Доклад Формирование конкурентно-способной личности в системе среднего профессионального образования
статья

Маргарита Анатольевна Андреевская

Доклад Формирование конкурентно-способной личности в системе среднего профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование конкурентно-способной личности в системе среднего профессионального образования»

Андреевская М.А.

В современных условиях подготовка конкурентно-способного специалиста отвечающего потребностям практического здравоохранения - одна из важнейших задач системы среднего профессионального образования. Конкурентоспособность – социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности),  определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

Конкурентоспособные личности значительно легче адаптируются к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня профессионального и личностного развития. Профессиональное и личностное развитие – это два взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга процесс. Профессиональное образование должно сформировать у молодого человека готовность к конкурентной борьбе, позволяющую относительно легко войти в профессию и освоить её, найти свое место не только в сфере деятельности, но и жизни.

Первостепенное значение в обеспечении конкурентоспособности работников приобретают   личностно-профессиональные качества, при развитии которых у студентов повышается мотивация к процессу обучения, возрастают требования к качеству получаемого образования и совершенствуются профессиональные компетенции. Среди таких качества  личности,  можно выделить:

- деловые  качества  (профессиональная  сфера):  дисциплинированность,  трудолюбие,  прагматичность, предприимчивость;

- качества, характеризующие отношение к другим людям (сфера взаимодействия между людьми, сфера общения): доброжелательность, сострадание, милосердие общительность, откровенность, коллективизм;

-  качества,  характеризующие  отношение  к  жизни  (эмоциональная  сфера):  жизнерадостность, разносторонность, оптимизм, увлеченность, активность, стрессоустойчивость;

 - индивидуальные  качества,  повышающие  самооценку  (сфера  собственного  «я»): аккуратность,  самостоятельность,  принципиальность,  оригинальность,  организованность,  рискованность.

Таким образом, в процессе профессионального обучения, освоение учебных программ и профессиональных компетенций основным фактором выступает развитие личности, а основополагающим становится личностно-ориентированный подход.

Для достижения поставленных целей моя воспитательная и учебная деятельность направлена на:

- формирования у студентов устойчивой ориентации на исключительную значимость духовно-нравственной культуры;

- формирование  отношения к  будущей  профессиональной  деятельности  как  личностной и социальной ценности,  осознание  значимости  формирования  личностных  качеств,  формирование  потребности  в профессиональном  и  личностном росте;

- создание ситуации  доверия и сотрудничества и партнерства в группах, что реализуют равенство, демократизм, взаимопомощь, умение работать в команде;

- использование на занятиях активных методов обучения, что способствует овладению  студентом  соответствующим  объемом знаний,  умений  и  навыков, профессиональными функциями  менеджера, развитие  способностей решать  профессиональные  задачи  на  уровне инноваций и творчества;

- создание проблемных ситуации,  дискуссионные группы, деловые игры, обогащение  содержания образования  учебным  материалом.

- решение ситуационных задач, что способствует развитие организаторских  способностей, способность решать профессиональные задачи  на  уровне  инноваций  и  творчества;

- создание ситуации  «рефлексии,  самостоятельности и гибкости действий»,  деловые  игры креативного характера;

- использование неимитационных методов обучения, включающих групповые   консультации, конференции, олимпиады. Представление результатов анкетирования, самостоятельной внеаудиторной работы, докладов, рефератов, способствует формированию не только профессиональных компетенций, но и развитию общих.

- практические занятия также предусматривают различные формы организации, при которых могут быть использованы как интерактивные, так и имитационные методы обучения. Групповое обсуждение и решение профессиональных проблем помогает всем обучающимся не только определить свою позицию, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением окружающих, но и развивать навыки командной работы, совместного принятия решения, умения анализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне;

- развитие способности проектировать  свое  профессиональное  развитие   саморегуляции  поведения  и  деятельности, что позволяет формировать у них такие личностные качества, как умение работать в команде, ответственность за принятое решение, умение  анализировать результаты  деятельности,  аргументировать  и  отстаивать  свою  точку  зрения,  способность  идти  на риск, способность к достижению успеха, самостоятельность и др.

В заключение можно сказать, что для формирования конкурентоспособности образовательный и воспитательный процесс в колледже должен быть направлен на: самоактуализацию, саморазвитие и самореализацию студентов в различных видах деятельности; установление субъект–субъектных отношений между педагогом и студентом, активизацию роли студентов в учебной и профессиональной деятельности.
Только помогая обучающимся раскрыть свой потенциал, свои личностные качества, креативность мы можем вырастить конкурентоспособного специалиста.

Литература: 1. Абрагимович М. М. Развитие конкурентно способности выпускников учреждения среднего профессионального образования средствами дополнительного профессионального образования / Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2013.- №2 (10).

2. Габитова Э.М Основные качества конкурентно способного специалиста/ Подготовка конкурентно способного как цель современного образования.- Материалы международной научно-практической конференции 20-21 ноября 2011 года. С. 59-60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...

Основные аспекты развития личности в условиях среднего профессионального образования

Проблема социализации молодёжи в условиях непрерывного профессионального образования является одной из самых актуальных в условиях современной рыночной экономики России....

ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Современная действительность требует от человека как можно более полного понимания и адекватной оценки собственных способностей, умений, навыков и возможностей. Формирование компетенций и саморазвитие...

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ...

Щукина Л.М. Доклад Цифровые образовательные платформы и сервисы для организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования

Щукина Л.М. Доклад Цифровые образовательные платформы и сервисы для организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования...