Музыкально-эстетическое развитие ребёнка в теоретической и практической частях обучения
статья на тему

Музыкальное воспитание - важнейший способ становления ребёнка как личности и яркого, интересного, творческого человека в социуме. Методами музыкального воспитания называют комплекс активных взаимодействий между педагогом и ребёнком посредством изучения музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-esteticheskoe_razvitierebenka-1.docx14.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Баймакова Н.А.

Музыкально-эстетическое развитие ребёнка в теоретической и практической частях обучения  

Музыкальное воспитание - важнейший способ становления ребёнка как личности и яркого, интересного, творческого человека в социуме. Методами музыкального воспитания называют комплекс активных взаимодействий между педагогом и ребёнком посредством изучения музыки. Разумеется, лидером здесь является педагог, который составляет и организует программу обучения, учитывая особенности своего ученика.

При обучении музыке у ребёнка вырабатывается восприимчивость к прекрасному, умение оценивать произведения, эмоциональный отклик, выразительность, творческое начало. Со временем каждый из этих моментов изменяется - ведь ребёнок растёт и у него появляется своё видение. Соответственно, педагог должен вносить коррекцию в методы музыкального воспитания.

Обучение музыке делится на две основные части - теоретическую и практическую. В первой ребенок получает знания в области нотной грамотности, истории музыки и так далее. Во второй идёт обучение на выбранном музыкальном инструменте как таковое. 

Теоретическая часть обучения музыке 

Как же вызвать у ребёнка интерес к музыке в теоретической части процесса обучения? Разумеется, непосредственным общением с музыкальными композициями. Лучше всего давать прослушивать яркие, запоминающиеся произведения, которые вызовут у ребёнка настоящий отклик в душе и породят яркие эмоции. Так, у ребёнка появится желание самостоятельно исполнить ту или иную композицию, причём не менее выразительно.

Лучше, на первых этапах обучения, предлагать к прослушиванию такие композиции, которые педагог любит сам. По словам композитора Асафьева, услышать музыку, это уже её понять. Многократное прослушивание поможет  увидеть все больше новых деталей в произведении.

Эстетическое переживание есть совокупность осознаваемых и эмпирических факторов. Так, педагог должен показать ребёнку, о чем повествует та или иная композиция, почему при исполнении нужно выполнить определённые требования, что есть гармоничное звучание. В процессе обучения также необходимо центрировать внимание ребёнка, разъяснять тему, объяснять используемые музыкальные средства.

Музыка является языком чувств, который  влияет на настроение, порождает волнение и тем самым различные мысли. С изучением музыки дети начинают учиться не только чувствовать, но и думать. Следует отметить, что единого восприятия быть не может, ведь каждый понимает музыкальные композиции по-своему.

Начинать прослушивание композиции следует без дачи предварительной информации о ней. К примеру, слушая произведение Чайковского "Вальс цветов", у каждого ребёнка могут возникнуть свои ассоциации и образы, от слов "нежность" и "легкость" до образов природы, цветов, или красивого празднества. Так, развивается творческое мышление. 

Главная задача преподавателя - грамотными и интересными словесными пояснениями раскрыть у ребёнка понимание композиции, "развернуть" возникшие образы и направить их в правильное русло. В дальнейшем, ученик будет с лёгкостью различать характеры разных произведений. Таким образом, полезно поощрять верные реакции на музыку, что приведёт к развитию прекрасного вкуса и исполнения композиций.

Организация практической части

Упражнения - неотъемлемая часть музыкального обучения ребёнка.Именно здесь начинается сторона активного действия, когда ученик упражняется в соблюдении ритма, настраивает инструменты для максимально гармоничного звучания, различает нюансы, тональности и так далее. Подобная работа проходит из урока в урок, годами, а если ребёнок в последствии решит связать свою жизнь именно с музыкой - длиною в жизнь. Главное - создать базу основных навыков, на фундаменте которых и будет строиться творчество человека как таковое.

По словам советского педагога В. Сухомлинского, иногда требуются долгие года, чтобы в сердце у ребёнка возникло чувство прекрасного. Задача учителя в данном случае - завести этот механизм, чтобы ребёнок смог буквально почувствовать, как рождается музыка.

Чтобы приучить своих учеников эстетически относиться к музыке, воспитателю нужно проявить много усилий, быть терпеливым, настойчивым, учитывать особенности каждого ребёнка, чтобы тот самый "механизм" запустился правильно. 

Музыкальное воспитание непременно должно включать в себя систематические упражнения как в теоретической, так и в практической части обучения - только так  необходимый эффект будет достигнут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы системы раннего музыкального воспитания" СНОВЫ СИСТЕМЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

В данной методической работе рассмативаются вопросы  музыкального и эстетического воспитания детей раннего возраста, дана подробная характеристика структуре и видам музыкальной деятельности , пре...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕДИНСТВО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.

  Структура деятельности и личности преподавателя, учителя приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность...

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

«Технология развития критического мышления как способ организации активного обучения»: электронное научное издание статей участников научно-практической онлайн - конференции

В периодическом сборнике научных статей преподавателей спецдисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики освещаются современные подходы для п...

Влияние насилия на личностное развитие ребёнка

Целью данной работы является изучение основных видов и форм насилия, определение причин агрессивного поведения ребёнка и агрессии со стороны взрослых по отношению к ребёнку. А также, описать работу по...

Статья "Педагогическая роль в музыкально-эстетическом воспитании учащихся"

Музыкальное искусство как эстетическое явление наполнено личными смыслами.Эстетическое в музыке переходит в художественный образ и появляется при его восприятии....