Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения» на тему "Конфликт"
план-конспект занятия

Практическое занятие с применением ИКТ,  целью которого является создание условий для использования приобретенных знаний для решения компетентностных задач, саморазвития обучающихся в процессе их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_temu_konflikty.doc441 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Козловский многопрофильный аграрный колледж»

Конфликты в нашей жизни неизбежны?

КОНСПЕКТ

 учебного занятия по дисциплине

 «Психология общения»

Преподаватель – Наталья Васильевна Огурцова

д. Козловка

2020

План-конспект учебного занятия по дисциплине

«Психология общения»

Тема урока: «Конфликт? Конфликт! Конфликт…».

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: практическое занятие.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, урок-исследование, технология ролевого моделирования.

Цель урока: Создание условий для использования приобретенных знаний для решения компетентностных задач, саморазвития обучающихся в процессе их решения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (слайдовая презентация в приложении 4)

Форма организации учебного занятия: комбинированная.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: информационный, проблемный, исследовательский, интерактивный.

Этапы урока

Время

(мин)

Содержание работы на уроке

Оснащение урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Актуализация

1

- Приветствует обучающихся

- Представляется

- приветствуют педагога

- слушают

- слушают и осмысливают информацию

2. Создание учебной мотивации

9

- Предлагает просмотреть видеоролик

- Организует обсуждение видеоролика по вопросам:

1. Какая сторона обозначена в данном сюжете?

2.  Почему ее можно назвать конфликтом?

- Резюмирует результаты обсуждения и предлагает сформулировать тему занятия.

- Предлагает выполнить упражнение «Ассоциации».

- Организует обсуждение результатов выполнения упражнения, выводит на определение понятия и место его в нашей жизни.

- Предлагает выполнить упражнение «Кулак». Задание выполняется в парах: один человек держит сжатый кулак, другой выбирает любой способ, чтобы его разжать.  Организует обсуждение результатов выполнения упражнения.

- Резюмирует результаты работы.

- просматривают видеоролик

- Отвечают на вопросы

- Формулируют тему.

- Называют ассоциации к слову «конфликт»

- отвечают на вопросы

- выполняют упражнение, обсуждают вопросы преподавателя

- Слушают и осмысливают результаты коллективной работы

- видеоролик (из кинофильма «Служебный роман». Тема ссоры)

- мел, доска

- слайд с определением понятия

слайд «Конфликт?»

3. Изучение нового материала

5

20

- Организует работу в группах по осознанию стратегий поведения в конфликте (Приложение 1. У каждой группы выделен один пункт).

- Комментирует особенности механизма поведения в конфликте.

- Задает вопросы: «Какие стратегии являются конструктивными?», «Какой способ поведения в конфликте представлен в просмотренном видеоролике?»

- Организует работу в группе, формулирует компетентностную задачу (Приложение 2).

Задание: инсценировать данную ситуацию, делая упор на указанную стратегию поведения. Другие группы должны отгадать предложенную стратегию.

- Организует работу по представлению результатов работы в группе.

- Предоставляет возможность обучающимся обсудить и представить результаты оценивания деятельности других групп (Приложение 3).

- Резюмирует работу групп.

- Знакомятся с описанием механизма стратегии поведения в конфликте и определяют его месте на предложенной преподавателем схеме

- представляют результаты работы в группе.

- отвечают на вопросы.

- Решают задачу: обсуждают решение, моделируют ситуацию, готовятся к ее инсценировке, изучают критерии оценивания.

- представляют результаты своей работы.

- обсуждают деятельность групп, озвучивают 3 самые сильные позиции результатов выполнения.

- Слушают и осмысливают результаты своей работы в группе.

- слайд со схемой стратегий поведения

- слайд со схемой поведения в конфликте (название появляется по щелчку после выступления группы)

- слайд с формулировкой задачи

-листы с критериями оценивания

слайд «Конфликт!»

4. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия

5

- Предлагает досмотреть видеоролик и ответить на вопрос по разрешению конфликтов.

- Задает вопросы и организует их обсуждение: «Необходимы ли конфликты в нашей жизни?», «Какого человека мы называем бесконфликтным?», «От чего зависит выбор стратегии поведения в конфликте?»

-Обращает внимание обучающихся на стороны конфликта

- Подводит итоги урока, проводит рефлексию по методике незаконченного предложения.

- Обращает обучающихся к цели урока.

- Благодарит обучающихся за участие на занятии.

- просматривают видеоролик и отвечают на вопрос.

- Обсуждают в группе и озвучивают 3 главные по их мнению позиции по результатам деятельности на занятии

- Делают вывод о достижении цели.

- Получают на память о занятии буклет.

видеоролик («Служебный роман»)слайд с названиями способов разрешения конфликтов

слайд «стороны конфликта»

слайд «Конфликт…»

слайд с формулировкой незаконченного предложения (слайд№11).

буклет (Приложение 5)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

КОНКУРЕНЦИЯ (СОПЕРНИЧЕСТВО, ПРОТИВОБОРСТВО) – открытая борьба за свои интересы, часто в ущерб другим людям.

СОТРУДНИЧЕСТВО – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон

КОМПРОМИСС – урегулирование разногласий через взаимные уступки

ИЗБЕГАНИЕ – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами.

КОНКУРЕНЦИЯ (СОПЕРНИЧЕСТВО, ПРОТИВОБОРСТВО) – открытая борьба за свои интересы, часто в ущерб другим людям.

СОТРУДНИЧЕСТВО – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон

КОМПРОМИСС – урегулирование разногласий через взаимные уступки

ИЗБЕГАНИЕ – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами.

КОНКУРЕНЦИЯ (СОПЕРНИЧЕСТВО, ПРОТИВОБОРСТВО) – открытая борьба за свои интересы, часто в ущерб другим людям.

СОТРУДНИЧЕСТВО – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон

КОМПРОМИСС – урегулирование разногласий через взаимные уступки

ИЗБЕГАНИЕ – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами.

КОНКУРЕНЦИЯ (СОПЕРНИЧЕСТВО, ПРОТИВОБОРСТВО) – открытая борьба за свои интересы, часто в ущерб другим людям.

СОТРУДНИЧЕСТВО – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон

КОМПРОМИСС – урегулирование разногласий через взаимные уступки

ИЗБЕГАНИЕ – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами.

КОНКУРЕНЦИЯ (СОПЕРНИЧЕСТВО, ПРОТИВОБОРСТВО) – открытая борьба за свои интересы, часто в ущерб другим людям.

СОТРУДНИЧЕСТВО – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон

КОМПРОМИСС – урегулирование разногласий через взаимные уступки

ИЗБЕГАНИЕ – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – тенденция сглаживания противоречий, поступаясь своими интересами

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СИТУАЦИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ В ГРУППЕ

СОПЕРНИЧЕСТВО

Вы являетесь руководителем одного из отделов крупной фирмы. Во время деловой встречи сотрудник вашего отдела эмоционально высказывается по поводу вашего замечания в его адрес.

- Я сопоставила все данные, представленные в проекте нашей сотрудницы Смирновой Елизаветы Викторовны. Считаю, что ее доводы не убедительны.

- Что вы, Светлана, Петровна, я все правильно представила в проекте.

- Но мои данные говорят об обратном!

- Быть такого не может!

- Я все проверила.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Вам, специалисту бухгалтерии, поручено сделать квартальный отчет. У вас возникла проблема при его составлении и вы обращаетесь к коллеге.

- Марина Петровна, вы у нас в отделе прекрасный специалист, у вас большой опыт работы по составлению различных отчетов.

- Спасибо, Елена Романовна. У вас есть ко мне предложение?

- У меня никак не сходятся итоговые данные по моему отчету. Не могли бы вы мне подсказать, в чем моя ошибка?

- А вы учли данные по данному пункту отчета?

- Я старалась все учесть.

- Давайте вместе посмотрим.

ИЗБЕГАНИЕ

Вы являетесь руководителем отдела на предприятии. Один из ваших сотрудников постоянно нарушает трудовую дисциплину. Это отражается на психологическом климате коллектива вашего отдела и вы решаете вместе с членами коллектива обсудить данную проблему на общем собрании.

- Уважаемые коллеги, мне бы хотелось обсудить одну проблему с вами, т.к. считаю ее важной, влияющей на результат работы нашего коллектива. Речь идет о нашем сотруднике, Петрове Илье Григорьевиче. В последнее время он часто опаздывает на работу, не укладывается в сроки выполнения нашего проекта. Мы можем опоздать со сроками реализации нашего последнего проекта.

Все сотрудники переживают за общее дело.

Один из сотрудников собирается покинуть собрание говорит:

- Это его личное дело, пусть сам принимает решение. Меня это не волнует.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

        Вы являетесь бухгалтером фирмы по производству бытовой техники. При составлении   годового отчета руководителю вы допустили ряд ошибок и он вызывает вас в свой кабинет

- Лилия Сергеевна, я очень недоволен вашей работой. В вашем годовом отчете вы допустили несколько ошибок, что не простительно.

- Хорошо, я все исправлю.

- Проверьте на страницах 5 и 9 очень внимательно.

- Я проверю.

КОМПРОМИСС

        Вы являетесь молодым специалистом и приходите устраиваться на работу в одну крупную фирму. Секретарь приглашает вас в кабинет начальника.

- Добрый день, Иван Николаевич. Меня зовут Елена Александровна. Я имею диплом с отличием по специальности «Бухгалтерский учет». Хотела бы устроиться на работу в вашу фирму.

- У вас есть опыт работы? Нам нужен опытный специалист.

- Нет. Я имею только опыт производственной практики во время обучения.

- Я не могу вас взять на работу.

- Но вам же срочно нужен специалист?

- Да, мы открываем новый отдел.

- Тогда вы же можете взять меня с испытательным сроком.

- Тогда я не смогу выплачивать вам зарплату.

- Хорошо. Предлагаю определить продолжительность испытательного срока без оплаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: __ группа

1. поведение

активное

пассивное

2. направленность интересов

ориентир на себя

ориентир на мнение окружающих

3. использование средств общения:

не убедительно

убедительно

- речь

- эмоциональная окраска

- направленность взгляда

- интонация

- поза

- жесты

- расстояние между собеседниками

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СЛАЙДОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ

слайд 1   слайд 2 слайд 3

слайд 4 слайд 5 слайд 6

слайд7 слайд 8  слайд 9

 слайд 10  слайд 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине "Психология" на тему "Общение с пациентом"

На первое место в деятельности медицинской сестры в качестве оставляющей эффективности лечения выдвигается сейчас проблема профессионального общения, необходимость эмпатического понимания и ряд ...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».

   Тема данной методической разработки посвящена подготовке и проведению учебного занятия-лекции по дисциплине «Психология», по теме «Особенности памяти в норме и па...

Презентация к занятию по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».

   Тема  данного  занятия - «Особенности памяти в норме и патологии». Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования пов...

Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине "Психология общения"

Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине «Психология общения», предназначен для преподавателей и студентов в качестве методической помощи при подготовке к проведению занятий п...

Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»

Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...

Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения»

План-конспкт учебного занятия целью которого является познакомить обучающихся с понятием личности и ее структурой, определить различия в понятиях индивид, индивидуальность, личность....

Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения» на тему: «Речь»

Информационная лекция с применением ИКТ, элементыами личностно- ориентированного обучения, развивающего обучения.Целью которого является - сформировать у обучающихся представление о речи и е...