«Оказание медицинской помощи больным независимо от национальной принадлежности и религиозных различий»
проект на тему

Васильева Алина Вячеславовна

На фоне разногласий на почве национальной и религиозной принадлежности в различных облястях нашей жизни, нам предстоит обсудить вопрос оказания медицинской помощи больным независимо от национальной принадлежности и религиозных различий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»

Методическая разработка

Мероприятия «Круглый стол» на отделении по специальности

Сестринское дело

очная форма обучения

2018

         

Рассмотрена и одобрена на заседании

ЦМК  № 1

Протокол № ___ от _________ 20____ г.

Председатель ЦМК                                

_________________ Н.И. Полесовщикова

Составлена на основе Федерального

государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Сестринское дело (базовая подготовка)

Заместитель директора

по учебно-производственной работе

________________ Л. Н. Михайлова

Составитель

Васильева А.В.  – преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензенты

Квасова В.В – заместитель директора по воспитательной работе


«Оказание медицинской помощи больным независимо от  национальной  принадлежности и религиозных различий»

           Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность и теоретическую подкованность специалиста, а его умение видеть суть проблемы и находить пути ее решения на основе практического применения имеющихся знаний.  Мероприятие  в формате «Круглый стол» имеет большие возможности для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Идея мероприятий в формате «круглых столов» заключается во встрече единомышленников, в предоставлении всем желающим возможности вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам. Дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придает мероприятию в формате «Круглый  стол» динамичность и эксцентричность. 

Миссия мероприятия в формате «Круглый стол» ( далее – «мероприятие»)  -  мобилизация и активизация участников на высказывание своей точки зрения, поэтому мероприятие  имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована).

2. Полифоничность (в процессе проведения мероприятия может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества).

Цель мероприятия – сформировать убеждение безусловного оказания медицинской помощи  пациентам вне зависимости от  национальной принадлежности и религиозных различий.

Задачи:

1. Показать наличие данной проблемы в обществе, несмотря на широкую законодательную базу регулирующего и карательного характера.

2. Акцентировать внимание на ценности человеческой жизни, нравственных и этических нормах.

3. Подвести к пониманию положения медицинской помощи вне политики, религии, расовой или национальной принадлежности и т.д.  

Проведение  мероприятия способствует формированию следующих общих компетенций:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 10

Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

Проведение  мероприятия создает базу для  формирования следующих профессиональных  компетенций:

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.8

Оказывать паллиативную помощь

Участники мероприятия в формате «Круглый стол»:

Модератор – преподаватель высшей квалификационной категории

Дискутанты – студенты 3-4 курсов отделения по специальности Сестринское дело

Аудитория – студенты и выпускники прошлых лет отделения по специальности Сестринское дело

Оснащение: парты, расставленные в форме круга, стулья, компьютер, проектор, экран, подготовленные материалы  на бумажных и электронных носителях, мультимедийная презентация, фрагмент фильма.

Организация и проведение мероприятия в формате «Круглый стол»

№ п/п

Название

этапа

Описание

этапа

Цель этапа

Время
(мин.)

Организационный момент

Сообщить студентам:

1. Тему мероприятия

2. Цель проведения мероприятия

3.Задачи мероприятия

4. Правила коммуникации

Подготовить студентов к работе, активизировать познавательную деятельность студентов.  

7

Проведение мероприятия

1. Определить понятийный аппарат (тезаурус)

Создать доверительную, доброжелательную атмосферу, способствующую поддержанию дискуссии Создать мотивацию для высказывания своего мнения, позиции.      

2

2. Вводное слово модератора

7

3. Перечислить, планируемые к обсуждению темы

3

4.Выслушивание и разбор ситуаций и   «домашних заготовок», по  темам (формулирование выводов по каждому вопросу на основании разобранных ситуаций):

1. Должна ли  национальная неприязнь влиять на оказание медицинской помощи пострадавшим?

15

2.Следует ли оказывать медицинскую помощь пациентам в экстренных ситуациях без учета их  религиозных особенностей?

20

3. Нужно ли поддерживать искусственно жизнь пациентов (пассивная эвтаназия)?

25

5. Результаты опроса студентов колледжа по теме мероприятия

4

 Заключение.

Заключительное  слово модератора

Создать  устойчивую мотивацию на защиту позиции об оказании медпомощи  больным независимо от национальной  принадлежности и религиозных различий.

5

Резерв времени преподавателя.

2


Добрый день, уважаемые участники мероприятия в формате

«Круглый стол», преподаватели, студенты, выпускники!

Тема  встречи: «Оказание медицинской помощи больным независимо  от национальной  принадлежности  и  религиозных  различий»

Цель «круглого стола»: ответить на вопрос - должно ли зависеть оказание медицинской помощи от каких-либо условий, кроме медицинских показаний? (слайд)

Задачи «круглого стола»: (слайд)

1. Показать наличие данной проблемы в обществе, несмотря на широкую законодательную базу регулирующего и карательного характера.

2. Акцентировать внимание на ценности человеческой жизни, нравственных и этических нормах.

3. Сформулировать итоговое мнение участников по вопросу зависимости оказания медицинской помощи от каких-либо условий.

Прежде чем приступить к нашей работе необходимо вспомнить правила коммуникации (слайд)

Тезаурус нашего мероприятия: (слайд)

        На фоне разногласий  на почве  национальной и религиозной принадлежности  в социальной области, области образования, трудовых и производственных отношений, в сфере средств массовой информации, социального обеспечения, гражданско-правовых отношений, при прохождении военной службы и т.д.  нам предстоит обсудить вопрос  оказания медицинской помощи больным независимо от  национальной принадлежности и религиозных  различий.

        Современный этап развития общества и государства, где важнейшей ценностью является человек, его права и свободы, запрещает какую-либо дискриминацию. Предотвращение дискриминации осуществляется через механизмы двух институтов: власти и общества. Меры, которые они могут принимать, носят как карательный, так и предупредительный характер. Если рассматривать медицинское сообщество, то существует ряд документов, регламентирующих оказание медицинской помощи в интересующей нас части:

1. Этический кодекс медицинской сестры России (слайд)

2. Клятва медицинской сестры России (слайд)

Также вопросы защиты здоровья вне зависимости от национальной  принадлежности и религиозных  различий рассмотрены в таких документах как Конституции РФ , Гражданский кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О СМИ» и.т.д. (слайд)

       Несмотря на множество законодательных актов, на практике существуют ситуации, где происходит неоказание или ненадлежащее оказание медицинской помощи больным по причинам  национальной  принадлежности и  религиозным  различиям.

 На экране - основные вопросы для разбора на нашей встрече: (слайд)

1. Должна ли  национальная неприязнь (чеченцы и дагестанцы, осетины и ингуши, в Индии наблюдалась национальная неприязнь в отношении спасателей из США) влиять на оказание медицинской помощи пострадавшим?

2.Следует ли оказывать медицинскую помощь пациентам в экстренных ситуациях без учета их  религиозных особенностей ?

3. Нужно ли поддерживать искусственно жизнь пациентов, хотя многие религии накладывают свои ограничения на искусственное поддержание жизни?

 

Давайте рассмотрим примеры : (слайд)

1. Должна ли  национальная неприязнь (чеченцы и дагестанцы, осетины и ингуши, в Индии наблюдалась национальная неприязнь в отношении спасателей из США) влиять на оказание медицинской помощи пострадавшим?

1.1.В 2005 году в республике Дагестан врачи отказывали в оказании медицинской помощи и регистрации факта обращения в больницу чеченцам, пострадавшим в массовой драке с дагестанцами. (слайд)

1.2. 18 ноября 2015 года. У Сирии с Израилем нет дипломатических отношений и  раненые во время боев сирийцы находятся формально на территории государства-врага. Израильские врачи- несмотря на все политические сложности  соглашаются бесплатно лечить у себя сирийцев – в том числе детей, для спасения которых часто  требуется высокотехнологичное оборудование.(«Домашняя заготовка» - выступление студента)

2. Следует ли оказывать медицинскую помощь пациентам в экстренных ситуациях без учета их  религиозных особенностей ?

2.1. Демонстрация фрагмента фильма «Аритмия»  реж. Борис Хлебников 2017 год, в части оказания экстренной медицинской помощи пациентке,  вероисповедание которой  – Свидетели Иеговы (религиозно запрещено переливание крови), которой было необходимо экстренное переливание крови.  

2.2. В 2014 году в г.Прага у девушки- американки (вероисповедание -  лютеранство)  случился «солнечней удар» (тошнота, головокружение, слабость), когда была вызвана «Скорая помощь» и врачи были готовы оказать ей медицинскую помощь, она ответила категорическим отказом и сказала, что согласится на медицинскую помощь только после того как произнесет молитву. Врачи ждали, пока она совершит религиозный обряд и только после этого стали отказывать ей медицинскую помощь. («Домашняя заготовка» - выступление студента)

3. Нужно ли поддерживать искусственно жизнь пациентов?

3.1. В 20 лет итальянка Элуана Энгларо попала в автомобильную катастрофу и до настоящего времени, 17 лет пребывает  в коме.  Ее близкие родственники и отец пытаются добиться того, что по сути является пассивной эвтаназией – отключение дочери от системы жизнеобеспечения, поскольку кома достигла уже 4-й стадии. В защиту этого решения высказываются подруги и родственники Элуаны утверждая, что при жизни она высказывалась о том, что не хотела бы жить в бессознательном состоянии. Осуществлению пассивной  эвтаназии очень  активно мешает католическая церковь Италии. Это дело получило широкую огласку в Италии, где эвтаназия запрещена. Противники эвтаназии пытались даже препятствовать проезду "Скорой помощи", на которой женщину хотели перевезти из дома в частную клинику. Ватикан поддерживает действия противников эвтаназии.

3.2. Результаты опроса студентов по теме мероприятия «Оказание медицинской помощи больным независимо от  национальной  принадлежности и религиозных различий» (Презентация. Доклад студентов)

 

Заключение

Медработникам приходится буквально балансировать на грани между необходимостью спасения жизни пациента и факторами - религиозными, национальными, которые влияют на возможность спасения жизни пациента. А порой  бывают решающими.  В большинстве случаев (если позволяет время) медработники стараются оказать медицинскую помощь не нарушая религиозных требований, но это если позволяет время. Если же времени нет и счет идет на секунды и минуты, в этой ситуации (как мы видели в фильме) медработники принимают решение исходя из своих внутренних убеждений – главное – это спасение жизни человека. Медицина и внутренние этические убеждения тесно взаимосплетены именно в экстренных ситуациях. Необходимо помнить, что для нас, медсестер и медбратьев главное – это спасение жизни пациента.  

Эталоны ответов.

1. Вопрос оказания медицинской помощи должен стоять выше вопросов национального  характера. Этический кодекс Медицинской Сестры  России гласит:  Статья 4. Уважение человеческого достоинства пациента Медицинская сестра  должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. МС не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам  мс должна руководствоваться только медицинским критериями, исключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинским показаниям контроля за поведением пациента, медицинской сестре следует ограничить свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

2. Экстренные ситуации характеризуются критическим состоянием организма и необходимостью принятия быстрых решений. Если в таких ситуациях присутствует еще и религиозный фактор, то медработники  поставлены  в ситуацию сложнейшего  выбора.  В Конституции РФ в статье 20 записано «Каждый имеет право на жизнь», в ст. 19 записано, что «гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

3.В России:

В статье 45. «Запрет эвтаназии»  ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, записано, что «медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента»

Суть эвтаназии противоречит клятве Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла».

Другая сторона вопроса: Многие религии накладывают свои ограничения на искусственное поддержание жизни:

Религия

Критерии проведения интенсивной терапии            

Аюрведа 

Следует до конца бороться за жизнь человека                   

Буддизм 

Предпочтительнее дать человеку спокойно умереть               

Иудаизм 

Врачи (как минимум три специалиста) должны вместе с семьей    
рассмотреть все возможности. Если имеется хотя бы один шанс   
спасти жизнь человеку, необходимо проводить интенсивную       
терапию. Если же реанимационные мероприятия приведут к        
фатальному исходу и причинят страдания и боль, от вмешательств
следует воздержаться                                          

Необходимо оценить, какова будет польза для больного, какому  
риску он подвергается и к каким последующим страданиям это    
может привести. Интенсивная терапия проводится, если возможная
польза превышает потенциальный риск                           

Мусуль- 
манство 

Реанимация возможна, если она не угрожает жизни пациента и    
способствует ее продлению                                     

Право-  
славие  

Поддержание жизни после смерти мозга бессмысленно, если оно   
сопряжено с соматическими нарушениями                         

Протес- 
тантство

Необходимо сделать все возможное для того, чтобы позволить    
сохранить личность человека                                   

Католичество

Поддерживать жизнь человека до конца