План-конспект учебного занятия «Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдение»
план-конспект урока

Древаль Юлия Викторовна

 

Раздел 3. Аналитическая статистика

Тема 3.1. Выборочное наблюдение

Занятие 14. Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдение

Цель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статистическому анализу данных

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися материала о понятиях:  понятие «выборочное наблюдение», углубить и закрепить теоретические знания, методы, виды и способы отбора единиц в выборочную совокупность;

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата;

Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  поставленных задач, профессионального и личностного развития.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_i_vidy_vyborki._vyborochnoe_nablyudenie.docx137.97 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по ОП.11 Статистика

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся 2 курса

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

(набор 2016 г.)

(углубленная подготовка)

Раздел 3. Аналитическая статистика

Тема 3.1. Выборочное наблюдение

Занятие 14. Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдение

Цель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статистическому анализу данных

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися материала о понятиях:  понятие «выборочное наблюдение», углубить и закрепить теоретические знания, методы, виды и способы отбора единиц в выборочную совокупность;

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата;

Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  поставленных задач, профессионального и личностного развития.

Основная литература:

Глава 11. Выборочное наблюдение. (211-223) Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО 

Дополнительная литература:

 Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. - М.: Юрист, 2016

Интернет-ресурсы:

  1. Информационно-издательский центр «Статистика России» http://www.statbook.ru 
  2. Электронный фонд правовой и технической документации http://docs.cntd.ru 
  3. Информационно правовой портал http://www.garant.ru/

Междисциплинарные связи: Право социальное обеспечение, математика

Внутридисциплинарные связи: Тема 2.1. Основные формы статистической отчетности

1. Актуализация знаний по ранее пройденному материалу учебного курса

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Таблица 1.

Вопрос

(тестовое задание)

Ответ

  1. Первичный статистический материал, формирующийся в процессе статистического наблюдения, который затем подвергается систематизации, сводке, обработке, анализу и обобщению называет:
  1. статистические данные;
  2. статистический материал;
  3. первичный статистический материал;
  4. статистический анализ.

  1. Наблюдение, которое проводится через сравнительно равные интервалы времени называется:
  1. текущее;
  2. прерывное;
  3. периодическое;
  4. единовременное.

  1. Наблюдение, которое заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени называют:
  1. выборочное наблюдение;
  2. монографическое наблюдение;
  3. метод основного массива;
  4. метод моментных наблюдений.

  1. Вид опроса, где регистраторы получают необходимую информацию от опрашиваемых лиц и сами фиксируют ее в формулярах называют:
  1. экспедиционный;
  2. саморегистрации;
  3. корреспондентский;
  4. анкетный.

  1. Объект статистического наблюдения – это
  1. единица наблюдения;
  2. статистическая совокупность;
  3. единица статистической совокупности;
  4. отчетная единица.

2. Изучаемые вопросы занятия

1. Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдение

Вопрос 1.        Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдение

Статистическое наблюдение можно организовать сплошное и несплошное. Сплошное наблюдение предусматривает обследование всех единиц изучаемой совокупности и связано с большими трудовыми и материальными затратами. Изучение не всех единиц совокупности, а лишь некоторой части, по которой следует судить о свойствах всей совокупности в целом, можно осуществить несплошным наблюдением. В статистической практике самым распространенным является выборочное наблюдение.

Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение, при котором отбор подлежащих обследованию единиц осуществляется в случайном порядке, отобранная часть изучается, а результаты распространяются на всю исходную совокупность. Наблюдение организуется таким образом, что эта часть отобранных единиц в уменьшенном масштабе репрезентирует (представляет) всю совокупность.

Совокупность, из которой производится отбор, называется генеральной, и все ее обобщающие показатели – генеральными.

Совокупность отобранных единиц именуют выборочной совокупностью, а все ее обобщающие показатели – выборочными.

Имеется ряд причин, в силу которых во многих случаях выборочному наблюдению отдается предпочтение перед сплошным. Наиболее существенны из них следующие:

• экономия времени и средств в результате сокращения объема работы;

• сведение к минимуму порчи или уничтожения исследуемых объектов (определение прочности пряжи при разрыве, испытание электрических лампочек на продолжительность горения, проверка консервов на доброкачественность);

• необходимость детального исследования каждой единицы наблюдения при невозможности охвата всех единиц (при изучении бюджета семей);

• достижение большой точности результатов обследования благодаря сокращению ошибок, происходящих при регистрации.

