Музыкально-эстетическое развитие ребёнка в теоретической и практической частях обучения
статья на тему

Музыкальное воспитание - важнейший способ становления ребёнка как личности и яркого, интересного, творческого человека в социуме. Методами музыкального воспитания называют комплекс активных взаимодействий между педагогом и ребёнком посредством изучения музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-esteticheskoe_razvitierebenka-1.docx14.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Баймакова Н.А.

Музыкально-эстетическое развитие ребёнка в теоретической и практической частях обучения  

Музыкальное воспитание - важнейший способ становления ребёнка как личности и яркого, интересного, творческого человека в социуме. Методами музыкального воспитания называют комплекс активных взаимодействий между педагогом и ребёнком посредством изучения музыки. Разумеется, лидером здесь является педагог, который составляет и организует программу обучения, учитывая особенности своего ученика.

При обучении музыке у ребёнка вырабатывается восприимчивость к прекрасному, умение оценивать произведения, эмоциональный отклик, выразительность, творческое начало. Со временем каждый из этих моментов изменяется - ведь ребёнок растёт и у него появляется своё видение. Соответственно, педагог должен вносить коррекцию в методы музыкального воспитания.

Обучение музыке делится на две основные части - теоретическую и практическую. В первой ребенок получает знания в области нотной грамотности, истории музыки и так далее. Во второй идёт обучение на выбранном музыкальном инструменте как таковое. 

Теоретическая часть обучения музыке 

Как же вызвать у ребёнка интерес к музыке в теоретической части процесса обучения? Разумеется, непосредственным общением с музыкальными композициями. Лучше всего давать прослушивать яркие, запоминающиеся произведения, которые вызовут у ребёнка настоящий отклик в душе и породят яркие эмоции. Так, у ребёнка появится желание самостоятельно исполнить ту или иную композицию, причём не менее выразительно.

Лучше, на первых этапах обучения, предлагать к прослушиванию такие композиции, которые педагог любит сам. По словам композитора Асафьева, услышать музыку, это уже её понять. Многократное прослушивание поможет  увидеть все больше новых деталей в произведении.

Эстетическое переживание есть совокупность осознаваемых и эмпирических факторов. Так, педагог должен показать ребёнку, о чем повествует та или иная композиция, почему при исполнении нужно выполнить определённые требования, что есть гармоничное звучание. В процессе обучения также необходимо центрировать внимание ребёнка, разъяснять тему, объяснять используемые музыкальные средства.

Музыка является языком чувств, который  влияет на настроение, порождает волнение и тем самым различные мысли. С изучением музыки дети начинают учиться не только чувствовать, но и думать. Следует отметить, что единого восприятия быть не может, ведь каждый понимает музыкальные композиции по-своему.

Начинать прослушивание композиции следует без дачи предварительной информации о ней. К примеру, слушая произведение Чайковского "Вальс цветов", у каждого ребёнка могут возникнуть свои ассоциации и образы, от слов "нежность" и "легкость" до образов природы, цветов, или красивого празднества. Так, развивается творческое мышление. 

Главная задача преподавателя - грамотными и интересными словесными пояснениями раскрыть у ребёнка понимание композиции, "развернуть" возникшие образы и направить их в правильное русло. В дальнейшем, ученик будет с лёгкостью различать характеры разных произведений. Таким образом, полезно поощрять верные реакции на музыку, что приведёт к развитию прекрасного вкуса и исполнения композиций.

Организация практической части

Упражнения - неотъемлемая часть музыкального обучения ребёнка.Именно здесь начинается сторона активного действия, когда ученик упражняется в соблюдении ритма, настраивает инструменты для максимально гармоничного звучания, различает нюансы, тональности и так далее. Подобная работа проходит из урока в урок, годами, а если ребёнок в последствии решит связать свою жизнь именно с музыкой - длиною в жизнь. Главное - создать базу основных навыков, на фундаменте которых и будет строиться творчество человека как таковое.

По словам советского педагога В. Сухомлинского, иногда требуются долгие года, чтобы в сердце у ребёнка возникло чувство прекрасного. Задача учителя в данном случае - завести этот механизм, чтобы ребёнок смог буквально почувствовать, как рождается музыка.

Чтобы приучить своих учеников эстетически относиться к музыке, воспитателю нужно проявить много усилий, быть терпеливым, настойчивым, учитывать особенности каждого ребёнка, чтобы тот самый "механизм" запустился правильно. 

Музыкальное воспитание непременно должно включать в себя систематические упражнения как в теоретической, так и в практической части обучения - только так  необходимый эффект будет достигнут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы системы раннего музыкального воспитания" СНОВЫ СИСТЕМЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

В данной методической работе рассмативаются вопросы  музыкального и эстетического воспитания детей раннего возраста, дана подробная характеристика структуре и видам музыкальной деятельности , пре...

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Влияние насилия на личностное развитие ребёнка

Целью данной работы является изучение основных видов и форм насилия, определение причин агрессивного поведения ребёнка и агрессии со стороны взрослых по отношению к ребёнку. А также, описать работу по...

Статья "Педагогическая роль в музыкально-эстетическом воспитании учащихся"

Музыкальное искусство как эстетическое явление наполнено личными смыслами.Эстетическое в музыке переходит в художественный образ и появляется при его восприятии....

Индивидуальный план коррекционного развития ребёнка с ОНР, 3ур

Этот план поможет для  начинающих специалистов. Этот план коррекционной работы с ребенком с общим недоразвитием речи 3 уровня. Здесь поэтапно расписаны этапы коррекционной работы с ребенком...

Дипломная работа на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ". Содержит теоретическую и практическую части.

Сегодня педагоги ищут способы эффективного обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников...