Метод социологического наблюдения
презентация к уроку на тему
Метод социологического наблюдения. Социометрический метод
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_nablyudeniya.pptx | 765.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наблюдение в социологии - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.
Виды наблюдения Неструктурированное наблюдение (иногда его называют неконтролируемым) обычно не имеет четкого плана. В ходе такого наблюдения не определяются элементы изучаемого объекта, редко ставится проблема единиц измерения, их качества, высока доля избыточной информации. Надежда возлагается в основном на интуицию наблюдателя, целью которого является получение ᴨервичной информации об объекте. Т ипично для случаев, когда социологу не ясна общая ситуация, не определены показатели, не разработаны документы исследования.
Структурированное (контролируемое) наблюдение предполагает: - разработку системы документов и показателей, характеризующих выделенные для наблюдения элементы объекта; - наличие разработанного плана; - анализ установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта. Контролируемое наблюдение служит основным методом сбора ᴨервичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяются основные гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов.
Невключенное наблюдение (иногда его называют внешним) ведет исследователь, находящийся вне объекта и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий . При включенном наблюдении социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с работниками, может даже вмешиваться в события.
Различия полевых и лабораторных исследований связаны с разницей в условиях осуществления наблюдений. Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде. Лабораторное же исследование искусственно организуется социологом, который создает эксᴨериментальную ситуацию, моделирует ее внешние условия . систематические и случайные наблюдения различаются ᴨериодичностью и сᴨецификой цели исследований. Первые позволяют выявить именно динамику изучаемых процессов.
Основные этапы наблюдения: установление объекта и предмета наблюдения; определение его целей и задач ; получение соответствующих решений, установление контактов; выбор способа и вида наблюдения, определение основных процедур; подготовка технических средств и документов; сбор информации (непосредственное наблюдение), накопление информации; фиксация результатов (краткая запись, заполнение карточек регистрации данных, протокола наблюдения, дневника, техническая запись ); контроль наблюдения другими социологическими данными; отчет о наблюдении.
Позиция наблюдателя Уровень стандартизации процедур Требование к обстановке Регламент времени Использование технических средств Социальный уровень объекта Не вступает в общение с членами группы Запрограммированный - с регистрацией признаков в сᴨециальных карточках Лабораторное – с за-данными параметрами наблюдаемой ситуации Систематическое - с заданной регулярностью регистрации признаков Аудио-визуальные - кино, фото, ТВ, радио Общности, группы (региональные, этические, функциональные) “Частник” - частично вступает в общение Частично стандартизированный - с использованием протоколов или дневников Лабораторно-полевое - с отдельными ограничениями наблюдаемой ситуации Эпизодический - с незаданной регулярностью регистрации Регистраторы, размножители Коллективы, институциональные группы Полностью включается в действия группы Неконтролируемый - с дневниковой записью Полевое - естественное наблюдение Случайный - не предусмотренная программой фиксация Компьютеры Малые, не институциональные группы Включается инкогнито Без использования технических средств -ручная обработка Личность “ Самонаблюдатель ” -регистрирует факты своих действий, состояний
Социометрический метод – это вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения в ситуациях выбора. Относится к числу экспериментальных методов изучения малых групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Статистика» «Выборочный метод наблюдения»
В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, широко используется игровой метод. В связи с этим для наиболее успешного достижения поставленных целей я н...
Фотография лица, как метод социологического исследования
Практическая работа для студентов в рамках уроков по "Биологии" в разделе "Генетика". Позволяет заинтересовать студентов и заняться научной работой.Целью генетических исследований является определение...
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ СТУДЕНТАМИ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» в Брюховецком аграрном колледже Краснодарского края.
Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.В настоящ...
Лекция 4 Методы наблюдений за состоянием водоемов
В основном анализ поверхностных и морских вод осуществляется в лабораториях путем забора проб воды на сети станций и постов за исключением тех анализов, которые проводятся непосредственно на бор...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье актуализируется проблема самоопределения будущих педагогов в системе СПО, которая связана с сохранением мотивации выпускников педагогических колледжей к продолжению образования в педагогическ...
Урок по теме "Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц"
Методическая разработка предназначена для преподавателей, реализующих Федеральный Государственный Стандарт в учреждениях СПО технического профиля на 2 курсе. Данный урок входит в тему &laq...
«Изучение темперамента методом наблюдения»
laquo;Изучение темперамента методом наблюдения»...