Ситуационные задачи по модулю ПМ 01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
учебно-методический материал по теме

Шумакевич Наталья Владимировна

Данные ситуационные задачи можно использовать как в практических занятиях для закрепления материала, проверки знаний студентов, так и на экзамене по модулю ПМ 01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ситуационные задачи

по модулю ПМ 01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией

Социальная работа

Протокол № 4 от 24.11.2016

Председатель _________Иванова О.В.

Задача 1. Мужчина в возрасте 74 лет, является инвалидом – колясочником. Жена умерла, сын постоянно проживает за границей. Перед отъездом сын оформил договор социального обслуживания с ЦСОН  о предоставлении отцу социального обслуживания на дому социальным работником.

  Каким Законом регулируется предоставление социальных услуг? Какие виды социальных услуг  будут предоставлены клиенту по законодательству с 01.01.15 г.? Какие формы социального обслуживания определяются законодательством? Определите бесплатно или за плату будет получать клиент социальные услуги, если он получает пенсию со всеми надбавками  11 700 руб., прожиточный минимум для пенсионеров  за III квартал 2015г. в СПб установлен в размере 7 992 руб. 10 коп.?

Задача 2. Инвалид с ампутацией обеих ног самостоятельно приобрел на свои средства техническое средство реабилитации – инвалидную кресло-коляску, рекомендованную хирургом. В органах соцзащиты ему было отказано в выплате компенсации. Отказ был основан на том, что «на момент приобретения коляски 19.08.2014 г. у инвалида не была разработана программа реабилитации…».  

Имеет ли по закону инвалид право на приобретение технических средств реабилитации? Охарактеризуйте патопсихологические характеристики больных и инвалидов. Дайте определение социальной реабилитации. Назовите  виды социальной реабилитации. Что лежит в основе социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата?

Задача 3. Васильев в результате несчастного случая, произошедшего на производстве, получил трудовое увечье. Пройдя курс лечения, он  обратился в службу медико-социальной экспертизы с заявлением установить ему степень ограничения способности к трудовой деятельности.

Каким нормативным актом регулируются правоотношения, связанные с прохождением медико-социальной экспертизы? Дайте определение медико-социальной работе. Охарактеризуйте направления медико-социальной работы (профилактическое и патогенетическое). Какое направление медико-социальной работы подходит для данного клиента?

Задача 4. У значительной части граждан после выхода на пенсию отмечается депрессия, подавленное состояние, потеря интереса к жизни, ухудшение здоровья. С какого времени гражданин может воспользоваться правом на пенсию? Какой Закон гарантирует  это право? Какие терапевтические методы можно использовать для улучшения состояния клиентов в данной ситуации?

Задача 5. Петров И.И., 54 года, имеет онкологическое заболевание, не трудоспособен, нуждается в постоянном уходе. Члены семьи  вследствие  трудовой занятости не имеют возможности обеспечить круглосуточный уход за больным. В соответствие, с каким Законом будет организована социальная помощь гр. Петрову, если его родные не могут обеспечить ему круглосуточный уход? Раскройте особенности социальной работы с онкобольными. Дайте определение паллиативной помощи. Опишите суть работы хосписа как варианта паллиативной помощи.

Задача 6.  Пожилая женщина была вынуждена уехать из Казахстана в Санкт-Петербург. Женщина живет с семьей сына (сын, сноха, внук, мать снохи) в доме с частичными удобствами и печным отоплением.  Попытки получить какое-либо жилье были неудачны. Женщине 73 года, она чувствует себя лишней в семье, обузой детьми и внуками.

Какой нормативно-правовой акт гарантирует пожилым людям социальную защиту? Какие виды социальной помощи определены  законодательством РФ? Какие виды социальной помощи могут быть предоставлены данной клиентке?

Задача 7. В Центр социального обслуживания населения Приморского района  СПБ обратился пенсионер 80-ти лет. Постоянно живет в семье сына. Жалуется на конфликты – из-за нехватки денег, свободной жилой площади, непонимания родственниками.

Какие нормативно-правовые документы должны использоваться специалистом социальной работы в данном случае. Опишите этапы проведения социальной диагностики в работе с клиентом.

Задача 8. В отдел социальной защиты обратилась пожилая женщина  67 лет с просьбой об оказании ей помощи, так как ее пенсия невелика – 6800 рублей, а сын живет в другом городе, ей не помогает, несколько лет она находится с ним  в ссоре. Близкая подруга умерла полгода назад.

От имени специалиста по социальной работе окажите пожилой женщине правовую помощь.  Назовите объективные и субъективные факторы трудной жизненной ситуации. Какие факторы присутствуют в данной ситуации?  Опишите конструктивные и неконструктивные стратегии поведения клиента в ТЖС.

Задача 9. Ваши клиенты пожилая супружеская пара. Главная проблема семьи – ограниченный круг общения. Продумайте план работы с данной супружеской парой.

Распишите их права. Какие технологии социальной работы применимы к данным клиентам?

Задача 10. Представьте, что Вы работаете в качестве специалиста по социальной работе в доме-интернате для пожилых людей. Какие принципы социального обслуживания в своей работе будете соблюдать? Кто имеет право на стационарное обслуживание в интернате? Кто имеет право на внеочередной прием на стационарное социальное обслуживание? Опишите процедуру оформления гражданина в дом-интернат.

Задача 11. Гражданин Дементьев О.И.  никогда не работал. В марте 2000 г. ему исполнилось 59 лет, а спустя шесть месяцев Дементьев был признан инвалидом II группы вследствие общего заболевания. Так как до шестидесятилетнего юбилея Дементьеву оставалось всего полгода, инвалидность была установлена без срока переосвидетельствования.  На какие социальные услуги имеет право по закону гр. Дементьев? Расскажите о социальном обслуживании на дому как форме социального обслуживания. Заключите с гражданином Дементьевым договор на оказание социальных услуг.

Задача 12. Гражданин Платонов Г.В. после выхода на пенсию ощущает подавленное состояние, депрессию, потеря интереса к жизни, ухудшение здоровья. Обратился в КЦСОН, помочь справится  ему с этим состоянием.

Какие гарантии предоставляет государство для пожилых людей, для того чтобы поддержать их жизнеспособность и жизнеобеспечение? Охарактеризуйте типы приспособления к старости (конструктивный, защитный, агрессивно-активный, пассивный).

Задача 13. В 2003 г. клинико-экспертная комиссия установила Треплеву причинную связь заболевания с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС. Какой документ ему должны выдать? В какой орган ему следует обратиться? Какие виды государственной социальной помощи этот клиент имеет право получать?

Задача 14. Гражданке Журавлевой О.П. 78 лет, имеет знак "Жителю блокадного Ленинграда". Получает пенсию 12 486 руб. Какие виды государственной социальной помощи этот клиент имеет право получать?

Задача 15. Пожилая женщина (72 года) похоронила мужа, детей нет. Осталась одна в однокомнатной квартире, передвигается по квартире с трудом. Хочет жить в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Имеет ли она на это право? Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения вопроса. Перечислите основные права граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Какие документы необходимы для помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов?

Задача 16. Женщина впервые обратилась в федеральное государственное учреждение МСЭ для оформления инвалидности своему 13 летнему сыну в связи с поствакцинальным осложнением. Просит объяснить, что такое индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА). Определите нормативную базу, регулирующую данный вопрос. Объясните, что такое ИПРА и кто ее должен составлять. Какие документы она должна предоставить в МСЭ для оформления инвалидности?

Задача 17. В КЦСОН был представлен 

Акт

проверки участка социального работника

 отделения социального обслуживания на дому

Альфинова Альфия Динаровна, 05.08.1943 года рождения, инвалид 3 группы. Проживает по адресу: 23/05, кв. 232.

Дверь квартиры открыла Альфия Альфиновна. Она - вдова, детей не имеет. На обслуживании в отделении состоит с 2012 года.

Подопечной оказываются следующие виды социальных услуг: покупка и доставка на дом продуктов питания; покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости; оплата коммунальных услуг; приобретение лекарственных препаратов; оформление документов. График посещения подопечных – 2 раза в неделю.

Альфия Динаровна заявила, что социальный работник постоянно торопится, иногда не отдает всю сдачу, резко обрывает ее слова, ссылаясь на занятость,   и  высказала пожелание, что ей хотелось бы, чтобы социальный работник во время посещения больше общался с ней, выслушивал ее жалобы на жизнь, делился информацией о последних событиях, происходящих в стране и в мире.

Определите нормативную базу, регулирующую данный вопрос. Перечислите права граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг.

Что такое «Индивидуальная программа предоставления социальных услуг»? Перечислите законные основания отказа в обслуживании на дому.

Назовите законные основания признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

Задача 18. 22-летняя девушка не может самостоятельно передвигаться – только на коляске или с чьей-либо помощью. Девочка родилась физически здоровой, но с 10 лет начали проявляться симптомы атрофии мышц – усталость, слабость. Последние два года обучения в школе занималась дома. Надеялась на выздоровление, но информация о поставленном диагнозе и пожизненной инвалидности I группы  стала сильной психологической травмой.

Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае. Определите основную проблему. Какие меры  помощи можно использовать в данном случае? Какие учреждения социального профиля могут помочь девушке?

Задача 19. В Центр социального обслуживания населения обратился пенсионер 80-ти лет. Постоянно живет в семье сына. Жалуется на конфликты – ссоры из-за нехватки денег, свободной жилой площади, непонимания родственниками.

Классифицируйте основные проблемы пожилых людей. Назовите основные стрессоры пожилых людей. Какие тестовые методики можно применить для  диагностики состояния клиента? В какие учреждения может посоветовать обратиться клиенту сотрудник Центра социального обслуживания населения? Какие для этого необходимы документы?

Задача 20. Гражданин Сергеев И.С. 82 лет, обслуживать себя может частично, супруга умерла 5 лет назад. Дочь проживает в США. Сергеев И.С. обратился с просьбой оформить его в дом-интернат, на что получил отказ из-за отсутствия мест. Его обещали включить в очередь. Сергеев боится, что не дождется своей очереди.

Кто имеет право на внеочередное помещение в стационар? Опишите этапы прохождения адаптации клиента в доме-интернате.

Задача 21. Гражданин Смирнов В.Д. является участником ВОВ, получает набор социальных услуг. 02.11.2016 г. обратился в Пенсионный фонд Приморского района с целью отказаться от бесплатного проезда на пригородном  ж/д транспорте, т.к. не пользуется им.

Каким нормативным документом регулируется данный вопрос? Какие виды социальной помощи предусмотрены данным нормативным актом?  Какие еще категории граждан имеют право на получение набора социальных услуг? Что входит в набор социальных услуг? Каков период предоставления?

Задача 23. Петров И.И., 64 года, остался один. Проживает в однокомнатной квартире.

На какую социальную помощь от государства он может рассчитывать?  Петров И.И. получает пенсию 6890 руб, какую доплату он может получить, если прожиточный минимум в СПб для пенсионеров составляет 7 992 руб. 10 коп.? Если он устроится на работу вахтером с зарплатой 3500 руб, какова будет его доплата в данном случае?

Задача 24. Время вооруженного конфликта. Престарелые пожилая супружеская пара осталась в России без поддержки взрослых детей, которые живут в противостоящем государстве. Дочь переживает за престарелых родителей, которые оказались одни. 

В соответствии, законодательством Российской Федерации, определите какие органы, в данном случае, обязаны помочь пожилым людям? Охарактеризуйте добровольную и вынужденную адаптацию. Какие формы адаптационного поведения Вы можете назвать?  

Задача 25. В отделение срочной помощи обратилась Ковалева И.С. с просьбой о помощи. Ее сын Ковалев А.Н. 36 лет,  злоупотребляет алкоголем, из-за этого потерял свою семью,  нигде не работает, иногда применяет физическую силу, чтобы отобрать ее пенсию на выпивку. За последний год  дважды попадал в больницу в тяжелом состоянии, где ему был поставлен диагноз алкогольный панкреатит, кроме того наблюдаются колебания настроения в сочетании с агрессивностью.

Охарактеризуйте личностные и психические отклонения, антисоциальные установки у данного клиента. Опишите особенности социальной работы с данным клиентом.

 

Задача 26.

Сергеев попал в ДТП, в результате у него были ампутированы обе ноги. Согласно разработанной для него Программы реабилитации и абилитации, Сергееву была выдана кресло-коляска. Что лежит в основе социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата? Какие виды социальной реабилитации инвалидов Вы можете еще назвать?

Задача 27.

Смирнов А.А. обратился в органы социальной защиты для оказания ему государственной социальной помощи. При этом он предоставил документы, удостоверяющие, что он имеет знак «Почетный донор России», на оплату коммунальных услуг у него уходит 1/3 пенсии. На какие виды социальной помощи может рассчитывать Смирнов А.А.?

Задача 28.

Маркеловой М.С. как труженику тыла был предоставлен набор социальных услуг. Из-за преклонного возраста Маркелова М.С. практически не выходит из дома, ее обслуживает социальный работник на дому. Поэтому она не использует в этом наборе права бесплатного проезда на ж/д транспорте и санаторно-курортного лечения. Может ли Маркелова отказаться от данных соц. услуг, оставив только право на приобретение лекарственных средств? Поясните Маркеловой М.С. порядок отказа от набора социальных услуг в соответствии с законодательством.

Задача 29.

Лукашов В.Д. является пациентом психоневрологического диспансера, расположенного в пгт Лесное. Периодически он выходит из интерната в поселок, где за плату помогает жителям поселка колоть дрова, копать огород и т.п. На заработанные деньги он местном магазине покупает чай, пряники и сигареты. Имеет ли он право выходить за пределы интерната, приносить продукты в интернат? Какие еще права имеют пациенты ПНИ?

Задача 30.

Сорокин А.М. обратился в орган социальной защиты за получением набора социальных услуг. Представил документы, что в период с 01.02.1945г. по 30.10.1945 г. являлся курсантом летной школы, но в боевых действиях участия не успел принять. Имеет ли он право на получение набора социальных услуг?   Какие категории граждан имеют право на получение набора социальных услуг по законодательству?

Задача 31.

Гражданин Ш. (76 лет) обратился с заявлением о помещении его в интернат-интернат  для престарелых. Его просьба была удовлетворена. В интернате ему предоставили изолированную комнату. Через 5 месяцев он выразил желание вернуться домой. Однако ему было отказано в связи с тем, что его квартира была передана в муниципальный жилищный фонд и предоставлена очередникам. Законно ли это? В течение какого времени за лицами, помещенными в интернат, сохраняется жилая площадь?

Задача 32.

Порваткин А.С. вышел на пенсию по возрасту. Составьте сценарий адаптационного поведения данного клиента, в случае добровольной и в случае вынужденной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....

Контрольно - измерительный материал по разделу «Оказание социально-медицинских услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому»

Контрольно - измерительный материал по разделу «Оказание социально-медицинских услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому» предназначен для проверки знаний по МДК 01.02 Социально-мед...

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТАТЬЯ на тему "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"

Рассказывается об юридических основх социального обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов...

Конспект практического занятия по дисциплине Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами «Особенности выявления проблем пожилых людей и инвалидов. Диагностическое исследование ТЖС лиц пожилого возраста и инвалидов»

В конспекте отражены: тип занятия,мотивация, ход занятия. Используются тест для опроса. Разбирается диагностическая методика САН, использование ее в работе социального работника....

Учебная программа ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ПМ.01  Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами 39.02.01 Социальная работа...

КОС по ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами по специальности 39.02.01 Социальная работа

КОС по ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами по специальности 39.02.01 Социальная работа...