснения для оформления электронной презентации...

Методическая разработка.«Совместная исследовательская и проектная деятельность мастера производственного обучения и преподавателя информатики и ИКТ»

Цель данной разработки – показать системный подход в подготовке современных специалистов  предприятий общественного питания.  Ознакомить обучающихся с результатами проекта.Задачи &nda...