рп_ОБЩЕСТВО
рабочая программа на тему

Ольга Ивановна Теплякова

рп_ОБЩЕСТВО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obshchestvo.docx74.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум

сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

СОГЛАСОВАНО:                                                          УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ  ДИРЕКТОРА ПО  ТМР                                     ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО «РТСИСТ»

________И.В. ПОЛОВИНКИНА                                _________________В.А. СИЛАКОВ

«_____»_________________2016                                           «_____»_________________2016

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)

                            для профессий  среднего  профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

по специальностям

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

35.02.07 Механизация сельского хозяйства  

                         

   

Рабочая программа рассмотрена

на заседании предметно – цикловой  комисси

и рекомендована к утверждению.

от « ______» ________________2016г., протокол № _______

Председатель ПЦК______________

                                       

                                                   пос. Молодежный, 2016г.

     Рабочая  программа  дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (2004г) в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определенным в стандарте требованиям к уровню подготовки обучающихся профессиональных образовательных учреждений.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области «Россошанский техникум  сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

Разработчики:

Половинкина Ирина Вячеславовна,  зам директора по ТМР

Ф.И.О.,  должность

Теплякова Ольга Ивановна, преподаватель обществознания

Ф.И.О.,  должность

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ   ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСЦИПЛИНЫ

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

25

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

Обществознание (включая экономику и право)

название дисциплины

  1. Область применения рабочей  программы

   Рабочая  программа  дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальностей  среднего профессионального образования по программе подготовки      специалистов среднего звена  по специальностям

          23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

          35.02.07 Механизация сельского хозяйства  

Рабочая программа разработана на основе:

   1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089.

  2. Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312  « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Министерства образования РФ от20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011№1994, 01.02.2012№74)

3.  Рабочих программ по русскому языку: 10-11классы/Сост М.М. Баронова.- М.: ВАКО, 2011

4. Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.(Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 №29200), п23.

5. Учебного рабочего  плана ГБПОУ  ВО «РТСиСТ»  на 2017/2021 учебный год

    Рабочая программа  дисциплины Обществознание (включая экономику и прав  предназначена для изучения обществознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Согласно Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования обществознание  изучается как базовый учебный предмет.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл

указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины.

Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания обучающимися 1-го курса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам  с учетом логики учебного процесса.

Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
      •
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
      •
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
      •
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
      •
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
      •
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В результате освоения обществознания   на базовом уровне обучающийся  должен

Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль

человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая

взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,

схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных

задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Дисциплина направлена на формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение рабочей  программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -   176 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося  - 59 часов.

2.  СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

      лабораторные работы

-

      практические работы

11

      контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:

подготовка презентаций -

подготовка сообщений -

работа с дополнительной литературой  -

составление кроссвордов -

составление тематического словаря -

решение тестовых заданий -

составление схем  по теме -

12

12

10

8

7

8

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание  дисциплины  Обществознание                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятии, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены

Объем часов

Раздел 1.

Человек. Деятельность.

Познание.

    Содержание учебного материала

10

                                              Содержание учебного материала

    Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Влияние научно-технического прогресса на природу. Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

   Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности, мотивы, виды. Соотношение деятельности и общения.

   Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Агностицизм. Критерии истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера.

  Биологическое и социальное в человеке.

1.

Бытие человека.

2.

Человек. Индивид. Личность.

3.

Человек как духовное существо.

4.

Деятельность в жизни человека.

5.

Практическая работа №1 по теме: Деятельность – способ существования людей.

6.

Цель и смысл жизни человека.

7.

Понятие познания.

8.

Уровни познания.

9.

Научное познание.

10.

Какие знания нужны современному человеку?

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Составление тематического кроссворда «Человек и его деятельность»

Анализ материалов СМИ  и сообщение по теме «Влияние общества на развитие личности»

Составление тематического словаря

5

Раздел 2.

 Общество.

Общественные

отношения.

Глобальные проблемы

современности.

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие, институты общества. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество, страна, государство. Общество как социальная организация страны. Взаимосвязь четырех сфер общества; общества и природы. Противоречивость воздействия общества на природную среду. Глобальные экономические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй природы». Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.

16

11.

Понятие общества.

12.

Общественный прогресс

13.

Общественные отношения

14.

Социальные конфликты, пути их решения.

15.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

16.

Мораль как регулятор социального поведения.

17.

Многообразие социальных групп.

18.

Семья.

19.

Маргиналы.

20.

Национальные отношения.

21.

Национальные отношения.

22.

Проблемы федерализма и национальные отношения.

23.