Преимущество выборочного наблюдения по сравнению со сплошным можно реализовать, если оно организовано и проведено в строгом соответствии с научными принципами теории выборочного метода. Такими принципами являются: обеспечение случайности (равной возможности попадания в выборку) отбора единиц и достаточного их числа. Соблюдение этих принципов позволяет получить объективную гарантию репрезентативности полученной выборочной совокупности. Понятие репрезентативности отобранной совокупности не следует понимать как ее представительство по всем признакам изучаемой совокупности, а только в отношении тех признаков, которые изучаются или оказывают существенное влияние на формирование сводных обобщающих характеристик.

Основная задача выборочного наблюдения в экономике состоит в том, чтобы на основе характеристик выборочной совокупности (средней и доли) получить достоверные суждения о показателях средней и доли в генеральной совокупности. При этом следует иметь в виду, что при любых статистических исследованиях (сплошных и выборочных) возникают ошибки двух видов: регистрации и репрезентативности.

– Ошибки регистрации могут иметь случайный (непреднамеренный) и систематический (тенденциозный) характер. Случайные ошибки обычно уравновешивают друг друга, поскольку не имеют преимущественного направления в сторону преувеличения или преуменьшения значения изучаемого показателя. Систематические ошибки направлены в одну сторону вследствие преднамеренного нарушения правил отбора (предвзятые цели). Их можно избежать при правильной организации и проведении наблюдения.

– Ошибки репрезентативности присущи только выборочному наблюдению и возникают в силу того, что выборочная совокупность не полностью воспроизводит генеральную. Они представляют собой расхождение между значениями показателей, полученных по выборке, и значениями показателей этих же величин, которые были бы получены при проведенном с одинаковой степенью точности сплошном наблюдении, т.е. между величинами выборных и соответствующих генеральных показателей.

Для каждого конкретного выборочного наблюдения значение ошибки репрезентативности может быть определено по соответствующим формулам, которые зависят от вида, метода и способа формирования выборочной совокупности.

– По виду различают индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. При индивидуальном отборе в выборочную совокупность отбираются отдельные единицы генеральной совокупности; при групповом отборе – качественно однородные группы или серии изучаемых единиц; комбинированный отбор предполагает сочетание первого и второго видов.

 По методу отбораразличают повторную и бесповторную выборки.

При повторной выборке общая численность единиц генеральной совокупности в процессе выборки остается неизменной. Ту или иную единицу, попавшую в выборку, после регистрации снова возвращают в генеральную совокупность, и она сохраняет равную возможность со всеми прочими единицами при повторном отборе единиц вновь попасть в выборку («отбор по схеме возвращенного шара»). Повторная выборка в социально-экономической жизни встречается редко. Обычно выборку организуют по схеме бесповторной выборки.

При бесповторной выборке единица совокупности, попавшая в выборку, в генеральную совокупность не возвращается и в дальнейшем в выборке не участвует; т.е. последующую выборку делают из генеральной совокупности уже без отобранных ранее единиц («отбор по схеме невозвращенного шара»). Таким образом, при бесповторной выборке численность единиц генеральной совокупности сокращается в процессе исследования.

– Способ отбораопределяет конкретный механизм или процедуру выборки единиц из генеральной совокупности.

По степени охвата единиц совокупности различают большие и малые (n < 30) выборки.

В практике выборочных исследований наибольшее распространение получили следующие виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная.

Основные характеристики параметров генеральной и выборочной совокупностей обозначаются символами:

N – объем генеральной совокупности (число входящих в нее единиц);

– объем выборки (число обследованных единиц);

https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image106.jpg – генеральная средняя (среднее значение признака в генеральной совокупности);

https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image108.jpg – выборочная средняя;

р – генеральная доля (доля единиц, обладающих данным значением признака в общем числе единиц генеральной совокупности);

w – выборочная доля;

σ2 – генеральная дисперсия (дисперсия признака в генеральной совокупности);

S2 – выборочная дисперсия того же признака;

σ – среднее квадратическое отклонение в генеральной совокупности;

– среднее квадратическое отклонение в выборке.

Ошибки выборки

 

При выборочном наблюдении должна быть обеспечена случайность отбора единиц. Каждая единица должна иметь равную с другими возможность быть отобранной. Именно на этом основывается собственно-случайная выборка.

К собственно-случайной выборке относится отбор единиц из всей генеральной совокупности (без предварительного расчленения ее на какие-либо группы) посредством жеребьевки (преимущественно) или какого-либо иного подобного способа, например с помощью таблицы случайных чисел. Случайный отбор – это отбор не беспорядочный. Принцип случайности предполагает, что на включение или исключение объекта из выборки не может повлиять какой-либо фактор, кроме случая. Примером собственно-случайного отбора могут служить тиражи выигрышей: из общего количества выпущенных билетов наугад отбирается определенная часть номеров, на которые приходятся выигрыши. Причем всем номерам обеспечивается равная возможность попадания в выборку. При этом количество отобранных в выборочную совокупность единиц обычно определяется исходя из принятой доли выборки.

Доля выборки есть отношение числа единиц выборочной совокупности к числу единиц генеральной совокупности:

https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image110.jpg

 Так, при 5%-ной выборке из партии деталей в 1000 ед. объем выборки составляет 50 ед., а при 10%-ной выборке – 100 ед. и т.д. При правильной научной организации выборки ошибки репрезентативности можно свести к минимальным значениям, в результате – выборочное наблюдение становится достаточно точным.

Собственно-случайный отбор «в чистом виде» применяется в практике выборочного наблюдения редко, но он является исходным среди всех других видов отбора, в нем заключаются и реализуются основные принципы выборочного наблюдения.

Рассмотрим некоторые вопросы теории выборочного метода и формулы ошибок для простой случайной выборки.

Применяя выборочный метод в статистике, обычно используют два основных вида обобщающих показателей: среднюю величину количественного признака и относительную величину альтернативного признака (долю или удельный вес единиц в статистической совокупности, которые отличаются от всех других единиц этой совокупности только наличием изучаемого признака).

Выборочная доля w, или частость, определяется отношением числа единиц, обладающих изучаемым признаком т, к общему числу единиц выборочной совокупности и:

https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image112.jpg

Например, если из 100 деталей выборки (n = 100) 95 деталей оказались стандартными (т = 95), то выборочная доля

https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image114.jpg

Для характеристики надежности выборочных показателей различают среднюю и предельную ошибки выборки.

Ошибка выборкиε или, иначе говоря, ошибка репрезентативности, представляет собой разность соответствующих выборочных и генеральных характеристик:

• для средней количественного признака 

https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image116.jpg

• для доли (альтернативного признака)

https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image118.jpg

Ошибка выборки свойственна только выборочным наблюдениям. Чем больше значение этой ошибки, тем в большей степени выборочные показатели отличаются от соответствующих генеральных показателей.

Выборочная средняя и выборочная доля по своей сути являются случайными величинами, которые могут принимать различные значения в зависимости от того, какие единицы совокупности попали в выборку. Следовательно, ошибки выборки также являются случайными величинами и могут принимать различные значения. Поэтому определяют среднюю из возможных ошибок – среднюю ошибку выборки.

От чего зависит средняя ошибка выборки? При соблюдении принципа случайного отбора средняя ошибка выборки определяется прежде всего объемом выборки: чем больше численность при прочих равных условиях, тем меньше величина средней ошибки выборки. Охватывая выборочным обследованием все большее количество единиц генеральной совокупности, все более точно характеризуем всю генеральную совокупность.

Средняя ошибка выборки также зависит от степени варьирования изучаемого признака. Степень варьирования, как известно, характеризуется дисперсией σ2 или w(1 – w) – для альтернативного признака. Чем меньше вариация признака, а следовательно, и дисперсия, тем меньше средняя ошибка выборки, и наоборот. При нулевой дисперсии (признак не варьирует) средняя ошибка выборки равна нулю, т.е. любая единица генеральной совокупности будет совершенно точно характеризовать всю совокупность по этому признаку.

Зависимость средней ошибки выборки от ее объема и степени варьирования признака отражена в формулах, с помощью которых можно рассчитать среднюю ошибку выборки в условиях выборочного наблюдения, когда генеральные характеристики https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image120.jpg неизвестны, и следовательно, не представляется возможным нахождение реальной ошибки выборки непосредственно по формулам (6.1), (6.2).

