АЛЬБОМ ТАБЛИЦ по дисциплине "Обществознание"
методическая разработка на тему

Жорж Ирина Алексеевна

Альбом таблиц для студентов среднего профессионального образования  по дисциплине "Обществознание" составлены  в соответствии с учебным планом и рабочей программой  дисциплины  "Обществознание" для подготовки по специальностям среднего профессионального образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техникум технологий и дизайна

АЛЬБОМ ТАБЛИЦ

по дисциплине "Обществознание"

для студентов среднего профессионального образования

специальностей:

29.02.04 "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий";  38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)"; 38.02.02 "Страховое дело (по отраслям)"; 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"; 38.02.07 "Банковское дело";  43.02.08 "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"; 54.02.01 "Дизайн (по отраслям)"

Королев 2014

РЕКОМЕНДОВАНО

Методическим советом техникума технологий и дизайна ФТА

Протокол № 01 от 25.09.2014 г.

Методические указания рассмотрены на заседании цикловой комиссии "Общеобразовательных  дисциплин" техникума технологий и дизайна

Протокол № 2 от 14.09.2014.

Жорж И.А. Альбом таблиц для студентов среднего профессионального образования  по дисциплине "Обществознание". – Королев МО, ФТА, 2014. .  

Рецензент:

  • Анискович Л.В., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №6 г.Щелкова
  • Тинькова О.В., преподаватель ГБОУ ВПО МО "ФТА" ТТД

Альбом таблиц для студентов среднего профессионального образования  по дисциплине "Обществознание" составлены  в соответствии с учебным планом и рабочей программой  дисциплины  "Обществознание" для подготовки по специальностям среднего профессионального образования


ТАБЛИЦА 1. ОБЩЕСТВО

Сферы жизни общества

экономическая

социальная

политическая

духовная

включает в себя создание материальных благ

включает в себя взаимосвязи между людьми во всем их многообразии и развитии

включает в себя отношения власти и подчинения, а также управление обществом

включает в себя создание и освоение духовных благ

Элементы:

Элементы:

Элементы:

Элементы:

  • Материальные потребности
  • Экономические блага
  • Экономические ресурсы (источники производства благ)
  • Хозяйствующие субъекты
  • Социальные группы
  • Социальные связи
  • Социальные институты
  • Социальные нормы
  • Социальная культура
  • Политические организации
  • Политические институты
  • Политическая культура (нормы политического поведения)
  • Политическая идеология
  • Духовные потребности
  • Духовное производство
  • Субъекты духовной деятельности
  • Духовные ценности

Науки, изучающие общество

Классические общественные науки

философия

экономика

социология

политика

Исследует познание человеком мира

изучает закономерности организации хозяйственной жизни общества

изучает возникновение и изменение различных связей между людьми

исследует сферу управления обществом, становления и развития отношений власти в обществе

Ключевые категории: бытие, познание, объективное, субъективное, форма и содержание и т.д.

Ключевые категории: собственность, рынок, деньги, экономические блага и т.д.

Ключевые категории:

социальная система, социальная норма и т.д.

Ключевые категории:

власть, государство, идеология, политические интересы, политическая система


ТАБЛИЦА 2. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Всемирно-исторический подход

Цивилизационный подход

(По К. Марксу.

Выполнен на основании обобщения исторического опыта Европы)

Первобытнообщинный строй

Рабовладельческий строй

Феодальный строй

Капиталистическое общество

Социалистическое общество как переходная ступень к коммунистическому обществу

Реализуется на основании обобщения исторического опыта человечества

Природные сообщества

Восточные цивилизации

Западные цивилизации

Черты:

Приспособление к природному годовому циклу

Действительность воспринимается через веру в харизматический, божественный идеал

Устремленность

в будущее

Обожествление сил природы (язычество)

Общественное сознание сосредоточено на постижении высшего смысла, духовного совершенства

Общественное сознание устремлено на повышение комфортности жизни, рыночная экономика

Примеры:

  • австралийские аборигены
  • американские индейцы
  • малые народы Сибири

Примеры:

  • Древний Египет
  • Древняя Индия
  • Древний Китай
  • Современная арабо-мусульманская цивилизация

Примеры:

  • Античная цивилизация
  • Цивилизация средневековой Европы
  • Цивилизация Нового времени

 - символ обозначает переход от одного типа общества к другому


ТАБЛИЦА 3. ТРАДИЦИОННОЕ, ИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВА (ПО Д. БЕЛЛУ)

Традиционное

Индустриальное

Постиндустриальное

Первое по времени, возникает вместе с возникновением общества вообще

Второе по времени.

XIX-ХХ вв. н.э.

В настоящее время начинает развиваться в США, Японии и ряде стран Западной Европы

Отсутствие государства или существование отдельных государств, стремление государств к самоизоляции, господство традиционных ценностей и патриархальный уклад жизни

Существование государства, сосуществование отдельных государств

Глобализация, существование как национальных государства, так и надгосударственных органов власти

Человек зависит от сил природы

Человек интенсивно овладевает силами природы

Человек властвует над силами природы

Влияние на природу:

примитивное, легко восполняемое природой. Производство малоотходное или безотходное: скотоводство или земледелие. Промышленная обработка минимальна или вообще отсутствует. Религиозные запреты на загрязнение

Влияние на природу:

освоение и активное преобразование природы, которая не в состоянии справиться с антропогенным влиянием. Развитие промышленности. Появление искусственных материалов

Влияние на природу:

активное законосообразное освоение природы. Нивелирование антропогенного влияния на природу. Минимизация загрязнения окружающей среды, безотходное производство

Цель общества: поддержать существование человека как вида

Цель общества: производство товаров массового потребления

Цель общества: добыча, обработка и хранение информации

Экстенсивное развитие, распространение человечества и сбор природных богатств с большей территории

Развитие понимается как интенсификация использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники

Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы

Основные отношения – между человеком и природой

Основные отношения – между человеком и природой

Основные отношения – между людьми

ТАБЛИЦА 4. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

                            Направление исторического развития общества

ТАБЛИЦА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Социальны институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов

Примеры социальных институтов:

  • род
  • семья
  • государство
  • институт науки

Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера; современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нонконформизма

ТАБЛИЦА 6. НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

нравы

мораль

обычаи

право

привычные формы поведения, имеющие нравственное значение.

Нравы – те нормы поведения людей, которые бытуют в некотором обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Следованием нравам общества санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка)

особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Регулирует человеческое поведение с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра им зла.

Исполнение норм морали санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка)

стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для членов данного общества, социальной группы, касается всех сторон жизни человека

совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством в виде свода законов. Базируется на идее правосудия

ТАБЛИЦА 7. ЦЕЛОСТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА, ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Все и каждый испытывает влияние:

! последствий ядерных взрывов и техногенных катастроф;

! истощения озонового слоя и увеличение радиоактивного облучения;

! распространения СПИДа, наркомании, алкоголизма;

! изменения климата;

! исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

! межнациональных войн, отсутствия толерантности и взаимоуважения в межгосударственных делах;

! удлинения срока жизни, изменения набора типичных болезней, резкого помолодение болезней;

! оперирования массовым сознанием путем дозирования информации.

ТАБЛИЦА 8. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Социальные

проблемы

Экологические

проблемы

Взаимоотношения человека

и общества

Проблемы, возникающие во взаимоотношениях между социальными группами и государствами

Проблемы взаимоотношений человека с природой

Проблемы, возникающие между отдельными членами общества и обществом в целом

  • скрываемая вражда блоков (по национальному, финансовому или религиозному признаку), которая ведет к конфронтации и системе локальных конфликтов;
  • резкое различие уровней общественно-экономического развития и уровня благосостояния населения, что ведет к антагонизму высокоразвитых и низкоразвитых стран
  • техногенное загрязнение окружающей среды;
  • истощение невосполнимых природных ресурсов (воздуха, воды, энергоносителей  угля, нефти, природного газа, горючих сланцев, торфа, - минерального сырья и руд);
  • проблемы использования общественных богатств (мирового океана, космического пространства)
  • проблемы здравоохранения, длительности и комфортности жизни;
  • численность населения, ее взрывоподобный рост за последние сто лет;
  • проблема ведения здорового образа жизни в связи с понятием "здоровье человечества";
  • проблема нормального психического развития личности

ТАБЛИЦА 9. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Взаимодействие человека с природой носит следующие формы:

  • Знания о природе пока недостаточны для адекватного влияния на природу.
  • Человечество обладает достаточными техническими средствами, чтобы породить техногенную катастрофу.
  • Быстрый рост численности населения.
  • Взрывоподобный рост влияния человечества на природу.

Выходы из создавшейся ситуации:

  • развитие безотходного производства;
  • административно-правовое регулирование;
  • экологическое просвещение;
  • международное взаимодействие в области охраны окружающей среды.

ЧЕЛОВЕК

ТАБЛИЦА 10. КОМПОНЕНТЫ ПОНЯТИЯ "ЧЕЛОВЕК"

ТАБЛИЦА 11. ПОНЯТИЯ "СУБЪЕКТ" И "ОБЪЕКТ" ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЧЕЛОВЕКУ

Объект

Субъект

То, на что направлена познавательная, трудовая или иная деятельность субъекта

Носитель предметно-практической деятельности и познания.

