План-конспект открытого урока "Решение ситуационных задач"
план-конспект урока

Ящук Наталья Юрьевна

                                           План-конспект открытого урока

МДК 03.02 Технологии социальной работы с лицами из групп риска

Тема урока «Диагностирование ТЖС у лиц из групп риска».

Практическое занятие  «Решение ситуационных задач»

Преподаватель: Ящук Н.Ю.

Группа №9

Специальность: 39.02.01 Социальная работа

Дата проведения: 11.03.2022

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Самарской области «Обшаровский государственный техникум им. В. И. Суркова»

Методическая разработка урока по

 МДК 03.02 Технологии социальной работы с лицами из групп риска

Тема урока «Диагностирование ТЖС у лиц из групп риска».

Практическое занятие  «Решение ситуационных задач»

                                                               Преподаватель  Ящук Наталья Юрьевна

                               План-конспект открытого урока

МДК 03.02 Технологии социальной работы с лицами из групп риска

Тема урока «Диагностирование ТЖС у лиц из групп риска».

Практическое занятие  «Решение ситуационных задач»

Тип занятия: закрепление пройденного материала

Преподаватель: Ящук Н.Ю.

Группа №9

Специальность: 39.02.01 Социальная работа

Дата проведения: 11.03.2022

Цель занятия:

Образовательная: формирование у студентов умения анализировать трудную жизненную ситуацию (ТЖС);

Воспитательная: формирование личностных, профессионально-значимых ценностных ориентаций, направленных на оказание помощи нуждающимся;

Развивающая: развитие мыслительной деятельности обучающихся (анализ, обобщение, умение делать выводы.

План занятия

1.Организационный момент

Вербальное сообщение (приветствие, проверка готовности студентов к уроку, обозначение цели урока)

2.Вводный инструктаж

Актуализация базовых знаний

Фронтальная беседа, обратная связь (вопрос-ответ)

Начальная мотивация учебной деятельности студентов

Вербальное сообщение

Ознакомление с порядком выполнения работы

Показ алгоритма решения практической задачи (ситуации) с помощью ИКТ

3.Выполнение практических заданий

Организация индивидуальной работы по решению практических (профессиональных) ситуаций

5. Подведение итогов

Проверка приобретенных навыков по решению практических (профессиональных) заданий

4. Домашнее задание

Ход занятия

1.Организационный момент

Приветствие студентов

2.Вводный инструктаж:

Актуализация знаний:

Ребята мы с вами  заканчиваем изучение темы «Диагностирование ТЖС у лиц из групп риска. И тема нашего сегодняшнего Практического занятия решение ситуационных задач по Диагностированию ТЖС у лиц из групп риска.   Для  успешного выполнения этих действий, необходимо вспомнить теоретический материал.

Вопросы для фронтального  опроса:

1.       Дайте определение понятию тяжелая жизненная ситуация.

2.        Назовите основные формы социальной защиты семей, имеющих детей.

3.        Что предполагает социальный патронаж лиц групп риска?

4.        Назовите отличия опеки от попечительства.

Ознакомление с порядком выполнения работы

Сегодня на  практическом занятии мы будем решать практические ситуации, связанные с оказанием помощи гражданам, оказавшимся в ТЖС.

- Прежде чем начать выполнение индивидуальных практических заданий, давайте вместе со мной разберем одну из ситуаций. Практическая ситуация №1: 13-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.

1. Назовите основные проблемы семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

3. Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?

4. Какие специалисты должны быть задействованы?

Для выполнения задания, Вы можете использовать систему Консультант

Полученные ответы заносим в таблицу
Открывают документ и работают с ним

Открывают и скачивают документы.

Совместно с преподавателем решают задачу и заполняют таблицу

Решение

1. Девиантное поведение подростка, неспособность матери выполнять родительские обязанности, материальная незащищенность

2. Конституция Российской Федерации (с изм.); Семейный кодекс; О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 02.07.1992г. №3185-1 (с изм.); О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991г. №1032-1.

