Методическая разработка урока по МДК 01.03 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов. по специальности 39.02.01 Социальная работа Тема урока «Особенности выявления проблем
учебно-методический материал
Методическая разработка урока по
МДК 01.03 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов.
по специальности 39.02.01 Социальная работа
Тема урока «Особенности выявления проблем пожилых людей и инвалидов. Диагностическое исследование ТЖС лиц пожилого возраста и инвалидов».
Тип занятия: урок закрепления знаний и формирования ЗУН.
Цель занятия – закрепить знания основных диагностических методик, порядок и этапы социальной диагностики лиц пожилого возраста и инвалидов.
Образовательные задачи: закрепить принципы социальной диагностики, этапы проведения социальной диагностики в работе с клиентами, основные диагностические методики;
Воспитательные задачи: Способствовать формированию самостоятельной деятельности по овладению знаниями, воспитанию трудолюбия, упорства и достижения цели»
Развивающие задачи: сформировать умение выявлять лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; умение работать с диагностическими методиками; умение ставить социальный диагноз.
Междисциплинарные связи: Теория и методика социальной работы.
Средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор, электронная презентация для урока PowerPoint, раздаточный материал - бланки тестового задания, бланки методики САН, смайлики с магнитами.
Методы контроля: устный опрос, проверка выполнения заданий
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 882.68 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Обшаровский государственный техникум им. В. И. Суркова»
Методическая разработка урока по
МДК 01.03 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов.
по специальности 39.02.01 Социальная работа
Тема урока «Особенности выявления проблем пожилых людей и инвалидов. Диагностическое исследование ТЖС лиц пожилого возраста и инвалидов».
Разработчик: Ящук Н.Ю. преподаватель
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол № _____ от «____»______________ 20___г.
Председатель ___________________ Меренкова О.Ю.
2025 г.
Тема урока: «Особенности выявления проблем пожилых людей и инвалидов. Диагностическое исследование ТЖС лиц пожилого возраста и инвалидов».
Тип занятия: урок закрепления знаний и формирования ЗУН.
Группа: 11
Специальность: 39.02.01 Социальная работа
Цель занятия – закрепить знания основных диагностических методик, порядок и этапы социальной диагностики лиц пожилого возраста и инвалидов.
Образовательные задачи: закрепить принципы социальной диагностики, этапы проведения социальной диагностики в работе с клиентами, основные диагностические методики;
Воспитательные задачи: Способствовать формированию самостоятельной деятельности по овладению знаниями, воспитанию трудолюбия, упорства и достижения цели»
Развивающие задачи: сформировать умение выявлять лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; умение работать с диагностическими методиками; умение ставить социальный диагноз.
Междисциплинарные связи: Теория и методика социальной работы.
Средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор, электронная презентация для урока PowerPoint, раздаточный материал - бланки тестового задания, бланки методики САН, смайлики с магнитами.
Методы контроля: устный опрос, проверка выполнения заданий
Планируемые результаты учебного занятия:
ПК 1. Выявлять проблемы лиц пожилого возраста, инвалидов, различных категорий семей и детей (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении, обуславливающие нуждаемость в социальном обслуживании, определять их потенциал в преодолении обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ЛР 22 Выявляющий потребности граждан в социальных услугах
ЛР 23 Определяющий формы социального обслуживания и виды социальных услуг в зависимости от нуждаемости граждан.
Умения:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- применять методы диагностики личности, позволяющие актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию технологий самопомощи и взаимопомощи;
- использовать технологии и методы социальной работы с лицами пожилого возраста, инвалидами, различными категориями семей и детей (в том числе детей-инвалидов), лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасном положении и условий их применения;
- планировать состав действий, анализировать задачи и/или проблемы и выделять её составные части, определять этапы решения задачи;
- осуществлять эффективный поиск информации, необходимой для решения задачи и/или проблемы.
Знания:
- основные направления государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях применительно к различным категориям граждан;
- правовое регулирование признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и определение индивидуальных потребностей граждан в социальных услугах
-методы диагностики причин, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, снижающих их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
- типология проблем граждан, признанных нуждающимися; основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи; психологические и социально-педагогические основы социальной работы; виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг, социального сопровождения;
- нормативно-правовые основы социального обслуживания и предоставления государственной социально помощи гражданам, признанным нуждающимися;
- основные формы и виды социального обслуживания;
- порядок и условия предоставления социальных услуг;
- типологию проблем граждан, признанных нуждающимися
План занятия
- Организационный момент (2 минуты)
Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих. Проверка готовности к занятию.
- Проверка домашнего задания (8 минут).
Тема «Понятие социальной диагностики. Ее особенности и функции применительно к лицам пожилого возраста и инвалидам.»
Ответить на вопросы:
1.Что такое социальная диагностика?
2. Каковы функции социальной диагностики применительно к лицам пожилого возраста и инвалидам?
3. Дайте определение следующих структурно-функциональных методов:
• Интервью:
• Анкетирование:
• Наблюдение:
• Анализ документов:
• Экспертные оценки:
• Метод фокус-групп:
• Социально-психологические тесты
• Ситуационный анализ
• Создание сценариев
• «Метод Делфи»
• Методы обработки данных
• Выявление семантического пространства
- Актуализация знаний и целеполагание (5 минут)
Обозначение цели и задачей урока, выявление профессиональной актуальности темы со студентами.
Работа с документом из приложения №1
Задания:
1. Посмотрите документ.
2. Ответить на вопрос
Как вы думаете что это за бланк?
Можно ли данную методику использовать у пожилых людей и инвалидов?
(ответы обучающихся: одна из методик социально диагностики»
IV. Основная часть урока (23минуты)
Закрепление пройденного материала с элементами практической работы. Показ с объяснением приемов выполнения заданной работы по методике САН. Работа с документом из приложения №1
V. Рефлексия деятельности (5минут)
Обобщение и систематизация. Контроль, самоконтроль и коррекция. Итоговая рефлексия
Преподаватель: Что вы узнали нового на сегодняшнем уроке? Что такое методика САН? Используется ли данная методика для диагностики проблем пожилых людей? Дате характеристику данной методики.
(ответы обучающихся, проводят самооценку полноты усвоенной информации).
Мы познакомились на практике с одной из диагностических методик – методикой САН.
Данная методика используется в диагностики проблем пожилых людей.
Она проста в применении, обработке,
Она не требует большого времени для выполнения, что особенно важно для пожилого человека.
Она позволяет оценить, как человек чувствует себя в данный момент, насколько он активен и какое у него настроение.
.
Приём «Продолжи предложение».
самым трудным в выполнении задания было…
– Студенты отвечают в основном: арифметический подсчет.
Самым интересным в выполнении задания было …
– Студенты все отвечают – постановка социального диагноза, формулировка рекомендаций.
Наш урок подошел к концу. Какую оценку поставила себе за работу каждая группа?
Студенты по очереди озвучивают поставленные себе оценки
Приём «Мировое дерево»:
студенты крепят смайлики на дерево в соответствии с своим эмоциональным состоянием после урока.
VI. Подведение итогов ( 2 минут)
Контроль, самоконтроль и коррекция. Домашнее задание. Выставление оценок за урок. Студенты оценивают свою работу на уроке, аргументируют ответы.
Домашнее задание: В бланке (Приложений2) указать достоинства и недостатки методики САН. Обосновать свой ответ в письменном виде:
Благодарность за активное участие.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент. (Приветствие обучающихся)
Преподаватель (П): Всем добрый день! Сегодня мы проводим открытое занятие по МДК 01.03 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов. Проверим, все ли присутствуют на занятии.
Тема сегодняшнего урока «Особенности выявления проблем пожилых людей и инвалидов. Диагностическое исследование ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов». Запишите число и тему урока в тетрадь. Презентация слайд 2
II. Проверка домашнего задания «Понятие социальной диагностики. Ее особенности и функции применительно к лицам пожилого возраста и инвалидам.» Презентация слайд 3
П: На предыдущем занятии мы с вами ознакомились с социальной диагностикой, ее значением, принципами, этапами проведения. Давайте вспомним: «Что такое социальная диагностика?», «Каковы функции социальной диагностики применительно к лицам пожилого возраста и инвалидам?»
Ответы (студентов):
Социальная диагностика – это исследование и анализ проблем в социальной сфере, чтобы понять, что не так и как это исправить.
Социальная диагностика применительно к лицам пожилого возраста и инвалидам выполняет следующие функции: выявление потребностей, определение проблем, разработка индивидуальных планов помощи, мониторинг эффективности оказанной помощи и коррекция этих планов
На дом Вам было дано задание: «Найти определение основным диагностическим методам, которые применяют в работе с лицами пожилого возраста и инвалидами», которые вы должны были выполнить. Пожалуйста, кто готов поделиться своими мыслями и выводами по заданной теме. Кто хочет начать?
Презентация слайд 3
Ответы (студентов):
• Интервью:
Универсальный метод для сбора информации о жизненном опыте, потребностях, проблемах, социальных связях, предпочтениях и ресурсах
• Анкетирование:
Позволяет быстро получить информацию от большого числа лиц, используя стандартные вопросы и ответы.
• Наблюдение:
Оценка поведения, взаимодействия с другими людьми, состояния жилья и быта, что помогает выявить проблемы в самообслуживании и социальной адаптации.
Презентация слайд 4
• Анализ документов:
Изучение документов (пенсионные удостоверения, медицинские карты, акты осмотров, акты обследования жилищно-бытовых условий) для получения информации о состоянии человека.
• Экспертные оценки:
Использование знаний и опыта специалистов (врачей, психологов, социальных работников) для оценки ситуации и выявления проблем.
• Метод фокус-групп:
Дискуссия в малой группе лиц пожилого возраста для выявления общих проблем, ценностей и убеждений.
Презентация слайд 5
• Социально-психологические тесты
Использование тестов для оценки когнитивных функций, уровня тревожности, депрессии и других психических состояний
• Создание сценариев
Описание картины будущего, варианты решения проблемы
• «Метод Делфи»
Метод поиска решения группой специалистов для отбора лучшего решения и исходя из экспертных оценок
• Выявление семантического пространства
Диагностика с помощью знаков, символов, образов, вербальных формулировок.
П: Молодцы, вы правильно выполнили задания. И теперь мы можем перейти к выполнению теста по пройденной теме. Прошу подготовить листочки для ответа, подписать фамилию и группу. На выполнение теста вам дается 5 минут.
А)Выполнение теста
1 вариант
№ | Тестовое задание Блок А | Эталон ответа | Р | ||||||
Инструкция по выполнению заданий №1-4: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова | |||||||||
1 | Анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты называется… | 3 | |||||||
2 | Допишите пропущенные слова. Социальная диагностика в отношении пожилых людей и инвалидов – это ____________________, направленных на изучение их социального положения, выявление факторов, обуславливающих нуждаемость в социальной помощи, и определение наиболее эффективных способов решения выявленных проблем | 3 | |||||||
3 | Расставьте этапы социальной диагностики по порядку: а) выявление социальной проблемы б) постановка социального диагноза в) сбор и анализ данных о социальной ситуации | 3 | |||||||
4 | Заключительный этап социальной диагностики это | 3 | |||||||
№ | Тестовое задание Блок В | Эталон ответа | Р | ||||||
Инструкция по выполнению заданий № 5-6: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв, например:
| |||||||||
5 | Установите соответствие Этапы социальной диагностики и их характеристика | 3 | |||||||
1.первый этап | А)Составляется интерпретация (синтез) полученной разнородной информации. | ||||||||
2.второй этап | Б)анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим признакам, цель которой – определение причинно-следственных связей | ||||||||
3.третий этап | В)процесс сравнения поставленной задачи | ||||||||
6 | Установите соответствие Принципы социальной диагностики: и их характеристика | 3 | |||||||
1.Гуманизм: | А) учет всех аспектов жизнедеятельности человека: медицинской, психологической, социальной, экономической . | ||||||||
2.Научность: | Б) использование объективных методов сбора и анализа информации, основанных на научных знаниях. | ||||||||
3.Комплексность: | В) ориентация на уважение достоинства и прав человека, соблюдение его интересов | ||||||||
4.Системность: | Г)обеспечение равного доступа к социальным услугам для всех нуждающихся. | ||||||||
5Конфиденциальность: | Д )участие человека в процессе диагностики должно быть добровольным. | ||||||||
6.Добровольность: | Е) обеспечение неразглашения персональной информации о клиенте | ||||||||
7.Социальная справедливость: | Ж) рассмотрение человека в контексте его окружения и взаимосвязи с социальной средой. | ||||||||
№ | Блок А | Эталон ответа | Р | ||||||
Инструкция по выполнению заданий № 7: выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите её в бланк ответов. | |||||||||
7 | Что относиться к этапу сбора информации: а)Анализ собранной информации, выявление проблемных зон. б)Социологические опросы, интервью, анкетирование. в)Изучение документов (медицинские карты, личные дела). г)Наблюдение за поведением и социальным взаимодействием. д) Выбор методов и инструментов сбора информации. е)Определение потребностей и ресурсов | 1 | |||||||
2 вариант
