Основные аспекты развития личности в условиях среднего профессионального образования
статья

Шульгина Ольга Геннадьевна

Проблема социализации молодёжи в условиях непрерывного профессионального образования является одной из самых актуальных в условиях современной рыночной экономики России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_aspekty_razvitiya_lichnosti_statya.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Основные аспекты развития личности в условиях среднего профессионального образования

При рассмотрении основных аспектов развития личности  важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо - профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни.

Сегодня специалисты со средним профессиональным образованием производят свыше 67% ВВП Российской Федерации. Социологические исследования показали рост  доли выпускников СПО по рабочим профессиям, в некоторых областях производства их объем достигает 83% и более.

Актуальным становится вопрос - какое место занимает средняя профессиональная школа в процессе социализации молодежи в современной России.

Выбор профессии — один из важнейших выборов молодого человека, который определяется большим комплексом факторов, где помимо объективных и личностных факторов исключительно важную роль играют интеллектуальные и волевые качества. Мы полагаем, что сегодня экономические особенности социального пространства для молодежи, выбирающих профессию, во многом определяются уровнем спроса и оплаты труда на ту или иную специальность, что, в свою очередь, влияет на формирование представлений о престижности того или иного вида деятельности.

В обществе давно бытует мнение о том, что специалист со средним профессиональным образованием - это рабочий или прораб. Сегодняшние реалии таковы, что многие обладатели дипломов ссузов напрямую соприкасаются с решением сложных технических задач, обеспечивают функционирование систем различной сложности, а также являются руководителями трудовых коллективов.

Изучение проблемы социализации молодежи становится особенно востребованной исследовательской проблемой. На формирование новых профессиональных  и личностных качеств молодежи должен быть направлен специально организованный образовательный процесс  в образовательных организациях, нацеленный на обеспечение успешной социализации личности, одним из слагаемых которой  является адаптация к профессиональной деятельности.

    Исследования по данному вопросу носят фрагментарный характер, не давая полной картины условий успешной социализации личности в условиях рыночной экономики, при которой образование должно носить деятельностный характер.

Определение степени влияния на процесс социализации и адаптации личности и выявление условий успешной адаптации студентов в их будущей профессиональной деятельности является целью воспитательной работы организаций системы профессионального образования.

Для реализации данных целей были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные аспекты социализации молодежи в системе среднего профессионального образования.

2. Выявить особенности адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности как составной части социализации.

3. Определить роль социального партнерства в процессе подготовки молодых специалистов.

4. На основе мониторинга проиллюстрировать качественные показатели социализации студентов группы политехнического колледжа.

Социализация - это процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. Учитывая специфику системы среднего профессионального образования, мы будем говорить о конкретном этапе социализации, нижней границей которого является возраст 15-16 лет - это завершение учения в общеобразовательной  школе  и переход к профессионально-трудовой деятельности.

    Для этого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практически в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм.

Под адаптацией  понимается приспособление новичка к производству, новому социальному окружению, к условиям труда и особенностям конкретной специальности. Адаптационный период приходится на время, когда человек начинает трудовую деятельность на предприятии или в организации.

    Для молодых людей, получающих образование в организациях среднего профессионального образования (СПО), трудовая деятельность начинается еще в процессе обучения, так как знания, умения и навыки, необходимые в конкретной специальности, формируются на теоретических и практических занятиях, во время прохождения производственной практики.

    Для подготовки специалистов, востребованных работодателями и способных быстро адаптироваться, образовательному учреждению нужно знать, какие требования предъявляются современным рынком труда в той или иной отрасли.

Важное условие повышения профессиональной адаптации – это организация учебно-воспитательного процесса на каждой ступени обучения, в процессе которого должны формироваться конкретные профессиональные знания и умения, обеспечиваться определенный личностный рост студентов за счет вариативности образовательных программ, разноуровневого обучения, наличия специальных курсов (психология общения, маркетинг, организация малого бизнеса и т.д.) и тренинговых занятий по развитию коммуникативных навыков.

Главная задача социального партнерства состоит в эффективном взаимодействии колледжа и социальных партнеров.  Согласно сложившемуся опыту, взаимодействие колледжа с социальными партнерами осуществляется в различных формах по следующим направлениям: совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса: разработка совместных учебно-методических материалов по специальным дисциплинам; организация практического обучения студентов с привлечением специалистов-практиков; учебно-методическое и организационное обеспечение баз профессиональной практики; привлечение ведущих работодателей, являющихся потребителями кадров колледжа, к участию в работе государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой государственной аттестации выпускников и др.

Основными социальными партнерами Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сосновоборский политехнический колледж» являются:

1. Филиал концерна «РОСЭНЕРГОАТОМ» «Ленинградская атомная станция».

2. Холдинг «КОНЦЕРН ТИТАН - 2».

3. Федеральное   государственное унитарное   предприятие   «Научно
исследовательский технологический институт им. А. П. Александрова».

С 2010 являясь куратором группы студентов (32 человека) обучающихся по специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» воспитательный процесс планировался с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. С этой целью был составлен социально – психологический паспорт группы. На основе тестирования были выявлены наклонности и предпочтения, учёт которых в дальнейшем обеспечил личностный рост каждого студента.

Проведение мониторинга на 1 и 2 курсах выявило следующее приоритеты в шкале ценностей: свобода и самостоятельность; друзья и общение; физическое и психическое здоровье. Очевидна возрастная ориентированность на свободу и самореализацию ребят через общение, а так же знания, как признание ценности образования.

На вопрос «Можете ли Вы сказать, что ваша жизнь носит целенаправленный характер?». 62% ответили, что они частично знают, как реализовать свою цель, 35.7% знают точно, как достичь своих целей, доля тех, кто не определился – 3.3%. Тестирование студентов на начальных этапах обучения показало некоторую неопределённость будущих перспектив применения профессиональных навыков, 60% из них сказали, что выбор нашего учебного заведения и будущей специальности был определён их родителями. Учитывая тот факт, что социализация, протекающая на этом жизненном этапе имеет ярко выраженный воспитательный характер, при работе с группой были поставлены следующие задачи:

  • формировать у студентов сознательного отношения к своему здоровью, как естественной основе интеллектуального, нравственного, физического, трудового воспитания;
  • создать условия для развития личности, как субъекта культуры и собственного жизнетворчества – самоопределения, самореализации;
  • оказывать помощь подросткам в развитии их склонностей и способностей;
  • формировать трудовую мотивацию, обучать основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

Выполнение данных задач осуществляется на следующих принципах:

  • принцип гуманизма: признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого студента.
  • принцип демократизации отношений: сохранение права студента на свободный выбор, собственную точку зрения.
  • принцип деятельности: создание условий для выбора студентом видов деятельности, отвечающих его способностям и потребностям.

Студенты группы в течение 3-х лет активно участвовали в мероприятиях колледжа, в городских и областных соревнованиях, проводили конференции, праздничные концерты, классные часы и т.д. Перечисление всех направлений их деятельности в рамках данной работы представляется невозможным, поэтому мы остановимся на особо значимых мероприятиях 2013-14 учебного года.

В феврале 2013 года студенты нашей группы приняли участие в региональном форуме «Арт-профи» в городе Кингисеппе Ленинградской области. В марте 2013 студент Шевук  С. стал победителем Всероссийского конкурса ОАО «Концерн Росэнергоатом» среди студентов «Знания молодых ядерщиков – атомным станциям», 6 студентов стали призёрами данного конкурса. В этом же году студенты Баженов А. и Болдакаев В. были награждены грамотами Президентской Академии за участие в 11 международной научно-практической конференции «Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра». Студент  Куров Р. в сентябре стал победителем научной межрегиональной с международным участием конференции «Год охраны окружающей среды 2013г.- молодёжные инициативы»

В мае 2013 года студенты группы 303к были приглашены Консульством Польской Республики для участия в круглом столе «Шаг на встречу: Российско-Польское деловое сотрудничество» с целью укрепления связей между молодёжью двух стран. Студент группы Фролов А. в 2013 году стал членом сборной Российской Федерации по дзюдо и т.д.

За 4 года обучения в колледже изменился уровень социального, духовного и профессионального развития студентов, очевидны изменения в системе ценностных ориентаций.

Таблица № 1 показывает, что студенты отдают предпочтение ценностям, касающимся, в первую очередь, их настоящего и перспективного индивидуального бытия.

Таблица № 1Распределение ответов на вопрос

Ценность

Очень важно

Важно

Совсем не важно

Затрудняюсь ответить

I курс

IV курс

I курс

IV курс

I курс

 IV
курс

I курс

IV
курс

1.Физическое и психическое здоровья

40%

55%

30%

40%

15%

5%

15%

0%

2.Работа, профессия

30%

45%

35%

45%

10%

10%

25%

0%

3.Знания

45%

50%

40%

45%

7%

5%

8%

0%

4.Друзья

60%

50%

30%

45%

7%

5%

3%

0%

5.Успех, карьера, статус

20%

40%

35%

50%

20%

5%

15%

5%

6.Свобода и самостоятельность

50%

30%

30%

35%

0%

25%

20%

10%

7.Деньги

75%

25%

35%

35%

0%

20%

0%

20%

8.Творческая самореализация

30%

25%

30%

50%

30%

20%

10%

5%

9.Удовольствие, развлечение

80%

20%

10%

30%

5%

25%

5%

25%

10.Религия вера

10%

15%

15%

35%

50%

25%

25%

25%

Таблица № 2 Отношение студентов к различным негативным факторам в студенческой среде

Негативные явления

Относятся

Затрудняюсь ответить

Положительно

Безразлично

Отрицательно

I курс

IV курс

I курс

IV курс

I курс

IV курс

I курс

IV курс

1.Курение

4%

5%

26%

20%

40%

55%

30%

25%

2.Наркомания

0%

0%

0%

10%

100%

80%

0%

10%

3.Проституция

0%

0%

25%

25%

75%

50%

0%

25%

4.Алкоголизм

0%

0%

40%

30%

60%

55%

0%

25%

5.Свободные сексуальные отношения

0%

0%

50%

40%

50%

35%

0%

25%

6.Жестокое отношение к людям

0%

2%

15%

7%

80%

60%

5%

31%

7.Национализм

10%

7%

30%

15%

25%

45%

35%

23%

8.Преступление

0%

0%

10%

15%

90%

85%

0%

0%

9.Азартные игры

10%

5%

20%

45%

35%

45%

35%

5%

10.Мат

15%

5%

50%

35%

10%

40%

25%

20%

Сравнительный анализ показывает переоценку ценностей в течение периода обучения в колледже. Как видно среди студентов в целом преобладает отрицательное отношение к приведённым в таблице асоциальным явлениям. Наибольшее неприятие у респондентов вызволи преступления, наркомания и жестокое отношение молодёжи к другим людям.

Как видно практика, речь должна идти не о восстановления командной системы воспитания, а о создании новой, в которой должен быть подход к молодёжи не как к объекту, а как к субъекту своего развития. Взаимодействие воспитателя с воспитуемыми может быть только как диалог равных субъектов в совместной культурой деятельности

При выполнении данного исследования мы постарались дать анализ особенностей социализации молодежи в современных рыночных отношениях и определить степень влияния на этот процесс системы профессионального образования, и пришли к следующим выводам:

  1. Социализация является процессом освоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых  в обществе.
  2. При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим периодом является фаза начала трудовой деятельности. Именно здесь формируется самосознание и ценностные установки.
  3. Организация учебно-воспитательного процесса в колледже является важнейшим условием профессиональной адаптации студентов. При этом роль образовательного учреждения заключается в организации всех этапов адаптации: от предоставления полной информации о профессии до моделирования  профессиональной карьеры.
  4. В современных экономических условиях  очень актуальной является проблема социального партнерства. Развитие социального партнерства способствует решению проблемы подготовки конкурентоспособных работников среднего звена.

Полученные в ходе работы результаты и выводы позволяют составить более развернутую панорамную картину успешной социализации личности в условиях рыночной экономики и определить степень влияния на процесс социализации личности системы профессионального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

     Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковым...

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования".

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования&quo...

ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социальная реальность такова, что в процессе жизнедеятельности приходится постоянно стал­киваться со средствами массовой информации. Поиск учебной и профессиональной информации, проведение досуга ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01.Монтаж приборов и электрических схем систем автоматики для профессии среднего профессионального образования «профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы СПО подготовки кв

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) - является частью основной образовательной программы (далее - ПООП) в соответствии с федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) ...

Доклад Формирование конкурентно-способной личности в системе среднего профессионального образования

Доклад Формирование конкурентно-способной личности в системе среднего профессионального образования...