Влияние насилия на личностное развитие ребёнка
методическая разработка на тему

Костромина В.А.

Целью данной работы является изучение основных видов и форм насилия, определение причин агрессивного поведения ребёнка и агрессии со стороны взрослых по отношению к ребёнку. А также, описать работу по профилактике насилия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_seminar.docx327.47 КБ
Файл anketa_dlya_pedagogov.docx14.55 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры “Колледж-интернат           Центр искусств для одарённых детей Севера”

    «Влияние насилия на личностное развитие ребёнка»

        

                                                   Составитель: Костромина В.А.

                                                                             Черепанова  О.П.

                                                г. Ханты-Мансийск

                                                             2016-17 г.

(1-2 -3 слайд)

Цель семинара:

  • обозначение причин возникновения агрессии,        
  • проявление жестокого обращения с детьми.

Задачи семинара:  

  • изучить основные виды и формы насилия;
  • охарактеризовать социальные проблемы детей, подвергшихся насилию;
  • описать работу по профилактике насилия.

(4 слайд)

           Актуальность проблемы насилия над детьми  

Детство является таким этапом в жизни человека, когда  формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в то же время это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Но в суровой действительности многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей.                                                                                                          

Проблема насилия над детьми является одной из серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для России. Более того, количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет.

Проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. Но обсуждение проблем насилия над ребенком, до недавнего времени было своего рода табу. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы жестокого обращения.

Как и за рубежом, проблему насилия над детьми в нашей стране впервые подняли врачи. Российскими учеными выявлены «сензитивные к насилию» периоды жизни и развития ребенка, когда происходящие анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его наиболее травмируемым. Это, прежде всего, дошкольный и подростковый возрастные периоды.

Изучение этой проблемы представляется чрезвычайно важным в связи с тем, что перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Происходит деформация личности таких детей.

Для детей. Подвергшихся жестокому обращению со стороны взрослых, становится большой проблемой их социализация, тем самым разрушается фундамент безопасности общества, создается угроза здоровью, а так же интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.

Насилие над детьми  –  это умышленное действие или бездействие взрослых, наносящее ущерб физическому или психическому развитию ребенка (Б.М. Бим-Бад).

Изучение любой проблемы, как правило, начинается с уточнения научного аппарата, с определения дефиниций, чтобы при употреблении терминов представители различных сфер знаний и отраслей деятельности вкладывали в используемые термины один и тот же смысл. Поскольку проблемой насилия обязательно занимаются медики, представители правоохранительных органов, юристы, а сейчас еще социальные работники, педагоги, психологи и иные специалисты, обратимся к справочным источникам и уточним, что подразумевается под насилием и жестоким обращением с детьми. 
(Слайд 4,5,6)

Понятие насилия

В словаре С.И.Ожегова, насилие истолковано как "принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо».
В нормативно-правовых документах 
насилием называется "воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)".

В сборнике "Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия"  пишется, что определение "жестокое обращение с детьми", как конкретное юридическое понятие, впервые появилось в Кодексе о браке и семье. Данное понятие жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав в решении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 г. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей". Из этих разъяснений следует, что под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми.
Если поначалу для юристов приведенного определения было достаточно, то представителей психолого-педагогических наук оно не удовлетворило. Наблюдаемая в последние годы общая гуманизация человеческих взаимоотношений, привела к тому, что люди сделались более чувствительными к нюансам насилия и начали негативно реагировать не только на физическую и сексуальную, но также на вербальную и эмоциональную агрессию. В самом общем смысле в психолого-педагогической литературе под насилием понимается умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе лиц) с целью достижения каких-либо целей (ущемление прав и свобод, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию). Следовательно, 
насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

Одновременно специалисты предприняли попытки уточнить и детализировать содержание понятия, ибо одни ученые используют термин насилие, а другие – жестокость, т.е. нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. Анализ встречающихся в настоящее время определений насилия позволяет утверждать, что до последних лет выделяли 4 основные формы насилия или жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, означаемое некоторыми авторами как моральное насилие.
Считается, что над ребенком совершено насилие, если:

  • его истязали, ему нанесли побои,
  • его здоровью причинили вред,
  • нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу,
  • на него кричали, его запугивали, а) внушая страх с помощью действий, жестов, взглядов, б) используя для запугивания свой рост, возраст, в) угрожая насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и т.д.).

К жестокому обращению относится также использование при этом силы общественных институтов, в том числе: религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и т.д.
   Завершая обзор толкований насилия, заметим, что существуют,

во-первых, заметные расхождения в раскрытии понятия насилия, идентификация его с жестокостью;

во-вторых, смешение некоторых видов насилия, что особенно заметно по отношению к психическому, которое относят к моральному, эмоциональному и пр.

в-третьих, в отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять

а) доведение до самоубийства (хотя, на наш взгляд, это является следствием насилия),

б) торговлю детьми и

в) экономическое насилие (что вполне закономерно).

В целом, на наш взгляд, продолжает оставаться острой проблема максимально точного  научного определения , используемого специалистами психологами, педагогами, медиками, юристами, социологами и др., что позволит им создать единую систему работы по предупреждению и преодолению жестокого обращения с детьми.

( слайд 7,8,9)

Небольшой исторически экскурс

     В дореволюционной России телесные наказания издавна были массовыми и очень жестокими. Крепостной строй и самодержавие позволяли пороть и даже забивать насмерть не только преступников и детей, но и взрослых мужчин и женщин, причем ни каратели, ни жертвы ничего противоестественного и унизительного в этом не видели. Дискутировались лишь:

а) вопрос о допустимой мере жестокости, понимаемой как «строгость»;

 б) сословные привилегии.

 Древнерусское право практически не делало в этом отношении сословных различий. «Торговой казни» (публичному сечению) и битью батогами подвергались и высшие духовные особы, и занимавшие высокие государственные должности светские чины; таким «подбатожным» равенством сословий особенно отличалась эпоха Петра Великого. Привилегированные социальные группы тех, кого нельзя было высечь, потому что они обладали сословным достоинством и самоценностью, появляются в России лишь в конце ХVIII века. Жалованная грамота дворянству от 21 апреля 1785 года постановляла, что «телесное наказание да не коснется благороднаго». В том же году это изъятие было распространено на купцов первых двух гильдий и именитых граждан, а в 1796 году – на священнослужителей.

На детей независимо от их происхождения льготы не распространялись. Бесправные и сами неоднократно поротые воспитатели с особым удовольствием вымещали свою ярость на беззащитных детях.

    Библейские правила:

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его»;

«Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет»;

«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери»

Притчи Соломоновы   были очень популярны в древнерусской педагогике. «Изборник» 1076 года учит, что ребенка нужно с самого раннего возраста «укрощать», ломать его волю, а «Повесть об Акире Премудром» призывает: «…от биения сына своего не воздержайся».  Педагогика «сокрушения ребер» подробно изложена в «Домострое» - учебнике семейной жизни, сочиненном духовником Ивана Грозного протопопом Сильвестром: «Наказывай сына своего в юности его, и успокоит тебя в старости твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят».

Суровые авторитарные нормы, с упором на телесные наказания, разделяет и народная педагогика:

  • «За дело побить – уму-разуму учить»;
  • «Это не бьют, а ума дают»;
  • «Какой ты есть батька, коли твой детенок и вовсе тебя не боится»;
  • «Люби детенка так, чтобы он этого не знал, а то с малых лет приучишь за    бороду себя таскать и сам не рад будешь, когда подрастет он»;
  • «Жалеть сына – учить дураком»;
  • «Ненаказанный сын – бесчестье отцу»;
  • «Поменьше корми, побольше пори – хороший парень вырастет»

Даже в петровскую эпоху, когда педагогика «сокрушения ребер» стала подвергаться критике, строгость и суровость остаются непререкаемой нормой. Лишь в XVIII веке в русской педагогике появляются новые веяния, причем изменение отношения к отцовской власти было тесно связано с критическим отношением к власти государственной. Однако подобные взгляды были не правилом, а исключением. Как убедительно показывает Б. Н. Миронов, русская семья и в ХIХ веке оставалась патриархальной и авторитарной. Рукоприкладство и грубое насилие просто маскируются под телесные наказания. Эта тема широко представлена в сатирической поэзии ХIХ века, например у В. С. Курочкина:

«Розги – ветви с древа знания!

Наказанья идеал!..»

Особенно нещадно пороли семинаристов, что выражалось даже в их своеобразной поэзии. Художественно яркое и исторически достоверное описание семинарских нравов дал в «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловский (1835–1863), который во время обучения в церковной школе сам был наказан 400 раз и даже задавал себе вопрос: «Пересечен я или еще недосечен?»

В государственных гимназиях и кадетских корпусах все выглядело более благопристойно, но телесные наказания, подчас крайне жестокие, практиковались и там. В заметках «О народном воспитании» А. С. Пушкин (1962: 358) писал, что «кадетские корпуса, рассадник офицеров русской армии, требуют физического преобразования, большого присмотра за нравами, кои находятся в самом гнусном запущении», и особо подчеркивал, что «уничтожение телесных наказаний необходимо. Надлежит заранее внушить воспитанникам правила чести и человеколюбия. Не должно забывать, что они будут иметь право розги и палки над солдатом. Слишком жестокое воспитание делает из них палачей, а не начальников».

В первых дворянских гимназиях розги вообще не применялись, но при Николае I их восстановили. По упоминавшимся выше данным Пирогова, который был убежденным противником розог, в киевском учебном округе в 1857–1859 годах розгам подверглись от 13 % до 27 % всех учащихся. Многое зависело от личного вкуса директоров гимназий: в 11 гимназиях в течение года был высечен каждый седьмой, а в житомирской гимназии – почти каждый второй гимназист! По-разному выглядят и кадетские корпуса.

    Большая часть конкретных данных описывает физические наказания мальчиков. Судя по воспоминаниям о жизни в женских пансионах и институтах благородных девиц, таких массовых и жестоких порок, как в мужских учебных заведениях, там не было. Девочек наказывали не столько физически, сколько морально, унижая их достоинство.  Что же касается семейных практик, то они целиком зависели от сословных норм и индивидуальных особенностей родителей. Там, где регулярным избиениям подвергалась женщина-мать, дочери и подавно не имели в этом отношении иммунитета.

В середине ХIХ века против телесных наказаний детей и взрослых началась активная кампания, палочную дисциплину прямо связывали с крепостным правом. Особенно важной в этом плане была деятельность Пирогова. В знаменитой статье «Нужно ли сечь детей?» (1858 год) Пирогов доказывал, что применение розог антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены. Для официального русского общества этот взгляд был слишком смелым, и это побуждало Пирогова к сдержанности. В циркуляре по Киевскому учебному округу (1859 год) Пирогов, принципиально отвергая розгу, тем не менее считает невозможным полностью обойтись без нее и лишь советует применять ее в гимназиях нечасто и в каждом отдельном случае по постановлению педагогического совета. Н. А. Добролюбов язвительно высмеял этот циркуляр.

После манифеста 19 февраля 1861 года, который саму отмену крепостной зависимости объяснял «уважением к достоинству человека и христианской любовью к ближним», телесным наказаниям взрослых вроде бы не осталось места, указом 17 апреля 1863 года (день рождения Александра II) они были отменены. Главными инициаторами нового закона были князь Н. А. Орлов, великий князь Константин Николаевич, сенатор Д. А. Ровинский, обер-прокурор московских департаментов сената Н. А. Буцковский, военный министр Д. А. Милютин. Ссылаясь, в частности, на христианские ценности, они утверждали, что телесные наказания действуют разрушительно на народную нравственность; поражают в наказываемом всякое чувство чести; мешают развитию личности; не соответствуют ни достоинству человека, ни духу времени, ни успехам законодательства; ожесточают нравы и устраняют возможность исправления. Однако самый авторитетный в то время иерарх православной церкви – митрополит Московский Филарет (Дроздов) (1782–1867) эту точку зрения не поддержал. В записке «О телесных наказаниях с христианской точки зрения» от 13 сентября 1861 года Филарет доказывал, что наказания вообще, не исключая и телесных, нравственности в людях не разрушают.

У известного русского историка, автора «Истории телесных наказаний в России» Н. Евреинова страстное выступление митрополита Филарета в защиту телесных наказаний вызвало «недоумение» и негодование, однако патриарх Алексий I с этой позицией полностью солидаризировался (Святейший… 2005).

К счастью, Александр II к Филарету не прислушался. Новый закон отменил шпицрутены, плети, кошки, наложение клейм, но в качестве уступки временно сохранил розги, равно как и сословные различия.



Жестокое обращение с детьми существовало на всем протяжении истории человечества. Представления о недопустимых формах обращения с детьми существенно различались в разные эпохи. Близкие к современным представления о необходимости гуманного обращения с детьми возникли в 18-м веке. До этого времени чрезвычайно высокая рождаемость приводила к тому, что во многих семьях рождалось больше детей, чем родители могли прокормить и воспитать. Отмеченное обстоятельство определяло широкую распространенность детоубийства и либеральное отношение к этому явлению. Современная ситуация характеризируется не столько сокращением распространенности жестокого обращения с детьми, сколько признанием существования этого явления и готовностью общества принять все необходимые меры для предупреждения насилия по отношению к детям.

Обращение к ранним периодам истории свидетельствует о низкой защищенности детства, когда для каждого ребенка риск погибнуть, стать жертвой насилия или пренебрежения был чрезвычайно высок. В архаичных культурах дети в момент рождения, автоматически, не получали право на жизнь. Это право даровалось им в результате ритуала, когда отец признавал ребенка своим. В ряде случаев признанию ребенка предшествовало испытание его жизнеспособности, в результате которой слабые дети погибали. Лишение жизни ребенка, не прошедшего такого ритуала, не считалось сколько-нибудь существенным проступком. Получение ребенком имени — другой широко распространенный способ признания его права на существование. Согласно христианским представлениям ребенок должен пройти обряд крещения и получения имени, чтобы его душа могла отойти на небеса. Некрещеных детей хоронили за оградой кладбищ как самоубийц и животных. Дети, рожденные вне брака, долгое время считались незаконными и поэтому часто становились жертвами детоубийства.

Многие мыслящие люди прошлого полагали, что насилие по отношению к детям служит причиной значительной части негативных явлений в обществе. Святой Августин афористически высказал эту мысль: «Дайте мне других матерей, и я дам вам другой мир». Связь между особенностями личности ребенка и родителей была установлена в 17-м веке. Однако эта связь наивно объяснялась тем, что черты характера передаются ребенку с молоком матери. Родителям рекомендовалось уделять большое внимание выбору кормилицы, которая должна была быть здоровой, добропорядочной и спокойной. Подобные представления существовали до работ Фрейда, показавшего роль психических травм, полученных в детстве, на возникновение психических нарушений. Несмотря на существенные изменения, произошедшие в жизни общества, положение детей сегодня нередко сходно с тем, что было в прошлом. Подтверждением этому является распространенность безнадзорности и беспризорности детей в современной России, явившаяся следствием недостаточного внимания к проблемам семьи и детства в период бурных социально-экономических перемен.


Физическое насилие

В древности детоубийство часто использовалось для избавления от недоношенных и больных детей. В древней Греции было широко распространено мнение о том, что дефекты детей-инвалидов передаются следующему поколению, эти представления поощряли убийство родителями детей с недостатками в развитии. Однако и в наше время дети-инвалиды имеют более высокий риск стать жертвой жестокого обращения. Отношение к ребенку как к будущему работнику, поддержке в старости делало для родителей более желательным рождение мальчика, а не девочки. Не имея возможности повлиять на пол ребенка до рождения, родители добивались желаемого пола потомства, убивая новорожденных девочек. Подобная практика, хотя и не в столь широком масштабе, сохраняется до наших дней, например в Китае. Смертельную опасность для маленьких детей представляет не только физическое насилие, но и пренебрежение основными потребностями ребенка, отсутствие необходимо ухода за ним. По данным исследования, проведенного в США (11) каждый десятый случай внезапной смерти грудного ребенка связан с ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей. В Российской Федерации ежегодно около 1000 детей первого года жизни погибают от несчастных случаев и отравлений, то есть, фактически, вследствие невнимательности своих родителей.

Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми в прошлом являлся детский труд. Условия труда детей были таковы, что давали основание расценивать его как физическое и психическое насилие, а не как экономическую эксплуатацию. Это было характерно для наемного труда детей на начальном этапе промышленной революции, когда от работника не требовалось особой квалификации. Наиболее широко детский труд использовался в тех странах, которые раньше стали на путь индустриализации, например, в Великобритании. Позором Англии назвал поэт Уильям Блейк малолетних трубочистов, которых специально плохо кормили, чтобы они оставались маленькими и могли чистить узкие трубы.

В наши дни главной причиной использования детского труда в развивающихся странах является низкий уровень жизни и высокая рождаемость, вследствие чего родители не могут прокормить всех детей. Однако характер и условия труда детей существенно изменились. Детский труд рассматривается как экономическая эксплуатация детей, если он ограничивает им доступ к образованию, не оставляет времени для отдыха или представляет угрозу для здоровья.

(слайд 10 -11)

Физическое насилие над детьми. Является очень распространенным явлением, которое затрагивает миллионы детей по всему миру. Жестокое обращение над ребенком происходит чаще всего со стороны близких, в основном родителей. Оно может быть вызвано низкой успеваемостью чада в школе, нежеланием выполнять указания родителей. В случае с маленькими детьми – их капризы, истерики, плачь и непослушание. В силу того что большинство мам и пап не знают правил воспитания детей, они используют насильственную тактику воздействия. Дети, подвергшиеся насилию, часто страдают депрессиями, обладают низкой самооценкой, на их теле часто наблюдаются всевозможные травмы в виде порезов, синяков, кровоподтеков, царапин, и прочих ран.

Самое страшное: физическое насилие над ребенком формирует в нем понимание того, что, благодаря физической силе, можно добиться всего. А это, в свою очередь, приводит к тому, что ранее угнетаемый ребенок вырастает в беспощадного тирана и также, на примере своих родителей начинает всего добиваться силой. Любая проблема, возникшая на его пути, малейшее недопонимание в общении с кем-то будет оканчиваться дракой. Ему будет гораздо сложнее строить семью, заводить друзей и адаптироваться в обществе.

(слайд 12-13)

Сексуальное насилие над детьми подразумевает собой незаконное вовлечение несовершеннолетнего лица в прямые либо непрямые сексуальные действия с целью получения выгоды либо удовлетворения.

Последствия пережитой травмы без сомнения смогут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. Отпечаток пережитого отразится на формировании его личности, мировоззрении, складе характера, физическом и психическом здоровье. Степень вреда также зависит от того кем было совершено преступление против ребенка и сколько лет на тот момент было ребенку.

Как защитить ребенка от насилия? Родителям в первую очередь необходимо научиться слушать и понимать свое чадо. Наказание такого рода ни к чему хорошему не приведут. Помните что каждый ваш неверный шаг, каждое небрежно брошенное слово навсегда останутся в сердце ребенка и непременно дадут о себе знать. Любовь, доверие, внимание, понимание, нежность, родительская забота – это и есть защита детей от насилия. Помните, что ваш малыш вам доверяет, так не подведите же его доверия, не пытайтесь разбить, лучше найдите ключ к его сердцу.

Как не странно, но именно эмоциональное насилие над ребенком является самым страшным и жестоким. Данному виду преступления реже всего уделяют внимание, о нем не упоминается так часто, как о других формах жестокого обращения с детьми.

(слайд 14-15-16)

Признаки и формы   эмоционального насилия.

Эмоциональное насилие в отличие от физического происходит незаметно, и порой жертва эмоционального прессинга не сразу понимает, что вокруг происходит. Эмоциональное насилие не менее опасно, чем физическое, оно подрывает самооценку, вызывает необоснованное чувство вины и собственной неполноценности, что со временем может привести к депрессии или нервному срыву. Эмоциональное насилие может происходить между родителем и ребенком, мужем и женой, родственниками и друзьями, коллегами по работе и начальством. Не осознанно выражая в словах свои прошлые обиды, сам обидчик часто не понимает, что наносит другому человеку душевную травму. 
Перечисленные признаки эмоционального насилия помогут понять кто вы жертва или агрессор.

Признаки жертвы эмоционального насилия

1. Оскорбление, унижение, игнорирование, осуждающая критика:

Вас публично высмеивают.

Вас часто передразнивают, отпускают в вашу сторону оскорбительные, язвительные шутки.

В ответ на ваше возмущение, обвиняют вас в чрезмерной «нежности» и чувствительности («Ты, что шуток не понимаешь?»).

Вам говорят, что ваши чувства или мнение «неправильное».

Вас намеренно избегают, игнорируют ваше мнение, мысли, предложения и чувства.

2. Доминирование, управление, внушение чувства стыда и вины:

Вы чувствуете, что к вам относятся как к ребенку.

Вам постоянно делают замечания, так как считают ваше поведение "неуместным".

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

  • • изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;
  • •угрюмость, отказ от обсуждения проблемы;
  • «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);
  • оскорбление ребенка;
  • терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;
  • поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
  • брань, издевки;
  • запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе, и я возьмусь за ремень»);
  • моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

По каким признакам можно установить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия?

Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:

  • предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми он не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к переживанию им фрустрации;
  • сурово наказывает ребенка;
  • чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;
  • злится и устрашающе ведет себя.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:

  • эмоционально невосприимчив, равнодушен;
  • грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
  • сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);
  • замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
  • «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  • испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  • не выказывает интереса к играм.

Физиологическая реактивность ребенка также может свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия.

Сюда относятся:

• ночной и (или) дневной энурез (недержание мочи);

• психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо и т. д.;

• замедление физического и общего развития ребенка.

Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формируют низкую самооценку, которая основывается на отношении к нему родителей и значимых взрослых. Маленький ребенок, в отношении которого применяют отвержение, наказания, угрозы, физическое насилие, начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, относиться к себе враждебно и с презрением. Ощущение себя нежеланным, вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Ощущение своей малоценности уничижает ребенка,  поэтому многие из них даже не противятся насилию над собой именно из желания чего-то стоить.

Таким образом, ребенок — жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми.

                      Профилактика эмоционального насилия.

Характеристика здоровых отношений:

  • Эмоциональная поддержка, готовность прийти на помощь.
  • Право на собственное мнение и чувства, даже если они кардинально отличаются от мнения и взглядов другого человека.
  • Поощрение интересов и достижений.
  • Отсутствие физических или эмоциональных угроз, в том числе вспышек гнева и ярости.
  • Уважительное отношение, которое исключает брань или словесные оскорбления.

 

(слайд 17-21 )

В последние годы особое внимание стало уделяться поиску путей предотвращения жестокости в отношении детей и разработке конкретных программ оказания социальной помощи и поддержки детям-жертвам насилия. Однако в работе по предотвращению насилия над детьми в первостепенное значение должно уделяться не карательным мерам лишения родителей юридических прав на ребенка, а ранней профилактике. Работа в школе  по решению проблемы насилия над детьми в семье должна строиться в профилактическом, диагностическом и коррекционном направлениях.

Профилактическая работа включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение родительских клубов, выпуска газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик. С этой целью используются:

  1. Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.
  2. Наблюдение педагогов за детьми в классе. Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.
  3. Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений. Позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обоих сторон.
  4. Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «Рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

Коррекционная работа по предупреждению насилия в семье должна строиться в двух направлениях:

1. Работа с родителями. 

2. Работа с детьми.

Основной целью коррекционной работы с родителями является обучение их новому подходу к ребенку, формирование новой стратегии взаимоотношений в семье.

Задачи проводимой работы:

  1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка и приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним.
  2. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родитель-ребенок».
  3. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания».
  4. Обучение методам саморефлексии и рефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений в семье.
  5. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Цель коррекционной работы с детьми – выход на личностные проблемы ребенка-жертвы насилия в семье.

Задачи проводимой работы:

  1.   Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.
  2. Побудить детей к сочувствию и сопереживанию другим людям, к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих.
  3. Объяснить и показать детям, что насилие – неприемлемый способ разрешения конфликтов.

 При проведении данной работы надо помнить, что она должна носить комплексный характер и быть ориентированной на развитие семьи и психического мира ребенка в целом.  

 

                                                 Приложение

1.Упражнение «Психологическая зарядка».

2. Ролевая игра «Мифы наказания»

(Одной группе участников (на листочках) предложить МИФЫ, а второй

группе – ФАКТЫ).

3. Решение педагогических ситуаций.

4. Проведение теста: «Если хотите узнать себя…»

 «Если хотите узнать себя…»

Инструкция:  изобразить на листе бумаги: солнце, гора, дом, дерево, мешок, дорога, кольцо, цветы, змея.

Интерпретация:

1.Солнце в середине листа - Вы думаете что, Ваша молодость в жизни была интересная; солнце ближе к левой стороне – Вы думаете что, Ваше детство в жизни было самым интересным; солнце  ближе к правой стороне - Вы думаете что, Ваше будущее в жизни будет самым интересным.

2.Гора дугообразная – характер Ваш мягкий, доброжелательный, спокойный; гора пикообразная (острая) – Вы быстро обижаетесь, присутствует вспыльчивость, говорите то что думаете; гора из нескольких элементов –характер у Вас изменчив.

3. Дом-юрта – все Ваши мечты исполняются;  дом с одиноким окном – все время думаете об одном близком для Вас человеке; дом с несколькими окошками и занавесками – Вы по характеру закрытый и очень осторожный, не со всеми можете чем то поделиться; дом с трубой и дымом – Вы можете много говорить, и Вам нужно знать всё, что творится вокруг.

4.Дерево одно - нравитесь своему близкому человеку, несколько деревьев – Вы заботливый, любите детей и много времени им уделяете; красивое ветвистое дерево – Вы любите возвышенную красоту, и хотите быть в центре внимания.

5.Мешок ближе к дому – Ваше богатство рядом, мешок далеко от дома – богатство не совсем досягаемо, мешок закрытый – не тратите деньги попусту, и ни кому не дадите тратить; мешок  лежит – у Вас присутствует леность и Вы далеки от капитала, мешок стоит – Вы трудолюбивы и всегда добиваетесь своего.

6.Дорога ближе к дому – Вам всегда везет во всем, дорога дальше от дома – Вы не везучий, дорога прямо от двери – весь свой заработанный капитал несете прямо домой; дорога очень далеко от дома – Вы как заработали свой капитал так, и легко растратили.

7.Кольцо с камнем – всегда думаете о своем будущем и преумножаете свой капитал, кольцо без камня – Вы очень гостеприимны и в Вашем доме бывает много гостей, кольцо обручальное – у Вас твердая семья, царит полное благополучие.

8.Цветы рядом с домом – всегда думаете о празднике, торжествах; цветы очень далеко от дома – не совсем любите праздники.

9.Змея далеко от дома – Ваши недруги очень далеко; змея рядом с домом – у Вас есть завистники.

10.Обратите на самый крупный фрагмент рисунка – это и есть самое главное  для Вас.

Ситуации для решения

-Ситуация № 1

Что я буду делать, если один из воспитанников начинает без повода хамить и огрызаться в разговоре со мной…

-Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?

-Ситуация № 2

Ученик вместо приготовления уроков занимается посторонними делами. Я пытаюсь спокойно объяснить, что этот материал труден, что домашнее задание нужно выполнять вовремя. но ребёнок не слышит меня.

И тогда я…….

-Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?  

-Ситуация № 3  

Что я буду делать, если двое мальчишек  начали бить друг друга. Тогда я….

-Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?  

Ситуация № 4

Как правильно сообщить родителям, что  ребенок провинился, заручиться их поддержкой, и заполучить к себе в союзники?

Ситуация № 5

Ира играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иру окликнули подруги, она подняла руку, чтобы помахать им, и ... горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Ситуация № 6

Во время проведения классного часа мальчик, сидя за партой, постоянно разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новый айфон, купленный ему родителями. Педагог постоянно делает замечания.

Нарушает ли воспитатель права ребенка? Что делаете вы в подобной ситуации?

Ситуация 8

Ученик старших классов  каждый день берет в школу наушники, прячет провода под рубашкой. На замечания воспитателя не реагирует. Нарушаются ли права ребенка?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация № 7

Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал, тем самым представляя опасность для других детей, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

 Как считаете Вы? Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?

Рефлексия:  Упражнение «Психологическая зарядка».

Ведущий семинара: Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.

Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

,

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

1.  Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как

физические (телесные).

Спустя время, дети ожесточаются сами.

2. Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях

3. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу

4. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение

5. Однажды подвергшийся насилию человек – навсегда жертва.

6. Женщина не уходит от агрессивного мужа потому, что детям нужен отец.

7. Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они

разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

8. Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов.

9. Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить.

10. Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать

недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы – они выбирают для выражения своего гнева.

11.  Пройдя консультирование у специалистов, человек возвращается, как правило, к нормальной жизни, если цикл насилия разорван, и человек больше не находится в ситуации насилия и опасности.

12. Без сомнения в идеале дети нуждаются в матери и отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия. Если она этого не делает, часто они начинают ненавидеть обе стороны: отца за жестокость, мать - за слабость.



Предварительный просмотр:

Анкета для педагогов по проблемам насилия над детьми и степени их осведомленности в вопросах злоупотреблений в отношении детей.

1. Встречались ли Вы в своей профессиональной деятельности со случаями жестокости по отношению к детям?

-Да.   - Нет.

2. Как подсказывает Вам Ваш профессиональный и жизненный опыт, увеличилось ли за последние 2 года число детей пострадавших от...

- Физического насилия - да.  - Физического насилия - нет.

- Психического насилия - да. - Психического насилия - нет.

- Сексуального насилия - да.  - Сексуального насилия - нет. 

- Пренебрежения - да.  - Пренебрежения - нет. 

3. Как Вы поступаете, если родители Вашего ученика злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с ним или уклоняются от обязанностей по его воспитанию?

- Встречаюсь с родителями.

- Обсуждаю с коллегами.

- Обращаюсь к администратору.

- Обращаюсь в милицию.

-Обращаюсь в органы опеки и попечительства.

- Обращаюсь в управление образования.

- Ничего не могу сделать.

- Обращаюсь в кризисный центр.

- Другое.

4. В какой форме, по Вашему мнению, следует организовать обучение педагогов по профилактике насилия над детьми?

- Занятия с детьми по безопасному поведению.

- Информационно-просветительская работа с родителями.

- Лекции и семинары для педагогов.

- Активизация работы социально-педагогических центров с детьми-жертвами насилия. - Детский телефон доверия.

-Другое.

5.Что конкретно можно сделать в настоящих условиях, чтобы защитить детей от насилия?

- Повысить уровень знаний родителей по проблеме жестокого обращения

(выявление и помощь).

- Повысить уровень юридических знаний.

- Просвещать родителей по вопросам воспитания детей.

- Проводить предупредительную работу с детьми.

- Развивать психологическую помощь детям и семьям.

- Издавать больше материалов по этой проблеме.

- Этой проблемы у нас не существует.

- Другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в социально- личностном развитии дошкольников».

Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела". Л. Н. Толстой.В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технолог...

Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся

Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся...

Музыкально-эстетическое развитие ребёнка в теоретической и практической частях обучения

Музыкальное воспитание - важнейший способ становления ребёнка как личности и яркого, интересного, творческого человека в социуме. Методами музыкального воспитания называют комплекс активных взаимодейс...

ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социальная реальность такова, что в процессе жизнедеятельности приходится постоянно стал­киваться со средствами массовой информации. Поиск учебной и профессиональной информации, проведение досуга ...

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...

Индивидуальный план коррекционного развития ребёнка с ОНР, 3ур

Этот план поможет для  начинающих специалистов. Этот план коррекционной работы с ребенком с общим недоразвитием речи 3 уровня. Здесь поэтапно расписаны этапы коррекционной работы с ребенком...