Проблемы федерализма и национальные отношения.

24.

Право нации на самоопределение или территориальная целостность государства?

25.

Глобальные проблемы человечества.

26.

Глобальные проблемы человечества.

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Решение  тестов по вопросам темы

Подготовка сообщения по теме «Многодетные семьи» или «Национальные отношения» (выбрать узкую тему)

Работа с текстом Конституции РФ. Глава 3. Федеративное устройство (конспект)

8

Раздел 3. Культура и духовная жизнь

общества.

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

16

27.

Духовная жизнь человека.

28.

Духовная жизнь общества.

29.

Культура. Цивилизация.

30.

Культура. Цивилизация.

31.

Мировоззрение человека.

32.

Мораль.

33.

Нравственная культура личности.

34.

Нравственная культура личности.

35.

Религия.

36.

Религия в Российской Федерации.

37.

Религия в Российской Федерации.

38.

Наука.

39.

 Социальная ответственность ученого.

40.

Социальная ответственность ученого.

41.

Образование.

42.

Роль культурного наследия в становлении человека.

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Подготовка презентации «Культура» или «Религия» (выбрать узкую тему)

Подготовка сообщения «Связь морали и права»

Составление схемы  по теме «Мировые религии»

8

Раздел 4.

Политика и

политические

отношения в обществе.

      Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

 Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

21

43.

Политика и власть.

44.

Политика и власть.

45.

Политическая система общества.

46.

Государство.

47.

Формы государства.

48.

Формы государства.

49.

Правовое государство.

50.

Формы политического режима.

51.

Практическая работа №2 по теме: Политические режимы.

52.

Демократия в современной России.

53.

Демократические выборы.

54.

Демократические выборы.

55.

Гражданское общество.

56.

Участие гражданина в политической жизни.

57.

Политические партии.

58.

Политические партии.

59.

Политический плюрализм.

60

Политический плюрализм.

61.

Личность и политика

62.

Личность и политика

63.

Контрольная работа

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Подготовка презентации «Участие гражданина в политической жизни»

Работа с дополнительной литературой  «Конституция. Главы 3,4,5,6»

Составление тематического словаря «Политика и политическая культура»

Решение тестовых заданий по теме «Государство»

Составление схемы  по теме «Формы государства»

11

Раздел 5. Экономика

34

      Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
      Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

1.

Общество как сложная динамическая система.

2.

Экономика как наука.

3.

Экономика как хозяйство.

4.

Экономические системы.

5.

Традиционная, командная системы.

6.

Сущность рыночной экономики.

7.

Конкуренция и монополия.

8.

Конкуренция и монополия.

9.

Собственность.

10.

Способы приобретения права собственности.

11.

Практическая работа №1  по теме: Способы приобретения права собственности.

12.

Предпринимательство.

13.

Предпринимательство.

14.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

15.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

16.

Деньги и банки.

17.

Контрольная работа.

18.

Банковская система. Центральный банк и его функции.

19

Банковская система. Центральный банк и его функции.

20.

Формы сбережения граждан.

21.

Денежно-кредитная политика

22.

Роль государства в стимулировании экономического роста.

23.

Роль государства в стимулировании экономического роста.

24.

Налоговая система.

25.

Налоговая система.

26.

Налоги с физических лиц.

27.

 Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

28.

Уровень и виды безработицы.

29.

Государственная политика поддержки занятости.

30.

Государственная политика поддержки занятости.

31.

Практическая работа № 2 по теме: Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости.

32.

Россия в системе международных отношений.

33.

Экономика и ее роль в жизни общества.

34.

Экономика и ее роль в жизни общества.

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Подготовка сообщений «Налоги» или «Банковская система»

 Составление кроссворда  по теме «Экономика»

Составление тематического словаря по теме «Финансы»

Решение тестовых заданий  по теме раздела

Составление схем  по теме «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности»

17

Раздел 6.  Право

30

      Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура.

35.

Право в системе социальных норм.

36.

Правовые системы.

37.

Современные подходы к пониманию права.

38.

Нормы права. Система права.

39.

Нормы права. Система права.

40.

Правоотношения.

41.

Субъекты и объекты правоотношений.

42.

Конституция в иерархии нормативных актов.

43.

Конституция в иерархии нормативных актов.

44.

Основы конституционного строя России.

45.

Федеративное устройство.

46.

Федеративное устройство.

47.

Опасность сепаратизма.

48.

Институт президентства.

49.

Права и свободы человека и гражданина.

50-51.

Практическая работа № 3 по теме: Права и свободы человека и гражданина в Конституции РФ.

52.

Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ.

53.

Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ.

54.

Законотворческий процесс.

55.

Правительство РФ.

56.

Судебная власть. Прокуратура.

57.

Избирательное право.

58.

Избирательный процесс.

59.

Обязательственное право.

60.

Гражданские правоспособность и дееспособность.

61.

Правонарушение и юридическая ответственность.

62.

Правонарушение и юридическая ответственность.

63.

Судебная защита прав граждан.

64.

 Судебная защита прав граждан.

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Подготовка презентации «Избирательный процесс» или «Федеративное устройство РФ»

Подготовка сообщений «Избирательная компания» или «Опасность сепаратизма»

Работа с дополнительной литературой  «Гражданский кодекс. Раздел 6.»

Составление тематического словаря «Система права»

Решение тестовых заданий

Составление схемы  по теме  «Гражданские правоспособность и дееспособность».

15

Раздел 7. Итоговое повторение и обобщение курса «Обществознание»

16

65.

Человек как биосоциальное существо. Деятельность человека.

66.

Познание. Уровни познавательной деятельности человека.

67.

Общество как сложная динамически развивающаяся система.

68.

Социальные общности и многообразие общественных отношений.

69.

Глобализация, интеграция и дифференциация в современном обществе.

70.

Гражданское общество и правовое государство, участие гражданина в политике.

71.

Гражданское общество и правовое государство, участие гражданина в политике.

72.

Тенденции в развитии гражданского общества в России.

73.

Политика и политические отношения.

74.

Политика и политические отношения.

75.

Экономическая наука и

экономическая политика.

76.

Роль налогов в экономике.

77.

История права. Особенности и

закономерности возникновения права.

78.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного

времени.

79.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного

времени.

80.

Дифференцированный зачет

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Подготовка презентации «История права»

Подготовка сообщения по теме «Экономическая наука и ее значение в жизни общества»

Работа с дополнительной литературой  «Всеобщая Декларация прав человека» - выписать основные права

Решение тестовых заданий по всем темам курса

8

Всего

143


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русский язык.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения:

- посадочные места по количеству обучающихся

- рабочее место преподавателя

- комплект учебников

- дидактический материал

Технические средства обучения:

-  ноутбук с лицензионным программным обеспечением, презентационный материал

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Гольцева

2.Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

3.Примерная программа  среднего полного общего образования по русскому языку(базовый уровень) для 10-11 классов. Сборник. – М.: Просвещение, 2011 

Дополнительные источники 

1.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык: 10-11 классы учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008.

1.Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2005.

Интернет-ресурсы:

www.edu.ru 

http://www.zavuch.info

http://festival.1september.ru

http://lesson-history.narod.ru

www.labirint.ru /software/135117//http: //uroki.net  -репетитор Русский язык (школьный курс)

Примерные программы и государственные стандарты

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok 

 

Книжная поисковая система eBdb

http://www.ebdb.ru

Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам

http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html

Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка

http://www.slovari.ru/default.aspx?p=2572

Малый академический словарь (МАС)

http://feb_web.ru

Машинный фонд русского языка

http://cfrl.ru

Национальный корпус русского языка

http://www.ruscorpora.ru

Орфография и пунктуация

http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook142/01/index.html

Правила русской орфографии и пунктуации

http://www.spravka.gramota.ru/pravila.html

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник

http://www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920

Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя

http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html

Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова

http://www.ruslang.ru и www.slovari.ru

Собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ"

http://slovari.gramota.ru

Частотный словарь русского языка С.А. Шарова

http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp

Этимологический словарь М.Р. Фасмера

http://vasmer.narod.ru

Автоматическая обработка текста (АОТ)

http://www.aot.ru/onlinedemo.html

Анаграммы

http://www.blues.ru/fedor/anagrams.asp

http://tramvision.ru/words/ana.htm

"Балда" на "Грамоте.ру"

http://igra.gramota.ru

Бесплатная справочная служба портала "Грамота.ру"

http://www.spravka.gramota.ru/buro.html

"Вавилонская Башня" (морфологический анализ)

http://starling.rinet.ru/cgi_bin/morphque.cgi?encoding=win

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://vip.km.ru/vschool

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

http://rus.rusolymp.ru

Говорим и пишем правильно

http://community.livejournal.com/pishu_pravilno

Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября"

http://rus.1september.ru

Журнал "Язык человека"

http://www.philol.msu.ru/~humlang

Коллекция интерактивных диктантов

http://learning_russian.gramota.ru/idictation.html

Конкурс "Русский Медвежонок _ языкознание для всех"

http://www.rm.kirov.ru

Крупнейший мировой ресурс по лингвистике

http://linguistlist.org

Лингвомания

http://lingvomania.info

Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка

http://it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com

НП "Телешкола"

http://www.internet_school.ru

Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку "СВЕТОЗАР"

http://www.svetozar.ru

Письмовник (правила и примеры оформления деловых бумаг)

http://www.spravka.gramota.ru/blang.html

Портал "Культура письменной речи"

http://www.gramma.ru

Русский язык: краткий теоретический курс для школьников

http://learning_russian.gramota.ru

Синтаксис современного русского языка

http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook089/01/index.html?part_029.htm

Слова_палиндромы

http://tramvision.ru/words/pal.htm

Современный русский язык: Учебник под редакцией Н.С. Валгиной

http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook107/01/index.html

http://zipsites.ru/human/rus_lang

Справочно_информационный портал "Грамота.ру"

http://www.gramota.ru

СТЕНГАЗЕТА.NET (лингвистические задачи)

http://www.stengazeta.net

Стилистика русского языка: Учебное пособие

http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook028/01/index.html

Теория текста

http://evartist.narod.ru/text14/01.htm

Учебник грамоты

http://learning_russian.gramota.ru

Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи, лингвокультурология.

http://learning_russian.gramota.ru

Этимология

http://community.livejournal.com/etymology_ru

Язык русской деревни (диалектологический атлас)

http://www.gramota.ru/book/village

Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru

Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru

Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка -http://slova.ndo.ru

Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru

Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы -http://www.lrc-lib.ru

Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы -http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - http://www.rusjaz.da.ru

Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи -http://www.gramma.ru

Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности -http://character.webzone.ru

Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru

Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru

Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru

Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка -http://www.slovari.ru

Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru

Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами - http://www.ruscenter.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

У.1- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-  Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»).

- Устный опрос обучающегося:

1. Учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

У.2- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-   Выборочный диктант с языковым разбором.

- Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

- Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

У.3- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-  Карточки с заданиями.

- Лингвистический анализ текста:  лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

У.4-  использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

-     Аудирование.

-   Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося).

- Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

У.5- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-      Работа со словарями.

-   Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля).

-  Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья).

- Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

-     Фронтальный опрос.

У.6 -создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- Построение диалогов разговорного стиля.

-Доклад обучающегося (учитывается ораторское искусство).

- Создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения.

У.7- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-  Фонетический разбор слова.

-  Морфемный разбор слова.

-  Орфоэпический анализ слова.

- Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя.

У.8 - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися.

-  Пунктуационный анализ предложения.

-  Орфографический диктант.

-  Изложение с элементами сочинения.

-  Контрольный диктант.

У.9 - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- Участие в дискуссии.

- Речеведческий анализ текста.

У.10 - использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование.

использовать приобретенные

 знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- Участие в дискуссии.

- Выступление обучающихся с докладом, рефератом.

- Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка в газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета, объяснительная записка).

- Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о языке и их анализ.

- Беседа с обучающимися.

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение).

- Тестирование.

-Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи.

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.).

- Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

- Практическое овладение диалогической формой речи.

- Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

- Письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Знания:

З.1 - связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья).

З.2 - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

- Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

З.3 - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- Осознание цели и ситуации устного общения.

- Адекватное восприятие звучащей речи.

- Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

З.4 - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий).

З.5 --  нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

- Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

 - Рецензирование.

- Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Разработчики:

ГБПОУ ВО «РТСиСТ»             зам директора по ТМР                  И.В. Половинкина

   (место работы)                                   (занимаемая должность)                        (инициалы, фамилия)

ГБПОУ ВО «РТСиСТ»             преподаватель                                 С.В. Моргунова

   (место работы)                                   (занимаемая должность)                          (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

к уроку по теме: "Основные этапы развития информационного общества"

Презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для спец 080110 "Экономика и бухгалтерский учет"...

Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"

Презентацию "Роль информационной деятельности в современном обществе" выполнила преподаватель ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусина Ж.М. Работа состоит из 12 слайдов, с комментариям...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе»

Методическая разработка семинара по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по...

Роль начально профессионального образования в современном обществе

К мастеру производственного обучения, как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования: « Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и...

Сценарий мероприятия "Толерантность- важнейшая ценность нашего общества.

Сценарий мероприятия"Толерантность- важнейшая ценность нашего общества....

Проект как оформить документы (загранпаспорт) для учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида, с целью социализации в обществе.

Данный проект разработан с целью научить воспитанников правильному оформлению документов (загранпаспорта), которые им пригодятся в самостоятельной жизни....