Задания к игре по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии "Философия - мать всех наук"
методическая разработка

 Шулепова Людмила Владимировна

 Игра между командами учебных групп по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии "Философия мать всех наук" позволяет подвести итог изучению дисциплины. Предложенные задания не только помогут проверить качество усвоения знаний студентами, но и способствуют росту интереса у студентов к философии, сплачивают студенческую группу, развивают дух соревновательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

1. Отличительной чертой философии является:

1) Поиск всеобщих оснований бытия.

2) Истолкование священных текстов.

3) Построение систематизированного образа реальности.

2. Началом всего признавал воду:

1) Фалес                 2) Анаксимен                    3) Анаксагор                        4) Гераклит

3. Соотнесите понятия и их определения:

1 Гуманизм  

1 Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания

2 Антропоцентризм  

2 Воззрение, признающее ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие

3 Реформация  

3 Эпоха возрождения идеалов античности

4 Ренессанс  

4 Идеологическое движение 16 в., направленное против средневековой католической церкви

4. По мнению Ф. Энгельса «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или  иначе  признавали сотворение мира», принадлежали к лагерю:

1) Идеализма

2) Материализма

5. Психика человека состоит из трех пластов. «Оно» «Я» «Сверх-Я»,

обосновывает:

1) Фрейд

2) Фромм

3) Хайдеггер

4) Юнг

5) Ясперс

6. Исходными категориями нравственности являются:

1) добро

2) долг

3) зло

4) ответственность

5) совесть

7. Исторически  сложившаяся  форма  человеческой  деятельности,направленная  на познание и преобразование объективной действительности:

1) искусство            2) наука              3) религия                          4) философия

8. Познание бывает:

1) чувственное

2) рациональное

3) эмоциональное

9. Атрибутами материи являются:

1) пространство

2) время

3) движение

4) хрупкость

5) твердость

10. Проблемы бытия изучает философская дисциплина:

1) Онтология                

2) Гносеология

3) Аксиология

Вариант 2

1. Мировоззрение — это:

1) Система взглядов на объективный мир и место человека в нём.

2) Воля, убеждения, идеалы людей.

3) Высшая цель, определяющая стремления и поведение отдельного человека, группы людей.

2. «Невозможно дважды войти в ту же самую реку», говорил:

1) Гераклит           2) Фалес              3) Парменид             4) Зенон               5) Эпикур

3. Абсолютная идея Гегеля — раскрывает общую схему творческой деятельности Мирового духа, как объективного, безличного, идеального начала, выступающего основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Исходя из этого, Гегеля можно отнести к представителям:

1) Объективного идеализма.

2) Субъективного идеализма.

4. Термин ОТЧУЖДЕНИЕ, введенный в марксистской философии отражает процесс:

1) В ходе которого результаты активности или сама активность некоторого

субъекта становятся самостоятельными и чуждыми по отношению к этому

субъекту.

2) Человеческой деятельности, порабощающей субъекта деятельности.

5.Мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из основополагающего тезиса: «Мыслю, следовательно, существую» :

1) Вала

2) Гоббс

3) Декарт

4) Паскаль

5) Пико делла Мирандола

6. Науки, изучающие различные общественные явления и законы их

развития, а также самого человека как существа социального есть:

1) естественно-технические

2) общественные

3) социально-гуманитарные

7. Глобальные проблемы современности:

1) демографические                                  3) строительство тоннеля под Ла-Маншем.

2) проблемы войны и мира             4) улучшение политических отношений стран мира

5) экологические

8. Метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта – это:

1) моделирование

2) наблюдение

3) эксперимент

  1. По З.Фрейду в структуре личности соотносятся:

1  Я  

1  страсти

2  Оно  

2  Внутриличностная совесть

3  Сверх-Я  

3  рассудок и осмотрительность

  1. Бытие – это:

1) Философская категория, утверждающая наличие явлений и предметов - самих по себе или как данное в сознании, а не содержательный их аспект.

2) Мысленный конструкт

Вариант 3

1. Идеализм — это:

1) Философское учение, которое всё выводит из одного духа.

2) Философское учение, которое объясняет возникновение духа из материи. 

2. Один из родоначальников философской диалектики, в смысле нахождения истины при помощи бесед

1)Сократ

 2)Платон

3) Демокрит

4) Аристотель

3. «Вещь в себе» — важнейшее понятие в философии И. Канта:

1) Означает вещь со стороны тех её свойств, которые зависят от человече-

ского восприятия и его специфических условий.

2) Она противоположна явлению как тому, что с формальной стороны все-

цело определяется субъективными условиями чувственности.

4. Согласно Марксу, определяющим типом отношений между людьми являются отношения …

1) Бытовые

2) Идеологические

3) Политические

4) Правовые

5) Производственные

5. «Человек человеку – волк», а «война всех против всех» является

естественным состоянием общества. Глубинной же основой такого

состояния является всеобщая конкуренция между людьми в условиях новых экономических  отношений, утверждал:

1) Вала

2) Гоббс

3) Декарт

4) Паскаль

5) Пико делла Мирандола

6. Профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель, есть:

1) искусство                2) наука                  3) религия                    4) философия

7. Прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования  деятельности социальных институтов есть «социальная эволюция», утверждает:

1) Дюркгейм                            2) Конт                             3) Маркс                    4) Спенсер

  1. Способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок:

1) Дедуктивный метод

2) Индуктивный метод

3) Метод по аналогии

  1. Атрибут материи, выражающий длительность и последовательность изменений – это:

1) время                                           2) пространство                             3) движение

10. Представители экзистенциализма:

1) Ж.-П. Сартр

2) А. Камю

3) М. Хайдеггер

4) К. Ясперс

5) С. Кьеркегор

6) Н.А. Бердяев

7) О. Шпенглер

Вариант 4

1. Объективный идеализм:

1) Философское учение, которое провозглашает независимость идеи, бога, духа не только от материи, но и от сознания человека.

2) Философское учение, которое утверждает зависимость внешнего мира, его

свойств и отношений от сознания человека.

2. Выдающимся представителем зрелой схоластики, основателем томизма был:

1) Ансельм        2) Платон       3) Плотин       4) Росцелин    5) Аквинский    6) Августин

3. Соотнесите имена философов и их понятия:

1  Кант И.  

1  Я и Ты

2  ГегельГ. .В.Ф.  

2  Абсолютная идея

3  Фейербах

3  Вещь-в-себе

4. Основной труд Маркса - …

1) Диалектика природы

2) Капитал

3) Монадология

4) Наука логики

5) Сущность христианства

5. Наделенный небом определенными этическими качествами человек обязан поступать в согласии с моральным законом – дао и совершенствовать эти качества в процессе обучения в философии

1) Античности

2) Древней Индии

3) конфуцианства

6. Мировые религии:

1) буддизм         2) индуизм             3) ислам              4) синтоизм            5) христианство

7. Вырабатываемые коллективным сознанием людей моральные, политические, правовые, религиозные и другие идеи, нормы и ценности заставляют отдельных индивидов действовать в определенном направлении  и тем самым выступают как «источник всякой социальной эволюции» считал:

1) Дюркгейм                            2) Конт                                3) Маркс                    4) Спенсер

8. Способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному – это:

1) Дедуктивный метод

2) Индуктивный метод

3) Метод по аналогии

  1. Категория философии для обозначения протяженности и структурности  всех материальных объектов:

1) пространство              2) время                3) движение                       4) материя

10. Учение о сверхчеловеке разрабатывал …

1) Гегель

2) Ницше

3) Фихте

4) Шеллинг

5) Шопенгауэр

Вариант 5

1. Материализм – это:

1) Философское учение, в соответствии с которым материя является единственным основанием всего существующего, также и явлений духовного порядка.

2) Философское учение, которое объясняет возникновение материи из духа.

2. Теология Ф. Аквинского была целиком подчинена философии такого выдающегося мыслителя античности, как:

1) Платон                      2) Аристотель                    3) Сократ                         4) Эпикур

3. Согласно Лейбницу, субстанция как духовная единица бытия есть ....

1) Бог              2) Идея                3) Монада              4) Триада                  5) Форма

4. Одно из основных достижений марксистской философии - ...

1) Идеалистической диалектики.             5) Формулировка категорического императива

2) Идея активности субъекта в познании.

3) Открытие материалистического понимания истории.

4) Создание антропологической формы материализма.

5. Человек мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной в философии

1) Античности

2) Древней Индии

3) конфуцианства

6. Соотнесите понятия и их определениями:

1. Религия  

1. Исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности

2. Право  

2. Признание существования высшего начала и связи его с миром конечных вещей

3.Нравствен-

ность

3. Профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

4. Наука  

4. Исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.

5. Искусство  

5. Совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

7.Общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т. е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества является предметом:

1) аксиологии           2) онтологии           3) социальной философии            4) социологии

8. Выделяется внутри собственно научного знания, является отражением предметов в процессе непосредственного (или с помощью приборов) взаимодействия с ними человека:

1) обыденное познание                    3) эмпирическое познание

2) научное познание                         4) теоретическое познание

9.Изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний – это:

1) Движение           2) Развитие          3) Прогресс              4) Регресс

10.Согласно Фрейду, структура человеческой личности включает в себя:

1) «Он», «Она», «Я»           3) «Оно», «Я», «Сверх—Я»           5) «Ты», «Я», «Сверх—Я»

2) «Он», «Она», «Они»       4) «Оно», «Ты», «Я».                

Ответы на вопросы теста

Вариант 1

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

1

*

2

*

3

2

1

4

3

4

*

5

*

6

*

*

7

*

8

*

*

9

*

*

*

10

*

Вариант 2

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

1

*

2

*

3

*

4

*

5

*

6

*

7

*

*

*

8

*

9

3

1

2

10

*

Вариант 3

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

1

*

2

*

3

*

4

*

5

*

6

*

7

*

8

*

9

*

10

*

*

*

*

*

Вариант 4

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

1

*

2

*

3

3

2

1

4

*

5

*

6

*

*

*

7

*

8

*

9

*

10

*

Вариант 5

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

1

*

2

*

3

*

4

*

5

*

6

2

5

4

1

3

7

*

8

*

9

*

10

*

II. «Портрет философа»

Командам предлагается просмотреть 10 портретов (фотографий) философов-мыслителей, сопровождаемых кратким описанием,  и вписать варианты ответов в бланк ответов

Ответы конкурса «Портрет философа»

  1. Сократ
  2. Платон
  3. Фома Аквинский
  4. Конфуций
  5. Р.Декарт
  6. Г.Гегель
  7. К.Маркс
  8. Ж.-П.Сартр
  9. Н.А.Бердяев
  10. В.С.Соловьев

Вариант 1

 группа _____ фамилия______________________________

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 2

группа _____ фамилия______________________________

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 3

группа _____ фамилия______________________________

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 4

группа _____ фамилия______________________________

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 5

группа _____ фамилия______________________________

Ответ

Вопрос

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

III.  «Кроссворд» ответы

1.

д

2. р

а

ц

и

о

н

3. А

л

и

з

4. м

5.  м

а

т

е

р

и

я

е

6. Д

и

д

р

7. о

л

и

т

н

е

с

а

т

8. С

о

к

р

а

т

ф

о

т

о

и

9. ф

и

л

о

с

о

ф

и

я

т

з

о

к

е

и

г

а

л

к

10.

б

ы

т

и

е

ь

а

я

  1. Учение  о движении и развитии
  2. Философское направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разум
  3. Древнегреческий философ-материалист
  4. Философское учение о неизменных, раз навсегда данных и недоступных опыту началах мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития.
  5. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.
  6. Французский философ-просветитель
  7. Учение о бытии
  8. Античный философ
  9. Одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
  10. Философская  категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

III.  «Кроссворд»    группа ____________

1.

2.

3. 

4. 

5.  

6. 

7. 

8. 

9. 

10.

  1. Учение  о движении и развитии
  2. Философское направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разум
  3. Древнегреческий философ-материалист
  4. Философское учение о неизменных, раз навсегда данных и недоступных опыту началах мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития.
  5. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.
  6. Французский философ-просветитель
  7. Учение о бытии
  8. Античный философ
  9. Одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
  10. Философская  категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

IV. Конкурс презентаций 

Команда каждой группы должна выступить с заранее  подготовленной  электронной презентацией на одну из предложенных тем:

  • «Философия есть у каждого, даже у того, кто не знает этого слова»  (Ю. Мороз)  
  • Философия есть нечто не побочное, а основное (Сенека)
  • О,  философия, вождь жизни!.. (Цицерон)
  • Философия — мать всех наук. (Цицерон)
  • Философия не дает бесценных результатов, но изучение философии дает бесценные результаты (Тадеуш Котарбиньский)
  • Философия является медициной души (Цицерон)

Требования к презентации:

  1. Структура:

- количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов)

- наличие титульного слайда

2.     Оформление  текста на слайдах: 

наиболее важная информация выделяется с помощью цвета, размера, эффектов анимации и т.д.

