Обобщение опыта работы
методическая разработка

Павликова Татьяна Александровна

Методическая разработка" Обобщение опыта работы" рназработана преподавателем профессиональных дисциплин для активизации познавательной деятельности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx72.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум»

Обобщение опыта

Тема: «Формирование познавательной деятельности обучающихся на уроках»

                                                                     Выполнила:

Преподаватель профессиональных дисциплин

                                Т.А.Павликова

с. Починки

2021 г.

Формирование познавательной деятельности обучающихся на уроках

Методы активного обучения - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. (Кругликов В.Н.)

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере Российского образования является повышение качества профессионального образования.

С этой целью в педагогической деятельности я стала работать над одной из актуальных проблем современного профессионального образования - формирование учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Профессиональные интересы у обучающихся в процессе обучения и воспитания формируются не систематически, не целенаправленно, отсутствует педагогическая система методических приемов и средств. Понимая важность и актуальность проблемы, я разработала систему по формированию познавательной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время.

Система разработки представлена в следующих схемах. Приоритетные направления государственной политики в сфере российского образования

Отношение учащихся к познавательной деятельности

Источники учебно-познавательной активности учащихся

Способы формирования положительной мотивации учащихся к позитивной деятельности

Признаки активных методов обучения:

  • проблемность;
  • взаимообучение;
  • индивидуализация
  • исследование изучаемых проблем и явлений;
  • непосредственность, самостоятельность взаимодействия учащихся с учебной информацией;
  • мотивация;
  • деловое общение.

Задача педагога - создать условия для активной и самостоятельной деятельности обучающихся на основе положительной мотивации обучающихся к позитивной деятельности. Для этого необходимо добиться формирования или развития интереса к выбранной профессии, как положительное оценочное отношение к конкретной профессии.

Для этого я использует несколько способов:

  • опора на личностный профессиональный опыт педагога. Обучающиеся очень тонко чувствуют квалификационный уровень преподавателя, и как следствие возрастает авторитет наставника;
  • увлекательная подача самого учебного материала (новизна, показ современных достижений науки, посещение профессиональных выставок, проведение обзора кулинарной литературы для обучающихся);
  • использование традиционных методов и форм обучения, побуждающих обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности (методы проблемного обучения, групповая работа, взаимообучение, использование средств наглядности, внеурочные мероприятия ( ярмарки, выставки, недели кулинарии и т. д.).

Сущность активных методов обучения заключается в актуализации, накоплении и трансформации знаний в умения и навыки, накоплении профессионального опыта личности и ее развитие. Нетрадиционные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.

При разработке активных методов обучения мной учитываются следующие их признаки:

  1. Проблемность. Основная задача - ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Например, на уроке обучающиеся грамотно справляются с проблемой - из данного набора сырья, имеющегося на производстве составить меню.
  2. Взаимообучение. Главным моментом проведения занятия является коллективная деятельность и дискуссионная форма обучения. Коллективная форма обучения оказывает большое влияние на развитие обучающихся. С учетом этого признака разработаны методы проведения уроков групповыми формами. Например, урок-игра "Счастливый случай".
  3. Индивидуализация. Требование организации учебно- познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся. Признак так же подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения. Учитывается при проведении игры "Слабое звено".
  4. Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта. Например, одной из тем является подготовка недели кулинарии «Широкая масленица».
  5. Непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Педагог отходит на уровень обучающихся в роли помощника, участвует в процессе их взаимодействия с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы. Например, обучающиеся пишут рефераты, доклады.
  6. Мотивация. Активность обучающихся  развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относятся профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, эмоциональное воздействие. Реализация признака при проведении урока-соревнования, исторической игры, кулинарного шоу "Угадай блюдо" и т. д.
  7. Деловое общение. Этот признак учитывается при разработке и проведении недель кулинарии и конкурсов профмастерства, где  происходит деловое общение между обучающимися разных групп, между мастерами производственного обучения и обучающимися, между преподавателями и обучающимися. Преподаватель совместно с мастерами производственного обучения естественно проводят организаторскую работу, но очень тонко, не акцентируя на этом внимания обучающихся. В процессе подготовки обучающиеся, проявляя максимальную самостоятельность, используются инструменты делового общения между собой как при подготовке теоретического материала, так и при выполнении практических заданий.

