Рабочая программа Волонтёрского клуба ГАПОУ РС (Я) «АПТ»
рабочая программа

Дмитриенко Людмила Серафимовна

Программа направлена на создание условий для развития волонтерского движения и развития у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек и воспитания здорового образа жизни.
Программа рассчитана на 1 учебный год, предназначена для обучающихся в возрасте от 16 лет.
В документе представлены цели, задачи, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kluba_volonterov.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Алданский политехнический техникум»

Рабочая программа  Волонтёрского клуба ГАПОУ РС (Я) «АПТ»

Цель программы:

Создание условий для развития волонтерского движения в Алданском политехникуме как одной из форм  занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Создать механизм работы Клуба волонтеров с окружающим социумом, через  практику реализации социальных проектов.
  2. Научить студентов самостоятельно планировать и реализовывать социальные проекты.
  3. Способствовать патриотическому воспитанию студентов.
  4. Воспитывать в студентах чувство гражданской ответственности.
  5. Развивать лидерские качества, направлять их в русло добровольческой деятельности.

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол №

от « »        2018гг.

Согласовано

с зам. директора

по УВР

Утверждаю:

Директор

Приказ №

от « »  2018 г.

Программа рассчитана на обучающихся Алданского политехникума

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.

Руководитель: Л.С. Дмитриенко,

 педагог-психолог.

2018

Пояснительная записка

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенационациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.

Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

“Стратегия модернизации содержания общего образования” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии.

Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально-активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально-активным, не участвуя в самой деятельности.

Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтёрское движение, на наш взгляд, может стать одной из таких форм работы.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:

во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение);

во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность: подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования);

в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, агитационные выступления, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету.

Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.

Срок реализации программы - 1 год. Она рассчитана на обучающихся от 16 лет.

Основная цель: заинтересовать обучающихся волонтерской деятельностью, вовлечение их в добровольческие проекты, воспитание гражданской ответственности. Основным критерием оценивания станет степень успешности реализации социальных проектов в течение года.

Цель программы:

Создание условий для развития волонтерского движения в АПТ как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Создать механизм работы АПТ с окружающим социумом, через  практику реализации социальных проектов.
  2. Научить студентов самостоятельно планировать и реализовывать социальные проекты.
  3. Способствовать патриотическому воспитанию студентов.
  4. Воспитывать в студентов чувство гражданской ответственности.
  5. Развивать лидерские качества, направлять их в русло добровольческой деятельности.


Календарно-тематическое планирование.

Даты проведения

№ урока

Темы и подтемы учебного курса

Тип

урока

Методы и приёмы

Оборудование и наглядность

Кол-во часов

1-2

Что такое волонтерство? Роль детской организации в волонтерском движении. Волонтерское движение в нашей школе. Я - в команде

Теор./

практ.

Беседа, игры на командообразование

Презентация, реквизит для игр

2

3

Составление программы деятельности

Теор./

практ.

Мозговой штурм. Расстановка приоритетов

Презентация

1

4-5

Люди, которые в нас нуждаются. Подготовка к помощи в ремонте жилого помещения

Теор./

практ.

Беседа, обсуждение

Презентация

2

6-7

Что такое тимуровская работа? История тимуровского движения. Подготовка к акции «Тимуровец».

Проведение акции «Тимуровец»

Теор./

практ.

Беседа, Тренинг на определение моральных ценностей

Помощь пенсионерам, ветеранам

Видеоотрывки о «тимуровской работе»

2

8-9

Подготовка ко Дню матери. Выставка рисунков

практ.

Беседа, рисование

Рисование рисунков

2

10-11

Сбор макулатуры

практ.

Обсуждение

Фото, информация для стендов

2

12-13

Помощь в оформлении музея

Теор./

практ.

Рассказ о музее, музейном деле.

Реквизит для оформления стендов в музее

2

14-15

«Полезные и вредные привычки» – игра для школьников младшего и среднего звена

Теор./

практ.

Игра в игры

презентация

2

16-17

История благотворительных акций в нашей стране. Подготовка акции «Милосердие». Общение с соц. работниками. Проведение акции «Милосердие».

Реализация соц. проектов

Теор./

практ.

Беседа.

Проведение дебатов. Сбор вещей и канцтоваров для малообеспеченных людей

Презентация

Автобус для доставки вещей.

2

18-19

Разработка проекта

Теор./

практ.

Мозговой штурм, обсуждение, утверждение концепции спортивной площадки.

Презентация, разработки площадок на слайдах

2

20-21

Скоро-скоро Новый год. Подготовка благотворительных акций

Теор./

практ.

Беседа. Мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек

Материал для изготовления игрушек

1

22-23

Разработка сценария к Новому году.

Теор./

практ.

Беседа, разучивание игр

Презентация

2

24-29

Подготовка новогоднего представления для младших классов.

Теор./

практ.

Беседа. Подготовка новогоднего представления для малышей.

Костюмы, презентация и т. д.

2

30-31

Объявление акции «Волшебство своими руками». Изготовление открыток для детей, находящихся на лечении в Таловской ЦРБ

Теор./

практ.

Мастер-класс по изготовлению открыток. Новогодняя развлекательная игра

Материал для мастер-класса, реквизит для игр

1

32-33

«Посвящение в волонтеры». Клятва волонтеров. Утверждение песни волонтерского отряда.

Теор./

практ.

Игровая программа посвящения.

Реквизит для игровой программы

1

34

Конкурс среди 5-8 классов на лучшую новогоднюю газету.

практ.

Мастер-класс по изготовлению новогодних газет

Материал для мастер-класса

1

35

Новый год дарит чудо.

Теор./

практ.

Вручение больным детям открыток. Вручение новогодних кульков детям с ограниченными возможностями.

Автобус.

Изготовленные подарки

1

36

Истории славные страницы. Беседа о городе Воронеже в годы войны. Роль пионерской организации в военное и послевоенное время.

Теор./

практ.

Беседа, дебаты, работа в группах

Презентация о детях в войну

1

37-38

Публичное выступление. Секрет успеха

Теор./

практ.

Беседа. Тренинги на раскрепощение.

Видеокамера,  ноутбук

2

39-40

Работа над соц. проектом

Практ.

Исправление ошибок, работа над презентацией проекта, подготовка к защите.

Видеокамера, ноутбук

2

41-42

Завершение написания соц. проектов.

Практ.

Написание отчетных документов, оформление стендов

Стенды, материалы для оформления.

2

43-44

Изготовление валентинок, работа школьной почты.

Теор./

практ.

Изготовление валентинок, работа школьной почты.

материал для оформления валентинок

2

45-46

Итоги соц. проектирования. Защита соц. проектов.

Практ.

Публичная защита соц. проектов

Стенды, презентация

2

47-48

«Тимуровская работа»

Практ.

Помощь пенсионерам и ветеранам в уборке придомовых территорий

Инвентарь для работы

2

49-50

Акция «Нет табачному дыму». Выставка рисунков «Портрет курильщика»

Теор./

практ.

Оформление стендов

Рисунки, стенды

2

51-52

Выпустить и раздать буклеты о вреде пива “Мифы и реальность”

Теор./

практ.

Беседа о вреде пива. Психологический тренинг.

Бумага для буклетов, ноутбук

2

53-54

Изготовление и распространение буклетов о здоровом образе жизни.

практ.

Изготовление и распространение буклетов о здоровом образе жизни.

Бумага, ноутбук

2

55-56

Оформление стенда «Здоровый образ жизни»

практ.

Оформление стенда «Здоровый образ жизни»

Бумага, ноутбук

2

57-58

Чистый поселок – наша гордость. Проведение акции «Чистый двор»

Теор./

практ.

Разговор об экологии в нашем поселке. Анкетирование

Уборка территории школы.

Инвентарь для уборки.

2

59-62

Помощь учителям – пенсионерам, ветеранам ВОВ, инвалидам в благоустройстве дворов.

Изготовление открыток для ветеранов.

практ.

Помощь пенсионерам, ветеранам

Инвентарь для уборки.

2

63-64

Уборка памятника возле школы

практ.

Уборка памятника возле школы

Инвентарь для уборки.

2

65-66

Подготовка концерта ко Дню Победы

Теор./

практ.

Подготовка концерта к Дню Победы

Номера

для концерта

2

67-69

Подготовка мероприятий к празднованию 71-летия Победы в ВОВ

Теор./

практ.

Рассказ о войне. Разработка мероприятий

Презентация

2

70

Обсуждение работы клуба за год, внесение предложений на следующий год, предложения для новых соц. проектов. Обсуждение работы летом.

Теор./

практ.

Игры на раскрепощение, доверие.

Презентация о проделанной работе.

2

Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу программы.

Принципиальные основы деятельности взрослого: обеспечение безопасности ребенка; достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов; организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”; продуманная логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность; максимальное использование имеющихся материально- технических и природных ресурсов.

Принципиальные основы деятельности ребенка: добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности; реализация личных способностей ребенка; значимость деятельности ребенка; положительный результат участия в программе.

Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.


Методическое обеспечение.

Интернет-источники

1.http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 Практическое руководство для начинающих волонтеров

2."Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua

3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=31

  1. Видеоролики о вреде употребления ПАВ
  2. Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России

Литература

1. Программа обучающего курса школы волонтеров «Академия добра»

2. Лях. Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2016 – 160 с.

3. Либоракина, М., Якимец, В., Гражданские инициативы и будущее России, - М., 2017

4. Агапов, Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2016 - №21.

5. Бодренкова, Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1

6. Добровольцы: как их найти и удержать / под. ред. Гриффит, К.М.: Педагогическое объединение «Радуга». 2015г.

7. Дьячек, Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под.ред. Л.В. Никитиной. – М.: «ACADEMIA» 2016г.