Деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними за рубежом
статья

В настоящее время более актуальной проблемой в мире, требующей первоочередного решения является проблема социальной защищенности детей.  Важной задачей в западных странах становится обновление теории социализации ребенка, с целью определения оптимальных путей его адаптации к современному обществу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними за рубежом

В настоящее время более актуальной проблемой в мире, требующей первоочередного решения является проблема социальной защищенности детей. Важной задачей в западных странах становится обновление теории социализации ребенка, с целью определения оптимальных путей его адаптации к современному обществу.

В зарубежных странах (Америка, Германия, Англия) существует разграничение ответственности по защите прав ребенка. Если признается, что он нуждается в государственной защите, то заключается трехстороннее соглашение между кровными родителями, службой, которую органы опеки и попечительства наделили необходимыми полномочиями и конкретным гражданином (социальным работником, патронатным воспитателем), который работает в этой службе и выполняет определенные функции. Такой служащий может либо приходить в неблагополучную семью и помогать ей решать возникшую проблему, либо взять на какое-то время ребенка к себе и ухаживать за ним, пока в его семье не улучшиться обстановка.

Немало интересного имеется в США в социальной работе с детьми. Перед учреждениями общего типа, к которым относятся детские сады (дневные и круглосуточные), группа продленного дня в школе, детские дома, центры, созданные в рамках определенных программ, федеральное законодательство США ставит задачу обеспечить: полноценное обучение детей соответствующее их возрасту, интересам и способностям; полноценное питание и уход; медицинские услуги; возможности для социального и экономического развития; содействие развитию родителей; социальные услуги необходимые детям и их семьям.

Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству, обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное или вечернее время родителей, создание при городских центров здоровья служб для незамужних матерей, создание и поддержка служб защиты детей, подвергшихся насилию, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье, развитие социальных служб помощи детям в получении образования и так далее. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня дохода семьи.

Как и в ряде других стран, в США социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется как в психиатрических больницах и домах интернатах, так и специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно. Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними и несовершеннолетними.

В США проводится следующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми: функционируют приюты и общежития, проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, с целью возвращения ребенка в семью, оказывается помощь семьям, вновь объединившимися с детьми.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями, подростками группы риска строится на основе целого ряда программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных школ и специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков.

Передним краем общей социальной работы с несовершеннолетними в западных странах выступают бюро социальных услуг. Они выполняют роль центров, координирующих деятельность, направленную на недопущение вовлечения подростков в орбиту деятельности судов по делам несовершеннолетних. Бюро выступает в роли посредника и контролирует деятельность сервисных организаций с тем, чтобы она соответствовала потребностям несовершеннолетнего.

За рубежом практически в каждой школе есть школьный социальный работник. Обязанностью социальных работников является помощь родителям и детям, они выясняют причины непосещения детьми учебных занятий, так как частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ребенок сталкивается с какими-либо проблемами дома. После выяснения этих обстоятельств социальный работник оказывает помощь ребенку и его родителям.

Охрана семьи и детства в странах Западной Европы осуществляется на двух уровнях. Один из них – территориальный – принадлежит органам местного самоуправления, другой – интернатский – областным властям. Как жизнь ребенка может изменяться, если в родной семье возникают проблемы?

У социальных работников территориального уровня есть следующие возможности: через школу, где учится ребенок, он получает информацию о ребенке и начинает обращаться во все учреждения к разным специалистам. Если же в школе нет социального работника или же он не является профессионалом, он обращается к местной власти, посылает ребенка в «Местное консультационное учреждение», где работают квалифицированные специалисты. Кроме того, местная семейная служба оказывает материальную помощь неблагополучным семьям. Если в семье произошел развод, мужчина ушел из семьи, одинокая женщина осталась беременной, местные органы самоуправления принимают решение о направлении ребенка в государственное учреждение и оформляют опекунство «Института охраны детства и юношества».

Как правило, специалистов, которые могли бы сразу принять ребенка «как родного» – нет, а интенсивность связи с семьей падает.

Особой заботой сотрудников службы социального обеспечения является выявление детей, подвергшихся жестокому обращению, страдающих от неблагоприятных факторов семьи. В своей концепции сотрудники детских центров защиты исходят из необходимости знать причины возникновения насилия, понять всю совокупность проблем насилия, что требует рассмотрения насилия над детьми не только как явление выражения семейных конфликтов, но и общественных предпосылок, так как разлад в семье рассматривается социальными службами в контексте общественных условий его преодоления.

В Австрии дети, подвергшиеся опасности из-за насилия в семье, могут быть приняты в группу проживания при региональном кризисном центре.

Принятые в центр дети продолжают посещать свою обычную школу и поддерживают отношения со своими друзьями и родителями, с которыми одновременно ведется работа. Задача кризисного центра состоит в том, чтобы разработать в кризисной ситуации совместно с детьми и родителями новые пути решения конфликтов на длительное время.

Во многих западных странах существуют службы телефонов доверия для юных беглецов, оказывающие бесплатные услуги. Специалисты службы проводят профилактические консультации с подростками, собирающимися сбежать из дома, предоставляют информацию о расположенных в районе проживания подростка учреждениях по оказанию неотложной социальной помощи, выступают посредниками при установлении контактов между подростками и семьей.

Важным элементом общей стратегии заботы о несовершеннолетних является обеспечение подобающего местожительства, способного заменить семью. С этой целью в системе детских учреждений создана широкая сеть приютов для детей-сирот и брошенных детей, в которых воспитателями являются социальные работники. Эти учреждения функционируют на стационарной основе и выполняют функции реабилитационных центров.

Каждый центр рассчитан на 8–10 детей. В США таких центров насчитывается более 200. При решении проблем подростка специалисты приюта стремятся увидеть в нем не трудновоспитуемого, а полноправного партнера.

В Германии широко распространенны лечебно-профилактические дневные учреждения для детей. Это полустационарные организации, в которых дети пребывают с 8 до 17 часов.

Данные учреждения отличаются от приютов целевыми группами и специальным лечебно-профилактическим и терапевтическим обслуживанием. Они позволяют не только ликвидировать дефицит в развитии ребенка и уменьшить число нарушений в его поведении, но и оказать благотворное влияние на атмосферу в семье посредством совета с родителями, семейной терапией и, если необходимо, вмешательством в кризис.

В последнее время, наряду с детскими домами и приютами для детей и подростков, появились такие формы социальной работы, как помещение ребенка в другую семью, проживающую в том же месте или, дневная помощь. Возникновение таких форм социальной помощи было связано с осознанием того, что удаление подростков из домашней обстановки и привычного окружения имеет много недостатков. Во-первых, помещенные в специальные места они утрачивают связь со своей социальной средой, во-вторых, совместное проживание подростков с проблемами вызывает еще большее количество проблем.

Дома заместительства функционируют под эгидой как государственной опеки, так и на частных и общественных началах.

Для работы с несовершеннолетними, бросившими школу и имеющими минимальную социальную поддержку, в странах запада существует центры социальной помощи молодежи. Работа центров направлена на предоставление подросткам возможности приобретения положительного опыта, улучшения их представления о себе, и развития у них социальных навыков. Во время реализации программы дневной помощи учение временно отодвигается на второй план, и акцент делается на оказание именно социальной помощи.

Важным элементом отвлечения подростка от правонарушения является профилактическая деятельность. Так, например, в Америке существуют с этой целью учреждения «Мост через мутный поток».

Социальные работники разъезжают на специальных автобусах в места скопления детей. Устанавливая там автобусы на длительный срок, они обеспечивают их витаминами, соками и др. И если кто-то из несовершеннолетних хочет изменить свою жизнь, социальные работники готовы им помочь.

В Голландии с профилактической целью создаются кафе для молодёжи, клубы по интересам. В жилых домах социальные работники устраивают своеобразные этажи отдыха, где есть всё необходимое для простых занятий спортом, музыкальные установки, видеотехника.

При работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, социальный работник за рубежом должен обладать двумя «вилами знаний»: практические знания (сведения о социально-бытовых условиях района, информированность о социальных службах); знания, раскрывающие смысл поведения несовершеннолетних.

В зарубежных странах существуют различные категории социальных работников, занимающиеся проблемами реабилитации подростков. Кроме участковых, действующих непосредственно в общине, ряд социальных работников функционирует в образовательных и лечебных учреждениях, молодежных и подростковых центрах, проводя индивидуальную и групповую работу. Социальная работа за рубежом с несовершеннолетними строится в том направлении, чтобы защитить детей от негативного влияния окружающих. При наличии негативных факторов в семье несовершеннолетним предоставляется временное или постоянное содержание в другой семье или специальном детском доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних). Пакет контрольно-измерительных материалов

Методическая разработка. Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних).Пакет контрольно-измерительных мат...

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по специальности 43.02.14 Гостиничное дело по МДК. 02.01 «Организация и контроль текущей деятельности сотрудников службы приема и размещения»

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по специальности 43.02.14Гостиничное дело по МДК. 02.01«Организация и контроль текущей деятельности сотрудников службы приема и размещ...

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по специальности 43.02.14 Гостиничное дело по МДК. 01.01 «Организация и контроль текущей деятельности сотрудников службы приема и размещения»

Методическое пособие составлено на основе требований ФГОС в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.14 «Гостиничное дело»...

Методические рекомендации По организации практической работы на тему: «Организация взаимосвязи сотрудников диспетчерской службы со структурными подразделениями предприятия» по ПМ 02 «Основы организации деятельности диспетчерской службы» по профессии 3

Данная методическая разработка поможет мастеру производственного обучения по профессии Оператор диспетчерской службы провести практическое занятие или занятие по учебной практике на тему "Взаимос...

Методические рекомендации Для студентов по выполнению заданий учебной практики ПМ 02 «Анализ деятельности диспетчерской службы» по профессии «Оператор диспетчерской (производственно – диспетчерской) службы на тему: «Описание деятельности предприятия»

Методические рекомендации предназначены для студентов по профессии Оператор диспетчерской службы, которые окажут помощь в выполнении заданий учебной практики на тему "Описание деятельности предпр...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ. По профессии СПО 38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-ди...