3. Наглядность:

- иллюстрации помогают наиболее полно раскрыть тему, не отвлекают от содержания

-иллюстрации хорошего качества, с четким изображением

4. Дизайн и настройка:

- оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания

- для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления

 - текст легко читается

- презентация не перегружена эффектами

5. Содержание

- содержит ценную, полную, понятную информацию по теме проекта

- ошибки и опечатки отсутствуют

6. Требования к выступлению:

выступающий свободно владеет содержанием, ясно излагает идеи

Система оценивания второго тура Олимпиады

по дисциплине «Основы философии»

  1. Места в олимпиаде распределяются с учетом суммы баллов, полученных во всех конкурсах. Первое место получает команда, набравшая самую большую сумму баллов, последнее – наименьшую.
  2. Первый  конкурс «Тестирование» оценивается сложением баллов всех участников команды. За каждый правильный ответ в тестах каждого участника команда получает 1 балл.
  3. Второй конкурс «Портрет философа»: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
  4. Третий конкурс «Кроссворд»: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
  5. Выступление с электронной презентацией оценивается по критериям, предложенным в Приложении 3. Выполнение каждого критерия оценивается 1 баллом
  6. Оргкомитет в пятибалльной системе оценивает внешний вид и поведение команды: наличие эмблемы, девиза,  названия, единообразия в одежде, замечаний.

ПРОТОКОЛ

олимпиады по дисциплине «Основы философии» среди студентов ГБПОУ ДТК

от “_09____” ___12_____   2015г.

Состав комиссии

Председатель:

Члены комиссии:

Группа

Фамилия имя студентов

Командное место

20

21

22

23

24

Председатель комиссии: (Роспись)

Члены комиссии: (Роспись)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олимпиада по дисциплине «Основы философии» Конкурс «Портрет философа»

Слайд 2

Портрет № 1 Древнегреческий философ, с именем которого связан переход от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. За свои философские взгляды поплатился жизнью

Слайд 3

Портрет № 2 Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Основатель Академии, «учитель» современных европейских объективных идеалистов

Слайд 4

Портрет № 3 Философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. Признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля

Слайд 5

Портрет № 4 Древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы и религии, господствовавшей до начала ХХ в.

Слайд 6

Портрет № 5 Французский философ, математик, физик и физиолог. Основатель дуализма. Его главным вкладом в философию стал рационализм как универсальный метод познания

Слайд 7

Портрет № 6 Немецкий философ XIX в., объективный идеалист, сформулировавший законы диалектики

Слайд 8

Портрет № 7 Немецкий философ XIX в., Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм

Слайд 9

Портрет № 8 Французский философ ХХ в., наиболее яркий представитель экзистенциализма. Считал, что «человек осужден быть свободным»

Слайд 10

Портрет № 9 Наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в. Определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”

Слайд 11

Портрет № 10 Российский религиозный философ, поэт, публицист, переводчик и литературный критик. Он основал направление, известное как христианская философия. Разработал новый подход к исследованию человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов для всех специальностей по дисциплине ОГСЭ. 03 Иностранный язык (английский)

Самостоятельная работа студентов по иностранному языку является неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении на очном отдел...

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» Тема: «Наука и техника. Великие учёные России и Великобритании. Пассивный залог (грамматические времена)»

Методическую разработку данного открытого урока можно использовать на занятиях по английскому языку как для 2 - го, так и для 3- го курсов....

Тестовые задания для проведения рубежной аттестации студентов вторых и третьих курсов всех специальностей, изучающих дисциплину «Экологические основы природопользования».

Вашему вниманию предлагаются примеры тестовых заданий для проведения рубежной аттестации студентов вторых и третьих курсов всех специальностей, изучающих дисциплину «Экологические основы природо...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Основы права специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (для всех форм обучения), 2021 год

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и со...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (для всех форм обучения), 2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов 08....