Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения» на тему: «Речь»
план-конспект урока

Информационная лекция с применением ИКТ, элементыами личностно- ориентированного обучения, развивающего обучения.

Целью которого является - сформировать у обучающихся представление о речи и ее видах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_1.docx71.28 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Козловский многопрофильный аграрный колледж»

        КОНСПЕКТ

 учебного занятия по дисциплине

 «Психология общения»

на тему: «Речь»

        Преподаватель – Наталья Васильевна Огурцова

д. Козловка

2021

План-конспект урока

на тему «Речь»

1. Общие сведения

Курс, учебный год, группы: 3 курс, 2020-2021 учебный год, №31, 34

Тип занятия: Информационная лекция.

Технология: ИКТ, элементы личностно- ориентированного обучения, развивающего обучения.

2. Цель: сформировать у обучающихся представление о речи и ее видах.

3. Оснащение занятия:

 3.1. В. Крутецкий «Психология»; И. Дубровина и др. «Психология». Л.Д. Столяренко «Психология». Сапогова Е.Е. "Психология развития человека"

3.2. Видеоролик, презентация, электронные книги, интернет

 4. Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие. Мотивация.
  2. Актуализация опорных знаний, с использованием метода иллюстраций.
  3. Представление новой темы.

Тема: «Речь»

Слайд 1. Сущность и определение речи. Ведущая роль речи – это обеспечение эффективного общения между людьми.

Речь тесным образом связана с мышлением в своем возникновении и развитии как в фило-, так и в онтогенезе. Вне речи мысль никогда не может оформиться, не может стать мыслью.

Слайд 2. Речь — это возможность передавать большое количество информации, которая имеет огромную смысловую нагрузку. Таким образом передают то, что нельзя ощутить при помощи органов чувств. Благодаря общению людей друг с другом, у них есть возможность познавать новое, делиться личным опытом, получать опыт других.

Психологическая речь полностью отстраняется от языкознания и расшифровывается как система звуковых сигналов, которые использует человек в устном и письменном виде. Все передаваемые сигналы должны обладать для человека определенным смыслом.

Функции речи

Слайд 3. Психология выделяет речевую деятельность как одну из наивысших психических функций человеческого организма. У нее есть определенная структура, которая идентична другим видам деятельности

  • мотивация;
  • планирование;
  • реализация;
  • контроль.

Слайд 4. В качестве инструмента, который выполняет всю функцию, выступает язык.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/04/20/k_607ea64ca10ec/578755_1.jpeg

Виды и функции речи в психологии являются полиморфной деятельностью, она может использоваться в различных формах и видах. К основным относятся:

Внешний вид речи в психологии — это набор звуковых сигналов и письменных символов, которые необходимы для передачи информации от одного человека к другому, своеобразный процесс материализации мыслей. Внешний вид может содержать жаргон и интонацию.

Внешняя речь

Слайд 5. Внешние речевые виды делятся на:

  • разговорную или диалогическую;

Это форма общения между людьми, когда собеседники активно поддерживают разговор друг с другом. В процесс общения включается не менее 2 человек, общение их заключается в использовании несложных фраз и речевых оборотов.

Психология этот вид считает самым простым, так как беседа в большинстве случаев непринужденная, собеседники хорошо понимают друг друга.

В таком общении используются легкие и небольшие фразы, полностью отсутствует многословие. В этом виде участвует только один человек, который дает большой объем информации, а все присутствующие слушатели выступают в пассивной роли. Монологический тип используется в докладах, лекциях, публичных выступлениях.

Внутренняя речь

Слайд 6. Психология особое внимание уделяет внутренней речи. Это процесс, который протекает внутри человека, без использования звуков или любых языковых движений. При таком типе нельзя общаться с другим человеком, происходит процесс мышления в головном мозге конкретной личности.

Этот вид имеет свои особенности речевого оформления:

  • все мысли свернутые;
  • нет второстепенных членов предложения;
  • возможна предикативность (полное отсутствие в речи подлежащего, и все слова будут принадлежать только сказуемому, описывать и характеризовать действие).

Слайд 7. Внутреннее общение очень специфическое. В психологии говорят о полном и кардинальном отличии общения внутреннего и внешнего вида. Внутренний может быть непредсказуемым, возникать спонтанно, утверждать или доказывать то, что само собой понятно.

Несмотря на то, что внутренняя речь не может быть средством для общения, она все же будет социальной. Она не возникает сама собой, а является следствием беседы двух людей. Она может предшествовать устной или письменной, когда человек обдумывает, размышляет и только потом выдает информацию.

Слайд 8. Рефлексия (Выполняют оценочную деятельность на уровне эмоционально-ценностного восприятия материала. Заполняют листы самооценивания)


 Слайд 9. Домашнее задание.

1. Записать и изучить лекцию по теме.
2. Прочитать грамотно и на скорость скороговорку и отправить голосовым на WhatsApp.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине "Психология" на тему "Общение с пациентом"

На первое место в деятельности медицинской сестры в качестве оставляющей эффективности лечения выдвигается сейчас проблема профессионального общения, необходимость эмпатического понимания и ряд ...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».

   Тема данной методической разработки посвящена подготовке и проведению учебного занятия-лекции по дисциплине «Психология», по теме «Особенности памяти в норме и па...

Презентация к занятию по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».

   Тема  данного  занятия - «Особенности памяти в норме и патологии». Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования пов...

Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине "Психология общения"

Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине «Психология общения», предназначен для преподавателей и студентов в качестве методической помощи при подготовке к проведению занятий п...

Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»

Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...

Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения»

План-конспкт учебного занятия целью которого является познакомить обучающихся с понятием личности и ее структурой, определить различия в понятиях индивид, индивидуальность, личность....

Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения» на тему "Конфликт"

Практическое занятие с применением ИКТ,  целью которого является создание условий для использования приобретенных знаний для решения компетентностных задач, саморазвития обучающихся в процес...