Методические указания обучающимся по выполнению практических заданий
методическая разработка
Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи обучающимся при выполнении ими практических заданий по учебной дисциплине адаптационного цикла "Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний" (Раздел I. Социальная адаптация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и одобрено на заседании Методической комиссии СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж» Протокол №_____ от ___ _____________ 20 г. Председатель МК ____________ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для обучающихся по выполнению практических заданий
по учебной дисциплине
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Преподаватель: О.П. Ямпольская
- Пояснительная записка
Методические указания разработаны для оказания методической помощи обучающимся при выполнении практических заданий на практических занятиях по учебной дисциплине «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» в рамках освоения профессий
18511 «Слесарь по ремонту автомобилей»
16909 «Портной»
В результате выполнения практических заданий у обучающегося формируются следующие умения:
- рационально использовать время и физические силы в образовательном процессе с учетом ограничений здоровья;
- ориентироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности, правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом;
- эффективно взаимодействовать в команде;
- взаимодействовать со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт;
- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;
- использовать свои права адекватно законодательству;
- обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- составлять необходимые заявительные документы;
- составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;
- использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях;
В результате выполнения практических заданий у обучающегося формируются и закрепляются следующие знания:
- различные способы восприятия и обработки учебной информации с учетом имеющихся ограничений здоровья;
- приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации;
- простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями;
- основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;
- основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;
- функции органов труда и занятости населения.
- Планирование практических занятий
Наименование | Номер, название | Количество часов | Форма представления результата | |
Раздел I. Социальная адаптация | ||||
Тема 1.1. Учебная адаптация | Практическое занятие №1 Изучение функций подразделений образовательного учреждения | 1 | Отчет в рабочей тетради. | |
Практическое занятие №2 Изучение правил внутреннего распорядка для обучающихся | 1 | Отчет в рабочей тетради. | ||
Тема 1.2. Основные виды учебной деятельности | Практическое занятие № 3 Определение особенностей работы обучающихся на различных видах аудиторных занятий | 2 | Таблица в рабочей тетради. | |
Практическое занятие № 4 Освоение техники конспектирования | 1 | Конспект в рабочей тетради | ||
Практическое занятие № 5 Составление тематического глоссария | 1 | Образец глоссария в рабочей тетради | ||
Тема 1.3. Психологическая адаптация | Практическое занятие № 6 Применение речевых этикетных формул в деловом общении | 2 | Отчет в рабочей тетради. | |
Практическое занятие № 7 Основные правила делового общения | 2 | Отчет в рабочей тетради. | ||
Тема 1.4. Основы психологической саморегуляции | Практическое занятие № 8 Идентификация психических процессов | 1 | Отчет в рабочей тетради. | |
Практическое занятие № 9 Различение психических состояний | 2 | Отчет в рабочей тетради. | ||
Практическое занятие № 10 Освоение основных приемов саморегуляции | 2 | Отчет в рабочей тетради. | ||
Раздел 2. Основы социально-правовых знаний | ||||
Тема 2.1. Правовая система Российской Федерации | Практическое занятие № 11 Административные правонарушения. Административные наказания. | 2 | Таблица в рабочей тетради. | |
Тема 2.2. Система социальной защиты лиц с особыми образовательными потребностями | Практическое занятие № 12 | 2 | Отчет в рабочей тетради. | |
Практическое занятие № 13 | 2 | Отчет в рабочей тетради. | ||
Тема 2.3. Правовое обеспечение трудоустройства | Практическое занятие № 14 Особенности регулирования труда лиц с особыми образовательными потребностями | 2 | Отчет в рабочей тетради. | |
Тема 2.4. Технология трудоустройства | Практическое занятие № 15 Составление резюме | 1 | ||
Практическое занятие № 16 Составление заявления о принятии на работу | 1 | Отчет в рабочей тетради. | ||
Практическое занятие № 17 Заключение трудового договора | 1 | Отчет в рабочей тетради. | ||
Всего: | 26 |
2. Общие рекомендации обучающемуся
по выполнению практических работ
- Внимательно прочитайте методические указания по выполнению практического задания.
- Внимательно прочитайте Пояснения, при необходимости повторите лекционный материал по конспектам и другим источникам, относящийся к теме практического занятия.
- Ответьте на контрольные вопросы, если они предложены.
- Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально подготовьте рабочее место.
- Продумайте ход выполнения работы.
- Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
- Если при выполнении практической работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ организации и промежуточные результаты практической работы микрогруппы.
- При выполнении практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
- В процессе выполнения практического задания обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
- По окончании выполнения практического задания составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
- Сдайте готовую работу преподавателю для проверки.
2.1. Рекомендации по заполнению таблиц
1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
2. Повторите лекционный материал и учебный материал, касающийся выбранной темы.
3. Внимательно изучите разделы таблицы, названия строк и столбцов.
4. Продумайте ход заполнения таблицы.
5. Заполните ячейки таблицы.
6. Оформите таблицу в соответствии с требованиями к оформлению таблиц.
7. Проведите самоконтроль результатов заполнения таблицы
3. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированными умениями
3.1.Критерии оценивания выполненных таблиц
Критерии оценивания | Работа выполнена полностью | Работа выполнена не полностью | Работа выполнена частично или с помощью преподавателя или других обучающихся | Работа не выполнена |
Баллы | 3 | 2 | 1 | 0 |
Лаконичность и чёткость изложения материала в таблице | Материал изложен чётко и лаконично, без лишнего текста и пояснений ; таблица заполнена самостоятельно | Материал подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст; таблица заполнена самостоятельно | Материал изложен чётко и лаконично, без лишнего текста и пояснений, но использована помощь | Таблица не заполнена Материал не соответствует заданной теме |
Баллы | 3 | 2 | 1 | 0 |
Соответствие оформления требованиям | Оформление полностью соответствует требованиям | В оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность | В оформлении таблицы имеются значительные недочеты и небрежность | Оформлена неправильно |
Перевод баллов в оценку: 6 баллов – «5», 4-5 баллов – «4», 2-3 балла – «3», 0-1 балл – «2».
Раздел I. Социальная адаптацияТема 1.1. Учебная адаптация
Практическое занятие №1
Изучение функций подразделений образовательного учреждения
Цель: ознакомление со структурой образовательного учреждения и основными функциями его подразделений.
Оборудование: ручки, тетради, схемы, предложенные преподавателем.
Задание:
Изучите организационную структуру колледжа и основные функции его подразделений.
Порядок выполнения работы:
- Изучите структуру образовательной организации, представленную в виде схемы;
- Познакомьтесь с основными функциями подразделений колледжа, кратко запишите их в рабочей тетради.
- Совместно с преподавателем и мастером производственного обучения определите местоположение каждого структурного подразделения в здании образовательного учреждения и зафиксируйте его в рабочей тетради.
Информационное обеспечение выполнения практических заданий
Организационная структура образовательной организации
Раздел I. Социальная адаптация
Тема 1.1. Учебная адаптация
Практическое занятие №2
Изучение правил внутреннего распорядка для обучающихся
Цель: ознакомление с основными правилами внутреннего распорядка для обучающихся, действующих в колледже.
Оборудование: ручки, тетради, конспект, правила внутреннего распорядка для обучающихся.
Задание:
Ознакомьтесь с правилами внутреннего распорядка колледжа для обучающихся, зафиксируйте основные положения в рабочей тетради.
Порядок выполнения работы:
- Внимательно изучите правила внутреннего распорядка для обучающихся колледжа
- Выделите основные положения
- Сделайте краткие записи в рабочей тетради
Критерии оценивания:
- Оформление конспекта соответствует требованиям.
Информационное обеспечение выполнения практических заданий
Правила внутреннего распорядка для обучающихся образовательной организации
Раздел I. Социальная адаптация
Тема 1.2. Основные виды учебной деятельности
Практическое занятие №3
Определение особенностей работы обучающихся на различных видах аудиторных занятий
Цель: Определение особенностей работы обучающихся на различных видах аудиторных занятий во взаимодействии с преподавателем.
Оборудование: ручки, тетради, конспект
Задание:
Определить особенности работы на различных видах аудиторных занятий во взаимодействии с преподавателем.
Порядок выполнения работы:
- Подготовьте в рабочей тетради таблицу для классификации видов аудиторных занятий.
- Заполните ее, пользуясь материалами, предоставленными преподавателем
Наименование вида аудиторного занятия | Особенности деятельности обучающегося | Примечание |
Критерии оценивания:
- Основные особенности деятельности обучающегося определены верно.
- Оформление таблицы соответствует требованиям.
Раздел I. Социальная адаптация
Тема 1.2. Основные виды учебной деятельности
Практическое занятие №4
Освоение техники конспектирования
Цель: освоить технику конспектирования простых текстов.
