Коррекционно-развивающая
консультация на тему

Петрова Людмила Алексеевна

Программа «Познай себя» направлена на  создание условий для личностного и профессионального роста юношей и девушек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Познай себя» направлена на  создание условий

для личностного и профессионального роста юношей и девушек, содействуя принятию и пониманию самих себя и других людей, стимулируя развитие открытости, социальной ответственности, творческой активности и оптимистичного восприятия жизни. Внеучебная деятельность по познанию себя предполагает активной социализации  через практическое применение учащимися полученных знаний в повседневной жизни.

Цель программы «Познай себя»:  развитие  гуманистического мировоззрения учащихся среднего профессионального учебного заведения, их ценностного отношения к себе и окружающему миру.

Задачи:

  • развивать потребность учащихся в самопознании и творческой самореализации;
  • содействовать формированию целостной картины мира, пониманию сути общечеловеческих ценностей;
  • формировать опыт нравственного поведения в учебных, жизненных и профессиональных ситуациях.

       

          Занятия по программе нацелены на получение  знаний, которые  помогут учащимся руководствоваться в жизненных и профессиональных ситуациях нравственными критериями,

  • позитивно общаться с людьми, быть толерантным к людям с иными взглядами и убеждениями,
  • ответственно относиться  к природе, окружающей среде,
  • осознанно следовать здоровому образу жизни, поддерживать в норме свое физическое и эмоционально-духовное состояние.

Ожидаемые результаты

Изучаемый материал

Ожидаемые результаты

Раздел I. Творить себя в своей судьбе

  • осознанное стремление к самопознанию и максимально полной самореализации;  
  • навыки рефлексии, самоанализа, критического мышления;
  • уверенность в своих силах и способностях;
  • представление о необходимости самообразования в течение всей жизни;
  • позитивная самооценка;
  • интерес и потребность в профессиональном самоопределении;

Раздел II. Семья – основа общества

  • Ценностное отношение к дружбе и взаимопониманию между людьми;
  • понимание роли общения как  средства достижения взаимопонимания между людьми. навыки конструктивного межличностного общения;
  • осознание семейных ценностей и их роли в жизни человека;
  • понимание роли мужчины и женщины в семейной жизни;
  • умение разрешать противоречия во взаимоотношениях с родителями;
  • умение проявлять любовь к близким, доброту к окружающим людям;
  • умение дружить.

Раздел III. Человек и мир

  • Выраженная гражданская позиция и патриотизм;
  • умение позитивно общаться с представителями разных национальностей и религиозных конфессий;
  • готовность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
  • социальная активность и осознанная потребность в служении обществу.

Раздел IV. По законам жизни

  • Понимание целостности мира, взаимозависимости человека, общества и природы;
  • готовность вносить посильный вклад в решение экологических проблем региона;
  • способность ставить и последовательно достигать личностно  значимых целей;
  • потребность быть нужным, умение проявлять реальную заботу о себе и   окружающих людях;
  • умение видеть красоту окружающего мира, внутреннюю красоту человека; стремление организовывать свою жизнь по законам прекрасного.

Содержание программы

РАЗДЕЛ  I

Тема 1.  Познавая себя, познаешь других. (2ч.)

Самопознание в жизни человека. Влияние самопознания на личный  и профессиональный рост человека. Образование как основа самопознания. Самопознание и гармоничное развитие человека. Самопознание и самореализация. Самопознание и ответственность человека за свою судьбу и судьбу общества.

Тема 2. Быть собой  и верить в себя.(2 ч.)

Ценностное отношение к индивидуальности внутреннего мира каждого человека.  Стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Индивидуальность и неповторимость личности каждого человека. Понятие о характере, качества характера. Способность к принятию себя, любовь к себе и рефлексия.

Уверенность в себе. Стратегия жизненного успеха.  Стремление к самопознанию. Личностный рост и самосовершенствование личности. Позитивное мышление и оптимистичная жизненная позиция. Адекватная самооценка личности.

Тема 3. Мое призвание (2 ч.)

Призвание и жизненные цели человека. Труд по призванию – труд, приносящий удовлетворение. Постижение себя как важное условие осуществления призвания.  Способности и профессионально значимые качества личности.  Мотивы выбора профессии. Профессия как путь реализации призвания.

 

РАЗДЕЛ  II

Тема 4. Взаимопонимание и радость общения. (2 ч.)

Дружба как ценность. Ключевые основы дружбы: надежность, верность, ответственность. Основы взаимопонимания между людьми.  Конструктивные взаимоотношения с людьми.  Понятие о конфликте, его причины и пути разрешения. Умение прощать.

Понятие об общении. Вербальная и невербальная стороны общения. Гармония в общении. Значение общения в жизни человека, потребность в общении. Формирование навыков межличностного общения. Особенности процесса общения у представителей различных этнических групп. Понятие об этикете, основные правила этикета. Проблема молодежного сленга и культуры речи.

        

Тема 5. Сила любви (2 ч.)

Любовь как одна из основных нравственных ценностей в жизни человека. Многогранность понятия «любовь», виды любви. Избирательность, индивидуальный характер любви. Становление человеческой личности через любовь. Чувство ответственности как одно из ведущих свойств любви. Родительская  любовь и родительская ревность.

 

Тема 6.  СЕМЬ «Я»   (2 ч.)

Единство мужского и женского начал как основа гармонии мира. Женственность и мужественность – проявление различий и равноценности. Статус мужчины и женщины в обществе. Стереотипы в понимании социальных ролей мужчины и женщины. Любовь, взаимопонимание, духовное единение  – основа гармоничных взаимоотношений мужчины и женщины. Семья  как объединение личностей, основанное на общих семейных ценностях.

Тема 7.Доброта спасет мир (2 ч.)

Добро как базовая ценность человеческой культуры. Доброта как личностное качество. Деятельностный характер доброты.

РАЗДЕЛ  III

Тема 8. Право быть свободным (2ч.)

Понятие «свобода».  Представления о свободе в различные исторические периоды. Свобода и возможность выбора. Свобода и независимость. Свобода и ответственность. Свобода быть самим собой. Образованность и знания  как основа свободы выбора.

                     Тема 9.    О богатстве реальном и мнимом (2ч.)

Многомерность понятия «богатство». Материальное богатство и духовное богатство.  Богатство как средство доступа к основным благам, высокому качеству жизни. Богатство и общественное положение. Богатство и  личное, семейное счастье.  Духовное богатство личности как условие  творческой самореализации, гармоничного развития, счастливой жизни  человека.

                                    Тема 10. В гармонии с природой.

Сопричастность человека к человечеству, планете Земля. Планетарное единство людей. Глобальная и личная ответственность каждого человека  за все, происходящее на Земле. Единство человечества в условиях глобализации и глобальных проблем современности.

Ценностное отношение к природе и окружающему миру. Нерасторжимое единство человека и природы. Красота природы, отраженная в произведениях искусства. Знакомство с красивейшими уголками природы разных регионов России. Решение региональных и глобальных экологических проблем.

Тема 11. В стремлении к красоте (2 ч.)

Стремление к красоте как неотъемлемое свойство человека. Исторический характер представлений общества о человеческой красоте. Красота и духовность. Красота и нравственность. Красота внешняя и красота внутренняя.  

РАЗДЕЛ  IV

Тема 12. Путь к успеху (2 ч.)

Жизненный успех, неоднозначность этого понятия. Нравственная сторона жизненного успеха.   Самосовершенствование как способ достижения  жизненного успеха. Понимание самоценности собственной личности, обогащение внутреннего мира, развитие в себе чувства собственного достоинства – слагаемые её успешности.

Тема 13.  Cчастье – в служении (2ч.)

Многомерность счастья. Счастье  – служить, быть полезным  людям и обществу. Труд, творческое удовлетворение как основа профессионального призвания, самореализации, служения обществу. Профессиональный, гражданский, человеческий долг в повседневной жизни.

         Тема 14. Итоговое занятие (2ч.)

         Повторительно-обобщающие занятие проводится по методу представления творческих проектов, выполненных в разных формах работ индивидуально или малой группой.

                         Тематический план программы

Название

Раз\дела

занятия

Темы занятия  

Количество

часов

1 Раздел

Творить себя в своей судьбе

1

Познавая себэя, познаешь других

2

 Быть собой  и верить в себя

3

 Мое призвание

2 Раздел

 Семья – основа общества

4

Взаимопонимание и радость общения

5

 Сила любви

6

 СЕМЬ «Я»  

7

Доброта спасет мир

3 Раздел

Человек и мир

8

Право быть свободным

9

О богатстве реальном и мнимом

10

 В гармонии с природой

11

В стремлении к красоте

4 Раздел

 По законам жизни

12

Путь к успеху

13

 Cчастье – в служении

14

Итоговое занятие

  Итого:                                                                                                   28ч

        Актуальность программы:

.Психология личности. Личностное развитие подростков.

Личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. А.Н. Леонтьев говорил, что "личность рождается дважды": первый раз внутри социального индивида, восприятие "Я" как части коллективного "мы". Второй раз - как рождение самостоятельного субъекта. Характеризуется не только самостоятельностью решения, но и ответственностью за совершенный выбор. То есть происходит выход за рамки социального индивида. Чаще это "рождение" проходит в конце подросткового возраста. Тогда же происходит и формирование Я-концепции, а иначе говоря - Образа Я. Подростковый возраст - это период жизненного самоопределения, становление Я-концепции. Концентрация душевных сил направлена на самопознание. У подростков сильно выражено стремление разобраться в самом себе, зачастую даже в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми: активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях, развитие временной перспективы, построение планов на будущее. Программа направлена на содействуя принятию и пониманию самих себя и других людей, стимулируя развитие открытости, социальной ответственности, творческой активности и оптимистичного восприятия жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская коррекционно - развивающая программа

     Психокоррекционная программа "Путь к Солнцу" (автор О.В. Провоторова) разработанна с целью помощи подросткам "группы риска" в процессе их социализации и адаптации, и п...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию "Наша нарядная елка"

Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения коррекционно-развивающего занятия по рисованию для детей с умеренной умственной отсталостью...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для коррекционной работы по формированию элементарного счета до 3-х детей с умеренной степенью умственной отсталости...

Коррекционно - развивающая программа "Я не такой как все, и все мы разные"

Цель: повышение самосознания, коррекция самооценки и формирование адекватного отношения к себе, снижение уровня тревожности у несовершеннолетних при поступлении в социально-реабилитационны...

Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»

Использование различных релаксационных техник, способствующих отдохнуть детям на продленке, не отключаясь полностью от учебного процесса при помощи геометрических бус и других пособий....