САМООБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
статья на тему
В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Спиридонова Елена Александровна
Старший воспитатель
ГПОУ ЯТЭК
г. Ярославль
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя» [3, с. 908].
В педагогическом энциклопедическом словаре «самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни» [5, с. 252].
В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования» [1, с. 11].
Главным в самообразовании является наличие мотивации, равноценной наличию личностного смысла в данной деятельности. Мотивация является побудительной причиной для самостоятельной работы над собой, удовлетворения своих потребностей профессиональном и личностном росте.
Самообразование имеет целью, прежде всего, повышение квалификации непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.
Организация процесса самообразования педагога может быть представлена в виде следующих этапов:
- Установочный этап. Предусматривает настрой на самостоятельную работу; выбор цели работы, осмысление последовательности своих действий.
- Обучающий этап. Предусматривает знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме, знакомство с передовым опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по выбранной теме.
- Практический этап. Предусматривает накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
- Теоретическое осмысление. Когда происходит анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы.
- Итогово - контрольный – обобщающий этап. Подведение своей самостоятельной работы, обобщение наблюдения, оформление результатов проделанной работы.
Самообразование становится источником профессионального роста преподавателя лишь в той мере, в какой оно является объектом рефлексии (самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида). Самообразование это необходимое условие для профессионального роста, следовательно, преподаватель новой формации, это прежде всего непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового, умеющая отказаться от стереотипов в работе.
Самообразовываясь, человек самостоятельно выбирает область, в которой хочет расти и накапливать новые знания, затем составляет какой-то план и следует ему по собственному желанию. Главная прелесть полученных таким образом знаний заключается в том, что человек очень быстро пропускает их через себя и включает в жизненный процесс.
В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры.
Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе, профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога.
Гуманитарная культура педагога – это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений [4].
Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности.
Компетентность – обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.
Способность к самообразованию определяется личными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность выражается в процессе работы. Однако имея огромное способности и желание к самообразованию, преподаватель не всегда способен это реализовать на практике, ссылаясь на различные факторы.
Анализ психологического содержания самообразования в системе профессионального роста позволил определить следующие характерные особенности.
Во-первых, определяя основные цели и задачи обучения персонала на этапе планирования своей профессиональной деятельности, мы видим, что показатели выстраиваются в четко последовательности:
- готовность к обновлению…. (64%)
- повышение собственного профессионального рейтинга (59%)
- повышение профессиональной культуры (55%)
- работа на развитие ОУ (выполнение новых задач 48%)
что свидетельствует о готовности к принятию нового, профессионального и личностного роста педагога.
Во-вторых, диагностика результативности обучения преподавателей колледжа показала, что приоритетным для них являются: приобретение новых знаний в методике преподавания; обмен и обобщение опытом.
Исходя из этого, процесс обучения и самообразования преподавателя является творческим процессом и приобретает непрерывность.
Таким образом, учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые современным обществом к педагогу, под влиянием морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требований администрации образовательного учреждения, каждый определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Каждый из преподавателей нашего образовательного учреждения прекрасно понимает, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он использует, тем больший эффект от неё. Наша профессия творческая, работа должна доставлять удовольствие.
___________
Литература:
- Даутова О.Б., Христофоров С.В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития // Серия «Symposium», 2010.
- Инновации и образование. Выпуск 29 / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2013. C.309-317.
- Степин В.С. Культура//Социология: Энциклопедия / Сост.А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко и др. – Мн.: Книжный дом, 2003.С.243
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М.,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-133596-1351522073.jpg)
Самообразование как один из аспектов личностно-профессионального роста учителя
В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невоз...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-365890-1389103436.jpg)
Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон.
Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон. Данный урок является обобщающим по данной теме. Цели урока: систематизация и закрепление пр...
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И ЕГО КРИТЕРИИ
Данная публикация познакомит с понятием личностного роста, его критериями и поможет понять, как эту информацию можно применить на практике. Публикация по своему содержанию подходит как для педагогов д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-392123-1390837336.jpg)
Снижение экономического роста в России.
Понятие экономического роста, его сущность. Причины снижения экономического роста в России и пути решения из сложившейся ситуации....
« Исследовательская деятельность педагога как одна из форм его профессионального становления и роста».
Быть СОВРЕМЕННЫМ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательская культура участников образовательного процесса....
Отчет ступени роста
отчет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-393696-1391091324.jpg)
Индивидуальный план самообразования профессионального роста учителя
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Счит...