Стендовый доклад "Историческая карта - результативный метод повышения качества образования"
статья

Ольга Ивановна Теплякова

Как повысить качество обучения с помощью исторической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Хороший учитель учит  находить истину!

     Общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современному  школьнику требуется не  выполнять указания, а решать проблемы жизни самостоятельно.

     Историческая карта – это тот инструмент,  который учить  работать со сложно организованной информацией различной типологии (схемы, таблицы, графики и т.п), сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию, что становится  необходимостью  в современном обществе.  

     Можно сказать, девиз такой.  Понимать, добывать, интерпретировать, использовать информацию.

  Актуальность проблемы.  У современных подростков не развит  интерес к чтению, при этом объем информации, которую необходимо усвоить колоссальный. С помощью карты, возможно, хотя бы частично, решить это противоречие. Не предоставлять знания в готовом виде, а создать ситуацию поиска проблемы. 

           Цель моего доклада, напомнить всем участникам форума, что работа с картой это увлекательные и продуктивные уроки. Карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способна взять на себя ведущую роль и помочь ученику мыслить, искать, находить. 

          Задачи преподавателя: выбрать  эффективные средства и методы работы с картой, которые обеспечат оптимальное решение проблем урока, будут развивать  познавательную деятельность обучающихся.

      Карта – наглядность. Наглядность - есть показатель простоты и понятности образа.

      С простого и начнем. Репродуктивный уровень, конечно, использовать нужно, но на нём подробно останавливаться не буду. В  результате практического манипулирования, по заданию учителя, обучающийся учится воспринимать и оценивать формы; осуществляя определенные действия и операции (структурирование, осмысление, ассоциирование) запоминает материал.  Карта Греции. Мифы. Подвиги Геракла. Иллиада. Одиссея. Эту карту очень выгодно применять на уроках литературы, для более качественного изучения произведений в среднем звене.

       Преподавателю необходимо  получать  обратную информацию об усвоении материала, а так же одновременно можно учить самостоятельно переносить  знания для решения новой задачи.

- Какие доказательства прозвища князя Святослава есть на карте? Находим уверенно не менее 5 доказательств, т.е. битв, осад крепостей, движений войск за короткий промежуток времени с 964 до 972 года.

Карта расширяет  кругозор, углубляет знания учеников.

        Изучение федеративного устройства на уроках обществознания обязательно должно сопровождаться демонстрацией карт административного деления: США, Германии, Индии и, конечно, Российской Федерации. Сравнение субъектов различных федераций дает прочное запоминание самой сути формы территориального устройства. Без карты ученикам трудно понимать даже виды субъектов РФ, а со зрительным образом можно выучить республики и края, без дополнительных усилий.  И объяснение такого вопроса как виды федераций: территориальная или национальная? Если изучать его без карты, без зрительного образа – больше 50 % учеников этот момент не понимают, и  не запоминают. После знакомства с определением: (территориальная - учитывает рельеф местности, плотность населения; в национальных федерациях – основной принцип деления – национальный состав), дается проблемное задание: РФ и США – какое федеративное устройство имеют?

      Решение проблемных заданий  с помощью частично-поискового метода требует догадки и предположения, так как их содержание и цель не предполагают алгоритмов решения, подталкивают к  самостоятельному поиску.

      Исследовательский уровень требует продуктивного мышления.

С помощью карты возможно направлять движение мысли учащихся к пониманию сути явления.

        Кратко изложив события Освободительной войны украинского и белорусского народов в 1648-1654гг., показав границы с Московским царством, ставится проблема: насколько обжиты были территории в районе Курска и Белгорода? Каковы причины заселения их именно в эти годы? (Острогожск основан в 1648 году). Почему наш регион имеет этническое название Слобожанщина?

       Такие насыщенные событиями периоды в истории как Смута, Гражданская война (особенно территориальные передвижения войск, изменения границ) молодому человеку не под силу осознать, охватить без карты. В данном случае она помогает выстроить логическую цепочку происходящего, запомнить имена и места событий и самое главное сделать выводы.

        Что собой представляет Смута, какова  сущность этого периода?

             Развивает самостоятельность, впоследствии ведет их к желанию саморазвития и самообразования. Учит отбирать и анализировать нужную информацию из разных источников.  Карта Объединенная Германия в презентации к уроку. Сначала проводится работа по ФРГ, потом ГДР, и объединение! К таким картам давать интегрированные творческие задания: какие проблемы могли затронуть немецкое общество после административного объединения?

Анимационные эффекты использую по другим интересным темам: присоединение территорий (Крым 2014, рост государства при правлении Ивана Грозного), движение  войск (очень выгодно смотрится путь армии Наполеона до Москвы и при отступлении).Раздробленность Руси.

Учит делать собственные умозаключения.

 - Какой принцип деления  единого государства вы можете отметить?

Таким образом: при использовании карт на уроках наблюдается позитивная динамика качества знаний учащихся,  изменение уровня положительного познавательного интереса к предмету.

            И в итоге мы получаем  тот результат к которому стремимся. Образование становится капиталом, есть гарантии  дальнейшего развития умения  осмыслить и использовать его в собственных целях, в первую очередь как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования инвалидов и лиц с ОВЗ на основе внедрения инновационных здоровьесбересберегающих технологий обучения с использованием нетрадиционных методов и приёмов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ обучения для Повышение качества профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ...

4. Личный вклад в повышение качества образования,совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объеди

Продукты интелектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирование опыта профессиональной деятельности с использ...

4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объед

Формирование современной образовательной среды.Продукты интеллектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирован...

4. Личный вклад в повышение качества образования и совершенствование методов обучения

Формирование современной образовательной средыПродукты интеллектуальной деятельностиТранслирование опыта профессиональной деятельности...

Аттестация: 3.4 Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания (документы на соответствие занимаемой должности, удостоверения о повышении квалификации)

1. Копии документов о соответствии квалификации- Протокол аттестационной комиссии об установлении соответствия занимаемой должности- Приказ об установлении соответствия занимаемой должности-...