3.ЛПУ наркологического профиля – нестационарная помощь женщине и сыну;

4. Социальный приют для детей и подростков – до решения вопроса попечительства (если возникнет необходимость);

5. Социально-психологическая служба;

6.Органы труда и занятости – помощь женщине в трудоустройстве (получении новой профессии).

7. Врачи, педагоги, психологи, сотрудники центра занятости населения.

3. Выполнение практических заданий студентами

Ребята на основании конкретной ситуации найти, предложите варианты решения данных проблемных, отвечая на поставленные вопросы.

В процессе выполнения задания консультирую студентов.

Перечень заданий

Задача №1.

    На прием в Территориальный центр социального обслуживания пришел мужчина с нарушением походки, характерным для ДЦП. Он сказал, что ему 40 лет, что он инвалид 2-й группы и что он БОМЖ, и попросил определить его в дом-интернат для престарелых и инвалидов.

  1. Каковы должны быть Ваши действия, как социального работника?

Задача №2.

  27-летняя девушка не может самостоятельно передвигаться – только на коляске или с чьей-либо помощью. Девочка родилась физически здоровой, но с 10 лет начали проявляться симптомы атрофии мышц – усталость, слабость. Последние два года обучения в школе занималась дома. Надеялась на выздоровление, но информация о поставленном диагнозе и пожизненной инвалидности I группы стала сильной психологической травмой.

1. Определите основную проблему.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае

3. Какие учреждения социального профиля могут помочь девушке?

4. Какие меры помощи можно предложить социальной работы?

Задача № 3

     Молодой человек 28-ти лет, проведя в учреждениях пенитенциарной системы 10 лет, вернулся домой – к пожилой матери, инвалиду I группы. Безуспешно пытается найти работу.

1. Каковы основные проблемы семьи?

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы

в данном случае для решения проблем членов семьи.

3. Куда может обратиться клиент?

4. Какую помощь может оказать специалист социальной работы?

Задача № 4

         Женщина, воспитывающая 5-х детей - школьников, осталась безработной. Муж - отец детей - погиб год назад. Женщина растеряна. По совету соседей она обратилась в территориальный орган (отдел) социальной защиты населения своего района.

1. Какую помощь могут оказать в территориальном органе (отделе) социальной защиты населения?

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем детей и семьи.

3. Роль социального педагога школы в решении проблем семьи.

4. Что можете предложить Вы для решения данной проблемы?

Задача № 5

       Русскоязычная семья (ребенок в возрасте 12 лет, отец и мать, бабушка и дедушка) была вынуждена уехать с Северного Кавказа в Самару, так как взрослые члены семьи потеряли работу, испытывали психологическое давление и дискриминацию по признаку национальности и вероисповедания. В Самаре они живут в однокомнатной квартире вместе с пожилыми родителями. Отец (инвалид ВОВ) обратился за помощью в территориальный отдел социальной защиты населения г. Самара.

1. Определите статус членов семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем членов семьи.

3. Назовите учреждения и организации, в которых могут получить помощь члены семьи.

4. Специалисты каких профилей будут задействованы в решении проблем семьи?
                                                          Задача № 6

       Гражданка П. обратилась в орган социальной защиты с просьбой прикрепить ее для обслуживания на дому. В заявлении она указала, что является одинокой пенсионеркой, никаких родственников не имеет.

  1. Может ли являться обратившийся гражданин (гражданка) получателем государственной социальной помощи?
  2. Какие документы и куда необходимо предоставить получателю социальных услуг?
  3. Разъясните порядок предоставления социальных услуг для конкретного гражданина.
  4. Предложите не менее трех организаций для оказания социальной помощи гражданке.
  5. Составьте социальную карту

                                                      Задача № 7

В Центр помощи семье и детям позвонила школьная медсестра и попросила о помощи. Она сообщила, что ученик 2-го класса Дима пришел в школу с большой ссадиной на лбу и синяком. Учительнице он сказал, что упал с велосипеда. В ходе осмотра медсестра обнаружила на теле Димы многочисленные гематомы —ногах, плечах, груди и спине. Некоторые гематомы уже почти зажили. Медсестра сказала мальчику, что он никак не мог получить все эти повреждения, упав с велосипеда, и попросила его рассказать, что произошло на самом деле. Дима расплакался и ответил, что мать «разозлилась и запустила в меня сковородкой, потому что она поджарила рыбу, а я ее терпеть не могу». Он также заявил: «Она иногда меня бьет, когда сердится. Она говорит, что если она не заставит меня слушаться, то, когда я вырасту, я стану таким, как папа».

1.        Каковы должны быть действия специалиста по социальной работе?

2.        Какие формы и методы работы необходимо использовать в работе с клиенткой?

3.        Каких специалистов необходимо подключить при решении данной проблемы?

4.        С какими учреждениями и службами необходимо сотрудничать при решении проблемы клиентки?

5.        Составьте алгоритм работы с клиенткой.

Задача № 8

Пожилая женщина 75 лет, одиноко проживающая, перенесла операцию по протезированию тазобедренного сустава после перелома шейки бедра. У гражданки частичная утрата зрения и хроническая гипертония. Инвалидность отсутствует. Родственников  нет.

Вопросы:

1.        Каким образом должна быть организована консультация гражданки по вопросам социального обслуживания и оказания ей бесплатных социальных услуг?

2.        Какие документы необходимы гражданке для признания ее нуждающейся в социальном обслуживании?

3.        Какие специалисты должны быть привлечены к работе со случаем?

Задача № 9

В кризисный центр для женщин обратилась клиентка, которая планирует вступить в брак. Будущий супруг клиентки имеет в собственности трехкомнатную квартиру. Сама клиентка иногородняя, в собственности ничего не имеет. Поэтому у клиентки возник ряд вопросов: может ли она, находясь в браке, без согласия супруга его квартиру переписать на себя; может ли она в случае смерти супруга унаследовать его квартиру; если в браке родится ребенок, может ли она при разводе отсудить квартиру супруга; в случае отсутствия детей в браке, может ли она при разводе претендовать на квартиру супруга?

Вопросы:

1.        Каковы должны быть действия специалиста по социальной работе?

2.        Какие формы и методы работы необходимо использовать в работе с клиенткой?

3. Каких специалистов необходимо подключить при решении данной проблемы?

4.        С какими учреждениями и службами необходимо сотрудничать при решении проблемы клиентки?

5.Составьте алгоритм работы с клиенткой.

Задача № 10

        Гражданин А. пенсионного возраста, обратился за разъяснением к социальному работнику, могут ли без его согласия близкие родственники поместить в стационарное учреждение социального обслуживания?

1.        Может ли являться обратившийся гражданин (гражданка) получателем государственной социальной помощи?

2.        Какие документы и куда необходимо предоставить получателю социальных услуг?

3.        Разъясните порядок предоставления социальных услуг для конкретного гражданина.

4. Предложите не менее трех организаций для оказания социальной помощи данному гражданину.

5.Составьте социальную карту.

Заключительный инструктаж и подведение итогов

На этом наше занятие окончено. Давайте  заслушаем и обсудим ваши ответы. Запишите домашнее задание.

Домашнее задание

Составьте  2-3 практические ситуации по решению проблем с лицами из групп риска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационные задачи по профессии "слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей"

Ситуационные задачидля квалификационных испытаний по освоению профессионального модуля  ПМ. 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (слесарь по ремонту оборудования теплов...

Ситуационные задачи с эталонами ответов по неотложным состояниям

Для медицинских сестёр. Специальность"Сестринское дело"....

"СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ" КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФАРМАКОЛОГИИ.

Формирование профессионального мышления будущих медицинских специалистов во многом зависит от эффективности применяемых в учебном процессе приемов и средств овладения практическими умениями и навыками...

План-конспект к открытому занятию «Создание Web-страницы с внутренними ссылками»

·                         План-конспект открытого занятия «Создание структуры навигации с внутренними ссылками на web-странице».Занятие явля...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...

План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"

План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...