№ | Тестовое задание Блок А | Эталон ответа | Р | ||||||
Инструкция по выполнению заданий №1-4: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова | |||||||||
1 | Расставьте этапы социальной диагностики по порядку: а) постановка социального диагноза б) сбор и анализ данных о социальной ситуации в) выявление социальной проблемы | 3 | |||||||
2 | Как называется процесс выявления, анализа и оценки социальных проблем, потребностей и ресурсов лиц пожилого возраста и инвалидов, с целью разработки и реализации мер социальной поддержки и реабилитации | 3 | |||||||
3 | Допишите пропущенные слова. Социальная диагностика: обеспечивает ____________________________ к каждому человеку, учитывая его уникальные потребности и возможности | 3 | |||||||
4 | Что является предметом социальной диагностики | ||||||||
№ | Тестовое задание Блок В | Эталон ответа | Р | ||||||
Инструкция по выполнению заданий № 5-6: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв, например:
| |||||||||
5 | Установите соответствие Этапы социальной диагностики и их характеристика | 3 | |||||||
1.Этап сбора информации и анализа | А)Определение конкретных мероприятий и сроков их реализации. Распределение ответственности между участниками процесса. Определение критериев оценки эффективности программы. | ||||||||
2.Этап разработки программы социальной реабилитации | Б)Осуществление запланированных мероприятий. Регулярный мониторинг и оценка результатов. Внесение необходимых корректировок. | ||||||||
3.Этап реализации программы и контроля | В)Анализ собранной информации, выявление проблемных зон. Определение потребностей и ресурсов. Разработка вариантов решения проблем | ||||||||
6 | Установите соответствие Принципы социальной диагностики: и их характеристика | 3 | |||||||
1.Гуманизм: | А) использование объективных методов сбора и анализа информации, основанных на научных знаниях | ||||||||
2.Научность: | Б) учет всех аспектов жизнедеятельности человека: медицинской, психологической, социальной, экономической | ||||||||
3.Комплексность: | В) обеспечение равного доступа к социальным услугам для всех нуждающихся. | ||||||||
4.Системность: | Г) ориентация на уважение достоинства и прав человека, соблюдение его интересов | ||||||||
5Конфиденциальность: | Д )участие человека в процессе диагностики должно быть добровольным. | ||||||||
6.Добровольность: | Е) обеспечение неразглашения персональной информации о клиенте | ||||||||
7.Социальная справедливость: | Ж) рассмотрение человека в контексте его окружения и взаимосвязи с социальной средой. | ||||||||
№ | Блок А | Эталон ответа | Р | ||||||
Инструкция по выполнению заданий № 7: выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите её в бланк ответов. | |||||||||
7 | Что относиться к этапу разработки программы социальной реабилитации: а)Определение конкретных мероприятий и сроков их реализации. б)Распределение ответственности между участниками процесса. в)Определение критериев оценки эффективности программы г)Определение потребностей и ресурсов д)Анализ собранной информации, выявление проблемных зон. е) Разработка вариантов решения проблем | 1 | |||||||
Преподаватель собирает бланки
III. Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности обучаю-щихся. Обозначение цели и задачей урока, выявление профессиональной актуальности темы со студентами. Презентация слайд 6.
А сейчас давайте вместе с Вами попробуем сформулировать цель нашего урока.
Как вы думаете, какое из высказываний, которое вы видите на экране, более всего подходит к теме нашего занятия?
«Недостаточно только получить знания, надо их систематизировать и найти им достойное приложение» (И. Гѐте, немецкий поэт и мыслитель XVIII в.).
«Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» (А. Дистервег, немецкий педагог и политик XIX в.).
«Повторение – мать учения» (Русская пословица).
- кто бы из Вас и выбрал 1 высказывание? Почему?
- кто бы из Вас и выбрал 2 высказывание? Почему?
- кто бы из Вас и выбрал 3 высказывание? Почему?
Студент 1: Мне понравилась пословица. Я считаю, что одной из целей занятия должно быть повторение пройденного материала.
Студент 2: Мне больше всего понравилось второе высказывание И. Гете. Я считаю, что нам нужно кроме повторения еще все разложить по полочкам, т.е. систематизировать знания и умения.
Студент 3: А я считаю, что все три высказывания подходят к теме нашего занятия, и мы должны сегодня повторять, систематизировать и применять знания на практике и не останавливаться на достигнутом. Вы выбрали все три?