Субъектом деятельности может быть как индивид, так и группа людей. Субъект – это источник активности, направленной на нечто вовне субъекта или внутри него. Субъект деятельности можно иначе назвать деятелем

Объектом деятельности может выступать:

  • человек (в процессе обучения и воспитания, в процессе изучения);
  • общество, природа.

Человек выступает как субъект деятельности:

  • в процессе научного познания;
  • в процессе воспитания и социализации, часто не замечая своего влияния;
  • в процессе трудовой деятельности, изготовляя предметы и орудия труда;
  • занимаясь различными формами искусства (театр, живопись, музыка, архитектура и т.д.)

ТАБЛИЦА 12. ФОРМЫ ВОЗЗРЕНИЯ НА МИР

мифология

религия

философия

Высший смысл

объяснение генезис и движения всего сущего и в том числе человека как части мира.

Специфика

через введение представления о некоем божественном начале:

через познание законов природы и экстраполяцию их на прошлое и будущее

которое в современных условиях утрачивает сакральный смысл

которое в современных условиях сохраняет сакральный смысл

Модель мира

люди и боги являются частями мира и живут по его законам

иерархия сфер, главой которых является бог; любое явление определяется его связью с богом

научная модель вселенной и человека (изменяется по мере накопления научных данных)

Дуализм

человек = божественное + физическое

человек = социальное + биологическое

Основная цель

изучение отношений между богом (богами) и человеком

изучение отношений между человеком и миром

Влияние на жизнь

является практическим руководством к действию, основной определенного типа поведения, ценностей, убеждений

не содержит четкого кодекса поведения

содержит четкий кодекс поведения

ТАБЛИЦА 13. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Потребность человека – переживаемая и/или осознаваемая нужда в чем-либо. Потребности человека отличаются от потребностей животных и могут быть разделены на три группы

Биологические

Социальные

Идеальные

Потребности, удовлетворение которых, как правило, необходимо человеку в первую очередь

Потребности, свойственные человеку как социальному существу. Их удовлетворение необходимо человеку тогда, когда биологические потребности удовлетворены.

Специфически человеческие потребности, нужда в удовлетворении которых обычно возникает, если потребности двух других групп удовлетворены.

Потребности в поддержании жизнедеятельности организма:

  • еда, вода, воздух;
  • движение;
  • тепло (одежда – в холодном климате), жилище;
  • самосохранение
  • воспроизводство

Потребности в связи с некоторой группой (группами) людей:

  • самореализация, общественное признание;
  • принятость в социальные группы;
  • общение (с людьми и предметами искусства);
  • привязанность;
  • забота;
  • самоуважение

Потребности в познании:

  • познание природы;
  • самопознание;
  • поиск смысла жизни;
  • самовыражение

ТАБЛИЦА 14. СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Способности – индивидуальные особенности личности человека, являющиеся субъектными условиями успешного осуществления некоторой деятельности

Способности имеют биологическую основу в виде задатков (например, скорость реакций, особенности мышления, предпосылки для развития физической силы).

Степень развития способностей зависит от:

  • задатков;
  • трудолюбия, настойчивости, целеустремленности, условий жизни (помощь семьи и государства).

Уровни обладания способностями: "способности", "талант", "гениальность".

Способности могут быть развиты только в процессе тренировки, использования.

Способности проявляются, как правило, в какой-либо области знаний или жизнедеятельности (наука, искусство, бизнес, ремесло, спорт и т.д.).

Способности определяют почти все аспекты жизнедеятельности конкретного человека, – его образование, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье.

Развитие способностей позволяет человеку повышать свой социальный статус, способствуют повышению самооценки и (часто) уровня жизни.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

ТАБЛИЦА 15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ТЕРМИНА "КУЛЬТУРА"

Культура:

  • определенная система материальных и духовных ценностей, форм и результатов человеческой деятельности;
  • способ функционирования общества, создаваемый в процессе социально-преобразующей деятельности людей;
  • возделывание, воспитание (от лат. cultura);
  • совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных материальных носителях, и передаваемых последующим поколениям;
  • исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях;
  • степень развития человека как субъекта духовно-практической деятельности;
  • мера развития человеческой природы.

ТАБЛИЦА 16. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕРМИНА "КУЛЬТУРА"

При описании:

  • определенной исторической эпохи (например, античная культура, культура эпохи Возрождения);
  • народностей или наций (культура майя);
  • специфической сферы деятельности (культура общения, культура труда);
  • археологическая (совокупность археологических памятников определенного места);
  • речи (соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать коммуникативные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи).

ТАБЛИЦА 17. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРЫ

1. Каждая личность вносит вклад в культуру общества. Отдельные личности и группы личностей (например, религиозные группы, научные и художественные школы) создают новые материальные и духовные ценности. Общество в целом навязывает личности культура, то есть каждый из членов общества прививает отдельной личности культуру. Например, старшие члены общества сохраняют культуру путем передачи ее младшим членам общества.

2. Культура влияет на личность, формируя у нее способы деятельности, характерные для данной культуры (способы познания, социальной, трудовой и других видов деятельности). Культура определяет большую или меньшую успешность личности в зависимости от совпадения задатков и способностей личности и требований культуры. Например, можно предположить, что во времена пещерного человека социальный статус здорового человека был всегда выше статуса больного. В наше время это не так. Больной человек может иметь более высокий социальный статус, если обладает какими-либо талантами (ср. Фредди Меркьюри, Валентин Дикуль).

ТАБЛИЦА 18. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ИСКУССТВО"

Искусство:

  • Форма сознания, специфический род духовно-практического освоения мира как органическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения.
  • Практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.
  • Художественное творчество в целом.
  • Специализированная эстетическая деятельность.
  • Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

ТАБЛИЦА 19. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

делинквентные

(преступные) культуры – совокупности нескольких негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующие в качестве культуры преступного слоя общества.

Устойчива в среде молодежи нижних слоев общества.

Важно: наличие и качество противоправной деятельности, система сигналов (одежда, прическа, жаргон и т.д.)

враждебные

культуры

(контркультуры)

молодежные субкультуры –

(могут быть как негативными, так и позитивными) – автономные целостные образования внутри традиционной культуры, определяющие стиль жизни и мышления ее носителей, отличающиеся своими нормами и ценностями. Часто ориентированы на досуг.

Важно: система сигналов принадлежности к группе (прическа, одежда, досуг, манера поведения, отношение к наркотикам, жаргон)

профессиональные субкультуры –

трансформированные профессиональным мышлением системы ценностей традиционной культуры, получившие своеобразную мировоззренческую окраску.

Важно: система сигналом (профессиональный жаргон, профессиональные знания и навыки, манера поведения).

Выделяются по месту и времени существования.

Могут быть официальными (комсомольцы) и неофициальными (рейверы)

Существует в профессиональных средах (например, врачебная)

ТАБЛИЦА 20. СТРУКТУРА ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

ТАБЛИЦА 21. Культурный кризис современной России как процесс аккультурации (восприятия другой культуры)

Культурный кризис современной России можно рассматривать как процесс аккультурации – изменения советской культуры и усвоение новой культуры.

Доминантная (советская) культура теряет свои позиции в связи с исчезновением ее социального субстрата, укрепляются позиции национальных культур на постсоветском пространстве. Усиливаются позиции западноевропейской и американской культуры быта.

Все это реализуется в следующих проявлениях:

  • Отказ общества от высокой оценки тонкого духовного мира и тонких душевных переживаний как показателя высокой ценности индивида, укрепление позиций массовой культуры и тех людей искусства, которые стремятся угодить массовому сознанию.
  • Возведение в абсолют финансовой успешности как мерила человека, применение тезиса "Деньги не пахнут".
  • Усиление позиций альтернативных культур, что выражается в языке и духовных произведениям (усиливаются позиции негативных по отношению к доминантной культуре субкультур, а также эскапистских субкультур).
  • Отсутствие внутренней цензуры авторов как реакция на акцептацию чужих культур (знаменем этого является свобода слова) и длительное наличие официальной цензуры в советское время (знаменем этого является антисоветизм). В связи с этим рождается реакция отторжения старшего поколения, выросшего в советский период, на современную эклектическую культуры – непринятие низкого стиля языка, откровенности в половых вопросах и т.п.
  • Резкое расслоение общества по финансовому признаку.
  • Снижение ценности духовной сферы для государства в связи с необходимостью выживания (низкий уровень финансирования духовной деятельности, сокращение финансирования школ, институтов, учреждений культуры).

ТАБЛИЦА 22. СТРУКТУРА МОРАЛИ

ТАБЛИЦА 23. СРАВНЕНИЕ МОРАЛИ, ОБЫЧАЕВ И ПРАВА

Мораль

Обычай

Право

Регулирует человеческие отношения

Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Устойчивый, исторически сложившийся стереотипный способ массового поведения.

Совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством.

Едина для всех в своих основных чертах, но включает и исторически преходящие нормы.

Исторически сложившиеся способы массового поведения, характеры для определенных социальных групп в определенные эпохи

Может быть един для всех граждан или для некоторых категорий граждан, как устанавливает это верховная власть.

Получает идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, долга, справедливости и т.п.

Не нуждается в интерпретации, оправдывается традицией.

Может получать обоснование в виде блага государства, отдельных категорий граждан или всех граждан.

Исполнение норм санкционируется формами духовного воздействия (общественная оценка одобрение, осуждение)

Исполнение норм санкционируется государством.

ТАБЛИЦА 24. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "РЫНОК"

  • МЕРКАНТИЛИЗМ – первая школа политэкономии (экономическая политика эпохи первоначального накопления капитала). Выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь в интересах купечества.
  • КЕЙНСИАНСТВО – теория государственного регулирования экономики. Возникла в конце первой трети ХХ века. Исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин (нац. дохода, капиталовложения, занятости, потребления и др.). Решающая сфера воспроизводства – рынок, основные цели – поддержание эффективного спроса и полной занятости. Экономическая программа включает всемерное увеличение расходов госбюджета, увеличение количества денег в обращении, регулирование занятости.

Вопросы, на которые отвечает наука экономика:

  • Что производить?
  • В каких количествах производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?

  • Рынок – сфера товарного обмена, спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций и других на трех уровнях.
  • Рынок – взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг. Центром механизма этого взаимодействия является цена.
  • Рынок – отдельная сфера экономики (рынок труда, рынок ценных бумаг).
  • Место для осуществления торговых операций (колхозный рынок).

ТАБЛИЦА 25. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА

Рыночная экономика

Смешанная экономика

Командно-административная экономика

Собственниками факторов производства являются частные лица и фирмы.

Собственниками факторов производства являются как частные лица и фирмы, так и государство

Собственником средств производства и ресурсов является государство

Основная часть решений о производстве и потреблении принимается частными лицами и фирмами с учетом имеющихся цен.

Решения о производстве и потреблении принимаются как частными лицами и фирмами, так и государством.

Все решения о производстве принимаются государством, решения о потреблении принимаются как государством, так и частными лицами и фирмами.

Правильность/неправильность принятых решений выражается в доходах и убытках участников экономической деятельности.

Правильность/неправильность принятых решений может выражаться в доходах и убытках участников экономической деятельности/разорении части населения.

Правильность/неправильность принятых решений выражается в улучшении или ухудшении экономического положения различных слоев населения.

Государство выступает в роли частной фирмы.

Государство в основном регулирует экономические процессы.

Государство полностью регулирует все экономические процессы.

Уровень зарплаты и цен склады-вается стихийно, по согласованию продавцом и покупателей.

Уровень зарплаты и цен складывается стихийно, по согласованию продавцов и покупателей.

Уровень зарплаты и цен определяется государством, есть черный рынок товаров и услуг.

ТАБЛИЦА 26. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УКЛАДОВ

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи.

ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а связи производителей и потребителей продуктов осуществляется через куплю-продажу.

ТАБЛИЦА 27. СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ "ЦЕНА"

Конъюнктура – состояние экономики, конкретные условия процесса воспроизводства на каждый данный момент. В основе формирования и изменения конъюнктуры лежат главным образом факторы, определяющие движение цен, ценных бумаг, размеров производства, занятости.

Цена – количество денег, других товаров и услуг, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. При рыночной экономике цена складывается в зависимости от спроса и предложения, и также конъюнктуры.

Цена спроса – цена, по которой покупатель согласен приобрести товар.

Цена предложения – цена, по которой производитель согласен продать товар.

ТАБЛИЦА 28. ВАРИАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ЦЕНЫ СПРОСА (Цс)  И ЦЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  (Цп)

Цс = Цп

Цс < Цп

Цс > Цп

Равновесная цена. Совпадение Цс и Цп обозначает, что продавец согласился продать, а покупатель купить товар или услугу по единой цене, сделка состоится. Цена, которая устанавливается на рынке в условиях конкуренции, стремится к уровню, при котором количество товара, на которое предъявляется спрос, равно количеству предложенного товара.

Цена спроса меньше цены предложения. Это обозначает, что покупатель согласен дать меньшую цену за товар или услугу, чем та, за которую продавец согласен продать товар или услугу. Сделка не состоится. У потребителя низкая потребность в данном товаре или услуге.

Цена спроса больше цены предложения. Это обозначает, что покупатель согласен дать большую цену за товар или услугу, чем та, за которую продавец согласен продать товар или услугу. Сделки совершаются в большом количестве. У потребителя высокая потребность в товаре или услуге.

При сохранении конъюнктуры цена не изменится

Свертывание производства, снижение цены, формирование потребительского спроса.

Рост цен продажи, рост объема производства, насыщение рынка с дальнейшим понижением цены.

ТАБЛИЦА 29. ВИДЫ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК

Процентная ставка:

дополнительная сумма денег как плата за использование денежных средств

Проценты на вклад

(выплачиваются вкладчику)

Проценты по займу

(выплачиваются заемщиком заимодателю)

ТАБЛИЦА 30. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЬИ

Экономическое положение семьи определяется следующими факторами:

реальная покупательная способность

уровень жизни (степень удовлетворенности потребностей населения)

размер прожиточного минимума (стоимости минимально необходимых расходов для поддержания здоровья человека и его жизнедеятельности) (ПМ)

равен номинальному доходу (НД) за вычетом налогов (Н) и потерь от инфляции (И)

РПС = НД – (Н + И)

зависит от:

  • уровня дохода
  • обеспеченности жильем
  • доступности и качества социальных услуг

ПМ = минимальный набор потребительской корзины / продовольствие (П) + промышленные товары (ПТ) + услуги (У) / = граница бедности:

ПМ = П + ПТ + У

ТАБЛИЦА 31. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ВВП

валовой внутренний продукт

ВНД

валовой национальный доход

выраженная в рыночных ценах стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года внутри страны

ВНД = ВВП + ГЗ + КВ + СПБ, где ГЗ – государственные закупки, КВ – капитальные вложения, СПБ – сальдо платежного баланса (соотношение выплат за рубеж и поступлений из-за рубежа)

ТАБЛИЦА 32. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Социализация – усвоение социального опыта, как специально обработанного для усвоения, так и необработанного.

Воспитание – планомерный целенаправленный процесс по формированию качеств личности.

При возникновении противоречий между нормами, усваиваемыми в процессе воспитания и при социализации, побеждают, как правило, последние

ТАБЛИЦА 33. СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Этап жизни

Стадия социализации

Содержание стадии

1. Адаптация

Некритическое усвоение социального опыта подражание окружающим.

Детство и юность. Усвоение социального опыта.

2. Индивидуализация

Желание выделиться, критическое отношение и непринятие социального опыта окружающих, желание найти "свой путь".

3. Интеграция

Вливание в общество.

При невозможности влиться в общество на обоюдоприемлемых условиях возможны:

– бунт, агрессия;

– нонконформизм, поиск другой референтной группы, уход от социума (наркотики, религия и т.п.);

– конформизм, жертва своей индивидуальностью ради социальной приемлемости;

– самоубийство при невозможности найти выход из ситуации.

Зрелость

4. Коррекция

Приспособление к новым социальным ролям (при изменении социальных статусов).

Старость

5. Хранение

Хранение и передача социального опыта.

ТАБЛИЦА 34. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

  • Наличие определенной территории, что означает распространение власти на определенной территории и на население, живущее на этой территории. В связи с этим возникает вопрос гражданства (в республике) и подданства (в монархии).
  • Публичность власти включает в себя аппарат управления (слой людей, выполняющих властные и управленческие функции) и аппарат принуждения (слой людей, выполняющих принудительные и карательный функции – армия, милиция и т.д.)
  • Суверенитет – особое свойство государства, которое выражается в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости государства в международных отношениях во внешней политике.
  • Взимание налогов и привлечение займов для государственных нужд с населения страны и на внешнем рынке.
  • Наличие атрибутов государственной власти (наличие столицы, властного органа, гимна, флага, герба). Данный признак отражает оформленность власти.

ТАБЛИЦА 35. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Политическая система общества – совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Собственно политические организации:

  • государство;
  • политические партии;
  • некоторые общественные организации (имеющие политические цели).

Несобственно политические организации:

Любые общественные организации, которые созданы для достижения иных, нежели политические, цели (экономические, религиозные, культурные, досуговые), но в силу объективной реальности участвуют в политике:

– ставя и решая политические задачи (например, профсоюзы, члены религиозной группы, ущемленные в правах);

– представляя собой группу избирателей (например, собаководы, филателисты), которые хотя и не ставят перед собой политических задач, но являются одной из групп, на которую направлена агитация.

Признаки собственно политической организации:

– выражает интересы определенной социальной группы;

– может обладать государственной властью или влиять на государственную власть; стремится к обладанию государственной властью;

– провозглашает определенные политические цели и руководствуется политическими нормами данного общества.

ТАБЛИЦА 36. ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Политическая партия:

  • группа лиц, представляющих интересы определенной социальной общности;
  • непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и местном уровнях, нацеленная на получение и использование власти, для чего она стремится к получению поддержки народа;
  • политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя и объединяющая их наиболее общественно активных его представителей, руководящая ими в достижении определенных политических целей.

Организация:

– длительность существования во времени;

– имеет лидеров.

Структура:

– наличие местных (региональных отделений);

– наличие национальных органов.

Политические цели:

– улучшение устройства общества;

– завоевание и удержание власти для переустройства общества.

Обеспечение

народной поддержки:

– политическая платформа;

– выборная платформа;

– политическая репутация.

ТАБЛИЦА 37. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

многопартийная

двухпартийная

многопартийная

Единственная партия (партия власти) монополизирует государственную власть. Со временем бюрократизируется, срастается с гос. аппаратом, перестает выражать интересы народа.

Как правило, партий больше, но только две из них являются влиятельными (Великобритания, США). Возможность частой смены политической линии в случае победы на выборах партии оппозиции.

Более двух партий, обладающих политическим влиянием. Большое количество партий затрудняет получение достаточной поддержки населения, борьба за власть может становиться самоцелью.

ТАБЛИЦА 38. ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

  • Федерация имеет единую территорию, состоящую из территории ее субъектов.
  • Высшая власть принадлежит федеральным органам, однако субъекты могут иметь свои властные органы.
  • Логика предписывает иметь двухпалатный парламент (одна палата от населения, вторая – от субъектов федерации).
  • Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеративные органы.
  • Субъекты федерации в настоящее время лишены права на сецессию (односторонний выход).

ТАБЛИЦА 39. ПРИЗНАКИ РОССИИ КАК ФЕДЕРАЦИИ

  • РФ является суверенным государством, Обладающим всей полнотой власти на своей территории, имеет единые вооруженные силы для защиты своей территории.
  • РФ обладает единой правовой системой, основанной на Конституцию
  • РФ имеет единое гражданство.
  • РФ характеризуется территориальным единством.
  • РФ имеет единые органы федеральной власти (президент, Федеральное Собрание, правительство, федеральные суды).
  • РФ имеет федеральную собственностью
  • РФ имеет единую денежную систему.
  • РФ имеет единый государственный язык, флаг, герб, гимн, столицу.
  • РФ обладает исключительным правом на заключение мира и объявление войны.

ТАБЛИЦА 40. СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Политические

образования

Политико-территориальные образования

Национально-территориальные

образования

        

республика

край

область***

ГФЗ*

автономная область

автономный округ

22 объект

9 объектов

 46 объектов

2 объекта

1 объект

4  объекта

Адыгея,

Башкортостан,

Бурятия,

Алтай,

Дагестан,

Ингушетия,

КБР**,

Калмыкия,

КЧР***,

Карелия,

Коми,

Марий Эл,

Мордовия,

Саха, Алания,

Татарстан,

Тыва,

Удмуртия,

Хакасия,

Чечня, Чуваш,

Крым

Алтайский,

Краснодарский,

Красноярский,

Приморский,

Ставропольский,

Хабаровский,

Забайкальский,

Камчатский,

Пермский

Амурская, Архангельская, Астраханская, Брянская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Ниж. Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская., Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская, Саратовская, Новгородская

Москва,

Санкт-Петербург,

Севастополь

Еврейская

Ненецкий,

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра,

Чукотский,

Ямало-Ненецкий

* город федерального значения;        ** Кабардино-Балкарская республика;        *** Карачаево-Черкесская республика.


ТАБЛИЦА 41. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Правовое государство – это

такая форма деятельности государственной власти, которая строится на основе общеобязательных норм права;

государство, в котором все субъекты права связаны законом, господствующим во всех сферах общественной жизни.

Важнейшие черты правового государства:

Господство закона во всех сферах общественной жизни.

Наличие конституции.

Связанность законом государства и его органов.

Судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

При этом законы:

– обладают высшей юридической силой;

– основываются на принципах равенства и справедливости;

– требуют соответствия себе всех других нормативно-правовых актов.

Государство не может действовать иначе как по закону.

Обязанности государства:

– гарантия прав и свобод личности;

– население ответственности в случае нарушения прав и свобод личности.

Обязанности гражданина:

– выплата налогов;

– защита Отечества;

– соблюдение законов.

ТАБЛИЦА 42. ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Нормативно-правовой акт, принимаемый народом или от имени народа.
  • Устанавливает основы общественного и государственного устройства, включая форму правления, структуру государственных органов.
  • Регулирует более широкий круг отношений, нежели все остальные нормативно-правовые акты.
  • Является основным законом государства, то есть регулирует наиболее важные общественные отношения.
  • Обладает высшей юридической силой, т.е. с ней должны быть согласованы и ей соответствовать все другие нормативно-правовые акты.
  • Имеет прямое действие (т.е. является необходимым и достаточным средством для защиты прав гражданина в суде).
  • Устанавливает виды и иерархию нормативно-правовых актов.
  • Стабильность (особый порядок пересмотра и принятия поправок).

ТАБЛИЦА 43. ВЕТВИ ВЛАСТИ

ТАБЛИЦА 44. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Права

Обязанности

личные

имущественные

личные

имущественные

На воспитание ребенка.

На содержание детьми в случае нетрудоспособности

Ответственность за вред, причиненный ребенком до 14 лет.

Материальное содержание несовершеннолетних детей

На образование ребенка.

На защиту интересов ребенка.

Не причинять вред психическому и физическому здоровью

ребенка

На защиту родительских прав


ТАБЛИЦА 45. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИТЫХ ОБЩЕСТВ

ТАБЛИЦА 46. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКРЫТЫХ

И ОТКРЫТЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЭЛИТ

доступ в нее людям из других слоев затруднен ("пропуск" – родственные связи и знакомства)

доступ в нее свободный и конкурентный

(по способностям и активности людей)

возможны некомпетентное

управление застой в обществе

обеспечивается более профессиональное и эффективное управление обществом

характерно для недемократических обществ (например, для партийно-государственной элиты в бывшем СССР)

характерно для демократических обществ

(например, для элиты сегодняшнего финского общества)

ТАБЛИЦА 47. ТРИ ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


ТАБЛИЦА 48. НЕКОТОРЫЕ ИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВЕРСИЙ

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА

ТАБЛИЦА 49. ПРОТИВОРЕЧИВАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЩЕСТВЕ

ТАБЛИЦА 50. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА


ТАБЛИЦА 51. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

По характеру формирования

– кадровые

– массовые

По характеру политического поведения в обществе

– демократические;

– тоталитарные

По месту в политической системе

  • правящие;
  • правящие:

– легальные, полулегальные, нелегальные.

По взглядам на характер развития общества

– эволюционные;

– реформистские;

– революционные;

– радикалистские

По идеологическим направлениям

  • правые:

– консерваторы;

– либералы и др.

  • левые:

– социалисты;

– коммунисты и др.


ТАБЛИЦА 52. РЕСПУБЛИКА И ЕЕ ФОРМЫ

ТАБЛИЦА 53. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ ПО НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УСТРОЙСТВУ

Тип государства

Краткая характеристика

Примеры

Унитарное государство

  • единое, составляющее одно целое государство;
  • единые конституция и гражданство;
  • единая система права, органов власти и управления;
  • делится на административно-территориальные единицы.

Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция, Япония

Федеративное государство

Объединяет относительно самостоятельные государственные образования, которые (наряду с наличием общих (федеративных) органов и структур) могут иметь:

– собственную конституцию;

– свои правовую и судебную систему;

– свои органы власти;

– свое гражданство и т.д.

Австрия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия

Конфедерация

Объединение независимых государств для совместного решения общих задач (чаще политических); неустойчива: обычно – либо распадается, либо развивается в федерацию.

Швейцарская конфедерация, Сенегамбия


ТАБЛИЦА 54. ПРИМЕРНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ ЛЕВЫХ И ПРАВЫХ ПАРТИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цветные карандаши и "Детский альбом" П.И.Чайковского

Методическая разработка содержит творческие задания - раскраски на примере "Детского альбома" П.И.Чайковского....

Методические разработки лекций-концертов: 1. Его величество ФОРТЕПИАНО. 2. Клавирная музыка И.С.Баха. 3. П.И.Чайковский "Детский альбом". 4. К.Сен-Санс "Карнавал животных".

1. Его величество фортепиано. Лекция-концерт познакомит юных исполнителей с историей создания фортепиано.2. Клавирная музыка И.С. Баха. Лекция-концерт с элементами музыкального лектория о творчестве И...

Альбом таблиц для студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Обществознание"

Альбом таблиц для студентов среднего профессионального образования  по дисциплине "Обществознание" составлены  в соответствии с учебным планом и рабочей программой  дисциплины  "Об...

Альбом таблиц для студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Обществознание"

Альбом таблиц для студентов среднего профессионального образования  по дисциплине "Обществознание" составлены  в соответствии с учебным планом и рабочей программой  дисциплины  "Об...

"Детский альбом" П.И. Чайковского

Прзентация для учащихся ДШИ...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ ИСПОЛНИТЕЛИ КОМПОЗИТОРЫ ПОЭТЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ  ИСПОЛНИТЕЛИ КОМПОЗИТОРЫ  ПОЭТЫКОМПОЗИТОРЫ  ПОЭТЫ  ИСПОЛНИТЕЛИ составитель  - Преподаватель  ГБПОУ НГКБРАГИН Борис Николаевич...