Работа мастера производственного обучения
статья

Гречуха Юлия Владимировна

В статье  описывается работа мастера  производственного обучения в условиях ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА  МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

                                  Гречуха Юлия Владимировна,

                                 мастер производственного обучения СПб ГБПОУ «РКТК»

                             Невского района Санкт-Петербурга

«Мастер производственного обучения –

это не обязанность,

это бесконечное творчество»

В условиях модернизации российского образования, реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов возрастают воспитательные функции, призванные создать условия для достижения главной цели воспитания – само актуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции мастера производственного обучения.

Основные идеи

Деятельность мастера производственного обучения непосредственно влияет на заключение лежащего в основе стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. В условиях реализации новых образовательных стандартов мастеру производственного обучения отведена роль сопровождающего и поддерживающего обучающегося в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения обучающихся, создавать условия для проявления инновационной активности.

Актуальной становится социальная деятельность, направленная на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в коллективе обучающихся, достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.

Основные результаты воспитания определяются постановкой и решением ключевых задач личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного руководителя.

Модель организации внеурочной деятельности обучающихся.

ФГОС – конвенциональная норма организации образовательного процесса. Внеурочная деятельность обучающихся – обязательная часть образовательного процесса. Учет запроса и удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности обучающихся. Деятельность мастера производственного обучения заключается в реализации направлений внеурочной деятельности (ведение кружковой работы, курирование проектной деятельности обучающихся) и ее взаимосвязи с направлениями Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Проводится оценка результативности воспитательной деятельности мастера производственного обучения по критериям мониторинга оценивания (культурный уровень обучающихся, создание благоприятного психологического климата, взаимодействие с родительской общественностью). Взаимодействие с родителями – один из важных критериев эффективности воспитательной работы мастера производственного обучения.

Реализация ФГОС в группах

В нашем колледже основными функциями, выполняемыми мастером производственного обучения являются: организация воспитательного и производственных процессов, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, руководство и контроль за развитием этих процессов; содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личностей обучающихся в группе, отвечающих ФГОС. Все сказанное выше эти функции как раз и объединяет.

Как мастер производственного обучения, на первом году в обучающейся группе 3-21 ПК в соответствии с ФГОС, в основу своей работы я положила следующие принципы:

ориентация на результат (не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития);

системно-деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений)

Воспитательную работу планировала, руководствуясь следующими результатами:

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

активное отношение (активность) к деятельности,

уважительное отношение к другому человеку,

позитивный опыт участия в самоуправлении,

мотивация,

ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему,

осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам,

умение решать проблемы на основе личностного нравственного выбора,

опыт здорового и безопасного образа жизни.

умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.

Ключевые моменты деятельности мастера производственного обучения

Планирование воспитательной работы:

Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут; воспитание патриотических качеств в соответствии с моделью «Гражданин – патриот России». Исходя из положений воспитательной программы ОУ, работа ведется по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, воспитание социальной ответственности и компетентности, спортивно-оздоровительное, воспитание трудолюбия и профессиональная ориентация, общекультурное.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, воспитание ценностного отношения к прекрасному происходит:

через уроки, внеурочные мероприятия, семейное воспитание, через уроки «Физкультура», «Биология», ОБЖ, «География», «Литература», спецпредметы.

Дни здоровья, посещение спортивных мероприятий, лекций, профил. мед. осмотров.

В течение года запланированы классные часы по направлениям:

Гражданско-патриотическое: «Мой колледж», «Государственные символы», «Многоконфессиональный город-Петербург».

Военно-патриотическое: «Великая Отечественная война», «Самая страшная война». «Московский район в годы войны», «Что такое подвиг», «Основные события ВОВ», «Памятники войны». «Я – гражданин» (права и обязанности гражданина РФ), «Жить – Родине служить» (служба в армии), «Локальные войны и их последствия», «С чего начинается Родина», «Символика Российского государства», «Семья – это то, что с тобой всегда!»

2. Внеурочная деятельность. Отслеживается внеурочная деятельность обучающихся по следующим направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Эта деятельность складывается из дополнительных часов по истории и географии, информатики, проводимых по специальной программе, не связанной с уроками.

3. Портфолио обучающегося:

Портфолио достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений на основной ступени обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, системно-деятельностного подхода к образованию, отвечает задачам предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Основная цель «портфолио» - обеспечить отслеживание индивидуальных достижений обучающегося в образовательном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

Портфолио позволяет определить образовательный рейтинг обучающегося. Блок 1. «Индивидуальные данные обучающихся» включает личные сведения об обучающемся, данные о родителях (законных представителях), адрес. Блок 2. «Творческие работы» включает проектные работы, рефераты, доклады, видеозаписи, сочинения и др. Блок 3. «Внеурочная деятельность обучающихся». В данный блок входит участие в кружках, секциях, клубах, объединениях, социальных проектах. Блок 4. «Учебные достижения обучающихся». В данный блок входят результаты мониторинга, промежуточной аттестации, государственной (итоговой) аттестации выпускников. Блок 5. «Документы, отзывы» включает в себя характеристики отношения к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами и др. в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, рекомендательных писем; письменный анализ самим обучающимся своей конкретной деятельности и ее результатов в форме резюме, эссе, и др.; грамоты и дипломы за участие в предметных олимпиадах, кружках, конкурсах, фестивалях, спартакиадах, соревнованиях.

4. Оценочные листы. Чтобы эффективно управлять обучением обучающихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля – оценочный лист. Причем стоит отметить, что оценочный лист – довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к обучающемуся оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, обучающийся может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы.

Как мастер производственного обучения, я заинтересована в том, чтобы моя группа получала качественное образование по новым стандартам. Это невозможно без диагностики процесса обучения, которую проводят преподаватели колледжа при помощи подобранных контрольных работ, тестов и оценочных листов.

Мастер производственного обучения играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Что для этого необходимо, сегодня каждый работающий педагог для себя определил. И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие проблемы будут решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Физическое воспитание как средство укрепления и правильного развития подростка. Рекомендации к работе мастеров производственного обучения.

Исследования ученых показали, что двигательная активность учащихся, несмотря ни на что, продолжает неукоснительно снижаться. Чем старше ребята, тем больше времени они сидят за партами в учебных заведе...

Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»

Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...

Содержание работы мастера производственного обучения

Содержание работы мастера производственного обучения...

«Из опыта работы мастера производственного обучения по использованию игровых технологий при подготовке модельера-художника»

В условиях модернизации российского образования вопросы педагогических инновационных процессов приобретают особое значение. Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно подчеркивали, чт...

Содержание работы мастера производственного обучения

Содержание работы мастера производственного обучения...