Методические указания обучающимся по выполнению практических заданий
методическая разработка

Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи обучающимся при выполнении ими практических заданий по учебной дисциплине адаптационного цикла "Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний" (Раздел I. Социальная адаптация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_po_pz_sotsialnaya_adaptatsiya.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и одобрено

на заседании Методической комиссии
специального цикла

СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»

Протокол №_____ от ___ _____________ 20     г.

Председатель МК ____________

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для обучающихся по выполнению практических заданий

по учебной дисциплине 

Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

Преподаватель: О.П. Ямпольская


  1. Пояснительная записка

Методические указания разработаны для оказания методической помощи обучающимся при выполнении практических заданий на практических занятиях по учебной дисциплине «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» в рамках освоения профессий

18511 «Слесарь по ремонту автомобилей»

16909 «Портной»

В результате выполнения практических заданий у обучающегося формируются следующие умения:

  • рационально использовать время и физические силы в образовательном процессе с учетом ограничений здоровья;
  • ориентироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности, правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом;
  • эффективно взаимодействовать в команде;
  • взаимодействовать со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт;
  • использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;
  • использовать свои права адекватно законодательству;
  • обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
  • составлять необходимые заявительные документы;
  • составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;
  • использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях;

В результате выполнения практических заданий у обучающегося формируются и закрепляются следующие знания:

  • различные способы восприятия и обработки учебной информации с учетом имеющихся ограничений здоровья;
  • приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации;
  • простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями;
  • основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;
  • основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;
  • функции органов труда и занятости населения.

  1. Планирование практических занятий

Наименование
раздела, темы

Номер, название
практического занятия

Количество часов

Форма представления результата

Раздел  I. Социальная адаптация

Тема 1.1. Учебная адаптация

Практическое занятие №1

Изучение функций подразделений образовательного учреждения

1

Отчет в рабочей тетради.

Практическое занятие №2

Изучение правил внутреннего распорядка для обучающихся

1

Отчет в рабочей тетради.

Тема 1.2. Основные виды учебной деятельности

Практическое занятие № 3 Определение особенностей работы обучающихся на различных видах аудиторных занятий

2

Таблица в рабочей тетради.

Практическое занятие № 4

Освоение техники конспектирования

1

Конспект в рабочей тетради

Практическое занятие № 5

Составление тематического глоссария

1

Образец глоссария в рабочей тетради

Тема 1.3. Психологическая адаптация

Практическое занятие № 6

Применение речевых этикетных формул в деловом общении

2

Отчет в рабочей тетради.

Практическое занятие № 7

Основные правила делового общения

2

Отчет в рабочей тетради.

Тема 1.4. Основы психологической саморегуляции

Практическое занятие № 8

Идентификация психических процессов

1

Отчет в рабочей тетради.

Практическое занятие № 9

Различение психических состояний

2

Отчет в рабочей тетради.

Практическое занятие № 10

Освоение основных приемов саморегуляции

2

Отчет в рабочей тетради.

Раздел 2. Основы социально-правовых знаний

Тема 2.1. Правовая система Российской Федерации

Практическое занятие № 11

Административные правонарушения.

Административные наказания.

2

Таблица в рабочей тетради.

Тема 2.2. Система социальной защиты  лиц с особыми образовательными потребностями

Практическое занятие № 12

2

Отчет в рабочей тетради.

Практическое занятие № 13

2

Отчет в рабочей тетради.

Тема 2.3. Правовое обеспечение трудоустройства

Практическое занятие № 14

Особенности регулирования труда лиц с особыми образовательными потребностями

2

Отчет в рабочей тетради.

Тема 2.4. Технология трудоустройства

Практическое занятие № 15

Составление резюме

1

Практическое занятие № 16

Составление заявления о принятии на работу

1

Отчет в рабочей тетради.

Практическое занятие № 17

Заключение трудового договора

1

Отчет в рабочей тетради.

Всего:

26

2. Общие рекомендации обучающемуся
по выполнению практических работ

  1. Внимательно прочитайте методические указания по выполнению практического задания.
  2. Внимательно прочитайте Пояснения, при необходимости повторите лекционный материал по конспектам и другим источникам, относящийся к теме практического занятия.
  3. Ответьте на контрольные вопросы, если они предложены.
  4. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально подготовьте рабочее место.
  5. Продумайте ход выполнения работы.
  6. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
  7. Если при выполнении практической работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ организации и промежуточные результаты практической работы микрогруппы.
  8. При выполнении практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
  9. В процессе выполнения практического задания обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
  10. По окончании выполнения практического задания составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
  11. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки.

