Методическая разработка мероприятия, посвящённого дню героев Отечества (9 декабря)
статья

Литвиненко Дарья Александровна

Патриотическое воспитание школьников и студентов — одна из основных задач современного образования, суть которой в формировании чувства любви к родине, ответственности, активной жизненной позиции. Понятие «патриотизм» в широком смысле слова выражает эмоциональное отношение к своему отечеству. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, желание самоидентификации себя с народом, стремление защищать интересы родины.

В материале представлена методическая разработка патриотического мероприятия, посвящённого дню героев Отечества (9 декабря).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия, посвящённого дню героев Отечества (9 декабря)

1. Пояснительная записка.

1.1        Тематическое направление: воспитательное

1.2        Актуальность данной разработки

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из главных направлений образовательной политики как государственной, так и общественной в области воспитания молодого поколения. Оно является важнейшей составной частью воспитательного процесса в образовательных организациях.

Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть. Жизнь показывает, что дети, взрослея, начинают интересоваться подвигами наших соотечественников и размышляют над прошлым своей Родины.

1.3        Целевая аудитория: студенты 1-2 курсов

1.4        Роль и место воспитательного проекта

Занятие составлено с использованием информационно-коммуникационных технологий, что обеспечивает зрительное восприятие.

1.5        Цель и задачи воспитательного мероприятия:

Цель — патриотическое воспитание молодого поколения.

Задачи:

- воспитание уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению, общей памяти героям, павших за Родину;

- пробуждение интереса к историческим событиям;

- расширение представления о государственных праздниках.

1.6        Форма проведения:

Лекционно-тематическое мероприятие.

1.7        Педагогическая технология, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов

Методические приемы: беседа-диалог, показ презентации, анализ подведение итогов

1.8        Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Интерактивная доска, ноутбук

1.9.        Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического персонала

Мероприятие может использоваться классными руководителями I-II курсов при проведении классных часов.

2. Основная часть

2.1        Описание подготовки воспитательного мероприятия

- сбор информационных материалов с электронных и печатных изданий;

- подготовка наглядного материала – презентации;

- проверка техники на исправность;

- проведение мероприятия;

- рефлексия.

2.2        Описание проведения воспитательного мероприятия

Ведущий 1. Дорогие ребята! Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и историю. В России отмечается много праздников, которые памятны нашему духу и сердцу. Среди них есть и те, которые действуют исключительно в России, и нигде больше. Один из таких праздников – это День Героев Отечества, который отмечается 9 декабря.

Ведущий 2. 9 декабря официальный праздник в России, который носит название День Героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году по решению Госдумы РФ. 

Ведущий 1. День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации.

Ведущий 2. Традиции отмечать этот праздник в России заложены после того, как 26 ноября 1769 года императрица Екатерина II учредила высшую воинскую награду – Орден Святого Георгия Победоносца. По статусу получить этот орден мог тот, кто «презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершил отличный воинский подвиг, венчанный полным успехом и доставивший явную пользу». Этим орденом были награждены как выдающиеся российские полководцы, в том числе Александр Суворов и Михаил Кутузов, так и простые солдаты, матросы и казаки. 

Ведущий 1. В последний раз праздник Георгиевских кавалеров торжественно отмечался в 1916 году. В Советское время Георгиевский Орден сменил орден Славы трех степеней, который был украшен желто-черной лентой. Позже георгиевской лентой украсили многие российские медали. А с 2000 года, согласно Указу, подписанному В.В. Путиным, Георгиевский орден вновь стал высшей военной наградой России.

Ведущий 2. ВОВ потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. 

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть – посмертно), из них 104 – дважды, трое – трижды (С.М. Буденный, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин).

Студент 1. (предварительный текст сообщения). Александр Матросов (1924-1943). Стрелок – автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина.

Саша Матросов родителей не знал. Он воспитывался в детском доме и трудовой колонии. Когда началась война, ему не было и 20. Матросова призвали в армию в сентябре 1942-го и отправили в пехотное училище, а затем на фронт. В феврале 1943 года его батальон атаковал опорный пункт фашистов, но угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два вскоре замолчали, однако третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу.
Видя, что единственный шанс выйти из-под огня, это подавить огонь соперника, Матросов с однополчанином дополз до дзота и бросил в его сторону две гранаты. Пулемет замолчал. Красноармейцы пошли в атаку, но смертельное оружие застрекотало опять. Напарника Александра убило, и Матросов остался перед дзотом один. Нужно было что-то делать.

На принятие решения у него не было и нескольких секунд. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза. 

Студент 2 (предварительный текст сообщения). Зоя Космодемьянская (1923-1941). Учась в школе, Зоя Космодемьянская хотела поступить в литературный институт. Но этим планам не суждено было сбыться - помешала война. В октябре 1941-го Зоя как доброволец пришла на призывной пункт и после короткого обучения в школе для диверсантов была переброшена под Волоколамск. Там 18-летний боец партизанской части выполняла опасные задания: минировала дороги и разрушала узлы связи.

Во время одной из диверсионных операций Космодемьянскую поймали немцы. Ее пытали, заставляя выдать своих. Зоя героически вынесла все испытания, не сказав врагам ни слова. Видя, что добиться от юной партизанки ничего невозможно, ее решили повесить.

Зоя Космодемьянская стойко приняла испытания. За мгновение до смерти она крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!» Мужество девушки так потрясло крестьян, что позже они пересказали эту историю фронтовым корреспондентам. И после публикации в газете «Правда» о подвиге Космодемьянской узнала все страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. 

Студент 3. Сегодня мы говорим о героях современной России, чьи имена навсегда вписаны в историю – в поводе для гордости пять подвигов, которые нельзя забыть. (предварительный текст сообщения). Командир спецназа, сержант Евгений Эпов отправился из Челябинска в командировку на Северный Кавказ. Во время очередного обхода местности ребята наткнулись на логово боевиков. Завязался кровопролитный бой, многих парней ранили бандиты, которые  не только стреляли, но и забрасывали солдат осколочными гранатами. Евгений Эпов, командуя отрядом, пытался вывести своих из-под огня, но напор боевиков с каждой минутой только усиливался. Когда бойцы уже почти вышли из окружения,  один из бандитов бросил гранату, которая упала рядом с ранеными ребятами. Женя закричал: «Граната!» и накрыл ее своим телом.  Ценой своей жизни он спас товарищей. Указом Президента Российской Федерации сержанту Эпову присвоено звание героя России посмертно.

Студент 4. (предварительный текст сообщения). Семилетний Денис Тарасов из поселка Мирный  прекрасно знает, что такое настоящая дружба. Вместе кататься с горки – это простое приятельство, а вот вытащить товарища из проруби, рискуя собственной жизнью – совсем другое дело. В тот день после уроков ребята играли на снежной насыпи. Мальчуган Алеша слишком резво скатился с горки и вылетел прямо на поверхность замерзшего водоема. Лед с треском провалился, и малыш начал тонуть. Ему на помощь примчался одноклассник.  Денис каким-то чудом сумел вытащить друга из воды. При этом парнишке самому пришлось встать на тонкий лед и изо всех сил тянуть одноклассника на берег.

Ведущий 1. 9 декабря не просто дань памяти, это чествование лучших российских сынов и дочерей, не побоявшихся благо других поставить выше собственной жизни. День Героев Отечества имеет непревзойденное значение для воспитания граждан. Он помогает формировать идеалы беззаветного служения родине, на живых и исторических примерах показывает образцы героизма и самоотверженности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Разработка классного часа «День героев Отечества». 9 класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/razrabotka-klassnogo-chasa-klass-886861.html
  2. Крест русского мужества. История ордена Святого Георгия Победоносца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aif.ru/society/history/1400043
  3. Сборник методических разработок советников директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями / под ред. Т.Н. Чирковой, Т.Г. Ерохиной. - Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2022. - 57 с.
  4. Час памяти «За честь и отвагу» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://liblihacheva.ru/novosti/586-chas-pamyati-za-chest-i-otvagu.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятие,посвящённого Дню защитника Отечества.

Ежегодно 23 февраля, в России, празднуется день защитника Отечества. Это настоящий мужской праздник – суровый как сама история страны. В разные годы праздник имел разные названия. Современное название...

методическая разработка мероприятия конкурс "Кулинарный поединок"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Межшкольный учебный комбинат Республики Татарстан        Методическая разработка мероприятияконкурс «КУЛ...

Методическая разработка классного часа - День Героев Отечества

Внеклассная работа позволяет не только закрепить учебные навыки, но и расширить кругозор, ознакомить с различными областями науки, способствует развитию их мышления, наблюдательности. Классный час &la...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Экскурсионного маршрута "Наши Герои" МОК им. В. Талалихина

2020 год для нашей страны особенный– празднование 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, Год памяти и славы. И в ознаменовании Великой Победы и мероприятий в рамках Год памяти и сл...

Методические рекомендации по проведения мероприятия к Дню Героев Отечества в онлайн-формате

Данные материалы позволяют провести мероприятие в онлайн-формате...

Методическая разработка мероприятия «День героев Отечества»

Цель мероприятия: расширение знаний студентов о Дне Героев Отечества, истории праздника, Героев Навашинского района, формирование положительного отношения, уважения к памятникам, захоронениям героев, ...