Профилактика самовольных уходов среди детей детских домов.
статья по теме

Жабрикова Ольга Ивановна

Педагогический опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на семинаре31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся бес попечения родителей «Елабужский детский дом»

Тема выступления:    Профилактическая работа с подростками, склонными к самовольным уходам.

Цели и задачи :

поиск эффективных технологий работы с детьми, склонными к самовольным уходам.

оптимизация процесса адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-реабилитационной работы в условиях такого специализированного учреждения как детский дом.

создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.

                                                                                              Выступление подготовила воспитатель

                                                                                                Жабрикова Ольга Ивановна

                                                            г.Елабуга  2012 год

Проблема поиска эффективных технологий работы с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности в современной социально-экономической реальности. Самовольный уход воспитанника - это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности, протестной реакции, это показатель наличия у подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.

Первоочередной задачей в решении перечисленных социально-психологических и медико-социальных проблем, становится оптимизация процесса адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-реабилитационной работы в условиях такого специализированного учреждения как детский дом. Недостатки, объясняются  неполноценными условиями жизнедеятельности и воспитания в неблагополучной семье, в психофизиологическом, социальном и эмоциональном развитии ребенка к подростковому возрасту  трансформируются в искажение ценностных ориентиров и направленности интересов.

Ребенок попадает в социальное учреждение из привычной ему среды в совершенно незнакомую обстановку, где ему необходимо стать самостоятельным, наладить контакты, чтобы не быть одиноким в новом социальном окружении. 
Как правило, подросток на момент поступления детский дом уже имеет индивидуальный опыт семейного неблагополучия, асоциального поведения и социальной реабилитации. Большинство подростков отличаются:

- низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы и правила, необходимость соответствовать им;

- низкой самооценкой, отсутствием друзей и близких и постоянной поддержки с их стороны;

- несформированностью волевой сферы, отсутствием целеустремленности, направленности на будущую жизнь;

- низкой социальной активностью, безразличием к судьбе окружающих и своей собственной;

- потребительским отношением к близким, обществу и государству в целом.

Изъятие ребенка из семьи и помещение в специализированное учреждение для детей, выступая психотравмирующим фактором, усиливают дезадаптацию.

.Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению самовольных уходов акцент смещается на раннюю профилактику. Основой которой  является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Задача взрослых – помочь ребенку адаптироваться, создать такой психологический климат в учреждении, который способствовал бы доброжелательному, равноправному и уважительному общению и помогал стать полноправным субъектом такого общения. Ребенок уже с первых минут должен почувствовать, что он здесь нужен, что его здесь ждут

Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

В качестве основных направлений работы по профилактике самовольных уходов воспитанников можно выделить следующие:

1. Административно-организационные меры по предупреждению самовольных уходов и правонарушений воспитанников.

2. Комплекс социально-реабилитационных мер.

3. Меры по розыску воспитанников, допустивших самовольный уход из учреждения.

4. Реабилитационные меры после возвращения ребенка в учреждение.

С целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних и совершения противоправных действий, администрацией учреждения изданы распорядительные документы, разработаны локально-нормативные акты и методические материалы.

Коллективом Елабужского детского дома накоплен богатый опыт работы по профилактике правонарушений и преступлений в подростковой среде. Все это помогает структурировать и организовать работу коллектива на основе комплексного подхода; организовать деятельность администрации и персонала в случае самовольных уходов воспитанников, распределить ответственность между членами коллектива; вооружить специалистов, непосредственно оказывающих социальные услуги, практическими рекомендациями.

Анализ самовольных уходов воспитанников из учреждения показал, что основными причинами ухода являются:

-                    психологические трудности в адаптации к новым условиям проживания в детском доме (на первом этапе реабилитации – от 1 до 3 месяцев пребывания в учреждении);

-                   желание навестить свое близкое окружение-родителей, родственников, друзей, потребность в теплых межличностных отношениях;

-                   жажда новых впечатлений и развлечений, желание освободиться от надзора, надоевшего режима;

-                   склонность  к уходам, бродяжничеству, беспризорности и совершению преступлений («синдром бродяжничества»).

Минимизация таких внутренних факторов,  как индивидуально-психологические особенности, проявления кризиса подросткового возраста, влияние на подростка стихийно-группового общения способствуют мероприятия медицинской, психологической, педагогической, физической, социально-правовой, творческой, профессионально-трудовой реабилитации, осуществляемые в режиме дня учреждения.

В рамках каждого из перечисленных видов  реабилитации у нас разработаны и реализуются модифицированные рабочие программы воспитательной деятельности  в соответствии с основными направлениями:

-                   формирование ценностных ориентиров личности;

-                   формирование здорового образа жизни;

-                   основы социализации, реализации творческих интересов;

-                   трудовое воспитание, жизнеобеспечение;

-                   эстетическое воспитание, самореализация личности.

Реабилитационно-воспитательная, и в том числе досуговая и профилактическая, работа в нашем детском доме проводится в соответствии с основными принципами работы с дезадаптивными детьми: принципами гуманизма, комплексности и индивидуального подхода.

Наравне с традиционными формами досуга, таких как тематические мероприятия, праздники; спортивными, народными, подвижными, сюжетно-ролевыми, деловыми играми; коллективными творческими делами введена новая форма организации досуга – инициативные досуговые дела. Это дела необычные по форме и содержанию, ориентированные на разнообразные постоянные или модные увлечения воспитанников.

Работа педагогов-психологов направлена на формирование коммуникативных компетенций детей, развитие позитивного социального опыта, изменения поведения подростков в конфликте, коррекцию психоэмоционального состояния.

Результативной технологией работы с девиантными детьми является игротерапия.  Игры в образах, игры по литературным произведениям, инсценировки используются как инструмент для изучения ребенка, для воспроизведения психотравмирующей ситуации, для «лечения» искажений в развитии личности ребенка.

С целью наиболее эффективного сотрудничества с ребенком по коррекции его асоциального поведения на основе дифференцированного подхода, выстраивается индивидуальная социально-реабилитационная программа с обязательным включением социально-медицинских, психолого-педагогических и социально-педагогических мероприятий.

Это позволяет воспитаннику наиболее быстро адаптироваться к условиям жизни в детском доме, то есть воспринять установленные нормы и правила поведения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, правила общежития.

В качестве концептуальной основы данной конструкции выступает личностно-ориентированный подход, реализующийся коллективом специалистов в профессиональной практике как:

- понимание детства как особой ценности;

- понимание возрастных особенностей не на житейском, а на научном уровне;

- выявление и своевременность социально-реабилитационной работы с личностными трудностями ребенка.

Путь к взаимопониманию между детьми и взрослыми – это очень серьезный эмоциональный и интеллектуальный труд. И, прежде всего, труд взрослого, находящегося рядом, возможный только на основе совершенствования себя, своих качеств, демократизации общения с детьми и с коллегами. 
Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. И главное – это не самоцель. Это должно стать результатом той работы организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу и станут доверять взрослому. И это действительно будет дружба, потому что взрослый искренне хочет им добра, хочет сделать их счастливыми, а не подчинить, не демонстрировать свою власть.  Чтобы работать с детьми, необходимо хорошо знать детей и их мир для того, чтобы не навредить, а помочь ребенку, чтобы сотрудничать с ним, а не конфликтовать, чтобы понимать и прощать его, быть требовательным и вести за собой, четко зная и информируя ребенка о том, куда и зачем.
Искренний интерес предполагает тонкое прикосновение к нравственному миру ребенка, умение видеть проблемы его не только и не столько с позиции взрослого, сколько с позиции самого ребенка.
Для того чтобы добиться благоприятного психологического климата в детском коллективе я следую следующим правилам:


  1. Уважительное отношение к своим воспитанникам. С первых дней обращаться к детям надо по имени,подбирать нужный тон, жесты и слова, а также всегда обязательно следить за культурой речи.
  2. Стараюсь избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка недопустимы, а тем более иронии по отношению к детям.
  3. Стремитесь проявлять чуткость, внимание, заботу.
  4. В общении с детьми исходить не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка.
  5. Лучше попросить, чем приказать, дети не выносят давления со стороны.
  6. Не  читать детям нотации, дети все равно не воспринимают их, достаточно спокойно обсудить проблему, выслушать мнения всех желающих и сделать выводы.
  7. Старайтесь активнее влиять на психологическую атмосферу в детском коллективе, формировать положительный микроклимат.
  8. Быть справедливыми в разрешении конфликтов между детьми.
    Хорошее чувство юмора помогает наладить отношения с воспитанниками.
  9. В общении с детьми  должна чаще звучать одобрение, похвала, поощрение.

В процессе совместной деятельности с ребятами наблюдаю за отношениями детей. Если понаблюдать за ребятами, то все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть во время игр или в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить. Для этого использую индивидуальные беседы. 

Позитивным межличностным отношениям содействует совместная деятельность, которая направляет ребят на сотрудничество, поиск точки соприкосновения. Однако есть и обратная сторона -  неуспешность , поэтому в данном случае стараюсь привлечь внимание сверстников в совместной работе к положительным качествам новичка.. В совместной деятельности каждому ребенку найдется место, которое позволит ему проявить себя с лучшей стороны, испытать успех, быть высоко оцененным окружающими.
Необходимое дать ребенку почувствовать себя не хуже других, а сравнение с другими позволяет оценивать свои силы, возможности и перспективы. Только четкое осознание своих «плюсов» и «минусов» позволяет двигаться вперед.
С точки зрения современной психологии сформулированы необходимые нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции взрослого, работающего с детьми :


  • Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.

  • Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-дружески, без «сюсюканья» и без панибратства, умение слушать, слышать и услышать.

  • Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребенка.

  • Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы.

  • Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»).

  • Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа.

  • Умение быть ему другом, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.

  • Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку. 
  1. Список использованой литературы
    Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М., 2000.
  2. Дорожевец А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям / 
    А. Н. Дорожевец. Журнал практического психолога, № 4, 1998.
  3. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Приклад. психология и психоанализ / Т.И. Шульга. - №2, 1998.
  4. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – М., 1999.
  5. Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам / сост.: Н.А. Разнадежина. – Сургут, 2010. – 46 с.
  6. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / 
    Ю. А. Александровский. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского домаНа сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в ...

Организация работ по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома «Құлыншақ» «КАКИМИ ИМ БЫТЬ?» 2015-2018 г.г.

Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы обществ...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116

Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...

Методические рекомендации: Организационная модель социально-педагогического сопровождения детей сирот с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома интерната

В материале описываются особенности организации комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в стационарном учреждении....

Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях детского дома

Воспитание и профилактика правонарушений в условиях детского дома....