2.1. Рекомендации по заполнению таблиц

1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.

2. Повторите лекционный материал и учебный материал, касающийся выбранной темы.

3. Внимательно изучите разделы таблицы, названия строк и столбцов.

4. Продумайте ход заполнения таблицы.

5. Заполните ячейки таблицы.

6. Оформите таблицу в соответствии с требованиями к оформлению таблиц.

7. Проведите самоконтроль результатов заполнения таблицы

3. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированными умениями

3.1.Критерии оценивания выполненных таблиц

Критерии оценивания

Работа выполнена полностью

Работа выполнена не полностью

Работа выполнена частично или с помощью преподавателя или других обучающихся

Работа не выполнена

Баллы

3

2

1

0

Лаконичность и чёткость изложения материала в таблице

Материал изложен чётко и лаконично, без лишнего текста и пояснений ; таблица заполнена самостоятельно

Материал подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст; таблица заполнена самостоятельно

Материал изложен чётко и лаконично, без лишнего текста и пояснений, но использована помощь

Таблица не заполнена

Материал не соответствует заданной теме

Баллы

3

2

1

0

Соответствие оформления требованиям

Оформление полностью соответствует требованиям

В оформлении таблицы имеются незначительные недочеты  и небольшая небрежность

В оформлении таблицы имеются значительные недочеты  и небрежность

Оформлена неправильно

Перевод баллов в оценку: 6 баллов – «5»,  4-5 баллов – «4», 2-3 балла – «3», 0-1 балл – «2».


Раздел  I. Социальная адаптация

Тема 1.1. Учебная адаптация

Практическое занятие №1

Изучение функций подразделений образовательного учреждения

Цель: ознакомление со структурой образовательного учреждения и основными функциями его подразделений.

Оборудование: ручки, тетради, схемы, предложенные преподавателем.

Задание:

Изучите организационную структуру колледжа и основные функции его подразделений.

Порядок выполнения работы:

  1. Изучите структуру образовательной организации, представленную в виде схемы;
  2. Познакомьтесь с основными функциями подразделений колледжа, кратко запишите их в рабочей тетради.
  3. Совместно с преподавателем и мастером производственного обучения определите местоположение каждого структурного подразделения в здании образовательного учреждения и зафиксируйте его в рабочей тетради.

Информационное обеспечение выполнения практических заданий

Организационная структура образовательной организации

Раздел I. Социальная адаптация

Тема 1.1. Учебная адаптация

Практическое занятие №2

Изучение правил внутреннего распорядка для обучающихся

Цель: ознакомление с основными правилами внутреннего распорядка для обучающихся, действующих в колледже.

Оборудование: ручки, тетради, конспект, правила внутреннего распорядка для обучающихся.

Задание:

Ознакомьтесь с правилами внутреннего распорядка колледжа для обучающихся, зафиксируйте основные положения в рабочей тетради.

Порядок выполнения работы:

  1. Внимательно изучите правила внутреннего распорядка для обучающихся колледжа
  2. Выделите основные положения
  3. Сделайте краткие записи в рабочей тетради

Критерии оценивания:

  • Оформление конспекта соответствует требованиям.

Информационное обеспечение выполнения практических заданий

Правила внутреннего распорядка для обучающихся образовательной организации


Раздел I. Социальная адаптация

Тема 1.2. Основные виды учебной деятельности

Практическое занятие №3

Определение особенностей работы обучающихся на различных видах аудиторных занятий

Цель: Определение особенностей работы обучающихся на различных видах аудиторных занятий во взаимодействии с преподавателем.

Оборудование: ручки, тетради, конспект

Задание:

Определить особенности работы на различных видах аудиторных занятий во взаимодействии с преподавателем.

Порядок выполнения работы:

  1. Подготовьте в рабочей тетради таблицу для классификации видов аудиторных занятий.
  2. Заполните ее, пользуясь материалами, предоставленными преподавателем

Наименование вида аудиторного занятия

Особенности деятельности обучающегося

Примечание

Критерии оценивания:

  • Основные особенности деятельности обучающегося определены верно.
  • Оформление таблицы соответствует требованиям.

Раздел I. Социальная адаптация

Тема 1.2. Основные виды учебной деятельности

Практическое занятие №4

Освоение техники конспектирования

Цель: освоить технику конспектирования простых текстов.

Оборудование: ручки, тетради, конспект, материалы для конспектирования.

Задание:

Составьте краткий конспект текста, описывающего технологию конспектирования простого текста.

Порядок выполнения работы:

  1. Внимательно прочитай предложенный преподавателем текст.
  2. При повторном прочтении мысленно выделяйте основные положения текста.
  3. Воспользуйтесь предложенными в тексте указаниями и составьте краткий конспект текста в рабочей тетради.

  • Оформление конспекта соответствует требованиям.


Раздел I. Социальная адаптация

Тема 1.2. Основные виды учебной деятельности

Практическое занятие №5

Составление тематического глоссария

Цель: освоение технологии составления тематического глоссария.

Оборудование: ручки, тетради, конспект, справочная литература.

Задание:

  1. Составьте тематический глоссарий по теме, предложенной преподавателем.

Порядок выполнения работы:

  1. Внимательно изучите материалы, предложенные преподавателем.
  2. Подготовьте в рабочей тетради таблицу по предложенному образцу.
  3. Отберите из предложенного текста термины, требующие объяснения.
  4. Найдите толкование терминов в конспекте, справочной литературе. Выберите наиболее понятное для вас толкование.
  5. Заполните таблицу в рабочей тетради.

Термин

Определение значения

Критерии оценивания:

  • Оформление таблицы соответствует требованиям.

Раздел I. Социальная адаптация

Тема 1.3. Психологическая адаптация

Практическое занятие №6

Применение речевых этикетных формул в деловом общении

Цель: освоение речевых этикетных формул

Оборудование: ручки, тетради, конспект, справочная литература.

Задание:

  1. Изучить наиболее распространенные речевые этикетные формулы

Порядок выполнения работы:

  1. Пользуясь материалами, предложенными преподавателем, определите основные речевые этикетные формулы и устно опишите ситуации, в которых они могут применяться.
  2. Запишите основные речевые этикетные формулы в рабочую тетрадь.

Критерии оценивания:

  • Аккуратность оформления отчета в рабочей тетради.


Раздел  I. Социальная адаптация

Тема 1.3. Психологическая адаптация

Практическое занятие №7

Основные правила делового общения

Цель работы: усвоение основных правил делового общения

Оборудование: ручки, тетради, конспект, материалы, предложенные преподавателем.

Задание:

  1. Изучить основные правила делового общения

Порядок выполнения работы

  1. Изучите теоретические материалы по теме, предложенные преподавателем.
  2. Вспомните реальные ситуации, к которым применимы изучаемые правила
  3. Занесите основные правила в рабочую тетрадь

Критерии оценивания:

  • Аккуратность оформления отчета в рабочей тетради.

Раздел  I. Социальная адаптация

Тема 1.4. Основы психологической саморегуляции

Практическое занятие №8

Идентификация психических процессов

Цель: изучение сведений о различных психических процессах.

Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем

Задание:

Изучите сведения о различных психических процессах: познавательные (ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, внимание, память, речь), эмоциональные и волевые.

Порядок выполнения работы

  1. Внимательно изучите материалы о различных психических процессах, предложенные преподавателем.
  2. Составьте краткий конспект в рабочей тетради

Критерии оценки выполнения работы:

  • аккуратность оформления.

Информационное обеспечение:

.


Раздел  I. Социальная адаптация

Тема 1.4. Основы психологической саморегуляции

Практическое занятие №9

Различение психических состояний

Цель: научиться различать психические состояния.

Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем

Задание:

Пользуясь материалами, предложенными преподавателем, определите сущность основных психических состояний.

Порядок выполнения работы

  1. Внимательно изучите материалы, предложенные преподавателем.
  2. Вспомните различные жизненные ситуации, менявшие ваше психическое состояние.
  3. Сделайте записи в рабочей тетради

Критерии оценки выполнения работы:

  • аккуратность оформления;

Раздел  I. Социальная адаптация

Тема 1.4. Основы психологической саморегуляции

Практическое занятие №10

Освоение основных приемов саморегуляции

Цель: Освоение основных приемов саморегуляции

Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем

Задание:

Изучите основные приемы саморегуляци и ситуации, в которых они могут применяться

Порядок выполнения работы

  1. Внимательно изучите материалы, предложенные преподавателем.
  2. Вспомните жизненные ситуации, которые провоцировали негативные психические состояния.
  3. Определите приемы саморегуляции, которые можно использовать в аналогичных ситуациях.
  4. Сделайте записи в рабочей тетради.

