Интеллектуальная лабильность
статья на тему

Иванова Любовь Анатольевна

Для широкого круга пользователей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intelektualnaya_labilnost.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А. Иванова, преподаватель социальной психологии

БОУ Чувашской Республики СПО «ВСХТ» Минобразования Чувашии

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ

 «Знания, умения и понятия — важные компоненты успеха во всех жизненных ролях, но они его не обеспечивают. Успех зависит также в не меньшей мере от установок, ценностей, чувств, надежд, мотивации, самостоятельности, сотрудничества, усердия и интуиции людей».

Спейди

Проблема интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития в психологии относится к числу старейших. Порой представляется, что это «вечная» проблема, относящаяся к «инвариантному ядру» (выражение М. Г. Ярошевского) [2] этой науки, т. е. к той системе категорий и проблем, которые подвергаются исследованию на всем протяжении ее возникновения, развития и существования. Более того, идеи относительно его происхождения и сущности высказывались учеными еще в период донаучного развития психологии (например, античными мыслителями Гераклитом, Парменидом, Платоном, Аристотелем др.).

Значимость проблемы интеллекта и умственного развития в первую очередь определяется той ролью, которую они играют в разрешении комплекса социальных и индивидуально-психологических проблем человека. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида. Он является ведущим, стержневым качеством не только когнитивного, но и целостного личностного развития. С ним связаны направленность и установки личности, система ее ценностей и самоотношение, он формирует личностный облик. Интеллект играет важнейшую роль в структуре целостной индивидуальности. Без уяснения его сущности неполным является понимание человека как Homo sapiens. Вместе с тем интеллект остается многозначным понятием, отражающим способности человека к познанию, достижению целей, адаптации, решению проблем и многое другое. Помимо того, что этим понятием пользуются психологи, им оперируют также в философии, социологии, педагогике, кибернетике, физиологии и других областях научного знания. Кроме того, оно существует в обыденном сознании, является понятием житейским (отождествляемым с умом).

С проблемой подготовки специалиста в современных социально-экономических условиях тесно связана проблема целей и результатов образовательного процесса. Эта связь вытекает из тенденций развития образовательных систем. Одна из таких тенденций — переход от информационно-сообщающего обучения к моделирующему, которое позволяет отразить будущую профессиональную деятельность специалиста в системе его подготовки. И конечно, такой переход влечет за собой изменения как в понимании целей и содержания образования, так и в изучении моделируемой деятельности.

Сегодня человек, сталкиваясь с непрерывно растущим потоком информации, нуждается не только в получении определенной суммы знаний, но и в овладении общими принципами мышления, навыками умственного труда, умением использовать резервы своего интеллекта и творческий потенциал. В условиях постиндустриального общества особенно важными становятся не столько конкретные профессиональные умения и навыки, сколько общие способности приобретать знания, использовать их для решения огромного количества сложных задач, анализировать информацию, выделять существенное, мыслить критически. Способность продуктивно мыслить становится одной из самых значимых для адаптации в современном мире, где необходимо принимать разумные и нестандартные решения в быстро меняющихся условиях.

Мыслящие и образованные люди становятся большой ценностью и как товар на рынке труда, и в качестве «запаса прочности» любого современного общества и цивилизации в целом. Цель образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше. К сожалению, традиционная система образования и особенно система профессиональных отношений зачастую выдвигают не столько требования к умственной компетенции, сколько к коммуникативным навыкам, и это приводит к тому, что социальный успех оказывается, не так тесно связан с уровнем интеллекта, как это происходит в развитых странах.