Проведение внеурочных мероприятий дает возможность обучающимся наряду с фундаментальными знаниями, предусмотренными образовательным стандартом, получить дополнительные профессиональные знания и умения в соответствии с современными и международными требованиями.

Сущность системы работы педагога

Для активизации познавательной мыслительной деятельности обучающихся  использую различные формы и методы обучения:

  • развитие познавательного интереса к предмету, к теме урока;
  • постановка проблемы на уроке;
  • самостоятельная работа обучающихся;
  • использование нетрадиционных типов и видов уроков;
  • межпредметные связи;
  • использование ТСО;
  • внеклассная работа.

Результативность

Работа по формированию учебно-познавательной деятельности обучающихся, по специальности "Технология продукции общественного питания", дает свои результаты:

  • воспитание творческих личностей;
  • обучающиеся более грамотно пользуются профессиональной терминологией;
  • у обучающихся развиваются навыки делового общения;
  • увеличилось количество обучающихся, защитивших на итоговой аттестации повышенный разряд (4) повара, кондитера;
  • творческая самостоятельность проявляется при участии воспитанников в областных конкурсах профессионального мастерства;
  • формирование учебно-познавательной деятельности у обучающихся дает толчок к тому, что выпускники не желают останавливаться на достигнутом.

Многие продолжают учиться на следующей ступени вузах.

Выпускники работают на различных предприятиях общественного питания в нашем районе, г. Нижнего Новгорода, г. Москвы. Есть и такие, которые открывают свои частные предприятия.

На современном рынке труда востребованы такие кадры, которые работают не как роботы, а как творческие личности, у кого в груди горит огонек любви к профессии, к искусству кулинарии.

Чтобы подготовить таких профессионалов, необходимо немало потрудиться. Педагоги, как Прометеи, отдавая свой огонек учащимся, теряют много сил, здоровья. Но одновременно получают такую энергетическую подпитку, наблюдая, как работают выпускники, гордятся ими. А ради этого стоит работать.

Игра "Угадай-ка".

Цели игры:
-
образовательная: проверить степень усвоения тем обучающимся, закрепить знания по этим темам;
-
воспитательная: воспитывать у обучающихся уверенность в себе.

Оборудование: карточки за правильный ответ.

Условия игры:преподаватель читает вопрос-загадку, кто из учащихся первым поднимает руку, тот отвечает. За правильный ответ обучающемуся выдается карточка.

Формы оценки работы обучающихся :оценки выставляются в зависимости от активности обучающихся. Активность определяется по количеству набранных карточек.

Выводы: проведение игры способствует стиранию грани - "обучающийся-педагог", остается только желание отгадать загадку, а после окончания игры непроизвольно обучающимся делается самоанализ подготовки к уроку.

Игра "Угадай-ка" по теме "Мясные полуфабрикаты".

1. Натуральные порционные полуфабрикаты из корейки с реберной косточкой. (Котлеты натуральные)
2. Маринованный мелкокусковой полуфабрикат из баранины. (Шашлык)
3. Крупнокусковой полуфабрикат из вырезки. (Ростбиф)
4. Крупнокусковой полуфабрикат из лопаточной части говядины. (Говядина отварная)
5. Порционный натуральный полуфабрикат из тостого и тонкого края. (Антрекот)
6. Натуральный порционный полуфабрикат из тонкой части вырезки. (Лангет)
7. Мелкокусковой полуфабрикат из вырезки, брусочки по 5-7 граммов. (Бефстроганов)
8. Мелкокусковой полуфабрикат из свинины, баранины с реберной косточкой. (Рагу)
9. Крупнокусковой полуфабрикат из говядины с морковью между волокнами.(Говядина шпиговоное)
10. Натуральный порционный полуфабрикат из утолщенной части говяжьей вырезки. (Бифштекс натуральный)
11. Мелкокусковой полуфабрикат, кубики по 20-30 грамм. (Гуляш).

Автор: Павликова Т.А.

Игра "Заморочки".

Цели игры:

  • обучающие: проверить степень усвоения материала обучающимися, закрепить знания обучающихся по этим темам;
  • развивающие: развивать у обучающихся самостоятельность;
  • воспитательная: активизировать деятельность обучающихся, повысить стремление усваивать знания, воспитывать интерес к профессии.

Оборудование: карточки-задания.

Условия игры:

Преподаватель раздает обучающимся карточки-задания, в которых написана информация о блюде (полуфабрикате) с ошибкой. Необходимо найти ошибку.
Игру можно проводить групповыми формами в виде соревнования (какая команда разгадает больше "заморочек" за определенное время). Ответы обязательно обсуждаются.

Формы оценки работы обучающихся: : оценивается правильность ответов и активность обучающихся.

Игра "Заморочки" для итогового урока по теме "Соусы".
1.Соус - производный белого соуса. Приготавливают на концентрированном бульоне с добавлением белого сухого вина. (Паровой);
2.В этот соус при приготовлении добавляют огуречный рассол. (Соус белый с рассолом);
3.Набор сырья для соуса сухарного: сухари белого хлеба, сливочное масло, соль, лимонная кислота или сок, варенные яйца. Найдите ошибку. (не используют при приготовлении вареные яйца);
4.Соус - производный молочного соуса. Подают его к жареным блюдам из баранины. (Соус молочный с луком);
5. ... селедочное. Вставьте пропущенное слово. (Масло);
6.В состав этого соуса входят: варенные рубленные яйца, мелко нарезанная зелень петрушки, растопленное сливочное масло, лимонный сок, соль. О каком соусе идет речь? (Соус польский);
7.Соус - эмульсия. (Майонез);
8.Соус для блюда "Рыба под маринадом". (Маринад овощной с томатом).

Автор: Павликова Т.А.

Игра "Кулинарный футбол".

Цели игры:
-обучающие: проверить степень усвоения материала обучающимися, закрепить знания обучающихся по этим темам;
-развивающие: формировать у обучающихся самостоятельность, интеллект;
-воспитательная: активизировать деятельность обучающихся, повысить уровень значимости личности.

Оборудование: листы бумаги.

Условия игры:

Три этапа игры отражаются на бумаге.
1этап: обучающиеся на листах пишут свои фамилию, имя, вопрос по заданной теме. Преподаватель собирает листы и "пасует" (раздает) их другим обучающимся.
2этап: обучающиеся на полученных листах пишут свои фамилию, имя и отвечают на написанный выше вопрос. Преподаватель собирает листы и "пасует" (раздает) их другим обучающимся.
3этап: учащиеся на листах пишут свои фамилию, имя, проверяют ответы и выставляют оценки. Преподаватель собирает листы.
Формы оценки работ обучающихся: преподаватель оценивает, как сформулирован вопрос, грамотность ответа, правильно ли обучающимися выставлена оценка. Итоговая оценка - среднеарифметическая по трем составляющим.

Выводы: : элементы игровой ситуации приводят к активности обучающихся, возможность оказаться в положении педагога повышает уровень значимости личности, побуждает обучающихся относиться к изучению предмета более ответственно.

Автор: Павликова Т.А.

Игра "Слабое звено".

Цели игры:
-обучающие: закрепить и развить знания по данной теме;
-развивающие: активизировать деятельность обучающихся, повысить стремление полнее усваивать знания, развивать интерес к выбранной профессии;
-воспитательная: воспитывать у обучающихся уверенность в себе.

Оборудование: ведомость подведения итогов игры.

Условия игры:

Игра проводится в несколько туров. В 1 туре принимают участие все обучающиеся группы. Каждому задается по одному вопросу. Те ребята, кто не ответит правильно на вопрос, выбывают из игры (объявляются слабым звеном). По тому же принципу проводятся и последующие туры. Последний тур (финал) проводится с оставшимися обучающимися (2-3). Победитель объявляется "сильным звеном" группы.

Выбывшие из игры обучающиеся (слабые звенья) могут принимать участие в игре, только в другом качестве - если участник игры не может ответить на вопрос, то с разрешения преподавателя на него отвечают "слабые звенья". Формы оценки: "5" выставляется участникам финала и полуфинала, остальные оценки - за активное участие в игре.