Критерии оценки выполнения работы:

  • аккуратность оформления;

Раздел 2. Основы социально-правовых знаний

Тема 2.1. Правовая система Российской Федерации

Практическое занятие №11

Административные правонарушения.

Административные наказания.

Цель: Изучение отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем

Задание:

Изучите отдельные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предложенные преподавателем

Порядок выполнения работы

  1. Внимательно изучите материалы, предложенные преподавателем.
  2. Заполните в рабочей тетради таблицу по предложенному образцу.

Административное правонарушение

Административные наказания,
предусмотренные за данное правонарушение

Критерии оценки выполнения работы:

  • аккуратность оформления;

Раздел 2. Основы социально-правовых знаний

Тема 2.2. Система социальной защиты  лиц с особыми образовательными потребностями

Практическое занятие №12

Цель:

Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем

Задание:

Порядок выполнения работы

Критерии оценки выполнения работы:

  • аккуратность оформления;

Раздел 2. Основы социально-правовых знаний

Тема 2.2. Система социальной защиты  лиц с особыми образовательными потребностями

Практическое занятие №13

Цель:

Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем

Задание:

Порядок выполнения работы

Критерии оценки выполнения работы:

  • аккуратность оформления;


Раздел 2. Основы социально-правовых знаний

Тема 2.3. Правовое обеспечение трудоустройства

Практическое занятие №14

Особенности регулирования труда лиц с особыми образовательными потребностями

Цель: изучение отдельных положений Трудового Кодекса Российской Федерации

Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем

Задание:

Изучите положения Трудового Кодекса Российской Федерации, касающиеся регулирования труда лиц с особыми образовательными потребностями

Порядок выполнения работы

  1. Внимательно изучите положения Трудового Кодекса Российской Федерации, касающиеся регулирования труда лиц с особыми образовательными потребностями.
  2. Сделайте краткие записи в рабочей тетради.

Критерии оценки выполнения работы:

  • аккуратность оформления;

Раздел 2. Основы социально-правовых знаний

Тема 2.4. Технология трудоустройства

Практическое занятие №15

Составление резюме

Цель: освоение техники составления резюме

Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем

Задание:

Составьте краткое резюме по образцам, предложенным преподавателем.

Порядок выполнения работы

  1. Внимательно изучите перечень разделов, которые обязательно должны включаться в резюме.
  2. Выберите образец резюме из предложенных преподавателем.
  3. Оформите краткое резюме.

Критерии оценки выполнения работы:

  • аккуратность оформления;


Раздел 2. Основы социально-правовых знаний

Тема 2.4. Технология трудоустройства

Практическое занятие №16

Составление заявления о принятии на работу

Цель: повторение правил составления заявительных документов

Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем

Задание:

Составьте заявление о приеме на работу по данным, предложенным преподавателем

Порядок выполнения работы

  1. Вспомните правила составления заявительных документов, изученные ранее.
  2. Составьте заявление о приеме на работу в рабочей тетради.

Критерии оценки выполнения работы:

  • аккуратность оформления;

Раздел 2. Основы социально-правовых знаний

Тема 2.4. Технология трудоустройства

Практическое занятие №17

Заключение трудового договора

Цель: изучение существенных условий трудового договора

Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем

Задание:

Изучите раздел III Трудового Кодекса Российской Федерации (Трудовой договор)

Порядок выполнения работы

  1. Внимательно изучите подготовленные преподавателем извлечения из Трудового Кодекса Российской Федерации, касающиеся заключения трудового договора.
  2. Сделайте соответствующие краткие записи в рабочей тетради.

Критерии оценки выполнения работы:

  • аккуратность оформления;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Практические работы направлены на закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений и выполняется  в виде составления сравнительных таблиц и решения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Методические рекомендации  общепрофессиональной  дисциплины    «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»  разработана на основе рабочей программы п...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ЕН.02 Информатика

Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине ЕН.02 Информатика (для студентов второго курса специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем венти...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельности специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методические указания обучающимся по выполнению практических работучебной дисциплины  ОП.08 Основы предпринимательской деятельностиспециальность 08.02.01  Строительство и эксплуатация зданий...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли специальность 08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методические указания обучающимся по выполнению практических работучебной дисциплины  ОП.07 Экономика отраслиспециальность 08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ ПМ.04. Выполнение работ по профессии рабочего 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционир...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ ПМ.02 Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики МДК 02.01. Технология электромонтажных работ

Главная цель практических работ – формирование у обучающихся умений, связанных с основой деятельности будущего рабочего.Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицирова...