Методика обучения декоративно-прикладному искусства с помощью изучения техники вышивки лентами в рамках внеаудиторных занятиях
проект

Малютина Лариса Алексеевна

Теоретический анализ проблемы и проведение исследования по определению и разработке  практико-ориентированной методики  обучения по курсу «Вышивка лентами учащихся в процессе внеурочной деятельности» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

 «Методика обучения   декоративно-прикладному искусства с помощью изучения техники вышивки лентами в рамках внеаудиторных занятиях.

                                                       

        автор

мастер производственного обучения

 Малютина Лариса Алексеевна

ГОБ ПОУ «Елецкий лицей сферы бытовых услуг

                                         

      СОДЕРЖАНИЕ

Введение        

1 Теоретические основы обучения обучающихся декоративно-прикладному искусству        6

1.1 Основные универсальные учебные действия, формируемые на уроках декоративно-прикладного искусства        6

1.2 Формы и методы обучения        10

1.3 Способы вышивки        14

2 Методические основы обучения вышивке лентами обучающихся в процессе внеурочной деятельности        20

2.1 Учебно-материальная база        20

2.2 Используемые материалы для изготовления панно, техника выполнения вышивки        24

Заключение        28

Список использованных источников        30

Приложение  Образец наглядного пособия                                                        31

                                                       ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе развития системы образования целью обучения не могут быть только предметные знания. Одним из ответов на вызовы  общества стал компетентностный подход, суть которого состоит в том, что результаты образования определяются исходя из общих способностей человека, необходимых ему для жизни в меняющемся мире. В этом свете представляется необходимым усиление практической составляющей учебных предметов. В результате чего основной проблемой внедрения компетентностного подхода в систему образования становится недостаточная подготовка кадров, их малая осведомленность о современных методиках обучения, неспособность к переходу на практико-ориентированную модель обучения.

По мнению К.Д. Ушинского учитель - это самый важный элемент педагогического процесса, который влияет на  личность учащихся, составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему определить цель воспитания и руководить процессом на всех этапах. Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе. Необходимость владения практическими навыками современного учителя раскрыта в трудах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, А. И. Щербакова, А. Абдулиной. 

Педагог, обладая профессионализмом, сумеет создать условия для овладения комплексом компетенций учащихся, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в условиях социально – политического, рыночно – экономического, информационно – коммуникативного насыщенного пространства.   

Но компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция так и остается скрытой возможностью. Приобретение же компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося: невозможно научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя научиться вышивать, не освоив элементарных навыков. В связи с этим педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии.

Использование практико-ориентированных технологий на уроках обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов.

Кроме того, практико-ориентированные технологии оказывают решающее влияние на все этапы процесса обучения: от предоставления учащимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения, при этом обеспечиваются такие важнейшие характеристики обучения, как качество, избирательность материала, учет индивидуальности, постоянный контроль и самоконтроль усвояемости материала, высокий эффект использования ресурсов преподавателей. К тому же, практико-ориентированные технологии дают преподавателю возможность индивидуализации процесса обучения через дифференциацию.

Таким образом, возникает противоречие между отсутствием общераспространенных методик практико-ориентированного подхода к обучению, потребностью общества в квалифицированных специалистах, способных к практическому применению, полученных знаний и умений, и необходимостью разработки и внедрения этих самых практико-ориентированных технологий.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования: «Методика обучения школьников декоративно-прикладному искусству на примере изучения техники вышивания лентами в рамках внеаудиторных занятий», проблема, которая сформулирована следующим образом: каковы учебно-методические и практические основы обучения школьников декоративно-прикладному искусству необходимые для разработки и внедрения практико-ориентированных методик.

Цель исследования: Изучение, дополнение, разработка и внедрение практико-ориентированных разделов в методику обучения декоративно-прикладному искусству.

Объектом исследования выступает методика обучения обучающихся декоративно-прикладному искусству.

 Предмет исследования: изучение и освоение прикладных технологических операций вышивания лентами

В основу проводимого исследования положена гипотеза, согласно которой успешное обучение декоративно-прикладному искусству будет осуществлено, если мастер будет обладать практико-ориентированными методиками, практическими навыками и умениями, в результате применения которых будет получен конечный практический результат в виде творческого проекта, показывающего какие навыки, приобрели обучащиеся в ходе освоения курса.

 Задачи исследования:

  1. Изучить основные виды швов;
  2. Разработать эскиз декоративного панно;
  3. Подобрать материалы и инструменты для работы;
  4. Выполнить творческую работу «Женщина с розами» в технике вышивка лентами;
  5. Рассмотреть дидактическое оснащение уроков по изучению художественной вышивки лентами;

1 Теоретические основы обучения обучающихся декоративно-прикладному искусству

1.1 Основные универсальные учебные действия, формируемые на уроках декоративно-прикладного искусства

Дополнительное образование обучающихся – это совершенно особая сфера образования, главными компонентами которой являются свобода выбора и творчество. Тем не менее, педагоги даже в этой сфере деятельности не освобождены от строгих нормативных требований к процессу обучения.

Главной ценностью дополнительного образования является то, что дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получать возможность полноценной организации свободного времени.

Одно из главных требований – это необходимость соответствия учебного процесса Федеральному Государственному Стандарту (ФГОС), в котором немалое внимание уделено роли дополнительного образования в формировании личности обучающихся.

Программы художественной направленности в системе образования ориентированы на развитие творческих способностей студентов в различных областях искусства и культуры, получение обучащимися основ профессионального образования, передачу духовного и культурного опыта человечества, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих студетов умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Универсальные учебные действия являются неотъемлемой частью нового учебного стандарта.

Универсальные учебные действия — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового.

Можно выделить четыре основные группы универсальных учебных действий:

  • Личностные. Напрямую связаны с субъективным восприятием обучащимся окружающего мира, с его нравственными оценками тех или иных событий и фактов, жизненными целями, самоопределением.

    Осваивая личностные универсальные умения, обучающийся более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Он начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства.

  • Регулятивные. Относятся к развитию способности обучающегося самостоятельно управлять познавательной деятельностью на основе плана, контроля, корректирования собственных действий, самооценки знаний и умений.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, адекватно оценить уровень своих знаний и умений.

  • Познавательные. В эту группу включается работа обучающегося по отбору, исследованию, анализу и необходимому структурированию материала, это собственная модель получения знаний и их усвоения.

Обучающийся учится познавать и исследовать окружающий мир. Студент овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

  • Коммуникативные. Подразумевают способность к сотрудничеству, взаимопомощи, умение договариваться, налаживать контакт с учителями и другими учениками.

Кроме получения знаний, студенты на занятиях учатся взаимодействовать друг  с другом. Чаще всего это происходит на интуитивном уровне, что не у всех обучащихся приводит к положительному результату. Коммуникативные универсальные учебные действия предназначены специально для налаживания контакта в классе. Следует целенаправленно обучать детей разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, правильно отстаивать свое мнение, и аргументировано убеждать другого человека.

Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют личностному развитию обучающегося, обеспечивая формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии личности, основ культуры, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ взаимодействия, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Декоративно-прикладное искусство вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий. Обучение направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности, предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов многонациональной России и других стран мира. Занятия по декоративно-прикладному искусству имеют чёткую практико-ориентированную направленность, что способствует формированию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий, путём приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; изучения правил техники безопасности. В то же время усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии, занятия по декоративно-прикладному искусству обеспечивают личностное развитие обучающихся.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле юного художника, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии учащийся создаёт уникальное изделие, используя выразительные свойства художественных материалов. При этом, он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях декоративно-прикладного искусства обеспечивается в результате диалога всех субъектов образовательного процесса. При обсуждении результатов художественно-творческой деятельности, а также при создании коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

Таким образом, формирование универсальных учебных действий на занятиях в объединениях художественно-эстетической направленности выполняет ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на её самоопределение - жизненное, ценностно-смысловое как основу духовно-нравственного, социального, национального, религиозного, профессионального, семейного и т.д. воспитания, осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути.

1.2 Формы и методы обучения

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с обучающимися для обогащения духовной жизни человека, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме. Процесс приобщения воспитанников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей младшего школьного возраста (первый этап художественного развития)  на занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с подросткового возраста (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала. 

Основными формами работы с воспитанниками являются: фронтальная, звеньевая и индивидуальная. Большое значение придается групповым формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её участников. В групповой работе у студентов формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все обучащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме педагогу значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.

Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым обучащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования.

В программе дополнительного образования по курсу «Вышивка атласными лентами» могут применяться все формы обучения. На начальных этапах более полезным будет применение фронтальной формы, так как она представляет собой совместную, одинаковую работу всех обучащихся. Это отлично подходит для первых занятий, на которых учителю необходимо рассказать об истории возникновения данного вида декоративно-прикладного искусства, о технике безопасности на уроках, а также  об основах вышивки лентами и необходимых материалах.

Индивидуальная форма организации подходит для проведения проектной работы, в ходе которой обучащиеся самостоятельно выполняют работу, а именно вышивку, и все стадии ее выполнения они проходят самостоятельно, начиная от выбора композиции, которую будут вышивать и, заканчивая названием своей работы.

При изучении раздела "Декоративно-прикладное творчество. Вышивка лентами" рекомендуется применять словесные, наглядные, практические методы обучения.

Словесные методы обучения:

  • Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция). 
  • Беседа. 
  • Самостоятельная работа обучащихся с литературой. 

Наглядные методы обучения:

  • Демонстрация наглядных пособий, применение информационных технологий. 
  • Показ трудовых приемов. 
  • Самостоятельные наблюдения обучащихся.
  • Производственные экскурсии.

 Практические методы обучения:

  • Упражнения по выполнению приемов, операций. 
  • Самостоятельные работы.
  • Лабораторно-практические работы. 

Рассмотрим особенности каждого из методов. 

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

  •  рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
  • содержать только достоверные и научно проверенные факты;
  • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  •  иметь четкую логику изложения;
  •  быть эмоциональным;
  •  излагаться простым и доступным языком;

В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа-объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится общие правила безопасных приемов труда, санитарии, гигиены, безопасные приемы работы инструментами. При этом отсутствует "обратная связь", т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формирование умений и навыков.

Поэтому более совершенным методом является беседа – метод обучения, при котором мастер использует имеющиеся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию нового материала. А также осуществляет повторение и проверку пройденного материала. Однако следует иметь в виду, что вопросы, задаваемые во время беседы должны быть простыми, краткими, ясными, логическими, с доступной формулировкой. Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и со всей темой в целом.

Например: Что такое "вышивка"? Какой шов лежит в основе вышивок лентами? Какое оборудование необходимо для создания собственных схем вышивки? 

Самостоятельная работа обучающихся с технической и учебной литературой представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним их важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний. На уроках  можно предлагать студентам работать с литературой по теме «Использование компьютера для вышивания», «История вышивки лентами в России».

В практике мастера производственного обучения одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы. Так в методике принято называть совокупность действий мастера, которая состоит в показе обучающимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков. 
Демонстрация способна сформировать у обучающихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности студентов. Этими методами формируют практические умения и навыки. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы. 

Под упражнениями понимают многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

Практическое обучение происходит на образце при непосредственном участии педагога и самостоятельно. Нередко одновременно используются разные формы деятельности: один воспитанник работает над композицией, другой знакомится с технологией, третий трудится над выполнением изделия. После демонстрации технического приема педагог ведет индивидуальную работу с обучающимися по его отработке, добиваясь точности и чистоты исполнения. Овладение техникой вышивки лентами на практических занятиях происходит, поэтапно, по принципу «от простого-к сложному».

1.3 Способы вышивки

При вышивании ленточками пользуются различными видами швов, некоторые из них применяют при других видах вышивания, некоторые – только при данном виде. Чаще при работе используют сразу несколько различных видов стежков и разные ленты.

Существуют несколько правил при вышивании ленточками:

  • длину стежка всегда надо делать больше ширины ленты, так как она не расправится и не получится нужного рисунка;
  • стежки нельзя затягивать, иначе рисунок не будет объемным;
  • ленту при работе нужно поддерживать свободной рукой, чтобы она не закрутилась и не запуталась;

Основные виды стежков

Стежок «полупетельки с прикрепкой»

Иголку с лентой следует вытянуть налицо и протянуть налево и вверх, сделать небольшую петельку. Затем выполнить прокол немного правее первого, придерживая петельку левой рукой.

Этот шов можно осуществлять и горизонтально, и вертикально. Чаще им обшивают края. Для его выполнения можно использовать ленту шириной от 0,2 до 0,8 см.

Вывести иголку с лентой на лицевую сторону в центре полупетельки. Полупетельку закрепить небольшой прикрепкой, перекинув ленту через петельку. Затем вывести иголку на лицевую сторону вправо и вверх, чтобы выполнить второй стежок.

Стежок «петелька с прикрепкой» 

Иглу с лентой вытянуть на лицевую сторону и сделать прокол на изнаночную сторону. Иголку вывести налицо немного выше выхода ленты и завести ее за иголку. Сделать петельку и закрепить ее маленькой прикрепкой. Петелька с прикрепкой готова. Стежок «Петелька с прикрепкой» является вариантом тамбурного шва и применяется только при вышивании ленточками. Этим швом можно оформить листочки, лепестки цветов.

 Стежок «перекрученная петелька»

 Ленту с иглой вывести на лицевую сторону. Сделать петлю против часовой стрелки и прижать ее пальцем левой руки. Сделать прокол иглой на изнаночную сторону немного левее места выхода ленты и вывести в центре петли. Затянуть ленту и сделать небольшую прикрепку.

Стежок «петелька с глазком» 

Этими стежками заполняют основу вышивки, вышивают цветы. Иглу с лентой следует вывести на лицевую сторону и сделать прокол на изнаночную сторону очень близко с местом выхода ленты. Этим швом можно делать вышивку на постельном и нижнем белье, одежде. Шов очень крепкий и прикрепляется к основной ткани дополнительными стежками.

Сформировать петельку и расправить при помощи иглы. Выполнить еще несколько петелек по этой же технологии. Затем вставить в иглу ленту другого цвета и вывести ее на лицевую сторону в центре петельки. Выполнить «Французский узелок», прижав петельку большим пальцем левой руки. 

Тамбурный шов

Этот шов используется в различных видах вышивания. Вывести иголку с лентой на лицевую сторону и сделать прокол на изнанку в месте выхода ленты. Затем протянуть иголку с лентой на длину стежка на лицевой стороне внутри получившейся петельки. Потом выполнить остальные петельки точно так же, как и первую. Должна получиться цепочка из петелек.

Стебельчатый шов.

Является одним из основных швов в вышивке. Иголку с лентой надо вытянуть на лицевую сторону и сделать стежок. Затем осторожно вытянуть иголку с лентой на изнаночную сторону, придерживая ленту другой рукой. Сделать на лицевую сторону прокол в середине стежка и затем выполнить второй стежок так же, как и первый. Лента во время осуществления стежков должна быть расправленной и прямой, а иглу нужно немного наклонить. В этом случае шов получится очень объемным. 

 Стебельчатым швом можно обшивать контуры мотива, создавать настил, как основу для других швов. Кроме того, им можно воспользоваться для создания стебельков и различных завитков. 

Прямой стежок. 

Это один из самых распространенных и универсальных стежков. Он применяется при вышивании лепестков, листочков и стебельков; кроме этого, используется и в шитье. Иголку с лентой требуется вытянуть на лицевую сторону. Затем пропустить ленту с иглой на изнаночную сторону, отступив нужную длину и придерживая левой рукой ленту, чтобы она не запуталась. Нужно заполнить этим стежком весь рисунок. 

 Смещенный ленточный стежок. 

Иголку с лентой необходимо вывести на лицевую сторону. Пальцами левой руки прижать расправленную ленту к ткани.

Отступив нужную длину, следует проколоть иглой ленту и ткань и протянуть ленту на изнаночную сторону. При этом нельзя слишком сильно затягивать ленту, иначе стежок получится некрасивым.

Прокол можно сместить влево или вправо. При этом стежок немного изменится. 

 Вытянутый перекрученный стежок.

Этим стежком обычно выполняют стебельки. Иголку с лентой предстоит вытянуть на лицевую сторону. Ленту перекрутить несколько раз и вытянуть на изнаночную сторону. Стежок сильно натягивать нельзя.

Наметка зигзагом. 

При помощи этого шва можно выполнить целую цветочную композицию, добавив стебельки и листочки. Следует отрезать ленту необходимой длины и нарисовать на ней портновским мелком или карандашом зигзаг. Ниткой мулине того же тона выполнить стежок «Вперед иголку» по намеченной линии. Потянуть нитку и стянуть ленту. Получится гофрированная лента. Надо сложить короткие стороны ленты и сшить их в кольцо. Затем нашить полученный цветок на основу. Середину оформить бисером или французскими узелками. 

 Наметка, стянутая по центру.

Этим швом можно выполнить маленькие розочки или сделать красивое обрамление. Ниткой мулине того же тона, что и лента, нужно проложить стежок «Вперед иголку» посередине ленты по всей длине. Затем собрать ленту в складки, стянув нитку, и сшить короткие стороны, сформировав круг. Готовые розочки пришить к основе. В центре изготовить французский узелок или пришить бусинку. Розу можно выполнить из двух лент разной ширины. Для этого узкую ленту надо наложить на широкую так, чтобы совпал один край.

Этот стежок можно выполнить сразу на ткани. Для этого иголку с лентой вытянуть на лицевую сторону в размеченном месте и сделать наметку. Затем наложить один край ленты на другой и стянуть ее по нитке. Получится складчатый цветок. 

Стежок «Французский узелок» 

Французскими узелками оформляют середину цветов или заполняют пустое пространство в мотиве. Иголку с лентой необходимо вытянуть на лицевую сторону.

Натянуть ленту левой рукой и перевить ею иголку два или три раза так, чтобы витки не перекрывали друг друга. Затем иглу воткнуть в ткань очень близко с местом первого прокола и вытянуть на изнаночную сторону, все время, придерживая ленту, чтобы не образовались узелки. Сильно ленту натягивать нельзя, иначе весь стежок не получится. Каждый узелок надо закрепить отдельно.   

Колониальный узел. 

Иглу с лентой требуется вывести на лицевую сторону. Ленту расправить и немного прижать к ткани.

Колониальный узел немного похож на французский узелок. Отличие заключается в том, что ленту при его выполнении вокруг иголки оборачивают восьмеркой. Его можно выполнять нитками или лентой.  

Слишком широкую ленту не следует использовать для этого стежка, иначе узелок получится очень массивным и некрасивым.

Держа иглу под небольшим углом к ткани, надо провести острием под лентой близко к месту ее выхода. Обвить острие иглы лентой снизу и поверх и немного затянуть петельку. Сделать прокол иглой на изнанку как можно ближе к месту выхода ленты. Потянуть ленту с изнаночной стороны, затянув узел. При этом его надо поддерживать пальцем левой руки, чтобы он не запутался 

Шов «прямой стежок с прикрепками» 

На лицевой стороне иглой с лентой сделать прямой стежок в нужном направлении и необходимой длины. Лента должна лежать на ткани плотно и ровно. Затем вернуться на лицевую сторону в начало стежка. Поверх него сделать прикрепки на одинаковом расстоянии друг от друга, закрепляя первый стежок. В конце работы ленту закрепить на изнанке.

Прикрепки на этом шве можно выполнить лентой контрастного цвета. Обычно вытянутым стежком с прикрепками окантовывают работу или отделывают инициалы. 

Шов «Сетка» 

Иголку с лентой надо вытянуть на лицевую сторону и выполнить вертикальные стежки, заполняя нужную поверхность. Затем протянуть иглу с лентой на изнаночную сторону и закрепить ленту. Потом иголку с лентой вытянуть на лицевую сторону и выполнить горизонтальные стежки, проводя ее сначала над вертикальным стежком, затем под ним, после снова над лентой. Вывести иголку с лентой в начало стежка на лицевую сторону и выполнить следующий горизонтальный стежок, заведя ленту под вертикальный стежок, затем над ним и снова под ним. Таким образом переплести все вертикальные стежки, чтобы получилась плетенка.

Этот шов очень простой. Иногда его называют настилом. Им часто заполняют фон вышивки, крупные мотивы.

Изучив различные виды швов, без труда можно создать своими руками необыкновенно красивые вещи, картины. Помимо этого появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта можно объединить в единый ансамбль несколько предметов гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую сумочку.

2 Методические основы обучения вышивке лентами обучающихся в процессе внеурочной деятельности

2.1 Учебно-материальная база

Программа кружка «Вышивка лентами» включает теоретическую часть и практическую работу. Большое внимание на занятиях кружка отводится эстетическому воспитанию учащихся, развитию их фантазии для создания новых композиций для вышивки, художественно-творческих умений и вкуса.

 Организация труда обучающихся выступает как средство воспитания, в котором воспитательное воздействие направлено на видоизменение и совершенствование духовной сферы студентов.

Для занятий необходимо просторное, сухое, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами, они создают освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе лент для вышивки.

Столы для выполнения ручной вышивки надо располагать таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего. Для работы удобны одноместные столы.

В кабинете необходимы доска для демонстрации схем, эскизов, рисунков, экран для показа фильмов, презентаций. Вдоль одной из стен (противоположной окнам) рекомендуется разместить шкафы-витрины. Нижнюю часть их (закрытую) можно использовать для хранения незаконченных работ, различных материалов, наглядных пособий, а верхнюю, застекленную, для постоянно действующей выставки работ, которая является демонстрацией достижений учащихся, и благотворно влияет на активизацию их творческой деятельности, которая проявляется в стремлении показать  полученные в ходе обучения навыки, путем  создания творческих работ.

Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует обучающихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.

Учебно-наглядные пособия должны быть подготовлены по каждой теме занятия. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти и наглядным пособием. Их демонстрация играет большую роль в усвоении обучающимися нового материала. Наглядные пособия позволяют дать студентам разностороннее понятие, о каком либо образе или выполнении определенного задания, способствуют более прочному усвоению материала.

В ходе занятий накапливается практический опыт в вышивке лентами, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к более сложным. При изготовлении  изделий вышитых лентами студенты знакомятся с различными видами тканей и декоративным оформлением вышивки.

Материалы, инструменты и приспособления. 

Для выполнения любой ручной вышивки необходимы ленты, иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента, заострённая палочка (шило, спицы), пяльцы, ткань.

Ленты

В настоящее время в продаже существует огромное количество лент и тесьмы. Они бывают разнообразных фактур и цветов. Ширина лент варьируется от 0,2 см до 15 см. При выборе ширины нужно иметь в виду, что, чем крупнее мотив, тем шире должны быть ленты. Самые широкие ленты используют для накладных элементов: бантов, цветов, – которые пришивают к ткани незаметными стежками. Часто в работе используют ленты разной ширины, от этого вышивка смотрится эффектнее. При подборе материала нужно учитывать характер узора и назначение готовой вышивки. Ленты могут износиться при неоднократном прохождении через ткань, поэтому они должны быть крепкими, лёгкими и очень качественными.

Виды лент:

  • Шёлковые ленты;
  • Синтетические ленты;
  • Хлопчатобумажные ленты;
  • Атласные ленты;
  • Прозрачные ленты;
  • Фактурные ленты.

Шелковыми лентами можно вышивать по любым тканям. Они очень легкие, нежные и пластичные. Шелковые ленты бывают двух типов: меланжевые и простые. Простые ленты одного оттенка, меланжевые могут состоять из нескольких оттенков. Их раскраска может быть поперечной, продольной или хаотичной. Шелковые ленты легко раскрасить или немного оттенить. Синтетические ленты намного плотнее и грубее, чем шелковые, практически не мнутся. Чаще их изготовляют из ацетатного шелка или полиэстера с довольно жесткой кромкой.

Атласные ленты могут быть из натуральной шелковой и синтетической тканей. При их изготовлении используют особое переплетение нитей. Они могут быть двусторонними и односторонними. Их часто применяют в технике, при которой ленту необходимо изгибать.

Хлопчатобумажные ленты очень плотные и жесткие. Их не применяют при вышивке.

Прозрачные ленты изготавливают из жоржета и органзы. Вышитое изделие выглядит с ними очень эффектно. Но с этим видом лент довольно сложно работать.

Ткани

Вышивать можно практически на любой ткани, учитывая несколько требований. Ткань должна быть прочной, чтобы выдержать и удержать все стежки. Она должна быть достаточно эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила иголка с лентой.

Для вышивки можно использовать и однотонную, и набивную ткань. Рисунок на ткани можно использовать в виде схемы. При выборе ткани надо учитывать, какими лентами  будет выполняться вышивка. Кроме того, надо знать, что часто сочетают несколько видов вышивок. Для вышивки лентами в качестве основы можно применять самые различные ткани:

  1. из льна – полотно суровое и тонкое, холстину;
  2. из хлопка – батист, муслин, плис, сатин, рогожку;
  3. из шелка – тюль, чесучу, шифон;
  4. из шерсти – креп, твид, джерси.

 Иглы

В вышивании применяют различные иглы: толстые – для плотных тканей и тонкие – для легких. Иглы должны быть острыми, чтобы не образовывали затяжек при входе в ткань.

 Лента легко должна проходить через отверстие, проделанное иглой в ткани, и полностью расправляться после выполнения шва. Вышивание слишком тонкой иглой подвергает ленту сильному износу. Рекомендации по использованию игл приводятся инструкциях к каждому узору. От правильного выбора вида и размера иголок зависит результат работы. Лучше выбирать шенильные иглы: с их помощью удобнее продёргивать ленту через ткань, не повреждая её. У шенильных игл толстое тело, большое ушко, острый кончик; они бывают разных размеров.  Острый кончик иглы почти не наносит ущерба ленте при прокладывании ленточных стежков, какими пользуются только в данном виде рукоделия. Размер иглы подбирают в зависимости от ширины ленты; от размера иглы зависит то, как стежок разместится на ткани. Если взять большую иглу и узкую ленту, вышить стежок на ткани будет сложнее. Размеры игл обозначаются номерами: чем толще игла, тем меньше ее номер. Например, для ленты шириной 0,3 см подбирают иглу № 24, а для лент шириной 0,7, 0,9, 1,2 см рекомендуют иглы № 18–22. Чаще для вышивания шелковыми лентами применяют иглы типа синель. Они с острым концом, толстым стержнем и очень большим ушком, бывают от 13-го до 24-го размера. При выполнении швов между ленточными стежками и тканью следует выбирать гобеленовые иглы с тупым концом, толстым стержнем и широким длинным ушком. Тупой конец этой иглы не растрепывает ни нити ткани, ни нити ленты.

Кроме того, можно при вышивании использовать самые обычные иглы с острым концом и широким ушком.

Пяльцы

Пяльцы нужны для того, чтобы ткань во время работы была хорошо натянута. Это необходимо, чтобы все стежки были одинаковыми. Кроме того, расправлять ленту при вышивании намного удобнее, когда основа натянута на ткань. Пяльцы бывают разных размеров и форм.

Для вышивки лентами больше всего подходят настольные пяльцы со струбциной - их не надо держать руками, что позволяет производить необходимые манипуляции.

Дополнительные материалы и фурнитура

Кроме перечисленных материалов и инструментов, требуются также другие приспособления. Линейка, карандаш и калька необходимы для перенесения рисунка на бумагу и ткань. Так же для изображения композиции на ткани можно использовать маркеры, след от которых смывается или исчезает на воздухе через некоторое время. Нитки простые, хлопчатобумажные и мулине нужны для закрепления лент, вышивки стебельков, ягод, тычинок, листиков. Наперсток нужен, чтобы защитить палец от уколов иглой. Кроме того, с его помощью можно протолкнуть иглу сквозь плотную ткань. Портновскими иголками закрепляют выкройку на ткани, скрепляют детали узора и ленточные петельки. Для украшения вышивки часто применяют пайетки, бисер, бусины.

2.2 Используемые материалы для изготовления панно, техника выполнения вышивки

Для выполнения творческого проекта была выбрана композиция изображающая  женщину с розами. Панно выполнено в технике вышивка атласными лентами на канве размером 25х35.

Для выполнения данной вышивки нам понадобятся следующие материалы: канва, ленты, шило, нитки мулине, гобеленовая игла, ножницы, зажигалка.

Выбор ткани для вышивки

В качестве основы для вышивки лентами можно использовать канву или ткань. При этом канву следует брать с мелким переплетением, что сделает более выразительными и объемными ленточные стежки. Ткань следует выбирать плотную, чтобы удерживать стежки, и в тоже время, игла с лентой должна хорошо проходить через нее.

Выбор лент для вышивания

Для вышивки  можно использовать все виды лент: атласные, шелковые, капроновые. Огромный выбор лент по цветовой гамме, по фактуре и по ширине позволит создать сложные многоцветные композиции. Наиболее используемыми по ширине являются ленты от 3 до 15 мм. Такие ленты легко фиксируются в игле, проходят через ткань и драпируются. Более широкие ленты используются для создания отдельных объемных элементов.

В своей работе я использовала атласные ленточки разных цветов и размеров: бардовая, фиолетовая, зеленая, желтая- 12 мм, розовая- 25 мм и нитки мулине желтого цвета.

Приспособления для вышивки

Для выполнения панно потребуется:

  • пяльцы;
  • ножницы;
  • иглы;
  • шило;
  • карандаш.

Пяльцы. Такой инструмент является очень важным приспособлением для вышивания лентами. Лучше всего пользоваться деревянными или пластмассовыми пяльцами. Самое главное – максимально натянуть ткань, избежав всяческих провисаний. Именно это поможет получить ровную, аккуратную и качественную работу. Для изготовления нашего панно пяльцы использовать не обязательно.

Иглы. Для вышивки нам понадобятся  специальные гобеленовые иглы, которые отличаются от остальных видов большим ушком, позволяющим без труда «нитке» проходить через него, а также тупым концом, что позволит сохранить волокна ткани. Чтобы правильно выбрать толщину иголки, следует сопоставить её с плотностью выбранной основы. Необходимо помнить, что для узкой ленточки следует выбирать иголку с большим номером. Например, для 50 мм «нитки» выбирают иглу под номером 13, а для 6 мм – 18.

Ножницы лучше всего использовать острые и не тяжелые, чтобы ими было удобно пользоваться и не распускать концы лент.

Шило обычно применяется при работе с плотными и толстыми тканями, а также в том случае, когда следует протянуть очень толстую ленту.

Для того чтобы перенести рисунок на канву можно использовать обычный карандаш, либо маркер, следы которого исчезают в течение нескольких часов.

Процесс и техника выполнения вышивки представлены в таблице.

Таблица 1– Технологическая карта.

Выполняемая операция

Техника  вышивки

Инструменты и приспособления

Продолжение таблицы 1

Приготовление материалов.

_

Иглы, канва, ленты, ножницы, зажигалка, шило.

Перенос рисунка на канву.

_

Канва, карандаш.

Вышивка роз.

Вытянутый перекрученный стежок.

Розовые ленты 20 мм.

Вышивка лепестков.

Смещенный ленточный

стежок.

Зеленая лента 12 мм.

Вышивка цветов.

1.Вырезать лепестки размером 25х80 мм;

2.Французский узелок, выполненный  нитками;

3.Прямой стежок;

Розовая лента 25 мм;

фиолетовая лента 12 мм;

Нитки мулине желтого цвета.

Сборка готового изделия.

_

Рамка без стекла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы и проведённое исследование по определению и разработке  практико-ориентированной методики  обучения по курсу «Вышивка лентами учащихся в процессе внеурочной деятельности» позволяет сделать несколько обобщенных выводов и определить круг проблем нуждающихся в дальнейшем изучении:

  1. Определена сущность предложенной методики обучения обучающихся декоративно-прикладному искусству на примере изучения техники вышивания лентами в рамках внеаудиторных занятий, которая заключается в приобщении учащихся к ценностям связанным с изучением технологических операций выраженных в получении теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Также в качестве методического пособия нами был разработан и выполнен творческий проект на тему «Шиповник», изготовленный в технике вышивки лентами, который включал в себя следующий ряд технологических операций, выполняемых обучающимися:

  • Выбор и подготовка материалов;
  • Выбор эскиза панно;
  • Перенос рисунка на канву;
  • Выполнение вышивки, согласно объяснениям учителя;
  • Оформление готовой работы в рамку.
  1.  Определены наиболее предпочтительные методы взаимодействия с учащимися на уроках декоративно-прикладного искусства, изучены универсальные учебные действия, формируемые на занятиях, рассмотрены ситуации, при которых происходит формирование тех или иных учебных действий.
  2. Предложены методики формирования у обучающихся потребности в труде, в трудовой дисциплине, в формировании морально-деловых качеств и технологического мышления, выраженного в значимости прикладного труда и осознание реализации учащимися жизненных задач, отношений к окружающему миру.
  3. В предложенной  методике определена эффективность, подтвержденная последовательностью действий педагога, педагога и учащихся, направленных на достижение намеченных результатов, заключающихся в формировании практических знаний, умений и навыков.

Анализ изученной литературы позволяет заключить, что внеклассная работа, обладает возможностями воспитательного воздействия на обучающихся, разнообразная досуговая деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, включение в различные виды внеклассной работы, обогащает личный опыт студента.

Я считаем, что внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности студентов во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для формирования всесторонне развитой личности ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков. М.: Наука, 2003. 200 с.
  2. Дженни  Б. Коллекция вышивки. М.: Контент, 2007. 224 с.
  3. Дорожкина Н.И. Удивительная вышивка: устный журнал // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 2.  88-92 с.
  4. Энн К. Вышивка лентами. Х.: Клуб семейного досуга, 2010. 128 с.
  5. Зайцева, А.  Шелковые ленты. М.: Эксмо, 2010. 96 с.
  6. Кокс, Э. Вышивка шёлковыми лентами. М.: Кристина – Новый век, 2008. 324 с.
  7.  Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480с.
  8. Мальковская Т. Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1999. 192 с.
  9. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие.– М.: Форум, 2013. 288 с.
  10. Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие. – Ростов на/Д: Феникс, 2009. 241 с.
  11. Цветкова О.В. Вышивка лентами.  М.: Ниола-Пресс, 2008.  234 с.
  12.  Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность школьника // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. 76-79 с.
  13. Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника, приемы, изделия. изд. Аст-Пресс Книга, 2005. 251 с.
  14. Эрикссон Элен. Шелковые фантазии. Искусство вышивки ленточками. М.: Альбом, 2008. 144 с.
  15. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1970. 48 с.
  16. Бабина Н. Технология: методика обучения и воспитания. Издательство: Директ-Медиа, 2015. 360 с.
  17. Пантелеева Л.В. Художественный труд. М.: Просвещение, 1987. 146 с.
  18. Рондепи Л.Д. Декоративно-прикладное искусство. М.: Просвещение, 1984. 144 с.
  19. Сиротенко Т.А. Методические основы проведения кружкового занятия по декоративно-прикладному искусству. М.: Педагогика, 1991. 58 с.
  20. Ушинский К. Д.  Для воспитания // О пользе педагогической литературы, 12 с.
  21. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 567 с.
  22. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  23. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. 30 с.
  24. Николенко Н.М. Декоративно-прикладное творчество. Ростов н/д : Изд. Феникс 2003. 65 с.
  25. Кипер Э. Вышивка атласными ленточками
    [электронный ресурс] // URL:
    http://5fan.ru/wievjob.php?id=78769 (дата обращения 11.05.2018).
  26. Методика обучения декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования [электронный ресурс] // URL: http://refleader.ru/jgeotratyrnaotr.html (дата обращения 03.05.2018).
  27. Тюрина К. А. Обучение вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности [электронный ресурс] // URL:  https://cyberpedia.su/17x3eac.html  (дата обращения 20.04.2018)
  28. Методика обучения школьников ручным операциям [электронный ресурс] // URL:  https://www.kazedu.kz/referat/128401/2 (дата обращения 30.04.2018).
  29. Форма организации занятий учащихся по технологии [электронный ресурс] // URL:   https://studfiles.net/preview/6175470/page:7/ (дата обращения 20.04.2018).
  30. Сущность и содержание методов обучения в ДПИ [электронный ресурс] // URL:  https://works.doklad.ru/view/F5GBZCxvVqk/all.html (дата обращения 04.05.2018)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Рисунок 1- Образец наглядного пособия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные

Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные

Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной практической самостоятельной работы по дисциплине: Рисунок. ПМ.01 Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Работа адресована студентам и преподавателям. Предназначена для учебно-методического обеспечения процесса реализации рабочей программы учебной дисциплины «Рисунок». Содержит конкретные рекомендации по...

Методические рекомендации по проведению уроков декоративно- прикладного искусства в технике узелкового батика

В данном материале рассказывается , как начать изучать технику узелкового батика.Эта техника интересна для детей, развивает фантазию и настолько многогранна, что осваивать её можно в течение всего кур...

Рабочая прОграмма учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности 29.02.09 декоративно прикладное искусство. Декоративная вышивка.

Рабочая прОграмма учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности 29.02.09 декоративно прикладное искусство. Декоративная вышивка. ...

Методические указания по выполнению работ на практических занятиях по МДК 01. 01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве

Пособие для обучающихся по выполнению работ на практических занятиях  МДК 01. 01. Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве разработано в соответствии с Ф...