САМООБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
статья на тему

В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kak_uslovie.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Спиридонова Елена Александровна

Старший воспитатель

ГПОУ ЯТЭК

г. Ярославль

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя» [3, с. 908].

В педагогическом энциклопедическом словаре «самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни» [5, с. 252].

В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования» [1, с. 11].

Главным в самообразовании является наличие мотивации, равноценной наличию личностного смысла в данной деятельности.  Мотивация является побудительной причиной для самостоятельной работы над собой, удовлетворения  своих потребностей профессиональном и личностном росте.

Самообразование имеет целью, прежде всего, повышение квалификации непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.

Организация процесса самообразования педагога может быть представлена в виде следующих этапов:

  1. Установочный этап. Предусматривает настрой на самостоятельную работу; выбор цели работы, осмысление последовательности своих действий.
  2. Обучающий этап. Предусматривает знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме, знакомство с передовым опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по выбранной теме.
  3. Практический этап. Предусматривает накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
  4. Теоретическое осмысление.  Когда происходит анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы.
  5. Итогово - контрольный – обобщающий этап.  Подведение своей самостоятельной работы, обобщение наблюдения, оформление результатов  проделанной работы.

Самообразование становится источником профессионального роста преподавателя лишь в той мере, в какой оно является объектом рефлексии (самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида).  Самообразование это необходимое условие для профессионального роста, следовательно, преподаватель новой  формации, это прежде всего непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового, умеющая отказаться от стереотипов в работе.

Самообразовываясь, человек самостоятельно выбирает область, в которой хочет расти и накапливать новые знания, затем составляет какой-то план и следует ему по собственному желанию. Главная прелесть полученных таким образом знаний заключается в том, что человек очень быстро пропускает их через себя и включает в жизненный процесс.

В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры.

Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе, профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога.

Гуманитарная культура педагога – это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений [4].

Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности.

Компетентность – обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.

Способность к самообразованию определяется личными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность выражается в процессе работы.  Однако имея огромное способности и желание к самообразованию, преподаватель  не всегда способен это реализовать на практике, ссылаясь на различные факторы.  

Анализ психологического содержания самообразования в системе профессионального роста позволил определить следующие характерные особенности.

Во-первых, определяя основные цели и задачи обучения персонала на этапе планирования своей профессиональной  деятельности,  мы видим, что показатели выстраиваются в четко  последовательности:

  1. готовность к обновлению…. (64%)
  2. повышение собственного профессионального рейтинга  (59%)
  3. повышение профессиональной культуры  (55%)
  4. работа на развитие ОУ (выполнение новых задач 48%)

что свидетельствует о готовности к принятию нового, профессионального и личностного роста педагога.

Во-вторых, диагностика результативности обучения преподавателей колледжа показала, что приоритетным для них являются: приобретение новых знаний в методике преподавания; обмен и обобщение опытом.

Исходя из этого, процесс обучения и самообразования преподавателя является творческим процессом и приобретает непрерывность.

Таким образом, учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые современным обществом к педагогу, под влиянием морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требований администрации образовательного учреждения, каждый  определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.  Каждый из преподавателей нашего образовательного учреждения прекрасно понимает, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он использует, тем больший  эффект от неё.  Наша профессия творческая, работа должна доставлять удовольствие.

___________

Литература:

  1. Даутова О.Б., Христофоров С.В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития // Серия «Symposium», 2010.
  2. Инновации и образование. Выпуск 29 / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2013. C.309-317.
  3. Степин В.С. Культура//Социология: Энциклопедия / Сост.А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко и др. – Мн.: Книжный дом, 2003.С.243
  4. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М.,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование как один из аспектов личностно-профессионального роста учителя

В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невоз...

Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон.

Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон. Данный урок является обобщающим по данной теме. Цели урока: систематизация  и закрепление пр...

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И ЕГО КРИТЕРИИ

Данная публикация познакомит с понятием личностного роста, его критериями и поможет понять, как эту информацию можно применить на практике. Публикация по своему содержанию подходит как для педагогов д...

Снижение экономического роста в России.

Понятие экономического роста, его сущность. Причины снижения экономического роста в России и пути решения из сложившейся ситуации....

« Исследовательская деятельность педагога как одна из форм его профессионального становления и роста».

Быть СОВРЕМЕННЫМ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательская культура участников образовательного процесса....

Индивидуальный план самообразования профессионального роста учителя

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования.  Счит...