П: Правильно само по себе накопление информации не имеет ценности без её эффективного использования на практике.
Потому что, цель нашего урока :
Презентация слайд 7.
Цель занятия – закрепить знания основных диагностических методик, порядок и этапы социальной диагностики лиц пожилого возраста и инвалидов.
Образовательные задачи: закрепить принципы социальной диагностики, этапы проведения социальной диагностики в работе с клиентами, основные диагностические методики;
Воспитательные задачи: Способствовать формированию самостоятельной деятельности по овладению знаниями, воспитанию трудолюбия, упорства и достижения цели»
Развивающие задачи: сформировать умение выявлять лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; умение работать с диагностическими методиками; умение ставить социальный диагноз
П: Молодцы, вы правильно определили цель нашего урока выполнили задания.
IV.Основная часть урока.
Презентация слайд 8,9,10
Преподаватель: Давайте посмотрим на экран
Задания:
- Как вы думаете что это?
(ответы обучающихся: одна из методик социально диагностики).
2.Можно ли данную методику использовать у пожилых людей и инвалидов?
(ответы обучающихся: можно).
Самооценка | Шкала самооценки | Самооценка | ||||||||
3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
1. | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое | С |
2. | Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым | С |
3. | Пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активный | А |
4. | Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подвижный | А |
5. | Веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный | Н |
6. | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение | Н |
7. | Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разбитый | С |
8. | Полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный | С |
9. | Медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрый | А |
10. | Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельный | А |
11. | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный | Н |
12. | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный | Н |
13. | Напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный | С |
14. | Здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Больной | С |
15. | Безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный | А |
16. | Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный | А |
17. | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый | Н |
18. | Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный | Н |
19. | Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Усталый | С |
20. | Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный | С |
21. | Сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный | А |
22. | Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Желание работать | А |
23. | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный | Н |
24. | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный | Н |
25. | Выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Утомляемый | С |
26. | Бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вялый | С |
27. | Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко | А |
28. | Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Внимательный | А |
29. | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный | Н |
30. | Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный | Н |
П: Преподаватель: совершенно верно. Это опросник методики САН «Самочувствие, активность, настроение». Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработана В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В.Б.Шарай, М.П.Мирошниковым в 1973 г.
Данная методика активно используется в диагностики проблем пожилых людей, она проста в применении, обработке, не требует большого времени для выполнения, что особенно важно для пожилого человека. Она позволяет оценить, как человек чувствует себя в данный момент, насколько он активен и какое у него настроение.
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. При подсчете суммы баллов по каждой категории цифры шкалы переводят в семибалльную систему. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27,28. Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4 Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном.
П: Преподаватель: Уважаемые студенты, теперь Вы владеете теоретической информацией по теме, и мы переходим к отработке практических навыков тестирования умения постановки социального диагноза. Сейчас вы проработаете в группах и коллективно выполните работу. Я вам раздам бланки методики САН (Приложение 1), в которых уже клиентом отмечены баллы. Ваша задача - подсчитать баллы по каждой шкале, поставить социальный диагноз и дать рекомендации по улучшению состояния клиента. Ключ к подсчету и шкалы вы видите на слайде.
Презентация слайд 11
Отработка практических навыков. Работа с данными.
П: Итак, приступим.
Раздаются бланки, проводится инструктаж преподавателем. Студенты производят обработку данных в соответствии с ключом. Студенты выполняют задание 20 минут. В ходе выполнения работы преподаватель поясняет выполнение индивидуально (по необходимости), контролирует выполнение задания, отвечает на возникающие у студентов вопросы по выполнению методики.
Бланки собираются.
П: Кто готов представить свои результаты и соответствующий социальный диагноз?
Студенты по очереди представляют социальные диагнозы и рекомендации для клиента, разработанные в своих рабочих группах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: самочувствие, активность и настроение испытуемого находятся в норме.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы, что данный клиент нуждаются во внимании, поддержки, которая может принести позитивные эмоции и будет оказывать положительное влияние на здоровье.
П: Замечательно. У вас все получилось. Сегодня вы активно работали на занятии.
.
V. Рефлексия (5минуты)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности всей группы.
Презентация слад 12
Преподаватель: Что вы узнали нового на сегодняшнем уроке? Что такое методика САН? Используется ли данная методика для диагностики проблем пожилых людей? Дате характеристику данной методики.
(ответы обучающихся, проводят самооценку полноты усвоенной информации).
Мы познакомились на практике с одной из диагностических методик – методикой САН.
Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений
Данная методика используется в диагностики проблем пожилых людей.
Она проста в применении, обработке,
Она не требует большого времени для выполнения, что особенно важно для пожилого человека.
Она позволяет оценить, как человек чувствует себя в данный момент, насколько он активен и какое у него настроение.
. Презентация слад 13
Приём «Продолжи предложение».
самым трудным в выполнении задания было…
– Студенты отвечают в основном: арифметический подсчет.
Самым интересным в выполнении задания было …
– Студенты все отвечают – постановка социального диагноза, формулировка рекомендаций.
Наш урок подошел к концу. Какую оценку поставила себе за работу каждая группа?
Студенты по очереди озвучивают поставленные себе оценки
Презентация слад 14
Приём «Мировое дерево»:
студенты крепят смайлики на дерево в соответствии с своим эмоциональным состоянием после урока.
VI.Подведение итогов
П: Молодцы. Практически все ответы верны. Я благодарю всех за работу.
VII Выдача домашнего задания
Презентация слад 15
Запишите домашнее задание. (Приложение 2)
В бланке (Приложения 2) укажите достоинства и недостатки методики САН. Обоснуйте свой ответ в письменном виде.
На этом наш урок завершён, всем спасибо за внимание!
Список использованных источников
- Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. Образования/М.Н. Гуслова .-М.: Издательский центр «Академия», 2020,-160c.
- Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Нагорнова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 133 с.
- Социология. Социальная диагностика жизни : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 287 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16557-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561791 (дата обращения: 05.06.2025).
- Технология социальной работы: учебное пособие / В.А. Филатов, М.В. Станкова, Т В. Щитова, Е.М. Кузнецова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 124 с.
- Технологии социальной работы: учеб. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
- Методика САН https://xn----7sbjacfebyblk2cj1abkgb2b0e.xn--p1ai/upload/iblock/fc9/fc9c137ff3c7688cf7519ebab556e02c.pdf
Приложение №1
Опросник
Методика САН (самочувствие, активность, настроение)
ИНСТРУКЦИЯ:
На выданном бланке вам нужно выразить оценку своего состояния по каждой позиции в баллах в соответствии с имеющейся шкалой (зачеркните соответствующую цифру). Если вы не можете определить свое состояние по какой-нибудь позиции, то зачеркните 0.
Фамилия, инициалы
Пол Дата рождения Дата проведения исследования
Самооценка | Шкала самооценки | Самооценка | ||||||||
3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | ||||
1. | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое | С |
2. | Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым | С |
3. | Пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активный | А |
4. | Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подвижный | А |
5. | Веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный | Н |
6. | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение | Н |
7. | Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разбитый | С |
8. | Полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный | С |
9. | Медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрый | А |
10. | Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельный | А |
11. | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный | Н |
12. | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный | Н |
13. | Напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный | С |
14. | Здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Больной | С |
15. | Безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный | А |
16. | Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный | А |
17. | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый | Н |
18. | Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный | Н |
19. | Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Усталый | С |
20. | Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный | С |
21. | Сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный | А |
22. | Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Желание работать | А |
23. | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный | Н |
24. | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный | Н |
25. | Выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Утомляемый | С |
26. | Бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вялый | С |
27. | Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко | А |
28. | Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Внимательный | А |
29. | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный | Н |
30. | Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный | Н |
Обработка результатов. Подсчитывается сумма балов по каждой категории, для чего цифры шкалы переводятся в семибалльную оценку: по позициям 1, 2, 5–8, 11—14, 17—20, 23—26, 29, 30 – от 7 до 1 балла, а по позициям 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 – от 1 до 7 баллов.
Самочувствие определяется по сумме баллов, набранной по позициям 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность определяется суммой, набранной по позициям 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение выражается суммой, набранной по позициям 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: самочувствие, активность и настроение испытуемого находятся выше нормы.
Заключение "Самочувствие, активность и настроение испытуемого находятся в выше нормы" что означает, что по результатам оценки опросника САН, состояние человека в плане самочувствия, физической и умственной активности, а также эмоционального настроя оценивается как благоприятное и соответствует стандартным показателям без отклонений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: самочувствие, активность и настроение испытуемого находятся в норме.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы, что испытуемый не испытывает значительных недомоганий, усталости или других физических проявлений, которые бы выходили за рамки обычного состояния.
Способность и желание к действию находятся на обычном уровне, нет ни чрезмерной вялости, ни излишней возбужденности.
Эмоциональное состояние соответствует норме, нет признаков сильного раздражения, тревоги, уныния или эйфории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: самочувствие, активность и настроение испытуемого находятся в ниже нормы.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы, что данный клиент нуждаются во внимании, поддержки, которая может принести позитивные эмоции и будет оказывать положительное влияние на здоровье
Приложение 2
ЗАДАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ САН
1.Укажите достоинства и недостатки методики САН. Обоснуйте свой ответ в письменном виде:
Приложение 3
Достоинства и недостатки методики САН
Достоинства:
- Простота и удобство использования:
Методика САН легко и быстро заполняется, что позволяет использовать ее в различных исследованиях и ситуациях.
- Оценка психоэмоционального состояния:
Опросник помогает оценить состояние человека по трем основным компонентам: самочувствие, активность и настроение, что дает более полное представление о его психологическом состоянии.
- Легкость обработки результатов:
Результаты могут быть легко интерпретированы и проанализированы, так как шкалы самочувствия, активности и настроения имеют четкие значения от 1 до 7.
- Широкое использование:
Методика САН широко применяется в психологии, педагогике, медицине и других областях, что делает ее хорошо известной и надежной.
- Самооценка:
Опросник позволяет человеку самостоятельно оценить свое состояние, что может быть полезно для самоанализа и развития.
Достоинством методики является его повторяемость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.
Недостатки:
- Субъективность ответов:
Ответы на вопросы зависят от субъективного восприятия человека, что может влиять на точность оценки состояния.
- Проблема стандартизации:
Методика САН не всегда стандартизирована в разных исследованиях, что может затруднить сравнение результатов.
- Возможные искажения:
Отвечая на вопросы, человек может сознательно или бессознательно искажать свои ответы, что может привести к неверным выводам.
- Неучет индивидуальных особенностей:
Методика САН не учитывает индивидуальные особенности человека, что может привести к неполной или неверной оценке его состояния.
- Ограничение набора вопросов:
Методика САН содержит определенный набор вопросов, что может не охватывать все возможные аспекты состояния человека.
Приложение 4
Критерии оценки
№ вопроса | Ответы 1 вариант | Ответы 2 вариант |
1 | Социальная диагностика | в,б,а |
2 | система мероприятий | Социальная диагностика |
3 | а, в, б | индивидуальный подход |
4 | Определение диагноза | социальные проблемы клиентов |
5 | 1в, 2б, 3а | 1в, 2а, 3б |
6 | 1в, 2б, 3а, 4ж, 5е, 6д, 7г | 1г, 2а, 3б, 4ж, 5е, 6д, 7в |
7 | б,в,г, | а, б, в |
Набрано баллов | 19-16 | 15-12 | 11-9 | 8-0 |
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно - измерительный материал по разделу «Оказание социально-медицинских услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому»
Контрольно - измерительный материал по разделу «Оказание социально-медицинских услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому» предназначен для проверки знаний по МДК 01.02 Социально-мед...

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТАТЬЯ на тему "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"
Рассказывается об юридических основх социального обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов...

Методическая разработка урока обществознания «Семья как малая социальная группа и социальный институт»
Материал создан для СПО, но подойдет и для старших классов школы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ на тему: «Выполнение работ по борьбе с сорной растительностью» Профессия 35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы»
Представляется урок учебной практики по профессиональному модулюПМ.02 Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбеРаздел 1. Возделывание сельскохозяйственных культ...

Конспект практического занятия по дисциплине Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами «Особенности выявления проблем пожилых людей и инвалидов. Диагностическое исследование ТЖС лиц пожилого возраста и инвалидов»
В конспекте отражены: тип занятия,мотивация, ход занятия. Используются тест для опроса. Разбирается диагностическая методика САН, использование ее в работе социального работника....
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Технология каменных работ» для обучающихся с ОВЗ.
Каменные работы — производство каменной кладки в виде соединения естественного камня (булыжников, валунов, бутового камня, гранита) и искусственных камней с помощью известкового или цементн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГЕОЛОГИИ»
Методическая разработка может применяться преподавателями учебных заведений при подготовке и проведении уроков обобщения и систематизации знаний, умений, навыков различных специальностей (с учетом спе...