– При случайном повторном отборе средние ошибки теоретически рассчитывают по следующим формулам:

• для средней количественного признака

 https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image122.jpg

для доли (альтернативного признака)

https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image124.jpg

Поскольку практически дисперсия признака в генеральной совокупности σ2 точно неизвестна, на практике пользуются значением дисперсии S2, рассчитанным для выборочной совокупности на основании закона больших чисел, согласно которому выборочная совокупность при достаточно большом объеме выборки достаточно точно воспроизводит характеристики генеральной совокупности.

Таким образом, расчетные формулы средней ошибки выборки при случайном повторном отборе будут следующие:

 для средней количественного признака

https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image126.jpg

https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image128.jpg

Так как всегда меньше N. то дополнительный множитель https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image130.jpg всегда будет меньше единицы. Отсюда следует, что средняя ошибка при бесповторном отборе всегда будет меньше, чем при повторном. В то же время при сравнительно небольшом проценте выборки этот множитель близок к единице (например, при 5%-ной выборке он равен 0,95; при 2%-ной – 0,98 и т.д.). Поэтому иногда на практике пользуются для определения средней ошибки выборки формулами (6.5) и (6.6) без указанного множителя, хотя выборку и организуют как бесповторную. Это имеет место в тех случаях, когда число единиц генеральной совокупности неизвестно или безгранично или когда и очень мало по сравнению с и, по существу, введение дополнительного множителя, близкого по значению к единице, практически не повлияет на значение средней ошибки выборки.

Механическая выборка состоит в том, что отбор единиц в выборочную совокупность из генеральной, разбитой по нейтральному признаку на равные интервалы (группы), производится таким образом, что из каждой такой группы в выборку отбирается лишь одна единица. Чтобы избежать систематической ошибки, отбираться должна единица, которая находится в середине каждой группы.

При организации механического отбора единицы совокупности предварительно располагают (обычно в списке) в определенном порядке (например, по алфавиту, местоположению, в порядке возрастания или убывания значений какого-либо показателя, не связанного с изучаемым свойством, и т.д.), после чего отбирают заданное число единиц механически, через определенный интервал. При этом размер интервала в генеральной совокупности равен обратному значению доли выборки. Так, при 2%-ной выборке отбирается и проверяется каждая 50-я единица (1 : 0,02), при 5%-ной выборке – каждая 20-я единица (1 : 0,05), например сходящая со станка деталь.

При достаточно большой совокупности механический отбор по точности результатов близок к собственно-случайному. Поэтому для определения средней ошибки механической выборки используют формулы собственно-случайной бесповторной выборки (6.9), (6.10).

Для отбора единиц из неоднородной совокупности применяется так называемая типическая выборка, которая используется в тех случаях, когда все единицы генеральной совокупности можно разбить на несколько качественно однородных, однотипных групп по признакам, влияющим на изучаемые показатели.

При обследовании предприятий такими группами могут быть, например, отрасль и подотрасль, формы собственности. Затем из каждой типической группы собственно-случайной или механической выборкой производится индивидуальный отбор единиц в выборочную совокупность.

Типическая выборка обычно применяется при изучении сложных статистических совокупностей (например, при выборочном обследовании семейных бюджетов рабочих и служащих в отдельных отраслях экономики, производительности труда рабочих предприятия, представленных отдельными группами по квалификации).

Типическая выборка дает более точные результаты по сравнению с другими способами отбора единиц в выборочную совокупность. Типизация генеральной совокупности обеспечивает репрезентативность такой выборки, представительство в ней каждой типологической группы, что позволяет исключить влияние межгрупповой дисперсии на среднюю ошибку выборки.

При определении средней ошибки типической выборки в качестве показателя вариации выступает средняя из внутригрупповых дисперсий.

Среднюю ошибку выборки находят по формулам:

https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image132.jpg

Серийная выборка предполагает случайный отбор из генеральной совокупности не отдельных единиц, а их равновеликих групп (гнезд, серий) с тем, чтобы в таких группах подвергать наблюдению все без исключения единицы.

Применение серийной выборки обусловлено тем, что многие товары для их транспортировки, хранения и продажи упаковываются в пачки, ящики и т.п. Поэтому при контроле качества упакованного товара рациональнее проверить несколько упаковок (серий), чем из всех упаковок отбирать необходимое количество товара.

Поскольку внутри групп (серий) обследуются все без исключения единицы, средняя ошибка выборки (при отборе равновеликих серий) зависит только от межгрупповой (межсерийной) дисперсии.

https://konspekta.net/infopediasu/baza3/2142151609984.files/image136.jpg

 В практике статистических обследований помимо рассмотренных ранее способов отбора применяется их комбинация (комбинированный отбор).

Задача 1

В городе проживает 250тыс. семей. Для определения среднего числа детей в семье была организована 2%-я бесповторная выборка семей. По ее результатам было получено следующее распространение семей по числу детей:

P=0,954. Найти пределы в которых будет находится среднее число детей в генеральной совокупности.

Число детей в семье, xi

0

1

2

3

4

5

Кол-во детей в семье

1000

2000

1200

400

200

200

Решение

2%-я выборка означает:

n=250000*0,02= 5000 семей было исследовано.

Т.к. выборка бесповторная, используем следующую формулу для определения средней величины ошибки:

https://www.goodstudents.ru/images/stories/vyborka/image016.gif

Найдем среднее число детей в выборочной совокупности:

https://www.goodstudents.ru/images/stories/vyborka/image018.gif ребенка

Определим дисперсию

https://www.goodstudents.ru/images/stories/vyborka/image020.gif

https://www.goodstudents.ru/images/stories/vyborka/image022.gif ребенка – средняя величина ошибки

Т.к = 0,954, то t = 2

https://www.goodstudents.ru/images/stories/vyborka/image024.gifребенка

https://www.goodstudents.ru/images/stories/vyborka/image026.gifребенка

Вывод: из-за слишком малой величины ошибки, среднее число детей в генеральной совокупности можно принять за 1,5 ребенка.

Источники информации по 1 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

Глава 11. Выборочное наблюдение. Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО 

 стр. 211-223

Интернет ресурсы

  1. Информационно-издательский центр «Статистика России»

http://www.statbook.ru

  1. Электронный фонд правовой и технической документации

http://docs.cntd.ru 

  1. Информационно правовой портал

http://www.garant.ru/

Контрольное задание по Вопросу 1

  1. Записать в тетрадь конспект (3-4 стр.)

3. Подведение итогов учебного занятия

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Таблица 2.

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдение

  1. Сформулируйте определение выборочного наблюдения;

Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдение

  1. Сформулируйте понятие генеральной и выборочной совокупности;

Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдение

  1. По результатам контрольной проверки налоговыми службами 400 бизнес-структур, у 140 из них в налоговых декларациях не полностью указаны доходы, подлежащие налогообложению. Определите в генеральной совокупности (по всему району) долю бизнес-структур, скрывших часть доходов от уплаты налогов, с вероятностью 0,954.

Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдение

  1. Перечислите способы отбора единиц для выборочного наблюдения;

Понятие и виды выборки. Выборочное наблюдение

  1. Сформулируйте определение случайного отбора

  1. Домашнее задание на следующее занятие
  1. Выполнить задание 11.5. в тетради (стр. 225) учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО

Преподаватель                                                                 Ю.В. Древаль

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ЦК дисциплин профессионального цикла специальности «Право и организация

социального обеспечения»

ГБПОУ Юридический колледж

от ____________ 2017 г. № ___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...

План-конспект открытого учебного занятия по теме 1 "Понятие и назначение уголовного процесса" январь 2019

План-конспект открытого учебного занятия для курсантов 2 курса специальности 40.02.02 ОП.08 Уголовный процесс...

Планы-конспекты дистанционного учебного занятия по учебной дисциплине "Специальная техника" по теме «Назначение и структура систем контроля и управления доступом (СКУД)»

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы поиск...

Планы-конспекты дистанционных учебных занятий по учебной дисциплине Криминология и предупреждение преступлений по теме «Причины и условия групповой и организованной преступности»

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства о правовых основах профилактики преступлений.Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися те...

План-конспект учебного занятия "Понятие и виды матриц"

Раздел 4. Элементы линейной алгебрыТема 4.1. Основные понятия теории матрицЗанятие 22. Понятие и виды матриц Цель занятия: формировать умения и навыки применения основных понятий теории  мат...