Выводы: проведение игры способствует стиранию грани "обучающийся - педагог"; остается желание ответить на вопрос, в процессе игры даже вышедшие из игры обучающиеся самопроизвольно, мысленно, про себя (или по разрешению педагога вслух) дают ответы на звучащие вопросы; обучающиеся лучше усваивают тему.

Вопросы для проведения игры "Слабое звено" по теме "Механическая кулинарная обработка мяса".
1.Можно ли оттаивать мясо в воде? (Нет);
2.Ткань мяса красного цвета. (Мышечная);
3.Какое мясо проверяют на доброкачественность лезвием разогретого ножа? (Мороженное);
4.В каком цехе производят механическую кулинарную обработку мяса? (Мясном);
5.Способы оттаивания мяса. (Медленный и быстрый);
6.Отделение мякоти от костей. (Обвалка);
7.Удаление сухожилий, пленок, хрящей. (Жиловка);
8.Где проходит граница отделения передней четвертины говядины от задней? (Между 13 и 14 позвонками);
9.Отруб говядины №1. (Лопатка);
10.Наиболее нежная часть говядины. (Вырезка);
11.Отруб говядины №3. (Толстый край);
12.Отруб говядины №10. (Тазобедренная часть);
13.Из каких кусков состоит тазобедренная часть говядины? (Наружний, верхний, внутренний, боковой);
14.Отруба говядины для рубленных изделий. (Шейная часть, пашина, покромка);
15.Для чего панируют полуфабрикаты? (Уменьшить потери мясного сока);
16.Отруб №4. (Покромка);
17.Отруб №8. (Тонкий край);
18.Выдерживание мяса в кислой среде. (Маринование);
19.Отруб №5. (Грудинка);
20.Масса крупнокусковых полуфабрикатов. (1,5 -2 кг);
21.Крупнокусковой полуфабрикат из говяжьей вырезки. (Ростбиф);
22.Порционный полуфабрикат из тонкой части вырезки. (Лангет);
23.Можно ли нарезать ромштекс из верхнего куска тазобедренной части? (Да);
24.Отруб №2. (Шейная часть);
25.Есть ли у говядины отруб "корейка"? (Нет);
26.Из каких отрубов говядины нарезают полуфабрикат "гуляш"? (Лопатка, подлопаточная часть, покромка, грудинка);
27.Форма " бефстроганова". (Брусочки);
28.Порционный фаршированный полуфабрикат из говядины. (Зразы отбивные);
29.Крупнокусковой полуфабрикат из говяжьей лопатки. (Отварная говядина);
30.Форма гуляша. (Кубики);
31.Отруб №1 баранины. (Лопаточная часть);
32.Использование обрезков при механической кулинарной обработке мяса. (Котлетная масса (КМ);
33.Какие порционные полуфабрикаты можно приготовить из свиной корейки? (Котлеты натуральные, отбивные, эскалоп);
34.Мелкокусковой полуфабрикат из бараньей грудинки с реберной косточкой. (РАГУ);
35.Мелкокусковой полуфабрикат из свиной корейки в виде брусочков. (Поджарка);
36.Чем отличается натурально-рубленная масса (НРМ) от КМ? (В НРМ не добавляют хлеб);
37.Полуфабрикат из НРМ баранины. (Люля-кебаб);
38.Полуфабрикат из НРМ баранины с реберной косточкой. (Котлеты натурально-рубленные);
39.Какая панировка у бифштекса рубленного? (Никакой);
40.Многопорционный фаршированный полуфабрикат из КМ. (Рулет);
41.Форма котлет рубленных. (Овально-приплюснатая с одним заостренным концом);
42.Панировка тефтелей. (Мука);
43.Порционный фаршированный полуфабрикат из КМ. (Зразы рубленные);
44.Чем отличаются биточки от котлет рубленных? (Формой);
45.Можно ли приготовить котлеты полтавские из КМ? (Нет);
46.Из какой массы приготавливают бифштекс рубленный? (НРМ);
47.Форма люля-кебаба. (Маленькие колбаски);
48.Что общего в приготовлении бифштекса рубленного и котлет полтавских? (В НРМ добавляют нарезанный мелкими кубиками шпик);
49.Сколько времени при температуре 6С можно хранить крупнокусковые полуфабрикаты? (Не более 48 часов);
50.Какие порционные полуфабрикаты нарезают из говяжьей вырезки? (Бифштекс натуральный, филе, лангет);
51.Можно ли приготовить антрекот из грудинки? (Нет);
52.Сроки хранения полуфабрикатов из КМ. (Не более 12 часов при температуре менее 6С);
53.Набор сырья для НРМ. (Говядина, шпик, соль, перец, вода);
54.Чем отличается приготовление эскалопа от котлет натурально-рубленных? (У эскалопа нет реберной косточки);
55.Ассортимент полуфабрикатов из КМ. (Котлеты рубленные, биточки, зразы рубленные, тефтели, шницель рубленный, рулет);
56.Из какого отруба нарезают ростбиф? (Вырезка говядины);
57.Порционный полуфабрикат из средней части вырезки. (Филе);
58.Отруб свинины для шницеля натурального. (Окорок).

Историческая игра.

Цели игры:

- образовательная: научить обучающихся грамотно формулировать вопросы, четко, профессионально отвечать, применять знания в разных ситуациях;

- развивающая: формирование у обучающихся творческой активности и самостоятельности, интеллекта, воли, эмоций, развитие артистических навыков;

- воспитательная: дать возможность обучающимся раскрепоститься на уроке, окунуться в ту историческую ситуацию, заданную преподавателем, а значит воссоздать соединительную нить между кулинарией и историей, воспитывать чувство патриотизма, любви к русской кухне.

Оборудование: военные фуражки, русская шаль.

Условия игры: оглашается историческая ситуация - Россия 18 века, время рекрутства. Полк русской армии размещается возле села... Генералу требуется квартира, но он очень привередлив в еде. А как найти лучшую хозяйку? Генерал с адъютантом по очереди будут обходить "дома" и расспрашивать хозяек о том, что и как они умеют готовить.
Преподавателем назначаются обучающиеся на роли генерала русской армии и его адъютанта. На них надеваются военные фуражки, а на хозяйку, прежде чем начать расспрос, накидывается русская шаль. В какой "дом" зайти решает генерал, вопросы задает адъютант, ответы оценивает генерал. В конце игры генерал с адъютантом выносят решение - какая "изба" с хозяйкой им понравилась больше.

Формы оценки обучающихся: "генерал" и "адъютант" (обучающиеся) выставляют оценки за соответствующие ответы "хозяйкам", преподаватель оценивает работу "генерала" и "адъютанта".

Автор: Павликова Т.А.

Игра "Черный ящик".

Цели игры:

- образовательная: научить обучающихся выражать свои мысли, акцентировать свое внимание на создании воображаемого образа блюда (полуфабриката);

- развивающая: развить у обучающихся навыки выступления с устной речью перед аудиторией, творческое мышление;

- воспитательная: повысить активность обучающихся на уроках, воспитывать любовь к выбранной профессии.

Оборудование: "черный ящик" , муляжи блюд и полуфабрикатов, карточки.

Условия игры: в "черный ящик" закладывается муляж блюда или полуфабриката (или карточки с названием блюда или полуфабриката). К доске вызывается обучающийся. Ему показывается содержание "черного ящика". После этого учащийся должен рассказать о данном блюде или полуфабрикате, не озвучивая его названия, так, чтобы обучающиеся группы поняли, о чем идет речь, и назвали блюдо или полуфабрикат.

Формы оценки обучающихся: оценки учащимся выставляются в зависимости от точности рассказа о блюде или полуфабрикате, от количества правильных ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Обобщение опыта работы"

Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...

Обобщение опыта работы

Способы повышения познавательного интереса у студентов к занятиям гуманитарного цикла путем использования методов активного обучения,проблемного обучения, ИКТ и интернет-ресурсов. Примеры заданий для ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Доклад на тему: "Выполнение курсовой работы студентами техникума в условиях ФГОС"...

Обобщение опыта работы

Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации...

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....

Обобщение опыта работы учебной фирмы ГБПОУ "НГК"

Представлен анализ работы учебной фирмы, созданной  на базе специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), который позволит преподавателям использовать данный опыт работы в своей про...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.

Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...