До настоящего времени для системы профессионального образования в качестве цели выступала определенная совокупность знаний и умений, что и было зафиксировано квалификационными характеристиками («должен знать...», «должен уметь...») [1]. Но для современного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, важна способность  к переключению внимания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. В современных условиях подготовка выпускников к многофункциональной производственной деятельности признается одной из актуальных проблем профессионального образования. Педагоги зачастую недооценивают возможности студентов в осознании собственного познавательного опыта и не владеют в должной мере психолого-педагогическими основами управления их учебной деятельностью. Научить студента эффективно  учиться чрезвычайно важно по многим причинам, поскольку умение учиться:

с п о с о б с т в у е т развитию и самосовершенствованию личности через развитие  познавательной сферы студента;

с о з д а е т фундамент для овладения научными знаниями высокого уровня сложности на всех этапах обучения, что формирует развитое мировоззрение;

п р и в о д и т    к  быстрым и качественным  результатами обучения, а успех, как известно, порождает сам себе, создавая устойчивую мотивацию к  учению на протяжении всей жизни;

я в л я е т с я    почти единственной возможностью студента усвоить актуальные знания культуры, успевая за постоянными усложнением и ускорением научно-технического прогресса, обеспечивая востребованность приобретаемого опыта в различных профессиональных сферах.

Таким образом, обучение учению является центральной проблемой профессионального образования.

 Инструментом, позволяющим определить это качество, являются тестовые задания, построенные на основе тестов на интеллектуальную лабильность [7]. Методика составления и применения этих заданий ориентирована на развитие как логических, так и специфических умственных действий. Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности.  Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны были за несколько секунд выполнить несложные задания, которые зачитывал экспериментатор. При исследовании, мы исходили из представления об интеллекте как потенциальной способности, которая может актуализироваться в мыслительных процессах, придавая им особое качество, проявляющееся в простоте, эффективности, оптимальности используемых методов для достижения поставленной цели, и тем самым влиять на успешность адаптации и деятельности. При тестировании всем респондентам в идентичной печатной форме предлагается система заданий. Объектами исследования стали студенты первого курса. В опросе участвовали 40 респондентов техникума.  Возраст респондентов варьировал  от 15 до 17 лет. Методика состоит из 40 несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий.  На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается не сделанное или пропущенное задание.

Приводятся следующие нормы выполнения:

0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

5-9 ошибок - средняя лабильность;

10-14 ошибок - низкая лабильность;

15 и более - мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Методика требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем она дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности. Поэтому ее рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении новых видов деятельности.

Анализ полученных  результатов показал, что:

17 респондентов допустили от 0 - 4 ошибок - высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

14 респондентов от 5 - 9 ошибок - средняя лабильность;

5 респондентов от 10 - 14 ошибок - низкая лабильность;

4 респондента от 15 и более - мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Таким образом, исследование, предназначенное для экспресс-диагностики лабильности мыслительных процессов у студентов первого курса, показало, что:

17 респондентов - высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

14 респондентов - средняя лабильность;

5 респондентов - низкая лабильность;

4 респондента - мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.


Рис.1 Уровень лабильности студентов 1-го курса


Список использованных источников

  1.  Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 3-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.  Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений. – 2-е изд.стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Психологический словарь. / Под. ред. В.В Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М: Педагогика, 2009.
  4. Смирнова Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности (на примере российской выборки)//Психологический журнал. - 2007. - Т.15. - №6.
  5. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000.
  6. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб., 2005.
  7. Щебланова Е.И. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. - М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интеллектуальных умений у учащихся 3 – 4 классов в процессе обучения решению текстовых задач.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребёнок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в ср...

Сценарий мероприятия "Интеллектуальная викторина "Слабое звено"

Внеклассное мероприятие «Интеллектуальная викторина «Слабое звено»».Методическая разработка утверждена «25» «января» 2013г. на МО «Информатика и вычислительная техника.Содержание мероприятия соо...

Интеллектуальная игра "Самый умный".

Материал можно использовать для проведения классных часов....

Интеллектуальный марафон

интеллектуальный марафон проводился для 7-х классов МБОУ СОШ №10 г. Щелково. участники - учащиеся, проявляющие интерес к математике, физике, филологии, биологии. марафон проводился в виде игры по неск...

Интеллектуальное воспитание младшего школьника как педагогическая проблема.

  Интеллектуальное воспитание  младшего школьника как педагогическая проблема. Ваулина С. В....

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...

3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн

Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...