Оборудование: ручки, тетради, конспект, материалы для конспектирования.
Задание:
Составьте краткий конспект текста, описывающего технологию конспектирования простого текста.
Порядок выполнения работы:
- Внимательно прочитай предложенный преподавателем текст.
- При повторном прочтении мысленно выделяйте основные положения текста.
- Воспользуйтесь предложенными в тексте указаниями и составьте краткий конспект текста в рабочей тетради.
- Оформление конспекта соответствует требованиям.
Раздел I. Социальная адаптация
Тема 1.2. Основные виды учебной деятельности
Практическое занятие №5
Составление тематического глоссария
Цель: освоение технологии составления тематического глоссария.
Оборудование: ручки, тетради, конспект, справочная литература.
Задание:
- Составьте тематический глоссарий по теме, предложенной преподавателем.
Порядок выполнения работы:
- Внимательно изучите материалы, предложенные преподавателем.
- Подготовьте в рабочей тетради таблицу по предложенному образцу.
- Отберите из предложенного текста термины, требующие объяснения.
- Найдите толкование терминов в конспекте, справочной литературе. Выберите наиболее понятное для вас толкование.
- Заполните таблицу в рабочей тетради.
Термин | Определение значения |
Критерии оценивания:
- Оформление таблицы соответствует требованиям.
Раздел I. Социальная адаптация
Тема 1.3. Психологическая адаптация
Практическое занятие №6
Применение речевых этикетных формул в деловом общении
Цель: освоение речевых этикетных формул
Оборудование: ручки, тетради, конспект, справочная литература.
Задание:
- Изучить наиболее распространенные речевые этикетные формулы
Порядок выполнения работы:
- Пользуясь материалами, предложенными преподавателем, определите основные речевые этикетные формулы и устно опишите ситуации, в которых они могут применяться.
- Запишите основные речевые этикетные формулы в рабочую тетрадь.
Критерии оценивания:
- Аккуратность оформления отчета в рабочей тетради.
Раздел I. Социальная адаптация
Тема 1.3. Психологическая адаптация
Практическое занятие №7
Основные правила делового общения
Цель работы: усвоение основных правил делового общения
Оборудование: ручки, тетради, конспект, материалы, предложенные преподавателем.
Задание:
Порядок выполнения работы
- Изучите теоретические материалы по теме, предложенные преподавателем.
- Вспомните реальные ситуации, к которым применимы изучаемые правила
- Занесите основные правила в рабочую тетрадь
Критерии оценивания:
- Аккуратность оформления отчета в рабочей тетради.
Раздел I. Социальная адаптация
Тема 1.4. Основы психологической саморегуляции
Практическое занятие №8
Идентификация психических процессов
Цель: изучение сведений о различных психических процессах.
Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем
Задание:
Изучите сведения о различных психических процессах: познавательные (ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, внимание, память, речь), эмоциональные и волевые.
Порядок выполнения работы
- Внимательно изучите материалы о различных психических процессах, предложенные преподавателем.
- Составьте краткий конспект в рабочей тетради
Критерии оценки выполнения работы:
- аккуратность оформления.
Информационное обеспечение:
.
Раздел I. Социальная адаптация
Тема 1.4. Основы психологической саморегуляции
Практическое занятие №9
Различение психических состояний
Цель: научиться различать психические состояния.
Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем
Задание:
Пользуясь материалами, предложенными преподавателем, определите сущность основных психических состояний.
Порядок выполнения работы
- Внимательно изучите материалы, предложенные преподавателем.
- Вспомните различные жизненные ситуации, менявшие ваше психическое состояние.
- Сделайте записи в рабочей тетради
Критерии оценки выполнения работы:
- аккуратность оформления;
Раздел I. Социальная адаптация
Тема 1.4. Основы психологической саморегуляции
Практическое занятие №10
Освоение основных приемов саморегуляции
Цель: Освоение основных приемов саморегуляции
Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем
Задание:
Изучите основные приемы саморегуляци и ситуации, в которых они могут применяться
Порядок выполнения работы
- Внимательно изучите материалы, предложенные преподавателем.
- Вспомните жизненные ситуации, которые провоцировали негативные психические состояния.
- Определите приемы саморегуляции, которые можно использовать в аналогичных ситуациях.
- Сделайте записи в рабочей тетради.
Критерии оценки выполнения работы:
- аккуратность оформления;
Раздел 2. Основы социально-правовых знаний
Тема 2.1. Правовая система Российской Федерации
Практическое занятие №11
Административные правонарушения.
Административные наказания.
Цель: Изучение отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем
Задание:
Изучите отдельные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предложенные преподавателем
Порядок выполнения работы
- Внимательно изучите материалы, предложенные преподавателем.
- Заполните в рабочей тетради таблицу по предложенному образцу.
Административное правонарушение | Административные наказания, |
Критерии оценки выполнения работы:
- аккуратность оформления;
Раздел 2. Основы социально-правовых знаний
Тема 2.2. Система социальной защиты лиц с особыми образовательными потребностями
Практическое занятие №12
Цель:
Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем
Задание:
Порядок выполнения работы
Критерии оценки выполнения работы:
- аккуратность оформления;
Раздел 2. Основы социально-правовых знаний
Тема 2.2. Система социальной защиты лиц с особыми образовательными потребностями
Практическое занятие №13
Цель:
Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем
Задание:
Порядок выполнения работы
Критерии оценки выполнения работы:
- аккуратность оформления;
Раздел 2. Основы социально-правовых знаний
Тема 2.3. Правовое обеспечение трудоустройства
Практическое занятие №14
Особенности регулирования труда лиц с особыми образовательными потребностями
Цель: изучение отдельных положений Трудового Кодекса Российской Федерации
Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем
Задание:
Изучите положения Трудового Кодекса Российской Федерации, касающиеся регулирования труда лиц с особыми образовательными потребностями
Порядок выполнения работы
- Внимательно изучите положения Трудового Кодекса Российской Федерации, касающиеся регулирования труда лиц с особыми образовательными потребностями.
- Сделайте краткие записи в рабочей тетради.
Критерии оценки выполнения работы:
- аккуратность оформления;
Раздел 2. Основы социально-правовых знаний
Тема 2.4. Технология трудоустройства
Практическое занятие №15
Составление резюме
Цель: освоение техники составления резюме
Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем
Задание:
Составьте краткое резюме по образцам, предложенным преподавателем.
Порядок выполнения работы
- Внимательно изучите перечень разделов, которые обязательно должны включаться в резюме.
- Выберите образец резюме из предложенных преподавателем.
- Оформите краткое резюме.
Критерии оценки выполнения работы:
- аккуратность оформления;
Раздел 2. Основы социально-правовых знаний
Тема 2.4. Технология трудоустройства
Практическое занятие №16
Составление заявления о принятии на работу
Цель: повторение правил составления заявительных документов
Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем
Задание:
Составьте заявление о приеме на работу по данным, предложенным преподавателем
Порядок выполнения работы
- Вспомните правила составления заявительных документов, изученные ранее.
- Составьте заявление о приеме на работу в рабочей тетради.
Критерии оценки выполнения работы:
- аккуратность оформления;
Раздел 2. Основы социально-правовых знаний
Тема 2.4. Технология трудоустройства
Практическое занятие №17
Заключение трудового договора
Цель: изучение существенных условий трудового договора
Оборудование: ручки, рабочая тетрадь, материалы, предложенные преподавателем
Задание:
Изучите раздел III Трудового Кодекса Российской Федерации (Трудовой договор)
Порядок выполнения работы
- Внимательно изучите подготовленные преподавателем извлечения из Трудового Кодекса Российской Федерации, касающиеся заключения трудового договора.
- Сделайте соответствующие краткие записи в рабочей тетради.
Критерии оценки выполнения работы:
- аккуратность оформления;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-646427-1584981756.jpg)
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Практические работы направлены на закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений и выполняется в виде составления сравнительных таблиц и решения...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Методические рекомендации общепрофессиональной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» разработана на основе рабочей программы п...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-1210086-1579697448.jpg)
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ЕН.02 Информатика
Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине ЕН.02 Информатика (для студентов второго курса специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем венти...
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельности специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Методические указания обучающимся по выполнению практических работучебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельностиспециальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий...
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли специальность 08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Методические указания обучающимся по выполнению практических работучебной дисциплины ОП.07 Экономика отраслиспециальность 08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1282166-1603630003.jpg)
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ ПМ.04. Выполнение работ по профессии рабочего 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционир...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/26/picture-1430498-1666794029.jpg)
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ ПМ.02 Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики МДК 02.01. Технология электромонтажных работ
Главная цель практических работ – формирование у обучающихся умений, связанных с основой деятельности будущего рабочего.Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицирова...