Методическая разработка исследовательского проекта «ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
методическая разработка на тему

Лапина Елена Вячеславовна

Данная работа представляет собой методическую разработку исследовательского проекта «ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ», который выполняли студенты 1 курса.

В само название проекта  была  вынесена проблема, которую студенты  пытались решить «Ущемляются ли права ребенка в семье?».

Данный проект является исследовательским, социальным, групповым, срок реализации проекта -1 месяц, реализовался в рамках учебной  дисциплины «Право». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта:  «Конвенция о правах ребенка» на защите детства»

В само название проекта  была  вынесена проблема, которую студенты  пытались решить «Ущемляются ли права ребенка в семье?». 

Данный проект являлся исследовательским, социальным, групповым, выполнялся студентами 1 курса, группы П 9-16.

Срок реализации проекта -1 месяц, реализовался в рамках учебной дисциплины «Право».

Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности несовершеннолетних, т. к. обладая всеми основными правами, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях. Проблема взаимоотношения детей с другими членами семьи очевидна. Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение, протекает с кризисами и конфликтами. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми. Следовательно, возникает необходимость привлечь внимание студентов к этой проблеме, разъяснить им права и обязанности.

Ресурсы проекта:

1) внутренние:

- все студенты группы

- преподаватель

- учебная, методическая, научная литература по вопросам семейного и конституционного права

2)технические:

- персональные компьютеры

Цели:

Образовательные цели:

- актуализировать знания учащихся по теме «Права человека и гражданина »

Развивающие цели:  

- формирование  критического мышления;

- информационной культуры;  

- сформировать у студентов готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать и совершенствовать новые способы познавательной деятельности.

Воспитательные цели:

- формирование коммуникативной культуры,

 -активной жизненной позиции,  воспитание толерантности и правовой культуры.

Основополагающими вопросами проекта стали  вопросы:

1. Наказывают ли детей в  семье?

2. Прислушиваются родители к мнению своих детей?  

3. Как трудится дети дома?

Ход проекта

Созданию проекта предшествовала подготовительная работа, которая заняла примерно месяц.  

Для выполнения проекта были сформированы группы

Первой группе  (юристы) было предложено выявить  соотношение Конвенции  и главы II Конституции РФ.  

Вторая группа (социологи) должна была определить, с какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться детям в семьях,  провести социологический опрос учащихся своей школы.

Третья  группа (аналитики) получила задание изучить и проанализировать  данные соцопроса, составить сравнительные таблицы, сделать соответствующие выводы.

Четвертая группа (прогносты) разработать меры по защите прав ребенка и поддержки его  в семье  

Подготовительный месяц включал три этапа:

- подготовительный (или период запуска);

- основной (сбор и обработка информации, выполнение проекта)

- презентационный (защита проекта, его представление, ответы на вопросы)

На первом этапе проекта была определена проблема:   соблюдение «Конвенции о правах ребенка» в семьях, выдвинута гипотеза ее нарушения, поставлена цель исследования, определены объект и предмет исследования его задачи и методы (Здесь уместна помощь руководителя, который корректно поправляя предложения учащихся, приводить к  правильным определениям.

В период II этапа выполнялась работа групп: изучались «Конвенция», Конституция РФ, СК РФ и ГК РФ, составлялись необходимые записи статей и их содержание. Были определены те статьи  Конвенции, которые  легли в основу исследования проблемы. Это ст. ст. 19, 12, 11?..Этим заданием занимались учащиеся продвинутого уровня знаний. А вот в проведении анкетирования среди студентов  принимали участие  слабо успевающие, так называемые «социологи». Анкета (Приложение 1) проводилась в анонимном режиме на стандартных листах бумаги, что позволило получить объективные правдивые ответы респондентов. Данные анкеты обрабатывались «аналитиками». По результатам полученных данных анкеты были составлены таблицы и сделаны выводы.

Следующий этап. Студенты разбиваются на 3 группы. Объясняется алгоритм работы в группах. Каждой предлагается таблица (Приложение 2)  и содержание Конвенции.

1 группа – ст. 19 и  таблица « наказывают в семье»;

2 группа – ст. 12 и таблица « имеете свое мнение?»;

3 группа – ст. 11 и таблица «помогаете ли дома»

 Задание 1: соотнесите содержание статьи и показатели таблицы. Сделайте соответствующие выводы, затем выступление  от каждой группы о выводах. Обсуждение и итог задания подводит учитель.

Задание 2.  Разработать  меры  по защите прав ребенка и поддержки его  в семье  на муниципальном уровне. (5 мин.). Затем защита своих мероприятий. Учитель в ходе обсуждения называет самые реальные меры и делает выводы.

Рефлексия-обсуждение итогов работы. Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»

В ходе реализации проекта учащиеся сумели создать:

1. Таблицы «Соотношение Конвенции  и главы II Конституции РФ».

2.  Разработать анкеты для анкетирования студентов.

3. Сравнительные таблицы, на основе данных соцопроса.

4. Разработать меры по защите прав ребенка и поддержки его  в семье

Приложение 1

Анкета

        

  1. Как Вы оцениваете степень защищенности себя и своих близких от возможного «правового произвола»?
  • Абсолютно защищен
  • Защищен в некоторой степени
  • Не защищен

  1. С какими из перечисленных ниже нарушениями прав человека Вам приходилось сталкиваться? (в каждой колонке отметить не более 2 вариантов)

часто

иногда

затрудняюсь

ответить

свобода совести - право иметь свои взгляды, верить в то, во что хочет верить человек

свобода слова - право высказывать мнения, распространять свои взгляды

свобода информации - право искать информацию, задавать вопросы и получать ответы

право на равенство перед законом, на беспристрастное отношение

право на защиту национальной культуры своего народа

свобода от унизительного или оскорбительного обращения

что-либо иное (впишите):

3. Соблюдаются ли Ваши права  в образовательном учреждении?

  • Соблюдаются всегда или почти всегда
  • Соблюдаются чаще всего
  • Редко соблюдаются
  • Не соблюдаются никогда или почти никогда
  • Затрудняюсь ответить

4. Соблюдаются ли ваши права в семье?

  • Соблюдаются всегда или почти всегда
  • Соблюдаются чаще всего
  • Редко соблюдаются
  • Не соблюдаются никогда или почти никогда
  • Затрудняюсь ответить

5. Какие именно Ваши права были нарушены? Перечислите.

6. Наказывают ли Вас родители ( законные представители)?

  • Да, наказывают часто
  • Да, наказывают  иногда / редко
  • Нет, не наказывают

7. С чем, с Вашей точки зрения, связано нарушение Ваших прав в семье?

  • бездействием лиц и органов, ответственных за решение этих проблем;
  • негативным влиянием низкого уровня правовой культуры;
  • равнодушием членов семьи;
  • незнанием законодательства;
  • иное

8.  Как Вы действуете, когда Ваши права нарушаются?

  • Борюсь за восстановление своих прав;
  • пытаюсь сделать так, чтобы виновные были наказаны;
  • никак, все равно ничего невозможно сделать;
  • обращаюсь за квалифицированной юридической помощью;
  • иное (что именно?)

9. Какое из указанных средств защиты прав людей наиболее эффективно?

  • Законодательство;
  • суд;
  • самозащита;
  • квалифицированная юридическая помощь;

другое

10. Как часто вы сталкиваетесь с вопросами, требующими юридической помощи?

  • Да, сталкиваюсь часто
  • Да, сталкиваюсь иногда / редко
  • Нет, не сталкиваюсь

11. Прислушиваются ли родители (или их законные представители) к Вашему мнению)?

  • Да, прислушиваются часто
  • Да, прислушиваются иногда / редко
  • Нет, не прислушиваются

12. Какие у вас обязанности по дому, перечислите?

  • Убираю квартиру;
  • Убираю только свою комнату;
  • Гуляю с домашними животными;
  • Хожу в магазин за продуктами;

другое

  1. Насколько ответственно вы подходите к выполнению своих обязанностей в семье
  • Выполняю  свои обязанности всегда / часто;
  • Выполняю  свои обязанности иногда / редко;
  • Нет, не выполняю обязанности.

  1. Откуда в основном вы получаете информацию правового содержания?
  • Средства массовой информации (телевидение, печатные источники, интернет)
  • От учителей
  • От родителей
  • От друзей
  • Другое (впишите) _____________

15. Бывает, что  у людей возникают сложные, тяжелые жизненные проблемы, которые трудно решить в одиночку. Скажите, пожалуйста, к кому вы обратитесь за помощью?

 

Могу

не могу

затрудняюсь ответить

Родители /родственники

Учитель/преподаватель

Друзья

Незнакомые люди, побывавшие в подобной ситуации

Правовые консультативные службы

Телефон доверия

Приложение 2

Наказывают ли вас

Статьи Конвенции

Содержание статьи

Не наказывают

Наказывают иногда/редко

Наказывают часто

Ст.19

Выводы:

 

Имеете ли Вы свое мнение

Статьи Конвенции

Содержание статьи

Не прислушиваются

Прислушиваются иногда/редко

Прислушиваются часто/всегда

Ст.12

Выводы:

Помогаете ли вы дома

Статьи Конвенции

Содержание статьи

Не помогаю

Помогаю иногда/редко

Помогаю часто/всегда

Ст. 12

Выводы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общая характеристика работы Данная работа представляет собой методическую разработку исследовательского проекта «ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ», который выполняли студенты 1 курса ГАУ КО ПОО КСТ . В само название проекта была вынесена проблема, которую студенты пытались решить «Ущемляются ли права ребенка в семье?». Данный проект является исследовательским, социальным, групповым, срок реализации проекта -1 месяц, реализовался в рамках учебной дисциплины «Право». 1

Слайд 2

Актуальность темы Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Следовательно возникает необходимость привлечь внимание студентов к этой проблеме, разъяснить им права и обязанности. 2

Слайд 3

Цели проекта Образовательные цели: - актуализировать знания учащихся по теме «Права человека и гражданина » Развивающие цели: - формирование критического мышления; - информационной культуры; - сформировать у студентов готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать и совершенствовать новые способы познавательной деятельности. Воспитательные цели : - воспитание активной жизненной позиции, - воспитание толерантности и правовой культуры . 3

Слайд 4

Основные вопросы проекта Наказывают ли детей в семье? Прислушиваются родители к мнению своих детей? Как трудятся дети дома? 4

Слайд 5

Первой группе было предложено выявить соотношение Конвенции и главы II Конституции РФ. Вторая группа должна была определить, с какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться дети в семьях, провести социологический опрос учащихся своей школы. Третья группа получила задание изучить и проанализировать данные соцопроса, составить сравнительные таблицы, сделать соответствующие выводы. Четвертой группе было поручено разработать меры по защите прав ребенка и поддержки его в семье 5

Слайд 6

Проект включал три этапа: - подготовительный (или период запуска); - основной (сбор и обработка информации, выполнение проекта) - презентационный (защита проекта, его представление, ответы на вопросы) 6

Слайд 7

Ресурсы проекта: 1) внутренние: Все студенты 1 курса Преподаватель Библиотекарь 2)технические: Сеть персональных компьютеров Фотоаппарат/камера Мультимедийное оборудование 3) внутренние: учебная , методическая, научная литература по вопросам гражданского и правового образования и воспитания выход в сеть интернет 7

Слайд 8

В ходе реализации проекта учащиеся сумели создать: I группа: Таблицы «Соотношение Конвенции и главы II Конституции РФ». II группа: Анкета. III группа: Сравнительные таблицы, на основе данных соцопроса. I V группа : Меры по защите прав ребенка и поддержки его в семье 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исследовательского среднесрочного проекта "Ордена Великой Победы"

Данный проект способствует воспитанию патриотизма и чувсва глубокого уважения к людям, завоевавшим свободу и отсоявшим независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.Это мероприятие мож...

Областной конкурс исследовательских проектов "Право и юность"

Областной конкурс исследовательских проектов "Право и юность", номинация "Дорогой добрых дел"...

Методическая разработка социально-психологического классного часа "Счастливая семья"

Методическая разработка социально-психологического классного часа "Счастливая семья". Форма проведения: Круглый стол. Целевая аудитория: обучающиеся....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Классный час Тема: Оптимизация расходов семьи на обучение детей

Родители, оплачивающие обучение своих детей, имеют право наполучение налогового вычета.Классный час поможет студентам и их родителям воспользоваться этой льготой...

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»

Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обуче...

Методическая разработка на тему: "Совместная деятельность центра, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся"

Выступление на Педагогический Совет. Содержание патриотического и духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности.Информация о видах деятельности и формах организации деятельности...

Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Семь древнейших храмов России»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых-четвертых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – оказание помощи   классным ру...